Юлия Оглобина: Перво-наперво мы как раз учим, что важна личная активность

Гости

Павел Давыдов: Вы смотрите Общественное Телевидение России. В эфире «Большая страна», программа о людях, обществе и власти. В студии Павел Давыдов, здравствуйте! Противоречия между интересами бизнеса и общества. Тема, которая обсуждается не первый год, но решения фактически не имеет. Парадокс состоит еще и в том, что при урегулировании таких споров в судах разных инстанций зачастую именно бизнес оказывается в выигрыше, а не простые люди, заявившие об ущемлении своих прав. При этом в погоне за прибылью предприниматели иногда наплевательски относятся к историко-культурному наследию игнорируя и общественное мнение, и особенности места, где планируют развивать свои проекты. Говоря коротко – ничего святого! Так мы и обозначили сегодняшнюю тему. У нас в гостях Юлия Оглобина, член центрального штаба Общероссийского народного фронта. Юлия, здравствуйте, пожалуйста, присаживайтесь!

Юлия Оглобина: Здравствуйте!

Павел Давыдов: Помните ли Вы нашумевшую историю вокруг Мамаева кургана, когда территория вокруг мемориала хотели отдать под коммерческие объекты? Автостоянка, ресторан, бензоколонка, страшно предположить, что бы было, если бы не вмешалась общественность!

Юлия Оглобина: Да помню. Я видела и по телевидению, и по новостям, это резонансная была тема. Прошло 10 лет, но на самом деле, это вот первый, мне кажется, такой пример, когда общественность отстояла вот это культурное наследие. Это святое место и даже сложно представить…

Павел Давыдов: Что бы было сегодня там.

Юлия Оглобина: Да, совершенно верно!

Павел Давыдов: Юля, я понимаю, что Общероссийский народный фронт появился не так давно, примерно 5 лет назад, но, тем не менее, в вашей практике часто ли сегодня удается отстоять подобные территории?

Юлия Оглобина: Общероссийскому народному фронту в этом году юбилей, Вы правильно отметили, 5 лет. И вот если бы тогда, да, вот при Мамаевом кургане, в то время был Общероссийский народный фронт, гораздо было бы легче отстоять, потому, что этим, собственно, и занимается ОНФ. Отстаивание интересов и контроль над выполнением поручений президента Российской федерации, лидером которого является Движение. Поэтому, здесь мы помогаем общественности доносить, если это на местном уровне не решается, до федерального уровня.

Павел Давыдов: А каким образом вы это делаете? Какие у вас есть рычаги управления в таких сложных вопросах?

Юлия Оглобина: Хочется отметить, что Общероссийский народный фронт имеет региональные отделения во всех субъектах Российской федерации. Поэтому в первую очередь естественно необходимо обратиться. На сайте Общероссийского народного фронта представлены контакты, адреса, с проблемой и здесь, соответственно, мы подскажем, поможем, проанализируем вместе с экспертами проблему. И если необходимо, мы собирает также экспертное совещание на проблематику, и потом естественно уже работаем с властью.

Павел Давыдов: Юля, ну вот мы говорили с Вами о Мамаевом кургане, это было 10-15 лет назад. Но, к сожалению, сегодня в большой стране есть подобные случаи и об одном из них сейчас расскажем. Перенесемся в Пермский край, в город Чернушка. Внимание на экран!

«СЮЖЕТ»

Павел Давыдов: В сюжете были представлены две стороны конфликта. Но у каждого, как известно, правда, своя. Юля, а какие выводы Вы сделали для себя после увиденного?

Юлия Оглобина: Я здесь на стороне жителей, которые отстаивают это место от застройки. Потому, что можно на самом деле много всего наобещать, и патриотический клуб и много всего другого, и благоустройство.

Павел Давыдов: И даже директор школы, да, обратила внимание на это, и перешла в другой лагерь.

Юлия Оглобина: Да. Понятное дело, что здесь школе хочется, да, дополнительное образование никто не отменял. Но все-таки, перво-наперво, у него какая была цель? Не клуб.

Павел Давыдов: Конечно, магазин.

Юлия Оглобина: А магазин. Поэтому, исходя из этого, надо уже делать выводы, и, правильно у нас последний эксперт сказал, что перво-наперво нужно учитывать мнение гражданского общества, потом – закон, и уже на последнем месте это мнение предпринимателя. Поэтому, очень здорово, что общественность объединилась. И вот как раз в этом примере, благодаря Общероссийскому народному фронту удалось, да, то сейчас момент строительства, да, он закрыт.

Павел Давыдов: А ОНФ принимал участие в этом конфликте, да?

Юлия Оглобина: Да, принимал. Вот как раз жители обратились в Пермское региональное отделение штаба, и соответственно, совместно с ОНФ…

Павел Давыдов: И все под вашим чутким контролем?

Юлия Оглобина: Да, да, да.

Павел Давыдов: Скажите, пожалуйста, вот как быть жителям тех регионом, где может быть, ваш штаб не настолько активно работает?

Юлия Оглобина: Надо напрямую обращаться тогда в Исполком центральный общероссийского народного фронта, также все контакты имеются на сайте. Но здесь, на самом деле, у нас всегда оперативное взаимодействие и самые резонансные темы мы поднимаем на форумах «Действий», где участвует сам лично президент. То есть, поэтому все зависит именно от позиции. То есть не нужно сидеть и смотреть. Да? То есть, если люди живут, это видят, это их место жительства, понятное дело ,что мы хотим сохранить эту память, особенно вот когда вот такие примеры, это жуткие, то есть важно не молчать! Не молчать. Естественно, когда мы объединяемся, то мы становимся громче. А через Общероссийский народный фронт это естественно намного действенней.

Павел Давыдов: Вообще таких примеров, которые иллюстрируют яркое противостояние интересов общества и бизнеса их много. А у вас есть, какая-то статистика или исследование на эту тему?

Юлия Оглобина: Вот именно что касается бизнеса, у нас обычно больше проблем это общество и власть. Это часто, то есть, каждое второе обращение, это просто когда не слышат на местах.

Павел Давыдов: Но здесь же в принципе тоже власть учитывается, да? потому, что они встали на сторону бизнеса, а не общества.

Юлия Оглобина: Да, да, совершенно верно. Я, как Председатель российского Союза сельской молодежи, то есть, как раз мы отстаиваем интересы сельских жителей, сельской молодежи, здесь очень много как раз примеров, когда даже не спрашивают, не учитывают, легче оптимизировать, легче сказать – нет денег, нежели решить вопрос или хотя бы направить, да, тех, кто обращается с проблемой. К нам в 14-м году обратились с тем, чтобы не закрыли Дом культуры в Ивановской области в селе Мордовское, и благодаря общественности Общероссийскому народному фронту удалось отстоять.

Павел Давыдов: То есть, важен общественный резонанс.

Юлия Оглобина: Да, да, совершенно верно.

Павел Давыдов: Любого, любой истории, и любого конфликта.

Юлия Оглобина: Да, то есть, не отчаиваться, вот если на местном уровне игнорируют, да, то здесь обращаться к нам и мы, естественно, поможем.

Павел Давыдов: А вообще что у нас происходит с законодательством? Оно как то регламентирует взаимоотношения общества и власти вот в таких конфликтных вопросах?

Юлия Оглобина: У нас в Центральном штабе есть ряд депутатов Государственной думы, и здесь есть те, кто непосредственно занимается законодательными инициативами, я сама, так как я координирую вот этот конкретно тему, не смогу сейчас прокомментировать. Но при необходимости могу собрать информацию и представить Вам.

Павел Давыдов: Ну, я думаю, что к этой теме мы не раз еще вернемся, тем более, что она имеет такой серьезный политический аспект. Если мы поговорим о других примерах, тем более, что в большой стране, к сожалению их много и с каждым годом как снежный ком, нарастает, нарастает, нарастает, какие еще случаи вот сегодня Вам врезаются в память, и Вы готовы о них рассказать? Для того, чтобы предупредить подобное в будущем?

Юлия Оглобина: Слышала про случай вокруг также заповедника в Есенино, то есть, в Рязанская области, село Константиново, когда тоже хотели отдать вокруг этой зоны под коттеджную застройку. И опять же на форуме Общероссийского народного фронта, в 2014-м году на медиафоруме, рязанский журналист, он встал и отметил, что жители против, и тогда было личное поручение губернатору, соответственно решить этот вопрос, и на данный момент, насколько я знаю, он решен. И вот перво-наперво мы как раз учим, то, что важна активность, да, то есть личная. Не безразличие к вопросу, да, то есть, когда говорят, да нет, это все решено, ничего нереально, и когда задаешь вопрос – «А ты сам пробовал»? «Нет, не пробовал». «А откуда ты слышал»? «Вот у тебя лично конкретно есть там, товарищ, друг, родственник, с кем такой пример случился»? Нет, это просто вот, где-то какой-то стереотип еще с 90-х тянется. И когда мы уже направляем на действие, а ты попробуй, а мы тебе подскажем, у него уже зарождается, у человека, какая-то уже надежда. И здесь, перво-наперво, да, когда есть проблема, важно письменно, да? То есть, власть, она, к сожалению, по звонкам…

Павел Давыдов: Не работает!

Юлия Оглобина: Да, то есть, важно обращение письменное. В течение 30 дней они обязаны по закону ответить, и, соответственно, если с ответом мы понимаем, что нет никакой реакции, то вот с этим, уже можно обращаться в региональный штаб ОНФ для решения.

Павел Давыдов: А у вас вообще в рамках ОНФ есть какая-то образовательная площадка, которая помогает людям как раз поэтапно научиться действовать в подобных случаях?

Юлия Оглобина: Вот нет, а Вы мне сейчас…

Павел Давыдов: Так, может быть, создать?

Юлия Оглобина: Прям надо поднять этот вопрос, очень правильно. У нас, как раз, к концу года будет форум, где соберемся и обязательно обсудим эту инициативу, спасибо!

Павел Давыдов: А в рамках форума, Юля, вы обсуждаете подобные случаи из разных регионов? Вот, например, тот же случай в Чернушке?

Юлия Оглобина: У нас форум направлен там по темам определенным, есть рабочая группа, и, собственно, внутри рабочих групп, то есть, образование, культура, сейчас созданы площадки по итогам майского Указа Президента. Национальные проекты разрабатываются, собственно, по этим названиям Национальных проектов созданы в Общероссийском народном фронте рабочие площадки с экспертами. И, собственно, когда поступает запрос, исходя из темы, оно поступает потом в конкретную площадку, да, с экспертами, где мы это анализируем. Если нужно, выезжаем на место, да, обязательно, естественно привлекая региональных экспертов. И на форум «Действий» как правило, у нас вырабатываются предложения, которые не точно конкретного человека, а вот она массово. Я уже в Общероссийский народный фронт обращусь, чтобы мы сделали анализ, как много таких случаев именно, когда бизнес пытается застроить территории вокруг культурных памятников, вот. И, соответственно, после этого должны быть конкретные и в законодательные акты предложения, с тем, чтобы таких случаев уже не было.

Павел Давыдов: А может, вообще стоит обратиться к западному опыту, где такие конфликты сведены на нет, во-первых, благодаря четкому законодательству, а во-вторых, однозначной позиций местных властей?

Юлия Оглобина: Я думаю, что и на Западе наверняка у местных властей не может быть однозначной, четкой позиции, но вот, на мой взгляд, все равно, это…

Павел Давыдов: Ну, вот я тут читал буквально перед нашим с Вами эфиром, опыт Норвегии. Здесь все понятно и все четко. Строить нельзя, закон регламентирует, и, главное, он исполняется, в отличие от нашей страны, где местные власти по-своему эту букву закона начинают трактовать. А вот здесь 50 метров можно, а давайте мы маленький ларечек поставим, получим налоги, это хорошо! Но нельзя забывать, на каком месте вы строите этот ларек!

Юлия Оглобина: Нет, у нас закон есть, правила есть, да? То есть, здесь – 200 метров, пожалуйста, нельзя застраивать! Поэтому, если нарушается, уже работают правоохранительные органы, все. Вот есть, а дальше нужно проанализировать вот эту ситуацию. Если все-таки есть какие-то лазейки, что вот они не сдаются, и собственно потом, как-то обосновывают и все-таки строят, вот эти моменты да, мы проанализируем. Пока обращений не было. Но нам важно…

Павел Давыдов: Я думаю, теперь будут!

Юлия Оглобина: Да, понять, и если есть, естественно, предпринять меры.

Павел Давыдов: Юля, как Вы сами уже заметили, с 2009 года Вы работаете в Общероссийской молодежной общественной организации «Российский союз сельской молодежи». А у Вас есть понимание, как к решению подобных проблем, которые мы сегодня здесь обсуждали, в этой студии, модно привлечь молодое поколение?

Юлия Оглобина: Конечно, мы этим и занимаемся, потому, что объединяем сельскую молодежь, которым не безразлична судьба своей малой Родины. У нас с 18-ти лет, даже с 14-ти лет, уже объединяем ребят. И они как раз набираются опыта, уже смотря на более наших опытных товарищей. И здесь мы учим, что один в поле не воин, что важно объединяться, и вовлекаем их в развитие своего села. Учим их социальным практикам, учим, как раз вот то, что Вы говорили, да, об инициативе, чтобы такая практика была Общероссийского народного фронта. Она у нас есть, потому, что у нас есть ресурсный центр сельской молодежи, где мы методически проводим образовательные программы, как раз помогая ребятам на селе развиваться, отстаивать свои права, и, собственно, доносить информацию, потому, что она до села, к сожалению, не доходит. О всех возможностях, о всех программах. А их очень много, просто если вот эти знания дать, если человек активный, то на самом деле уму уже уезжать никуда не хочется. И у нас есть уже такие примеры, когда и городские переезжают. Поэтому, все зависит вот от активности и естественно это важно уже со школы об этом говорить.

Павел Давыдов: То есть, опять мы упираемся в образовательные программы, да?

Юлия Оглобина: Опять, да! У нас сейчас появилось российское движение школьников, очень здорово. То есть, есть школьное самоуправление, чтобы это все активнее было. Если человек выпускается и у него уже есть понимание, да, есть знания и умения развивать свою территорию, вот быть активным, да, гражданским активистом, то естественно он в любой профессии будет лидер. И вот таких историй застроек у нас будет меньше!

Павел Давыдов: Дай бог, чтоб именно так и было! Кстати, Юля, буквально через несколько минут мы расскажем о работе молодежного парламента в Липецке, а Вас я благодарю за участие в нашей программе!

Юлия Оглобина: Спасибо!

Павел Давыдов: «Ничего святого». Название этой студии, надеюсь, послужит сигналом особо ретивым предпринимателям о том, что деньги и многочисленные торгово-развлекательные центры, это далеко не все в нашей жизни, а единственный в мире Мамаев курган, или любой другой мемориал павшим – это наша история. Она, как говорится, все расставит рано или поздно по своим местам! У нас в гостях была Юлия Оглобина, член центрального штаба Общероссийского народного фронта.

Большинство конфликтов в России, как считают эксперты, начинаются не на улице, а с обращений граждан в государственные органы. С того ,что люди писали письма, просили о помощи и разъяснения, но им либо не отвечали, либо сообщали, что обращение отправлено в нижестоящие инстанции. Сегодня во властных структурах идет обновление, и даже омоложение кадрового состава. Поэтому есть надежда, что в будущем, намного проще будут разрешаться спорные ситуации, в которых определяющим будет здравый смысл и человеческий подход. На этом наш выпуск завершен. Увидимся завтра! Напомню электронный адрес программы bs@ptvr.ru Мы также доступны и в социальных сетях. Будьте с нами на связи и помните, несмотря на расстояния, мы рядом! В студии был Павел Давыдов, До встречи!