Александра Пахмутова - советский и российский композитор, автор более 400 песен. Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда. Лауреат двух Государственных премий СССР. На ее песнях выросло не одно поколение советских людей. 9 ноября композитор отмечает свой юбилей.   9 ноября свой юбилей отметила Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат двух государственных премий СССР, Кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" 1-й, 2-й и 3-й степеней композитор Александра Николаевна Пахмутова. Ей одинаково подвластны разные жанры: симфоническая и камерная музыка, фортепианные концерты, сюиты, балет, музыка для кино, но главным делом всей жизни стала песня. Александра Пахмутова: Песни - как люди, вот судьба под человека: красивый, умный, добрый, все – а счастья у него нет. А другой человек ничего, даже какой-то значительный, и счастливый, и сытый, и все при нем – вот так бывает с песнями. На песнях Александры Пахмутовой выросло не одно поколение. Ее творчество стало, по сути, музыкальным сопровождением жизни Советского Союза: ее мелодии звучали на стройках, на комсомольских собраниях, на Олимпиаде-80 и просто на танцплощадках. В советское время эти песни знала вся страна. И сегодня творчество Александры Николаевны помнят и любят почитатели ее щедрого таланта. С Пахмутовой сотрудничали выдающиеся поэты. Наиболее плодотворным стал ее союз с мужем, поэтом Николаем Добронравовым. Эпохе они аккомпанировали вместе. Александра Пахмутова: В жизни все происходит в движении. Может быть, есть композиторы, поэты, которые сидят в своих домах на берегу реки и творят – я такого не видела ни разу. Поэтому нужно что-то сделать – только успеваешь заметить, что это не очень получилось, или, кажется, что-то получилось. Например, такая песня, как "Геологи", которая стала очень популярной. Мы писали ее в Москве, не видя в жизни ни одного живого геолога. Здесь больше каких-то моментов случайных, не то что случайных, а моментов, которые не отмечаются неким каким-то порядком – вот как было, так и было. Потом проходит время, ты смотришь, и оказывается, что это было не так плохо. Песни как люди, судьба под человека: красивый, умный, добрый, все – а счастья у него нет. А другой человек ничего, даже какой-то значительный, и счастливый, и сытый, и все при нем – вот так бывает с песнями. Песню "Нежность" Кристалинская пела первый раз в Колонном зале с оркестром и ушла под шум своих шагов абсолютно. Песня не имела никакого успеха. Но Майя, видимо, верила в нее, она продолжала ее петь, что бы то ни было. Прошло время. У нас было много спортивных песен, потому что был фильм о спорте "Баллада о спорте", была работа в олимпийском фильме. Когда работали над фильмом "Баллада о спорте", то там была песня "Команда молодости нашей". Гурченко ее записала. В фильм она не вошла – не было места, но песню записали. Записали – и хорошо, и забыли про нее. И лет 20, я думаю, песня ладно и ладно. И вдруг она стала какой-то очень популярной. Да кто ее знает, почему стала популярной! Эта песня, во всяком случае, по музыке, она менее интересна, чем "Нежность". Тамара Гвердцители: Я была удостоена великой чести исполнять песню "Нежность". И, где бы я ни была, один раз помню, что я просто из больницы приехала, вышла на сцену, и думала, что я упаду. Но я дошла до рояля и начала исполнять эту песню. Вот на эти три минуты для меня как бы прекратились все трудности, все, что тогда даже физически затронуло меня. Это действительно было очень сложно. Но я понимала, что если я не приду – я себя не прощу. Вот если что-то может светиться как солнце – это Александра Николаевна и Николай Николаевич. Понимаешь, откуда берется вся эта музыка, вся эта мелодия. Хотя я считаю, что это, конечно, божественное начало, так просто мелодии не рождаются. И я понимаю, что это  такое огромное счастье и солнце в жизни в виде музыки. Парадоксально, но советский дуэт Пахмутова-Добронравов, в чьем творчестве значительное место занимает ленинско-комсомольская тематика, никогда не были членами КПСС. Бесконечное агитационные беседы, отказы в получении квартиры и даже выставлявшиеся время от времени ультиматумы так и не заставили звездную чету написать заявление о вступлении в партию. Вместе они напишут около 400 песен. Только не у каждой, к сожалению, будет счастливая судьба: некоторые попадут под гриф "запрещено". Например, к песне "И вновь продолжается бой" цензура придиралась из-за слишком активных барабанов. Добронравову тоже досталось. Но, несмотря на запреты, песни Александры Николаевны звучали в каждом доме. Ведь самое главное для настоящего композитора – суметь достучаться до сердца слушателя. В ее творчестве много человеческого тепла и душевной искренности, фальшивых нот в ее мелодиях нет. Лев Лещенко: Умные люди понимали, что есть чувства человеческие, только через чувства, только через эмоции настоящие можно поднять патриотическую тему. Александра Николаевна всегда жила в ногу со временем, ее песни – энциклопедия жизни огромной страны. Не случайно со стороны государства именно дуэту Пахмутова-Добронравов поручались важные творческие заказы. Примером тому служит московская Олимпиада 1980 года. Песня "До свидания, Москва", прозвучавшая впервые во время торжественного закрытия Олимпиады, покорила сердца миллионов слушателей, каждого, кто присутствовал на стадионе "Лужники" и кто смотрел с замиранием сердца церемонию закрытия по телевизору. Александра Пахмутова: То, что мы хотели сделать, нам показалось, что это получилось от того что мы сделали, от того, что сделали исполнители - и Лещенко, и Анциферова, от того, что сделал режиссер Бабушкин, от того, как это поставили. Плюс, я думаю, нам часто говорили, вот люди плакали, когда слушали. Здесь просто эффект чисто жизненный, потому что на Олимпиаде тысячи людей сидели очень близко друг от друга и все было наполнено добром, любовью, и люди знали, что завтра разъедутся, и каждого из них ждет совсем другая жизнь – и этот момент скоро кончится. Пахмутова довольно рано, как сейчас говорят, сделала себе имя. Будучи еще студенткой Московской консерватории, она решилась отнести свои симфонические сочинения в Союз композиторов СССР, куда ее приняли практически без обсуждений. Фрагмент сюжета о молодой Александре Пахмутовой. Это еще никому не известный композитор. За роялем сам автор Аля Пахмутова.  – Ну, хорошо, Аля. А не слишком ли у тебя далекая модуляция здесь в конце? – Вы говорите вот об этой фразе? – Да-да. – Хорошо, я ее исправлю. Александра Пахмутова: Работать очень трудно. Почему? Потому что, когда человек пишет симфонию – его никто не трогает: он сидит и пишет симфонию, и так же оперу, квартет. Когда человек пишет песню, если у него есть хоть одна удача – это, особенно в советское время, начинается радостный шум вокруг: фестивали, конкурсы, интервью, и при этом работать очень трудно. Всенародная любовь к Пахмутовой и ее успех выражались тысячами писем в музыкальные редакции от благодарных слушателей, переполненными концертными залами, съемками на телевидении, записями на пластинки и радио, а признание со стороны государства выражалось в правительственных наградах: премиях и званиях. Тогда, живя на одной волне со своей страной, Александра Николаевна не могла себе представить, что в годы перестройки станет в один момент ненужной, неактуальной. Александра Пахмутова: Мы рады, к нам относятся люди с уважением, это очень замечательно и мы это очень ценим. Но, когда началась перестройка, я отдыхала от замечательной любви: никто не писал, никто не звонил – все, сказали, что не надо, мы пойдем в капитализм, а вот эти не нужны. Куда делась любовь? Мне даже было любопытно как доморощенному дилетанту-социологу. Вот я в жизни не представляла, что так бывает. Да, так было. Но время все расставило на свои места, и это не удивительно. Ведь с Александрой Пахмутовой всегда ее мелодия: именно она и есть тот камертон, по которому только и стоить настраиваться для того, чтобы жить. Лучшие свои песни Александра Пахмутова написала, конечно, с Николаем Добронравовым. Хотя в начале творческого пути были удачи  и с другими поэтами. Многие маститые песенники, оценив талант молодого композитора Пахмутовой, с удовольствием приглашали ее поработать, особенно часто - в кино. Александра Пахмутова: "Песня о тревожной молодости". Ашанин принес очень хорошие стихи. Я только помню две строчки первые: "Спросят внуки у меня под старость, как ты, деда, молодость провел… для чего вступил ты в комсомол?" Замечательно. Вот он мне это принес. А я ему сыграла "Песню о тревожной молодости". И он отложил свои очень хорошие стихи и стал делать подтекстовку на мою музыку – так получилась "Песня о тревожной молодости". Следующая моя работа была фильм "Девчата", где стихи писал Михаил Львович Матусовский, у которого в то время уже были "Подмосковные вечера", всесоюзно известный, всемирно известный поэт. Он принес мне стихи: "Старый клен стучит в стекло… приглашая нас с друзьями на прогулку. От чего мне так светло? От того, что ты идешь по переулку". Замечательные стихи. А я ему сыграла "Старый клен, старый клен, старый клен…". Там, казалось, от стихов ничего не осталось, но он как песенный мастер почувствовал, что это более песенно, что вот именно эти стихи, более примитивные, наверное, принесут песне какую-то жизнь. И он уступил: сделал подтекстовку, и получилась песня "Старый клен". Они встретились в коридоре легендарного Дома звукозаписи на бывшей улице Качалова - композитор Александра Николаевна Пахмутова и молодой певец, популярный рок-музыкант Александр Градский. Тогда, в 1976 году, никто не мог предположить, что эта, казалось бы, случайная встреча положит начало творческого дуэта музыкантов двух разных поколений, и родится песня, ставшая визитной карточкой Александра Градского. Александр Градский: Это просто долговременная дружба, и я очень рад этому, потому что она великий композитор, это даже не обсуждается. Если она нашла возможным доверить мне какую-то из своих вещей – это здорово. Это Бабушкин Виктор Борисович нас свел, звукорежиссер, гениальнейший совершенно человек. Он меня порекомендовал Пахмутовой для записи песни в фильме казахской киностудии под названием "Моя любовь на третьем курсе" по пьесе Михаила Шатрова "Лошадь Пржевальского" про студентов строительного отряда. Песня эта, насколько я помню, была написана в таком актерском регистре и должна быть исполнена что-то типа у костра. Александра Николаевна написала совершенно замечательную партитуру. Мы с ней встретились в комнате музыкальной редакции "Мосфильма", где было маленькое пианино коричневого цвета. Она села за этот инструмент и наиграла мне эту песню. Потом я набрался нахальства и попросил у нее партитуру посмотреть. Она была очень удивлена, она до сих пор об этом говорит с удивлением, потому что в музыкальной среде "курица – не птица", а вокалист – не музыкант. Я посмотрел партитуру, понял, что это может быть интересно сделано в третьем куплете: сделать некую кульминацию, и предложил ей этот вариант. Она сказала, не знаю, не знаю, по-моему, все-таки будет высоковато для вас. Говорю, давайте, может, попробуем. Мы собрались на запись в эталонной студии так называемой. Виктор Борисович сделал три дубля: у нас всегда так с ним было, потому что он работал со мной на "Романсе с влюбленными" и сделал много, чтобы музыка звучала хорошо. Мы сделали один дубль для меня, один дубли для Александры Николаевны, и последний дубль Виктор Борисович попросил сделать для него. И все эти три дубля были чуть-чуть разные. Потом каким-то образом он что-то там склеил, как обычно звукорежиссеры делают, и получилась та версия, которая вошла в фильм. Эту версию Александра Николаевна впоследствии понесла на радио. Ей там посоветовали переписать эту песню с другим исполнителем, потому что у него длинные волосы и он вообще не тот тип. На что им сказали, что мы пришли на радио и никто этих длинных волос не увидит. Возник какой-то конфликт, насколько я понимаю, и Александра Николаевна, получив рекомендацию записать это с другим исполнителем, просто надо ее знать: это человек стального характера, несмотря на свой миниатюрный вид. Она дала понять, кто тут вообще решает вопросы, как ей жить как композитору, как и с кем записывать, и что вообще должно быть. Конфликт закончился все-таки Песней года, где я эту вещь спел. После этого было еще пять, по-моему, показов по центральному телевидению, всего то ли пять, то ли шесть за год, но я поехал Дворцы спорта собирать. Дорогая Александра Николаевна, я вас поздравляю с вашим замечательным днем рождения! И надеюсь, что этих дней рождения будет очень и очень много, и вы нас будете радовать. И чтобы музыка никогда не кончалась, и чтобы стихи никогда не кончались, чтобы Колечка был с вами всегда рядом, и чтобы все было очень хорошо. Тамара Гвердцители: Дай Бог, чтобы у нас у всех были силы сколько мы можем исполнять эту музыку. И выходить вместе со всеми и петь "Надежду", потому что каждый раз, исполняя эту песню со всеми – это вообще рождается на сцене другая энергия, хочется что-то такое сделать, и понимаешь, что ты живешь до следующего концерта. Потому что следующий концерт будет, и опять зазвучит эта прекрасная ни с чем не сравнимая музыка, которая столько радости и счастья приносит нашим слушателям. Дорогая Александра Николаевна, любимая, дражайшая и неповторимая, с Днем рождения! Счастья вам, и нам вас видеть, всегда такую музыкальную, очаровательную, земную и космическую, и чтобы всегда звучали ваши песни. И те мгновения длились очень долго, когда вы выходите на сцену, садитесь за рояль, и сразу понятно, что жизнь прекрасна. Мы вами гордимся, вы наша любовь, гордость, нежность и солнце.