Ангелина Грохольская: Полезные советы для активных граждан. Как быстро зарегистрировать общественную организацию? У кого фондам стоит просить деньги? Зачем выстраивать диалог с чиновниками? И чем большой бизнес может помочь социальному проекту? На эти и другие вопросы ответят эксперты "Школы гражданина". Занятия – каждый вторник в программе "Большая страна". На прошлых уроках мы узнали, что такое фандрайзинг, какие ресурсы можно использовать для привлечения средств, зачем нужно сначала изучить целевую аудиторию, к которой вы намерены обращаться, и почему обязательно надо благодарить человека, который вам помог. Также эксперты познакомили нас с возможностями краудфандинга. Но это далеко не все, что руководитель или менеджер НКО должен знать, если дело касается сбора средств. Я представляю вам нашего эксперта. Сегодня в "Школе гражданина" работает президент благотворительного фонда "Предание" Владимир Берхин. Владимир, здравствуйте. Владимир Берхин: Здравствуйте. А.Г.: Владимир, итак, некоммерческая организация, допустим, занимается реабилитацией детей и готова начинать собирать деньги на лечение и реабилитацию. В.Б.: Если это организация, то она открывает свой счет в банке, и все дальнейшие сборы идут на этот счет. Организации часто вырастают из волонтерских команд, а волонтерские команды собирают деньги на личные счета, у них организации нет. Если у вас уже есть организация… А.Г.: Она зарегистрирована уже. В.Б.: Она зарегистрирована в Минюсте. Значит, у нее есть банковский счет. И значит, вы деньги уже собираете на него и прекращаете собирать деньги на личные счета. Когда делается одновременно и то, и другое, то это смотрится плохо, и так лучше не делать. Соответственно, если вы собираете, вам нужно понимать, на что вы собираете, то есть должна быть конкретная цель вашего сбора. И должен быть отчет. Не только отчет государству, но вы должны отчитаться людям, у которых вы просили денег и у которых вы их взяли. Вы должны подробно рассказать, куда вы эти деньги дели. Без этого лучше работу не начинать. А.Г.: Я правильно понимаю – должна быть некая предварительная смета, условно назовем так, куда мы это будем расходовать, да? В.Б.: Должно быть какое-то понимание, для чего вы это делаете. Если вы сами не понимаете, то вы не в состоянии никому объяснить, почему вам, таким хорошим, нужно деньги давать. Чем вы конкретнее это объясните – тем лучше. Ваша просьба должна быть логичной, она должна быть проверенной какими-то экспертами, особенно если это касается медицинского случая, что вы собираете деньги на помощь этому человеку не потому, что ему очень хочется лечиться от этого именно в этой клинике, а потому, что по-другому эту проблему решить нельзя. Рекомендую никогда не платить деньги своим подопечным в руки – не потому, что все они обязательно их украдут, а потому, что это искушение. Лучше деньги платить прямо в больницу, прямо в аптеку и так далее… А.Г.: И стоит это конкретно вот такую-то сумму, а не просто: "Мы соберем миллион – на что-нибудь хватит". В.Б.: Идеальная ситуация, когда у вас есть заранее финансовый документ, счет, выставленный на вашу организацию, в котором указано, что вам нужно именно вот столько тысяч рублей. Также рекомендую никогда не платить деньги своим подопечным в руки – не потому, что все они обязательно их украдут, а потому, что это искушение. Когда человеку дают деньги в руки просто так, у него может "снести крышу", и вы потом будете очень долго за ним гоняться, пытаясь добиться от него отчета. Лучше деньги платить прямо в больницу, прямо в аптеку и так далее, и так далее, и так далее, а не человеку в руки. А.Г.: Чтобы это были безналичные расчеты. В.Б.: Да, чтобы это были безналичные расчеты. А.Г.: У нас появился новый слайд – "Электронные средства сбора". Сейчас действительно очень популярно собирать деньги через интернет, через различные электронные сервисы. А что здесь можно сделать? В.Б.: Здесь есть три основных возможности, которые есть у вашей организации. Две из них не требуют, по-моему, даже существования собственного сайта. Первый – это обращение на краудфандинговую платформу, то есть специальный сервис, где вы презентуете свой проект и с помощью их технических средств начинаете собирать на него деньги. Второй вариант – это организация сбора на собственном сайте с помощью уже технических средств. Она требует совершенно других усилий, она требует совершенно других затрат. Это дольше и сложнее, но этим занимаются все сколько-нибудь развитые благотворительные организации. И третий вариант – это обратиться к сервису "Яндекс.Касса". Это проще, чем краудфандинг, вы там в большей степени будете себе хозяином. Создание этой странички занимает буквально пару дней. Но у вас там не будет многих возможностей, которые есть на краудфандинговых площадках. А.Г.: Мы продолжаем разговор с Владимиром Берхиным. Как правильно вести сбор средств? В.Б.: Если речь идет про краудфандинг, то у обращений на эти платформы есть два простых плюса. Во-первых, это быстро и просто. То есть вы просто составляете заявку. У них, как правило, есть уже готовые методики того, что вам нужно сделать. Вам нужно просто под них приспособиться, придумать какие-то вознаграждения, которые там предполагаются, снять мотивирующий ролик. Сейчас у каждого человека смартфон, и это совершенно не сложно. На краудфандинговых платформах ходит дополнительная аудитория – та, которой у вас нет на собственном сайте. Ее туда "загнали", эту аудиторию, другие проекты. Каждый из них как-то зовет людей на эту платформу. И сама платформа тоже заинтересована, чтобы к ней ходило как можно больше людей. Таким образом, у вас есть возможность выйти на какую-то дополнительную аудиторию, которую вы иначе просто не найдете. А.Г.: Появляются шансы. А у меня сразу вопрос: любой ли проект можно выставить на краудфандинговую платформу? В.Б.: Это определяется их внутренними правилами. Вообще они в основном смотрят, по моему опыту, скорее на его популярность потенциальную, на возможность привлечь как можно больше людей. Краудфандинг же изначально использовался в основном для культурных проектов. Благотворительные и социальные вещи появились позднее, хотя они тоже доказали, что они могут таким образом состояться. Есть специальные площадки для чисто социальных краудфандинговых проектов, такие как благотворительный фонд "Нужна помощь.ру". Они собирают только на социальные проекты. Правда, у них довольно жесткие правила, кого они берут, кого не берут. В общем, надо с ними долго переписываться, чтобы они согласились. А площадки более универсальные, такие как Planeta.ru, как Boomstarter, они берутся скорее за то, что ярко, интересно и перспективно. А.Г.: Минусы краудфандинга – есть ли они? В.Б.: Минусы довольно понятные. Во-первых, вы отправляете свою публику на чужой сайт. Вы говорите людям, допустим: "Идите на Planeta.ru". Они туда придут. Они, может быть, даже вам пожертвуют. Но на Planeta.ru столько всего интересного, столько всего "вкусного", что они увидят ваш проект, увидят соседний проект, увидят еще один… А.Г.: И не факт, что они с вами останутся. В.Б.: Да, не факт, что они останутся. Они могут найти кого-то более интересного. Это первый минус. Второй минус. Мы все-таки ограничены чужим дизайном и чужими правилами. Вы не сможете там поменять фон вашего проекта, вы не сможете там наладить какой-то сервис. Вы придумали какой-то интересный сервис, но там страничка может это, а другого ничего не может. Кроме того, вы платите процент. Он бывает очень разный. Это зависит от того, как вы договоритесь с конкретной площадкой, насколько вы интересны. Иногда площадки совсем не берут проценты. Есть "Добро Mail.Ru", которое не берет совсем, но на "Добро Mail.Ru" попасть сложно – для этого нужно иметь опыт, для этого нужно иметь репутацию, для этого нужно пройти серьезную проверку, для этого нужно работать чуть ли не полтора года к моменту… А.Г.: То есть уже должен быть наработанный стаж. В.Б.: Должен быть наработанный стаж. А.Г.: А собственный сайт? В.Б.: Собственный сайт. Для установки средств интернет-сбора на собственном сайте вам потребуется программист. Научиться этому самому, в общем-то, особенно если вы гуманитарий, как я, сложно. Нужно обладать определенными навыками и определенными знаниями. Вам потребуется договор с компанией-агрегатором. Их очень много разных. Они предоставляют все примерно одни и те же услуги за примерно одни и те же деньги. Им тоже придется платить за то, что они будут переводить вам деньги, бесплатных таких услуг не бывает (кроме "Добро Mail.Ru"). Зато вы будете сам себе хозяин. Вы можете придумать любой дизайн, можете придумать любые фишечки, какие вам только придут в голову и на которые у вас хватит средств программирования, скажем так. А.Г.: И опять же человек не уйдет на другой сайт, он к вам пришел. Если вы его заинтересовали, отблагодарили, то он, возможно, зайдет еще раз. В.Б.: Кроме того, на краудфандинговых платформах любой проект конечен. Вы говорите: "Я хочу собрать 100 тысяч рублей на то-то". И когда они собраны, вы прощаетесь и начинаете новый проект. На своем сайте вы можете собирать бесконечно. Вы можете договариваться с людьми (и это очень важно) о регулярной поддержке, когда человек один раз подписался на то, чтобы вас поддерживать, и у него каждый месяц с карточки списывается, я не знаю, тысяча рублей. Это, наверное, самые ценные жертвователи. Благодаря им вы понимаете, что у вас будет в будущем. А.Г.: В "Школе гражданина" сегодня работает наш эксперт Владимир Берхин. Владимир, что еще нужно обязательно знать? В.Б.: Что еще нужно знать? Заключение договора с агрегатором, то есть компанией, которая предоставляет вам услуги перевода денег через интернет, – это юридическая процедура. И договор этот хорошо бы прочитать внимательно. Там достаточно часто случается такое, что деньги, которые они передают, являются платой за товары и услуги. Можно договориться, чтобы они этот пункт убрали. А.Г.: Потому что если будет неправильно указано, возможно, налоги будут брать, да? В.Б.: Да, налоговая может прийти и решить, что эти деньги – это не пожертвования, а это ваша прибыль за какие-то товары и услуги. А какие – налоговую будет волновать крайне мало. Со своей стороны вам надо будет тоже приложить определенную бумагу, называется она "договор оферты". На вашем сайте должен быть при совершении пожертвования договор, где написано, что человек, совершающий пожертвование, соглашается с тем, что это именно пожертвование, именно вам и так далее. Если этого нет, то опять же к вам могут пристать соответствующие органы и спросить: "А откуда у вас деньги? И какова их природа?" А.Г.: Владимир, мы уже поговорили о счете организации, на который можно аккумулировать, собирать средства. Мы уже поговорили о сборе денег через различные электронные средства в интернете. А как быть с ящиками, которые устанавливаются, допустим, в магазинах, а иногда даже на улицах? И вообще можно ли так делать – например, брать наличные деньги у жертвователей? В.Б.: Так делать в принципе можно, но есть определенные правила. Если вы устанавливаете ящик, то вы устанавливаете его согласно договору. На ящике размещаете информацию о том, что у вас за организация. Ящик должен быть опечатан, согласно определенным документам. Центр развития некоммерческих организаций разработал специальную брошюру, где подробно даны все эти документы, как они должны выглядеть, кто их должен подписывать. По акту, согласно определенному документу, ящик вскрывается, деньги пересчитываются, и они относятся в банк и заносятся на счет. Это определенная процедура, причем не самая простая. А делать все регулярно чрезвычайно лениво, и поэтому в крупных организациях, где ящиков много, существует специальный менеджер по этим ящикам, кто только этим и занимается. Допустим, ходить по улице с ящиком не стоит. Все эти расплодившиеся в последнее время мальчики и девочки с какой-то непонятной символикой – это не волонтеры. Никакого контроля за деньгами, которые они получают, не существует. И по всей видимости, далеко не все эти деньги используются на помощь тем нуждающимся, о которых они говорят. Лучше работать цивилизованно, лучше все подробно оформлять. И лучше не приставать к людям на улицах, это портит репутацию. Не стоит вообще иметь дело с бесконтрольным течением наличных. Если к вам пришли люди и говорят: "Мы хотим дать вам наличные", – не поленитесь, сделайте простой документ, чтобы они быстро опустили эти деньги в ящик опечатанный и были уверены, что все по-настоящему. А.Г.: Либо перечислили на счет. В.Б.: Либо перечислили на счет. В этом случае ваши отношения с этими людьми будут ясны. Потому что когда вам просто отдают наличные, вы попадаете в "серую зону", которая никак не фиксируется. И в этой зоне и вы искушаетесь потратить деньги не туда, и с другой стороны, люди искушаются тем, что они не видят, что происходит дальше. Они вам могут доверять, а могут внезапно по каким-то причинам доверие потерять. И зачем вам лишние вопросы в такой ситуации, на которые вы не сможете ответить? А.Г.: На слайде, который сейчас у нас появился, написано: "Нельзя устраивать истерики". Что это значит? В.Б.: Это означает примерно следующее. Вы хотите собирать средства для того, кто нуждается. Вы можете просить, но стоит избегать истеричного тона, стоит избегать обвинений в адрес окружающих, стоит избегать навешивания на них ответственности, на которую они не подписывались. То есть говорить человеку: "Если ты не пожертвуешь, кровь этого ребенка будет на твоих руках!" – вот так делать нельзя. Это признак того, что вы не то чтобы не заинтересованы в результате сбора, а что вы готовы действовать любой ценой и не готовы работать с людьми долго. Вам не нужны сторонники, вам нужны деньги. Во-первых, это портит репутацию опять же, вас не будут уважать. Во-вторых, вы довольно быстро надоедите людям с таким поведением, и они от вас отвернутся. Вас вряд ли посадят в тюрьму, если у вас будут плохие отчеты в интернете. За это не наказывает закон, но за это наказывает общественное мнение. Репутация мошенника никакому НКО еще не помогала. А.Г.: Также нельзя собирать без экспертизы и не отчитываться. В общем-то, вы об этом уже говорили и начали с того, что обязательно должны быть отчеты. В.Б.: Да. В любом случае, как только вы начинаете сбор, идеальный вариант будет, если вы скажете: "Вот с такой-то периодичностью вот там-то и там-то будут отчеты". И в этих отчетах должно быть все – сколько денег вам пришло и куда они ушли. Вас вряд ли посадят в тюрьму, если у вас будут плохие отчеты в интернете. За это не наказывает закон, но за это наказывает общественное мнение. Репутация мошенника никакому НКО еще не помогала. А.Г.: Владимир, спасибо вам огромное. Предельно ясно и понятно. Но если у наших телезрителей возникнут вопросы, я думаю, что мы к этой теме сможем вернуться. Спасибо вам большое. В.Б.: Пожалуйста. А.Г.: Итак, если вы хотите задать вопрос преподавателям "Школы гражданина" или увидеть в нашей студии специалиста по конкретной, интересующей вас теме, пишите. Электронный адрес нашей программы: bs@ptvr.ru. А также ищите нас в социальных сетях. А очередное занятие мы проведем в следующий вторник.