Виктор Лошак: Мы хотим вынести из-за кулис к публике, к нашим коллегам то, как происходит отбор проекта памятника погибшим журналистам
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/viktor-loshak-v-22402.html Ангелина
Грохольская: "С "Лейкой" и с блокнотом, а то и с пулеметом
сквозь огонь и стужу мы прошли", – это из "Корреспондентской
застольной", ставшей впоследствии гимном профессии военных
корреспондентов. Написал ее Константин Симонов в далеком сорок третьем. Прошло
73 года, и сегодня журналисты уже не используют ни "лейку", ни
блокнот, не воюют, не стреляют из пулеметов, но многое неизменно и по сей день.
И сама профессия – военный корреспондент. И стреляют в журналистов так же, как
раньше на фронте. И погибают они так же, как герои.
Сегодня
мы пригласили в нашу студию известного журналиста, редактора и члена президиума
Союза журналистов Москвы Виктора Лошака. Виктор Григорьевич, здравствуйте.
Виктор
Лошак: Здравствуйте, Ангелина.
А.Г.:
Тема сегодня у нас с вами, с одной стороны, в общем, и печальная, и серьезная.
Военный журналист – эта профессия существует и сейчас, хотя, может быть, и
трансформировалась уже, и понимаем мы ее немного по-другому. Но в любом случае
наших коллег, которые погибают, исполняя свой профессиональный долг (я сейчас
хочу подчеркнуть – именно профессиональный долг), мы, конечно, должны всегда
помнить и чтить их память. Потому что, к сожалению, каждый год появляются
имена, которые уже в списке погибших…
В.Л.:
Московский союз журналистов, поддержанный мэрией Москвы, занимается сейчас
подготовкой памятника журналистам, погибшим в мирное время. К сожалению, надо
сказать, что речь идет не только о погибших журналистах, выполняющих свои
служебные обязанности в местах, где идут бои, войны и так далее, а у нас немало
журналистов погибло и в абсолютно мирных обстоятельствах. Достаточно вспомнить
Анну Политковскую. Достаточно вспомнить журналиста "Московского
комсомольца" Холодова.
А.Г.:
Эта профессия, на ваш взгляд, останется, не умрет? Сегодня ведь все равно
журналисты меняются. И молодежь, которая приходит в нашу профессию, немножко
по-другому относится даже к тем же редакционным заданиям, когда ребят
отправляют, допустим, в зону конфликта.
В.Л.:
Я-то считаю, что своеобразный трагизм этой профессии, ее риск, наоборот,
привлекают молодежь. В нашей профессии очень много адреналина, причем не только
в ситуациях, когда люди могут погибнуть, но и во многих других очень острых
ситуациях – ситуациях выбора, ситуациях, когда ты должен успеть. И она
по-прежнему привлекает молодежь. Достаточно посмотреть на конкурсы на
факультетах журналистики – они очень высоки, особенно в лучших вузах.
Не
могут быть в одной профессии люди, которые рискуют на войне, и другие люди,
которые просто приходят в 10:00, включают компьютер, сидят у компьютера и в
18:00 выключают его. Это все-таки разные профессии.
Но не все готовы рисковать. И вообще у меня ощущение,
что профессия раздулась как мыльный пузырь, потому что не могут быть в одной профессии люди, которые
рискуют на войне, и другие люди, которые просто приходят в 10:00, включают
компьютер, сидят у компьютера и в 18:00 выключают его. Это все-таки
разные профессии. Я думаю, что со временем эта профессия (она тоже нужна) будет
называться так, а эта будет называться так.
А.Г.:
Это было бы очень здорово, потому что сегодня иногда действительно обидно за
профессию, когда ты встречаешь человека, который пишет: "Я – журналист".
В.Л.: А
ты знаешь, чем он занимается.
А.Г.:
А ты знаешь, чем он занимается, увы.
В.Л.: Но
тем не менее то, что в профессии есть вот такие примеры, просто героические,
без всякого пафоса…
А.Г.:
Что мы, журналисты-коллеги, можем сделать для сохранения этой памяти?
В.Л.:
Этот памятник, как мы и договорились с Москвой, с московской властью, должен
стоять в очень важном и любимом месте москвичей. Это сквер у выхода из метро
"Арбатская", сквер между бульваром и Воздвиженкой. Мы хотели бы,
чтобы сам сквер назывался Сквером журналистов. Мы обратились уже в московскую
мэрию с этим предложением и нашли там понимание. Остались какие-то формальности
для того, чтобы это было проведено через комиссию и так далее.
А.Г.:
Два года ведь прошло уже с того момента, как эта идея вообще появилась, такое
предложение возникло, но памятника пока нет.
В.Л.:
Когда мы на это решались… Когда, например, я соглашался быть руководителем
жюри, которое должно отобрать проект, я просто не представлял двух вещей.
Во-первых, сложность самого выбора. Во-вторых, колоссальная ответственность –
ответственность перед коллегами, перед семьями погибших журналистов, перед
Москвой, наконец.
Мы объявили конкурс, и в нем участвовало около 100
скульпторов. Этот конкурс сами представители Союза художников Москвы,
архитекторы считают необычным, потому что это совершенно открытый конкурс. Мы
хотим вынести абсолютно из-за кулис все к публике, к нашим коллегам, как
происходит отбор.
А.Г.:
Виктор Григорьевич, мы сейчас видим фотографии, я так понимаю, некоторых работ
только. Ну очень символичные!
В.Л.:
Мне сложно их комментировать. Но я должен сказать только одну очень важную вещь:
большинство этих работ не учитывают то место, где будет стоять памятник.
А.Г.:
А об этом было известно при подготовке?
В.Л.: Об
этом было известно, но скульпторы не виноваты по одной простой причине: это
место очень изменилось после реконструкции центра Москвы. Достаточно сказать,
что сейчас этот памятник может быть только символическим, только
формалистическим. Это место исключает какую-то очень точную фигуру и так далее.
И эти все сложности плюс представленные работы заставили
нас пойти на очень необычный и очень ответственный шаг. После того как прошел
второй тур конкурса, мы несколько раз собирались – правление Союза журналистов
Москвы, просто люди, причастные к этим вопросам, – и мы приняли решение
продлить конкурс. Вот та мера ответственности, о которой я говорил, не
позволяет нам из того, что сегодня есть, выбрать памятник-победитель. И должен
сказать честно: не потому, что хорошего много, а потому, что того, к чему легло
бы сердце, и того, что соответствует нашей ответственности, журналистов-членов
жюри, к сожалению, нет. Пока нет.
А.Г.:
"Профессиональный долг". Они погибли и больше не вернутся в редакцию.
О том, как мы чтим память погибших при исполнении профессиональных обязанностей
журналистов, в беседе с директором по стратегии издательского дома
"Коммерсантъ", председателем конкурсной комиссии Союза журналистов
Москвы Виктором Лошаком.
Если
сейчас нас слышат желающие, может быть, у кого-то уже возникла идея какая-то, а
может быть, она уже давно существовала. Куда обращаться? И все ли могут стать
участниками? Или все-таки есть какие-то ограничения – профессиональные,
возрастные, не знаю, еще какие-то?
В.Л.:
Нет, никаких ограничений нет, только представление работы. И единственный учет,
конечно, что эта работа будет стоять в конкретном месте, то есть желательно
работа скульптора вместе с архитектором. Каждый желающий может войти на сайт
Союза журналистов Москвы, и там есть все необходимые данные по этому конкурсу.
А.Г.:
А есть какие-то сроки, ограничения, до какого числа присылать?
В.Л.: Мы
хотели бы все-таки ограничиться по времени представления работ – осень этого
года, чтобы дальше было время все-таки на оценку, на отбор, на привязку к
месту. Еще раз хочу сказать, что мы предполагали, что это будет в одном месте
сквера и будет рядом с выходом из подземного перехода со стороны Старого
Арбата. Перепланировка вынудила нас перенести это место памятника, наоборот,
поближе к выходу из метро "Арбатская".
А.Г.:
Виктор Григорьевич, а почему, на ваш взгляд, до сих пор такого памятника,
такого монумента не было? Есть памятные доски, но действительно памятника… Ведь
военный корреспондент – эта профессия не сегодня появилась. И погибать стали, к
сожалению, журналисты не только сейчас.
Гибнут
и военные корреспонденты, и журналисты, которые занимаются расследованиями, криминальной
тематикой. Видимо, в обществе и в нашем журналистском сообществе назрела идея
памятника погибшим журналистам, стала естественной.
В.Л.:
Время и политическая ситуация таковы, что гибнут и военные корреспонденты, и
журналисты, которые занимаются расследованиями, и журналисты, которые
занимаются криминальной тематикой. Видимо, в обществе и в нашем журналистском
сообществе назрело это, эта идея стала как бы естественной. И, видимо, эта идея
очень задевает людей, не причастных к нашему цеху. Я думаю, что дело не в том,
что это журналисты московской организации, авторитет лидера московской
организации Павла Николаевича Гусева, а это просто идея, и эта идея понятна
абсолютно всем.
А.Г.:
Виктор Григорьевич, спасибо вам огромное, что нашли время, пришли к нам и
рассказали о конкурсе. Я очень надеюсь, я верю в то, что второй этап будет
более успешен, чем первый, предыдущий, двухлетний.
В.Л.:
Спасибо. Я тоже очень надеюсь на это.
А.Г.:
Спасибо. Ну а нашу беседу я хочу закончить еще одним фрагментом из той же
"Корреспондентской застольной":
Выпьем
за победу,
За свою газету,
А не доживем, мой дорогой, –
Кто-нибудь услышит,
Кто-нибудь напишет,
Кто-нибудь помянет нас с тобой.
В
гостях нашей программы был журналист, редактор и член президиума Союза
журналистов Москвы, а также председатель конкурсной комиссии Союза журналистов
Москвы Виктор Лошак.