Артем Русин: Хочу посоветовать будущим стройотрядовцам и будущим строителям не бояться начинать в профессии с самых низов
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/vserossiiskaya-udarnaya-22924.html
Ангелина
Грохольская: Керченский мост станет героем фильма – Минкульт решил создать
киношедевр о шедевре строительном. Должен получиться настоящий блокбастер, ведь
проект моста, который свяжет Крымский полуостров с Таманским, уже называют
самым масштабным в России! А сжатые сроки строительства и экстремальные условия
придают ему особую значимость. Мы решили не дожидаться выхода фильма на широкие
экраны, чтобы узнать все об этом техническом чуде, и пригласили в студию
участника керченской стройки.
Этим
летом на строительстве моста работали студенческие отряды. И у нас в гостях
руководитель одного из них – отряда Петербургского государственного
университета путей сообщения Артем Русин. Артем, здравствуйте.
Артем
Русин: Здравствуйте.
А.Г.:
Уже успели отдохнуть от стройки?
А.Р.:
Ну, чуть-чуть. Только приехали – и сразу погрузились в учебу, потому что пятый
курс и надо писать диплом.
А.Г.:
Так у вас, получается, и каникул не было из-за строительства?
А.Р.:
Ну, дали отдохнуть недельку. Что не сделаешь ради такого объекта.
А.Г.:
А с каким желанием туда ехали? Почему вы вообще поехали строить мост? И какие
первые впечатления были?
А.Р.:
Поехать туда очень хотелось, так как я сам учусь на "Строительстве
мостов" на будущего инженера.
А.Г.:
То есть это была практика для вас, да?
А.Р.: По
сути, да, это была для меня практика, чтобы я набрался как можно больше опыта.
Ехали туда с большим удовольствием. У нас после этого объекта только
положительные эмоции, только положительные впечатления. Поразила вот эта
масштабность, потому что столько техники! И работают они день и ночь. И мост
растет на глазах.
А.Г.:
Давайте сейчас конкретно, потому что мы там не были. Не знаю, успеем ли мы,
пока еще строится. А уже хотелось бы, чтобы можно было проехать либо на
автомобиле, либо по железной дороге. О масштабах проекта говорят очень много,
можно слышать об этом постоянно. Вы очевидец, вы это все видели. Вот приехали
туда – и что? Почему он действительно такой уникальный? Правда ли?
А.Р.:
Во-первых, по окончании строительства это будет самый длинный мост в Европе. И
уникальность его заключается в том, что очень плохие грунты на этом участке
строительства и требуются довольно длинные сваи для того, чтобы удержать ту
нагрузку, на которую рассчитывается мост.
А.Г.:
Я тут вообще недавно прочитала, что это зона потенциальных землетрясений.
А.Р.:
Да, там сейсмическая активность, и инженеры рассчитывали ее на 9 баллов.
А.Г.:
Это почти максимум.
А.Р.:
Это почти максимум, действительно. Конечно, хотелось понаблюдать за тем, как
погружают эти сваи, потому что их длины достигают 90 метров – не на всем
протяжении участка, но достигали. Это абсолютные рекорды, потому что ни один
мост не стоит на таких глубоких сваях. И в каждой опоре таких 6 штук. Плюс
они еще и наклонные – это добавляет трудности для их забивки, потому что
требовалось создавать кондукторы. И довольно крупнотоннажные краны собственно
для их погружения.
Хочу отдать должное тем людям, которые сваривают эти
трубы, потому что они находятся внутри их, и во время жаркой погоды там температура
достигает порядка 60–70 градусов. Это просто нереально выдержать. А людям
приходится еще сваривать и качественно это все делать.
А.Г.:
Чем занимались студенты там? Что вам доверили? Все-таки вы еще люди, скажем
прямо, неопытные.
Мы
были подсобными рабочими. Действительно, мы неопытные, и доверить что-то сложное
студентам, которые только еще учатся, было бы довольно глупо. Поэтому для нас была
основная идея – наблюдать за строительным процессом.
А.Р.: Я
сразу скажу, что мы были подсобными рабочими. Действительно, как вы сказали, мы
неопытные. И доверить что-то сложное – думаю, что это было бы довольно глупо –
для студентов, которые только еще учатся этому. Поэтому для нас была основная
идея – это наблюдать за строительным процессом, который там ведется. Но тем не
менее мы и сами участвовали в организации строительства.
А.Г.:
Артем, сейчас у нас есть фотографии. Расскажите нам, что мы видим, что это
такое.
А.Р.: На
данной фотографии мы видим как раз погружение сваи. Предыдущая – кондуктор. С
помощью крана подвешивали, устанавливали и по направляющей забивали сваю с
помощью гидромолота. Когда смотришь на эту картину издалека, кажется, что очень
негромкий звук. А когда подходишь вплотную к этому, то требуются, конечно,
наушники, потому что устоять там невозможно. На данной картинке – мы собирали
временные опоры для монтажа пролетных строений. А здесь мы видим заливку бетона
тампонажного слоя. А это уже собственно монтаж пролетных строений.
А.Г.:
Жарко было там?
А.Р.: Да,
работать было действительно жарко. И по технике труда и безопасности нас
заставляли работать в спецовке. Снимать ее нежелательно, но все-таки
приходилось, потому что невыносимо было. Было очень жарко, и постоянно мы пили
воду и пытались хоть как-то охладиться.
А.Г.:
Слушайте, какие сложные условия! Но это того стоит вообще? На ваш взгляд,
действительно это имеет такое значение огромное для нас – вот этот мост?
А.Р.:
Конечно. Мы с друзьями и отрядом организовали себе поездку в Крым – не по
мосту, не по временному мосту, не на катере, а через паромную переправу. Нам
повезло – у нас не было машины, и мы не ждали очереди. Ехали в выходные дни и
тоже очереди не застали. Но говорили, что многокилометровые пробки и что с ними
все-таки надо как-то решать. Когда мы перебрались на ту сторону и поехали по
Керчи, то действительно стояла очередь из машин – не один и не два километра.
А.Г.:
То есть это решит в первую очередь транспортную проблему и проблему сообщения?
А.Р.:
Конечно. И мы чувствовали, что все-таки мы помогаем, вносим свой вклад. И будем
рассказывать своим будущим детям, что именно мы строили этот мост, что он самый
длинный в Европе. И это, конечно, будет очень приятно.
А.Г.:
"Всероссийская ударная". О том, как строится уникальный Керченский
мост, рассказывает командир студенческого отряда Петербургского госуниверситета
путей сообщения Артем Русин.
Артем,
я хочу немножко вернуться сейчас назад, до вашей поездки. А что это за проект,
в рамках которого осуществлялась ваша практика? Как вы вообще попали в стройотряд
и даже стали руководителем?
А.Р.:
Сейчас возрождаются студенческие отряды. И я считаю, что это абсолютно
правильное решение, потому что студенты должны смотреть, как и что происходит.
Потому что если они выбирают профессию строителя, то они должны все пробовать
своими руками.
А.Г.:
Это очень важно.
Будущим стройотрядовцам желательно
иметь "корочки" монтажников, бетонщиков, арматурщиков. При наличии данных
документов можно рассчитывать на более интересную работу.
А.Р.:
Безусловно. В студенческом
отряде нам не сказали, что желательно иметь "корочки" монтажников,
бетонщиков, арматурщиков. Может быть, надо посоветовать будущим
стройотрядовцам, что желательно получить данные документы, чтобы они выполняли
более интересную работу. Потому что все-таки нас на более ответственную
не допускали, хотя, конечно, очень хотелось. И наверное, мы сделали бы не хуже
профессиональных строителей, потому что владеем всеми инструментами. Но именно
подтверждающих документов, к сожалению, у нас не было.
А.Г.:
Но у вас все еще впереди. Я думаю, еще прикоснетесь непосредственно уже к
основной работе. Кроме петербуржских студентов, были студенты и из других
вузов, из других регионов, да?
А.Р.:
Конечно. Также были студенты из Иркутска, Сочи и Тюмени, также все принимали
участие. Нас разделили на отряды, мы были за ними закреплены и с ними активно
работали на протяжении двух месяцев.
А.Г.:
Работа работой, это понятно. Но и досуг, наверное, был, и время отдыха?
А.Р.:
Конечно.
А.Г.:
Как проводили?
А.Р.: Я
хочу сказать, что после того, как день проведешь на строительном объекте,
приходишь еле живой, потому что все силы отдаешь именно там. Но тем не менее
находили время, чтобы отдохнуть. Наверное, любимое занятие было – это поиграть
в футбол. Также, конечно, мы ходили на пляж и купались в море.
А.Г.:
Благо погода позволяла.
А.Р.:
Погода – да. На протяжении двух месяцев я даже не припомню, чтобы была
дождливая погода, то есть постоянно светило солнце. И иногда даже хотелось вот
этой питерской атмосферы, вот этого дождя. Потому что я спрашивал, как погода в
Питере, и все говорили, что было очень холодно летом, что рекордная
температура. И чуть-чуть, конечно, хотелось окунуться в эту прохладу.
А.Г.:
Артем, вот у меня еще какой вопрос. Раньше, по крайней мере, есть такой
стереотип, что студенты ехали на стройку за романтикой в первую очередь. Сейчас
все-таки уже все понимают, что не только романтика, но и практика, чтобы это
попробовать все на деле, и, возможно, карьера. Есть какие-то шансы
действительно где-то устроиться на работу, где-то сделать, может быть, какой-то
карьерный шаг вперед благодаря таким проектам?
А.Р.:
Похвастаюсь…
А.Г.:
Похвастайтесь.
А.Р.:
Скажу, что меня записали в резерв "Мостотреста". У нас проводилось
тестирование, и по его результатам выявлялись люди, которых отправляли именно в
резерв. Также я получил благодарственное письмо от Росавтодора, и было очень
приятно.
А.Г.:
Вот видите. Значит, все не просто так. А вообще я знаю, что попасть в отряд, в
том числе и на строительство Крымского моста, было очень сложно, не всех брали.
У вас был даже какой-то конкурсный отбор, да?
А.Р.:
Сначала, конечно, набирали всех, но потом сказали, сколько мест требуется.
Сначала сказали, что 25, и набрали 25 студентов. Но со временем сказали,
что из нашего университета только 20 человек. И сделали выбор в пользу тех
ребят, которые учатся именно по специальности "Мосты", потому что для
них это гораздо полезнее. Также был аргумент, что мы четвертый курс на тот
момент были, и это для нас единственный шанс попасть, будучи студентом, на этот
объект.
А.Г.:
А у вас пятый – это уже последний, да?
А.Р.:
Да, последний, пятый курс – самый сложный, самый ответственный.
А.Г.:
Дипломная работа будет как-то связана, может быть, с Керченским мостом, нет?
А.Р.: Вы
знаете, еще темы не раздавали. Но думаю, что я бы хотел взять именно тему,
связанную с Керченским мостом, потому что я это все видел, мне это
представляется и для меня это будет как-то даже, наверное, символично.
А.Г.:
Артем, дайте какой-нибудь совет будущим стройотрядовцам.
А.Р.: Я
хочу все-таки посоветовать будущим стройотрядовцам и будущим строителям не
бояться начинать с таких низов. Пусть вы будете брать лопаты в руки и работать
с землей, но вы все-таки будете наблюдать за тем процессом, как происходит это
строительство. И благодаря этому вы будете лучше разбираться и знать, что и как
применяется. Потому что составить грамотно чертеж, находясь в проектной организации,
– это тоже очень важно, потому что возникают вопросы и непонимание, как надо
это все-таки сделать, чтобы это построить. Потому что действительно это одна из
главных проблем между проектировщиками и строителями.
А.Г.:
Артем, спасибо вам огромное. Я желаю вам удачи, на "отлично" защитить
диплом и стать хорошим строителем мостов. Спасибо большое вам.
А.Р.:
Спасибо.
А.Г.:
Строительство уникального моста должно быть завершено в конце 2018 года,
ориентировочно в первой половине 2019-го он откроется для поездов и
автомобилей. Так что у студентов еще есть возможность принять участие в этом
грандиозном проекте. Приятно будет потом, отправившись в путешествие в Крым, с
гордостью сказать: "Я тоже строил этот мост".
Артем Русин: Хочу посоветовать будущим стройотрядовцам и будущим строителям не бояться начинать в профессии с самых низов