• Главная
  • Программы
  • Большая страна
  • Виктор Лошак: Мы хотим вынести из-за кулис к публике, к нашим коллегам то, как происходит отбор проекта памятника погибшим журналистам

Виктор Лошак: Мы хотим вынести из-за кулис к публике, к нашим коллегам то, как происходит отбор проекта памятника погибшим журналистам

Гости
Виктор Лошак
журналист, редактор, член президиума Союза журналистов Москвы, председатель конкурсной комиссии Союза журналистов Москвы .

Ангелина Грохольская: "С "Лейкой" и с блокнотом, а то и с пулеметом сквозь огонь и стужу мы прошли", – это из "Корреспондентской застольной", ставшей впоследствии гимном профессии военных корреспондентов. Написал ее Константин Симонов в далеком сорок третьем. Прошло 73 года, и сегодня журналисты уже не используют ни "лейку", ни блокнот, не воюют, не стреляют из пулеметов, но многое неизменно и по сей день. И сама профессия – военный корреспондент. И стреляют в журналистов так же, как раньше на фронте. И погибают они так же, как герои.

Сегодня мы пригласили в нашу студию известного журналиста, редактора и члена президиума Союза журналистов Москвы Виктора Лошака. Виктор Григорьевич, здравствуйте.

Виктор Лошак: Здравствуйте, Ангелина.

А.Г.: Тема сегодня у нас с вами, с одной стороны, в общем, и печальная, и серьезная. Военный журналист – эта профессия существует и сейчас, хотя, может быть, и трансформировалась уже, и понимаем мы ее немного по-другому. Но в любом случае наших коллег, которые погибают, исполняя свой профессиональный долг (я сейчас хочу подчеркнуть – именно профессиональный долг), мы, конечно, должны всегда помнить и чтить их память. Потому что, к сожалению, каждый год появляются имена, которые уже в списке погибших…

В.Л.: Московский союз журналистов, поддержанный мэрией Москвы, занимается сейчас подготовкой памятника журналистам, погибшим в мирное время. К сожалению, надо сказать, что речь идет не только о погибших журналистах, выполняющих свои служебные обязанности в местах, где идут бои, войны и так далее, а у нас немало журналистов погибло и в абсолютно мирных обстоятельствах. Достаточно вспомнить Анну Политковскую. Достаточно вспомнить журналиста "Московского комсомольца" Холодова.

А.Г.: Эта профессия, на ваш взгляд, останется, не умрет? Сегодня ведь все равно журналисты меняются. И молодежь, которая приходит в нашу профессию, немножко по-другому относится даже к тем же редакционным заданиям, когда ребят отправляют, допустим, в зону конфликта.

В.Л.: Я-то считаю, что своеобразный трагизм этой профессии, ее риск, наоборот, привлекают молодежь. В нашей профессии очень много адреналина, причем не только в ситуациях, когда люди могут погибнуть, но и во многих других очень острых ситуациях – ситуациях выбора, ситуациях, когда ты должен успеть. И она по-прежнему привлекает молодежь. Достаточно посмотреть на конкурсы на факультетах журналистики – они очень высоки, особенно в лучших вузах.

Не могут быть в одной профессии люди, которые рискуют на войне, и другие люди, которые просто приходят в 10:00, включают компьютер, сидят у компьютера и в 18:00 выключают его. Это все-таки разные профессии.

Но не все готовы рисковать. И вообще у меня ощущение, что профессия раздулась как мыльный пузырь, потому что не могут быть в одной профессии люди, которые рискуют на войне, и другие люди, которые просто приходят в 10:00, включают компьютер, сидят у компьютера и в 18:00 выключают его. Это все-таки разные профессии. Я думаю, что со временем эта профессия (она тоже нужна) будет называться так, а эта будет называться так.

А.Г.: Это было бы очень здорово, потому что сегодня иногда действительно обидно за профессию, когда ты встречаешь человека, который пишет: "Я – журналист".

В.Л.: А ты знаешь, чем он занимается.

А.Г.: А ты знаешь, чем он занимается, увы.

В.Л.: Но тем не менее то, что в профессии есть вот такие примеры, просто героические, без всякого пафоса…

А.Г.: Что мы, журналисты-коллеги, можем сделать для сохранения этой памяти?

В.Л.: Этот памятник, как мы и договорились с Москвой, с московской властью, должен стоять в очень важном и любимом месте москвичей. Это сквер у выхода из метро "Арбатская", сквер между бульваром и Воздвиженкой. Мы хотели бы, чтобы сам сквер назывался Сквером журналистов. Мы обратились уже в московскую мэрию с этим предложением и нашли там понимание. Остались какие-то формальности для того, чтобы это было проведено через комиссию и так далее.

А.Г.: Два года ведь прошло уже с того момента, как эта идея вообще появилась, такое предложение возникло, но памятника пока нет.

В.Л.: Когда мы на это решались… Когда, например, я соглашался быть руководителем жюри, которое должно отобрать проект, я просто не представлял двух вещей. Во-первых, сложность самого выбора. Во-вторых, колоссальная ответственность – ответственность перед коллегами, перед семьями погибших журналистов, перед Москвой, наконец.

Мы объявили конкурс, и в нем участвовало около 100 скульпторов. Этот конкурс сами представители Союза художников Москвы, архитекторы считают необычным, потому что это совершенно открытый конкурс. Мы хотим вынести абсолютно из-за кулис все к публике, к нашим коллегам, как происходит отбор.

А.Г.: Виктор Григорьевич, мы сейчас видим фотографии, я так понимаю, некоторых работ только. Ну очень символичные!

В.Л.: Мне сложно их комментировать. Но я должен сказать только одну очень важную вещь: большинство этих работ не учитывают то место, где будет стоять памятник.

А.Г.: А об этом было известно при подготовке?

В.Л.: Об этом было известно, но скульпторы не виноваты по одной простой причине: это место очень изменилось после реконструкции центра Москвы. Достаточно сказать, что сейчас этот памятник может быть только символическим, только формалистическим. Это место исключает какую-то очень точную фигуру и так далее.

И эти все сложности плюс представленные работы заставили нас пойти на очень необычный и очень ответственный шаг. После того как прошел второй тур конкурса, мы несколько раз собирались – правление Союза журналистов Москвы, просто люди, причастные к этим вопросам, – и мы приняли решение продлить конкурс. Вот та мера ответственности, о которой я говорил, не позволяет нам из того, что сегодня есть, выбрать памятник-победитель. И должен сказать честно: не потому, что хорошего много, а потому, что того, к чему легло бы сердце, и того, что соответствует нашей ответственности, журналистов-членов жюри, к сожалению, нет. Пока нет.

А.Г.: "Профессиональный долг". Они погибли и больше не вернутся в редакцию. О том, как мы чтим память погибших при исполнении профессиональных обязанностей журналистов, в беседе с директором по стратегии издательского дома "Коммерсантъ", председателем конкурсной комиссии Союза журналистов Москвы Виктором Лошаком.

Если сейчас нас слышат желающие, может быть, у кого-то уже возникла идея какая-то, а может быть, она уже давно существовала. Куда обращаться? И все ли могут стать участниками? Или все-таки есть какие-то ограничения – профессиональные, возрастные, не знаю, еще какие-то?

В.Л.: Нет, никаких ограничений нет, только представление работы. И единственный учет, конечно, что эта работа будет стоять в конкретном месте, то есть желательно работа скульптора вместе с архитектором. Каждый желающий может войти на сайт Союза журналистов Москвы, и там есть все необходимые данные по этому конкурсу.

А.Г.: А есть какие-то сроки, ограничения, до какого числа присылать?

В.Л.: Мы хотели бы все-таки ограничиться по времени представления работ – осень этого года, чтобы дальше было время все-таки на оценку, на отбор, на привязку к месту. Еще раз хочу сказать, что мы предполагали, что это будет в одном месте сквера и будет рядом с выходом из подземного перехода со стороны Старого Арбата. Перепланировка вынудила нас перенести это место памятника, наоборот, поближе к выходу из метро "Арбатская".

А.Г.: Виктор Григорьевич, а почему, на ваш взгляд, до сих пор такого памятника, такого монумента не было? Есть памятные доски, но действительно памятника… Ведь военный корреспондент – эта профессия не сегодня появилась. И погибать стали, к сожалению, журналисты не только сейчас.

Гибнут и военные корреспонденты, и журналисты, которые занимаются расследованиями, криминальной тематикой. Видимо, в обществе и в нашем журналистском сообществе назрела идея памятника погибшим журналистам, стала естественной.

В.Л.: Время и политическая ситуация таковы, что гибнут и военные корреспонденты, и журналисты, которые занимаются расследованиями, и журналисты, которые занимаются криминальной тематикой. Видимо, в обществе и в нашем журналистском сообществе назрело это, эта идея стала как бы естественной. И, видимо, эта идея очень задевает людей, не причастных к нашему цеху. Я думаю, что дело не в том, что это журналисты московской организации, авторитет лидера московской организации Павла Николаевича Гусева, а это просто идея, и эта идея понятна абсолютно всем.

А.Г.: Виктор Григорьевич, спасибо вам огромное, что нашли время, пришли к нам и рассказали о конкурсе. Я очень надеюсь, я верю в то, что второй этап будет более успешен, чем первый, предыдущий, двухлетний.

В.Л.: Спасибо. Я тоже очень надеюсь на это.

А.Г.: Спасибо. Ну а нашу беседу я хочу закончить еще одним фрагментом из той же "Корреспондентской застольной":

Выпьем за победу,
За свою газету,
А не доживем, мой дорогой, –
Кто-нибудь услышит,
Кто-нибудь напишет,
Кто-нибудь помянет нас с тобой.

В гостях нашей программы был журналист, редактор и член президиума Союза журналистов Москвы, а также председатель конкурсной комиссии Союза журналистов Москвы Виктор Лошак. 


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск