Ангелина Грохольская: Здравствуйте! Сегодня мы говорим о людях Большой страны. У нас в студии – народный артист России Владимир Девятов. Владимир Сергеевич, здравствуйте. Владимир Девятов: Здравствуйте, здравствуйте. Ангелина Грохольская: Очень рады, что вы к нам сегодня пришли, нашли время в своем гастрольном графике. Владимир Девятов: Спасибо за приглашение, спасибо. Владимир Девятов – народный артист России. Окончил военную академию, служил в оборонном НИИ. Прервал военную карьеру ради музыки. Учился в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Увлекался роком, исполнял классику. Но всенародную славу приобрел как исполнитель народных песен. За уникальные вокальные данные певца называют "Маэстро Голос". Ангелина Грохольская: Владимир Сергеевич, хотела начать сегодня нашу программу с вашего творчества и с народной песни, но вы мне сообщили новость, о которой я не могу не сказать, тем более она очень хорошо сочетается с названием нашей сегодняшней беседы. Вот мы назвали – "Химия голоса". Это связано с вашей первой профессией. Владимир Девятов: Да, я по первой профессии инженер химик-технолог. Закончил я Военную академию химической защиты по специальности "Средства защиты органов дыхания, кожи и массовые средства защиты". Так что прежде чем запеть, я был серьезным человеком. Ангелина Грохольская: Недавно вам вручили награду… Владимир Девятов: Да, совсем недавно мне вручили государственную медаль за успехи, которые я имел в области уничтожения химического оружия нашей страны. Честно сказать, я с натягом уничтожал химическое оружие. Хотя после окончания военной академии я достаточно долго – порядка 15 лет – отработал именно в химической оборонной промышленности и дослужился до высокой должности председателя профсоюзного комитета одной из крупнейших организаций оборонной химической отрасли. В общем, да, я химик. Ангелина Грохольская: Ну, о наградах и медалях мы еще поговорим. Давайте о музыке. Владимир Девятов: Нет вопросов. Ангелина Грохольская: С какой музыкой вы вошли в профессиональную жизнь? Владимир Девятов: Ну, вообще, как и вся молодежь начала 70-х лет, был сторонником, скажем так, тяжелого рока и очень серьезно этим делом увлекался – несмотря на то, что учился в военной академии. У нас был коллектив, в котором я пел и играл на ударных инструментах. И мы все были больны, абсолютно точно больны, по большому счету, западной музыкой, а именно: Beatles, Jethro Tull, Deep Purple, Chicago и все остальное. Но сама судьба свела меня с народной песней, потому что в академии химзащиты, где я учился и где мы репетировали с ансамблем "Арсенал", был клуб, и в этом клубе репетировал ансамбль "Добрые молодцы" Юрия Антонова и Жанна Бичевская вместе с ними. И вот там-то я нахватался народной песни. Хотя я не москвич, я не в селе родился. Я, конечно, слышал народную песню в исполнении в первую очередь гениев русской оперы. В общем-то, как-то я понял, что это мое, попробовал. И уже дальше судьба меня привела в Академию музыки имени Гнесиных к Людмиле Васильевне Шаминой, к профессору, класс ее я закончил по специальности "Исполнитель народной песни". Ангелина Грохольская: Но вам по-прежнему не чужды эксперименты. У нас есть один фрагмент музыкальный. Давайте мы сейчас посмотрим и потом об этом и о другом тоже поговорим немножко. Владимир Девятов: Хорошо. Ангелина Грохольская: Давайте посмотрим. ФРАГМЕНТ КОНЦЕРТА Ангелина Грохольская: Вы же на тот момент уже были известны как исполнитель народной песни. А как в оперу-то вас занесло? Владимир Девятов: Это дело такое было интересное. В Москве работал Евгений Владимирович Колобов, народный артист России, руководитель театра "Новая опера". И они как раз начали ставить "Бориса Годунова" Мусоргского. И в качестве эксперимента Колобов, зная, что нужна интонационная такая подоплека, он решил пригласить народника на исполнение партии Шуйского в опере Мусорского "Борис Годунов". И ко мне пришло предложение из театра. Они меня послушали. Мы с ними попробовали, я с ними репетировал, партию готовил с Евгением Владимировичем. И я участвовал в премьерном спектакле. А потом настолько заразился этим делом! Это настолько интересно, когда после ансамбля народных инструментов ты выходишь на оперную сцену – и перед тобой симфонический оркестр, 100 человек, и ты сам себе, без микрофона, принадлежишь и купаешься в этой шикарной музыке. В общем, я заболел серьезно. И пока жив был Евгений Владимирович и руководил театром, я работал в театре и пел и Верди, и Рубинштейна, и Леонкавалло. Мы там все попели. И вот этот период, как раз тот период – эта музыка была сделана с Георгием Арамовичем Гараняном, тоже ушедшим от нас, к сожалению. Мы с ним нашли контакт между народником и джазовым человеком и вот такую музыку записали. Этот концерт был в концертном зале "Россия" здесь у нас, в Москве. Это был очень интересный период. Вообще, мне кажется… да это не только мне, а это естественно, что эксперименты в музыке могут дать интересные такие результаты. Ангелина Грохольская: А всегда можно и нужно рисковать и идти на такие эксперименты? И всем ли это можно делать? Владимир Девятов: Ну, я считаю, что рисковать нужно. И это интересный поиск творческий, который может, конечно, и не дать ничего, но может и дать что-то интересное. Ну, скажем так, наиболее интересные и перспективные проекты мировые – они именно на экспериментах были построены: тот же джаз, тот же рок-н-ролл, который завоевал весь мир потом. Конечно, народная музыка – это приоритет в культуре любой страны. И в музыкальной культуре нашей страны это должно быть именно так. Ангелина Грохольская: Ваш проект "Ярмарка" – он тоже не совсем в традициях народных, это тоже такой немного эксперимент, да? Владимир Девятов: Народная песня – она же не живет, скажем, только в аутентичном варианте исполнения, то есть то, что делали наши прабабушки, когда не было ни гармони в России, не было ни оркестров народных инструментов. Народная песня же пелась просто, скажем, под гусли или акапельно в деревнях и так далее. Это же потом появившиеся музыкальные инструменты привели к тому, что сопровождение народной песни как бы модернизировалось. И, перейдя в XXI век, мы, естественно, должны учитывать то, что звучание и слуховая палитра вокруг нас изменилась. Поэтому я принял решение попробовать пригласить популярных аранжировщиков группы "Тату", чтобы поработать с ними в этом направлении. И это получилось. До сих пор – сейчас я пишу уже с ними четвертый альбом – мы работаем и делаем современные аранжировки народной песни. Это должно быть, потому что это одна из возможностей вообще привлечь средства массовой информации, в частности радиоформат и телевизионный формат, к звучанию народной песни. А эта проблема у нас в стране существует. У нас в стране интересная ситуация вообще с ротацией народной музыки и народной песни как на телевидении, так и на радио. Объемы вещания: из трех с половиной тысяч (чуть больше) лицензированных радиостанций в стране у нас только четыре радиостанции дают народную песню в эфир, остальные являются неформатом. То есть это меньше 0,3% радиостанций у нас дают возможность музыкантам-народникам звучать. На телевидении примерно такая же ситуация – 0,5% всего. Поэтому сказать, что она ротируется, она крутится, эта музыка, я не могу. Это чисто политический вопрос. Страна, обладающая величайшей музыкальной национальной культурой, – это Россия. Мы на уровне в мировом масштабе… ну, на передовых позициях. Можно нас сравнивать с итальянской неаполитанской музыкой, да? Русскую музыку знают все. Я проехал 50 с лишним стран с гастролями и знаю, как в любой из этих стран уважительно относятся к нашей национальной музыкально песенной и вообще нематериальной культуре, и танцевальной тоже. Ангелина Грохольская: И что делать-то? Владимир Девятов: Что делать? Я могу сказать. Ангелина Грохольская: Давайте. Ангелина Грохольская: Я дошел до Владимира Владимировича, прошел все ступени. Начал, кстати, с вашего телеканала и здесь нашел поддержку и полное понимание, что эта проблема существует. Теперь дошел до Владимира Владимировича для того, чтобы дали возможность приоритетного звучания народных коллективов. Это не чисто мое как бы желание. Это патриотическое воспитание молодежи. Ведь самый простой путь к душе даже человека, который никогда не занимался этой музыкой и никогда ее слышал, – это песня. Почему? Потому что есть такое понятие "генетическая национальная память". Если молодежь это дело будет слышать, то это приведет к тому, что молодежь будет знать, что пели их предки. А если они будут знать, что пели их предки, то у них, естественно, будет появляться желание понять, о чем они пели. И это уже исторические моменты. То есть историю через песню можно знать, реанимировать. И в этом одна из сфер патриотического воспитания, которая у нас в стране, к сожалению, не используется. Но я надеюсь, что там сейчас рассмотрят. По крайней мере, я вижу, что такой результат грядет, то есть это может быть, что у нас откроются дверки и народников будет больше. И это очень правильная позиция. Так везде, понимаете? Практически во всех странах это так. Ангелина Грохольская: Ну, будем на это надеяться. Владимир Девятов ведет активную концертную и общественную деятельность, руководит Центром русской культуры и искусства. Инициатор проекта поддержки молодых оперных певцов. Организовал первую в России детскую народно-певческую школу. Для продвижения народной песни и более современного ее звучания создал фолк-группу "Ярмарка". Ангелина Грохольская: Мы продолжаем наш разговор. В студии "Большой страны" – народный артист России Владимир Девятов. Владимир Сергеевич, я снова к наградам хочу вернуться. Немногие знают (ну, наверное, истинные ваши поклонники, конечно, в курсе, а вот широкому телезрителю хочу сейчас рассказать), что у вас есть Золотой орден фонда "Меценаты столетия". Владимир Девятов: Есть такой. Ангелина Грохольская: Он был вручен вам несколько лет назад. А за что? Что это за орден? Владимир Девятов: Орден – это общественная награда, это не государственная награда. Ну, мы много работаем, скажем так, для малоимущих слоев населения, в первую очередь для старшего поколения, вместе с моим коллективом. Много работаем в социальных всевозможных домах для больных, и детей в том числе. Ангелина Грохольская: Вы приезжаете с концертами? Владимир Девятов: Мы приезжаем и выступаем. И таким образом, как бы эта идея возникла. И меня наградили таким общественным знаком, орденом. Ангелина Грохольская: Ваши благотворительные концерты – это не единственная ваша работа на благо общественности. У вас есть Центр русской песни… Владимир Девятов: Русской культуры. Ангелина Грохольская: Русской культуры, да, прошу прощения. И в рамках этого центра у вас тоже много проектов, направленных и на поддержку молодых талантов, если не ошибаюсь. Владимир Девятов: Ну да, у нас множество было проектов. Мы существуем с 1995 года, уже больше 25 лет, и за это время, конечно, очень много интересного сделали. В частности, один из крупнейших проектов, которым мы занимались, – это Международная школа вокального мастерства. Мы привлекали специалистов, ведущих специалистов оперных из нашей страны (я имею в виду – педагогов, постановщиков голоса), привозили специалистов из "Метрополитен-оперы", из " Ковент-Гардена", из "Ла Скала". Ангелина Грохольская: Привозили сюда, чтобы здесь они были? Владимир Девятов: Сюда, да, к себе в центр. И они передавали свое мастерство бесплатно абсолютно – за счет денег, которые нам были выделены государством, московским правительством в частности. Многие из этих ребят потом стали лауреатами всевозможных оперных конкурсов высочайшего уровня и стали звездами мировой оперы. Самый интересный проект, который уже пять лет, он превратился в единственную в стране у нас детскую народно-певческую школу. И были разработаны методики преподавания, и по сей день они совершенствуются. У нас в школе, в детской народно-певческой школе… Ангелина Грохольская: Школа существует сейчас? Владимир Девятов: Школа существует. У нас небольшие помещения, потому что она небольшая, эта школа. Ангелина Грохольская: А кто там учится? Владимир Девятов: Дети. Ангелина Грохольская: Я понимаю. Из Москвы и Московской области? Владимир Девятов: Нет, ну что вы? Ангелина Грохольская: Или из регионов тоже могут? Владимир Девятов: К нам приезжают, специально снимают квартиры… Ангелина Грохольская: Вот! Расскажите. Потому что наши зрители, я думаю, сейчас нас послушают и скажут: "Ну, опять Москва, опять москвичи там могут". Владимир Девятов: Нет-нет-нет. Ангелина Грохольская: "А как же Дальний Восток, Мурманск?" Владимир Девятов: Нет. Во-первых, смотрите, у нас есть контактная и бесконтактная формы обучения, то есть мы можем учиться и на расстоянии. С помощью интернет-системы такая форма существует. И второе – к нам приезжают, потому что у нас преподают мастера высочайшей квалификации, профессура Гнесинской академии, у нас преподаватели оттуда. Мы работаем как базовая школа Академии музыки имени Гнесиных, потому что музыкальная школа Гнесинки народного направления не имеет. К нам не только москвичи, к нам со всей страны практически люди приезжают. Более того, я вам скажу, что самое интересное – у нас учатся дети абсолютно разных национальностей: и кавказцы… У нас девочка, выпускница наша – она чистой воды грузинка, поет грузинские песни и русские песни. У нас сейчас ребята с Северного Кавказа, дети учатся. У нас учатся с Поволжья, башкиры, евреи, татары… Бог знает кого нет! У нас нет такого: вот русские, и все. А почему? Ангелина Грохольская: Да, почему? Владимир Девятов: Потому что технология звукоизвлечения у всех одинакова, абсолютно одинакова. Ангелина Грохольская: То есть что бы ни пели, основа… Владимир Девятов: Народная технология одинаковая и не зависит от национальности. Это язык уже потом подкладывается, какая-то эмоциональная составляющая и так далее. Поэтому мы учим всех, кто хочет петь. Приходите. Мы с удовольствием это сделаем, независимо от национальности и отдаленности. Но самое интересное, что эти дети начинают познавать культуру другой нации. Ангелина Грохольская: Идет обмен. Владимир Девятов: Конечно. Ну конечно! Понимаете, это все очень важно для того, чтобы воспитывался нормальный человечек и вырос из него нормальный человек. Ангелина Грохольская: К вам на концерты приходят с детьми? Владимир Девятов: Конечно. Во-первых, существует огромное количество фестивалей и конкурсов детских народной направленности. И дети очень тянутся к этому жанру, потому что он закрыт, я уже говорил, его нет. А то, что запретно… Ангелина Грохольская: То, что запретно, то интересно. Владимир Девятов: …оно интересно. Понимаете? Более того, дети тогда становятся не как все, а им это важно: "Я вот это знаю, а ты это не знаешь. Я могу тебе спеть, а ты не знаешь ничего". Ну, у них свои детские дела. И конечно же, тяга к национальной культуре сейчас у детей значительно выше, чем это было, скажем, в 90-е годы. У нас же существует определенная государственная система, которая позволяет это все иметь. У нас существует хорошее среднее и высшее образование в сфере национальной музыкальной и певческой культуры. У нас специалистов выпускают бесплатно достаточное количество для того, чтобы в каждом учебном заведении, в каждом клубе, я не знаю, в каждом районе эти специалисты были, чтобы они могли работать с детьми. Так оно и происходит. И дети туда приходят, и им это интересно. Есть база, есть люди, есть специалисты. Нет средств массовой информации. А жизнь продолжается. Фестивали проходят, огромные фестивали, о которых полная тишина у нас, как будто нет. Ангелина Грохольская: Вот сегодня информация эта прозвучала, за что вам огромное-огромное спасибо. Владимир Девятов: Спасибо и вам. Ангелина Грохольская: Мы будем стараться как можно чаще рассказывать и доносить и о ваших проектах, и о других, связанных с народной музыкой в том числе. Знаете, мне тоже хочется сказать, вернее, процитировать нашего великого Петра Ильича Чайковского. Он сказал: "Музыка есть сокровищница, в которой всякая национальность вносит свое, на общую пользу". Владимир Девятов: Конечно. Ангелина Грохольская: Действительно, это наше сокровище, это наше достояние Владимир Девятов: Да! Ангелина Грохольская: Владимир Сергеевич, спасибо вам огромное за беседу. Владимир Девятов: Спасибо и вам, спасибо. Ангелина Грохольская: Спасибо большое. Приходите к нам еще. Владимир Девятов: Спасибо. Приглашайте. С удовольствием. Ангелина Грохольская: Сегодня в студии "Большой страны" был музыкант, певец, народный артист России Владимир Девятов.