Павел Давыдов: Век образования. На этой неделе 100-летний юбилей отмечает один из старейших вузов страны – Пермский классический университет. Он был учрежден 14 октября 1916 года, то есть возник на грани соприкосновения совершенно разных эпох в российской истории: с одной стороны – расцвет русской культуры, взлет научной мысли, стремительный экономический рост, с другой – кризис политического устройства. Появление университета на Урале отвечало стратегии культурного и геополитического развития России. Громадный, с растущим промышленным потенциалом регион требовал собственного научного, образовательного и просветительского центра. Поэтому юбилей отмечает и сама система образования Западного Урала. За вековую историю в своих стенах университет повидал множество интересных людей, пережил знаковые для страны события, накопил массу любопытных фактов и легенд. Сегодня у нас в гостях ректор Пермского классического университета Игорь Макарихин. Игорь Юрьевич, здравствуйте. Игорь Макарихин: Здравствуйте, Павел. П.Д.: Какой приятный повод встретиться с вами – 100-летие Пермского классического университета. Позвольте поздравить вас, всех ваших коллег, преподавательский состав, а также выпускников и студентов с крупным юбилеем! Я знаю, что подготовка к празднованию велась задолго до сегодняшнего дня. Как вы подготовились к юбилейной дате? И.М.: Спасибо. Действительно, мы начали подготовку даже за несколько лет до этой очень значительной даты. Подготовка включала в себя проведение целого ряда мероприятий: это и научные конференции, это и специальные научно-популярные мероприятия, когда наши профессора, сотрудники, научные работники выходили прямо-таки "в народ". Это были лекции под открытым небом, это были лекции в разных учреждениях города и края. Проходило очень много студенческих молодежных мероприятий: и "Кампус Фест", и "Ночь в университете", различного рода конференции, спортивные мероприятия. Более того, они еще не все закончились. Мы приступаем к кульминации всех наших мероприятий. П.Д.: Век образования – если вдуматься, это смена поколений, это смена исторических эпох. Это, наверное, и есть классика будущего. Кстати, так звучит и слоган вашего университета. Вот эти параллели я провел правильно? И.М.: Я думаю, абсолютно. Действительно, перемена веков всегда влечет за собой определенные смены культурных настроений, определенные смены научных парадигм, особенно это проявляется в естественных науках. И наш университет как раз таки демонстрирует смену умонастроений людей, смену, я бы сказал, общественной активности. Именно поэтому наш университет возник, с одной стороны, как инициатива большого количества пермяков, "снизу", а с другой стороны – решение правительства страны, "сверху". П.Д.: Игорь Юрьевич, наверное, в такой юбилей особо приятно вспоминать выпускников, педагогический состав, людей, чья история неразрывно связана с летописью вашего вуза. Давайте сегодня кого-то вспомним. И.М.: Это сделать непросто, потому что, по нашим даже неполным данным, университет за 100 лет выпустил более 110 тысяч человек. Например, один из старейших наших факультетов – юридический факультет, созданный при основании университета, – может похвастаться тем, что среди его выпускников есть и первый генеральный прокурор Российской Федерации современности, есть представители Конституционного суда, Высшего суда, Высшего арбитражного суда, есть губернаторы российских регионов. С этой точки зрения юридический факультет – бесспорный лидер среди наших факультетов. С другой стороны, историко-филологический факультет может похвастаться целой плеядой известных писателей. Среди них, например, известный писатель Юзефович, который, кстати, стал почетным профессором нашего университета, и мы будем вручать ему соответствующий диплом как раз во время празднования 100-летия. Конечно же, мы стараемся делать так, чтобы университет был полезен обществу и региону именно с точки зрения его профессий. П.Д.: И к слову о том, чем интересен ваш университет для остальных жителей Большой страны, кто о нем еще не знает. Одно из знаковых событий в рамках празднования юбилея – это выставка научных достижений Пермского университета, на которой будут представлены прорывные изобретения и технологии ученых. Позвольте поинтересоваться, о каких именно изобретениях идет речь и в каких областях науки? Когда встал вопрос об эвакуации самого важного и ценного оборудования с борта станции "Мир", то наше оборудование было спущено, тогда как большая часть была затоплена вместе со станцией. И.М.: Наверное, начну с привычных для себя, поскольку я физик, изобретений и различного рода приборов именно в области физико-математических наук. Здесь особую гордость составляет специальная аппаратура, которая размещается на орбитальных космических станциях – и на Международной станции, а до этого и на российских станциях. Аппаратура "Дакон" – уникальная аппаратура, которая была разработана в нашем университете и не имеет аналогов не только в стране, но и в мире. Примером востребованности и примером качества этого оборудования служит тот факт, что когда вставал вопрос об эвакуации самого важного и ценного оборудования с борта станции "Мир", то наше оборудование было спущено, тогда как большая часть была затоплена вместе со станцией. П.Д.: Год назад, после своего переизбрания на новый срок в качестве ректора, вы сказали, что главная цель – это сохранение лидерских позиций вуза в образовательных и научных сферах и вхождение в список 10 лучших национальных исследовательских университетов России. Прошел год – срок небольшой. Но тем не менее насколько сегодня вы близки к этой поставленной цели? И.М.: Мы стараемся сверять себя не только с лучшими российскими университетами, классическими в первую очередь, но и сравниваем себя с зарубежными университетами. Мы участвуем в международных рейтингах, и эти рейтинги показывают, что по разряду университетов мы входим в число 20–25 лучших университетов России. П.Д.: 100-летний юбилей Пермского классического университета – век образования. У нас в гостях ректор Пермского классического университета Игорь Макарихин. Мы не раз обсуждали тему разных рейтингов с представителями разных вузов нашей страны, и многие соглашались с таким мнением, что очень много рейтингов, и не всегда они учитывают реальное положение дел. А если в целом посмотреть на этот институт рейтингов, с вашей точки зрения, он сегодня в российских реалиях заслуживает доверия? И.М.: Я думаю, что к нему надо относиться спокойно и из каждого рейтинга брать то, что необходимо. Мы являемся одним из всего лишь шести официальных партнеров Оксфордского университета по проведению летних триместров и практик на территории Российской Федерации. Например, по разряду международной деятельности рейтинга эффективности, который проводит Министерство образования и науки Российской Федерации, у нас вроде бы скромные показатели. С другой стороны, мы являемся одним из всего лишь шести официальных партнеров Оксфордского университета по проведению летних триместров и практик на территории Российской Федерации. В этом году, например, 30 студентов из Оксфорда приезжали. Они учились на физическом факультете, химическом, биологическом. Они ходили на геологическую практику, причем по всей стране, а не только по Пермскому краю. Это признак того, что качество обучения нашего университета достаточно высоко. П.Д.: А как много у вас иностранных студентов сегодня? И.М.: Пока у нас их всего лишь немного более 100, но это те, которые засчитываются в официальную статистику, это студенты, которые учатся по полному циклу или в рамках программ академического обмена. В то же время у нас более 300 студентов, которые приезжают на краткосрочное обучение. На языковую практику очень много иностранных студентов приезжают на факультет иностранных языков и литературы и на филологический факультет. Очень много ребят, которые приезжают на включенное образование. По этой причине мы считаем, что масштаб обмена у нас достаточно хороший. Но тем не менее мы будем его наращивать, потому что есть и вторая сторона медали: если к нам приезжают, то и мы должны отправлять своих студентов. Тоже порядка 200–250 студентов каждый год уезжают в наши партнерские университеты в Америку, в Англию, во Францию, в Германию, в Китай для того, чтобы изучать там либо науки, либо языки. П.Д.: Игорь Юрьевич, давайте немножко поговорим об образовательных программах. Скажите, пожалуйста, а вот как они сегодня меняются с учетом новых технологий современности? И.М.: Я полагаю, что наш слоган "Классика будущего" обязывает нас к тому, чтобы двигаться достаточно осторожно и аккуратно в этом. Мы для себя решили, что электронные технологии, электронные системы обучения все равно будут лишь дополнением к классическому диалогу учителя и ученика. По этой причине мы, став одним из первых в стране, кто начинал развивать дистанционное обучение, сделали для себя выводы, что никакие электронные курсы полностью не заменят классический учебный процесс. Поэтому мы считаем, что должна быть золотая середина в использовании как и классических бумажных технологий, так и ультрасовременных – дистанционных, электронных. П.Д.: Недавнее исследование вузов страны показало, что число преподавательского состава сокращается, причем такая картина характерна для многих вузов страны. На этом фоне дорожает обучение. Насколько эта проблема актуальная сегодня для вас? И.М.: Мы стали одним из немногих вузов страны, который смог позволить себе не сокращать профессорско-преподавательский состав. Вот он у нас как сформировался на уровне примерно 1300 человек, так и сохраняется на этом уровне. П.Д.: Вы обрадовали телезрителей хорошей информацией. И.М.: Конечно. Должен заметить, что на некоторых факультетах число преподавателей немножко уменьшается, но зато на других увеличивается. Это следствие того, что университет, ученый совет университета еще четыре года назад разработал стратегический план с конкретными показателями, и мы стараемся его выполнять. Сейчас ситуация меняется, сейчас демографический спад – и, соответственно, все кризисные явления в высшей школе подходят к своему завершению. Нам надо обновлять стратегию. Мы будем рассматривать теперь вопросы уже не только сохранения и, может быть, даже не столько роста, сколько вопросы, связанные с повышением качества обучения. П.Д.: Игорь Юрьевич, сегодня к системе образования страны в целом приковано особое внимание, часто критикуют. И конечно же, хочется также поговорить о проблемах. Скажите, пожалуйста, для вас как для руководителя одного из старейших вузов страны какие проблемы выходят на первый план? И.М.: Я бы сказал, что это проблемы, наверное, материально-технической базы, в первую очередь проблемы, связанные со студенческими общежитиями. Не секрет, что руководство Министерства образования и науки Российской Федерации и правительство страны в целом прикладывают все силы для того, чтобы наши вузы стали не только конкурентоспособными с точки зрения мировой науки, но и чтобы они стали привлекательными для обучения иностранных студентов. Мы готовы были бы это делать в гораздо больших масштабах и гораздо более быстрыми темпами, если бы не инфраструктурные ограничения в виде общежитий. П.Д.: Частично эту проблему вы как раз и решили перед юбилеем. Об этом надо сказать. И.М.: Да, частично решили, но это решение оптимизационное – мы одно из общежитий используем теперь более эффективно. Это позволило нам увеличить за последние несколько лет практически на 300 мест число студенческих мест в общежитиях. Но этого маловато. Нам надо порядка 500–600 новых мест, в том числе для иностранных студентов. У нас уже есть проекты под эти общежития, но пока ждем. П.Д.: Осталось найти финансирование. И.М.: Да. П.Д.: Игорь Юрьевич, где студенты – там всегда шум, веселье, праздник, разные акции, флешмобы. А ваши студенты занимаются волонтерской и общественной деятельностью? И.М.: Да. Так уж нам повезло, так уж сложилась ситуация, что в нашем университете на юридическом факультете и на философско-социологическом факультете есть специальности и программы, связанные с социальными науками – это и "Социальная работа", и "Социология", и "Организация работы с молодежью". Все эти специальности предполагают привлечение ребят, которые ориентированы на служение людям. Соответственно, для них совершенно естественно заниматься волонтерством. Поэтому мы и не прикладывали особых усилий, волонтерский центр университета возник практически сам собой. Конечно, мы помогаем по возможности. Инициатива ребят помогает не только в профессиональном росте во время обучения, а она им помогает быть человечнее – ну и нам всем тоже. Очень важным будет то, что начинается прямо сейчас в университете. Это возникновение междисциплинарных исследований и новых специальностей, связанных с этими исследованиями. Это коллаборация между физиками и биологами, между химиками и биологами, химиками и физиками, присоединение к этим сотрудничествам гуманитариев.  П.Д.: Игорь Юрьевич, вековой рубеж пройден, начинается новый отсчет. Летопись Пермского классического университета, естественно, продолжается. Если мы с вами пролистаем пару страниц вперед, что мы увидим завтра в этой летописи? И.М.: Я думаю, что очень важным будет то, что начинается прямо сейчас в университете. Это возникновение междисциплинарных исследований и новых специальностей, связанных с этими исследованиями. Это коллаборация между физиками и биологами, между химиками и биологами, химиками и физиками, присоединение к этим сотрудничествам гуманитариев. Я считаю, что за этим будущее, появление совсем новых специальностей. В нашем университете прототипы, ростки таких новых взаимоотношений, таких новых специальностей и научных направлений есть. И я связываю перспективу развития нашего университета именно с междисциплинарностью. П.Д.: Одним словом, история пишется здесь и сейчас. Пусть ваш вуз и дальше способствует положительным изменениям как в стране, так и в обществе. С юбилеем поздравляю Пермский классический университет! Спасибо вам большое. И.М.: Спасибо, Павел. П.Д.: В 97 научных лабораториях Пермского университета наблюдают за Землей из космоса, разрабатывают системы навигации, проводят эксперименты по получению биоматериалов для изготовления лекарств… Всего и не перечислишь. Главное – в стенах вуза зарождаются не только самые смелые и амбициозные проекты, воспитываются целые поколения высококлассных специалистов в самых разных областях, но и растут, формируются люди, которым возрождать и нашу науку, и нашу страну. У нас в гостях был ректор Пермского классического университета Игорь Макарихин.