Виктор Шилин: Общество потребления, оно разбухает. Библиотеки, конечно, с этим несовместимы

Гости
Виктор Шилин
инициатор Всероссийской интернет-акции «Волгоград читает. Спасем библиотеки!»

Павел Давыдов: Они бывают разные: государственные, муниципальные, частные, личные и учебные. Сегодня библиотеки подзабыты обществом, и дело не в том, что мы стали мало читать, хотя и это тоже, просто новые технологии и средства коммуникации, в том числе интернет, оттянули на себя бо́льшую часть читательской аудитории. Правда, и современные библиотеки не стоят на месте. Многие из них меняют свой формат работы, привлекая в удивительный книжный мир людей разных поколений, но при этом делая ставку все-таки на молодежь. Правда, есть регионы, где библиотеки находятся на грани исчезновения. Например, волгоградские общественники выступают против слияния библиотек, которое может привести к их закрытию.

У нас в гостях Виктор Шилин, инициатор всероссийской интернет-акции "Волгоград читает. Спасем библиотеки!", член общественного движения "Суть времени". Виктор, здравствуйте.

Виктор Шилин: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Вокруг слияния, закрытия, укрупнения библиотек в Волгограде такое количество разной информации, что, честно говоря, я сам запутался. Скажите, пожалуйста, как проблему видят общественники, что у нас происходит на самом деле?

Виктор Шилин: Происходит, на самом деле, процесс последовательного, уже длительного сокращения этой системы. Надо констатировать, что наша жизнь все больше погрязает в каком-то потребительстве, в коммерциализации, в деловых каких-то…

Павел Давыдов: Общество потребления, недаром говорят.

Общество потребления, оно разбухает. Библиотеки, конечно, с этим несовместимы 

Виктор Шилин: Да, общество потребления, оно разбухает. Библиотеки, конечно, с этим несовместимы. Библиотеки – это места знания, места просвещения, в каком бы виде они не были. Библиотеки – это место культуры, именно культурной жизни. Культурная жизнь сейчас отходит на второй план, и это, на самом деле, самая главная причина этого процесса. Мы считаем, что как раз таки они должны стать в этом плане не вытесняемыми, а местом, где этому процессу оказывается противодействие, то есть местом, где этот тренд на потребление, коммерциализацию, он переламывается, и общество возвращается к каким-то основам культурной жизни, просвещения и знания.

У нас в городе этот процесс идет уже довольно давно. Мы, общественники и наш коллектив, знаем этот процесс довольно давно – с 2014 года. Тогда были закрыты 7 библиотек, филиалов в разных районах города. В 2015-2016 году были закрыты еще 4 филиала. 2017 год, новый квартал, мы узнали от самих библиотекарей, и от людей, которые туда ходят, от читателей, что планируется закрыть еще 9 или 10 филиалов в разных частях города. Последовательное сокращение системы продолжается.

Павел Давыдов: То есть под эгидой реформирования, слияния, укрупнения, о чем говорили местные власти.

Виктор Шилин: Да. Это все идет под лозунгами оптимизации, переорганизации. То есть напрямую о сокращении как таковом никто не говорит. Но опыт говорит о том, что это именно сокращение, потому что все предыдущие "оптимизации" привели только к тому, что уменьшился охват населения.

Павел Давыдов: Виктор, таким образом вы запустили интернет-акцию "Спасем библиотеки!". Что она собой представляет, и как можно в такой ситуации эти сами библиотеки спасти?

Виктор Шилин: Это был наш ответ. Мы начали думать, как можно противодействовать этому процессу. Пришла идея использовать для этого интернет, социальные сети (сейчас они очень развиты). Мы запустили флешмоб, это называется интернет-акция, суть которой была очень простая – люди должны высказаться в поддержку библиотек. Это можно было делать и на улице, это можно было делать у себя дома, запечатлев себя с книгой.

Павел Давыдов: Сейчас мы видим пример, как человек распечатал слова, и сфотографировался, в социальных сетях разместил фотографию.

Виктор Шилин: Да, это проводили мы. Мы проводили акцию и на улице, как запускающую, общались с людьми, рассказывали им о том, что происходит, что грозит, и предлагали им поучаствовать в акции, сфотографироваться с плакатом с лозунгом. Детские коллективы, школы, детские сады, библиотеки тоже очень многие присоединились.

Павел Давыдов: Тем не менее, слоган звучит так: "Беги в библиотеку, пока не закрыли".

Виктор Шилин: Да.

Павел Давыдов: Как это поможет закрытию библиотеки, если мы туда придем?

Виктор Шилин: Большая проблема библиотек в том, что люди туда меньше ходят, есть такой процесс. Чтобы препятствовать этому, нужно помогать им жизнью. То есть не только выступления с плакатами и какими-то протестными акциями. Это тоже очень нужно, чтобы тактически остановить процесс закрытия. Но чтобы повлиять на процесс стратегически, чтобы оживить библиотеки, особенно те, которые находятся на довольно скудном финансировании, у которых есть проблемы, нужна гражданская помощь, нужно, чтобы люди туда шли, участвовали в их жизни.

Павел Давыдов: Объединились.

Виктор Шилин: Да, чтобы они поддерживали библиотеки.

Мы видим две основные причины. Первое – действительно, многие библиотеки расположены на центральных улицах города, и какие-то могут быть на них виды, коммерческие организации могут смотреть на них с аппетитом.

Павел Давыдов: С точки зрения аренды помещения, выкупа, да?

Виктор Шилин: Да, с точки зрения аренды помещений, то есть это очень выгодные места. Но есть и более глобальный процесс – это сокращение финансирования на библиотеки. Он вызван, с нашей точки зрения, не острым финансовым дефицитом в городе, а с тем, что проблематика культурной жизни в массах людей уходит из приоритетов чиновников. Для них приоритеты другие: бизнес, экономика, какие-то политические процессы. А именно культура, такое впечатление, что это финансируется по остаточному принципу. "Что осталось, мы на это пускаем. Не осталось – извините, будем тогда сокращать систему". И мы хотим на этот процесс воздействовать.

Павел Давыдов: Виктор, а у вас есть понимание, как воздействовать на этот процесс? Ведь боюсь, что здесь нет какой-то определенной панацеи.

Виктор Шилин: Дело не только в нашей акции. Это то, что попало максимально широко в СМИ, социальные сети. Каждый раз, когда происходит сокращение библиотечной системы, происходит довольно живая реакция людей, то есть люди массово пишут письма, звонят, организуются какие-то пикеты. Общественное возмущение возникает каждый раз. Это происходит все годы, сколько мы это наблюдаем. И общество, если оно консолидируется, сторонники библиотек, те, кто хотят, чтобы они жили, и будут проводить какие-то мероприятия, оживлять эти системы своим присутствием, своими проектами, то я думаю, что перспективы привлечения внимания ответственных лиц к этому уже есть. Это началось, и мы будем развивать этот процесс.

Павел Давыдов: Виктор, пожалуй, главный здесь вопрос – а что говорят чиновники? Тем более, я знаю, что вы встречались с представителями городского Комитета по культуре недавно.

Виктор Шилин: Они молчат, к сожалению. Действительно, есть вакуум информации. И такая бурная общественная реакция рождена в том числе и тем, что это все происходит за спиной у общества, что нет какого-то общественного диалога.

Сейчас каждая библиотека является неким очагом культуры, вокруг нее сформировались коллективы людей, которые живут этой библиотекой, они приводят туда своих детей, сами участвуют там в каких-то творческих коллективах. Там реально культурная жизнь, один из последних оплотов. И когда происходит какое-то закрытие, люди возмущаются и выходят на улицы, возникает чем-то даже, может, радикальная реакция. Если бы был диалог, если бы были объяснения причин, если бы людей слушали и находили действительно конструктивные решения, если бы было учтено мнение специалистов-библиотекарей – а у нас их очень много в городе, у нас областные библиотеки есть, там высококлассные специалисты, – то можно было бы настроить какой-то конструктивный диалог, чтобы это происходило в результате общественного обсуждения, а не таким процессом, как сейчас, что просто решили чиновники сократить, сэкономить деньги, и претворяют свои решения в жизнь.

Павел Давыдов: Думаю, мы сейчас воспользуемся эфирным временем общественного телевидения России, и пригласим чиновников из Волгоградской области или из города Волгограда к нам на эфир для того, чтобы они могли прояснить ситуацию. Если вам есть что сказать – милости просим в Москву. Я думаю, что общественность хотела бы получить как раз от вас исчерпывающие ответы по этому вопросу.

Виктор, скажите, пожалуйста, общаетесь ли вы с коллегами из других регионов? Подобная ситуация возникает в соседних областях с библиотеками?

Виктор Шилин: Я общаюсь, действительно. У нас довольно много друзей в регионах. Многие из них присоединились к нашей акции. Честно говоря, о таком радикальном сокращении в других областях я не слышал. Я знаю, что в Ростовской области все довольно нормально обстоит в этой сфере, в Краснодарском крае тоже не слышал. Регионы, которые нас окружают по Югу России, честно говоря, такого интенсивного и радикального сокращения библиотечных систем я не наблюдал.

Павел Давыдов: Виктор, как вы правильно отметили, библиотека – это оплот культуры, это действительно уникальное место, куда можно привести детей, где можно получить уникальные знания. Мне кажется, это целый пласт культуры и традиций нашей страны. Скажите, пожалуйста, в сегодняшней современной библиотеке, на ваш взгляд, чего должно быть больше: компьютерных технологий или живого общения, для того, чтобы библиотека продолжала развиваться вместе с обществом?

Виктор Шилин: Я считаю, что живого общения. Вообще, у нас сейчас есть общественный запрос на социализацию, на коллективность. Видно, как это реализуют социальные сети. Как только они появились, люди массово в них хлынули. Недостаток какого-то живого общения вокруг культуры или вокруг какого-то знания, вокруг каких-то, может быть, важных исторических дат, именно такого теплого, не основанного ни на коммерции, ни на каких билетах, деньгах. Это очень большой недостаток в нашем обществе. Я сам несколько раз принимал участие в таких библиотечных мероприятиях. И там видно, что люди загораются, они давно такого не чувствовали, какого-то настоящего человеческого тепла. Поэтому я считаю, что упор должен быть на это. Но про интернет-технологии не стоит забывать, это тоже очень важная составляющая. Без них библиотеки остаются немного в прошлом, а нужно быть в ногу со временем.

Павел Давыдов: Самое главное, Виктор, как вы считаете, у будущего поколения россиян есть возможность отыскать свой путь в библиотеку? Как в нее пройти?

Виктор Шилин: Библиотек, на самом деле, очень много. Нужно просто осознать, что нужно читать, нужно именно осваивать культуру, чтобы она меняла тебя, чтобы ты как человек развивался и рос. И идти в эту библиотеку, подниматься с дивана и просто идти в нее.

Если ты читаешь книгу по-настоящему, чтобы она переворачивала тебя, ты не сможешь не пойти и не пообщаться на этот счет, ты не сможешь ограничиться только сидением дома и рассуждением про себя

На самом деле, я считаю, что если ты читаешь книгу по-настоящему, особенно какую-нибудь русскую литературу, Достоевского, Толстого, если ты читаешь, чтобы она переворачивала тебя, ты не сможешь не пойти и не пообщаться на этот счет, ты не сможешь ограничиться только сидением дома и рассуждением про себя. Эти книги всегда наталкивают именно на то, что должен пойти к другим людям, чтобы вместе с ними осваивать эту культуру, потому что это очень сложный процесс.

Павел Давыдов: Виктор, большое вам спасибо, что нашли время и приехали в нашу московскую студию. И отдельное спасибо за то, что занимаетесь очень важным делом – спасением библиотек, спасением нашей культуры. Спасибо.

Виктор Шилин: Спасибо вам.

Павел Давыдов: В России происходит многолетнее и последовательное разрушение библиотечной системы, подчеркивают эксперты. Они предлагают пересмотреть инициативы чиновников об оптимизации и слиянии библиотечных систем.

У нас в гостях был Виктор Шилин, инициатор всероссийской интернет-акции "Волгоград читает. Спасем библиотеки!", член общественного движения "Суть времени".

Слияние и укрупнение библиотек может привести к их закрытию