Ангелина Грохольская: Чтобы делать открытия, необязательно быть великим ученым или путешественником – таким, как Семен Дежнев, например. Иногда достаточно простого любопытства – и обычное на первый взгляд место окажется достопримечательностью или даже сенсацией. Так произошло с искусствоведом из Петербурга Юлией Тереховой. Однажды она оказалась в селе Поповка Саратовской области – приехала посмотреть на необычную находку местных жителей. Насколько же велико было ее удивление и восхищение, когда в полуразрушенной старой избе она увидела… Впрочем, обо всем по порядку. Искусствовед, автор проекта "Дом со львом" Юлия Терехова сегодня у нас в студии. Юлия, здравствуйте. Юлия Терехова: Здравствуйте. А.Г.: Очень приятно, что вы приехали в студию "Большой страны". Вы знаете, когда я готовилась к нашей с вами встрече, ради интереса поискала, где же эта Поповка и как до нее, допустим, добраться мне, если бы захотелось. И на сайте, вернее в блоге одного путешественника я нашла описание маршрута в село Поповка. Процитирую: "Добраться туда без своего автомобиля – задача не из легких. Хотя от Хвалынска до нее всего 22 километра, автобус ходит раз в сутки – в 6:50. Через Поповку проходит железная дорога, вот только электричек на ней в расписании не значится. Последний вариант – такси, но на одного это дорого". Как вы-то туда попали – в деревню, в глушь Саратовской области? Ю.Т.: Здесь цитата очень уместна, мне кажется. Совершенно случайно в 2010 году я поехала в Саратов на конференцию рассказывать о своем научном интересе. Правда, он тоже довольно специфический: я езжу по Русскому Северу (по Уралу, Сибири, Алтаю) и изучаю домовую роспись, то есть роспись, которую крестьяне выполняли в домах на рубеже XIX–XX веков. То есть я частично такой сельский житель. И вот приезжаю я, представляете, в Саратов на конференцию, выступаю с докладом. Ко мне подходят и говорят: "Посмотрели мы на ваши картинки – цветочки вот эти в домах, львы всякие – и думаем: наши студенты в прошлом году, – тогда в 2009-м, – тоже нашли какой-то похожий дом". Я, честно говоря, не очень стала обнадеживаться, потому что мне часто в социальных сетях присылают различные картинки, но 90% этих картинок либо сделаны лично мной, либо сделаны моими друзьями, поэтому вот так запросто чем-то новым меня удивить сложно. Но когда мне прислали фотографию этого дома, я поняла, что выдающийся памятник обнаружили студенты университета в селе Поповка. И дальше началась наша большая история, которая продолжается сейчас. Будем надеяться, будет продолжаться еще долгие годы. А.Г.: Приехали вы туда и что обнаружили? Ю.Т.: Я по фотографии уже знала, что я там найду. Очень была рада, что дом, который мне показали на фото, целый. С интерьерной росписью площадью около 80 квадратных метров – вот он стоит практически живой. Хозяева хотели раскатать этот дом на баню. У них умерли родители, они смотрят: дом крепкий, в принципе целый – почему бы не сделать из него баню? А.Г.: Я читала, что его тоже собирались сносить новые хозяева или перестраивать, да? Там история была какая-то такая. Собственно для этого вас и позвали – чтобы вы оценили и сказали, сносить или оставить. Ю.Т.: Хозяева хотели раскатать этот дом на баню. Но не нужно думать, что это какие-то ужасные люди и ничего святого для них нет. Все не так. На самом деле нам с вами есть где мыться. Думаю, зрителям нашим тоже. В основном мыться где? Где есть горячая вода. А в селе с этим гораздо большие проблемы. У них умерли родители, они смотрят: дом крепкий, в принципе целый – почему бы не сделать из него баню? А.Г.: Вот он собственно таким был, да? Ю.Т.: Да, вот таким он был при обнаружении. Не могу сказать, что сейчас он выглядит кардинально лучше. Правда, мы поставили новый забор. Аварийное крыльцо мы разобрали, сделали чуть более симпатичное крыльцо, уже не так страшно. А вот это та самая роспись, вокруг которой и крутится вся эта история. Это лев, лежащий на берегу ручья (почему "Дом со львом" и называется). Например, вот кадка с деревьями. А.Г.: Там и на потолке роспись? Он весь расписной такой? Ю.Т.: Да. Это вторая комната. Одна у нас – голубая – гостиная. Другая – вот эта, розовая, – спальня. Здесь пастух гонит стадо гусей. Это для Поповки нормальное такое дело. Заметьте, очень тонкое письмо, то есть возможно, что это кто-то конкретный портретирован. Местные говорят, что владелец дома. Остались также различные предметы в виде таких радиол, мы их сейчас отдали на восстановление. Это киот. Некоторые думают, что это рама для зеркала, а на самом деле это киот – божница. А.Г.: Где иконы, да? Ю.Т.: Да. Вот такая у него тоже роспись. Киот был, видимо, более поздним, потому что он загораживает часть живописи на стенах. Сверху в углу можно увидеть "Чудо Георгия о змие", подписанное, кстати. И там была женщина с кадкой. Также у нас всякие фотосессии проходят – люди фотографируют себя или какие-то предметы. А.Г.: Юлия, расскажите, пожалуйста, какие это времена, сколько лет этим изображениям? Ю.Т.: К сожалению, мастер явно был, как я говорю, "с иконописным бэкграундом", то есть он был иконописцем. Там недалеко Черемшанские монастыри, Хвалынские. Там же Петров-Водкин родился. То есть места такие художественно наполненные. И Петров-Водкин писал, что его первым учителем был человек, который кроме того, что занимался иконами, он также расписывал еще люльки лазоревым цветом. Я не говорю, что это расписал сам Петров-Водкин или учитель его, но это какой-то один круг людей, которые так или иначе занимались иконописью и росписью бытовых предметов. А.Г.: Я понимаю, гуси – для деревни, в общем, это нормально. А лев-то откуда там взялся? Почему именно это изображение? Ю.Т.: Там не только лев изображен. Лев на одной стене. Также надо львом изображен ангел в виде женщины, что вообще очень интересно, потому что ангел – это существо бесполое или тяготеющее больше к мужскому образу. А там вполне конкретно нарисована грудь женская и нет крыльев. Но интересно, что нарисовано это над тем местом, куда привешивалась люлька для ребенка. Поэтому, возможно… Тут уже нам приходится достраивать, мы, естественно, точно ничего не знаем, но возможно, что он, имея в виду, что ребенок будет лежать, нарисовал такой образ матери – ангела совместил с матерью. Мы его так и называем – ангел-матушка. Также еще один небесный персонаж – это орел, он находится также на потолке. И один из героев, последний, четвертый – телец или бык. Он тоже на стене, но он сейчас закрашен. То есть четыре этих героя нам дают четыре символа евангелистов. Причем интересно, что в церкви было запрещено изображать только образ, то есть обязательно нужно было изображать старца с книжкой и, допустим, диктующего ему орла или ангела. Но старообрядческая традиция отличается, и старообрядцам никто и никогда не мог ничего указать. А.Г.: Это достаточно вольные люди. Ю.Т.: Да. Поэтому мастер изобразил так, как хотел. А.Г.: "Дом со львом". Обреченная под снос изба превратилась… О том, как с помощью маленького полуразрушенного ветхого дома можно возродить жизнь на селе и превратить его в туристический тренд, рассказывает директор музея "Дом со львом" в Саратовской области Юлия Терехова. "Дом со львом" – это уникальное для нашей страны явление сейчас? Или еще где-то – в каких-то регионах, городах, селах – можно найти что-то подобное? Ю.Т.: Вообще домовая роспись типична для России, для некоторых ее регионов – для Севера. Я уже назвала: Урал, Алтай. В Бурятии я была в экспедиции, и там она тоже есть. Для Центральной России, а конкретно для Поволжья, конечно, более характерна резьба. Но на Севере роспись совершенно другая. Там практически ты не встретишь росписи именно стен и потолка, а там роспись на шкафах, на так называемых заборках, то есть на легких стенах, где-нибудь у печи – вот там есть роспись, и она совершенно другая. Там в основном изображения цветов – например, какой-нибудь вазончик с цветами. Здесь мастер, может быть, программу даже какую-то придумывал, здесь он включил евангелистов. На Севере такого не встретишь. Плюс совершенно замечательная сохранность, то есть практически живопись не нуждается в реставрации. А.Г.: Сколько лет вот этим изображениям? Какими веками датируется, какими годами? Ю.Т.: Специалисты (и я в том числе, примыкающая к ним) считают, что это начало XX века. Возможно, что это период с 1905 года, когда была свобода вероисповедания нам объявлена, наверное, до 1917 года, потому что вряд ли после революции кто-то стал бы этим заниматься. Дом построен в последней трети XIX века. То есть примерно 100 лет. А.Г.: Юлия, но вы не только дом спасли от разрушения, не только спасли эти уникальные изображения, а вы еще и селу дали новую жизнь. Сейчас там музей и даже новый культурный центр, да? Ю.Т.: Да. Когда я этот дом купила, встал вопрос: что с ним делать дальше? У меня было понимание, что я сохраняю памятник как могу, потому что денег на реставрацию у меня, конечно, лично нет. Но я подумала, что если мы придадим огласку этому, когда-нибудь мы денег на реставрацию найдем. И дальше я подумала, что музей будет наиболее понятной институцией, в которую можно это превратить. И я стала собирать волонтерские лагеря, говорила: "Ребята, приезжайте. Мы вас накормим, напоим. Нужно спасать памятник". И ребята приезжали. Мы не занимались реставрацией, но там и без реставрации было что делать, очень много всего. А.Г.: Элементарно восстановить все вокруг, чтобы можно было кому-то приезжать и смотреть. Ю.Т.: Да, убрать мусор. Да, безусловно, чтобы туда можно было нормально и безопасно заходить. На данный момент мы уже провели 15 волонтерских лагерей. Я удивляюсь, что действительно столько сделано. Волонтеры, конечно, огромные молодцы. И дальше мы подумали, что нужно сделать музей. Музей неофициальный, поскольку вход у меня бесплатный. Удалось получить грант Фонда Потанина, у них есть музейный конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире". А.Г.: Конкурс известный, да. Ю.Т.: Удалось получить грант на это. Грант не дается на реставрацию, но он нам помог сделать экспозицию. У нас помещен внутрь музея аудиогид – герои живописи рассказывают свои истории. Также мы сделали сайт, на который можно зайти. "Дом со львом" в поисковике вбить – и он вылезет. А.Г.: Юлия, а местные жители как-то участвуют в процессе работы музея, в процессе подготовки, экскурсий, может быть? Не нужно ходить по селу, "проповедовать". Мы потихонечку приглашали, пытались включить местных жителей в круг наших забот. И к счастью, нам это удалось. Сейчас я могу даже не приезжать туда. Местные жители сами проводят экскурсии, открывают чаем, даже обед организовывают. Ю.Т.: Сначала, конечно, они немножко сторонились. Но это совершенно нормальный процесс, потому что то, что для нас с вами "культурная экспансия", "давайте все сделаем хорошо", для села не всегда так однозначно. Но мое счастье, что я уже 10 лет работаю с селом и знаю, что это все медленно. И не нужно ходить по селу, "проповедовать" и все прочее. Поэтому мы потихонечку приглашали, пытались включить местных жителей в круг наших забот. И к счастью, нам это удалось. Сейчас я могу даже не приезжать туда, хотя все равно приезжаю. Местные жители сами проводят экскурсии, открывают чаем, даже обед организовывают. А.Г.: Юлия, мы начали с маршрута. Сейчас проще уже добраться, когда вы начали там развивать музейное дело, когда о "Доме со львом" узнали во многих регионах? Проще туда добраться? Стало ли это популярным местом для путешественников? Или все-таки проблем еще пока много, и в том числе с транспортной доступностью? Ю.Т.: Проблем у нас вообще в стране довольно много, но мы не самая главная проблема нашей страны. Я не могу сказать, что стало сильно проще. Вот нам сделали дорогу от Хвалынска до Поповки. А.Г.: Вот! Ю.Т.: Я это не связываю с собой личной и со своим проектом. Мне кажется, что просто так сложилось. Сейчас дорога там стала значительно лучше. Как мы ездим, если не на машине? Мы из Москвы доезжаем до Сызрани, а там либо на машине, либо на автобусе. То есть туда даже можно на один день съездить, если задаться целью. То есть там не нужно переходить реку вброд, не нужно искать паромную переправку, не нужно вертолет вызывать… А.Г.: Все реально. Ю.Т.: Все в пределах допустимых значений, да. А.Г.: Юлия, тогда я вас еще раз поблагодарю за то, что приехали сегодня в студию "Большой страны", за ваш энтузиазм и за ваш альтруизм. Пусть этот проект развивается. Ждите гостей. И пусть Поповка станет одним из самых популярных мест в нашей стране. Ю.Т.: Спасибо большое. А.Г.: Спасибо вам. Любопытство – самая великая движущая сила вселенной. Будьте любопытны, интересуйтесь, путешествуйте. И возможно, вам тоже повезет сделать открытие, как нашей сегодняшней гостье – Юлии Тереховой, автору проекта "Дом со львом".