Ангелина Грохольская: Лето началось с книги. В первых числах июня в Москве у подножия Кремля прошел книжный фестиваль "Красная площадь". Лучшие издательства заняли все пространство от собора Василия Блаженного до Исторического музея. Более 100 тысяч книг было представлено читателям. Свои книжные новинки на фестивале "Красная площадь" представили и региональные издательства. Среди них и "Медиарост" из Рыбинска Ярославской области. Сегодня у нас в гостях его руководитель – Виталий Горошников. Виталий Владимирович, здравствуйте. Виталий Горошников: Здравствуйте. А.Г.: Как приятно, когда к нам гости приезжают не с пустыми руками. Сегодня у вас очень много красивых книг. Я буду разглядывать, рассматривать, листать, а вы будете рассказывать. Что представляли на выставке в первую очередь? Я знаю, что тема вашей презентации называлась "Региональная книжная серия как новый формат краеведческой литературы". Что это за новый формат? В.Г.: Так и есть. Мы на этой выставке представляли региональные книжные серии. В первую очередь мы показали наш проект, который мы завершили совершенно недавно, – книжная серия "Библиотека ярославской семьи". А.Г.: А здесь она есть? В.Г.: Да, здесь есть пара томов из этой книжной серии про историю ярославского края. А.Г.: Вот это? В.Г.: Нет, это белгородский проект, об этом чуть позже скажу. А.Г.: Это Белгородчина. Вот вижу – Ярославль. Вот это, правильно? Мы постарались сделать издания, которые сохранили бы, с одной стороны, высокое качество научно достоверного издания, но при этом были ориентированными на максимально широкую аудиторию. В.Г.: Да. Мы выпустили за последние 3 года 23 тома научно-популярной книжной серии, которая посвящена истории, культуре, природе и людям ярославского края. Это достаточно новый формат краеведческой литературы, потому что мы постарались сделать издания, рассчитанные на максимально широкую аудиторию, – издания, которые сохранили бы, с одной стороны, высокое качество научно достоверного издания, но при этом были ориентированными на максимально широкую аудиторию. По большому счету это действительно можно без натяжки, наверное, назвать новым форматом. Что греха таить, известно, что в последние годы есть такая тенденция на рынке краеведческой литературы, когда книги зачастую выходят совершенно микроскопическими тиражами, а их качество, к сожалению, очень часто оставляет желать лучшего. А самое главное – они ориентированы на очень узкую аудиторию специалистов, которые занимаются в силу своей профессиональной деятельности историей и культурой того или иного региона. Мы постарались преодолеть как бы этот барьер, который существует между профессиональным сообществом и обычными людьми, которые живут в том или ином регионе. И вот первый такой опыт, мы этим занимались достаточно долго – это краеведческая серия "Библиотека ярославской семьи". Мы выпустили на сегодняшний момент 23 тома, работаем еще над рядом томов. Этот проект мы реализовали у себя на родине, в Ярославской области, но он получился достаточно успешным. Мы его изначально делали как проект, который можно масштабировать по стране, который можно реализовать в любом другом регионе России. А.Г.: Вот, в общем-то, пример как раз – история Белгородчины, это уже как раз история белгородской семьи. В.Г.: Да, как раз мы сделали на этой выставке презентацию книжной серии "Библиотека белгородской семьи". Мы выпустили первые 4 издания, а сейчас работаем сразу над 12. По большому счету они сделаны аналогичным образом – с точки зрения формата и подачи материала. Естественно, везде берется, анализируется и подается материал сугубо региональный. А.Г.: То есть это такая энциклопедия, очень красивая и очень яркая. Пожалуйста – эпоха дворцовых переворотов. Все, что касается истории, немножко архитектуры, наверное, да? В.Г.: Если вы перевернете книгу и посмотрите на ее оборот, то там видно тематическое многообразие названий книг, которые мы выпустили. А.Г.: Действительно, да. И традиции, и история, и ярославский характер, и знаменитые земляки, и реки, и животный мир, города – то есть все-все-все. Если хочешь узнать о ярославском крае побольше, но ехать туда некогда, можно взять вашу книгу. В.Г.: Это так. Хотя нашей главной аудиторией были именно жители региона, поэтому серия так и называется – "Библиотека ярославской семьи". Потому что мы эти книги делали для тех, кто живет в нашей области. К сожалению, люди очень мало знают о тех местах, где они проживают. Вот я живу в Рыбинске. Проехать 100 с небольшим километров – находится город, которому больше 1000 лет, Ростов Великий. Ярославль совершенно рядом, Углич. Это все в пределах езды час-полтора на машине. Между тем, огромное количество людей ни разу там не бывали или были только проездом. А.Г.: И иногда гости, которые приезжают, рассказывают больше, чем местные жители. В.Г.: Да. И, в принципе, одно из предназначений этой серии – ликвидировать эту лакуну, острый дефицит знаний о том месте, где люди живут. А.Г.: Куда распространяли? Кто ваши читатели? В.Г.: Когда мы делали эту серию, достаточно серьезно рисковали. Мы попробовали сделать по-настоящему масштабный издательский проект. Так оно и получилось. Мы сделали 23 книги. Суммарный тираж в нашей Ярославской области – больше 130 тысяч экземпляров. А.Г.: Солидно. В.Г.: Для сравнения: средний тираж краеведческой книжки сейчас в целом по стране – это примерно 500 экземпляров. У нас средний тираж одной книжки – примерно в 12–15 раз выше. И что самое важное? Это живая книга, потому что мы в розницу продали 80% тиража. Это очень много, это очень высокий показатель. Понятно, что за этим стояла достаточно серьезная системная работа и по распространению, и по рекламированию, и по информационной поддержке. Но тем не менее было огромное количество скептических высказываний, был очень серьезный пессимизм у экспертного сообщества, что вообще в принципе возможно ли реализовать такое большое количество книг в отдельно взятом регионе на такую достаточно специальную тему как краеведение. А.Г.: Я бы их поддержала, потому что сегодня в принципе проблемы с распространением есть, особенно у региональных издательств, особенно такой литературы. В.Г.: Да, это одна из самых серьезных проблем – проблема распространения. Потому что региональные издательства – как правило, издательства небольшие, книг у них немного, тиражи маленькие. Это такой порочный круг малого масштаба во всем: и в количестве книг, и в тиражах, и в системе распространения. Это ключевая вещь, которая тормозит развитие практически любого регионального издательства. А.Г.: Виталий, скажите, а этот проект, раз уж мы про него сейчас говорим, коммерчески успешен? Или вы не ставили перед собой целью, издавая эту серию, заработать на нем денег? В.Г.: Безусловно, ставили. Я не могу сказать, что мы достигли всех целей, какие мы перед собой тогда формулировали, но в целом проект получился и с коммерческой точки зрения тоже, потому что мы уже делаем допечатку тиража некоторых книг, то есть мы все продали. Это все хорошо. Во-первых, потому что книги пошли очень хорошо в рознице. А во-вторых, нас поддержало на определенном этапе правительство Ярославской области – они приобрели часть тиража для школ и библиотек региона. А.Г.: "Рыбинск – город у реки". Я так понимаю, что это какая-то детская книга, да? В.Г.: Да, это как раз то, что мы представляли на прошедшем книжном фестивале "Книги России". Это тоже книжная серия, она называется "Библиотека рыбинской семьи". Но только мы здесь опять-таки пошли на некий эксперимент – мы сделали книжную краеведческую серию для детей в возрасте от 2 лет. К сожалению, очень часто так бывает, что человек впервые сталкивается с такой темой как краеведение, а у него уже система взглядов, приоритетов, мировоззрения сформировалась, и поздно говорить об истории и культуре города, где он живет. А.Г.: Можно я сейчас маленькое четверостишье прочитаю? Ну, не могу не прочитать. В Волге ходят косяки: Рыбки, рыбы, рыбины. А на суше вдоль реки – Рыбинцы и рыбинки. Замечательно! В.Г.: Это правда, так оно и есть. А.Г.: Ребенок прочитает это четверостишье – и навсегда запомнит, что рыбинцы и рыбинки, и что стоит этот город на Волге. То есть и поучительно, и интересно. В.Г.: Здесь идея заключается в том, чтобы всю информацию, которую принято относить к сфере достаточно высоких и специальных знаний в области истории, культурологии и так далее, мы попробовали подать через яркий образ и яркое, с художественной точки зрения, стихотворение для самой маленькой аудитории. То есть их первое знакомство с этим материалом происходит на этом уровне. Даже более того, мы сделали… Это уже вторая или третья ступень – книжка, которую вы сейчас брали. А мы на первом уровне сделали серию раскрасок "Раскрась свой город Рыбинск". На втором этапе мы сделали настольную игру "Путешествуй по Рыбинску". А третий – это уже книжки стихов о городе, где еще сделана серия совершенно потрясающих, на мой взгляд, иллюстраций, это авторские работы каждый раз. И только уже на следующем, на четвертом или пятом этапе мы делаем собственно книги, которые можно отнести к разделу занимательного краеведения. Вот книжка "Твой город – Рыбинск", где в форме вопросов и ответов мы пытаемся для детей 6–8 лет рассказать о том, что такое вообще город, где они выросли и каждый день ходят по улицам, как это все устроено. А уже для детей примерно от 9 до 13 лет создана вот эта книжка. Здесь уже усложнение материала, насыщение его фактурой, максимальное расширение контекста. Таким образом, пошагово, начиная с раскраски и заканчивая достаточно большими книгами, человек проходит по этой теме – "А что такое вообще твой город?". А.Г.: Это тот самый системный подход, который сегодня используется во многих сферах вообще, когда от чего-то маленького мы продолжаем, увеличивая, увеличивая и увеличивая, подогревать этот интерес. Вы зацепили ребенка маленького и пошли вместе с ним расти. И книжки с ним растут. И, естественно, родители будут уже покупать, и издательство будет неплохо жить. Это хороший вариант. В.Г.: Хорошо, если последнее из того, что вы сказали, окажется правдой – насчет того, что издательство будет хорошо жить. А.Г.: Спасибо вам огромное за ваши книги, они очень увлекательные. Для меня важно даже тактильное ощущение. Очень приятно книгу держать в руках, это очень здорово. В.Г.: Для нас было очень важным, и как раз это было очень важным событием этой выставки – то, что нам удалось перешагнуть за границы нашего региона и доказать, что эти модели, эти алгоритмы создания современной краеведческой литературы работают в любом регионе. В частности, белгородский опыт – создание "Библиотеки белгородской семьи" – на мой взгляд, получился очень успешным. Алгоритмы обработаны, и они рабочие, то есть они жизнеспособные, их можно воспроизвести. А.Г.: И уже есть определенный опыт, который можно тиражировать. В.Г.: Просто был некий скепсис, что эту вещь – региональную книжную серию – можно сделать только внутри одного региона, что только такой штучный образец, некое явление на издательском рынке появилось, и вряд ли его можно воспроизвести. Была такая точка зрения. И нам было очень приятно на этой выставке эту точку зрения опровергнуть. А.Г.: Спасибо вам огромное. Я желаю вам успеха, чтобы появились истории и мурманской семьи, и крымской, и ленинградской, и московской… В.Г.: У нас 85 регионов. Мы готовы к этому. А.Г.: Это сейчас было обращение ко всем нашим заинтересованным телезрителям. В.Г.: Так и есть да. А.Г.: Спасибо вам огромное. В.Г.: Спасибо и вам. А.Г.: О работе региональных издательств мы говорили с директором издательства "Медиарост" города Рыбинска Виталием Горошниковым.