Юлия Жигулина: социальный предприниматель проникается проблемами сообщества, в котором находится и пытается их решить

Гости
Юлия Жигулина
исполнительный директор фонда «Наше будущее»

Павел Давыдов: Социальное предпринимательство – все чаще мы сталкиваемся с ним в разных сферах жизни Большой страны. Сегодня бизнес активно подключается к решению социальных проблем, к поддержке людей, для которых зачастую это единственная возможность получить помощь. О социальном предпринимательстве в регионах мы поговорим с исполнительным директором фонда "Наше будущее" Юлией Жигулиной. Юлия, здравствуйте.

Юлия Жигулина: Здравствуйте.

Павел Давыдов: Про социальных предпринимателей говорят так: они художники в решении социальных проблем, потому что каждый имеет свой набор красок, палитру, холст. Вы с таким определением и сравнением согласны?

Юлия Жигулина: Это очень красивое определение, я бы сказала. И я с ним абсолютно согласна, потому что каждый социальный предприниматель жизнь вокруг себя рисует радужными красками. И восприятие этой жизни среди людей улучшается, и качество жизни повышается. И собственно, все действительно приобретает тот окрас, который вкладывает сам социальный предприниматель в свой проект.

Павел Давыдов: Насколько я знаю, ваш фонд несколько лет проводил всевозможные исследования и пытался понять, кто же такой социальный предприниматель в Большой стране. Вы могли бы нам сейчас обрисовать его портрет?

Юлия Жигулина: Это прежде всего очень смелый человек. Это человек, который проникается проблемами не только своих родных и близких, а проблемами того сообщества, в котором он сам находится. Соответственно, это человек целеустремленный, который хочет что-то поменять, изменить. И соответственно, он в своей деятельности обозначает радиус своих позитивных изменений и воздействий, на которые прежде всего нацелен его проект. Если говорить более научным языком, то социальные предприниматели – это люди, которые прежде всего хотят решить социальную проблему, которая для них является очевидной.

Павел Давыдов: А какие сферы сегодня социальное предпринимательство охватывает в Большой стране?

Юлия Жигулина: Поскольку мы идем в ногу со временем и проблемы социальные обозначаются на уровне, скажем, наших правительственных органов, то самая острая проблема, которая была объявлена, – эта нехватка мест в детских садах в те годы. Соответственно, все социальные предприниматели прежде всего хотели решить эту проблему в своих регионах, поэтому достаточно большое количество проектов было связано с созданием частных детских садов. Соответственно, сейчас…

Павел Давыдов: И, наверное, социальный туризм, о котором все ярче говорят в последние годы.

Юлия Жигулина: Социальный туризм – это тоже одна из самых острых тем, поскольку острой темой для России является создание доступной среды. И собственно, с тем чтобы развивать туристические кластеры российские, необходимо создавать инфраструктуру для людей с ограниченными возможностями или, как мы любим говорить, с расширенными потребностями, поскольку для них нужны несколько другие условия перемещения, созерцания, посещения музеев. И такие проекты фонд "Наше будущее" тоже поддерживал. И мы даже с восхищением всегда говорим об этом проекте – это проект Liberty. Они собственно создают возможности для людей с ограниченными возможностями посещать музеи Санкт-Петербурга.

Павел Давыдов: Скажите, пожалуйста, а по какому принципу ваш фонд выбирает профинансировать тот или иной проект?

Юлия Жигулина: Собственно, первый и основной вопрос: какую проблему социальную вы решаете своим проектом? Для чего ваш проект нужен людям? И какой социальный эффект ваш проект будет распространять? Каким образом его можно масштабировать для решения аналогичных проблем? И это был основной вопрос, с которого мы собственно начинали. А дальше были примыкающие вопросы, связанные с устойчивостью финансовой модели, с предпринимательским подходом, с инновациями, с возможностью масштабировать и тиражировать этот проект. Все эти посылы были обличены в некие критерии. Вот на протяжении десяти лет мы этими критериями пользуемся, оттачиваем их.

Павел Давыдов: И дорабатываете всячески, да?

Юлия Жигулина: Да, оттачиваем, дорабатываем, выделяем какие-то нюансы, которые для нас являются приоритетными в тот или иной период нашей жизни.

Павел Давыдов: Юлия, скажите, пожалуйста (я думаю, что вы знаете примерную цифру), а как много все-таки социальных предпринимателей сегодня в нашей стране? Раз уж вы этим вопросом так активно занимаетесь, в том числе исследовательской работой.

Юлия Жигулина: Поскольку фонд присутствует во многих регионах Российской Федерации, каждый регион с учетом наших критериев отбора тоже создает некий реестр социальных предпринимателей. И собственно, когда мы попытались обобщить эти реестры, мы поняли, что среднее количество социальных предпринимателей на регион такой, как, например, Алтайский край, – это где-то около 300. Соответственно, умножив эту цифру среднюю на количество наших регионов, мы получили…

Павел Давыдов: На 85, да?

Юлия Жигулина: Да. Мы получили эту цифру, к которой мы стремимся. Дальше мы попытались это все обличить в виде доли в валовый внутренний продукт или даже соотнести социальных предпринимателей с тем количеством малых предприятий, которые в России есть. И если оценивать с точки зрения доли ВВП, то она у нас получилась незначительная – менее 1%. Но поскольку мы фонд достаточно амбициозный, мы все-таки оставляем за собой возможность сформировать этот четвертый сектор экономики и научиться считать вклад социальных предпринимателей не только с учетом созданного материального блага, но и с учетом того социального эффекта, который собственно эти проекты и несут в себе.

Павел Давыдов: Юлия, а могли бы привести пример успешных проектов, которые как раз и появились в нашей стране благодаря финансовой поддержке вашего фонда?

Юлия Жигулина: Я собственно вдохновлена всегда и люблю рассказывать про проект "Коломенская пастила". Это не только проект, который воссоздал технологию производства коломенской пастилы, но этот проект зарядил такие процессы в городе Коломне, которые позволяют на сегодняшний день говорить уже о создании кластера туризма, туристического. Они хотят создать альтернативу Золотому кольцу, воссоздав вот эту гиперболу восточную с определенными городами. И Коломна сейчас находятся в центре. Достаточно амбициозные планы. Музейная тематика, восстановление музея коломенской пастилы послужило таким катализатором развития территорий.

И мне очень нравятся проекты, которые, например, несут за собой не просто производство какой-то продукции или продукции, которая будет притягивать туристические потоки, а которая гармонично подтягивает всю территорию и воссоздает весь образ этой Коломны как купеческого города.

Павел Давыдов: Юлия, еще очень важный момент. Понятно, что социальный предприниматель не благотворитель, ему нужно выживать и даже зарабатывать. Это очевидные вещи. Вы вместе с начинающими социальными предпринимателями, которые пришли к вам на уровне идеи, стартапа, просчитываете все возможные риски?

Юлия Жигулина: Ну, во-первых фонд "Наше будущее" разработал целую образовательную программу, связанную с тем, чтобы каждый социальный предприниматель, который имеет только идею, мог прокачать ее до уровня устойчивой финансовой модели. Плюс мы даже попробовали в рамках наших проектов реализовать наставничество как для стартаппроектов, так и для проектов, которые находятся на стадии развития, с тем чтобы преодолеть некие кризисные явления, с которыми каждый предприниматель сталкивается. Собственно такие инструменты апробированы, работают. И мы для каждого социального предпринимателя, кто к нам приходит на конкурс, поддержку не только финансовую оказываем. Мы помогаем и в продвижении. Мы помогаем и в каких-то образовательных вещах. Мы помогаем консультационно. Собственно, даже помогаем каким-то образом создать наиболее благоприятную среду на той территории, где этот проект реализуется.

Павел Давыдов: Как мы хорошо попали с названием – "Поддержать и направить". Это действительно про ваш фонд. А если говорить о перспективе на ближайший год, два, три, то как планируете развивать фонд?

Юлия Жигулина: Вы знаете на ближайшую перспективу у нас планов громадье. Стратегия фонда "Наше будущее", наша миссия – катализировать все процессы, которые связаны с темой социального предпринимательства. И дабы не сужать границ и понимания этой истории… Социальное предпринимательство – это все равно что связано с качеством жизни. Мы решили выходить на уровень социально преобразующих инвестиций. Каждый социальный инвестор прежде всего предпочитает соцэффект ради нормы и прибыли, поэтому это все уравновешено и гармонизировано. И соцэффект, и норма прибыли, и многие инвесторы уже осознанно идут не только по направлению поддержки благотворительных проектов, но осознанно выбирают поддержку социально-предпринимательских проектов.

Павел Давыдов: Для социальных предпринимателей пошаговых инструкций не существует. И очень важно, что есть такой фонд, который может и поддержать, и направить. Тем более что социальное предпринимательство – это достаточно новое явление в нашей экономике, но, безусловно, очень важное. Спасибо вам большое за вашу работу.

Юлия Жигулина: Спасибо.

Павел Давыдов: У нас в гостях была исполнительный директор фонда "Наше будущее" Юлия Жигулина.


Подписаться на ОТР в Яндекс Дзене

Комментарии

  • Все выпуски
  • Полные выпуски
  • Яркие фрагменты
  • Интервью
  • Сюжеты
  • Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск
    Полный выпуск