В этом году Московский театр кукол отмечает юбилей – 85 лет. Это значительный срок даже по меркам театра драматического. А уж для театра кукол – и вовсе целая эпоха. Созданный в 1929 году как "Театр детской книги при Госиздате", он стал первым государственным кукольным театром в Москве. С тех пор он придерживается сложившихся традиций, где основой репертуара стала детская литература. "Чиполлино" и "Золушка", "Детская королева" и "Аленький цветочек" – это такие базовые спектакли, которые радуют юных зрителей во все времена. А на сегодняшний день театр открыт новым формам. Приглашает к сотрудничеству лучших российских и зарубежных кукольников, проводит мастер-классы и раз в год собирает коллег со всего света на Московский международный фестиваль театров кукол. Борис Голдовский: Я абсолютно уверен, что эта жизнь продолжится. Мне просто хочется, чтобы Московский театр кукол в этом здании, которое возникло в середине XIX века, еще 100, 200, 300 лет сюда ходили и видели прекрасные кукольные спектакли, а потом приводили своих детей и говорили: вы знаете, я сюда ходил, когда был маленький. Это, наверное, самый лучший подарок для всех. Борис Павлович Голдовский, художественный руководитель Московского театра кукол, доктор искусствоведения, российский историк театра, театральный критик, драматург, сценарист. В прошлом руководитель литературного отдела знаменитого Театра кукол имени Образцова. Основатель и исполнительный директор Международного кукольного фестиваля имени Сергея Владимировича Образцова. Автор многочисленных трудов по истории кукольного искусства. Борис Голдовский: Вот это наш театр. И он самый старый профессиональный театр кукол в Москве. Это не значит, что в Москве раньше не было профессиональных театров кукол. Они были. Но государственных не было. И в 1929 году такой замечательный человек Виктор Александрович Швембергер, режиссер, драматург, актер, ученик Евгения Вахтангова, приехал в Москву из Чернигова. Конечно же, ему захотелось, чтоб в Москве был государственный профессиональный театр кукол. И должен сказать, что он этого добился. Он придумал такое название - "Театр детской книги", то есть театр, который бы пропагандировал чтение. Время еще было такое, время пропаганды. После того, как Виктор Александрович перестал руководить этим театром, сюда пришел в качестве режиссера другой замечательный режиссер – Виктор Алексеевич Громов. Он воспитал здесь потрясающую плеяду актеров. Вообще чем всегда славился Московский театр кукол, где-то начиная с 1930-х годов и позже? Как раз своими актерами. Вот как написано в документах, кукольникам очень не нравится, и мне очень не нравится (кто это придумал, не могу понять) "артист-кукловод". Это, на мой взгляд, очень неправильное и даже глупое название. Никакой он не кукловод. Потому что он артист театра кукол. Сейчас время, когда актер-кукольник должен быть хорошим драматическим актером, должен блистательно водить куклу, безусловно. Причем, водить куклу в разных системах. Как минимум должен владеть элементарным набором. Хорошо, чтобы он умел, конечно, жонглировать. Хорошо бы, чтобы он владел акробатикой. Поэтому сейчас в институтах, в театральных училищах воспитывают актеров именно вот таких. Тех актеров, которые востребованы. Московский театр кукол работал всегда для детей. Для детей лучше всего – это классическая литературная сказка. Спросите у ребенка, что бы он хотел посмотреть в кукольном театре. И он вам ответит, что он хотел бы посмотреть "Буратино", "Чиполлино", "Сказку об Аленушке и Иванушке" – им все нравится. Почти все. И для того, чтобы понять, что извини, ты еще не мастер, нужно поработать и для более взрослых и, извините, более требовательных зрителей. Поэтому для самого театра очень полезно, чтобы там время от времени возникали спектакли, скажем, для подростков, для юношества и для взрослых зрителей. Просто потому что речь идет о мастерстве, об уровне мастерства. И тогда в этом случае и детские спектакли… То, что называется "планка" детских спектаклей не падает. Если лет 30 назад детей младше 5 и 6 лет в кукольный театр даже и не пускали, в театр не пускали, и на билетах было написано, что нельзя, то сейчас, если вы входите в наш театр, первый же зал, который есть – это зал "Театр на ладошке", это 1+. Это спектакли для детей. Он только-только пытается встать на ноги. Где-то от 1 до 3 лет. Дети сейчас взрослее. Они, наверное, больше… Не могу сказать, что они больше умеют. У них немножко другой опыт. У нас замечательные спектакли. Было бы странно, если бы я говорил иначе, но они действительно замечательные. И режиссеры работают прекрасные. Наш театр тоже достаточно много ездит, и на гастроли по России. Относительно недавно вернулись из Якутии. Были еще во многих городах. Собираемся поехать сейчас на Дальний Восток. Относительно недавно наш Петрушка и исполнитель главной роли, будучи в Хорватии, получил гран-при как лучший актер. Алексей Шило, очень хороший артист. Мир кукол очень большой, огромный мир кукол. Куклы бывают очень разные, систем их множество. За тысячелетия придумано бесчисленное количество. Но есть каки­е-то основные системы: тростевые куклы, марионетки, перчаточные, теневые, планшетные – много систем. Я бы очень хотел, чтобы наш актер, замечательный актер Алексей Шило, он расскажет о системах кукол и покажет какие-то основные системы. Алексей Шило: Начнем с тростевой куколки. Тростевая – потому что у нее есть трости. Это кукла верховая, то есть она работает над ширмой. Мы откроем нашим зрителям секрет: у тростевых куколок есть такой механизм, за эту ручку актер держит куколку, а с помощью этой машинки, если мы двигаем ее вверх, то голова куклы смотрит вверх, вниз – соответственно, вниз. Вверх, а вот вниз. А вот так мы можем смотреть вправо или влево. Приятно было познакомиться. Это тростевая кукла. Кстати, очень интересная система, называется тантамареска. Почему тантамареска? Когда вы приезжаете на курорт, то на набережной могли видеть такие стенды с русалкой, с Нептуном и "Привет, Сочи-2015!" с прорезью в этом стенде, то этот стенд и называется тантамареска. То есть мы из стенда вырезаем, делаем объемными, надеваем недостающие элементы. Поэтому добрый доктор Айболит под деревом сидит. "Приходи ко мне лечиться и корова, и волчица, и жучок, и червячок, и медведица". Я думаю, он всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит. Тантамареска. Петрушка у нас пришел, кстати говоря, из Италии. Я бы назвал даже его отца – это Пульчинелла, который ходил вот так по городам и столицам и однажды забрел в настоящую заграницу, то есть, к нам. Вот, наши коллеги увидели и, не спросясь, сделали своего Петрушку. Петрушки, да и все европейские петрушечные персонажи говорят через пищик вот таким высоким-высоким пронзительным голосом, который слышно за несколько кварталов. И, услышав его, люди сбегались и смотрели представление Петрушки. То есть, у нас Петрушка. И есть перчаточная кукла, потому что она похожа на перчаточку. Она так называется. Планшетная кукла. Вот утка из спектакля "Гадкий утенок". Вы знаете, когда я детям рассказываю: а знаете, почему эта кукла называется планшетная? 90% детей говорят: потому что она управляется с помощью планшета. Это нормально. Планшет – это просто поверхность, на которой играет эта кукла. Более открытый прием, когда видно и куклу, и актера. Есть система, которая называется паркетная. Эта кукла ходит по паркету. Старость – не радость. Забыл, я напомню, что он из сказки "12 месяцев". Он тот учитель, который знает, откуда и куда летит ласточка весной. Интересная схема, которая похожа на тантамареску. И название у нее тоже очень похоже. Только она называется антамареска. И которая надевается на голову. "С праздником, что ли. Приходите". Борис Голдовский: Куклы – это же наше с вами отражение. Во все времена так было. И даже по их технологическим системам, если подумаете, вдумаетесь, смотрите, начало XX века, такое своеобразное дореволюционное время. Время, когда все чего-то ожидали, ожидали какого-то события. Как бы кукольник охарактеризовал это время? Да как они его сами характеризовали. Это было время марионетки – куклы на нитях. Потом после революции 1917 года марионетка, технологическая система, как будто бы почти совсем исчезла. Какая стала главная технологическая система куклы? Петрушка. Вот такой, знаете, брутальный земной персонаж, достаточно простой в управлении. Время 1920-1930-х годов - это время Петрушки, время агитационного театра. Потом 1940-е годы – война. И после войны, когда захотелось чего-то… Когда возникло время, когда людям хотелось какой-то романтики, какой-то волшебной истории, другой пластики, другого жеста. И появилась такая называемая тростевая кукла. Кукла, которую мы знаем по волшебной лампе Аладдина, да даже по "Необыкновенному концерту", кукла вот с таким жестом. Снова шло время. И вот Петрушки, марионетки, куклы-маски – все это стало соединяться в одном спектакле. Вот такой винегрет. Это для меня такое время оттепели. Потом это закончилось, и началось время планшетных кукол. Вот эта кукла - планшетная. Она очень напоминает марионетку, но с оборванными нитями. Такое время. А сейчас-то какое время, и вообще какое время будет тогда применительно к куклам? И знаете, что я ответил? Посмотрите вокруг себя, посмотрите на улицу, зайдите в кино – что вы там увидите? Вы там увидите механическую куклу. Сейчас ее называют роботом. У нас, у кукольников, это называется кукла-автомат. Такое время автоматов. Потом это время тоже пройдет, и настанет время других кукол. Какое время? Посмотрим. Детский театр, мне кажется, начинается с родителей, потому что должно быть у родителей что-то, чтобы подвигло их привести своего ребенка в театр. Потому что я знаю таких детей, у которых родителям даже в голову не приходит привести их в театр, хотя бы с малого возраста. А потом уже, конечно, все зависит от театра. Потому что, если ребенок зашел в театр, и он уже не хочет отсюда уходить, если ему не страшно, если ему интересно, потому что настоящий театр вбирает в себя это. Это такой особенный мир. А театр кукол – это вообще такой параллельный мир. Но самое главное, чтобы в театре работали талантливые люди, которые действительно любят детей, и чтобы в этом театре были талантливые спектакли. Чем больше там будет работать талантливых людей во всем – талантливых билетеров, талантливых актеров, талантливых художников, мастеров по изготовлению кукол, талантливых уборщиц... И, когда концентрация таланта, что называется, достигает определенного уровня, тогда возникает театр. Потому что, когда этого нет, он остается просто культурно-развлекательным учреждением. А это еще не театр. Вы знаете, театр, который только развлекает – это зрелище. Это не театр. Театр – это другое. Театр – это не только блеск огней и роскошь декораций. Все-таки самое главное в театре кукол – это душа. Куклы помогают расти душе человека. Вот это очень важно. Это такой действительно проводник в другой мир. Смотрите, куклы на витрине. Вы идете мимо витрины, смотрите в эту витрину. А если там манекен, вот эта кукла хорошо одета, и вам это нравится, вы себя представляете в этой одежде средь шумного бала случайно, да? Вот, хорошо бы. Либо кукла, скажем, в языческой религии. Потому что она тоже была проводником куда-то в иные миры. Либо кукла в театре - когда хороший, настоящий спектакль вы смотрите, вы оказываетесь в некоем другом мире. То есть, это такие ворота, такие ворота в какой-то другой мир. Театр – это один из способов передачи энергии. И если, допустим, драматический театр напоминает мне такой большой теннис, где на сцене актер… Вот он подает мяч в зрительный зал. И, если все хорошо, ему возвращается этот мяч, и идет такое чудное действо, которое и называется театром. Это не только зрелище. Это как раз вот эти замечательные эмоциональные волны, которые идут в зрительном зале. А кукольный театр – это то же самое. Только это не большой теннис, а пинг-понг. Но способ передачи энергии. Мне очень хочется, я верю в это, что наш театр, который в Москве известен давно, что сюда будут приходить все больше, больше и больше, и что он займет свое место в театральной Москве, то место, которое он давно и по праву заслуживает. Я думаю, что Московский театр кукол в этом смысле и театр, потому что большинство людей, которые здесь работают, во-первых, его очень любят, во-вторых, они люди профессиональные, и в-третьих - они не могут, не умеют работать плохо. Поэтому я очень рад, что моя судьба сложилась так, что я сейчас в Московском театре кукол. С этого театра я ведь когда-то начинал. В 1972 году я сюда поступил учиться на артиста-кукольника. И так сложилось, что больше, чем через 40 лет я сюда вернулся. Это странно, но, видимо, по судьбе.