Всероссийский конкурс "i-учитель". Нурлан Киясов и Артемий Булатов - о новых технологиях и будущем образования
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/vserossiiskii-konkurs-i-23789.html Павел Давыдов: "i-Учитель" – так называется конкурс
среди педагогов-новаторов, которые пытаются изменить образовательный процесс в Большой
стране. Необычные уроки, увлекательные практические занятия, проектная работа –
все это учит школьников расширять кругозор и получать новые знания. Но главными
в этом процессе остаются, конечно же, не технологии, а учителя. Они выполняют самую
важную работу – формируют будущее наших детей.
О конкурсе "i-Учитель", финалистах этого года и
новаторских образовательных проектах мы поговорим с гостями. В студии "Большой
страны" – вице-президент по образованию "Рыбаков фонда" Нурлан Киясов
и финалист конкурса "i-Учитель" в номинации "Вне урока", педагог
из Ижевска Артемий Булатов. Нурлан, Артемий, здравствуйте.
Нурлан Киясов: Здравствуйте.
Артемий Булатов: Здравствуйте.
П.Д.: Обратите внимание, тему этой беседы мы назвали "Классная
революция". Скажите, пожалуйста, а как конкурс "i-Учитель" способствует
прорыву в образовательном процессе и классной (в прямом и переносном смыслах) революции?
Н.К.: Основная
идея нашего конкурса заключается в том, чтобы распространить лучшие практики. Не
секрет, что новые информационные технологии меняют, как и все другие сферы нашей
человеческой деятельности, в том числе педагогику и образование. И основная идея
этого конкурса – по достоинству оценить всех активных педагогов, учителей со всей
страны, раскрыть лучшие практики. Нам кажется, что это повысит результаты обучения
и весь образовательный процесс сделает наиболее интересным.
П.Д.: Артемий, а вы чувствуете эту классную революцию в стенах
своей школы?
А.Б.: Да,
безусловно, чувствую. И что меня радует? То, что есть такие конкурсы, в которых
мы, педагоги-новаторы, у которых есть эти идеи, можем их показать.
П.Д.: А кто такой педагог-новатор? Мне кажется, это такая
новая терминология в образовательном процессе.
А.Б.: Лично
мое мнение. Педагог-новатор – это тот, кто берет современные технологии и те же
самые гаджеты как раз таки направляет на пользу образовательному процессу, нежели,
как многие говорят, что гаджеты – грубо говоря, это зло, они мешают образованию.
П.Д.: Я вам сейчас передам iPad – и вы сразу станете педагогом-новатором?
А.Б.: Нет.
П.Д.: Ага!
А.Б.:
Мне нужно в первую очередь отталкиваться от того, какая у меня тема урока, то есть
подобрать определенные видеоматериалы, возможно, приложения, а возможно, что-то
самому написать.
П.Д.: Нурлан, для того чтобы понять цели конкурса, расскажите,
какие события предшествовали его появлению.
Н.К.: Наш
фонд создан не так давно, практически в этом году мы запустились. Одним из основных
направлений нашего фонда является именно поддержка образования. Наша миссия заключается
в создании в России среды, где каждый человек может раскрыть свой потенциал и максимально
самореализоваться.
П.Д.: А по каким критериям вы отбирали участников конкурса?
Например, Артемия.
Н.К.: У
нас три номинации. "Без доски и мела", где учителя пользуются в классе
активно информационными технологиями. "Вне урока", критерий – мы оцениваем
учителей, когда они совместно с учениками или сами могут популярный курс создать
вне класса, или когда какой-то проект совместно с учениками реализуется в стенах
школы или за пределами ее.
Конкурсу первый год. Конкурс
будет ежегодным. Участвовать могут любые желающие из общеобразовательных организаций.
Всего в этом году заявителей было более 200 из почти 30 регионов России
– от Волгограда до Якутска.
П.Д.: Артемий, когда вы узнали о том, что будет проводиться
в России такой конкурс, почему вы решили принять в нем участие?
А.Б.: Во-первых,
нам захотелось рассказать о том, что мы внедрили в школе, потому что для нас это
было в новинку. Я считаю, что у нас этот эксперимент удался. Мы решили рассказать
о нем. Почему бы и нет? Все написали, сделали, собрались, отправили.
П.Д.: Несмотря на то, что конкурс проводится впервые, насколько
сложная и жесткая была конкуренция?
А.Б.: Ну,
я не считаю, что она была жесткая. Я считаю, что она даже была интересная. А сама
подготовка к конкурсу, в принципе, отнимала достаточно много времени – по сути,
как и любая другая подготовка к другим конкурсам.
П.Д.: С каким проектом вы приехали на этот конкурс?
А.Б.: Я
приехал непосредственно с проектом – внеурочный курс "Я блогер", где мы,
собственно говоря, рассказываем о том, как мы это внедрили в школе и как мы проводим
эту работу с детьми непосредственно в направлении блогерства.
П.Д.: А какие работы ваших конкурентов вас заинтересовали?
Все-таки это обмен опытом.
А.Б.: Интересные
темы были именно по 3D-моделированию, интересные
были от педагогов английского языка опять же по тем же интерактивным технологиям,
как оживить предметы тут же на уроке. Ну, об этом можно долго говорить. Это надо
видеть.
П.Д.: Всероссийский конкурс "i-Учитель" ищет новаторские
подходы в образовании. "Классная революция". В студии "Большой страны"
– вице-президент по образованию "Рыбаков фонда" Нурлан Киясов и финалист
конкурса "i-Учитель" в номинации "Вне урока", педагог из Ижевска
Артемий Булатов.
Три победителя, насколько я
знаю, уже определены. А какой приз их ждет? Самое главное-то мы не рассказали.
Н.К.: Самый
главный приз – они получат путевку на одну из ведущих образовательных конференций
в Лондоне, BETT Show, лучшая образовательная выставка. Посетив эту выставку,
они привезут еще в свои школы и другие наработки и практики своих коллег из-за рубежа.
П.Д.: Насколько я понимаю, все-таки самое главное – это не
победа, а, как известно, участие, в любом конкурсе. Тем более что он дает возможность
рассказать о своих проектах и подходах к образовательному процессу всем своим коллегам
и, главное, найти единомышленников. По поводу "реализовать свои идеи".
Ведь это тоже одна из целей конкурса? Вот этот пункт у меня вызывает больше всего
вопросов. Дело в том, что как это сделать в отдаленных сельских школах, где зачастую
нет элементарных книг, компьютеров и где, кстати, тоже могут работать учителя-новаторы?
Нурлан Киясов: Роль и назначение
технологий – не заменить учителя, а обеспечить вариативность, создать эффект
сетей. За короткий промежуток времени – за 45 минут – учитель может получить
обратную связь не от двух-трех учеников, а от всего класса.
А.Б.: Я
могу ответить. Я сам выпускник сельской школы. И я, честно, как никто знаю проблемы,
с которыми там сталкиваются. Здесь, я считаю, основная даже проблема не в том, что
нет возможностей, а проблема в том, что нет желания у некоторых педагогов. А если
будет желание, то там, в принципе, возможно все.
П.Д.: А в действительности как новые технологии меняют роль
учителя в современной школе?
Н.К.: Роль
и назначение технологий – не заменить учителя. И никогда не заменят. Роль и назначение
технологий – обеспечить вариативность, создать эффект сетей. За короткий промежуток
времени – за 45 минут – учитель может получить обратную связь не от двух-трех
учеников, а от всего класса, допустим.
Я еще даже больше скажу. Конечно
же, сейчас идет, я бы сказал, такая борьба за внимание ребенка. И с помощью современных
этих устройств и технологий как раз таки можно это внимание детей удержать и сделать
урок наиболее интересным. Технологии никогда не заменят даже плохого учителя, но
хорошего учителя они сделают суперучителем.
П.Д.: Артемий, вопрос к вам. Все-таки мы живем в большой
стране, социальные группы разные, не все могут позволить дома иметь гаджеты и какие-то
технологии, которые позволяют ребенку развиваться. Как быть в такой ситуации, когда
вы приходите на урок и говорите: "Ребята, если вы хотите стать блогером, пожалуйста,
заведите планшетный компьютер, каждый вечер пишите какие-то тексты", – и если
у ребенка такой возможности нет, не разделит ли ваш конкретный класс это на разные
социальные группы, не вызовет ли это комплексы элементарные у детей, у которых нет
возможностей?
А.Б.: У
нас есть свое оборудование, которое мы с радостью, конечно же, предоставляем ученикам.
То есть вместе со мной они все это снимают. Кто-то, кому интересно, это монтирует,
и так далее. Все это оборудование мы предоставляем, то есть тут не нужно что-то
свое. Мы предоставляем им площадку, где они могут работать, кабинет, где они могут
все это снимать.
П.Д.: Нурлан, понятно, что любой конкурс является и площадкой
для общения педагогов, единомышленников. Наверняка в рамках этого конкурса с помощью
коллег из других регионов подняли какой-то пласт проблем. Вот если мы говорим о
проблемах, которые мешают развиваться школе в условиях современных технологий, то
что можно сказать?
Н.К.: Основная
проблема – прежде всего, это профессиональная IT-компетенция
учителей. Конечно, надо государству очень много времени и ресурсов этому уделять.
Я думаю, есть над чем тут поработать. В этом смысле и наш фонд собирается предоставить
некий контент для решения этого вопроса. Есть технические проблемы, связанные со
скоростью интернета в школах. Ну, какие еще проблемы?
А.Б.: Мне
кажется, проблемы человеческие чисто в том, чтобы заинтересовать педагогов освоить
эти технологии. То есть многим педагогам говорят: "Вы идете туда, вам нужно
изучить это". А я считаю – заинтересуйте их, объясните, для чего им это надо,
замотивируйте.
Н.К.: А
нет проблемы создания или демонстрации электронного контента, на твой взгляд, в
регионах? Нехватка контента.
А.Б.: По
крайней мере, в каждой школе уже, я думаю, есть по одному проектору.
Н.К.: Нет,
проектор есть. А вот что показывать на экране есть? Мне кажется, одна из таких ключевых
и серьезных проблем – это как раз таки отсутствие хорошего и интересного контента,
интересного для детей.
Артемий Булатов: В первую очередь будущее школы тех учителях, которые несут свои
мысли и идеи детям, не гребут всех детей под одну гребенку, а к каждому ищут
свой индивидуальный творческий подход.
П.Д.: Нурлан, Артемий, вопрос и к вам, и к вам. Скажите,
пожалуйста, а каким вы видите будущее школы в нашей стране?
А.Б.: В
первую очередь, я считаю, будущее школы в том, что есть учителя, которые несут свои
мысли и идеи детям, не гребут всех детей под одну гребенку, а к каждому ищут свой
индивидуальный творческий подход.
Н.К.: Когда
неформальное образование, дополнительное образование будут учитываться и взаимозачитываться
в формальной части образования в традиционном уроке. Когда обучение и общение учителей
выйдет за рамки школы, и за счет виртуального сообщества учитель будет как раз таки
достигать своих учебных целей.
П.Д.: Нурлан, Артемий, большое вам спасибо за участие в нашей
программе и за классную революцию, которую вы хотите совершить в образовательном
процессе страны. Спасибо!
Н.К.: Спасибо
и вам.
А.Б.: Спасибо.
П.Д.: Информационные, коммуникационные и инновационные технологии
не только упрощают нашу жизнь, но и улучшают ее во всех сферах, а главное – воспитывают
новое поколение, от которого зависит будущее нашей страны. И подтверждение этому
– конкурс на самого продвинутого преподавателя России "i-Учитель". У нас в гостях были вице-президент по образованию
некоммерческой организации "Рыбаков фонд" Нурлан Киясов и финалист конкурса
"i-Учитель" в номинации "Вне урока", педагог из Ижевска Артемий
Булатов.