Ангелина Грохольская: Остап Бендер знал четыреста сравнительно честных способов отъема денег у граждан. У современных мошенников их гораздо больше. Сегодня поговорим о некоторых из них. Как распознать лжеволонтера и быть уверенным, что деньги, перечисленные в благотворительный фонд, дойдут до адресата? Провести занятие в "Школе гражданина" на эту тему мы попросили Викторию Агаджанову, директора благотворительного фонда "Живой". Виктория, здравствуйте. Виктория Агаджанова: Здравствуйте. А.Г.: Также я приветствую гостей нашей студии, которые, я надеюсь, сегодня будут активно участвовать в нашей беседе. Но начну я, если позволите, со своего личного примера. Буквально накануне нашей встречи коллега прислала мне сообщение, процитирую: "Помоги разослать. Нужен донор ребенку. Требуется пересадка костного мозга. У родителей нет денег. "Onet" готовы помочь, но они проверяют рассылку. За каждое письмо, – а это был мессенджер, – родители получат 32 рубля". Если честно, я сначала задумалась и хотела действительно начать уже пересылать своим друзьям. Что это? Это новый фандрайзинг, такой способ эффективный, или все-таки мошенничество? В.А.: Это четыреста первый способ сравнительно честного отъема денег у населения. Достойные подражатели Остапа Бендера. Я надеюсь, что в этой ситуации любой человек, которому приходит такое сообщение, первое, что сделает – это позвонит тому человеку, от которого пришло сообщение, и скажет: "Ты лично знаешь эту историю? Ты уверен в этой ситуации?" Либо самый простой способ: открываете любой поисковик, любую поисковую систему ("Яндекс", Google – все что угодно), вбиваете туда номер телефона – и вам откроется такая прекрасная картина, вы увидите столько всего интересного! Что никакой "Onet" ничего не перечисляет, что при звонке или при отправке SMS на этот номер снимается определенная сумма с вашего счета мобильного телефона. Почему срабатывает эта схема? Потому что от вас, по сути, ничего не уходит. Прекрасно же, ничего не нужно делать. А.Г.: Просто распространить друзьям своим, подписчикам. В.А.: Да, пожертвования не нужно делать, вещи никуда не нужно нести, памперсы собирать, еще что-то делать. Просто нужно нажать пару кнопочек и отправить. А.Г.: И вы не заметите, как деньги со счета вашего мобильного телефона уйдут куда-нибудь другому адресату. В.А.: Самое страшное даже не то, что ваши 32 рубля уйдут куда-то. Самое страшное, что вы отправите это 100 адресатам, и вот эти 100 человек тоже перешлют эти деньги. Это просто, как снежный ком, будет нарастать, нарастать и нарастать. А.Г.: Я обращаюсь к нашей аудитории. Наверняка и у вас были какие-то подобные случаи, может быть, или вы встречали вот таких "волонтеров", которые предлагали перечислить или что-нибудь купить, например. Пожалуйста. — Меня зовут Дмитрий, я студент магистратуры Высшей школы экономики. Я хотел бы уточнить. В социальных сетях, не только в мессенджерах, очень часто появляются подобные сообщения: "Помогите! Перечислите деньги или распространите эту информацию, если денег нет". У меня вопрос такого характера. Благотворительные фонды в социальных сетях ведут подобную работу? Или все сообщения подобного рода в социальных сетях – это уже мошенничество? А.Г.: Очень хороший вопрос, очень актуальный. В.А.: Спасибо. Да, действительно хороший вопрос. Это то, что называют сейчас "стихийная благотворительность", "токсичная благотворительность". Нет, не все подобные сборы – это мошенничество. Опять же первое, что нужно сделать – забить номер телефона или адрес электронной почты в любой поисковик. Если вы увидите, что этот номер телефона или этот адрес электронной почты с этим сообщением висит уже, наверное, четвертый год, то стоит задуматься. За четыре года кто-то уже должен был явно умереть. То есть для человека, который потратит пять минут на то, чтобы погуглить, на то, чтобы вникнуть в проблему, это станет явным – мошенничество это или нет. Но для человека, который никогда не имел дела с благотворительностью, естественно, это будет проблема, если он не соберется проверить информацию. А.Г.: Есть ли какие-то у вас еще вопросы? — Меня зовут Александр, я также студент Высшей школы экономики. А если, допустим, в социальных сетях указан e-mail друга больного – как в этой ситуации поступить? То есть, может быть, это правда друг какой-то, и о не нем будет какой-то информации в Google. А.Г.: Да. Я, кстати, поддержу этот вопрос, потому что не всегда люди, которые столкнулись с какой-то трагической ситуацией, сразу обращаются в фонд. Возможно, социальные сети – первое, куда этот крик о помощи идет. В.А.: Скорее всего, так и есть, да, потому что социальные сети – вот они, под рукой. А фонд… А.Г.: Еще надо найти, еще надо узнать. В.А.: Вообще такая странная организация, и они еще документы требуют, очень странные люди. Первый вопрос, который вы должны задать в этой ситуации: "Вы в фонды обращались?" И дальше последуют два варианта развития события. Либо люди скажут: "Ой, нет, в фонды не обращались. А подскажите, пожалуйста, куда можно обратиться?" И если возникает заинтересованность в этом, то сразу понятно, что человек действительно болеет и ему нужно. "Я не могу пожертвовать вам 500 тысяч, но я могу показать дорогу, по которой вам следует идти". Я лично встречала таких случаев… ну, по пальцам одной руки. В основном диалог строится следующим образом: "Вы в фонды обращались?" – "Они все мне отказали". – "Кто вам отказал? Можете перечислить названия фондов, которые вам отказали?" Все фонды принимают заявки и отказывают в помощи в письменном виде. Если они говорят: "Да, мы действительно обращались, – например, – в фонд "Живой, они нам отказали". – "А не могли бы вы выставить скриншот письменного отказа?" Действительно бывает, что мы отказываем, мы не можем помочь всем. Но иногда бывает следующая ситуация. Человек просит о помощи в 2013 году, потом в 2014 году, в 2015 году. И у нас не было этой возможности ему помочь, но в 2016 году эта возможность есть. Он обращается к вам в 2016 году с просьбой: "Помогите! Все фонды отказали". Вы просите предоставить отказ, а он предоставляет скриншот 2013 года. Ну, за три года могло многое измениться и в работе фонда, и в жизни пациента. "Свежий отказ у вас есть? А в какие еще фонды вы обращались? А где вы еще пытались искать помощь?" Очень многие обращаются непосредственно в компании крупные, идут в бизнес. И сейчас, слава богу, появилась такая тенденция, что бизнес говорит: "Мы работаем с такими благотворительными фондами. Мы готовы вам помочь только при условии, если благотворительный фонд проверит ваши документы". Мы никогда не отказываем, мы всегда проверяем, запрашиваем экспертизу и пытаемся таким образом чужими руками помочь нашим пациентам. А.Г.: То есть, как говорится, доверяй, но все-таки проверяй, да? В.А.: Проверяй обязательно. А.Г.: Даже если сообщение пришло от друга, от знакомого, от коллеги. В.А.: Кстати, вы же наверняка в социальных сетях все очень активные. А.Г.: А вот я хочу сейчас как раз спросить. Раз вы задаете такие вопросы – значит, такие случаи уже с вами были, вы встречали такие обращения. Что вы делаете? Делаете репост? Или, может быть, кто-то все-таки делал так, как сейчас Виктория нам сказала? — Я не скажу за всех, могу сказать за себя. Я на самом деле не делаю ни репостов, ни рассылки, потому что я считаю, что это не помощь. Если я не помог, если я сам не отправил по какой-то причине, то вряд ли кто-то из моих друзей и подписчиков сделает это. А просто репостнуть – по-моему, это не помощь, а скорее уход от проблемы. — В общем-то, могу сказать, что поступаю аналогично: если я сама знаю ситуацию, то тогда я жертвую сама и после этого делаю репост. Либо же я не делаю ничего. А.Г.: Спасибо вам большое. Не делают ничего. Вот надо как-то нас всех приучить к тому, чтобы все-таки, если получили такое сообщение, проверить. В.А.: В любом случае надо проверить. Насчет "не делаю ничего" или "жертвую сам" я бы тут тоже поспорила. Мы очень часто с вами смотрим телевидение. Мы его не делаем, мы его смотрим, мы пользуемся конечным продуктом. Фонды распространяют информацию. И если мы проверили… Вот выберите себе пять фондов. Посмотрите их документацию, посмотрите их отчетность, посмотрите, как они работают, как они ведут блоги в соцсетях, еще где-то. Выберите те фонды, которым, на ваш взгляд, вы доверяете, вот те фонды, которые для вас стопроцентно чистые, проверенные и хорошие фонды, и подпишитесь на них в соцсетях. И если фонд просит репост – значит, ситуация действительно дошла до такой границы, когда репост необходим. Поэтому, пожалуйста, проверенные фонды можете репостить. А.Г.: А теперь – к проверенным фондам. Как узнать, что это проверенный, что это настоящий фонд, а не лжефонд? Что должно быть на сайте фонда? В.А.: На сайте фонда должны быть уставные документы, оформленные на некоммерческую организацию. Это может быть фонд, это может быть общество помощи, это может быть пациентская организация – все что угодно, но это должна быть некоммерческая организация. И второй момент, на который прямо очень советую обратить внимание, – это отчетность. Отчетность на сайте фонда должна быть всегда. Она должна быть актуальная. То, что они помогли 25 людям в 2014 году – это прекрасно, но к 2016 году это не имеет никакого отношения. Годовую отчетность посмотрите. Отчетность на сайте фонда и отчетность в Минюсте, которую мы регулярно подаем и которая является открытой для всех пользователей, – это разные отчетности. Потому что отчетность в Минюсте содержит только конечную общую сумму – сколько было собрано, сколько было потрачено. Свои пожертвования вы таким образом не найдете. Пожертвования вы найдете из отчетов на сайте фонда. А.Г.: Мы с вами начали с виртуальной реальности, социальных сетей, с примеров мошенничества именно там. Я хочу сейчас в реальность уже настоящую нас с вами перенести. Когда вы встречаете в метро, на улице, еще где-нибудь попрошаек, которые тоже просят – сидит женщина и просит на лечение ребенка своего, – даете вы деньги или нет? Вот, по-моему, у нас девушки хотели… — А у меня как раз вопрос, потому что так просят слезно, так выглядят жалко! И мне всегда неловко не дать. Поэтому у меня вопрос к Виктории: что делать в такой ситуации? Это будет эффективная помощь или все-таки не стоит? В.А.: Если вы действительно хотите помочь, возьмите и потратьте семь минут, распечатайте в Интернете в виде визиточек, вот просто возьмите листок A4 и запустите через принтер, маленькие визитки: "Здесь вам могут помочь". Есть прекрасный "Ангар спасения" того же фонда "Милосердие", куда могут обратиться абсолютно все бездомные люди за обогревом, за питанием, за получением каких-то документов, за осмотром врача, еще за чем-то. То есть туда можно прийти, поесть, вымыться, передохнуть, переночевать, обратиться за помощью, если у вас украли документы (часто пишут: "У меня украли документы"), обратиться за помощью, если нужны деньги на билет домой. У них есть специальная программа возвращения, которая помогает таким людям вернуться домой. Вот распечатайте такие кусочки. И каждый раз, когда вам хочется засунуть руку в карман и достать кошелек, засуньте руку в другой карман и достаньте этот кусочек бумажки, отдайте человеку – и вы посмотрите, что будет дальше. Дальше будет ничего, абсолютно ничего. А.Г.: На следующий день вы увидите того же человека на том же "рабочем" месте. В.А.: На том же месте, абсолютно точно. На моей памяти был один-единственный человек, который на самом деле пришел в этот "Ангар спасения". Оказалось, действительно у него украли билет и документы, и он не может вернуться буквально практически в ближайший регион. И помогли его отправить домой. А.Г.: Я хочу, чтобы кто-нибудь из вас сейчас подвел резюме, итог нашей беседы сегодняшней. Как вы поняли сегодняшний материал? Что не нужно делать? Как распознать, настоящий это фонд или это мошенники? Кто возьмет на себя смелость? — Давайте я попробую. Мне кажется, не надо ни в коем случае перечислять средства, просто увидев информацию, не проверив ее. Надо хотя бы войти в Google, что-то узнать, уточнить. Если информация не внушает доверия, надо обратиться в фонд, который может помочь таким людям. Потому что в противном случае, если кому-то не нужна помощь, тогда это будет выявлено, и фонд уже в свою очередь ничего не сделает. В.А.: Все верно. А.Г.: Все верно. Ставим "отлично" нашим студентам, нашим гостям. — Я для себя хочу сделать следующий вывод. Я сегодня же вечером, наверное, приду домой, потрачу некоторое время на поиск официальных страничек, подпишусь на них. Потому что на самом деле я не против помогать в случае, если я могу это сделать, но просто не хочется быть обманутым. Я подпишусь на вас, и надеюсь, у нас все будет хорошо. В.А.: Спасибо, ждем вас. А.Г.: Виктория, спасибо вам большое за очень ценную информацию. Спасибо. В.А.: Спасибо всем. А.Г.: Если вы хотите задать вопрос преподавателям "Школы гражданина" или увидеть в нашей студии специалиста по конкретной, интересующей вас теме – пишите. Электронный адрес нашей программы: bs@ptvr.ru. Ищите нас и в социальных сетях. Очередное занятие мы проведем в следующий вторник.