Алексей Учитель: Мой лозунг - высокохудожественное кино для самого широкого зрителя
https://otr-online.ru/programmy/bolshoe-intervyu/aleksei-uchitel-rezhissura-17411.html
"Доброе
кино возвращается" – под таким девизом 31 октября в Москве открывался XII кинофестиваль "Лучезарный ангел".
На крупнейшем международном благотворительном кинофоруме представлены почти 300
работ из 18 стран. В конкурсную программу вошли 57 художественных,
документальных и анимационных картин. Главная цель фестиваля – донести до зрителя
кино светлое, доброе, семейное и подарить надежду на то, что мир может и должен
стать лучше.
9 ноября на торжественной церемонии закрытия профессиональное жюри во
главе с его председателем, народным артистом России, кинорежиссером Алексеем
Учителем, назовет имя победителя этого уникального кинофестиваля.
Алексей Учитель: Основной лозунг этого фестиваля –
"доброе кино". А если оно расскажет о каком-то драматическом сюжете,
то это обязательно тот лучик надежды на светлое, хорошее, которое должно обязательно
присутствовать в нашей жизни. Если это совпадет, то победитель найден.
Алексей Ефимович Учитель, народный артист России, заслуженный деятель
искусств России, продюсер, художественный руководитель киностудии
"Рок", один из самых известных и популярных в мире современных
российских кинорежиссеров. Высокая художественная планка фильмов Алексея
Учителя была создана уже с первой картины - "Мания Жизели", снятой 20
лет назад и получившей многочисленные международные награды. "Дневник его
жены" и "Прогулка", "Космос как предчувствие", каждая
работа мастера большого кино Алексея Учителя – это уже реальные вехи в истории
современного кинематографа.
Алексей Учитель: Я уверен, что фестиваль обрел себя, обрел
своего зрителя. Зритель этот будет с каждым годом по количеству увеличиваться.
Я просто посмотрел на открытие. Кинотеатр "Октябрь", самый большой в
Москве. Полный, просто переполненный зал. И, вы знаете, очень важна атмосфера.
Я же часто бываю на премьерах. Все равно какая-то настороженность в воздухе
витает. А здесь ты сразу попадаешь в ауру доброты. Меня еще очень волнует,
чтобы это кино было талантливо сделано. А если мы просто будем лозунги
экранизировать, то я не уверен, что зритель будет смотреть. Надо тоже умело
подать и по ремеслу, и по всем другим качествам. Но если это сделано еще
эмоционально, от души и талантливо, то тогда будет результат.
Поэтому если на этом фестивале
таких фильмов будет больше, и с каждым годом они будут прибавляться, то это
будет хорошо. Это первое. А второе: доброта – это не сладость и приторность во
всем, перебор. Это могут быть и какие-то вещи, о которых рассказывается с
трагическим оттенком. Но в каждой картине (за что я борюсь и в своих фильмах
тоже) нужно обязательно дать надежду, надо дать надежду на свет, на то же
добро. Она должна быть обязательно. Даже если у тебя присутствуют какие-то
очень драматические вещи. Мне тоже хотелось бы, чтобы и на этом замечательном
фестивале "Лучезарный ангел" такого было больше. И особенно мне было
бы приятно, если бы эти фильмы были сделаны молодыми начинающими режиссерами.
Три дебюта, я знаю, будет точно:
это два российских и один фильм, сделанный иранским режиссером. Я один фильм
видел на "Кинотавре" – фильм "Находка". Мне кажется, это
очень интересная картина. В главной роли потрясающий актер Алексей Гуськов,
которого я очень люблю. Мной любимая Вера Глаголева, которая сделала
замечательный фильм "Две женщины" с Рэйфом Файнсом в главной роли.
Этого тоже непросто достичь. И, мне кажется, эта картина тоже очень любопытна.
И режиссер Параджанов, очень жду
этой картины, прежде всего по форме, как он сделан, всегда очень необычно с
этим работает. Поэтому программа очень интересная. И я надеюсь, что нам будет
из кого выбирать.
Если говорить, что я еще
посмотрел уникального, нигде этого больше не увидишь – это фестиваль
"Послание к человеку", и в этом году у нас был юбилейный XXV фестиваль. В фестивале парадоксально то, что
его мало знают в нашей стране. А во всем мире он очень почитаем и известен. Я
только пятый год руковожу этим фестивалем, основал его замечательный
петербургский режиссер-документалист Михаил Сергеевич Литвяков. Но вот он
эстафету передал мне. Поскольку я много лет тоже снимал документальные фильмы.
И вообще Петербургская студия документальных фильмов – это мой родной дом. Там
начинал и закончил свою жизнь мой отец. Еще и снимая блокаду Ленинграда.
Поэтому для меня принять этот фестиваль – помимо большой ответственности, я
чувствовал моральный долг перед тем, что я должен этим заниматься. Хотя
фестиваль был в очень трудном положении, когда я его принял. И через 5 лет он
расцвел. Я вам скажу, что в этом году мы получили почти 4 тысячи фильмов на
отбор из 86 стран мира.
У нас вообще проходит три
конкурса. Основной международный конкурс, где участвуют документальные фильмы и
полнометражные, короткометражные, анимационные картины и короткометражные
игровые фильмы. И сделано это неспроста. Мне кажется, будущее современного
кинематографа – это когда ты можешь и технологически, и творчески использовать
очень многое. Главное, чтобы был интересный результат. Впервые мы так широко
решили размахнуться на Дворцовой площади. Помимо самой церемонии открытия, у
нас был замечательный, кстати, тоже уникальный концерт, когда Данила Козловский
с большим симфоническим оркестром пел джазовые, в основном американские, песни.
Это тоже было так необычно и интересно.
Но у нас на открытии была
замечательная голливудская актриса, очень талантливая Настасья Кински. Но при
этом был показан фильм-открытие. А фильм-открытие называется очень громко -
"Человек". Он идет почти 3 часа. Сделал его французский режиссер Ян
Бертран. И премьера этой картины до нашего фестиваля тоже в сентябре была на
Генеральной ассамблее ООН, где с такой помпой и с огромным количеством даже
руководителей стран была показана эта картина. Она снималась 3 года. Мы за нее,
кстати, очень долго боролись. 3 года снималась. По-моему, в 70 странах мира,
где было взято более 2000 интервью.
И фильм, с одной стороны, прост.
Это крупные планы людей. На черном фоне, причем лица подобраны потрясающе. И
идут такие блоки: счастье, нищета, разруха, любовь. И разные люди из разных
стран, там есть и Россия, и Украина, и какие-то далекие уголки, и Билл Гейтс
- кто угодно. И при этом идут еще
потрясающие, как это снято – я не знаю, такие пейзажи разных уголков Земли.
И вот представьте себе: мы ждем
на Дворцовой площади, учитывая эту картину, 4-5 тысяч человек. Потому что нам
говорили, что на поп-звезд собирается максимум 7-8, до 10 тысяч. Пришло 25
тысяч человек, это по официальной оценке.
И самое удивительное, что пока
шла эта картина, какая-то ротация легкая была. Но эта основная масса посмотрела
эту картину. Оторваться от нее невозможно. Мы собираемся ее прокатить по
крупным городам абсолютно бесплатно, чтоб посмотрели. Ее надо смотреть всем: и
простым людям, и бизнесменам, и руководителям страны, что мы пытаемся сейчас
сделать, потому что она при всем объеме колоссальных проблем, о которых люди
рассказывают – она, что я вам раньше говорил, оставляет светлое ощущение в
конце, что мы живем на
какой-то удивительной планете, где очень тяжело, очень непросто. Но при этом
хочется жить, видеть этих людей, смотреть на них. Удивительная картина.
Когда мы снимали первую картину,
кстати, это был единственный раз в моей жизни, когда мы официально от Госкино,
хотя это была моя дебютная игровая картина, 15 дней снимали в Париже, снимали в
"Гранд Опера". Кстати, там тоже был уникальный случай. Мы увидели балкон.
А давали снимать нам только ночью, до 7 утра. И все. Потому что с 8 утра уже в
"Гранд Опера" экскурсии, и нас оттуда выгоняли. Но мы там снимали. И
там был балкон. И, естественно, мы заглянули с оператором, он нам очень
понравился, мы говорим: хотим там. Они там что-то засуетились, говорят: 70 лет
балкон не открывали. Но, тем не менее, мы это сделали. И Галя Тюнина, и замечательный
актер Сережа Виноградов, там в инвалидной коляске прокатили и очень хороший
кадр сняли.
И в "Мании Жизели"
начал сниматься Дунин папа, замечательный режиссер, автор "Белорусского
вокзала". Он снялся у нас в одной из ролей в этой картине очень хорошо.
И, действительно, когда мы
заканчивали съемки в Париже, сидели в каком-то ресторанчике, и Дуня бросила
фразу: "Папа, как ты похож на Бунина!". И отсюда началась вся
история. Хотя тяжело продвигался у нас сценарий. Нас обвиняли в том, что мы
грязное белье вытаскиваем, чего только не было. Но, тем не менее, фильм
состоялся. У меня было очень много претендентов и советов, кого снимать в
главной роли, и были замечательные, потрясающие актеры. Но для меня в герое и в
актере, который будет это исполнять, очень важно, вы знаете, какое-то
совпадение черт характера, эмоций. Мне казалось, что Андрей Сергеевич Смирнов и
Бунин – это близко. Как мне кажется, это попадание было очень точным.
Мне очень приятно, что студенты
(иногда мне приходится бывать в разных вузах) всегда вспоминают
"Прогулку". Кстати, "Прогулка", мы долго с Дуней обсуждали,
какое нам следующее кино снимать после "Дневника его жены". И она
произнесла такую, казалось бы фразу: ты знаешь, идут трое актеров, и полтора
часа реального времени, как они идут – вот про это кино, и все.
Почему она запомнилась? Потому
что очень много такого недоброго, черного, что действительно происходило в
стране. И вдруг такой глоток воздуха, когда про любовь. Идут трое молодых
людей, и больше ничего не происходит как бы.
В "Прогулке" была
утверждена другая актриса. И Ира Пегова мне попалась за 2 недели до съемок.
Хотя я ее знал, видел, я ее планировал в фильме "Космос как
предчувствие" снимать. Но в этой картине не видел. И уже что-то мне
подсказывало: надо искать, надо искать. Мы ее позвали на пробы
"Прогулки". И поразительно: притом, что она как бы по своим формам
казалась не из той оперы, но она настолько энергетически точно вошла. Я помню,
как съемочная группа тоже так в первые дни с недоверием на нее посматривала:
"что ты делаешь?", "это ошибка". И после первых 1-2 съемочных
дней наоборот все были в восторге от нее. Это должна быть и удача, и интуиция,
и должно совпасть все.
Радостно, когда актеры, которых
ты снимаешь в первый раз… но мне как-то везет. И "Прогулка", и Ира
Пегова, и Паша Баршак. Цыганов до меня снялся в одной картине. Но, тем не
менее, это была практически первая его большая работа. Лена Лядова, которая
сейчас получает приз за призом, и действительно потрясающая, моя любимая
актриса, дебютировала в фильме "Космос как предчувствие", первый раз
сыграла.
Галя Тюнина – это уже более
давняя история. Но я ее безумно люблю. Она для меня вообще такой талисман. Как
она снимается, все будет хорошо с картиной. Тьфу-тьфу-тьфу. Но надеюсь, что так
и будет и в этот раз.
А Надя – это и мой был дебют, и у
нее дебют в "Мании Жизели", и потом "Дневник его жены", мне
кажется, она очень интересно сыграла.
В фильме "Восьмерка" из
моей предпоследней работы – там все дебютанты, практически все дебютанты. И все ребята очень интересные. Посмотрим, как
сложится их судьба в дальнейшем.
Одно из главных качеств режиссера
– это интуиция. Я не знаю, почему. Но я чувствую, что это есть. Вот уже седьмую
картину мы снимаем, на мой взгляд, с лучшим оператором в этой стране, причем,
объективно, Юрием Викторовичем Клименко. Это художник, художник. Он меня вообще
поражает, как глубоко он знает музыку, живопись. Это все ему тоже помогает.
Умение еще режиссера - а ныне,
может быть, не только режиссера, но и продюсера (просто я совмещаю эти два
качества) – собрать этот творческий коллектив, который сможет весь этот процесс,
очень сложный, муторный, технологический, производственный, создать, собрать всех.
Не просто талантливых людей, а которые подходят под конкретный проект. И вот
эта атмосфера на площадке – она тоже… я говорю банальные вещи, но она крайне
важна. Ее удерживать. Если я вижу, например, на площадке не дай Бог, хоть от
кого – хоть от рабочего, хоть от главных людей – скажем, что-то связанное с
алкоголем, он будет немедленно выгнан, кто бы он ни был. Потому что это
невозможно. Это не значит, что я такой пуританин, и ничего не признаю. Все
может быть. Я иногда и ругаюсь на площадке. Но это тоже надо чувствовать, когда
что применить, какое оружие.
Но интересно. Вообще режиссура –
самая интересная профессия на земле. Это правда.
У меня есть лозунг, который я проповедаю: высокохудожественное кино, но
для самого широкого зрителя. Это лозунг, который очень трудно воплотить
в жизнь, особенно что касается зрителя. Но я думаю, что как раз с последней
картиной "Матильда", очень надеюсь, что она будет воспринята
самым-самым широким зрителем.
Эта картина "Матильда" -
очень масштабная. Кстати, с безумно интересным актерским составом. Из
российских, по-моему, все звезды у нас снимались, что мне было очень приятно. И
Данила Козловский, и мой любимый Женя Миронов, и Ингеборга Дапкунайте, Сергей
Гармаш – очень много. Но и впервые у меня столько зарубежных актеров снималось.
Роль Николая II исполнил
замечательный, на мой взгляд, очень талантливый немецкий актер Ларс Айдингер. И
его невесту, потом жену императрицу Александру Федоровну сыграла Луиза Вольфрам,
тоже немецкая актриса. И французская актриса, и китайская – у нас очень большой
набор, что для меня было тоже необычно. И такой интернациональный состав. Но
безумно интересно.
Мы построили огромнейшую
декорацию на бывшем военном заводе в Петербурге. Успенский собор Кремля, где
проходил. И сняли самую грандиозную сцену в нашей картине – коронацию Николая II. Было сшито более 7000 костюмов.
Действительно, для меня это грандиознейший масштаб и опыт. Посмотрим, что из
этого получится. Надеемся, что картина осенью следующего года уже выйдет в
прокат.
И еще очень много работы. И
современной компьютерной графики, и монтажа. Не буду всего перечислять.
Конечно, очень переживаю, чтобы этот весь огромный труд многих-многих людей (у
нас только группа была под 300 человек), чтобы это не пропало даром, а все-таки
зритель пошел на наше кино. Очень на это надеюсь и жду этого.
Алексей Учитель: Мой лозунг - высокохудожественное кино для самого широкого зрителя