Вера Кузьмина: Если у журнала есть подписчики через редакцию, значит он идет в правильном направлении

Гости
Вера Кузьмина
главный редактор журнала «Автомобильный транспорт»

Павел Давыдов: 95 лет в центре событий транспортной отрасли. В этом году журнал "Автомобильный транспорт" отмечает юбилей. Первый номер издания вышел в свет в 1923 году и назывался "Мотор". В 1941-м его переименовали в "Автомобиль", а с 1953-го он получил свое нынешнее название. За годы существования не только кардинально изменилась сама транспортная отрасль, но и подход к ее освещению.

У нас в гостях – главный редактор журнала "Автомобильный транспорт" Вера Кузьмина. Вера Федоровна, здравствуйте.

Вера Кузьмина: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Во-первых, примите поздравления с почти вековым юбилеем. 95 лет – внушительная дата. И, насколько я понимаю, ваша редакция даже выпустила специальный номер, в котором рассказана история транспортной отрасли. А скажите, пожалуйста, на что именно вы посчитали нужным обратить внимание читателей?

Вера Кузьмина: Я могу сказать, что у нас есть такая традиция – перед очередным юбилеем мы печатаем статьи из архива наших журналов прошлых лет.

Павел Давыдов: Очень хорошая традиция.

Вера Кузьмина: Да. И в течение года мы печатаем эти материалы, как правило, посвященные заглавной теме журнала, выбираем определенную статью. И когда наступал наш юбилей, мы решили, как же его отметить. Не просто в каком-то узком кругу, а решили сделать подарок всем автомобилистам. И было принято решение – опубликовать в первом номере журнала юбилейного года статьи, которые были опубликованы в нашем издании более полувека назад.

Павел Давыдов: И некоторые архивные статьи действительно впечатляют, потому что серьезно изменилась отрасль. С другой стороны, есть прототипы электромобилей, о которых рассказано было еще 50 лет назад, а сегодня мы их видим воочию.

Вера Кузьмина: Да, взаимосвязь наглядная.

Павел Давыдов: Наблюдется.

Вера Кузьмина: Да. И я хочу сказать, что в первом номере журнала "Мотор" была опубликована программа журнала и обозначены все те рубрики, которые предполагалось освещать в дальнейшем. И надо отдать должное всем редакциям, всему редакционному коллективу, который работал эти многие десятилетия над этим журналом, что они сохранили именно те рубрики, которые актуальны и по сей день.

Вы знаете, что в каждой отрасли есть свой законодательный документ, который является главным. Так вот, для отрасли автомобильного транспорта является Устав автомобильного транспорта, который в советское время был принят в 1969 году, а в нынешнем уже веке – в 2007 году. Эти разговоры шли еще в 1955 году. И если читатель прочитает эту статью, то такое впечатление создается, что автор написал сегодня эту статью. То есть те проблемы, те задачи и подход, почему нужно было принять этот устав, они актуальны и сегодня.

Павел Давыдов: Вера Федоровна, скажите, пожалуйста, раз уж мы с вами говорим об истории, а какой этап развития транспортной сферы в нашей стране был самым неоднозначным и сложным?

Вера Кузьмина: Вы знаете, трудно сказать, хотя в отрасли транспортной вся моя трудовая деятельность, более 40 лет. И закончила я специализированный институт – Московский автомобильно-дорожный институт – по организации перевозок. И долгое время работала и на практике, занималась перевозками грузов. Я бы назвала самый трудный период – это начало 90-х… не начало, а 90-е годы, когда я тоже руководила транспортным отделением на одном предприятии, и невозможно было достать, вот именно не купить, а приходилось доставать шины, по талонам бензин приобретать. Это сейчас автомобилистам предоставляется выбор что-то купить, а тогда это было очень сложно. В дефиците было все, начиная от запчастей, от хороших автомобилей…

Павел Давыдов: А ведь все это забылось.

Вера Кузьмина: Забылось. Это было очень сложно.

Павел Давыдов: И мы сегодня ругаем правительство, которое повышает цены на бензин, при этом забываем, как было в советские времена или в перестроечное время жить.

Вера Кузьмина: Было сложно. Сейчас у нас насколько поднят уровень связи, у всех мобильные телефоны, интернет-связь. А ведь тогда водитель вышел за ворота, на автомобиле выехал – и ты не знаешь, где он и когда он приедет. И переживаешь. Главное, чтобы ничего не случилось в дороге. Я считаю, что это были самые сложные времена.

Павел Давыдов: Да, это естественно. Раз уж мы с вами говорим о трудностям и переломных моментах, скажите, пожалуйста, а журнал ваш каким-то образом ведь выжил в 90-х и в 2000-х, когда многие другие издания закрывались. За счет чего? Кто помог?

Вера Кузьмина: Вы знаете, наверное, дух самой редакции. Почему? Потому что (это очень важно) даже в годы Великой Отечественной войны журнал регулярно издавался, не был пропущен ни один номер, который был запланирован к выпуску. Вы согласитесь, что даже в то трудное время редакция устояла.

Павел Давыдов: Конечно.

Вера Кузьмина: В 90-е годы, да, тяжело. И сейчас трудно соперничать с электронными средствами связи. Но я считаю, что бумажный вариант журнала – это всегда можно взять…

Павел Давыдов: Это архив, всегда под рукой.

Вера Кузьмина: Это не только архив. Это почитал, отложил, потом снова вернулся к этой статье, что-то полистал. Вы знаете, мы разговаривали с перевозчиками на одном из мероприятий, я спрашивала: "А что бы вы хотели, чтобы в этом журнале мы больше печатали?" Мне сказали: "Не поверите, официальные материалы нам хотелось бы, чтобы вы печатали". Я говорю: "Ну почему? Все же есть в доступе". – "Вы знаете, нам некогда искать что-либо в интернете. А когда нам все это преподносят…" А мы еще в нашем журнале не только печатаем официальные материалы, но мы еще и даем пояснения, какие трудности возникают при их реализации и как их преодолеть. И это дается из первоисточника.

Допустим, Координационный совет в Минтрансе есть, который возглавляет замминистра автомобильного транспорта Николай Анатольевич Асаул. На этот совет приглашают перевозчиков из регионов, и они сами об этом рассказывают. А мы потом это в журнале рассказываем, доносим до нашего читателя. И они знают, как решить ту или иную проблему.

Павел Давыдов: А кто ваш читатель? На кого вы ориентируете те статьи, которые публикуются в журнале?

Вера Кузьмина: Я могу сказать, что основные читатели нашего журнала – это руководители автотранспортных предприятий.

Павел Давыдов: То есть профильная отрасль?

Вера Кузьмина: Профильная отрасль, да. Выписывают департаменты транспорта муниципалитетов. У нас очень широкий круг читателей, я считаю, на высокопрофессиональном уровне.

Павел Давыдов: А за счет чего вы выживаете сегодня? Ведь от одной подписки жить завтрашним днем не сможешь, нужна поддержка бизнеса, а может быть, даже профильных министерств и ведомств.

Вера Кузьмина: Вы знаете, как ни странно, но мы живем за счет подписчиков. Если вы полистаете наш журнал, то у нас реклама бывает, но редко. Мы выживаем за счет наших верных подписчиков. И у нас даже есть подписка через редакцию, и она является как бы индикатором для меня. Потому что я как-то была в командировке в Санкт-Петербурге, и там есть одно предприятие "3-й парк". И когда я приехала туда к замдиректора взять интервью и спросила у него: "Вы выписываете наш журнал?" – он говорит: "Нет, а зачем? Все же в интернете есть". Я говорю: "Хорошо, мы с вами побеседуем, и я вам все-таки наш журнал оставлю. Вы полистайте, посмотрите. Если он понравится, то выпишите". Так вот, этот замдиректора уже многие-многие года выписывает наш журнал. И он является индикатором, что мы идем в правильном направлении.

Павел Давыдов: Вера Федоровна, вы очень символично и образно описали, почему вы смогли сохранить журнал, который проходит уже через каждое десятилетие. Это атмосфера редакции, это атмосфера номера, это атмосфера людей, которые создают этот уникальный журнал. А давайте поговорим о династиях. За 95 лет работы журнала династии сотрудников появились какие-то?

Вера Кузьмина: Я пришла в редакцию в 2005 году, и как таковых династий журналистов у нас не было. Я могу только отметить, что редакционный коллектив в свое время возглавляли очень уважаемые люди. Федор Калабухов – он одновременно был и министром транспорта, и возглавлял редакцию. У нас очень хорошее развитие получил журнал, когда его возглавлял Леонид Афанасьев, ректор МАДИ. Я считаю, что эти люди очень многое принесли в наш журнал.

Павел Давыдов: Вера Федоровна, позвольте поинтересоваться, а каким был лично ваш путь к вершине редакционной лестницы этого издания?

Вера Кузьмина: Ой, я не хотела бы много о себе рассказывать. Я просто могу сказать, что я закончила МАДИ.

Павел Давыдов: Ну, просто отрасль-то мужская – автомобильный транспорт.

Вера Кузьмина: Ну, как вам сказать? Я вот работала же на транспорте, и ничего. В моем подчинении были одни мужчины.

Павел Давыдов: Ну вот.

Вера Кузьмина: А журнал "Автомобильный транспорт" мне знаком еще со студенческих времен, когда мне однокурсник сказал: "А ты читаешь журнал "Автомобильный транспорт"?" Я сказала: "Нет". Он говорит: "Ты что? Я вот читаю в библиотеке. Иди и почитай". Этот журнал мне помог писать диплом по международным перевозкам. Я за этим журналом давно наблюдала. И вот судьба так свела меня с журналом.

Павел Давыдов: Вера Федоровна, сразу видно, что передо мной сидит главный редактор – такое количество изданий! О каких-то вы сейчас расскажете?

Вера Кузьмина: Да.

Павел Давыдов: Например, Крымский мост я вижу.

Вера Кузьмина: Да. Вы знаете, я хочу сказать, что… Можно я немножко возвращусь к нашему юбилейному журналу?

Павел Давыдов: Да.

Вера Кузьмина: Здесь не только об уставе говорится, а здесь рассказывается, допустим (я буквально кратко скажу), о дорожной инфраструктуре, в том числе непосредственно о магистрали Москва – Симферополь.

Павел Давыдов: Я читал. Очень интересная статья! Но проводил аналогии с сегодняшним днем.

Вера Кузьмина: Да-да-да. Здесь очень интересная статья есть, когда рассказывают, как перекрывали Енисей. И я считаю, что это эпохальное вообще событие, которое в Советском Союзе произошло. Рассказывается, как это было, даются схемы, как был организован непрерывный процесс. И я могу сказать, что такой же непрерывный процесс был организован при строительстве и продолжающемся строительстве Крымского моста. И в этом материале мы тоже дали этот материал и рассказываем, какие этапы строительства, какие особенности, чтобы будущие поколения…. Вот сейчас маленькие ребятишки бегают. Может быть, эта информация, естественно, мимо них прошла, у них сейчас другие интересы. А пройдет один десяток лет, другой, и они откроют наш журнал, который, кстати, во всех библиотеках России есть, и прочитают эту статью, посмотрят на уникальные фотографии и также будут гордиться вот этим эпохальным историческим событием, как нынешнее поколение.

Павел Давыдов: Вера Федоровна, хочу пожелать всей вашей редакции долгих лет журналу, потому что, как мы выяснили, автомобильная отрасль меняется быстро, но тем не менее в человеческой истории должны сохраниться новые этапы ее развития. Так что такой замечательной и уникальной архивной площадкой может стать ваш журнал "Автомобильный транспорт". Спасибо вам большое.

Вера Кузьмина: Спасибо, спасибо. Всего доброго!

Павел Давыдов: У нас в гостях была главный редактор журнала "Автомобильный транспорт" Вера Кузьмина.

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты