Вера Кузьмина: Если у журнала есть подписчики через редакцию, значит он идет в правильном направлении

Гости
Вера Кузьмина
главный редактор журнала «Автомобильный транспорт»

Павел Давыдов: 95 лет в центре событий транспортной отрасли. В этом году журнал "Автомобильный транспорт" отмечает юбилей. Первый номер издания вышел в свет в 1923 году и назывался "Мотор". В 1941-м его переименовали в "Автомобиль", а с 1953-го он получил свое нынешнее название. За годы существования не только кардинально изменилась сама транспортная отрасль, но и подход к ее освещению.

У нас в гостях – главный редактор журнала "Автомобильный транспорт" Вера Кузьмина. Вера Федоровна, здравствуйте.

Вера Кузьмина: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Во-первых, примите поздравления с почти вековым юбилеем. 95 лет – внушительная дата. И, насколько я понимаю, ваша редакция даже выпустила специальный номер, в котором рассказана история транспортной отрасли. А скажите, пожалуйста, на что именно вы посчитали нужным обратить внимание читателей?

Вера Кузьмина: Я могу сказать, что у нас есть такая традиция – перед очередным юбилеем мы печатаем статьи из архива наших журналов прошлых лет.

Павел Давыдов: Очень хорошая традиция.

Вера Кузьмина: Да. И в течение года мы печатаем эти материалы, как правило, посвященные заглавной теме журнала, выбираем определенную статью. И когда наступал наш юбилей, мы решили, как же его отметить. Не просто в каком-то узком кругу, а решили сделать подарок всем автомобилистам. И было принято решение – опубликовать в первом номере журнала юбилейного года статьи, которые были опубликованы в нашем издании более полувека назад.

Павел Давыдов: И некоторые архивные статьи действительно впечатляют, потому что серьезно изменилась отрасль. С другой стороны, есть прототипы электромобилей, о которых рассказано было еще 50 лет назад, а сегодня мы их видим воочию.

Вера Кузьмина: Да, взаимосвязь наглядная.

Павел Давыдов: Наблюдется.

Вера Кузьмина: Да. И я хочу сказать, что в первом номере журнала "Мотор" была опубликована программа журнала и обозначены все те рубрики, которые предполагалось освещать в дальнейшем. И надо отдать должное всем редакциям, всему редакционному коллективу, который работал эти многие десятилетия над этим журналом, что они сохранили именно те рубрики, которые актуальны и по сей день.

Вы знаете, что в каждой отрасли есть свой законодательный документ, который является главным. Так вот, для отрасли автомобильного транспорта является Устав автомобильного транспорта, который в советское время был принят в 1969 году, а в нынешнем уже веке – в 2007 году. Эти разговоры шли еще в 1955 году. И если читатель прочитает эту статью, то такое впечатление создается, что автор написал сегодня эту статью. То есть те проблемы, те задачи и подход, почему нужно было принять этот устав, они актуальны и сегодня.

Павел Давыдов: Вера Федоровна, скажите, пожалуйста, раз уж мы с вами говорим об истории, а какой этап развития транспортной сферы в нашей стране был самым неоднозначным и сложным?

Вера Кузьмина: Вы знаете, трудно сказать, хотя в отрасли транспортной вся моя трудовая деятельность, более 40 лет. И закончила я специализированный институт – Московский автомобильно-дорожный институт – по организации перевозок. И долгое время работала и на практике, занималась перевозками грузов. Я бы назвала самый трудный период – это начало 90-х… не начало, а 90-е годы, когда я тоже руководила транспортным отделением на одном предприятии, и невозможно было достать, вот именно не купить, а приходилось доставать шины, по талонам бензин приобретать. Это сейчас автомобилистам предоставляется выбор что-то купить, а тогда это было очень сложно. В дефиците было все, начиная от запчастей, от хороших автомобилей…

Павел Давыдов: А ведь все это забылось.

Вера Кузьмина: Забылось. Это было очень сложно.

Павел Давыдов: И мы сегодня ругаем правительство, которое повышает цены на бензин, при этом забываем, как было в советские времена или в перестроечное время жить.

Вера Кузьмина: Было сложно. Сейчас у нас насколько поднят уровень связи, у всех мобильные телефоны, интернет-связь. А ведь тогда водитель вышел за ворота, на автомобиле выехал – и ты не знаешь, где он и когда он приедет. И переживаешь. Главное, чтобы ничего не случилось в дороге. Я считаю, что это были самые сложные времена.

Павел Давыдов: Да, это естественно. Раз уж мы с вами говорим о трудностям и переломных моментах, скажите, пожалуйста, а журнал ваш каким-то образом ведь выжил в 90-х и в 2000-х, когда многие другие издания закрывались. За счет чего? Кто помог?

Вера Кузьмина: Вы знаете, наверное, дух самой редакции. Почему? Потому что (это очень важно) даже в годы Великой Отечественной войны журнал регулярно издавался, не был пропущен ни один номер, который был запланирован к выпуску. Вы согласитесь, что даже в то трудное время редакция устояла.

Павел Давыдов: Конечно.

Вера Кузьмина: В 90-е годы, да, тяжело. И сейчас трудно соперничать с электронными средствами связи. Но я считаю, что бумажный вариант журнала – это всегда можно взять…

Павел Давыдов: Это архив, всегда под рукой.

Вера Кузьмина: Это не только архив. Это почитал, отложил, потом снова вернулся к этой статье, что-то полистал. Вы знаете, мы разговаривали с перевозчиками на одном из мероприятий, я спрашивала: "А что бы вы хотели, чтобы в этом журнале мы больше печатали?" Мне сказали: "Не поверите, официальные материалы нам хотелось бы, чтобы вы печатали". Я говорю: "Ну почему? Все же есть в доступе". – "Вы знаете, нам некогда искать что-либо в интернете. А когда нам все это преподносят…" А мы еще в нашем журнале не только печатаем официальные материалы, но мы еще и даем пояснения, какие трудности возникают при их реализации и как их преодолеть. И это дается из первоисточника.

Допустим, Координационный совет в Минтрансе есть, который возглавляет замминистра автомобильного транспорта Николай Анатольевич Асаул. На этот совет приглашают перевозчиков из регионов, и они сами об этом рассказывают. А мы потом это в журнале рассказываем, доносим до нашего читателя. И они знают, как решить ту или иную проблему.

Павел Давыдов: А кто ваш читатель? На кого вы ориентируете те статьи, которые публикуются в журнале?

Вера Кузьмина: Я могу сказать, что основные читатели нашего журнала – это руководители автотранспортных предприятий.

Павел Давыдов: То есть профильная отрасль?

Вера Кузьмина: Профильная отрасль, да. Выписывают департаменты транспорта муниципалитетов. У нас очень широкий круг читателей, я считаю, на высокопрофессиональном уровне.

Павел Давыдов: А за счет чего вы выживаете сегодня? Ведь от одной подписки жить завтрашним днем не сможешь, нужна поддержка бизнеса, а может быть, даже профильных министерств и ведомств.

Вера Кузьмина: Вы знаете, как ни странно, но мы живем за счет подписчиков. Если вы полистаете наш журнал, то у нас реклама бывает, но редко. Мы выживаем за счет наших верных подписчиков. И у нас даже есть подписка через редакцию, и она является как бы индикатором для меня. Потому что я как-то была в командировке в Санкт-Петербурге, и там есть одно предприятие "3-й парк". И когда я приехала туда к замдиректора взять интервью и спросила у него: "Вы выписываете наш журнал?" – он говорит: "Нет, а зачем? Все же в интернете есть". Я говорю: "Хорошо, мы с вами побеседуем, и я вам все-таки наш журнал оставлю. Вы полистайте, посмотрите. Если он понравится, то выпишите". Так вот, этот замдиректора уже многие-многие года выписывает наш журнал. И он является индикатором, что мы идем в правильном направлении.

Павел Давыдов: Вера Федоровна, вы очень символично и образно описали, почему вы смогли сохранить журнал, который проходит уже через каждое десятилетие. Это атмосфера редакции, это атмосфера номера, это атмосфера людей, которые создают этот уникальный журнал. А давайте поговорим о династиях. За 95 лет работы журнала династии сотрудников появились какие-то?

Вера Кузьмина: Я пришла в редакцию в 2005 году, и как таковых династий журналистов у нас не было. Я могу только отметить, что редакционный коллектив в свое время возглавляли очень уважаемые люди. Федор Калабухов – он одновременно был и министром транспорта, и возглавлял редакцию. У нас очень хорошее развитие получил журнал, когда его возглавлял Леонид Афанасьев, ректор МАДИ. Я считаю, что эти люди очень многое принесли в наш журнал.

Павел Давыдов: Вера Федоровна, позвольте поинтересоваться, а каким был лично ваш путь к вершине редакционной лестницы этого издания?

Вера Кузьмина: Ой, я не хотела бы много о себе рассказывать. Я просто могу сказать, что я закончила МАДИ.

Павел Давыдов: Ну, просто отрасль-то мужская – автомобильный транспорт.

Вера Кузьмина: Ну, как вам сказать? Я вот работала же на транспорте, и ничего. В моем подчинении были одни мужчины.

Павел Давыдов: Ну вот.

Вера Кузьмина: А журнал "Автомобильный транспорт" мне знаком еще со студенческих времен, когда мне однокурсник сказал: "А ты читаешь журнал "Автомобильный транспорт"?" Я сказала: "Нет". Он говорит: "Ты что? Я вот читаю в библиотеке. Иди и почитай". Этот журнал мне помог писать диплом по международным перевозкам. Я за этим журналом давно наблюдала. И вот судьба так свела меня с журналом.

Павел Давыдов: Вера Федоровна, сразу видно, что передо мной сидит главный редактор – такое количество изданий! О каких-то вы сейчас расскажете?

Вера Кузьмина: Да.

Павел Давыдов: Например, Крымский мост я вижу.

Вера Кузьмина: Да. Вы знаете, я хочу сказать, что… Можно я немножко возвращусь к нашему юбилейному журналу?

Павел Давыдов: Да.

Вера Кузьмина: Здесь не только об уставе говорится, а здесь рассказывается, допустим (я буквально кратко скажу), о дорожной инфраструктуре, в том числе непосредственно о магистрали Москва – Симферополь.

Павел Давыдов: Я читал. Очень интересная статья! Но проводил аналогии с сегодняшним днем.

Вера Кузьмина: Да-да-да. Здесь очень интересная статья есть, когда рассказывают, как перекрывали Енисей. И я считаю, что это эпохальное вообще событие, которое в Советском Союзе произошло. Рассказывается, как это было, даются схемы, как был организован непрерывный процесс. И я могу сказать, что такой же непрерывный процесс был организован при строительстве и продолжающемся строительстве Крымского моста. И в этом материале мы тоже дали этот материал и рассказываем, какие этапы строительства, какие особенности, чтобы будущие поколения…. Вот сейчас маленькие ребятишки бегают. Может быть, эта информация, естественно, мимо них прошла, у них сейчас другие интересы. А пройдет один десяток лет, другой, и они откроют наш журнал, который, кстати, во всех библиотеках России есть, и прочитают эту статью, посмотрят на уникальные фотографии и также будут гордиться вот этим эпохальным историческим событием, как нынешнее поколение.

Павел Давыдов: Вера Федоровна, хочу пожелать всей вашей редакции долгих лет журналу, потому что, как мы выяснили, автомобильная отрасль меняется быстро, но тем не менее в человеческой истории должны сохраниться новые этапы ее развития. Так что такой замечательной и уникальной архивной площадкой может стать ваш журнал "Автомобильный транспорт". Спасибо вам большое.

Вера Кузьмина: Спасибо, спасибо. Всего доброго!

Павел Давыдов: У нас в гостях была главный редактор журнала "Автомобильный транспорт" Вера Кузьмина.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск