Ангелина Грохольская: В эфире Общественного телевидения России «Большая страна» – программа о людях, обществе и власти, здравствуйте, я Ангелина Грохольская. Сегодня практически во всех цивилизованных государствах существует грантовая поддержка: в Европе, например, как правило, нет бюджетного финансирования учреждений культуры – только гранты. В нашей стране материальную помощь могут получить ученые, артисты, спортсмены и общественные организации. Так, в Кунгуре активные жители выиграли грант на обустройство пешеходной дамбы: сами придумали проект и доказали – он важен для города. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Грант – это, безусловно, хорошая финансовая поддержка проекта, а вот для фонда, который выдает субсидию – это выгодное вложение? Поговорим об это с нашей гостьей Эльвирой Алейниченко – руководителем Центра социальных инноваций GrantRafting. Эльвира, здравствуйте! Эльвира Алейниченко: Ангелина, добрый день! Ангелина Грохольская: Эльвира, вот в глобальном смысле грант – это что? Эльвира Алейниченко: Грант – это один из инструментов, один из механизмов, который применяется тогда, когда тот, кто проводит этот грантовый конкурс, а это не только фонды – это могут частные фонды, это могут быть бизнес компании, это могут быть органы государственной власти, вот у нас… Ангелина Грохольская: Фонд президентских грантов, например, да? Эльвира Алейниченко: Фонд президентских грантов, да, бюджетные деньги распределяются, также в каждом практически регионе есть региональные гранты, муниципальные гранты, то есть, когда грантодающая организация собирается провести грантовый конкурс, у нее есть определенная цель, эта цель в том, чтобы развивать инициативу, привносить какие-то новые идеи в определенном направлении. Грантовые конкурсы могут быть очень разные: они могут бить в какую-то определенную точку, например, если организация, проводящая грантовый конкурс, хочет, чтобы развивалась определенная сфере, например, сфера культуры или сфера образования, или сфера спорта, тогда это грантовые конкурсы, которые в этой сфере, узко направленные, что-то предлагают, поучаствовать и подать свои идеи, либо это могут достаточно широкие тематики, как, например, при тех конкурсах, которые проводят бизнес компании, особенно в регионах своего присутствия, работая в моногородах, они, конечно, заинтересованы, чтобы жизнь там была интереснее и там обычно направления грантового конкурса очень широкие, практически все сферы социальной тематики охватывают и, как и в Фонде президентских грантов, это 12 направлений, которые охватывают практически всю социокультурную сферу, образование и всё, что угодно, почему – потому что цель этого конкурса – это поддержка и развитие инициатив гражданских, то есть там нет чёткого фокуса. Ангелина Грохольская: Сюжет, с которого мы начали сегодняшнюю программу, Вы его тоже видели… я просто сейчас вот о чем думаю, что в принципе местная администрация могла бы выделить деньги из бюджета из какой-то своей определенной статьи и построить эту дамбу, облагородить ее, не дожидаясь, когда кото-то на что-то подаст, но здесь инициативные люди нашлись, они подали заявку на грант и сами это делают, то есть, в чем тут разница, допустим… Эльвира Алейниченко: Почему именно так? Ангелина Грохольская: Почему именно так, да, не иначе? Эльвира Алейниченко: Смотрите, во-первых, на самом деле, в любом государстве есть какой-то общественный договор, когда мы понимаем, на что у нас идут деньги бюджета, на что мы тратим и этим никогда невозможно покрыть всю социальную сферу, поэтому во всем мире развиваются некоммерческие организации, инициативы людей, когда люди понимают: вот здесь чего-то не хватает, вот здесь нужно еще что-то сделать, и люди готовы прежде всего сами находить какие-то решения, находить какие-то пути, объединять вокруг себя неравнодушных людей других, бизнес объединять, привлекать те же самые государственные структуры к партнерству этих проектов и, на самом деле, грантовый конкурс – это как раз при грамотном использовании этого инструмента, это не только деньги, вернее, даже это не совсем деньги и вообще не деньги. Что я имею ввиду, говоря «вообще не деньги», это то, что прежде всего деньги – это инструмент, а важна идея, важно то, какую проблему вы увидели, вот в сюжете, который Вы смотрели, для жителей это была реальная проблема, не для одного какого-то человека, который придумал, что это скорее всего важно, а мы видим, что вокруг него объединилось очень много людей другие организации, ТСЖ, то есть, это действительно для людей была проблема, они понимали, с чем она связана, они понимали, что они хотят сделать, как они хотят ее решить, и они готовы были, самое главное, привнести туда свою энергию, привнести туда свою работу, в том числе даже софинансирование, Вы видели, что они покупали сами бензин, приглашали другие организации, выходили, тратили свое время, вместе с детьми всё это проводили, то есть, это очень важный как раз компонент любого грантового конкурса, это партнерство прежде всего, то есть деньги и финансы выделяются на то, где есть какая-то проблема, понимание, как мы хотим ее решить, понимание, что в этом смысле сработает и понимание, какой результат мы хотим в итоге получить и мало того, что получить результат за какой-то конкретный период, а что потом, какие изменения вообще в жизни произойдут. Ангелина Грохольская: А вот, кстати, есть ли жизнь после гранта? Эльвира Алейниченко: Жизнь после гранта… Ангелина Грохольская: Да, ведь я так понимаю, что грант выделяется на конкретный проект какой-то, здесь и сейчас, а не то, что какой-то организации будут постоянно капать эти денежки. Эльвира Алейниченко: Это очень хороший вопрос. Когда всё только начиналось в 90-е годы, то практически все некоммерческие организации существовали на грантовые деньги западных фондов, которые активно работали в нашей стране, это был такой первый бум, когда гранты были практически единственным источником для некоммерческих организаций, сейчас это далеко не так и гранты – это один из источников, очень важно, чтобы это понимали некоммерческие организации, потому сейчас Фонд президентских грантов активно и системно выстроил свою работу, делает очень большое и важное дело, но многие эксперты отмечают такое опасение, что некоммерческие организации привыкнут к тому, что есть источник достаточно легких денег, нужно просто очень хорошо, грамотно написать свою заявку и получить финансирование и работать, и при этом могут перестать вкладывать свои усилия в то, что развивать другие источники. Смысл гранта вообще – дать толчок, толчок той новой идее, той инициативе, которую, может быть, пока еще никто не поддерживает, но вы понимаете, что это сработает, вы понимаете, что это будет важно, вы получаете этот толчок, импульс, и когда вы, как организация, получили грант, очень хорошо, что вы уже в самом начале задумаетесь, а как вы будете дальше это развивать, а за счет чего вы дальше будете туда привлекать жизнь? И, на самом деле, это один из признаков того, что та идея, которую вы подали на конкурс, на заявку, заявку на грант описали, что она правда жизнеспособна, и что она важна не только вам, вашей команде, а другим. Еще одна важная задача грантового конкурса – это такая диагностика, потому что грантовый конкурс позволяет понять на территориях, а что сейчас здесь важно конкретно людям, тем, кто здесь живет, не просто сверху прийти и сказать: «Мы знаем, как вам будет хорошо, давайте делать так». А сказать: «Люди, а что у вас сейчас болит, и во что вы готовы вложиться? Как это нужно изменить?». Вы понимаете, как это всё применить, чтобы... Ангелина Грохольская: Та самая инициатива, которая идет снизу. Эльвира Алейниченко: Абсолютно, да. Ангелина Грохольская: И которая всегда находит... ну, должна находить поддержку. Эльвира Алейниченко: Да. Ангелина Грохольская: Давайте мы сейчас прервемся, посмотрим сюжет: 7000000 рублей – такой грант выиграл Липецкий проект «Школа компьютерных наук», деньги поступают от министерства просвещения н поддержку талантливых ребят области, время летних каникул они используют для занятий дискретной математикой, информатикой и решения задач по физике, все подробности у Александра Беззубцева. СЮЖЕТ Ангелина Грохольская: Продолжаем говорить о грантах: кому они полезны, кто может подать заявку на гранты? Эльвира, скажите, пожалуйста, вот есть такие организации, я знаю, что они есть, которые создают проекты под гранты, например, некий тренд, допустим, Год экологии у нас был: все быстренько подсуетились, что-то написали… Эльвира Алейниченко: У всех экологические проекты. Ангелина Грохольская: Да-да-да, было прямо их очень много, потом стало меньше почему-то, вот, как к этому относиться? Эльвира Алейниченко: К этому относиться можно по-разному, во-первых, мы с Вами говорили о том, что грантовый конкурс – это в том числе инструмент диагностики, с другой стороны, если вы, как организация, пытаетесь поймать эту конъектурную волну и подготовить свою заявку исключительно, понимая, что сейчас на это дают, будем писать про это – эксперты это видят, почему? Потому что в заявке всегда очень важно показать несколько вещей: первое, что вы четко понимаете, с какой проблемой вы работаете, проблема всегда чья-то, то есть конкретной целевой группы, что это за целевая группа, в чем ее проблема, и какие последствия они от этой проблем получают? Ангелина Грохольская: То есть вы написали, что мы всех сделаем счастливыми, это не сработает? Эльвира Алейниченко: Конечно, это невозможно, это не сработает 100 %, потому что всегда есть четкие критерии, по которым будут оценивать вашу заявку, и если вы не понимаете ту тему, в которой вы пишите, если вы в ней никогда не работали, если вы занимались раньше одним, а теперь решили написать про это заявку, то это видно, и однозначно качество заявки вашей очень страдает, потому что эта проблема вами не выстрадана, вами не понята, вы не понимаете, какие здесь есть решения и предлагаете те решения, которые, на самом деле, для вас просто на поверхности, не погружаясь в глубину, и, естественно, качество вашей заявки н позволит получить достойное финансирование на решение этой задачи, решение этой проблемы. Ангелина Грохольская: Тогда дайте еще какие-то рекомендации тем, кто хочет получить грант на свой проект и хочет выиграть его действительно. Эльвира Алейниченко: Если вы понимаете, что грантовое финансирование – это одна из важных составляющих устойчивости вашей организации, рекомендация № 1: следите за анонсами грантовых конкурсов, то есть, вообще, потому что они очень разные, выберите те, которые подходят по тематикам именно вам, не подавайте из года в год в одну организацию заявку, диверсифицируйте, то есть, смотрите, где вы еще можете поучаствовать, что еще может быть дополнительным источником. Обязательно, правда, внимательно прочитайте условия конкурса, потому что очень обидно бывает, когда мы получаем заявки на грантовый конкурс, и они не проходят просто по формальным критериям, но вам нужно написать качественный хороший проект, у вас нет шансов глаза в глаза эксперту рассказать о том, что вы будете делать, как вы будете делать, показать всех чудесных жителей, которые будут с вами аллею расчищать – вы ее описываете, и чем более грамотный и качественный язык вы используете, проектный язык, тем выше шансы у вас, таким образом, подготовив хорошую заявку, загрузив все необходимые документы, пройдя обучение, которое дает грантодающая организация… Ангелина Грохольская: Но это если организация подает, а если, опять же возвращаясь к нашему первому сюжету, когда просто есть гражданка, жительница города N, которую не устраивает данная территория, то есть, ей сначала надо создать организацию?.. Эльвира Алейниченко: Совсем необязательно, есть конкурсы, в которых могут участвовать только организации, а есть конкурсы, в которых участвуют и организации, и инициативные группы. Ангелина Грохольская: Надо просто посмотреть, какие есть гранты, какие есть субсидии. Эльвира Алейниченко: Абсолютно, да. Многие бизнес компании, которые работают на своих территориях и проводят грантовые конкурсы, включают инициативные группы и нужно понимать, что для инициативных групп заявка проще, критерии оценки проще, но и размер финансирования меньше, но по масштабам изменений мы видим, что, на самом деле, те инициативы, которые делают люди, они иногда даже более масштабные получаются и вовлекается больше людей. Ангелина Грохольская: Это точно, да. Эльвира Алейниченко: Приведу пример, очень интересный был проект, мне очень нравится, «Тротуарная астрономия»: просто человек, который очень любит астрономию, у него есть телескоп и он влюблен в звездное небо, выходил на улицу с этим телескопом и наблюдал за звездами, и он придумал такой проект, который объединял бы людей, готовых разделить его страсть к звездам, проводил лекции, экскурсии, и родился очень интересный проект и очень много людей было вовлечено, и проект стал устойчивым – из таких маленьких низовых инициатив иногда получаются прекрасные вещи. Еще одна инициатива, которая тоже мне очень нравится: трудовик решил сделать кружок для детей не пристроенных, неудачников, двоечников, из социально неблагополучных семей и сделал кружок труда для них – это стала мастерская, в которой дети просто стали пропадать, и появился такой значимый для них взрослый, который объединил их вокруг этого дела, мы с Вами прекрасно понимаем, что это гораздо больше, чем просто поделки, которые они делают на труде, то есть, это тот взрослый, который в их жизнь какой-то принес смысл и то, что они не одни, что они кому-то нужно. Ангелина Грохольская: Вот, действительно, идеи лежат на поверхности, нужно только взять ее и начать разрабатывать. Эльвира Алейниченко: Абсолютно, идеи лежат на поверхности, нужно их взять и разрабатывать и нужно привнести туда жизнь, нужно правда этого хотеть. Тоже очень важный совет, когда вы пишите заявку: когда вы садитесь писать заявку, я вот, когда провожу семинары по социальному проектированию, я всегда спрашиваю аудиторию: «Скажите, пожалуйста, а какая у вас цель, когда вы подаете а грантовый конкурс?». И если говорят: «Получить финансирование». Мы начинаем говорить: «Ведь, на самом-то деле, цель у вас не получить финансирование, ваша цель – реализовать проект, реализовать инициативу, а финансирование – это инструмент». Так вот, покажите в заявке эту цель, если мы садитесь с идеей получить деньги – эта идея, как уши у зайца видны из шляпы фокусника, а если вы садитесь с идеей, что мы знаем очень классную… то, что нужно сделать в нашем регионе, к этому готовы подключиться люди, мы этим горим, мы этим живем, и мы понимаем, что это правда важно и мало того, что мы понимаем, что это важно, мы понимаем, к чему это может привести, к каким результатам, это опять же очень важная история, то это будет из заявки вашей видно. Ангелина Грохольская: Эльвира, спасибо Вам огромное за беседу, но это уже просто, как резюме: выгодное вложение для фондов, для организаций, для бизнеса гранты, ведь это вложение денег по сути? Эльвира Алейниченко: Ангелина, здесь вопрос опять же, что мы удем с Вами понимать под выгодой: если мы будем считать финансы исключительно, то это одна история… Ангелина Грохольская: Если деньги вкладываются, значит должна быть какая-то выгода, но… Эльвира Алейниченко: Должна быть отдача, опять же, с какой целью, с какой задачей, какая у нас цель, когда мы это вкладываем, потому грантовый конкурс – это игра вдолгую, грантовый конкурс – это про изменения, про то, что должно произойти, потому что, допустим, там вот провели уроки с этими школьниками, сюжет, который мы с Вами смотрели, допустим, показали они в конце года какие-то результаты хорошие на олимпиаде, но мы же не только ради этого, мы же ради того, чтобы когда они выросли, они смогли осознано выбрать свою профессию, специализацию и хорошо развиваться в той науке, которая им интересна, то есть, это игра действительно вдолгую, долгое дыхание, и поэтому грантовые конкурсы выгодны, если мы понимаешь, что это инструмент развития и готовы в него вкладываться, создавать не просто раздачу денег, а инфраструктуру, обучение, консультирование, отслеживать, а что происходит? Вот мы сейчас в это деньги вложили, мы сейчас этому обучили – что изменилось, что на территории стало по-другому? Отслеживать весь этот процесс, получаем ли мы то, к чему мы стремились? А правда ли в территории есть в этом потребность? Может быть что-то уже сейчас поменялось и нужно грантовый конкурс сделать с другим фокусом. Ангелина Грохольская: Немножко изменить. Эльвира Алейниченко: Да-да-да, то есть, вот это нужно понимать, говоря о том, выгодно это или нет. Ангелина Грохольская: Эльвира, спасибо Вам огромное за беседу, я надеюсь, что Ваши рекомендации пригодятся! Эльвира Алейниченко: Спасибо, Ангелина, желаю удачи всем, кто подает заявки на грантовые конкурсы, и, главное, удачи в той работе, которую вы делаете! Ангелина Грохольская: На сегодня всё, удачи и до встречи, адрес нашей электронной почты: bs@ptvr.ru, мы доступны и в социальных сетях и помните, несмотря на расстояния, мы – рядом!