Илья Резник: В песнях должна быть гениальная простота. Не примитив, а простота, ясность, образность
https://otr-online.ru/programmy/bolshoe-intervyu/ilya-reznik-znamenitii-13917.html Он
ворвался, словно вихрь, на просторы советской эстрады ровно 45 лет назад с
незамысловатой и трогательной песней "Золушка". Хрустальный и чистый,
словно весенняя капель, голос молодой певицы Людмилы Сенчиной мгновенно облетел
весь Советский Союз. Эта песня принесла поэту Илье Резнику народное признание и
решила его судьбу.
Однако
немногие знают, как долго, шаг за шагом Резник шел к этому успеху. Блокадное детство,
эвакуация на Урал по Дороге жизни через Ладогу, смерть отца от ранений в
госпитале – это еще не все испытания, через которые прошел будущий поэт.
Трудно
представить популярного отечественного исполнителя, в репертуаре которого не
было бы песен на стихи Ильи Резника. "Яблони в цвету",
"Маэстро", "Старинные часы", "Вернисаж",
"Стюардесса по имени Жанна", "Звездное лето",
"Кабриолет" – сотни любимых народом песен, вышедших из-под пера
поэта, бриллиантовой россыпью украсили звездный небосклон отечественной
популярной музыки.
Илья
Резник: В песнях должна быть гениальная простота. Не
примитив, а простота, ясность, образность, метафоры и прочее. Метафоры мы
пишем, когда пишем поэмы, стихи. Можно усложнять, и это даже легко. Музыке
должно не хватать поэзии, а поэзии должно не хватать музыки. Если музыка
самодостаточна, то ей не нужны стихи. Вот это соитие должно быть, как паззл,
как две половинки, которые совмещаются – и получается одно целое.
Илья
Резник – поэт-песенник,
народный артист России, кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени, заслуженный деятель
искусств, любимец муз и женщин, мэтр-импровизатор. Звезда эстрады, чьим именем
названо настоящее светило в созвездии Ориона, а его жизнь напоминает водоворот
страстей, в котором нет места скуке и однообразию.
Илья
Резник: Я люблю менять жанры. Если я захотел писать сонеты
– значит, я буду писать только сонеты. Если Боженька дал мне молитвы в течение
десяти дней – я писал молитвы. Я записывал их на салфетках, на каких-то
газетах, на обрывках. Потом я хватился и захотел это систематизировать – я не
нашел ни одного слова, ни одной строчки. Я был очень обескуражен, очень
расстроен.
Однажды позвонил Игорь
Каменев, замечательный художник-иконописец. Иногда он мне звонит поздно вечером
и говорит: "Почитай мне что-нибудь". И я ему читаю. И он говорит:
"Ты чего в таком состоянии подавленном?" Я говорю: "Помнишь, я
тебе месяц назад читал молитвы?" Говорит: "Помню". Я говорю:
"Вот они пропали". Он говорит: "Ты знаешь, я в жизни не
записывал чужие разговоры", – и нажал на кнопку записи. И мы два дня с ним
расшифровывали. Он иллюстрировал эту книжечку. А великий наш святейший патриарх
Алексий II
написал предисловие, благословил. Его фотография есть вместе со мной в этой
книжке – и это счастье, конечно. Такое бывает тоже.
Это был 1969 год, я
работал в замечательном ленинградском театре им. Веры Федоровны Комиссаржевской.
Мы ставили "Первую главу" – это драматург Аль написал об истории
Французской революции. Игорь Цветков писал музыку к этому историческому спектаклю.
И однажды после одной из репетиций он сказал: "У тебя есть для меня
какие-то стихи?" Я говорю: "Я напишу сегодня ночью". И я написал
ночью стихи, которые назывались "Сон в летнюю ночь". На следующий
день я ему передал эти стихи. А еще на следующий день он мне звонит и говорит:
"Илюха, я в кукольном театре. Я песенку написал на твои стихи – тут вся
труппа у рояля! Хочешь послушать?" Это, конечно, было очень трогательно, я
пустил слезу. И сразу мне пришла идея: все-таки это не "Сон в летнюю
ночь". Я говорю: "Будет называться "Золушка".
И мы отдали эту песню
Таисии Калинченко. Был замечательный Ленинградский эстрадный оркестр Анатолия
Батхина, и Тасенька прозрачным хрустальным голосом пела эту песню.
Но на счастье Людочки,
она была беременна и очень скоро ушла в декретный отпуск. Анатолий Батхин
сказал: "Будешь петь?" Она говорит: "Не буду. Это какая-то
детская песенка, мне это не нравится". Короче, волевым усилием – а она
недавно приехала из провинции, она же такая девушка-то деревенская, в общем-то,
– он заставил ее петь. Но потом Людочка, конечно, полюбила ее и замечательно
пела. Во всех моих концертах она участвует и поет эту песню. Песня стала,
конечно, популярной очень. Удивительное дело – 45 лет! Я поздравляю
Общественное телевидение, что оно первым поздравило Людмилу Сенчину и меня с
этим юбилеем.
Я жил с бабушкой, с
дедушкой. Детство было полуголодное, конечно. Очень тяжело мы жили, – поэтому,
очевидно, было стремление что-то сделать. Я вообще-то и не знал, что я буду
поэтом или писателем. Мечты были разные: Нахимовское училище, артиллерийское
училище. Потом в Первом медицинском работал – не приняли, к счастью. Потом
мечты – в театральный поступить. "Девочки! Ах, девочки будут!"
И кончилось тем, что я
только на четвертом курсе узнал, кто с кем крутил романы на первом. Там у нас
рождались капустники. И вдруг что-то у меня стало получаться, какие-то такие
куплеты стал сочинять: про Тараканку, про французскую дуэль. Песен 20 сочинил –
и стал в Ленинграде популярным домашним бардом, которого приглашали. Я был одинок
и грустный.
Был в Ленинграде такой
ансамбль "Калинка". Говорят: "Илюха, приезжай. Мы в Одессу едем
на гастроли". А мне нечего делать. Сел я в поезд в Кишиневе, на Одессу 3
часа он шел. Думаю: поеду, там "Калинку" встречу, проведу время,
отпуск.
Две бабки, одна
провожает другую. Одна говорит: "Дуня, давай, это самое, приезжай,
возвращайся. Посидим, поокаем". И я сижу, думаю: недаром 3 часа едет
поезд. И я за это время написал "Приходи на бережок – посидим, поокаем".
Так эта песня родилась.
В 1972 году в Ленинград
приехала на гастроли музыкальная труппа, оркестр Лундстрема. Программа была
такая: первым номером выступала Алла Пугачева, которую никто не знал, а последним
– звезда Галина Ненашева. Первым номером как раз выступала эта девушка с
тросточкой, и она мне показалась очень такой яркой. А у меня задача-то другая
была – прийти к Ненашевой и спеть ей: "Любовь должна быть доброю. И мне
другой не хочется…"
Я после концерта зашел
в гостиницу "Октябрьская", они все там жили. Аллочка сидит, и я
говорю: "Аллочка, очень понравилось, как ты поешь. Вообще потрясающе! Не
могла бы ты мне помочь?" Она говорит: "А что сделать надо?" –
"Подпеть надо. Мне Ненашевой надо песню показать". Мы выучили с
гитарой и потом пошли в номер к Ненашевой. А она – барыня такая сидит,
трехкомнатный номер! Сейчас этот номер – ерунда. А тогда это – о-о-о! Рояль там
стоял.
Алле
Пугачевой дал посмотреть две-три свои песни. Она говорит: "А вот это –
ничего так. "Посидим, поокаем". Некоторое
время Алла даже называла эту песню "визитной карточкой".
И мы стали выступать
перед ней. Пели, пели… Она говорит: "Нет, не годится, не подходит". Я
говорю: "Ладно, до свидания". Идем грустные по темному коридору, я говорю:
"Алла, может, ты возьмешь и споешь?" Она говорит: "Нет, мне тоже
не нравится. А что-нибудь другое есть?" А у меня был такой обшарпанный
матерчатый футляр. Я его расстегиваю – оттуда вылетают ноты разных
композиторов. Я подбираю и говорю: "Посмотри", – две-три ей дал. Она
посмотрела и говорит: "А вот это – ничего так. "Посидим,
поокаем".
И вдруг через 1,5 года
я смотрю: идет Всесоюзный конкурс артистов эстрады. И с этой песней Алла
становится лауреатом. Правда, третье место занимает. Первое занял Чемоданов,
никто его до сих пор не знает и тогда не знал. Некоторое время Алла даже
называла эту песню "визитной карточкой".
В Союз писателей меня
не приняли в Ленинграде, хотя у меня уже две книжки вышли. За меня
проголосовало четыре пожилых поэта, включая Дудина, и против – пять молодых,
включая Кушнера и прочих. Там меня не приняли. Два раза меня там не принимали,
хотя даже Сергей Владимирович Михалков давал мне рекомендацию. Уже тогда была
ревность к популярности.
Во
всех редакциях радио висели черные списки, где не рекомендовали часто исполнять
не членов Союза писателей: Резника, Мигулю, Женю Мартынова.
Один пример – песня
"Старинные часы". Мы принесли ее на "Мелодию": год ее не
выпускали, потому что в жюри сидели поэты. А когда я с Мажуковым написал для
Ирочки Понаровской прекрасную песню "Однажды" ("Земля в цветах,
а не во мгле… О будущем таком мечтает каждый…"), в "Советской
культуре" Лев Ошанин написал заметку, где он нашел одну ошибочку в
строчке: "временно", склонение не то было. "А жаль", –
сказал он. Меня вообще везде закрыли на год. Мало того, во всех этих редакциях
радио висели черные списки, где не рекомендовали часто исполнять не членов Союза
писателей: Резника, Мигулю, Женю Мартынова.
Чтобы попасть на
"Песню года", чтобы пробиться не члену Союза писателей – десять
мешков писем должно было прийти. Но мы пробивались, у нас были такие мешки
писем.
Я,
может быть, даже единственный, кто понимал музыку Паулса, кто пропускал через
себя и выдыхал эти стихи. Это была моя музыка.
Меня Люда Дубовцева
познакомила с Раймондом Паулсом, это 1977 год был. Тоже был чопорный такой:
"Давайте будем сочинять что-то такое". Я говорю: "Раймонд, если
мы не будем по-мужски общаться, ничего у нас не получится". Научил его
некоторым словам – и у нас все получилось. Мы массу песен написали, конечно.
Я, пожалуй, может быть,
даже единственный, кто понимал музыку Паулса, кто пропускал через себя и
выдыхал эти стихи. Это была моя музыка. Поэтому у меня, по сравнению с другими
поэтами, больше побед с Паулсом на этом поле.
В песнях должна быть
гениальная простота. Не примитив, а простота, ясность, образность, метафоры и
прочее. Метафоры мы пишем, когда пишем поэмы, стихи. Можно усложнять, и это
даже легко. Метафорично писать легко. Сложно, но писать легко. А ты напиши:
"Хорошо-то, хорошо. Да ничего хорошего!" Музыке должно не хватать
поэзии, а поэзии должно не хватать музыки. Если музыка самодостаточна, то ей не
нужны стихи. Вот это соитие должно быть, как паззл, как две половинки, которые
совмещаются – и получается одно целое.
Прядь
волос, душистый локон.
Нежный
взор влюбленных глаз.
Груди,
налитые соком.
Рук
застывший реверанс.
Шея
в томном ожерелье.
Губ
обидчивый излом.
Голос
тихой ворожеи.
Мушка
над зовущим ртом.
Вздох…
Пожатье… Поцелуя
Сумасшедшее
вино.
Воска
льющиеся струи
На
бильярдное сукно.
Полночь.
В дыме ресторана
Я
люблю тебя ясней.
И
мои врачует раны
Аромат души твоей.
Ирочка (Ирина Романова,
жена) – это счастье, это подарок судьбы. Она очень много пережила, конечно. Потому
что я поменял место досуга, свободного времени, компанию – и моих приятелей это
очень разозлило. Поэтому у нее очень много неприятелей, и, конечно, среди
женского коллектива. Когда она со мной встретилась, в общем, для нее начался
тоже какой-то новый этап, более праздничный. Она чувствовала себя сопричастной.
Даже к моему юбилею выпустила книжку. Она собрала лучшие мои лирические стихи и
выпустила книгу "Святая к женщине любовь".
Однажды мы проезжали по
Рублевке мимо Кунцево. Там на Осеннем бульваре есть дом 6. Она смотрит и
говорит: "Я в этом доме жила, снимала квартиру". Я говорю: "Так
и я жил здесь". Она говорит: "А где ты жил?" Я говорю: "В
1-м подъезде". Она говорит: "И я в 1-м подъезде". Я говорю:
"А на каком этаже?" Она говорит: "На 9-м". – "А я на
8-м". Это за 3 года до того, как мы встретились. То есть наши квартиры
соприкасались уголочками. И мы не встретились тогда.
Встретила она меня,
отдыхая в Крыму. Ира лежит на массаже, а там такие советские отсеки, не
отдельные. Она говорит: "Вдруг через отсек слышу громовой голос: "Да
Маршак отдыхает! Я тот, что прочитал 4-й том Резника, детские сочинения. Он
отдыхает!" Ира говорит: "Какой-то человек…" А массажистка:
"Может быть, сказать, чтобы он потише?" – "Нет-нет, пусть
кричит".
Готовится, уже написана
книга басен. Басни я пишу, как дедушка Крылов.
Голубоглазый
кот Парис
Был
в состоянии недуга:
Пропала
кошечка Кис-Кис –
Его
любимая супруга.
Он
во дворе ее искал,
Подвалы
оббежал и крыши.
"Кис-Кис!"
– в смятенье кошку звал.
"Хи-хи!"
– в ответ смеялись мыши.
Кот
потерял ее следы,
Но
не смирился он с пропажей.
Искал
в салоне красоты
И
даже – на нудистском пляже.
Когда
же повстречал Ми-Ми,
Супруги
давнюю подругу, –
Ми-Ми
сказала: "Черт возьми!
Я
знаю, где твоя супруга".
Ко
Льву ворвался кот Парис!
"Без
стука?" – Лев спросил печально.
И
промяукала Кис-Кис:
"Я
ни при чем. Он – мой начальник".
Кот
крикнул ей: "Ты не права!"
Хвост
распушил, сверкнул очами –
И,
разбежавшись, в морду Льва
Вцепился
двадцатью когтями!
От
жуткой боли заорал
Распутный
Лев: "Спаси, о Боже!"
Но
кот соперника держал
Бесстрашной
хваткою бульдожьей!
А
дальше – вот она, расплата:
Скандал,
больничная палата,
Шов
– двадцать штук.
И
– вот те нате! –
Стал
импотентом в результате.
Мораль:
В
пространстве адюльтера
Рогатый кот страшней
пантеры.
До Аллы еще Графов был,
такой известный журналист, он написал в "Советской культуре" очень
хорошую статью много лет назад. Он написал: "Вы – женский поэт, который
знает душу женщины". Я тогда впервые об этом услышал. В общем-то, на самом
деле это перевоплощение. Я всегда перевоплощаюсь в своих исполнительниц (и в исполнителей
тоже): о чем она могла думать, какие ее чаянья, мечты, трагедии, драмы. Я
угадывал очень часто. Поэтому, как драматург, который пишет пьесу, я писал
правильные роли, которые находили отклик у зрителя. Вот и все. Просто я –
профессионал.
Всё
– женщина! Весна! Природа! Радуга!
И
песня, что несет добро и свет.
Ее
улыбка соткана из радости…
И
я мужчинам дать хочу совет:
Придет
Удача, что судьбой была обещана, –
И
вы покоя станете искать.
Но
не забудьте, что Удача – это женщина,
И
нелегко Удачу удержать.
Придет
Беда, сменив успех изменчивый,
Пробьет
нежданно, в самый черный час.
Но
не забудьте, что Беда – все та же женщина.
Когда-нибудь
она оставит вас.
Но
в нас, друзья, живет Надежда вечная.
Придет
Удача, минует нас Беда.
И
не забудьте, что Надежда – тоже Женщина.
Она
у нас одна – и навсегда!
Илья Резник: В песнях должна быть гениальная простота. Не примитив, а простота, ясность, образность