Виктория Абросимова и Вадим Соков – о том, как повысить грамотность школьников в сфере коммунального хозяйства
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/viktoriya-abrosimova-i-26390.html
Ангелина Грохольская: У учащихся подмосковных школ в расписании может появиться новый предмет – "Основы коммунального хозяйства". И учебник уже есть! "Азбуку ЖКХ для школьников" придумала девятиклассница из Балашихи Виктория Абросимова. Ее проект поддержали в Государственной жилищной инспекции Московской области. Зачем подросткам разбираться в управлении многоквартирным домом – узнаем у наших гостей.
В студии "Большой страны" – автор "Азбуки ЖКХ для школьников" Виктория Абросимова. Вика, здравствуйте.
Виктория Абросимова: Здравствуйте.
Ангелина Грохольская: Также у нас сегодня присутствует руководитель Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция" в ранге министра, главный государственный жилищный инспектор Подмосковья Вадим Соков. Вадим Викторович, здравствуйте.
Вадим Соков: Здравствуйте.
Ангелина Грохольская: Ну что? Начнем, наверное, с самого начала. Вика, как и вообще с чего, почему в твоем возрасте, откуда такой интерес к жилищно-коммунальному хозяйству?
Виктория Абросимова: Цель моего проекта – это просвещение молодежи в вопросах ЖКХ.
Ангелина Грохольская: А сама ты разбираешься в вопросах ЖКХ?
Виктория Абросимова: Ну да.
Ангелина Грохольская: Пришлось начать разбираться, да?
Виктория Абросимова: Да.
Ангелина Грохольская: Давайте ты мне покажешь. Я вижу уже – ты сегодня пришла не с пустыми руками. Вот та самая азбука. Мне очень хочется посмотреть, полистать, что это вообще из себя представляет.
Виктория Абросимова: Мы с ребятами собрались в классе, посмотрели, что есть вообще. Взяли карандаши, ручки и решили создать.
Ангелина Грохольская: "Товарищество собственников жилья". Слушайте, для начала надо было, наверное, не просто нарисовать, а что-то почитать и посмотреть.
Виктория Абросимова: Мы читали тоже.
Ангелина Грохольская: Читали? Законы читали?
Виктория Абросимова: Да, много что читали.
Ангелина Грохольская: Так, расскажи нам, что нужно читать, чтобы начать разбираться? Честно скажу – вот я не разбираюсь в жилищно-коммунальном хозяйстве. Я иной раз не знаю, вот лифт не работает – куда звонить, что с этим делать, куда жаловаться? Я думаю, что и многие наши зрители тоже.
Девятиклассники. Вадим Викторович, а вас вообще не удивило то, что взялись за это школьники?
Вадим Соков: Меня это приятно удивило, потому что все-таки, во-первых, дети – наше будущее. Это будущие собственники многоквартирных домов. Это наше будущее. И очень приятно, что наше поколение молодое уже интересуется жилищно-коммунальным хозяйством, содержанием многоквартирного дома.
Дело в том, что отрасль ЖКХ наиболее плотно со всеми нами переплетена: мы каждый день ходим на работу по лестничной клетке, ездим в лифте, получаем коммунальные услуги в виде горячей воды и так далее. Поэтому от того, как нормально или хорошо работает эта отрасль, в частности управляющая организация, зависит опять же комфортное и безопасное проживание.
Поэтому мы – Госжилинспекция Московской области – поддержали инициативу Виктории, являлись тоже рецензорами, одними из помощников в ее работе. Хочу сказать, что очень приятно, что молодежь, знаете, мыслит стратегически. Потому что наша с вами задача основная – это воспитание поколения собственников, чтобы люди понимали, что квартира – это не только зашел за порог, "это моя собственность", а лестничная клетка, лифт, кровля – непонятно, кто отвечает и чье. То есть мы должны сформировать то поколение, сознание у людей, в том числе и старшего, и взрослого, и среднего, и молодежи, что "лестничная клетка – это продолжение моей квартиры". Поэтому как раз данная азбука именно на таком начальном этапе помогает, в том числе молодежи, сформировать свое представление о ЖКХ.
Проект "Школе грамотного потребителя" уже работает. И Викторию мы, так сказать, тоже к себе привлекать будем, ее и ее одноклассников – для того, чтобы это дальше тиражировать. И у нас в том числе одна из перспектив на следующие полгода – это провести встречи в школах Московской области. Начнем, конечно, со школы № 2 в городе Балашихе, откуда сама Виктория. Вот учебные классы для того, чтобы рассказать детям, что такое ЖКХ, что такое собственность, что такое общее имущество, какая должна быть вода, путь воды, что такое коммунальная услуга, коммунальный ресурс и так далее.
Ангелина Грохольская: Вика, скажи, пожалуйста, а сколько в твоей компании ребят-то, сколько вас там таких "коммунальщиков"?
Виктория Абросимова: Мне помогало полкласса, это точно.
Ангелина Грохольская: Ого! То есть у вас прямо весь класс так занялся?
Виктория Абросимова: Да.
Ангелина Грохольская: Вы можете уже управляющую компанию создать какую-нибудь. В многоквартирном доме живешь?
Виктория Абросимова: Да.
Ангелина Грохольская: Наверняка там уже в подъезде можешь сказать, что так, а что не так. Я просто сейчас сразу открыла, знаете, и могу закладочку положить: "Управление управляющей организации. Договор управления многоквартирным домом". То есть как составить договор, да? Что еще полезного есть в азбуке?
Виктория Абросимова: Там много чего полезного есть. Что делать, если затопило.
Ангелина Грохольская: Вот что делать, если квартиру затопило?
Вадим Соков: Первое – обращаться в управляющую компанию для того, чтобы первопричину устранили и составили акт, само собой, чтобы можно было или в досудебном порядке, или в судебном уже требовать компенсацию с виновника залития. Тут чем хороша эта азбука? Она именно простым и доступным языком для школьника, для обывателя показывает алгоритм действий жителя, действий собственника в той или иной проблеме. Поэтому тут в том числе планируется продолжение: что такое перепланировка, что можно, а что нельзя сделать.
Ангелина Грохольская: Ой, мне кажется, можно, знаете, с первого по одиннадцатый класс учебник выпускать на каждый год – и вопросы еще останутся, еще и для института. Так что, Виктория, работы у вас, я хочу сказать, очень много. Сочиняйте и придумывайте.
Правда ли, что может отдельная дисциплина в расписании появиться? Не знаю, "Основы коммунального хозяйства", например.
Вадим Соков: В принципе, почему бы и нет? Потому что это дело очень хорошее, я еще раз говорю – воспитывать собственника, воспитывать грамотного собственника. Один из вопросов, я думаю, будем тоже ставить о том, чтобы как дополнительную программу в школе предусмотреть именно по ЖКХ, по жилищно-коммунальному хозяйству. Это и вопрос энергосбережения, и энергоэффективности ресурсов коммунальных, электроресурсов и так далее. Это вопросы капитального ремонта. То есть дети должны понимать, что не просто мы их отправляем во взрослую жизнь. Мы, вот наше поколение должно помочь им сложиться как собственнику, как личности, чтобы понимать свои права и свои обязанности, самое главное.
Ангелина Грохольская: И, наверное, самому инициировать, допустим, что-то, да?
Вадим Соков: Да, инициировать, быть активным. Потому что сейчас житель может переизбрать управляющую организацию, если она его не устраивает, может провести собрание по тому или иному вопросу. И вообще умный человек – всегда с ним приятно дело иметь и на одном языке говорить.
Ангелина Грохольская: А со скольки лет можно участвовать уже в управлении домом? Ребята – еще девятый класс. Они, наверное, просто могут пока информировать, да? Что реально они могут сделать на практике? Я теперь от теории к практике хочу перейти.
Вадим Соков: Что касается школьников – тут еще не просто идет формирование культуры хозяина, культуры собственника, но и своеобразная работа, наверное, по профориентации. Потому что ЖКХ – это большая отрасль. Там нужны и слесари, и сантехники, и инженеры, и экономисты, и грамотные управленцы.
Ангелина Грохольская: Вот как молодежь заинтересовать? Понятно, это все красиво, все хорошо. Выиграет на конкурсе – замечательно. А чтобы осталась в профессии?
Вадим Соков: Молодежь должна понять, что первое – это стабильность. ЖКХ, жилищно-коммунальное хозяйство – это постоянная эксплуатация, содержание. То есть лифт должен работать, лестничная клетка убираться, сантехника должна… то есть коммунальный ресурс поставляться, услуга тоже поставляться.
Ангелина Грохольская: Вот это та сфера, которая никуда не денется, она всегда будет.
Вадим Соков: Да, это сфера всегда нужна. Работник ЖКХ будет всегда востребован. И самый главный критерий – это то, что, знаете, хочется нести тепло в дом. Я сам строитель по образованию. И себя ощущаешь созидателем, когда идешь мимо, а в окнах свет, тепло, видишь, что двор убран. То есть понимаешь, что тут и частичка твоей работы и твоих коллег для того, чтобы наши жители жили в таких достойных условиях. Опять же, так сказать, состояние души должно быть.
И самое главное – сейчас Минстрой и ЖКХ России меняется, и ЖКХ меняется в хорошую сторону. Потому что когда вот это молодое поколение, уже нами правильно ориентированное, придет к власти, будет заниматься, я думаю, что все будет нормально. Поэтому я думаю, что за этим проектом будущее. В том числе и "Школа грамотного потребителя" в рамках этого проекта работает. Ну и потому что такие молодые люди с горящими глазами принимают участие в данном проекте.
Ангелина Грохольская: И, наверное, уже последний у меня вопрос. Опять я к практике. Я такой, знаете, практик все-таки, наверное, больше, чем теоретик. Субботники были, весь апрель шли. Я думаю, что и сейчас продолжаются. Принимали участие в субботниках?
Виктория Абросимова: Да.
Ангелина Грохольская: Хотела подловить! Молодежь активно участвует в субботниках?
Вадим Соков: Да, активно участвует в субботниках. И мы сами тоже – коллектив Госжилинспекции. И вся область Московская активно работала на субботниках, которые проходили. В том числе не просто даже субботник, это не то что разовая акция. Приятно, когда видно, что выходят люди семьями с детьми, принимают участие, свой двор, подъезд благоустраивают. То есть уже люди понимают, что это территория его, что он своими руками с ребенком посадил дерево, будет ухаживать, что он лишний раз уже фантик не бросит, не сломает что-то. То есть уже формируется активно психология и сознание собственника.
И приятно, что очень много молодежи в Московской области выходило на субботники, на другие акции, которые под руководством Правительства Московской области и нашего губернатора организуются. То есть мы видим, что молодежь у нас социально активная растет.
Ангелина Грохольская: Это очень хорошо. Я желаю вам удачи. Вика, я знаю, что тебе предстоит еще в июне защита на конкурсе "Моя страна – моя Россия". Желаю удачи и там победить обязательно. И мне кажется, этот проект важен для других регионов Большой страны, поэтому я уверена, что после нашего эфира им заинтересуются, будут звонить. Буду отправлять к вам. Тиражируйте его и делитесь опытом.
Вадим Соков: Будем тиражировать, да. Тем более опыт хороший. И он, так сказать, на благодатную почву упал – самое главное.
Ангелина Грохольская: Я так схватила "Азбуку ЖКХ для школьников", потому что правда у меня уже много вопросов, много закладочек туда положила.
Вадим Соков: Виктория вам дарит.
Ангелина Грохольская: Да?
Виктория Абросимова: Да.
Ангелина Грохольская: Ой! То есть я выпросила. Спасибо вам большое. Почитаем всей редакцией и своим школьникам младшим передадим.
Вадим Соков: Спасибо.
Ангелина Грохольская: Мы беседовали с автором проекта "Азбука ЖКХ для школьников" Викторией Абросимовой и Вадимом Соковым, руководителем Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция" в ранге министра, главным государственным жилищным инспектором Подмосковья.