Борис Иогансон: За всю историю нашей литературы Есенин по популярности уступает только Пушкину
https://otr-online.ru/programmy/bolshoe-intervyu/boris-ioganson-za-16818.html
В этом году мы отмечаем
120-летие со дня рождения гениального поэта РоссииXXвека
Сергея Есенина. Углубленное изучение творчества великого поэта, постижение его
многоплановости и подтекстов изменило само представление о масштабе
поэтического дара Есенина. Из крестьянского лирика он превратился в
поэта-мыслителя мирового масштаба. Многие сокровенные пласты его поэзии
становятся доступны только теперь. Целиком полагаясь на свой лирический дар,
Есенин растрачивал себя щедро, безоглядно, неистово. Сам он говорил: "Моя
лирика жива одной большой любовью – любовью к родине. Чувство родины – основное
мое в творчестве".
Это сокровенное и
всепоглощающее чувство с первых шагов творческого пути определяет для Есенина
отношение к миру, человеку и литературе.
"Я снова здесь, в
семье родной, Мой край, задумчивый и нежный", - написал Есенин в 1916 году
в один из приездов в родное Константиново. Но таково свойство истинной поэзии.
Есенин и сейчас присутствует в жизни своего края. Родное село стало местом
паломничества миллионов любителей его поэзии из России и других стран. И само имя
Есенина служит своеобразной охранной грамотой для родных мест, не позволяя
разрушать их прекрасную природу.
Борис Иогансон:Есенин – это непередаваемый замечательный
лирик со своей тонкой интонацией. И, несмотря на такое пристальное внимание, а
Есенин по всем опросам является самым популярным поэтом в России вXXвеке,
мне кажется, что все равно его загадка до конца не разгадана.
Борис Иогансон, директор
Государственного музея-заповедника Сергея Есенина в селе Константиново
Рязанской области. Окончив Санкт-Петербургский государственный академический
институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, а также аспирантуру
Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств
Российской академии художеств, работал в музеях и художественных галереях
города Москвы, принимал участие в организации более чем 500 международных и
российских выставочных проектов, фестивалей и конференций. Борис Иогансон –
автор более 40 публикаций по истории советского искусства, охране культурного и
природного наследия России, кандидат искусствоведения, почетный работник
культуры и искусства Рязанской области. С 2010 года назначен директором
Государственного музея-заповедника Сергея Есенина.
Борис Иогансон:2015 год указом президента Российской
Федерации Владимира Владимировича Путина объявлен годом литературы. Так
совпало, что музей-заповедник Сергея Александровича Есенина празднует свой
50-летний юбилей в этом году и 120 лет со дня рождения Сергея Александровича
Есенина. Волею судьбы Константинову было уготована учесть стать родиной
великого русского поэта Сергея Александровича Есенина.
Сергей Александрович Есенин –
уникальное явление и в русской, и в мировой культуре. О нем самом написаны
сотни книг, тысячи статей, сняты десятки документальных и художественных
кинолент. И, конечно, его образ навсегда сохранится в сердцах и в памяти
благодарных потомков.
А что касается меня, в 2010 году
мне мои рязанские знакомые предложили принять участие в конкурсе, который
объявил местный рязанский комитет по культуре на замещение вакантной должности
директора музея-заповедника. После конкурса мне предложили занять место
директора музея-заповедника Сергея Александровича Есенина. И я здесь работаю
уже шестой год.
Для меня принять такое решение,
работать в музее-заповедника Есенина, человека, который во многом и
олицетворяет Серебряный век русской поэзии, один из самых наших знаковых периодов
в истории русской культуры, не было сложным решением. Семья меня полностью
поддержала. И таким образом я уже здесь довольно серьезный отрезок своего
времени.
Для меня Есенин – знаковая
фигура в моей жизни. Для меня Есенин – это не передаваемый и замечательный
лирик со своей тонкой интонацией. И,
несмотря на такое пристальное внимание, а Есенин по всем опросам является самым
популярным поэтом в России в XX веке,
может быть, по популярности за всю историю нашей литературы уступает только Александру
Сергеевичу Пушкину, мне кажется, что все равно его загадка до конца не
разгадана. И возможно, что его масштаб, может быть, даже с помощью нас,
музейных сотрудников, может быть, с помощью замечательных литературоведов,
которые работают на есенинском поле в различных институциях, его фигура из фигуры
поэта, который воспел деревенскую природу и красоту нашей страны, потихоньку
превращается в фигуру такого серьезного международного масштаба. Достаточно
просто почитать один из сборников по итогам любой нашей ежегодной конференции, посвященной
есениане.
Помимо того, что он замечательный
лирик, у него очень сложная и привлекающая всеобщее внимание не только
творческая, но и личная биография. Он родился в рязанской глубинке, он поехал в
Москву, в Петербург, много женщин было, которые его любили. Он путешествовал за
границей, у него трагическая, вызывающая до сих пор споры в общественности,
кончина. Поэтому, конечно же, его судьба будет и дальше привлекать внимание
масс.
Музей-заповедник – это серьезный
комплекс, в состав которого входят объекты культурного наследия. Это и дом
родителей, и его духовного наставника, священника Иоанна Яковлевича Смирнова.
Земская спас-клепиковская второклассная школа, литературная экспозиция,
выставочный зал – это сакральное место для каждого для каждого россиянина. И,
если вы помните, даже президент Российской Федерации при инаугурации
процитировал строки Сергея Александровича: "Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину
мою".
Поэтому самая главная задача
нас, хранителей культурного и природного наследия – это сохранить это место в
том виде, каким его видел Сергей Александрович Есенин в началеXXвека.
Поэтому мы, конечно, работаем по этому принципу. И все наши проекты, и
выставочные проекты, и благоустройство территории – они, конечно, проходят
очень серьезный кастинг, мы обсуждаем и на научно-методических советах, ученых
советах. Обязательно наличие историко-культурной независимой экспертизы.
Рассматриваем эти проекты в Министерстве культуры. Обязательно археологические
исследования проводим, когда мы ведем благоустройство на территории таких
объектов, как дом родителей, усадьба родителей Сергея Александровича Есенина,
усадьба помещицы села Константиново Лидии Ивановны Кашиной. Просто не можем эти
работы не вести, потому что поток посетителей растет. В 2010 году музей
посетило 209 000 гостей, в этом году уже около 350 000. Мы, конечно
же, стараемся делать все, чтобы их пребывание было максимально комфортным.
Для этого мы из усадьбы Лидии
Ивановны Кашиной собираемся перенести строение администрации и наших фондов в
так называемую въездную территорию, где будет располагаться отвечающее всем
последним требованиям и нормам здание фондохранилища. Все сотрудники переедут в
новое здание администрации. Там же будет построена какая-то комфортная зона приема
для гостей, которые к нам приезжают, а все диссонирующие объекты из усадьбы
Лидии Ивановны Кашиной будут выведены. Это и здание электроподстанции, это
здание научно-культурного центра, здание администрации, которые уже морально
устарели. Это строения советской эпохи. И, конечно, они носят диссонирующий
характер.
Что касается непременных
атрибутов территории объектов культурного наследия, которая служит для показа,
то, конечно, мы делаем и таблички на зданиях по заранее заготовленным проектам,
это и указатели на территории, это информационные щиты, в будущем появятся и
интерактивные какие-то вещи тоже. Но самое главное в этом отношении, конечно,
чтобы все было логично, чтобы какие-то нововведения не превалировали над нашими
стационарными экспозициями.
В музее довольно часто
проводятся различные семинарские занятия. Музей принимает участие в организации
нескольких научных конференций – это природоохранная конференция, которая
проходит в музее-заповеднике, обычно летом, в июле, когда мы празднуем день
рождения музея, и в международном научном симпозиуме музей принимает также
участие, который мы организуем совместно с Институтом мировой литературы и с
Рязанским государственным университетом.
Также музей ежегодно выпускает
не менее семи изданий. Это и журналы, и буклеты. В этом году вышел в свет
первый том каталогов фондовых собраний музея-заповедника. И публикаций у
научных сотрудников музея-заповедника порядка 50-70 ежегодно.
Нам потребовалось
систематизировать все наши желания в какой-то единый документ. Мы собрались,
поговорили, подумали с сотрудниками и оформили стратегию развития нашей
организации на несколько лет вперед. И стараемся не отступать от тех
постулатов, которые мы там записали. Естественно, ежегодно планы
корректируются, меняются. Но самое главное, что есть поддержка не только среди
наших гостей и тех людей, которые ежегодно сюда приезжают и видят какие-то
положительные изменения, которые происходят в музее-заповеднике. Есть люди,
которые работают и в правительственных структурах. Есть яркие общественные
деятели, которые нам в нашей работе помогают. И я, конечно, очень им благодарен
за это. Потому что в музее происходит очень многих правильных вещей. Но,
конечно, не обходится и без проблем, которые получают заслуженное нарекание.
Конечно, эта история с охранными
зонами, с необходимостью законодательного регулирования огромной территории, на
которой расположены эти охранные зоны музея-заповедника, требуют, конечно,
быстрейшего решения. И я надеюсь, что документ, над которым мы работаем
последние несколько лет – это очень сложно составленный документ, который
включает не только границы огромной территории, которая составляет около 45
тысяч гектар и касается жизни тысяч человек, которые проживают и в Рыбновском,
и в Спас-Клепиковском районах, на которых расположены объекты
музея-заповедника. Здесь работают десятки предприятий. Необходимо, конечно,
установить такие режимы, которые, с одной стороны, и это самое главное, будут
способствовать сохранению культурного и природного наследия, а, с другой
стороны, не будут очень сильно мешать развитию этих районов. Это очень большая
задача, потому что вот эта территория (45000 гектаров), конечно, превосходит по
объему территории все достопримечательные места в Центральном федеральном
округе. Территории, на которых располагаются музеи-заповедники, которые
сравнимы по значимости с нашим.
Ежегодно в музее-заповеднике
проводится около 100 различных мероприятий – это и праздники, и конференции, и
симпозиумы, и семинары. Сейчас разгар Есенинских дней – дней, которые посвящены
празднованию 120-летнего юбилея со дня рождения Сергея Александровича Есенина.
Уже прошел художественный фестиваль, участие в котором приняли около 300
художников из разных регионов Российской Федерации. Запланирован детский
поэтический фестиваль творчества. Будет проведен международный симпозиум,
посвященный творчеству Сергея Александровича Есенина. А 3 октября -
Всероссийский есенинский праздник поэзии. На площади в этот день продают свои
изделия рязанские мастера. На территории перед земской школой организовано
своеобразное гульбище. В Кашинском доме читают свои произведения литераторы со
всех уголков нашей страны. А на большой сцене, на сцене летней эстрады представление
спектакля "Хулиган" театра под управлением Сергея Витальевича
Безрукова.
Как правило, на праздник очень
много гостей приезжает, порядка нескольких тысяч обязательно.
Рязанская земля очень богата на
достопримечательности. И, в частности, на территории охранных зон
музея-заповедника, конечно, есть на что обратить внимание. И сам музей-заповедник
заслуживает не однодневного посещения, а, может быть, даже и всех выходных,
поэтому, конечно, нам необходима гостиница, которая, я надеюсь, будет построена
в ближайшее время, на территории, которую правительство Рязанской области под
это место определило. С помощью инвестора, я знаю, разрабатывается проект на
гостиницу около ста мест. И надеюсь, что в какой-то обозримый отрезок времени
будет построена.
Сотрудники из местного районного
центра, из Рыбного, из Рязани приезжают на нашем автобусе сотрудники, и
местные, из Константинова, из сел Кузьминское, Федякино. С одной стороны,
конечно, они очень любят, ценят и гордятся тем, что в музее-заповеднике
работают. Но, с другой стороны, есть такая расхожая, как и во всех музеях
такого уровня ситуация, которые вписаны в деревни и в села, когда жители хотят
построить более что-то, по их мнению, симпатичное, красивое на своих участках,
а существующие режимы и регламенты в этом процессе их тормозят.
Эта ситуация у нас довольно
строго регламентирована. На территории музея-заповедника есть музейный магазин,
где посетители могут купить любой предмет из расхожей музейной тематики, или
тематики, связанной с Есениным. А местные жители торгуют тем, что растет у них
на приусадебных участках.
В Константиново приезжают люди
самого разного возраста, которые любят природу средней полосы России, которые
любят творчество Сергея Александровича Есенина, которые ему беззаветно преданы.
Конечно, мы стараемся, чтобы эти люди приезжали к нам как можно чаще.
Наши гости увозят с собой помимо
прекрасных впечатлений желание сюда вернуться.
Борис Иогансон: За всю историю нашей литературы Есенин по популярности уступает только Пушкину