Павел Давыдов: "Пока человек не сдается, он сильнее своей судьбы" – таков принцип социального кинопроекта "Стань человеком" в Краснодарском крае. По задумке создателей он должен стать информационным щитом для подрастающего поколения. Команда единомышленников придумывает и снимает социальную рекламу и размещает ее в средствах массовой информации. Кроме того, в рамках проекта проходят семинары, мастер-классы, опрашиваются фокус-группы и организуются конкурсы. У нас в гостях – руководитель кинопроекта "Стань человеком" Владимир Ким. Владимир, здравствуйте. Владимир Ким: Здравствуйте. П.Д.: Насколько я понимаю, цель и миссия вашего проекта – стать неким информационным щитом подрастающему поколению. А от кого или от чего вы хотите защитить молодежь? В.К.: Скорее всего, от того, что в средствах массовой информации – особенно в западных, а тем более в Интернете – наблюдается большой "информационный мусор", как мы говорим, и как таковых фильтров там не существует. Для молодежи на сегодняшний момент основной коммуникационный канал – это Интернет, социальные сети. И в основном все западные материалы, будь то какие-нибудь ролики развлекательные, – они все провоцируют либо на агрессию, либо они как-то обезличивают человека абсолютно. И нам это не понравилось. П.Д.: А что лично вы вкладываете в понятие "социальная реклама" в контексте вашего проекта? В.К.: Системы социальной рекламы в России как таковой не существует. К сожалению, это такой печальный факт. Только на сегодняшний момент государство начинает обращать внимание, что социальная реклама очень важна и необходима, потому что она направляет и меняет мышление человека, она моделирует общество. П.Д.: То есть это короткие ролики, которые открывают глаза обществу на ряд проблем простых людей. Правильно я понимаю? В.К.: Да, совершенно верно. Но, понимаете, в чем была проблема? Почему нас это все так зацепило? Большинство социальной рекламы, особенно отечественного производства, депрессивного плана. Допустим, если идут ролики против наркомании, то заканчивается это все печально и другого выхода нет. П.Д.: А как объяснить по-другому? Напугать же надо. Нужно производить больше контента положительного, мотивирующего, нужно позиционировать жизнь, позиционировать семью, ценности семьи.  В.К.: Вы знаете, наверное, принцип больше всего – "не бороться, зачем воевать?". То есть два одинаковых выражения… Когда вы говорите человеку, например, "не болей" или "будь здоров" – абсолютно разные значения, но цель одна. Нам кажется, что нужно, наоборот, производить больше контента положительного, мотивирующего, нужно позиционировать жизнь, позиционировать семью, ценности семьи. П.Д.: Владимир, если мы коснемся темы наркомании, и вам бы пришлось снимать социальный ролик, каким бы он стал? В.К.: Здесь очень сложная ситуация, потому что с точки зрения, как подойти к этому ролику, рекламщики не могут показывать ни технику употребления, ни тем более инструменты какие-то – это запрещено. Поэтому рекламщики больше отталкиваются от метафор, например. Но мы бы подошли… Во-первых, смотря какая группа. Есть две группы. Мы работали с ФСКН, сотрудничали. Те, кто уже принимает наркотики – им бесполезно что-то говорить. И те люди, которые могут с этим столкнуться – вот именно на них и рассчитано, чтобы как-то предостеречь. П.Д.: Владимир, а какие ваши работы вызвали больше всего откликов в Интернете или на фестивалях? В.К.: Все пять работ, которые мы сняли за 1,5 года без копейки финансирования, стали лауреатами и призерами на основных фестивалях социальной рекламы в России. Для нас это был, конечно, прогресс. П.Д.: Простите, сразу уточню: что значит "без финансирования извне"? То есть вы за свой счет их сняли? В.К.: Да, мы снимали за свой счет, все пять работ. Нас заметила Общественная палата Российской Федерации, это было в октябре 2015 года. Нас пригласили на форум "Сообщество". Там было 58 проектов от Южного федерального округа, прошло 16, в том числе и мы. Мы презентовали свой проект. И к нашему удивлению и, наверное, к радости, наш проект в числе трех из ЮФО попал в проект "Перспектива". П.Д.: Мы сейчас продолжим разговор на эту тему, но прежде давайте посмотрим один ваших роликов, чтобы у телезрителей было понимание того, что именно вы снимаете. Социальный видеоролик "Мама, я есть!" – Иди ко мне! Ах ты, зараза! Кто это сделал? Признавайся! Это кто сделал? Нельзя это грызть! Гулять! А ну стой! Домой! Иди, поиграй. П.Д.: Только что мы посмотрели ролик, который называется "Мама, я есть!". Но я так понимаю, он адресован не молодежи, а все-таки людям постарше. В.К.: Нет, он, скорее всего, был адресован молодым родителям. Почему? Потому что сейчас такое время – все торопятся куда-то. И идея родилась из того, что мы даже иногда сами детям говорим не просто "подойди сюда, пожалуйста", а мы говорим "иди сюда!" или "ко мне!". Мы наблюдали на улице, когда молодые мамы гуляют с маленькими детьми – они говорят только командами. В принципе, это неправильно. И родилась идея отсюда, что дети на самом деле не собаки. То есть нужно общаться, научить общаться. П.Д.: Это фактически взгляд со стороны. Когда родители это увидят, они задумаются: "А как я разговариваю со своим ребенком?" В.К.: Совершенно верно, да. Наверное, мы через эти ролики и сами чему-то учимся. П.Д.: Владимир, а как создается социальная реклама? И по каким критериям вы выбираете сюжетную линию? В.К.: Актуальных тем очень много. П.Д.: Но все равно их нужно определить для себя хотя бы. Сегодня социальная реклама не развивается в таком прогрессе, как на Западе. Мы испытываем колоссальные сложности с эфирным временем. В.К.: Да. Проект родился… Почему проект и был назван "Стань человеком" – чтобы молодым людям донести, что если ты появился на свет, то это не значит, что ты человек. Ты должен сделать что-то полезное как для себя, так и для общества – тогда и государство будет крепкое и могучее. Но на сегодняшний момент социальная реклама не развивается в таком прогрессе, допустим, как на Западе. Они уже около 100 лет этим занимаются, у них отработаны технологии. Мы на сегодняшний момент испытываем колоссальные сложности, например, с эфирным временем. П.Д.: Но тем не менее, насколько я знаю, вам удается размещать ваши ролики в средствах массовой информации. Каким образом тогда договариваетесь, раз это серьезная проблема? В.К.: Мы сотрудничаем с администрацией города Краснодара, также мы сотрудничаем в тесной связи с департаментом молодежной политики и управлением по делам молодежи. И они сразу нашли отклик. Было предложено: "Давайте размещать не только на телевидении, а и в общественном транспорте". Поэтому мы размещаем. Допустим, ролик, который сейчас на экране, мы сняли именно после событий в Европе, когда были взрывы в Брюсселе и в Париже. Родилась идея. Мы остановили другие проекты, озвучили это в социальных группах, потому что мы обязаны это снять. Почему? Потому что мы искали контент, который именно призывал к действию, что нужно что-то сделать. П.Д.: Но найти контент – это одно. А еще необходимо найти главных героев для роликов. В.К.: Совершенно верно. П.Д.: Насколько сложный этот процесс? Вы проводите кастинги? Как это вообще происходит? Расскажите немножко о "кухне"? В.К.: Да, мы проводим кастинги. У нас есть очень много единомышленников, в том числе из кинематографа, например, из театральных деятелей. Это достаточно сложный процесс. Там соблюдены все этапы кинопроизводства. Может быть, они сжаты, но там нет такого: "Давайте, ребята, снимем", – и побежали снимать. Нет конечно. Все разрабатывается, все идет, на это затрачивается время, силы. П.Д.: А главное – деньги, которые по-прежнему вы платите из своего кармана. Наш проект победил в президентском гранте. Но закончится грант – и нам надо как-то двигаться. Хотелось бы, чтобы государство обратило на нас внимание. В.К.: Нет, наш проект победил в президентском гранте. Когда наш проект удостоился чести презентовать Южный федеральный округ в ноябре, то, конечно, это было очень здорово. Но, наверное, самый большой мотиватор был, когда я на следующий день увидел воочию – метрах в пятидесяти – Владимира Владимировича Путина, который приехал. Это был очень большой мотиватор. И этот грант нам позволил закупить какое-то первоначальное оборудование – и нам уже, конечно, легче стало. Но опять же, закончится грант – и нам надо как-то двигаться. Хотелось бы, чтобы государство обратило на нас внимание. П.Д.: Скажите, а кто сегодня входит в команду ваших единомышленников? В.К.: В первую очередь это семья, то есть моя супруга Татьяна и мои дети, которые поддерживают этот проект. У нас есть сценарист Валерий Циманович, он первый пришел в команду. Есть актриса Елена Кабанова. Ну, очень много людей. П.Д.: Команда состоит из скольких человек? 10, 20, 30? В.К.: Ядро – это 4–5 человек. П.Д.: Немного, в принципе. В.К.: А остальные – партнеры, которые предоставляют нам… К примеру, Руслан Шу предоставляет свою фотостудию абсолютно безвозмездно, где мы сняли ролик "Память" ко Дню Победы. У нас в команде есть психолог. Мы разбиваем сюжет, она смотрит и говорит, как поведут себя, потому что мы не можем детям навязывать чувство вины, а мы должны показать выход. П.Д.: То есть фактически любой ролик, который вы снимаете, должен пройти тестирование в фокус-группе? В.К.: Обязательно, и мы это стараемся делать. Но по понятным объективным причинам мы не могли это делать, например, 1,5 года назад, когда мы этим занимались. Мы очень долго бились с проектом, потому что все-таки проект на данный момент только за счет частного инвестирования. Тут достаточно сложно. Трактовки как таковой даже нет. В законодательстве нет трактовки о социальной рекламе. Но ведь у российской социальной рекламы был хороший шаг вперед. В начале 90-х был очень известный всем проект "Русский проект", где снимались актеры театра и кино, и он давал аффирмации: "Берегите любовь", "Мама, я вернусь", "Дай вам Бог здоровья", – очень много. Это прекратилось. И я не знаю, по каким причинам прекратилось. Сейчас вообще ничего нет. Сейчас снимают какие-то частные молодые люди, абсолютно не понимая, как эта информация будет воздействовать. П.Д.: Владимир, вы общаетесь с коллегами из других регионов. А вообще как много их в областях большой страны? В.К.: Их достаточно немного. Очень много компаний, которые занимаются коммерческой рекламой, но они снимают, может быть, один социальный ролик – и все на этом. Но как такового проекта с теми целями и задачи, которые мы ставим, на сегодняшний момент нет, я думаю. П.Д.: Правильно ли я понимаю, что сегодня необходима жесткая рука государства, чтобы подобные студии появлялись повсеместно, потому что этот проект должен нести в разных регионах разную социальную задачу? В.К.: Абсолютно верно. Но, скорее всего, наверное, не студии. Все-таки государство должно, может быть, как-то более оперативнее реагировать. Вы не представляете, какой объем контента. Те же самые "группы смерти" во "ВКонтакте". Люди сталкиваются с этим, это беспокоит общество, потому что молодежь очень ведомая. Понимаете, мы не можем успеть создать ролики с таким объемом информации, это нереально. Мы понимаем, что мы не можем изменить систему. Но, по крайней мере, мы внесем какой-то вклад, и он уже имеет место быть. П.Д.: Владимир, а какие цели вы ставите и перед собой, и перед своим проектом "Стань человеком" на ближайшие годы? В.К.: У нас англоязычный проект называется "Become Human". То есть сейчас у нас в разработке есть ролики, которые мы будем делать на иностранном языке о России, о людях, которые здесь живут. Вся соль состоит в том, что население России очень многонационально. Естественно, сложность еще в том, что мы должны выпускать ролики именно с менталитетом для нашего народа – тогда мы и попадем в "десятку". П.Д.: Владимир, мы говорили о том, что вы больше адресуете свои ролики молодому поколению, а мне кажется – вообще всем жителям большой страны, которые должны быть людьми. И "Стань человеком" – это проект для всех. В.К.: Скорее всего, да, для всех этот проект. В первую очередь мы не разделяем, где человек живет, на каком материке. Конечно, мы все люди, и мы должны понимать, что мы все вместе находимся в одной составляющей. Нельзя быть какой-то цепочкой отдельной, это невозможно. П.Д.: Владимир, большое вам спасибо, что нашли время и приехали к нам из Краснодарского края. Я пожелаю вам творческой свободы и новых побед. А главное – чтобы ваша социальная реклама и дальше открывала глаза простым жителям на проблемы обычных людей. В.К.: Спасибо. П.Д.: У нас в гостях был руководитель социального кинопроекта "Стань человеком" Владимир Ким.