Владимир Ким: Мы не можем детям навязывать чувство вины, а мы должны показать выход
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/vladimir-kim-mi-21200.html Павел
Давыдов: "Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы" – таков
принцип социального кинопроекта "Стань человеком" в Краснодарском
крае. По задумке создателей он должен стать информационным щитом для
подрастающего поколения. Команда единомышленников придумывает и снимает
социальную рекламу и размещает ее в средствах массовой информации. Кроме того,
в рамках проекта проходят семинары, мастер-классы, опрашиваются фокус-группы и
организуются конкурсы.
У
нас в гостях – руководитель кинопроекта "Стань человеком" Владимир
Ким. Владимир, здравствуйте.
Владимир
Ким:
Здравствуйте.
П.Д.:
Насколько я понимаю, цель и миссия вашего проекта – стать неким информационным
щитом подрастающему поколению. А от кого или от чего вы хотите защитить
молодежь?
В.К.:
Скорее всего, от того, что в средствах массовой информации – особенно в западных,
а тем более в Интернете – наблюдается большой "информационный мусор",
как мы говорим, и как таковых фильтров там не существует. Для молодежи на
сегодняшний момент основной коммуникационный канал – это Интернет, социальные
сети. И в основном все западные материалы, будь то какие-нибудь ролики
развлекательные, – они все провоцируют либо на агрессию, либо они как-то
обезличивают человека абсолютно. И нам это не понравилось.
П.Д.:
А что лично вы вкладываете в понятие "социальная реклама" в контексте
вашего проекта?
В.К.:
Системы социальной рекламы в России как таковой не существует. К сожалению, это
такой печальный факт. Только на сегодняшний момент государство начинает
обращать внимание, что социальная реклама очень важна и необходима, потому что
она направляет и меняет мышление человека, она моделирует общество.
П.Д.:
То есть это короткие ролики, которые открывают глаза обществу на ряд проблем
простых людей. Правильно я понимаю?
В.К.:
Да, совершенно верно. Но, понимаете, в чем была проблема? Почему нас это все
так зацепило? Большинство социальной рекламы, особенно отечественного
производства, депрессивного плана. Допустим, если идут ролики против
наркомании, то заканчивается это все печально и другого выхода нет.
П.Д.:
А как объяснить по-другому? Напугать же надо.
Нужно производить больше контента положительного, мотивирующего, нужно позиционировать жизнь, позиционировать семью, ценности семьи.
В.К.: Вы
знаете, наверное, принцип больше всего – "не бороться, зачем
воевать?". То есть два одинаковых выражения… Когда вы говорите человеку,
например, "не болей" или "будь здоров" – абсолютно разные
значения, но цель одна. Нам кажется, что нужно, наоборот, производить больше
контента положительного, мотивирующего, нужно позиционировать жизнь,
позиционировать семью, ценности семьи.
П.Д.:
Владимир, если мы коснемся темы наркомании, и вам бы пришлось снимать социальный
ролик, каким бы он стал?
В.К.:
Здесь очень сложная ситуация, потому что с точки зрения, как подойти к этому
ролику, рекламщики не могут показывать ни технику употребления, ни тем более
инструменты какие-то – это запрещено. Поэтому рекламщики больше отталкиваются
от метафор, например. Но мы бы подошли… Во-первых, смотря какая группа. Есть
две группы. Мы работали с ФСКН, сотрудничали. Те, кто уже принимает наркотики –
им бесполезно что-то говорить. И те люди, которые могут с этим столкнуться –
вот именно на них и рассчитано, чтобы как-то предостеречь.
П.Д.:
Владимир, а какие ваши работы вызвали больше всего откликов в Интернете или на
фестивалях?
В.К.:
Все пять работ, которые мы сняли за 1,5 года без копейки финансирования, стали
лауреатами и призерами на основных фестивалях социальной рекламы в России. Для
нас это был, конечно, прогресс.
П.Д.:
Простите, сразу уточню: что значит "без финансирования извне"? То
есть вы за свой счет их сняли?
В.К.:
Да, мы снимали за свой счет, все пять работ. Нас заметила Общественная палата
Российской Федерации, это было в октябре 2015 года. Нас пригласили на форум
"Сообщество". Там было 58 проектов от Южного федерального округа,
прошло 16, в том числе и мы. Мы презентовали свой проект. И к нашему удивлению
и, наверное, к радости, наш проект в числе трех из ЮФО попал в проект
"Перспектива".
П.Д.:
Мы сейчас продолжим разговор на эту тему, но прежде давайте посмотрим один
ваших роликов, чтобы у телезрителей было понимание того, что именно вы
снимаете.
Социальный
видеоролик "Мама, я есть!"
– Иди ко мне! Ах ты,
зараза! Кто это сделал? Признавайся! Это кто сделал? Нельзя это грызть! Гулять!
А ну стой! Домой! Иди, поиграй.
П.Д.:
Только что мы посмотрели ролик, который называется "Мама, я есть!".
Но я так понимаю, он адресован не молодежи, а все-таки людям постарше.
В.К.:
Нет, он, скорее всего, был адресован молодым родителям. Почему? Потому что
сейчас такое время – все торопятся куда-то. И идея родилась из того, что мы
даже иногда сами детям говорим не просто "подойди сюда, пожалуйста",
а мы говорим "иди сюда!" или "ко мне!". Мы наблюдали на
улице, когда молодые мамы гуляют с маленькими детьми – они говорят только
командами. В принципе, это неправильно. И родилась идея отсюда, что дети на
самом деле не собаки. То есть нужно общаться, научить общаться.
П.Д.:
Это фактически взгляд со стороны. Когда родители это увидят, они задумаются:
"А как я разговариваю со своим ребенком?"
В.К.:
Совершенно верно, да. Наверное, мы через эти ролики и сами чему-то учимся.
П.Д.:
Владимир, а как создается социальная реклама? И по каким критериям вы выбираете
сюжетную линию?
В.К.:
Актуальных тем очень много.
П.Д.:
Но все равно их нужно определить для себя хотя бы.
Сегодня
социальная реклама не развивается в таком прогрессе, как на Западе. Мы испытываем
колоссальные сложности с эфирным временем.
В.К.:
Да. Проект родился… Почему проект и был назван "Стань человеком" –
чтобы молодым людям донести, что если ты появился на свет, то это не значит,
что ты человек. Ты должен сделать что-то полезное как для себя, так и для
общества – тогда и государство будет крепкое и могучее. Но на сегодняшний
момент социальная реклама не развивается в таком прогрессе, допустим, как на
Западе. Они уже около 100 лет этим занимаются, у них отработаны технологии. Мы
на сегодняшний момент испытываем колоссальные сложности, например, с эфирным
временем.
П.Д.:
Но тем не менее, насколько я знаю, вам удается размещать ваши ролики в
средствах массовой информации. Каким образом тогда договариваетесь, раз это
серьезная проблема?
В.К.: Мы
сотрудничаем с администрацией города Краснодара, также мы сотрудничаем в тесной
связи с департаментом молодежной политики и управлением по делам молодежи. И
они сразу нашли отклик. Было предложено: "Давайте размещать не только на
телевидении, а и в общественном транспорте". Поэтому мы размещаем.
Допустим, ролик, который
сейчас на экране, мы сняли именно после событий в Европе, когда были взрывы в
Брюсселе и в Париже. Родилась идея. Мы остановили другие проекты, озвучили это
в социальных группах, потому что мы обязаны это снять. Почему? Потому что мы
искали контент, который именно призывал к действию, что нужно что-то сделать.
П.Д.:
Но найти контент – это одно. А еще необходимо найти главных героев для роликов.
В.К.:
Совершенно верно.
П.Д.:
Насколько сложный этот процесс? Вы проводите кастинги? Как это вообще
происходит? Расскажите немножко о "кухне"?
В.К.:
Да, мы проводим кастинги. У нас есть очень много единомышленников, в том числе
из кинематографа, например, из театральных деятелей. Это достаточно сложный
процесс. Там соблюдены все этапы кинопроизводства. Может быть, они сжаты, но там
нет такого: "Давайте, ребята, снимем", – и побежали снимать. Нет
конечно. Все разрабатывается, все идет, на это затрачивается время, силы.
П.Д.:
А главное – деньги, которые по-прежнему вы платите из своего кармана.
Наш
проект победил в президентском гранте. Но закончится
грант – и нам надо как-то двигаться. Хотелось бы, чтобы государство обратило на
нас внимание.
В.К.:
Нет, наш проект победил в президентском гранте. Когда наш проект удостоился
чести презентовать Южный федеральный округ в ноябре, то, конечно, это было
очень здорово. Но, наверное, самый большой мотиватор был, когда я на следующий
день увидел воочию – метрах в пятидесяти – Владимира Владимировича Путина,
который приехал. Это был очень большой мотиватор. И этот грант нам позволил
закупить какое-то первоначальное оборудование – и нам уже, конечно, легче
стало. Но опять же, закончится грант – и нам надо как-то двигаться. Хотелось
бы, чтобы государство обратило на нас внимание.
П.Д.:
Скажите, а кто сегодня входит в команду ваших единомышленников?
В.К.: В
первую очередь это семья, то есть моя супруга Татьяна и мои дети, которые
поддерживают этот проект. У нас есть сценарист Валерий Циманович, он первый
пришел в команду. Есть актриса Елена Кабанова. Ну, очень много людей.
П.Д.:
Команда состоит из скольких человек? 10, 20, 30?
В.К.:
Ядро – это 4–5 человек.
П.Д.:
Немного, в принципе.
В.К.: А
остальные – партнеры, которые предоставляют нам… К примеру, Руслан Шу
предоставляет свою фотостудию абсолютно безвозмездно, где мы сняли ролик
"Память" ко Дню Победы. У нас в команде есть психолог. Мы разбиваем
сюжет, она смотрит и говорит, как поведут себя, потому что мы не можем детям
навязывать чувство вины, а мы должны показать выход.
П.Д.:
То есть фактически любой ролик, который вы снимаете, должен пройти тестирование
в фокус-группе?
В.К.:
Обязательно, и мы это стараемся делать. Но по понятным объективным причинам мы
не могли это делать, например, 1,5 года назад, когда мы этим занимались. Мы
очень долго бились с проектом, потому что все-таки проект на данный момент
только за счет частного инвестирования. Тут достаточно сложно. Трактовки как
таковой даже нет. В законодательстве нет трактовки о социальной рекламе.
Но ведь у российской
социальной рекламы был хороший шаг вперед. В начале 90-х был очень известный
всем проект "Русский проект", где снимались актеры театра и кино, и
он давал аффирмации: "Берегите любовь", "Мама, я вернусь",
"Дай вам Бог здоровья", – очень много. Это прекратилось. И я не знаю,
по каким причинам прекратилось. Сейчас вообще ничего нет. Сейчас снимают
какие-то частные молодые люди, абсолютно не понимая, как эта информация будет
воздействовать.
П.Д.:
Владимир, вы общаетесь с коллегами из других регионов. А вообще как много их в
областях большой страны?
В.К.: Их
достаточно немного. Очень много компаний, которые занимаются коммерческой
рекламой, но они снимают, может быть, один социальный ролик – и все на этом. Но
как такового проекта с теми целями и задачи, которые мы ставим, на сегодняшний
момент нет, я думаю.
П.Д.:
Правильно ли я понимаю, что сегодня необходима жесткая рука государства, чтобы
подобные студии появлялись повсеместно, потому что этот проект должен нести в
разных регионах разную социальную задачу?
В.К.:
Абсолютно верно. Но, скорее всего, наверное, не студии. Все-таки государство
должно, может быть, как-то более оперативнее реагировать. Вы не представляете,
какой объем контента. Те же самые "группы смерти" во
"ВКонтакте". Люди сталкиваются с этим, это беспокоит общество, потому
что молодежь очень ведомая. Понимаете, мы не можем успеть создать ролики с
таким объемом информации, это нереально. Мы понимаем, что мы не можем изменить
систему. Но, по крайней мере, мы внесем какой-то вклад, и он уже имеет место
быть.
П.Д.:
Владимир, а какие цели вы ставите и перед собой, и перед своим проектом
"Стань человеком" на ближайшие годы?
В.К.: У
нас англоязычный проект называется "Become Human". То есть сейчас у нас в
разработке есть ролики, которые мы будем делать на иностранном языке о России,
о людях, которые здесь живут. Вся соль состоит в том, что население России
очень многонационально. Естественно, сложность еще в том, что мы должны
выпускать ролики именно с менталитетом для нашего народа – тогда мы и попадем в
"десятку".
П.Д.:
Владимир, мы говорили о том, что вы больше адресуете свои ролики молодому
поколению, а мне кажется – вообще всем жителям большой страны, которые должны
быть людьми. И "Стань человеком" – это проект для всех.
В.К.:
Скорее всего, да, для всех этот проект. В первую очередь мы не разделяем, где
человек живет, на каком материке. Конечно, мы все люди, и мы должны понимать,
что мы все вместе находимся в одной составляющей. Нельзя быть какой-то цепочкой
отдельной, это невозможно.
П.Д.:
Владимир, большое вам спасибо, что нашли время и приехали к нам из
Краснодарского края. Я пожелаю вам творческой свободы и новых побед. А главное
– чтобы ваша социальная реклама и дальше открывала глаза простым жителям на
проблемы обычных людей.
В.К.:
Спасибо.
П.Д.:
У нас в гостях был руководитель социального кинопроекта "Стань
человеком" Владимир Ким.