- Анастасия Волочкова, вокруг ее имени бушуют нешуточные страсти уже без малого 20 лет. Одни Волочкову обожают, другие открыто ненавидят. И это Анастасии нравится, ведь главное – быть всегда на виду, и чтобы вокруг не было равнодушных, ведь только тогда гарантирован успех шоу. А вся ее жизнь – это, по сути, и есть настоящее реалити-шоу. Какова же истинная цена красивой жизни, что общего она имеет с жизнью настоящей? Об этот мне хотелось поговорить с другой Волочковой, той, которая пришла на встречу без лишнего пафоса и театрального макияжа, слегка уставшая, и, как мне показалось, очень искренняя, способная говорить о самом сокровенном. Дмитрий Кириллов: Ваши кумиры – американская певица Мадонна и великая Майя Плисецкая? Анастасия Волочкова: Это правда. Дмитрий Кириллов: Юрий Григорович – ваш крестный отец в балете? Анастасия Волочкова: Это правда. Дмитрий Кириллов: Ваш бывший муж должен вам 3 млн долларов? Анастасия Волочкова: Да. Дмитрий Кириллов: Вы легко прощаете людей, которые вас обидели? Анастасия Волочкова: Да. Дмитрий Кириллов: Мир классического балета очень жестокий. Вы считаете себя проигравшей? Анастасия Волочкова: Нет. Я победитель по жизни. Дмитрий Кириллов: По количеству упоминаний в интернете как о вас хороших, так и плохих, вы абсолютный лидер. Вы считаете себя героем нашего времени. Анастасия Волочкова: Да! Дмитрий Кириллов: Ваш опыт работы с Райхельгаузом – спектакль "Пришел мужчина к женщине" – оказался неудачным? Анастасия Волочкова: Да что вы?! Это был триумф! Первая в моей жизни работа в новом для меня амплуа. Дмитрий Кириллов: Вас никто не поддержал во время конфликта с Большим театром? Анастасия Волочкова: Неправда. Меня поддержали Плисецкая, Щедрин, люди, которые являлись мэтрами в балетном искусстве. Дмитрий Кириллов: В современном российском балете у вас есть конкуренты? Анастасия Волочкова: Конкуренты есть у всех, всегда, и есть к чему стремиться. Дмитрий Кириллов: Ваше детство прошло в питерской коммуналке? Анастасия Волочкова: Это правда. Дмитрий Кириллов: Вам знакомо чувство зависти? Анастасия Волочкова: Нет, потому что его много по отношению ко мне. Дмитрий Кириллов: Вся жизнь Анастасии Волочковой – это реалити-шоу? Анастасия Волочкова: Это правда, отчасти. Дмитрий Кириллов: Работа с детьми, благотворительные концерты – это часть вашей жизни. Анастасия Волочкова: Абсолютнейшая правда. И это не часть, это смысл моей жизни. Дмитрий Кириллов: Вы окончили Вагановское училище с красным дипломом? Анастасия Волочкова: Не просто с красным дипломом, а феномен был в том, что это вообще первый и единственный случай в истории Мариинского театра, когда выпускницу училища за год до окончания принимали в Мариинский театр, и уже на положение солистки. Дмитрий Кириллов: Не стажером, а солисткой. Анастасия Волочкова: Представляете, без кордебалета, без 32-го лебедя. Моим государственным экзаменом стал балет "Лебединое озеро" на сцене Мариинского театра. (Фрагмент балета. П. И. Чайковский "Лебединое озеро" [из архива А. Волочковой].) Дмитрий Кириллов: Понятно, почему потом многие говорили: "Я в пятом ряду 10 лет отпахала, а вот приходит девушка, красивая и талантливая, и сразу экзамен сдает во время спектакля". Анастасия Волочкова: Спектаклем "Лебединое озеро". Дмитрий Кириллов: На сцене легендарной Мариинки. Вы понимали уже в тот момент, что вы идете как бы вразрез положенным канонам, понимали, что будет такая агрессия? Анастасия Волочкова: Сказать откровенно, я не предполагала в те годы, и вообще в тот момент, когда я переходила в Мариинский театр, с чем мне придется столкнуться в плане той самой зависти и всех тех жесточайших противодействий, с которыми мне пришлось уже в жизни столкнуться. Я по жизни простых путей не ищу, поэтому для меня было важно оправдать то доверие моих педагогов, которые меня учили – Натальи Михайловны Дудинской, – и даже, может быть, не педагогов доверие, а доверие того зрителя, которого я очень хотела в своей жизни получить, приобрести, и заслужить все самостоятельно. Дмитрий Кириллов: В чем была эта причина зависти? Анастасия Волочкова: Люди просто не понимают, что все, что я в жизни сейчас имею – это выстрадано моим трудом, потом, кровью, мозолями на ногах, стертыми кровь пальцами. И вы говорите: "С чего зависть начиналась?". Да с того, что я пришла в балетное училище вообще неспособным ребенком. У меня не было вообще никаких физических данных, которые нужны для балета. Дмитрий Кириллов: Чаще всего выбраковывают, говорят: "Извини, не подходит". Анастасия Волочкова: Так мне так и сказали: "Извините, вам два". Дмитрий Кириллов: За что два? Просто потому что не та растяжка, или что? Анастасия Волочкова: Да. Вы знаете, та растяжка, которой сегодня одни восхищаются, другие… Дмитрий Кириллов: Да, знаменитый фирменный шпагат. Анастасия Волочкова: Шпагат Волочковой, думаю, скоро войдет в Книгу рекордов Гиннесса. Дмитрий Кириллов: Да, это правда. То есть ничего такого не было? Анастасия Волочкова: У меня не было этих данных. В это очень сложно многим поверить, потому что кто-то возмущается, кто-то раздражается, кто-то кусает локти: "А вот опять она, Волочкова, этот шпагат!". Да. И шпагат Волочковой действительно выстрадан. Если бы люди знали, каким трудом мне эта растяжка досталась, они бы поняли, почему я ее в свои 40 лет показывала и буду показывать везде: на сцене, в зале, на Мальдивах в купальнике. Потому что я призываю этим людей к здоровому образу жизни, и хочу, чтобы люди не то, чтобы ногу подняли на 180 градусов, а те завистливые женщины, которые мне пишут, чтобы они свою попу оторвали от стула и принесли ее в спортивный зал. И зачастую люди в 17 лет не знают, кем они в жизни хотят быть. А я знала в пять лет, что я буду балериной. Я, выходя из театра, сказала маме: "Мама, я буду выдающейся балериной". Но мама подумала, что это просто детская мечта. Когда я пришла в балетное училище, меня спас как раз Константин Михайлович Сергеев. Есть судьбоносные встречи в жизни. Если спросить, какая у меня была самая – это была встреча с Константином Михайловичем Сергеевым, потому что я выходила из приемной комиссии, где меня попросили поднять ножку. А как поднять? Я ее на 90 градусов не могла. Ничего не было: ни подъема, ни выворотности, ни гибкости. Только было телосложение, подходящее для балета, и мечта, и желание. И я с глазами, полными слез, шла по коридору. Я даже не знала, как выйти. И мне навстречу шел седовласый человек. Этот человек оказался Константином Михайловичем Сергеевым, художественным руководителем этого балетного училища. И он завел меня в приемную комиссию, попросил меня: "Станцуйте польку", и попросил музыканта, пианиста сыграть польку. Для меня полька была ассоциацией – имя Поля, девочка Поля. Полька какая-то… Я не знала, что это такое. Но зазвучала музыка, и я что-то начала танцевать. Он сказал комиссии: "Давайте дадим девочке шанс, посмотрим, что из нее получится". Вот и все. С тех пор с самого первого дня, с 1 сентября, когда уже начинались занятия, мои родители написали заявление, что если за год не будет успехов, они меня заберут из училища. И это заявление было для меня как дамоклов меч. Дмитрий Кириллов: С испытательным сроком взяли. Анастасия Волочкова: Да. И родители наняли мне частного преподавателя, это была Эльвира Валентиновна Кокорина, ученица Агриппины Вагановой как раз, и она занималась со мной каждый божий день. Когда у меня к пятому классу школы уже был высший балл – пятерка, – меня как лучшую ученицу взяла в свой класс Наталья Михайловна Дудинская на последние три курса. Как раз она была супругой Константина Михайловича Сергеева. Он даже успел еще быть моим педагогом по актерскому мастерству, что мне пригодилось впоследствии в моих драматических работах. Когда Константин Михайлович Сергеев ушел из жизни, он умер, мой папа поставил ему крест на могиле, пока не было памятника, потому что какое-то стечение судьбы. Сейчас у меня папа инвалид, но просто в благодарность за мою жизнь, за эту судьбу он это сделал. Если бы не та проходка моя по коридору, то я не знаю, что было бы в моей жизни. Правда. (Фрагмент балета. К. Сен-Санс "Лебедь".) - Чтобы воплотить заветную мечту Насти стать балериной, ее родители готовы были пойти на многие жертвы, например, обменять двухкомнатную квартиру на окраине Петербурга на меньшую, но в центре, поближе к Вагановскому училищу, чтобы Настя не теряла драгоценное время на дорогу. В результате риелторских махинаций, распространенных тогда в лихие 1990-е, Волочковы остались на улице. Анастасия Волочкова: Нас обманула маклер, причем знакомая женщина, и сказала нам в одночасье, что "Извините, какие-то бандиты напали – нет ни денег, ни квартиры. У вас ничего нет". Мне до сих пор снится эта квартира, в которой я выросла и жила. Мне очень жалко было инструмент. У нас было пианино немецкой фирмы Trautwein. Я отлично играла на фортепиано, и у моего папы есть музыкальное образование, он прекрасно играл на баяне. Но сейчас он, к сожалению, инвалид, у него парализована правая сторона, и о баяне речь не идет. Вместе с инструментом я утратила впоследствии навыки игры на фортепиано. Но ничего, зато теперь у меня в доме есть рояль, который мне подарил на новоселье Коля Басков, отдал свой. На нем играет моя дочь Ариадна. - Год 1996. На международном конкурсе артистов балета им. Сержа Лифаря в Киеве молодая балерина Анастасия Волочкова получает первую премию. Поздравить победительницу вышел сам маэстро Юрий Григорович, на долгие годы ставший ангелом-хранителем Анастасии в большом балете. Анастасия Волочкова: Придя в гримерную, сказал: "Вы очень талантливая балерина. Я хочу сделать на вас ставку". Это слова, которые он мне сказал. Но, понимаете, я же была в Мариинском театре, а он-то в большом. И я даже не предполагала, что наши пути так пересекутся. И потом он уже стал меня приглашать на какие-то конкурсы, на свои проекты. Дмитрий Кириллов: То есть в попали в его орбиту, получается? Анастасия Волочкова: Я попала в орбиту, да. Мне вручали премию "Золотой лев" как самой талантливой балерине Европы. Это было в Австрии. И там он в очередной раз со мной встретился вместе с Натальей Игоревной. Я еще не знала, что Наталья Игоревна Бессмертнова, царство ей небесное, впоследствии станет моим педагогом. Но главная защита Григоровича в моей жизни была в том, что когда все это полилось на меня, защита таких мэтров была для меня просто щитом. Дмитрий Кириллов: Вы часто сталкивались с такими мужчинами, которые как-то не по-мужски себя вели. Анастасия Волочкова: Вы знаете, есть много мужчин, которые хотели мне как-то мстить, за мое свободолюбие, за то, что неординарный я человек, Дима. Просто очень легко управлять кошёлками, которые никто, ничто и звать никак. Таких очень много. Извините, что я грубо сказала. Но это люди, для которых задача сегодня… Посмотрите молодежь. Для многих задача – это при ком-то быть, пристроиться за богатого мужа. Я же смотрю эти передачи, я в них участвую. Я думаю: "Какой ужас!". А сними с этой женщины эту одежду за миллионы, или отними у нее сумочку за 30 тыс. евро, и что от нее останется? А мне важно было всегда другое. Я же анализировала тоже, почему так происходит, что возникало желание у мужчин мстить. Да потому что когда мужчина оставляет женщину, он готов оставить ей дома, машины и квартиры, денег дать кучу, а когда женщина является инициатором расхода и расставания с мужчиной, тут включается, наверное – я не говорю, что у всех, – какой-то другой пунктик, и возникает эта жажда мести. Я стала заложницей этой ситуации даже в истории с Большим театром. - 2002 год, карьера Волочковой стремительно идет вверх. Подписан Указ Президента о присвоении ей звания заслуженной артистки России. Увольнение балерины из Большого театра стало для коллег и поклонников как гром среди ясного неба. Анастасия увидела в этой истории руку бывшего возлюбленного, отомстившего ей таким образом. Анастасия Волочкова: Нас связывали отношения очень близкие, это была любовь, мы жили практически как муж и жена, и в его жизнь я уже пришла известной балериной, тоже состоявшимся человеком. И наша жизнь сначала складывалась-складывалась, а потом по определенным обстоятельствам я понимала, что так жить просто невозможно, и он как раз принял решение мне мстить, и отомстить именно за то, что я стала инициатором нашего расставания. Близкий человек когда живет с женщиной, он, конечно, знает, за какие ниточки нужно дернуть для того, чтобы сделать больнее. А у меня и были эти ниточки. Первое – это Большой театр. В тот год, когда меня увольняли из Большого театра, – насколько мужчина хотел отомстить, – он столько денег не потратил на то время, когда мы жили вместе, сколько на антипиаровскую кампанию. Было дано задание всем каналам показывать меня нелепо, страшно. Вы же знаете, что такое камеры. Человека камера может как приукрасить, так и изуродовать и исказить. И было дано все только лить грязь. Но я не опускала рук. И даже в тот момент у меня был выбор: или уходить из мира балета совсем, но мне было жаль: "Как?! Я же сделала свою карьеру!", или сделать что-то такое особенное, что не делал никто. Так я и сделала. Мой кумир была Мадонна, я хотела свое шоу. И мама мне говорила: "Насть, у оперных есть своя сольная программа, у эстрадных есть, а почему тебе не сделать?". И я сделала эту сольную программу. (Фрагмент сольной программы Анастасии Волочковой.) Анастасия Волочкова: Я 80 концертов в год пытаюсь организовывать, и делаю это самостоятельно. Я сама ищу поддержку на эти концерты. Она необходима, потому что я-то альтруист. Но у меня же команда людей. Это 12 билетов, это 12 коек, это 12 тарелок, свет, покрытие, линолеум. Я с этим проектом езжу по всей России, по глубинкам. И когда люди во многих городках говорят: "Анастасиюшка, мы не верили, что вы к нам сюда приедете, еще и вот так бесплатно нас всех пригласите". В каждом городе я аккумулирую для участия местных ребят, детские, молодежные, танцевальные и вокальные коллективы. Спрос очень большой. Ребята в очереди стоят, чтобы поучаствовать, потому что это три шоу в один день. Одно шоу – это мастер-класс и открытая репетиция, которую я даю перед концертом. Второй момент – это сам концерт. И для ребят, и для молодежи сегодня это престиж – поучаствовать в концерте известной балерины, такой масштабной во всех смыслах этого слова. И потом третье шоу начинается за кулисами, когда каждый получает автограф и возможность сфотографироваться. Кто мне помогает? Разные люди. Кто-то мне может помочь с транспортом для команды, кто-то оплатить работу монтажников, демонтажников и всей той составляющей, которая нужна. Дмитрий Кириллов: Вы будете продолжать, даже если не будет денег, да? Если скажут: "Насть, денег нет"? Анастасия Волочкова: Пока я не отдала все деньги девять лет назад моему бывшему мужу. Так случилось. По его просьбе, он сказал, что ему нужно в бизнес. И я вообще мечтала о своем собственном доме. Я понимала уже впоследствии лет, что он мне не вернет эти деньги. Пока я не купила свой дом самостоятельно – а я вынуждена была это сделать, потому что я должна была реализовать свою мечту, у меня уже родилась дочь Ариадна Волочкова, – и мне нужно было сделать так, чтобы этот дом появился. Пока я копила уже новые деньги на этот дом, мы жили в съемных домах, пока все думали, что я по особнякам скитаюсь. Не скитаюсь, а живу. Дмитрий Кириллов: Имидж был такой. Анастасия Волочкова: Имидж был другой, что типа Волочкова – бриллианты, олигархи. Дмитрий Кириллов: Из одного особняка в другой переезжает. Анастасия Волочкова: Я участвовала своими деньгами. Если мне говорили: "Нет денег", то я участвовала своими на команду, на дорогу. Но просто сейчас, к сожалению, я не могу себе этого позволить, потому что после ужаснейшего ограбления с разбойным нападением на глазах моей дочери, все это ужасно происходило, в съемном доме, я вынуждена была собрать всю силу воли в кулак, собрать все заработанные деньги за эти девять лет, друзья помогли… Конечно, я не могу участвовать своими деньгами. Это было бы просто абсурдом с моей стороны, и было бы очень неправильно последние все свои деньги… Хотя, вы знаете, как последними? (Смех.) Да участвую я своими деньгами, конечно. Если мне заплатили гонорар за драматический спектакль, или в театре Наденьки Бабкиной я танцу сейчас в проекте "Россия, слово о тебе", я эти деньги, если у меня нет поддержки, я трачу свои на благотворительные концерты. И моя благотворительность не в том, что сбор и передача средств. Это не то. А именно в том, что мы всех приглашаем бесплатно. Я заняла абсолютно свою нишу, которая никем не занята. Аналога нет, понимаете? Я этим очень сильно дорожу. Согласитесь, 80 концертов в год организовать и найти на это бюджет. Причем не бюджет, а с миру по нитке. Я вам честно скажу, Дим: да, есть люди, как ни странно – думаю, вы с этим тоже сталкивались… В ресторане со мной могут сидеть люди, они будут угощать меня дорогущим шампанским, все, что угодно. Но когда я заикнусь и скажу: "Ребята, а давайте сделаем концерт. Мне не нужна реклама для этого, потому что хорошие дела не нуждаются в рекламе. Мы ничего не продаем. Просто все бесплатно пришли. Распечатать пригласительные и раздать", то очень быстро люди исчезают, поверьте. В трудную минуту, да, все как крысы разбегаются. Дмитрий Кириллов: Получается, что всю жизнь у вас все равно идет борьба за выживание? Только у вас появились деньги, и они исчезают? Анастасия Волочкова: Это плата за успех, пусть это деньгами. Смотрите, если бывший муж посчитал возможным и нужным брать деньги не у партнеров, а брать у своей жены – неоднократно, я подчеркну, – то я же не буду его за это осуждать. Это отец моей дочери. Конечно, я неоднократно ему пыталась именно донести, что "Ты украл не у меня, у своего ребенка", которая сегодня, дочь Анастасии Волочковой, заказывает какие-то дешевые товары, говорит: "Мамочка, можно мне? Это вроде недорого – 300 руб., 400 руб. Можно мне себе это позволить?". Или куклы какие-то она. Она же знает всю ситуацию. Люди как расстаются? Как правило, мужчина оставляет матери ребенка жилье, средство передвижения, какие-то расходные средства, чтобы воспитывать ребенка. Дмитрий Кириллов: Еще на жизнь оставляют. Анастасия Волочкова: А забрав все… Вы представляете, какие бы у меня сейчас были деньги? 9 лет назад 3 млн долларов. 8 млн долл. мне посчитали уже. С 10%. Не с 30%, как он обещал, пуская пыль в глаза, а 10%. Но я его и за это не осуждаю, вы понимаете. Я не осуждаю, потому что вы говорите: "Я теряю". Я приобретаю. Когда моя мама мне до сих пор говорит: "Я тебе говорила, он тебя обманет. Это альфонс, он у тебя заберет все деньги", до сих пор отвечаю: "Мамочка, у нас было четыре года счастливой жизни. Я любила этого человека". Он сделал мне самый большой подарок в моей жизни – это мою дочь Ариадну. И он устилал лепестками роз полы всех ресторанов, кафешек, дома. Романтика, с цветами приезжал, ко мне на концерты прилетал. Свечи у меня горели. Я просто их люблю по жизни и всегда. Дмитрий Кириллов: Но ведь он просто знал, что вы любите все красивое. Анастасия Волочкова: Я даже не хочу допускать в своей голове мысль… Дмитрий Кириллов: Не хочется об этом думать? Анастасия Волочкова: …что этот человек делал для того, чтобы взять деньги. Я предпочитаю жизнь помнить радостью встреч, а не горечью расставания. Дмитрий Кириллов: Ариша взрослеет, и уже 12-й год ей сейчас? Анастасия Волочкова: Да, 11,5 лет. Дмитрий Кириллов: Она понимает, с какими трудностями мама сталкивается? Анастасия Волочкова: Конечно. Дмитрий Кириллов: Насколько она избалована? Потому что обычно как говорят: "Если Настя Волочкова вся в стразах, в перьях, и дочка такая же вся". Анастасия Волочкова: Да у меня все эти стразы, украшения в моей жизни, в момент того ограбления все у меня было украдено. У меня как было это кольцо на пальце, мама подарила – аметист из Индии привезла, – оно на мне осталось. Я в нем живу, и я вообще не заморачиваюсь на эти темы, потому что, мне кажется, что не бриллианты украшают женщину, а женщина мужчину. И женщина себя украсить может своей статью и своей самодостаточностью. Что касается Ариши, она все прекрасно знает. Она, во-первых, очень талантливый человек, она с 3,5 лет солистка в детском музыкальном театре "Домисолька", она танцует, поет и очень добрая. Да, со своим характером. Сложный период сейчас. Знаете, когда говорят "переходный". Да у нас каждый год переходный. Но она очень скромная. Дмитрий Кириллов: Хотелось бы, чтобы она была актрисой? Анастасия Волочкова: Я хочу, чтобы она была артисткой, потому что актерская профессия для женщины – на мой взгляд, это самое лучшее. И она очень скромный человек. Она говорит о том, что "Мам, мы это можем позволить себе или не можем?". Даже во многих салонах красоты у меня бесплатное обслуживание, потому что люди делают это за PR. А чего скрывать? Да, конечно, я работала всю жизнь на свое имя, сегодня имя работает на меня. И Ариша говорит: "Мама, а тебе придется платить за этот маникюр или педикюрчик?" – "Ну, и что? Я заплачу". – "Нет, мне тогда не надо, пожалуйста. Все". Она бережет мои деньги, она знает, какая ситуация у меня с бывшим мужем, что едва удается на продукты взять деньги, или на обслуживание персонала, который ухаживает за ребенком, который проживает в доме. Дмитрий Кириллов: Получается, что как бы вас жизнь ни толкала куда-то вниз, вы всегда знаете способ? Анастасия Волочкова: Я всегда на высоте. Дмитрий Кириллов: То есть в коммуналку вы все равно уже не вернетесь? Анастасия Волочкова: Каждый день, выходя из своей спальни – у меня спальня 100 метров с будуаром – и спускаясь по мраморной лестнице, я благодарна богу за то, что это стало возможным. Я знаю, что такое спать на полу, жить в коммунальных квартирах. И я считаю, что я заслужила уровень жизни. И когда многие думали, что я живу вот так, я жила по-другому. И мне настолько неинтересно сегодня мнение обо мне тех злопыхателей или завистников, которые льют грязь или пытаются что-то сказать против, потому что мне интересно мнение только тех людей, которые знают меня лично, которые знают меня посредством моего творчества, или меня как человека позитивного, юморного, с анекдотами, с посиделками до утра. Я же уезжаю из любого региона, мне звонят люди, пишут: "Анастасиюшка, ты уехала, и ураган в вашем лице". Дмитрий Кириллов: Все, и праздник закончился. Анастасия Волочкова: Праздник закончился. Дмитрий Кириллов: Чего не хватает сейчас в жизни? Ведь такого не может быть… Есть что-то такое, чего очень хочется, чтобы случилось. Анастасия Волочкова: Конечно. Знаете, чего мне не то, чтобы не хватает, то, чего бы мне очень хотелось – я очень хочу стать женой, я хочу создать свою семью. И я хочу человека не такого, который сделает меня счастливой, а такого, которого я сделаю счастливым. И я знаю, как это сделать, точно знаю. И я очень хочу, чтобы у Ариши появился настоящий папа. Дмитрий Кириллов: Вам надо просто встретиться. Анастасия Волочкова: Мы просто пока еще не встретились, но это такой человек, которого не остановят никакие сплетни, оговоры, наговоры. Но если человеку чинят препятствия, если ему сужден сложный путь, то это показатель, что человек – личность. Но Серафим Саровский говорил о том – я всегда помню, это изречение уникально, – что никогда господь не попустит испытания тяжелее, чем мы можем перенести. (Фрагменты выступлений Анастасии Волочковой.)