Павел Давыдов: Социальное предпринимательство – все чаще мы сталкиваемся с ним в разных сферах жизни Большой страны. Сегодня бизнес активно подключается к решению социальных проблем, к поддержке людей, для которых зачастую это единственная возможность получить помощь. О социальном предпринимательстве в регионах мы поговорим с исполнительным директором фонда "Наше будущее" Юлией Жигулиной. Юлия, здравствуйте. Юлия Жигулина: Здравствуйте. Павел Давыдов: Про социальных предпринимателей говорят так: они художники в решении социальных проблем, потому что каждый имеет свой набор красок, палитру, холст. Вы с таким определением и сравнением согласны? Юлия Жигулина: Это очень красивое определение, я бы сказала. И я с ним абсолютно согласна, потому что каждый социальный предприниматель жизнь вокруг себя рисует радужными красками. И восприятие этой жизни среди людей улучшается, и качество жизни повышается. И собственно, все действительно приобретает тот окрас, который вкладывает сам социальный предприниматель в свой проект. Павел Давыдов: Насколько я знаю, ваш фонд несколько лет проводил всевозможные исследования и пытался понять, кто же такой социальный предприниматель в Большой стране. Вы могли бы нам сейчас обрисовать его портрет? Юлия Жигулина: Это прежде всего очень смелый человек. Это человек, который проникается проблемами не только своих родных и близких, а проблемами того сообщества, в котором он сам находится. Соответственно, это человек целеустремленный, который хочет что-то поменять, изменить. И соответственно, он в своей деятельности обозначает радиус своих позитивных изменений и воздействий, на которые прежде всего нацелен его проект. Если говорить более научным языком, то социальные предприниматели – это люди, которые прежде всего хотят решить социальную проблему, которая для них является очевидной. Павел Давыдов: А какие сферы сегодня социальное предпринимательство охватывает в Большой стране? Юлия Жигулина: Поскольку мы идем в ногу со временем и проблемы социальные обозначаются на уровне, скажем, наших правительственных органов, то самая острая проблема, которая была объявлена, – эта нехватка мест в детских садах в те годы. Соответственно, все социальные предприниматели прежде всего хотели решить эту проблему в своих регионах, поэтому достаточно большое количество проектов было связано с созданием частных детских садов. Соответственно, сейчас… Павел Давыдов: И, наверное, социальный туризм, о котором все ярче говорят в последние годы. Юлия Жигулина: Социальный туризм – это тоже одна из самых острых тем, поскольку острой темой для России является создание доступной среды. И собственно, с тем чтобы развивать туристические кластеры российские, необходимо создавать инфраструктуру для людей с ограниченными возможностями или, как мы любим говорить, с расширенными потребностями, поскольку для них нужны несколько другие условия перемещения, созерцания, посещения музеев. И такие проекты фонд "Наше будущее" тоже поддерживал. И мы даже с восхищением всегда говорим об этом проекте – это проект Liberty. Они собственно создают возможности для людей с ограниченными возможностями посещать музеи Санкт-Петербурга. Павел Давыдов: Скажите, пожалуйста, а по какому принципу ваш фонд выбирает профинансировать тот или иной проект? Юлия Жигулина: Собственно, первый и основной вопрос: какую проблему социальную вы решаете своим проектом? Для чего ваш проект нужен людям? И какой социальный эффект ваш проект будет распространять? Каким образом его можно масштабировать для решения аналогичных проблем? И это был основной вопрос, с которого мы собственно начинали. А дальше были примыкающие вопросы, связанные с устойчивостью финансовой модели, с предпринимательским подходом, с инновациями, с возможностью масштабировать и тиражировать этот проект. Все эти посылы были обличены в некие критерии. Вот на протяжении десяти лет мы этими критериями пользуемся, оттачиваем их. Павел Давыдов: И дорабатываете всячески, да? Юлия Жигулина: Да, оттачиваем, дорабатываем, выделяем какие-то нюансы, которые для нас являются приоритетными в тот или иной период нашей жизни. Павел Давыдов: Юлия, скажите, пожалуйста (я думаю, что вы знаете примерную цифру), а как много все-таки социальных предпринимателей сегодня в нашей стране? Раз уж вы этим вопросом так активно занимаетесь, в том числе исследовательской работой. Юлия Жигулина: Поскольку фонд присутствует во многих регионах Российской Федерации, каждый регион с учетом наших критериев отбора тоже создает некий реестр социальных предпринимателей. И собственно, когда мы попытались обобщить эти реестры, мы поняли, что среднее количество социальных предпринимателей на регион такой, как, например, Алтайский край, – это где-то около 300. Соответственно, умножив эту цифру среднюю на количество наших регионов, мы получили… Павел Давыдов: На 85, да? Юлия Жигулина: Да. Мы получили эту цифру, к которой мы стремимся. Дальше мы попытались это все обличить в виде доли в валовый внутренний продукт или даже соотнести социальных предпринимателей с тем количеством малых предприятий, которые в России есть. И если оценивать с точки зрения доли ВВП, то она у нас получилась незначительная – менее 1%. Но поскольку мы фонд достаточно амбициозный, мы все-таки оставляем за собой возможность сформировать этот четвертый сектор экономики и научиться считать вклад социальных предпринимателей не только с учетом созданного материального блага, но и с учетом того социального эффекта, который собственно эти проекты и несут в себе. Павел Давыдов: Юлия, а могли бы привести пример успешных проектов, которые как раз и появились в нашей стране благодаря финансовой поддержке вашего фонда? Юлия Жигулина: Я собственно вдохновлена всегда и люблю рассказывать про проект "Коломенская пастила". Это не только проект, который воссоздал технологию производства коломенской пастилы, но этот проект зарядил такие процессы в городе Коломне, которые позволяют на сегодняшний день говорить уже о создании кластера туризма, туристического. Они хотят создать альтернативу Золотому кольцу, воссоздав вот эту гиперболу восточную с определенными городами. И Коломна сейчас находятся в центре. Достаточно амбициозные планы. Музейная тематика, восстановление музея коломенской пастилы послужило таким катализатором развития территорий. И мне очень нравятся проекты, которые, например, несут за собой не просто производство какой-то продукции или продукции, которая будет притягивать туристические потоки, а которая гармонично подтягивает всю территорию и воссоздает весь образ этой Коломны как купеческого города. Павел Давыдов: Юлия, еще очень важный момент. Понятно, что социальный предприниматель не благотворитель, ему нужно выживать и даже зарабатывать. Это очевидные вещи. Вы вместе с начинающими социальными предпринимателями, которые пришли к вам на уровне идеи, стартапа, просчитываете все возможные риски? Юлия Жигулина: Ну, во-первых фонд "Наше будущее" разработал целую образовательную программу, связанную с тем, чтобы каждый социальный предприниматель, который имеет только идею, мог прокачать ее до уровня устойчивой финансовой модели. Плюс мы даже попробовали в рамках наших проектов реализовать наставничество как для стартаппроектов, так и для проектов, которые находятся на стадии развития, с тем чтобы преодолеть некие кризисные явления, с которыми каждый предприниматель сталкивается. Собственно такие инструменты апробированы, работают. И мы для каждого социального предпринимателя, кто к нам приходит на конкурс, поддержку не только финансовую оказываем. Мы помогаем и в продвижении. Мы помогаем и в каких-то образовательных вещах. Мы помогаем консультационно. Собственно, даже помогаем каким-то образом создать наиболее благоприятную среду на той территории, где этот проект реализуется. Павел Давыдов: Как мы хорошо попали с названием – "Поддержать и направить". Это действительно про ваш фонд. А если говорить о перспективе на ближайший год, два, три, то как планируете развивать фонд? Юлия Жигулина: Вы знаете на ближайшую перспективу у нас планов громадье. Стратегия фонда "Наше будущее", наша миссия – катализировать все процессы, которые связаны с темой социального предпринимательства. И дабы не сужать границ и понимания этой истории… Социальное предпринимательство – это все равно что связано с качеством жизни. Мы решили выходить на уровень социально преобразующих инвестиций. Каждый социальный инвестор прежде всего предпочитает соцэффект ради нормы и прибыли, поэтому это все уравновешено и гармонизировано. И соцэффект, и норма прибыли, и многие инвесторы уже осознанно идут не только по направлению поддержки благотворительных проектов, но осознанно выбирают поддержку социально-предпринимательских проектов. Павел Давыдов: Для социальных предпринимателей пошаговых инструкций не существует. И очень важно, что есть такой фонд, который может и поддержать, и направить. Тем более что социальное предпринимательство – это достаточно новое явление в нашей экономике, но, безусловно, очень важное. Спасибо вам большое за вашу работу. Юлия Жигулина: Спасибо. Павел Давыдов: У нас в гостях была исполнительный директор фонда "Наше будущее" Юлия Жигулина.