Протоиерей Михаил Зазвонов: Пускай в каждом человеке не слово "милосердие", так другое вызовет главное – любовь к ближнему, к окружающим. Это самое главное
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/velikaya-missiya-25104.html
Павел Давыдов: Благотворительность, меценатство, милосердие
– постепенно они возвращаются в нашу жизнь. В немалой степени этому способствовали
тяжелейшие испытания, выпавшие на долю россиян в так называемое перестроечное время,
когда страна переходила к рыночной экономике и рыночным отношениям. В советские
времена само понятие благотворительности было довольно условным и размытым, была
социальная ответственность. А благотворительностью на протяжении веков занималась
Церковь.
Сегодня в студии
"Большой страны" – руководитель направления по защите семьи, материнства
и детства Синодального отдела по церковной благотворительности, настоятель Храма
всех святых в Новокосино, протоиерей Михаил Зазвонов. Отец Михаил, здравствуйте.
Михаил Зазвонов: Здравствуйте.
Павел Давыдов: Для начала позвольте я переадресую вопрос,
который сегодня все чаще задают россияне в социальных сетях: почему в обществе сегодня
такое неоднозначное отношение к деятельности Церкви, которую все чаще обвиняют в
излишне коммерческой деятельности?
Михаил Зазвонов: Ну, наверное, все же это некий стереотип.
Надо, конечно, разбираться в ситуации. Надо вникать в то, что называется "коммерческой
деятельностью". Обычно у нас пожертвования. То есть прихожане, которые приходят
в храм, безусловно, они пользуются так называемыми услугами, то есть приобретают
свечи, которые нужно сделать. Это такое производство как бы у нас, и для этих целей
есть свои заводы. Безусловно, Церковь использует свет, использует масло, использует
различные в богослужении предметы, которые тоже требуют каких-то средств. Оплата
и певчих, потому что у них тоже есть свои семьи и им нужно кормить своих детей.
Это, конечно, и оплата служений священнослужителей. Всегда Церковь их поддерживала,
потому что у них тоже есть дети.
Павел Давыдов: А бывают случаи, когда вынуждают жертвовать?
Михаил Зазвонов: У нас сейчас очень регламентировано.
Обязательно всех предупредили о том, что если у человека вдруг нет средств, то он
просто говорит об этом – и пожалуйста, он может не жертвовать. Это добровольно.
Павел Давыдов: Другими словами – сегодня общество так
реагирует просто от непонимания и незнания некоторых моментов, да?
Михаил Зазвонов: Да. Действительно, если есть острые темы,
нужно о них просто говорить и находить ответы. А так просто голословно, что-то обвиняя
и не ожидая доказательств… К сожалению, на сегодняшний день это новая такая информационная
программа, что ли, или мода появилась – просто сказать и уйти.
Павел Давыдов: Не неся ответственности.
Михаил Зазвонов: Да, совершенно верно. И мы видим, что
этим злоупотребляют не только просто обычные обыватели, но и государственные деятели
некоторых стран.
Павел Давыдов: Из века в век великая миссия Церкви –
в том числе и благотворительность. А вот как она изменилась сегодня, спустя столетия?
Михаил Зазвонов: Слава Богу, наступили те времена, когда
Церковь справилась с тем, что она не только могла кадрово обеспечить служение в
церкви, потому что раньше была нехватка священнослужителей очень большая, хотя она
и сейчас остается. И конечно же, различные социальные проекты – они уже были по
мере сил, как говорится.
Мы пытаемся развить среди священнослужителей, церковных социальных работников такую новую моду, если хотите, на благие дела
Сейчас мы наконец-то
пришли к тому времени, когда мы уже говорим о необходимости развития общественных
и социальных проектов. И безусловно, это благотворительность. Да, это сейчас бурно
развивается. Мы проводим различные обучения, семинары, конференции, форумы, выездные
какие-то совещания. Мы пытаемся и развить среди священнослужителей, социальных работников
церковных такую новую моду, если хотите, на благие дела. И безусловно, прихожане
откликаются. Они видят эти добрые дела – и они участвуют. И поэтому это такое общее
дело, и оно сейчас только идет в гору.
Павел Давыдов: Отец Михаил, позвольте я процитирую,
что сказано на сайте: "Миссия Синодального отдела – это соединение эффективных
современных технологий, благотворительности с подлинно христианским служением ближнему".
А как это происходит на практике?
Михаил Зазвонов: На сегодняшний день мы приняли нормальную
такую, популярную в некоммерческих организациях систему благотворительного проектирования,
то есть используем различные технологии, в том числе фандрайзинговые технологии,
технологии IT,
PR-технологии, то
есть дистанционное обучение, которое позволяет соединить до тысячи человек и более.
Павел Давыдов: У меня ощущение, что мы сейчас с вами
говорим о какой-то современной компании благотворительной, а не о Церкви, которая
существует уже много-много столетий.
Михаил Зазвонов: Церковь никогда не была против…
Павел Давыдов: Технологий?
Михаил Зазвонов: …технологий и научных изобретений. Раньше,
например, был термин "философия – служанка богословия". То есть, когда
наукой занималась Церковь, то они использовали философию для своих целей – для развития
богословия. Так и сейчас Церковь использует. Если это благостно, мы используем все,
что есть у нас на сегодняшний день и в науке. И мы не хотим как-то отставать. Мы
– все же люди те, которые живут в этом мире, мы не с Луны. Мы действительно сегодня
просто братья и сестры, ничем не отличаемся.
Павел Давыдов: Еще одна из задач Синодального отдела
– это "создание общецерковного массового добровольческого движения милосердия".
Поясните, о чем идет речь. И как вы близки к его созданию?
Михаил Зазвонов: Это действительно новое такое ведение,
когда мы объединяем прихожан ради какой-то социальной проблемы, учим и пытаемся
помочь, может быть, пока еще в этой сфере часто неуклюжей государственной социальной
работы, потому что какие-то моменты оно не может решить. Например, если у человека
нет регистрации, то он не получает ни пособий, ни что-то еще. А мы не требуем государственную
регистрацию, мы просто помогаем. И здесь мы просто действительно закрываем те бреши,
которые на сегодняшний день еще государство как-то не проявило. И мы друг у друга
учимся. Некоторые наши проекты сейчас уже реализуются на уровне государства и поддерживаются
из госбюджета.
Павел Давыдов: А в каких сегодня форматах Церковь может
заниматься благотворительностью?
Михаил Зазвонов: В совершенно различных. Например, в России
230 проектов по помощи алкоголезависимым, более 150 проектов по наркозависимым,
400 проектов по помощи инвалидам, из них 62 общины помощи глухим и слепоглухим
людям. У нас 40 богаделен, 46 приютов для беременных женщин, 65 приютов
для детей. Говорить об этом можно много. И это действительно самые лучшие люди Церкви.
Они неравнодушны, они пришли. И зачастую этот труд – он добровольческий.
Павел Давыдов: В продолжение нашей беседы я предлагаю
посмотреть сюжет, который мы получили от наших коллег из Ставропольского края. В
2003 году произошла страшная трагедия – террористы взорвали электричку. После
тех дней родственники погибших объединились и на базе больницы построили храм. Давайте
посмотрим.
Михаил Зазвонов: Давайте, хорошо.
5 декабря 2003 года Екатерина
вряд ли забудет. Это был день ее совершеннолетия. Екатерина едва успела вскочить
в вагон и отъехать от вокзала, как раздался хлопок. Позднее этот взрыв станет новостью
номер один во всех средствах массовой информации. Помнит только, как чьи-то сильные
руки подхватили ее и вынесли на воздух.
Екатерина Земцева, руководитель социальной
службы Храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", город Ессентуки: Ты не хочешь, чтобы этот сон видел твой
ребенок, твои вообще родные. И вообще это такое чувство, когда просто проходит день,
и хочется, конечно, верить, что тебе это просто приснилось.
Родным не приснилось. Матушка Татьяна
и отец Алексей, почуяв неладное, ринулись к центру города. Уже через 10 минут
были на месте.
Татьяна Стацюк, регент церковного хора: Когда мы приехали, мы увидели, конечно,
весь этот ужас, все это, что там происходило. Ну, это страшно сейчас описать. Ну,
как? Я не могу сказать, что я там бросилась сразу кому-то помогать. Я искала сначала
свою дочь.
Потом были долгие дни и ночи в больнице.
Идея построить больничный храм родилась сама собой. Обивая пороги, выпрашивая участок
под строительство, отец Алексей неустанно рассказывал о всеобщем осознании необходимости.
Алексей Стацюк, протоирей, настоятель
Храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", город Ессентуки: Я как бы своего рода и обет дал Богу,
что вот за спасение дочери буду стараться строить. А здесь был бурьян, пустырь.
Вот я и говорю: "Если это место вы мне не дадите…" Ну, на этом месте и
определились.
Одним из немногих чиновников, кто поддержал
отца Алексея, был главврач Ессентукской больницы – именно сюда везли раненых после
теракта.
Дмитрий Катанов, главный врач городской
больницы города Ессентуки:
Я, конечно, это предложение принял с удовольствием. Мы все сделали, чтобы это сначала
была часовенка из вагончика, а потом построили храм.
На месте будущего храма поставили крест.
И на том дело бы и закончилось, потому что даже в Божием деле, к сожалению, нужны
деньги. Денег батюшке – ровно 100 тысяч – дал старший брат.
Алексей Стацюк: Я как-то в Минводах был. Смотрю – вагон
разбитый. О, вагон! Шикарный вагон. Обратился в "РЖД", к начальнику в
Минводах – ну и процесс пошел.
Из вагончика батюшка своими руками часовню
построил. Из газовых баллонов колокола сделали. И пошел народ больничный в часовню
службу отстоять или просто свечку за кого-то поставить. А к тем, кто прийти не может,
батюшка сам в больницу ходил. Его и сейчас там часто увидеть можно.
– Я слова иногда
не понимаю, когда читаешь Псалтырь: "втуне" и "тук".
На храм настоящий – бревенчатый – собирали
всем миром, по бревнышку. Бревна на храм прихожане жертвовали. Катя, когда на ноги
встала, каждое бревно собственноручно подписывала. Через 9 лет после теракта
вырос красавец-храм Божией Матери "Всех скорбящих радость".
Екатерина Земцева: Мы подписывали бревна, сестры милосердия,
а на улице было минус 20, минус 15. То есть погода совсем как бы не летняя и даже
не осенняя. Очень было холодно, ветер был. Мы каждое бревно отогревали. Мы его какими-то,
я не знаю… феном прослушивали.
Сестры милосердия – обычные прихожанки
со своими семьями. В свой выходной приходят, помогают. Люди в больнице часто просили
помочь то за одинокими больными поухаживать, то за детьми присмотреть, то за инвалидом.
Столовую открыли благотворительную.
Мария Чернова, сестра милосердия: У каждой свое послушание: кто-то готовит
на кухне, кто-то в храме помогает, многие в центре помогают. В холодное время года
мы кормим нуждающихся на автовокзале.
Когда Татьяна, тогда еще самом невоцерковленная,
познакомилась с будущим мужем, даже не подозревала, что ее судьба теперь круто повернется,
и уже в 25 лет ее станут называть матушкой. Она будет молиться перед едой и
соблюдать все посты, тому же самому учить детей.
Татьяна Стацюк: Знания о Боге мы получаем откуда? Мы
получаем из Священного Предания, из Священного Писания.
А через несколько лет она, провизор по
специальности, объединит вокруг себя сестер милосердия, организует социальную службу
при храме и будет руководить церковным хором. За своим мужем как за военнослужащим
она проехалась по городам и весям, меняя приходы, окружение. На Ставрополье они
задержались на 25 лет. Здесь у них второй сын родился и дочь еще одна
18 лет назад. У младшей диагноз неисправимый. Бог его знает, как эти хромосомы
между детьми разделяются. Матушка Татьяна уверена, что дети такие – особенные и
даются Богом не зря.
Татьяна Стацюк: Они – как лакмусовые бумажечки такие,
знаете. Когда человек начинает с ним общаться, сразу видишь, какой человек. Один
человек, наоборот, показывает свою любовь. А другой человек старается как бы, знаете…
ну, может быть, нехорошее слово, но пойти руки помыть даже.
"Если дал Господь – значит, я могу".
И она смогла. Любви хватило еще и на других таких же – особенных. Дочь Екатерина
организовала при храме работу с детьми, инклюзивный кружок, а потом и лагерь летний,
где дети с ограниченными возможностями с детьми обычными общаются.
Татьяна Стацюк: Они учат нас любви. И наши дети, которые
здоровые, возле них растут. И они тоже учатся этой любви, они учатся состраданию.
Попросила волонтеров помочь. Среди них
и Полина Сазонова, студентка пединститута. У нее и своих трое здоровых детей, а
она регулярно к чужим особенным приходит.
Полина Сазонова, волонтер: Я не рассматриваю ребенка с точки зрения
его заболевания. Я вижу в нем обычного ребенка – такого же, как мои дети, как ваши
дети и многие другие – и просто пытаюсь в игровой форме с ним заниматься. Вот и
все. Поэтому часто я даже сама не знаю, какой у ребенка диагноз, если нет его явного
проявления.
Для родителей инклюзивный кружок – бесценный
час, за который столько дел можно переделать. Особенно это касается родителей "детей
восьмого типа", как их называют казенно. За таких, как кто-то придумал, необучаемых
разве что Церковь и берется. А здесь они и рисуют, и даже лепят.
– На первое занятие
мы пришли, на пескотерапию. Ну, песок дома есть у нас, но максимум на 10 минут
хватало. А сейчас ребенок сидит час. Она знает, что с ним делать.
– С этими людьми
мы уже как бы родные стали. Мы в школе вместе учимся. Со многими мы в садике вместе
были, плавно перешли в школу. И даже мы дни рождения справляемся как бы. Ну, стараемся
вместе. У наших детей как бы свой мир получился.
– Немногие дети
здоровые воспринимают наших деток. А здесь для наших детей просто удача. Они между
собой общаются, они занимаются.
Затем молодежный центр при храме организовали.
Теперь в планах гостиницу благотворительную построить для тех, кто из далеких деревень
за помощью врачебной приехал или ухаживать за кем. Медленно, но верно – пожертвования
нынче нескоро собираются – гостиницы силуэт проявляется в церковном дворе.
Павел Давыдов: А я напоминаю, у нас в гостях – руководитель
направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной
благотворительности, настоятель Храма всех святых в Новокосино, протоиерей Михаил
Зазвонов. Отец Михаил, только что мы посмотрели удивительный сюжет…
Михаил Зазвонов: Очень хороший.
Павел Давыдов: Это яркий пример милосердия, благотворительности,
отзывчивости людей. Скажите, пожалуйста, а вот насколько сложно сегодня открыть
храм или приют?
Михаил Зазвонов: Сложно, потому что храм, а также и приют
требуют определенной, можно сказать, светской составляющей – это эксплуатация и
постройка здания, а это дорогое удовольствие.
Павел Давыдов: Получить разрешение, общаться с чиновниками…
Михаил Зазвонов: Безусловно. Роспотребнадзор, СНиПы, различные
СанПиНы. Надо сказать, идут навстречу, помогают. Потому что если сейчас каждый батюшка
будет еще принимать прораба-инженера к себе для того, чтобы делать эти бумаги, то
у нас, безусловно, на строительство уже и не останется средств. И здесь нам помогают
– и говорят, и разъясняют. И батюшка становится завхозом зачастую. Ну, надеюсь,
это не надолго. И даже на постройку хотя бы определенного приюта все равно потребуются
для Церкви колоссальные средства. Поэтому нелегко, но это очень важно. И люди сплочаются,
люди помогают.
И мы сами помогаем
таким инициативам на местах, потому что понимаем, что если где-то в Москве, в больших
городах, может быть, и найдутся благотворители, то в поселках или в дальних районах,
в дотационных регионах это очень проблематично. Поэтому, например, у нас буквально
недавно к 1 июня 2016 года был такой призыв Святейшего Патриарха – в День
ребенка, защиты детей собрать такой сбор со всех прихожан, то есть объявить, чтобы
они могли участвовать в таком большом деле, как организация приютов для детей. И
тогда собрали почти что 40 миллионов со всей Русской Православной Церкви. И
сейчас 48 епархий уже открывают новые или приюты, или центры гуманитарной помощи,
где малоимущие семьи, многодетные семьи могут поучаствовать и принять гуманитарную
помощь.
Павел Давыдов: Я знаю, что вы проводите интернет-семинары,
причем на разные темы. И как раз одну из лекций ваших я прослушал, где вы говорили
о том, что сегодня одна из важнейших тем – организация социальной деятельности в
малых городах и сельских приходах. А с чем это связано? Почему эта тема так актуальна?
Михаил Зазвонов: Да потому, что человек там чувствует
себя одиноко, он не надеется на свои силы, у него очень мало мотивации. Это стереотипно,
что "вот где-то там есть ресурсы". На добрые дела никогда нет времени,
никогда нет средств, никогда действительно нет того, что ты хочешь. Но надо же с
чего-то начинать. Ты должен просто сказать себе: "Начни!" И в городах
люди смелее в этом плане, потому что много вокруг людей. А в селе, в малых городах
кажется, что ты одинок.
Павел Давыдов: Какой-то свой мир закрытый, да?
Михаил Зазвонов: Да. И здесь нужно просто сломить стереотипы.
Но для этого первого шага нужна мотивация. И мы эту мотивацию стараемся развить
в своих таких дистанционных обучениях.
Павел Давыдов: К слову о мотивации. "Милосердие",
"сострадание", "благотворительность" – а как сегодня эти слова
трактует Церковь? Ведь часто мы, например, слово "милосердие" путаем с
"жалостью", а ведь это в корне неверно.
Пускай в каждом человеке не слово "милосердие", так другое вызовет главное – любовь к ближнему, к окружающим. Это самое главное
Михаил Зазвонов: Милосердие – это такое комплексное понятие.
Пришел человек нуждающийся и просит: "Смилосердствуйтесь!" Что ему нужно
– накормить сейчас и отпустить или действительно научить его, как самому находить
питание? Поэтому это различные формы, но они – как синонимы любого хорошего дела.
Пускай их будет больше. Пускай в каждом человеке не это слово, так другое вызовет
главное – любовь к ближнему, к окружающим. Это самое главное.
Павел Давыдов: Это, наверное, и есть великая миссия,
которая сегодня доступна каждому из нас.
Михаил Зазвонов: Умножать любовь.
Павел Давыдов: Спасибо вам большое за эту беседу. Сегодня
вы дали понять нам, что милосердие, сострадание, а также очень важные слова, такие
как "меценатство", о которых мы почему-то сегодня забываем, доступны нам.
Михаил Зазвонов: Конечно.
Павел Давыдов: И об этом нельзя называть. Спасибо большое.
Михаил Зазвонов: Спасибо.
Павел Давыдов: У нас в гостях был руководитель направления
по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности,
настоятель Храма всех святых в Новокосино, протоиерей Михаил Зазвонов.