Юрий Кобцев: власть не всегда в глазах людей выглядит лицеприятно, потому что люди заведомо считают их плохими
https://otr-online.ru/programmy/bolshaya-strana/yurii-kobtsev-31617.html Павел Давыдов: "Подпишите петицию" – за новый закон или за отставку чиновника, за срочный вывоз мусора или против строительства завода. В социальных сетях ежедневно мы видим, как кто-то собирает подписи. Иногда мы поддерживаем то или иное обращение. А что дальше? Разберемся в этом вопросе на примере проекта "Местная петиция". У нас в гостях его создатель и руководитель Юрий Кобцев из Твери. Юрий, здравствуйте.
Юрий Кобцев: Здравствуйте.
Павел Давыдов: Все мы знаем, что петиция – это коллективное обращение к чиновникам. И мы верим, что власть услышит нас, а главное – отреагирует. Как эта схема работает на примере вашего проекта "Местная петиция"?
Юрий Кобцев: Ну, смотрите, сейчас такое время пришло, когда власть не только слышит и реагирует, а она в принципе настроена на диалог, тем более после различных печальных событий последнего времени.
Павел Давыдов: Волоколамск и то, что происходило…
Юрий Кобцев: И Волоколамск, и Кемерово, к сожалению, да, вот эта трагедия, которая случилась. Власть готова, открыта к диалогу. И такой важный момент. Власть зачастую перелопачивает огромные тонны вопросов, бумаг, я не знаю, принимает какие-то решения. Люди это не всегда замечают. И власть не всегда в глазах людей выглядит лицеприятно, скажем, потому что люди заведомо считают их нехорошими, плохими, виноватыми во всех наших бедах.
Павел Давыдов: Так власть сама в этом виновата. Извините уж, конечно.
Юрий Кобцев: В том числе потому, что не хватает народу обратной связи. То есть платформа "Местная петиция" как раз таки сделана для того, чтобы был конструктивный запрос с одной стороны – со стороны жителей. Этого как раз тоже не хватает людям – умения задать конструктивный вопрос, обратившись к власти. Так и дать обратную связь со стороны чиновников о какой-то точечной, маленькой, небольшой проблеме, касающейся двора, подъезда, не знаю, города, муниципалитета и так далее.
Павел Давыдов: Давайте немножечко в историю вернемся. Как появился ваш проект? И какие события ему предшествовали? И почему в Твери? Много вопросов задал, давайте поэтапно.
Юрий Кобцев: Давайте с последнего начну. Почему в Твери? Потому что я живу в Твери. История создания площадки такая очень интересная и уходит на три года назад. Дело в том, что у меня одна из дочек занимается фигурным катанием. И у нас со школой фигурного катания, с бюджетной школой есть небольшая проблема… точнее, она большая – она не дает результатов, нет спортивных результатов. Соответственно, на протяжении двух с половиной лет я бегал за чиновниками, за спорткомитетом, находил инвесторов, приводил инвесторов, предлагал открыть альтернативную школу, предлагал какие-то улучшения. И ничего не получалось.
В один прекрасный день я понимаю, что просто так общаться в кулуарах – это ни к чему не приведет. И подумал, что необходимо включить (как я ее назвал) "подсветку". Начинаю писать блоги, начинаю публиковаться в соцсетях, начинаю поднимать эту проблему с фигурным катанием Твери, выносить в публичное поле. И опять тишина, и опять не получается.
Собственно, думал я, думал, мучился я, мучился. И вот в одну прекрасную ночь летнюю, в августе месяце, год назад… почти год назад, мне пришла идея, что нужно подключить к диалогу, постараться подключить каких-то депутатов, каких-то чиновников. Собственно, так и родилась за эту ночь у меня идея этой площадки под названием "Местная петиция". Начал реализовывать. И уже когда подошло к завершающей стадии, к финальной стадии, получилось так, что уже в какой-то степени стало неактуально, потому что председатель спорткомитета вроде пошел навстречу, и проблема вроде бы начала сдвигаться с мертвой точки. Но все те, кто были вовлечены в проект, депутаты, которым я презентовал эту площадку, все сказали: "Юра, обалденная идея! Не останавливайся, пожалуйста, доделывай". Собственно, вот так она…
Павел Давыдов: А есть у вас, Юрий, какая-то статистика по количеству положительных петиций от общего числа?
Юрий Кобцев: По запросам депутатов различного уровня мы в любом случае в 100% получаем ответ. Единственное, что ответ может быть различный. Ответ может быть такой: "Мы примем меры, решим вашу проблему". "Мы не можем решить по объективным причинам". И третий ответ может быть, условно говоря: "Идите вы подальше", – завуалированный в каких-то там…
Павел Давыдов: И таких, наверное, больше всего?
Юрий Кобцев: Нет, нет. Не скажу вам, не скажу. Небольшой опыт работы площадки показывает, что реагируют чиновники и готовы решать проблемы. Вот не сказал бы.
Павел Давыдов: А юридически обязаны ли реагировать? Дело в том, что у нас в законодательстве есть понятие "обращение граждан" и нет понятия "петиция". То есть, по сути, петиция не имеет под собой никакой юридической силы.
Юрий Кобцев: Абсолютно верно. Петиция создана для чего? Для того чтобы придать огласку некой проблеме, собрать, намагнитить на эту проблему как можно большее количество людей. Соответственно, в этот момент подключаются депутаты различного уровня. А вот по закону, на обращение депутата, на официальный депутатский запрос к чиновнику, к губернатору, к мэру, к начальнику департамента и так далее обязаны в течение 30 календарных дней дать ответ. То есть любой чиновник на запрос депутата любого уровня обязан отреагировать и обязан дать какой-то ответ. Ну, собственно, поэтому в любом случае мы получаем ответ на наш вопрос.
Павел Давыдов: Юрий, давайте добавим деталей к нашей беседе. Скажите, пожалуйста, если мы посмотрим на ваш проект через призму конкретных решений, то в каких сферах, в каких направлениях вам удалось добиться настоящей победы? Чем ваш проект может гордиться? "Вот в Твери мы построили школу, убрали мусор…"
Юрий Кобцев: Начнем с того, что у нас совсем небольшой бэкграунд, мы совсем недавно… мы только в этом году, в 2018-м, запустились, но тем не менее уже есть первые положительные моменты.
В частности, с помощью площадки… Не скажу, что это только заслуга площадки. Безусловно, это заслуга и депутатов, это заслуга и председателя спорткомитета, и других заинтересованных людей, и тех людей в первую очередь, которые подписывали эту петицию. Так вот, в городе Ржев (Тверская область) нам удалось сохранить хоккейную команду, которая содержалась за счет инвестора местного. Потом, спустя годы, у инвестора пошли не очень хорошо дела финансовые. И собственно, встал вопрос о том, что команда может быть расформирована. Это один момент.
Другой момент. В той же Твери на вокзале – опять же повторюсь, подчеркну, что не только при помощи площадки, там заинтересованных лиц и сторон было очень много, – но тем не менее буквально после появления на портале "Местная петиция" обращения о необходимости сделать пандусы для инвалидов, подъемники, чтобы спускаться и подниматься в подземном переходе, как раз на днях приступили к работам, к монтажу этих подъемников.
Сейчас ушли два депутатских запроса в Татарстан, в Елабугу, и в Ростов-на-Дону по жестокому обращению с животными с целью привлечь внимание прокуратуры и местной полиции к расследованию, к возбуждению дел (по Ростову, по-моему, они не хотят возбуждать, насколько я помню) и по привлечению внимания к расследованию собственно этих дел.
Павел Давыдов: А давайте немножечко поговорим о технической стороне вопроса. Сколько каждая петиция должна собрать подписей для того, чтобы на нее обратили внимание? И как происходит непосредственно создание самой петиции? Чтобы нашим телезрителям было понятно, как обращаться на портал "Местная петиция".
Юрий Кобцев: Мы определили с депутатами: 0,1% от количества жителей муниципалитета или региона. Ну, например, чтобы было понятнее. Если у нас населенный пункт 500 тысяч жителей, то необходимо собрать всего лишь 500 подписей. Если населенный пункт, как Ржев в Тверской области, 70 тысяч жителей, то там необходимо всего лишь 70 подписей. Ну и так далее.
Подчеркну важный момент: депутат может и не дожидаться сбора этих 70 или 500 подписей. Он может и на основании одной-двух, просто на основании созданной петиции он может посмотреть. Если его проблема взяла за живое, если он действительно хочет помочь эту проблему решить, он может подключиться. Петиция – на самом деле это очень просто, это буквально шесть кликов мышкой или шесть нажатий на клавиатуре.
Павел Давыдов: Но надо же еще и уметь описать проблему.
Юрий Кобцев: Да, очень важно. Это вы правильно сказали. Спасибо, что обратили на это внимание. Лучше всего собираются подписи под петициями, под которыми, во-первых, есть обязательно картинка. Как называется – картинка для привлечения внимания.
Павел Давыдов: Ну, иллюстрирует проблему.
Юрий Кобцев: Да, иллюстрирует проблему. Безусловно, необходимо дать "вкусный" (в кавычках, естественно), берущий за душу текст, который привлечет внимание к проблеме не только вас и ваших соседей и друзей, а еще и людей, которые живут на соседней улице или в этом же доме – ну, кого может коснуться эта же проблема.
В случае если вы не знаете, к кому обратиться, на кого может пойти петиция – на губернатора, на мэра, на начальника департамента, на полицию, на прокуратуру, еще что-то, – можно обратиться всегда к нам. Мы всегда открыты. Мы есть во всех соцсетях, паблики, везде открыты сообщения. Можно написать, посоветоваться. Мы поможем и текст составить покрасивее и поудобоваримее. Поможем, может быть, с картинкой какой-то, если не знаете, как проиллюстрировать. Поможем найти адресата петиции, к кому обратиться – к начальнику полиции, к прокурору, к мэру и так далее. Это достаточно просто. Тем более мы всегда открыты и всегда готовы помочь.
Павел Давыдов: Скажите, пожалуйста, насколько я знаю, ваш проект финансируют российские инвесторы. А в чем интерес бизнеса?
Юрий Кобцев: Вы взяли эту информацию с сайта. На самом деле российским инвестором я на сайте назвал себя. По сути я…
Павел Давыдов: Вы единственный?
Юрий Кобцев: Да, я единственный. На сегодняшний день я подал на президентский грант. Мы сейчас, может быть, пойдем на краудфандинговые платформы, попробуем привлечь какие-то средства.
Павел Давыдов: Эх, жаль! А я думал, что бизнес наконец-то заинтересовался проблемами общества и взаимодействия общества и власти благодаря вашему проекту. Хотел порадоваться.
Юрий Кобцев: Да, к сожалению, пока вот так. Но я надеюсь, что в любом случае мы намагнитим… Я бы хотел отметить, если позволите, нескольких людей, которые мне помогают в этом проекте.
Павел Давыдов: Конечно, давайте.
Юрий Кобцев: Это Георгий Новиков – гуру маркетинга, который помогает нам продвигать площадку в соцсетях, и не только в соцсетях. Это Андрей Тифанов – человек, который мне помог с дизайном, с упаковочкой красивой этого проекта. Это Алена Баранова, которая помогает мне вести соцсети. И Алексей (просил не называть его фамилию), который собственно отвечает за все айтишные фишки, примочки и прибамбасы.
Павел Давыдов: В общем, команда у вас есть. Впереди, естественно, серьезная работа. Как планируете развиваться? Давайте посмотрим в завтрашний день.
Юрий Кобцев: Ну, во-первых, сейчас необходимо наработать какой-то положительный результат, набрать как можно больше положительных решений по петициям. Соответственно, дальше планируем выстраивать как раз таки то, о чем мы говорим – выстраивать прямой диалог между пользователем площадки, депутатами и в хорошем случае с чиновниками, с теми людьми, которые непосредственно принимают решения. Сейчас мы разрабатываем несколько вариантов каналов такого взаимодействия, чтобы как раз таки… На площадке мы позиционируем себя как открытый диалог общества и власти. Чтобы как раз этот диалог был открытым. И чтобы можно было пообщаться напрямую, скажем, между пользователем и депутатом или чиновником того или иного уровня.
Павел Давыдов: И самое главное, Юрий, чтобы к вашему проекту присоединялось как можно больше регионов. Для себя я вынес самое главное: этот проект "Местная петиция" учит цивилизованному общению с органами государственной власти, а это очень важно, и помогает грамотно решать назревшие проблемы. Спасибо вам большое. И удачи!
Юрий Кобцев: Спасибо большое.
Павел Давыдов: У нас в гостях был руководитель проекта "Местная петиция" Юрий Кобцев из Твери.