• Главная
  • Программы
  • Большая страна
  • Владимир Новиков: Без субсидирования авиаперевозок мы не обойдемся. Ни в одной стране мира пассажирские перевозки не являются прибыльными

Владимир Новиков: Без субсидирования авиаперевозок мы не обойдемся. Ни в одной стране мира пассажирские перевозки не являются прибыльными

Гости
Владимир Новиков
член Комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока

Павел Давыдов: К деятельности гражданской авиации России в последние годы приковано пристальное внимание. Правда, связано это в основном со сбоями пассажирских перевозок и банкротством ряда авиакомпаний. Между тем, серьезные проблемы уже давно накопились и в так называемой малой авиации, значение которой в экономике и социальной сфере страны трудно переоценить. Чтобы понять, какую роль она играет в нашей жизни, достаточно посмотреть на карту России – мы увидим огромные территории, зачастую труднодоступные для любых наземных видов транспорта, но для небольших самолетов или вертолетов вполне досягаемые. Например, районы Крайнего Севера, Дальнего Востока и арктической зоны.

Что сегодня происходит вокруг малой авиации страны? Об этом мы поговорим с Владимиром Новиковым – членом Комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока. Владимир Михайлович, здравствуйте.

Владимир Новиков: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Начну с главного вопроса. На ваш взгляд, в нашей стране сохранились воздушные мосты, которые соединяют труднодоступные города и села? Другими словами – что-то осталось от той малой авиации в нашей стране, которая была в советские времена?

Владимир Новиков: Безусловно, воздушные мосты сохранились. Но, к сожалению, пока на текущий момент их очень мало. И что касается малой авиации, то этот вопрос действительно очень актуален для районов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Действительно, с 90-х до 2010 года потеря была значительная: мы сократили пассажирские авиационные перевозки в 11 раз – с почти 2 миллионов пассажиров до 180 тысяч в 2010 году.

Сегодня же есть прирост в связи с тем, что предприняты определенные шаги на уровне Правительства Российской Федерации. Можно констатировать, что мы начали набирать обороты. И сегодня если перевозка, допустим, в тех же Соединенных Штатах Америки составляет около 1 миллиона пассажиров в региональном аспекте, то у нас около 600 тысяч. И расчет берется в Америке несколько по-иному. У нас региональными перевозки считаются, если это перевозки из одного региона в другой, а местные линии – это внутри одного региона. Если взять на текущий момент региональные перевозки совместно с местными авиалиниями, то фактически мы где-то рядышком с теми же показателями американскими. Но финансовая помощь, поддержка авиакомпаниям со стороны бюджетов сильно разнится.

Павел Давыдов: Здесь, кстати, очень интересный момент. Если мы говорим о развитии или даже о сохранении малой авиации, то это скорее экономический или политический вопрос?

Владимир Новиков: Это политический вопрос. Нужно сделать так, чтобы люди не уезжали, чтобы жизнь была комфортной, чтобы заработная плата была достойная, чтобы создавались новые рабочие места. Это экономический вопрос.

Павел Давыдов: Что интересно? В этой студии с экспертами мы не раз поднимали тему развития малой авиации, и все мнения были плюс-минус, но похожи. Говорили о том, что невозможно восстановить: а) инфраструктуру; и б) специалистов найти, потому что сегодня большая часть гражданских авиационных специалистов заняты на международных рейсах.

Владимир Новиков: Конечно, это первостепенный вопрос. Но президент Владимир Владимирович Путин поставил четкое указание в июле текущего года, соответствующие поручения Правительству были даны. Вопрос по кадрам – это один из основополагающих. И было прописано Правительству подготовить предложения по разрешению этого вопроса, впрочем, как и подобрать линейку авиационного парка, который будет обслуживаться на определенных базах.

Павел Давыдов: Да, вот это очень интересный момент.

Владимир Новиков: Типов самолетов должно быть очень немного, с тем чтобы была возможность на определенных территориях создать базу…

Павел Давыдов: Ну, свой авиапарк.

Владимир Новиков: Правильно.

Павел Давыдов: А если мы говорим об этом авиапарке, то о каких типах воздушных судов мы можем сейчас рассказать нашим зрителям?

Владимир Новиков: Ну, к сожалению, мы не можем…

Павел Давыдов: Потому что, насколько я знаю, по-моему, только в Канаде мы закупали какие-то малые лайнеры.

Владимир Новиков: Да. К сожалению, мы пока еще не можем похвастаться тем, что наша авиационная промышленность сумела разработать свой собственный самолет…

Павел Давыдов: Sukhoi Superjet Mini, например, да?

Владимир Новиков: Есть самолеты L-410, с которыми работают и наши производители. Я надеюсь, что, может быть, в самое ближайшее время он сможет выйти с локализацией на наш рынок, уже частично нашего производства.

Павел Давыдов: А вот как обидно все это слышать, что мы будем покупать где-то там, а не производить сами. Почему? Потому что, вспомните, когда-то была сильнейшая полярная авиация в нашей стране, которая осуществлялась за счет именно советской сборки. Вот сегодня мы потеряли все – от производства до элементарных перевозок.

Владимир Новиков: Ну, тогда была и другая поддержка со стороны государства авиационной отрасли. Вы же помните, что и министерство соответствующее даже было, насколько сильные позиции были тогда. И было понимание о необходимости развития гражданской авиации и местной авиации.

Конечно, мы будем рассчитывать, что авиационная промышленность в России будет развиваться. Но пока все-таки я считаю, что правильно сделали те регионы, которые уже на текущий момент не стали ждать, пока родится новый российский самолет после Ан-2 для наших местных авиалиний, и уже развивают, нарабатывают ту сеть, которая была когда-то, в доперестроечные времена. Я вам могу сказать, что уже, в принципе, неплохие результаты.

Павел Давыдов: А вот как много в этом процессе – в процессе развития малой авиации – зависит от руководителей на местах, от региональных властей?

Владимир Новиков: Очень много. Принципиально и даны полномочия в решении этих вопросов на места. Если есть такое желание у законодательных собраний, у губернаторов, то развитие будет и в дальнейшем.

Другой вопрос, что со стороны государства нужно обязательно помогать таким регионам. Я в этом нисколько не сомневаюсь. Почему? Потому что без субсидирования авиаперевозок мы не обойдемся. Ни в одной стране мира – ни в Америке, ни в Австралии, ни в Канаде, ни в странах Европы – пассажирские перевозки не являются прибыльными.

Павел Давыдов: Особенно в тот период, когда массовый поток схлынул.

Владимир Новиков: Абсолютно верно.

Павел Давыдов: Что касается непосредственно авиаперевозчиков. Крупный бизнес… Можно вспомнить нашего монополиста – "Аэрофлот". Ведь можно напрямую обратиться к ним и заинтересовать их развивать конкретные направления в конкретном регионе. Вот как вы считаете, если главы регионов обратятся к ним, возможно найти какой-то диалог для того, чтобы заинтересовать авиаперевозчика?

Владимир Новиков: Очень сложно, чтобы сама авиакомпания, сам "Аэрофлот" занимался развитием местных перевозок.

Павел Давыдов: Можно создать "дочки", да?

Владимир Новиков: Но очень возможно и на уровне дочерних компаний. Та же авиакомпания "Аврора" квалицированно занимается…

Павел Давыдов: Да и "Победа", насколько я знаю, тоже осуществляет внутренние региональные перевозки.

Владимир Новиков: Да. Квалифицированно занимается внутренними региональными перевозками.

Павел Давыдов: А вот, например, если взять территорию, где происходит нефтедобыча, то эти регионы достаточно богатые, и местные власти вполне могли бы субсидировать эти перевозки.

Владимир Новиков: Субсидируют по всем регионам. Другой вопрос – опять же количество субсидий. Общий объем российских перевозок совместно с региональными, с местными – около 8,5 миллиарда рублей. В Америке это 17 миллиардов рублей на текущий момент. Но количество пассажирских перевозок, как я вам уже сказал, принципиально где-то равное.

Павел Давыдов: Владимир Михайлович, вы как депутат Госдумы можете повлиять на ситуацию – открыть какие-то специальные двери, кричать как можно громче: "Ребята, давайте возрождать авиацию в нашей стране, малую авиацию. Без нее гибнут поселки, гибнут города, мы теряем людей"?

Владимир Новиков: Поверьте мне, я так и делаю, но пока не видно большого движения. Пока бюджет на 2018 год, насколько я знаю, не увеличивает картину по финансированию авиаперевозок как местного, так и федерального значения, но и не уменьшает. Это, конечно, хорошо. Но тем не менее я вижу, что этот процесс необратим. И в тех регионах, которые занимаются авиаперевозками, количество пассажиропотока растет, поэтому в любом случае авиакомпаниям нужно будет помогать. Потому что какой смысл тогда было это возрождать?

Павел Давыдов: Очевидно одно: воздушные мосты при помощи малой авиации – это, пожалуй, единственная возможность выживать и развиваться отдаленным и труднодоступным городам и селам Большой страны. Владимир Михайлович, большое спасибо, что сегодня напомнили об этом и телезрителям, и даже чиновникам.

Владимир Новиков: Спасибо огромное и вам. Надеюсь, что все будет хорошо в авиационных перевозках местного значения.

Павел Давыдов: Для развития малой авиации необходимы решительные действия на самых разных уровнях власти: строительство современной инфраструктуры, обучение специалистов и привлечение бизнеса. Но главное – у нас нет другого выхода. В гостях у "Большой страны" был Владимир Новиков – член Комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока.+


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск