Александр Градский: Мне не вредит моя безапелляционность в том, что я считаю хорошим, правильным, профессиональным
https://otr-online.ru/programmy/bolshoe-intervyu/aleksandr-gradskii-12225.html Один из основоположников русского рока, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РФ. 3 ноября Александру Градскому исполнилось 65 лет.
Голос целой эпохи, ни
на кого не похожий, большой, в три октавы, легко парящий, мгновенно
захватывающий слушателя и не отпускающий из этого удивительного музыкального
плена, сотканного из невероятного обаяния и профессионального подхода к каждой
спетой ноте, каждой произнесенной фразе – все это Александр Градский.
Удивительный музыкант, всегда стоящий особняком, доказавший своим творчеством,
что возможно жить в мире музыки без романа с шоу-бизнесом и дышать полной
грудью, не завися ни от конъюнктуры, ни от политического строя. Про таких
говорят: это кот, который гуляет сам по себе. Градский в высшей степени
самодостаточен, он не изменяет себе и своим зрителям на протяжении вот уже 50
лет творческой жизни. Он никогда не рвался ни в хит-парады, ни на телевидение.
И даже в знаменитый проект Первого канала "Голос" пошел наставником
только с одним условием: все должно быть "без подстав",
по-настоящему.
Александр Градский: Быть
все время в форме вокальной – это, в общем, проблема. Надо за собой очень
следить, чтобы не испортить впечатление, и в 3-октавном диапазоне два часа петь
– это дольно-таки тяжелая работа.
Александр Борисович
Градский – народный артист России, певец, мультиинструменталист, поэт,
композитор, лауреат Государственной премии России. Он автор первой советской рок-оперы
"Стадион" и музыки к первому советскому рок-балету "Человек",
музыкальной энциклопедии рок-стилей и цикла композиций на стихи Роберта Бернса
и Уильяма Шекспира. В творческом багаже Александра Градского музыка более чем к
40 фильмам, нескольким десяткам документальных и мультипликационных фильмов. 15
долгоиграющих дисков, где записаны сотни песен, принесших ему всенародное
признание.
Александр Градский:
У меня какое-то время был комплекс неоцененности. Я уже много чего умел и даже
много зарабатывал, но, открываешь какую-то газету или журнал, а первым там или
вторым или пятым или двадцать пятым ты даже не являешься ни по популярности, ни
по опросам. При этом ты прекрасно знаешь, что 1-й, 2-й, 3-й номер едут в Ижевск
– у них ползала, а у тебя полный зал. У меня же не было ни одного участия в
партийном концерте, ни одного в Кремлевском Дворце съездов, ни на одном, скажем
так, государственном мероприятии меня не было. Я принимал это как данность: ну,
не хотят – не надо. Если у меня в каждом городе практически полный зал зрителей
– разве меня должно интересовать, есть ли я по телевидению или нет – совершенно
не должно. Вот если бы у меня не было выступлений, и люди бы не хотели прийти
на концерт, тогда бы я стал беспокоиться или как-то переживать.
То, что после последних телевизионных трансляций количество
желающих попасть на концерт стало больше – это правда. Но я всегда говорил, что
в зале все равно 1000 или 1200 мест, и 1400 человек туда не попадут. Посему
конкуренция за место в зале, может быть, выросла, но в зале все равно сидит
1200 человек.
Родился Александр Борисович
Градский 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области. Любовь к
литературе и музыка привила юному вундеркинду его мама Тамара Павловна Градская
– актриса по образованию, оставившая мечты о театре и посвятившая себя
воспитанию сына. С 4-х лет Саша Градский уже читал книжки, а позже поступил в
музыкальную школу по классу скрипки.
Александр Градский: Если
семья считала себя, скажем так, достаточно интеллигентной, то почему бы
мальчика не отдать учиться музыке. Чтобы стать скрипачом, нужно было часов по 8
в день играть, репетировать дома. А я жил в подвале 8-метровом, и еще 38
человек. В общем, больше 2-х часов не получалось. И вот эти несколько лет, где
как раз нужно было набирать потенциал, были профуканы, и я не смог стать
скрипачом в силу малого времени, отведенного мне для занятий, потому что девять
семей и на скрипке мальчик играет в подвале – это, сами понимаете, вызывало
раздражение.
Но музыки в доме было много, и хорошей. Мама собирала
пластинки: у меня было две оперы "Кармен" и "Сибирский цирюльник",
которые я знал наизусть в исполнении Козловского, Фирсовой, Кипкало, т.е.
хороший был набор.
Одновременно произошло мое окончание музыкальной школы и
возникновение рок-музыки и поп-музыки в мировом пространстве. Все это из-за "Beatles"произошло, поскольку
это было настолько ярко, так нас всех завело, что мы вообще не знали, куда от
этой музыки деться.
Естественно, возникло желание подражать: Элвис Пресли, Нат Кинг
Кол, Синатра, Фицджеральд, Дорис Дэй – все это дядя привозил из гастролей, он
же работал танцором в ансамбле. Он привозил пластинки, которые я слушал у него
дома. Потом появился магнитофон в моем доме, и стало довольно-таки просто
переписывать пленки как-то у друзей и все такое. Это уже заполоняло мою жизнь
целиком. Я помню, как я учился играть на семиструнной гитаре в деревне у моей
бабушки Марьи Ивановны. На чердаке валялась старая гитара, и помню, как я
подбирал на пустых струнах одну тему из известной песни, не буду говорить из
какой – просто это смешно. Но я смотрел по пустым струнам, если подряд эти
струны нажимать, вдруг возникает мотив. Ну и дальше пошло-поехало. Видите, чем
все закончилось.
1974 год – на экраны
страны выходит фильм режиссера Андрея Кончаловского "Романс о влюбленных".
Автор музыки к фильму - 25-летний композитор Александр Градский, объявленный
престижным журналом Billboard звездой
года за выдающийся вклад в мировую музыку.
Александр Градский:
Мурад Кажлаев, композитор очень известный дагестанский, должен был писать для
Андрея Сергеевича музыку к этой картине. Там должна была быть совершенно другая
музыка. И это не был музыкальный фильм: там было одна или две песни и что-то
вроде симфо-джаза. Вот такая должна быть музыка. Но почему-то не сложилось его
участие в фильме. Почему – не знаю. Кто-то мне сказал, что у него была премьера
его балета, кажется,"Горянка" называется, и он не смог это совмещать.
Насколько я понимаю, Мурад попросил Петрова с кем-то связать Кончаловского, Петров
назвал ему меня, и пришел Кончаловский в студию №2. Зашли вдвоем с Петровым,
довольно-таки бесцеремонно, в помещение даже не аппаратной, а самой студии, в
тот момент, когда я пел. Они сорвали мне дубль. Я им сказал, они сбежали,
потому что могли получить стулом. Они вышли из студии, и пошли в аппаратную и
стали за мной наблюдать. Наблюдали часа полтора, по свидетельству Петрова,
Андрон все забывает – у него какое-то свое видение этого процесса.Я довольно
экспансивно себя вел, на его взгляд. И он решил снимать меня в главной роли, о
чем сказал Петрову. А когда я повернулся в бок, он понял, что у меня такой
длинный нос, что никакой худсовет не утвердит меня с таким носом на роль советского
моряка – это исключено. Сказал, какие у меня выразительные голубые глаза – ну,
это тоже режиссерская находка, потому что они у меня зеленые, но это не важно.
После этого мы встретились и, в общем, замечательно общались. Общение мне напоминало общение
продавца и покупателя на каком-нибудь рынке, потому что он спрашивал,
что у меня есть в загашнике, какие мелодии. Я ему играл какие-то мелодии, на
что он говорил, что вот эту он берет, эту не берет, а эту совмести с этой,
здесь сделай помедленнее, а здесь побыстрее, можешь – могу, а вот контрапунктом
эта тема может быть к этой – может, говорю. Короче, из этого "товарно-денежного"
общения появилась музыка к фильму.
Тяжелый был случай: я не умел писать музыку к кино, а Андрей
не снимал никогда музыкальных фильмов. В общем, это целая история. Он спросил у меня: "Ты
можешь писать музыку к фильму?" "Конечно, могу, - ответил я, – Я
человек гениальный". На этом наш шутливый разговор с некоторым
намеком прекратился. А дальше я начал учиться это делать – и, в общем-то,
научился.
Мне дали гонорар: я был убежден, что это сумасшедшие деньги.
И вообще мне ничего другого не надо: моя музыка будет в кино – прекрасно. Потом
ко мне в гости пришел мой товарищ Саша Костин, замечательный совершенно
человек, который работал в музыкальной редакции "Мосфильма" и сказал:
"Санек, тебя хотят наколоть". Говорю: "Кто хочет наколоть?"
"Да режиссер твой". "Почему?" - спрашиваю я. "Да ты
знаешь, сколько тебе дали денег?" "600 рублей. Это сумасшедшие деньги".
"А вот знаешь, – говорит он, – возьмут у тебя 6 песен, получишь ты свои
600 рублей, а потом из них какой-нибудь дядька сделает музыку к фильму и
получит 8 тысяч!" "Да? А как это из моих песен будет делать музыку к
фильму?" "Ну, да возьмет твои темы, аранжирует их по-другому".
"Но я сам могу аранжировать, - говорю я, - а если не смогу, то кого-нибудь
попрошу". "Будет вот так". Я позвонил Андрону и сказал, что или я
буду композитором фильма, или забираю свои песни, и иди к чертовой матери со
своим фильмом, и бросил трубку. После этого бедный Андрей Сергеевич, который
свыкся с мыслью, что у него эти темы будут, может, у него и не было этой идеи
по поводу другого автора, но черт их режиссеров знает, что им в голову может
прийти. Он потратил, наверное, несколько дней, чтобы меня пробить, и в
результате я стал автором музыки к фильму, не имея на это никаких советских
прав. Если ты не член Союза – ты вообще не можешь получить музыку к картине.
Там очередь стояла от "Мосфильма" до Киевского вокзала, желающих
заработать деньги на киностудии "Мосфильм". А тут говорит, да пошли
вы со своим фильмом все к чертовой матери. Знаете, мне не повредила моя
безапелляционность. Она совмещается с отстаиванием своего видения искусства и
музыки. Она не просто
безапелляционность с выпендрежом, а безапелляционность в том, что я считаю
хорошим, правильным, профессиональным. Вот если на это направить эту
черту характера, то тогда ангел-хранитель помогает.
Они встретились в
коридоре легендарного дома звукозаписи на бывшей улице Качалова: композитор
Александра Николаевна Пахмутова и молодой певец, популярный рок-музыкант Александр
Градский. Тогда, в 1976 году, никто не мог предположить, что эта, казалось бы,
случайная встреча положит начало творческому дуэту музыкантов двух разных
поколений, и родится песня, ставшая визитной карточкой Александра Градского.
Александр Градский: Это
просто долговременная дружба, и я очень рад этому, потому что она великий
композитор, это даже не обсуждается. Если она нашла возможным доверить мне
какую-то из своих вещей – это здорово. Это Бабушкин Виктор Борисович нас свел,
звукорежиссер, гениальнейший совершенно человек. Он меня порекомендовал
Пахмутовой для записи песни в фильме казахской киностудии под названием "Моя
любовь на третьем курсе" по пьесе Михаила Шатрова "Лошадь
Пржевальского" про студентов строительного отряда. Песня эта, насколько я
помню, была написана в таком актерском регистре и должна быть исполнена что-то
типа у костра. Александра Николаевна написала совершенно замечательную
партитуру. Мы в ней встретились в комнате музыкальной редакции "Мосфильма",
где было маленькое пианино коричневого цвета. Она села за этот инструмент и
наиграла мне эту песню. Потом я набрался нахальства и попросил у нее партитуру
посмотреть. Она была очень удивлена, она до сих пор об этом говорит с удивлением,
потому что в музыкальной среде "курица – не птица", а вокалист – не
музыкант. Я посмотрел партитуру, понял, что это может быть интересно сделано в
третьем куплете: сделать некую кульминацию, и предложил ей этот вариант. Она
сказала, не знаю, не знаю, по-моему, все-таки будет высоковато для вас. Говорю,
давайте, может, попробуем. Мы собрались на запись в эталонной студии так
называемой. Виктор Борисович сделал три дубля: у нас всегда так с ним было,
потому что он работал со мной на "Романсе с влюбленными" и сделал
много, чтобы музыка звучала хорошо. Мы сделали один дубль для меня, один дубли
для Александры Николаевны и последний дубль Виктор Борисович попросил сделать
для него. И все эти три дубля были чуть-чуть разные. Потом каким-то образом он
что-то там склеил, как обычно звукорежиссеры делают, и получилась та версия,
которая вошла в фильм. Эту версию Александра Николаевна впоследствии понесла на
радио. Ей там посоветовали переписать эту песню с другим исполнителем, потому
что у него длинные волосы и он вообще не тот тип. На что им сказали, что мы
пришли на радио и никто этих длинных волос не увидит. Возник какой-то конфликт,
насколько я понимаю, и Александра Николаевна, получив рекомендацию записать это
с другим исполнителем, просто надо ее знать: это человек стального характера,
несмотря на свой миниатюрный вид. Она дала понять, кто тут вообще решает
вопросы, как ей жить как композитору, как и с кем записывать и что вообще
должно быть. Конфликт закончился все-таки Песней года, где я эту вещь спел.
После этого было еще пять, по-моему, показов по центральному телевидению, всего
то ли пять, то ли шесть за год, но я поехал Дворцы спорта собирать.
38 лет песня "Как молоды мы были" - хит, причем
хит в самом хорошем смысле этого слова. Вот сейчас один из моих конкурсантов
будет петь "Песню о корабле", которую я пел в фильме Михалкова, на
стихи Натальи Петровны Кончаловской. Эта вещь очень тяжелая, очень сложная, он
ее на репетициях поет будь здоров как. Не знаю, сможет ли он вложить в нее
поэтический смысл так, как я бы хотел, но вокально он ее поет. Так что не все
так просто – народ рождается.
Какие-то стили современной музыки мне так и остались
чуждыми, не в том смысле, что я их не люблю, а в том, что не очень хорошо это
делаю. Например, я джаз не умею петь и не испытываю большого желания делать
этого, но с удовольствием слушаю джазовых исполнителей, потому что есть великие
певцы и музыканты. Что-то я, может быть, и не делаю – не вижу в этом смысла. Все зависит от того, насколько
автор скрупулезно относится к самой идеологии своего произведения. Я,
честно говоря, всегда к этому относился с большим вниманием. Посему ничего так
просто не делалось: не делалось абы как - взять и спеть какие-то стихи. Конечно
же, продумывалась оркестровка и как петь, и какие тексты, и как их подавать и
т.д. Результатом подобного
внимательного отношения всегда является долгая жизнь данного произведения в
людских душах и в их интересах или короткая. Мне кажется, что за счет этого моего внимания к
тексту, и к стилистике это по 30-40 лет люди слушают. Здорово!
Я много лет потратил на то, чтобы люди поняли, что на самом
деле я к ним испытываю. Может быть, они, поняв это сейчас, начинают мне как-то
это возвращать. Спасибо им большое за это. Значит, я все правильно делал.
Александр Градский: Мне не вредит моя безапелляционность в том, что я считаю хорошим, правильным, профессиональным