"Доброе кино возвращается" – под таким девизом 31 октября в Москве открывался XII кинофестиваль "Лучезарный ангел". На крупнейшем международном благотворительном кинофоруме представлены почти 300 работ из 18 стран. В конкурсную программу вошли 57 художественных, документальных и анимационных картин. Главная цель фестиваля – донести до зрителя кино светлое, доброе, семейное и подарить надежду на то, что мир может и должен стать лучше. 9 ноября на торжественной церемонии закрытия профессиональное жюри во главе с его председателем, народным артистом России, кинорежиссером Алексеем Учителем, назовет имя победителя этого уникального кинофестиваля. Алексей Учитель: Основной лозунг этого фестиваля – "доброе кино". А если оно расскажет о каком-то драматическом сюжете, то это обязательно тот лучик надежды на светлое, хорошее, которое должно обязательно присутствовать в нашей жизни. Если это совпадет, то победитель найден. Алексей Ефимович Учитель, народный артист России, заслуженный деятель искусств России, продюсер, художественный руководитель киностудии "Рок", один из самых известных и популярных в мире современных российских кинорежиссеров. Высокая художественная планка фильмов Алексея Учителя была создана уже с первой картины - "Мания Жизели", снятой 20 лет назад и получившей многочисленные международные награды. "Дневник его жены" и "Прогулка", "Космос как предчувствие", каждая работа мастера большого кино Алексея Учителя – это уже реальные вехи в истории современного кинематографа. Алексей Учитель: Я уверен, что фестиваль обрел себя, обрел своего зрителя. Зритель этот будет с каждым годом по количеству увеличиваться. Я просто посмотрел на открытие. Кинотеатр "Октябрь", самый большой в Москве. Полный, просто переполненный зал. И, вы знаете, очень важна атмосфера. Я же часто бываю на премьерах. Все равно какая-то настороженность в воздухе витает. А здесь ты сразу попадаешь в ауру доброты. Меня еще очень волнует, чтобы это кино было талантливо сделано. А если мы просто будем лозунги экранизировать, то я не уверен, что зритель будет смотреть. Надо тоже умело подать и по ремеслу, и по всем другим качествам. Но если это сделано еще эмоционально, от души и талантливо, то тогда будет результат. Поэтому если на этом фестивале таких фильмов будет больше, и с каждым годом они будут прибавляться, то это будет хорошо. Это первое. А второе: доброта – это не сладость и приторность во всем, перебор. Это могут быть и какие-то вещи, о которых рассказывается с трагическим оттенком. Но в каждой картине (за что я борюсь и в своих фильмах тоже) нужно обязательно дать надежду, надо дать надежду на свет, на то же добро. Она должна быть обязательно. Даже если у тебя присутствуют какие-то очень драматические вещи. Мне тоже хотелось бы, чтобы и на этом замечательном фестивале "Лучезарный ангел" такого было больше. И особенно мне было бы приятно, если бы эти фильмы были сделаны молодыми начинающими режиссерами. Три дебюта, я знаю, будет точно: это два российских и один фильм, сделанный иранским режиссером. Я один фильм видел на "Кинотавре" – фильм "Находка". Мне кажется, это очень интересная картина. В главной роли потрясающий актер Алексей Гуськов, которого я очень люблю. Мной любимая Вера Глаголева, которая сделала замечательный фильм "Две женщины" с Рэйфом Файнсом в главной роли. Этого тоже непросто достичь. И, мне кажется, эта картина тоже очень любопытна. И режиссер Параджанов, очень жду этой картины, прежде всего по форме, как он сделан, всегда очень необычно с этим работает. Поэтому программа очень интересная. И я надеюсь, что нам будет из кого выбирать. Если говорить, что я еще посмотрел уникального, нигде этого больше не увидишь – это фестиваль "Послание к человеку", и в этом году у нас был юбилейный XXV фестиваль. В фестивале парадоксально то, что его мало знают в нашей стране. А во всем мире он очень почитаем и известен. Я только пятый год руковожу этим фестивалем, основал его замечательный петербургский режиссер-документалист Михаил Сергеевич Литвяков. Но вот он эстафету передал мне. Поскольку я много лет тоже снимал документальные фильмы. И вообще Петербургская студия документальных фильмов – это мой родной дом. Там начинал и закончил свою жизнь мой отец. Еще и снимая блокаду Ленинграда. Поэтому для меня принять этот фестиваль – помимо большой ответственности, я чувствовал моральный долг перед тем, что я должен этим заниматься. Хотя фестиваль был в очень трудном положении, когда я его принял. И через 5 лет он расцвел. Я вам скажу, что в этом году мы получили почти 4 тысячи фильмов на отбор из 86 стран мира. У нас вообще проходит три конкурса. Основной международный конкурс, где участвуют документальные фильмы и полнометражные, короткометражные, анимационные картины и короткометражные игровые фильмы. И сделано это неспроста. Мне кажется, будущее современного кинематографа – это когда ты можешь и технологически, и творчески использовать очень многое. Главное, чтобы был интересный результат. Впервые мы так широко решили размахнуться на Дворцовой площади. Помимо самой церемонии открытия, у нас был замечательный, кстати, тоже уникальный концерт, когда Данила Козловский с большим симфоническим оркестром пел джазовые, в основном американские, песни. Это тоже было так необычно и интересно. Но у нас на открытии была замечательная голливудская актриса, очень талантливая Настасья Кински. Но при этом был показан фильм-открытие. А фильм-открытие называется очень громко - "Человек". Он идет почти 3 часа. Сделал его французский режиссер Ян Бертран. И премьера этой картины до нашего фестиваля тоже в сентябре была на Генеральной ассамблее ООН, где с такой помпой и с огромным количеством даже руководителей стран была показана эта картина. Она снималась 3 года. Мы за нее, кстати, очень долго боролись. 3 года снималась. По-моему, в 70 странах мира, где было взято более 2000 интервью. И фильм, с одной стороны, прост. Это крупные планы людей. На черном фоне, причем лица подобраны потрясающе. И идут такие блоки: счастье, нищета, разруха, любовь. И разные люди из разных стран, там есть и Россия, и Украина, и какие-то далекие уголки, и Билл Гейтс -  кто угодно. И при этом идут еще потрясающие, как это снято – я не знаю, такие пейзажи разных уголков Земли. И вот представьте себе: мы ждем на Дворцовой площади, учитывая эту картину, 4-5 тысяч человек. Потому что нам говорили, что на поп-звезд собирается максимум 7-8, до 10 тысяч. Пришло 25 тысяч человек, это по официальной оценке. И самое удивительное, что пока шла эта картина, какая-то ротация легкая была. Но эта основная масса посмотрела эту картину. Оторваться от нее невозможно. Мы собираемся ее прокатить по крупным городам абсолютно бесплатно, чтоб посмотрели. Ее надо смотреть всем: и простым людям, и бизнесменам, и руководителям страны, что мы пытаемся сейчас сделать, потому что она при всем объеме колоссальных проблем, о которых люди рассказывают – она, что я вам раньше говорил, оставляет светлое ощущение в конце, что мы живем на какой-то удивительной планете, где очень тяжело, очень непросто. Но при этом хочется жить, видеть этих людей, смотреть на них. Удивительная картина. Когда мы снимали первую картину, кстати, это был единственный раз в моей жизни, когда мы официально от Госкино, хотя это была моя дебютная игровая картина, 15 дней снимали в Париже, снимали в "Гранд Опера". Кстати, там тоже был уникальный случай. Мы увидели балкон. А давали снимать нам только ночью, до 7 утра. И все. Потому что с 8 утра уже в "Гранд Опера" экскурсии, и нас оттуда выгоняли. Но мы там снимали. И там был балкон. И, естественно, мы заглянули с оператором, он нам очень понравился, мы говорим: хотим там. Они там что-то засуетились, говорят: 70 лет балкон не открывали. Но, тем не менее, мы это сделали. И Галя Тюнина, и замечательный актер Сережа Виноградов, там в инвалидной коляске прокатили и очень хороший кадр сняли. И в "Мании Жизели" начал сниматься Дунин папа, замечательный режиссер, автор "Белорусского вокзала". Он снялся у нас в одной из ролей в этой картине очень хорошо. И, действительно, когда мы заканчивали съемки в Париже, сидели в каком-то ресторанчике, и Дуня бросила фразу: "Папа, как ты похож на Бунина!". И отсюда началась вся история. Хотя тяжело продвигался у нас сценарий. Нас обвиняли в том, что мы грязное белье вытаскиваем, чего только не было. Но, тем не менее, фильм состоялся. У меня было очень много претендентов и советов, кого снимать в главной роли, и были замечательные, потрясающие актеры. Но для меня в герое и в актере, который будет это исполнять, очень важно, вы знаете, какое-то совпадение черт характера, эмоций. Мне казалось, что Андрей Сергеевич Смирнов и Бунин – это близко. Как мне кажется, это попадание было очень точным. Мне очень приятно, что студенты (иногда мне приходится бывать в разных вузах) всегда вспоминают "Прогулку". Кстати, "Прогулка", мы долго с Дуней обсуждали, какое нам следующее кино снимать после "Дневника его жены". И она произнесла такую, казалось бы фразу: ты знаешь, идут трое актеров, и полтора часа реального времени, как они идут – вот про это кино, и все. Почему она запомнилась? Потому что очень много такого недоброго, черного, что действительно происходило в стране. И вдруг такой глоток воздуха, когда про любовь. Идут трое молодых людей, и больше ничего не происходит как бы. В "Прогулке" была утверждена другая актриса. И Ира Пегова мне попалась за 2 недели до съемок. Хотя я ее знал, видел, я ее планировал в фильме "Космос как предчувствие" снимать. Но в этой картине не видел. И уже что-то мне подсказывало: надо искать, надо искать. Мы ее позвали на пробы "Прогулки". И поразительно: притом, что она как бы по своим формам казалась не из той оперы, но она настолько энергетически точно вошла. Я помню, как съемочная группа тоже так в первые дни с недоверием на нее посматривала: "что ты делаешь?", "это ошибка". И после первых 1-2 съемочных дней наоборот все были в восторге от нее. Это должна быть и удача, и интуиция, и должно совпасть все. Радостно, когда актеры, которых ты снимаешь в первый раз… но мне как-то везет. И "Прогулка", и Ира Пегова, и Паша Баршак. Цыганов до меня снялся в одной картине. Но, тем не менее, это была практически первая его большая работа. Лена Лядова, которая сейчас получает приз за призом, и действительно потрясающая, моя любимая актриса, дебютировала в фильме "Космос как предчувствие", первый раз сыграла. Галя Тюнина – это уже более давняя история. Но я ее безумно люблю. Она для меня вообще такой талисман. Как она снимается, все будет хорошо с картиной. Тьфу-тьфу-тьфу. Но надеюсь, что так и будет и в этот раз. А Надя – это и мой был дебют, и у нее дебют в "Мании Жизели", и потом "Дневник его жены", мне кажется, она очень интересно сыграла. В фильме "Восьмерка" из моей предпоследней работы – там все дебютанты, практически все дебютанты.  И все ребята очень интересные. Посмотрим, как сложится их судьба в дальнейшем. Одно из главных качеств режиссера – это интуиция. Я не знаю, почему. Но я чувствую, что это есть. Вот уже седьмую картину мы снимаем, на мой взгляд, с лучшим оператором в этой стране, причем, объективно, Юрием Викторовичем Клименко. Это художник, художник. Он меня вообще поражает, как глубоко он знает музыку, живопись. Это все ему тоже помогает. Умение еще режиссера - а ныне, может быть, не только режиссера, но и продюсера (просто я совмещаю эти два качества) – собрать этот творческий коллектив, который сможет весь этот процесс, очень сложный, муторный, технологический, производственный, создать, собрать всех. Не просто талантливых людей, а которые подходят под конкретный проект. И вот эта атмосфера на площадке – она тоже… я говорю банальные вещи, но она крайне важна. Ее удерживать. Если я вижу, например, на площадке не дай Бог, хоть от кого – хоть от рабочего, хоть от главных людей – скажем, что-то связанное с алкоголем, он будет немедленно выгнан, кто бы он ни был. Потому что это невозможно. Это не значит, что я такой пуританин, и ничего не признаю. Все может быть. Я иногда и ругаюсь на площадке. Но это тоже надо чувствовать, когда что применить, какое оружие. Но интересно. Вообще режиссура – самая интересная профессия на земле. Это правда. У меня есть лозунг, который я проповедаю: высокохудожественное кино, но для самого широкого зрителя. Это лозунг, который очень трудно воплотить в жизнь, особенно что касается зрителя. Но я думаю, что как раз с последней картиной "Матильда", очень надеюсь, что она будет воспринята самым-самым широким зрителем. Эта картина "Матильда" - очень масштабная. Кстати, с безумно интересным актерским составом. Из российских, по-моему, все звезды у нас снимались, что мне было очень приятно. И Данила Козловский, и мой любимый Женя Миронов, и Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш – очень много. Но и впервые у меня столько зарубежных актеров снималось. Роль Николая II исполнил замечательный, на мой взгляд, очень талантливый немецкий актер Ларс Айдингер. И его невесту, потом жену императрицу Александру Федоровну сыграла Луиза Вольфрам, тоже немецкая актриса. И французская актриса, и китайская – у нас очень большой набор, что для меня было тоже необычно. И такой интернациональный состав. Но безумно интересно. Мы построили огромнейшую декорацию на бывшем военном заводе в Петербурге. Успенский собор Кремля, где проходил. И сняли самую грандиозную сцену в нашей картине – коронацию Николая II. Было сшито более 7000 костюмов. Действительно, для меня это грандиознейший масштаб и опыт. Посмотрим, что из этого получится. Надеемся, что картина осенью следующего года уже выйдет в прокат. И еще очень много работы. И современной компьютерной графики, и монтажа. Не буду всего перечислять. Конечно, очень переживаю, чтобы этот весь огромный труд многих-многих людей (у нас только группа была под 300 человек), чтобы это не пропало даром, а все-таки зритель пошел на наше кино. Очень на это надеюсь и жду этого.