Юрий Розум: Когда ребенок видит, что от его игры вдруг кому-то становится лучше жить, он уже не относится к музыке просто, как к  профессии Ангелина Грохольская: Этот сюжет был снят почти год назад. Тимур активно гастролирует, и в декабре 2016 он дебютировал с Мариинским оркестром под дирижерскую палочку маэстро Валерия Гергиева. О поддержке молодых талантливых музыкантов поговорим сегодня с нашим гостем в рубрике Фонды, которые мы выбираем. В студии "Большой страны" президент "Международного благотворительного фонда", народный артист России Юрий Розум. Юрий Александрович, здравствуйте. Юрий Розум: Здравствуйте. Ангелина Грохольская: Спасибо, что нашли время в своем плотном гастрольном графике, пришли в студию "Большой страны". Юрий Розум: Я очень рад, что так получилось. Ангелина Грохольская: Мы тоже рады. Юрий Александрович, я сначала о вас, не о фонде хочу поговорить. Прочитала одно ваше интервью, где вы говорите, что стать профессиональным музыкантом, выйти на такой высокий уровень вам помогла армия. Понятно, в переносном смысле. Армия направила вас на конкурс, чего не сделали раньше. Но вопрос следующий: музыканту нужна жесткая дисциплина, армейская, или все-таки талантливый ребенок, юноша должен расти в творческой, свободной обстановке? Юрий Розум: Полной свободы ребенку не видать, если он хочет стать профессионалом. Конечно, жесткая армейская дисциплина в творческой жизни не нужна, но приходится заставлять, потому что ребенку все интересно, ему не хочется сидеть за роялем четыре часа. Несмотря на то, что я учился в Центральной музыкальной школе при консерватории – это школа для будущих профессионалов, – тем не менее, я умудрялся заниматься не больше 20-30 минут в день, если только это не было перед самим экзаменом. В итоге все равно происходит же накопление каких-то внутренних ресурсов, и музыкальных впечатлений, музыкальных ощущений, чувств. И потом наступает момент, когда надо садиться, вкалывать, все это воплощать. Армия меня спасла в смысле моей музыкальной карьеры, потому что армия поручилась за то, что подозрительный юноша Юрий Розум, который читает Солженицына и ходит в церковь, что он вернется в Советский Союз, уехав на конкурс. Потому что консерватория не поручилась, и меня сняли с конкурса. И я действительно вернулся, я никогда не хотел уезжать из страны, но меня не спрашивали. Дисциплина нужна, безусловно, потому что сам по себе талант – это только божий поцелуй. Если он не выкормлен, не поддержан изнурительным трудом, то ничего не будет. Так же, как один труд без этого поцелуя тоже будет просто графоманией, и не приведет к вдохновенным результатам. Ангелина Грохольская: Ваш коллега Даниил Крамер здесь в нашей студии, когда мы с ним беседовал, сказал, что абсолютно все дети талантливы. Ребенок рождается с талантом. Нужно просто понять, что это за талант, в каком направлении его развивать. И должен встретиться тот человек, который этот талант будет правильно развивать. Юрий Розум: Абсолютно верно. Даня, правильно ты сказал. Не зря ты мой очень близкий друг. Я в последние годы очень много занимаюсь с нашим талантливым юношеством и детством, и просто вижу, как быстро в ребенке начинают пробуждаться эти невероятные способности. В свое время это и было моей большой болью и потребностью помочь этим юным существам, которые нуждаются в поддержке. У нас такое количество талантов! У нас невероятно одаренная страна! Но мы просто проходим мимо. Ангелина Грохольская: Как не пройти мимо, и какую поддержку фонд осуществляет? Давайте поговорим об этом. Как вы ищете таланты? Кто этим должен заниматься: родители, педагоги, кто? Юрий Розум: Этим должна заниматься вся общественность: прежде всего, и родители, и педагоги. У нас в глубинке есть потрясающие, уникальные, одержимые подвижники, которые ищут таких ребят, пытаются их поддержать. Но, конечно, у нас не хватает педагогов, и не хватает сейчас музыкальных школ. У меня есть одна программа "Где рождается искусство" – это фестиваль и конкурс по музыкальным школам всей страны. Есть потрясающе одаренные педагоги, которые живут душой, совершенно не из-за денег, не из-за чего. Они делают чудеса, и потом их воспитанники приезжают, поступают и в Москве, и в Питере, и в других странах. Но надо их поддерживать. Так получилось, что 12 лет назад появился повод к созданию такого фонда, о котором я раньше мечтал. Я думал: "Нужно этих ребят поддержать, нужно им помочь!". Кроме прочего, это зона особой ранимости и особой чувствительности. Даже если он на верном пути, небольшая неудача может быть воспринята как катастрофа. Наша задача – правильно и сориентировать, и вдохновить, и поддержать, протянуть руку, объяснить, что жизнь музыканта – это никогда не восхождение впрямую, это всегда вот так. "Но пораженья от победы ты сам не должен отличать", – говоря словами Пастернака, и идти вперед, не опускать руки, не вешать нос. Безусловно, будут трудности, но в итоге счастье творчества перекроет все. Ангелина Грохольская: Сколько с 2005 года, с того момента, как был создан фонд, у вас уже стипендиатов? Или нельзя посчитать всех? Юрий Розум: Трудно посчитать. Это несколько сот. Думаю, что в районе 700 только московских. А у меня же открылось еще три фонда: один на Дальнем Востоке в Петропавловске, один в Беларуси для Беларуси и стран СНГ, один совсем недавно в Крыму. Ангелина Грохольская: Что они получают? Это стипендии и какая-то возможность выступать? Юрий Розум: Да, это единичная финансовая поддержка, стипендии. Потом это творческая помощь. Мы помогаем им поехать на конкурсы, на мастер-классы. Ангелина Грохольская: Ч тоже очень важно. Юрий Розум: Мы сами устраиваем мастер-классы. Мы приглашаем их иногда выступать на каких-то наших фестивальных площадках, когда они выступают рядом с выдающимися мастерами. И, может быть, самая важная в творческом отношении программа "Дети детям", когда ребенок своим искусством помогает своему сверстнику, растущему в трудной ситуации. И тогда он начинает по-другому ценить и музыку, и свой талант, и относиться к своему таланту не как к подарку, а как к какой-то миссии. Потому что это и есть миссия, это предназначение. По притче Христовой. Нельзя зарывать талант, и нельзя его пускать просто в угоду себе. Это тот дар, который должен изменить мир. И когда ребенок играет, и из-за его игры вдруг кому-то становится лучше жить, то тогда он видит: да, у него ключ к сердцам, и ключ к тому, чтобы менять мир. Он просто так уже не относится к музыке как к какой-то профессии, есть она или нет. Ангелина Грохольская: Как к ремеслу. Юрий Розум: А это действительно предназначение. Это очень важно в них вложить. Тогда они начинают по-другому играть, по-другому работать, лениться прекращают, и получаются такие выдающиеся люди. Ангелина Грохольская: Юрий Александрович, как стать стипендиатом вашего фонда? Юрий Розум: У нас основной отбор проходит в конце учебного года, где-то в конце мая — начале июня. Приезжают ученики школ, колледжей. Это наша возрастная категория. У нас есть несколько исключений, несколько ребят из академии, из консерватории, которых мы поддерживаем, но в основном это "хрупкий" возраст. Я сам не сторонник того, чтобы выдергивать ребенка из его привычной среды, если у него все в порядке. Но если не в порядке, если у него в семье не так, если окружение чудовищное, или он уже перерос своего педагога – надо сделать так, чтобы его показать в Москве. Во всяком случае, так мы делаем и в какой-то из известных музыкальных школ. Потом они к нам приходят, и мы прослушиваем по самым разным направлениям: у нас и фортепиано, и струнные, и духовые, и вокал, причем вокал и академический, и народный. Они проходят отбор. У нас очень авторитетное жюри, которое слушает именно по специальностям. Я сам сижу на пианистах, естественно. И это основной набор. Потом в течение года мне присылают очень много дисков, или очень много ссылок в Youtube, я просматриваю. Иногда мы берем так. А иногда на фестивале. Этот же фестиваль "Где рождается искусство". Я приезжаю в музыкальную школу, и вдруг вижу – фантастика. Даем мастер-класс, и они выявляют эти подснежники, которые из-под снега вырастают. Много раз я впрямую даже без дополнительных отборов давал стипендии, и мы потом этих ребят приглашали на наши концерты, наши фестивали. Ангелина Грохольская: Юрий Александрович, спасибо вам огромное за беседу, за то, что вы делаете. Завершая, передайте несколько слов, может быть, пожеланий юным талантам, которые сейчас где-нибудь в далекой провинции сидят и думают: "Ну, что? Я поиграю, выучусь. А дальше что?". Скажите, что надо верить, что есть перспектива. Юрий Розум: Надо верить. Надо знать, что есть великие примеры, когда совершенно из ниоткуда родом появлялись такие сумасшедшие ребята, несмотря ни на что шли, потому что знали, что это их предназначение, это их миссия, они рождены для того, чтобы поменять мир своей музыкой. И у них все получится. Ангелина Грохольская: Спасибо вам огромное. Юрий Розум: Спасибо. Ангелина Грохольская: О поддержке талантливой молодежи мы говорили с народным артистом России Юрием Розумом, президентом "Международного благотворительного фонда". Юрий Розум: Когда ребенок видит, что от его игры вдруг кому-то становится лучше жить, он уже не относится к музыке просто, как к  профессии