Протоиерей Дмитрий Смирнов: Я осознал себя верующим года в три, но отчётливо помню, о чём я молился, и о том, как мне быстро Господь помог
https://otr-online.ru/programmy/bolshoe-intervyu/protoierei-dmitrii-smirnov-8186.html Из
всех тайн божьих самая дивная и великая – тайна Воскресения Христова. Для тех,
кто считает себя светским и нерелигиозным человеком, кто не ходит в церковь и
не читает Евангелия, сегодняшний праздник – всего лишь очередной выходной день.
Но для 2,5 млрд человек во всём мире светлое Воскресенье Христово – главное
событие в истории человечества. Тайна эта постигается только чистым и любящим
Бога сердцем. Ведь без веры Воскресения Господня нет и самого спасения.
Благодатный огонь, спасительные вести о воскресшем Христе ежегодно ярким
пламенем вспыхивает над Гробом Господнем.
Среди
всех великих и радостных христианских праздников светлое Христово Воскресенье
отмечается особо. Недаром его называют праздником праздников и торжеством из
торжеств. Церковь Божия, преисполнившись светом этого огня, радостно
восклицает: "Христос
воскресе". И в эту святую ночь в колокольном малиновом перезвоне, в
пламени зажжённых свечей и в сердцах людей звучит отклик: "Воистину
воскресе".
В этом
году Пасха празднуется всеми христианами мира в один день. Юлианский и
григорианский календари совпали, указав одну дату – 20 апреля. Православные и
католики, протестанты и лютеране, англиканцы и Армянская апостольская церковь. Для
каждого человека независимо от принадлежности к той или иной конфессии наступил
долгожданный праздник, светлое время радости о воскресшем Христе.
Димитрий
Смирнов: Хотелось бы, чтобы все, кто пришёл на Пасху, ощутили своим сердцем
Христа. Чтобы те, кто готовились причаститься святых христовых тайн,
причастились. Чтобы служба для них прошла легко, радостно. И чтоб они Пасху
сохраняли в сердце до следующей Пасхи.
Отец
Димитрий Смирнов, священнослужитель Русской православной церкви, митрофорный
протоиерей, известный церковный и общественный деятель, настоятель Храма святителя
Митрофана Воронежского на Хуторской и ещё семи церквей в Москве и Московской
области. Ведущий многочисленных теле- и радиопрограмм на православных каналах. На
протяжении 12 лет с 2001 по 2013 годы руководил синодальным отделом по
взаимодействию с вооружёнными силами и правоохранительными учреждениями. В
настоящее время является руководителем аппарата Патриаршей комиссии по вопросам
семьи и защиты материнства.
Димитрий
Смирнов: Бог две тысячи с лишним лет назад сошёл на землю,
стал человеком, во всём подобный нам, кроме греха. Он учил о том, как нам выйти
из мрачного круговорота нашей жизни, которая вполне сравнима с адом, приглашая
всех, кто пожелает, следовать за собой.
Как всегда благодарные люди за это его арестовали, избили,
истязали и умертвили. И он, как обещал, воскрес. Тем самым явил группе людей,
которые были учениками, ученицами, тем, что он победил смерть, что не надо её
бояться, и что тот путь, который он предлагал падшему человечеству – истинный.
Потому что сам человек себя воскресить не может.
И в доказательство, что это не обман, все его
ученики, кроме одного, отдали жизнь за эту весть, что Христос воскрес. И для
каждого человека, который рос на земле независимо от цвета кожи,
национальности, веры открыты двери в Царство Божие. Он, если захочет, может
туда войти.
Поэтому когда мы приветствуем всех и я приветствую
всех, кто нас слышит, древним апостольским возгласом "Христос
воскресе", утверждая именно эту истину, что это главные два слова, которые
когда-либо звучали на Земле. Это важнейшее событие всей человеческой истории и
даже праистории, потому что наша Земля создана исключительно для человека. Она
создана ни для динозавров, ни для уссурийских тигров, ни для плотвы, сома,
голубого кита. Она создана для человека. И в этом возгласе "Христос
воскресе" ему, человеку явлено спасение. Потому что если б Христос не
воскрес, как говорит один из учеников Христа, то вера наша тщетна. Одно из
учений. Мало ли было всяких учений, и хороших, и похуже, да и совсем дрянь, и
каждый год рождаются какие-то новые учения, появляются новые лидеры, что-то
кого-то уговаривают и куда-то влекут. Но в этом нет истины. А то, что Христос
воскрес – это неоспоримая истина.
У человека есть и душа, причём, она бессмертна.
Человек сам на похоронах всегда доказывает тем, что плачет. Раз он плачет,
значит он не согласен со смертью. А теперешние люди, которые раньше боялись
только слова "рак", теперь боятся слова "смерть".
Говорят - "ушёл". Как будто в универсам ушёл, или в Театр
ленинского комсомола ушёл. Вот, он ушёл. Все понимают, о чём речь. Но слово "смерть",
"он умер" боятся произнести. Это говорит о чём? О том, что люди
замирают на пороге этой тайны вечности. Они прекрасно её чувствуют.
Но, к сожалению, ничего об этом не знают и не хотяn узнать… В общем, известно немало. И, конечно,
тайна смерти и Воскресения Христа имеет к этому непосредственное отношение. Потому
что Христос сказал "кто верует в меня, тот не умрёт, а перейдёт прямо от
смерти в жизнь". По сравнению с тем, что мы называем в вульгарном обиходе
жизнью, на самом деле с точки зрения того, о чём говорил Христос – это вообще
не жизнь. Это такое полуслепое, полуглухое существование, как у всех
млекопитающих. А человек призван к гораздо более великому, чем это есть на
самом деле.
Апостол сказал: "Всегда радуйтесь". Но радуются совсем не
все. И если мы обойдём дома в пасхальную ночь, не во всех мы увидим радость. А
некоторые вообще даже не в курсе дела. Хотя и в Москве живут десятилетиями,
колокола звонят, люди крестным ходом ходят и так далее. Им вообще невдомёк. У
них нет радости в сердце. Но и те, которые приходят в церкви или вообще живут церковной
жизнью, радуются не всегда. Поэтому очень немногие, так же как преподобный
Серафим Саровский, постоянно достигали этой непрестанной радости, о которой
говорил апостол, призывая всех.
И вообще христианство – это путь к совершенной радости, которую
ничем нельзя отнять: ни потерей близких, ни изгнанием из Родины, ни посадкой в
тюрьму, ни тяжелой болезнью, ни ядерной войной – ничем. Потому что всё, что
вокруг могло бы принести печаль, растворяется в этой радости, радости общения с
Богом. Как маленький ребёночек. Когда он взят на руки любимым отцом, ему
совершенно неважно в этот момент, а где мама, а где бабушка, а где границы
государств, а в каком банке деньги, а какая там ставка, и вообще нет ли
инфляции или дефляции, не разбился ли автомобиль, на котором папа меня куда-то
повезёт к бабушке, где уже ждёт мама. То есть всё в этом растворяется. Он
доволен. Папа его взял, он счастлив, он в любви, он в безопасности, ему хорошо.
Но вот и христианство призывает каждого человека вернуться к Отцу Небесному.
И чтобы Отец его обнял, взял, прижал к себе, жили вместе в любви, в счастье. А все
земные человеческие благоглупости представляются ничтожными, они меркнут, они
скучны, они имеют такую даже не патину на себе, а толстый слой пыли пошлости. Потому
что вся жизнь человеческая представляет собой чрезвычайную пошлость, которая
прекрасно описана мировой литературой. И гении человечества видели эту
пошлость, так и называли "Человеческими комедиями" эти все такие
потуги и поиски того, что человек именует счастьем. Счастье возможно только в
Боге, потому что Адам потерял рай, только потеряв Бога. А Христос – новый Адам.
И он призывает всех стать Богу не рабами, но друзьями. Уже не говорю "рабы",
но называю вас "други".
Поэтому сам праздник Пасха – это такая человеческая интерпретация,
некий образный рассказ для всех, что на самом деле есть Пасха. В этом смысл
самого дня. Потому что на самом деле Пасха ежедневно. Она постоянно. Она и
днём, и ночью. Только встал, раскрыл руки и говорю – Господи, вот у тебя Пасха.
Она и в сердце, и перед тобой. А всё остальное неважно. Ну, убейте меня – Пасха
всё равно останется. Вот и всё.
Почему люди стремятся к материальному? Потому что они не знают
духовное. Когда вживляли в тот или иной участок мозга шимпанзе такой чипчик,
который надо было нажимать и получать удовольствие. Она переставала есть и
пить, только нажимала чипчик, пока не погибала. Так и человек чипчиками всякими
себя окружил, всё время получает удовольствие. Он даже боится размышлять. Его
ум всё время занят: либо прослушиванием какой-то музыки, либо новостей, либо
чтением чего-то интересного. А так он сразу мучается. Я тут беседовал с
мальчиком 8 лет. Он стоял, весь извивался, не мог, прямо стоит, говорит – мне
скучно, мне скучно. У него абстиненция. Потому что он должен быть всё время
занят либо какой-то игрой, либо просмотром мультиков, либо над кем-то смеяться,
либо что-то сосать. Такое чрезвычайно вредное для желудка, для зубов и так
далее. То есть он в этих удовольствиях, как та бедная обезьянка, которая погибла,
нажимая кнопочку с чипчиком.
Один человек, чтобы заниматься математикой, не спит ночью и
зарабатывает себе бессонницу, потому что другого времени нет. Он на работе, а
вечером четверо детей ходят на головах. И у него только ночь. И Христос так
трудился во время своей жизни, что когда он с учениками переплывал Геннисаретское
озеро (которое по величине даже морем называется, другого берега не видно),
была такая буря, что волны переливались через борт и заливались в лодку. Как нужно
устать человеку, чтобы не просыпаться? И они его растолкали, говорят: спаси, мы
погибаем. И он молился ночью. У него не было возможности другой. Он тратил время
на труды, проповеди Евангелия, а ночью ещё молился Отцу Небесному. Поэтому если
человек хочет молиться, он найдёт себе для этого время. Если человек хочет
заниматься математикой, он найдёт это время. И так далее. Если человек любит
вкусно поесть, он будет часами стоять у плиты. То есть жизнь в том, чтобы
повкуснее (эти все передачи по телевизору по многим каналам) есть, есть, есть,
как приготовить, как вкусно, хи-хи, ха-ха, как вкусно, опять красиво, есть,
есть и есть. Вот, собственно, это зависит исключительно от того, какую жизнь
сам себе человек устраивает.
Футбол надо? Погоду надо? Каждые 15 мин, потом каждые полчаса,
потом каждый час погода, погода, погода. Украина – надо? Надо. Америка - надо? Надо. Валютная корзина – надо? Надо. И
что там остаётся? На работе чай попить надо? Поговорить с приятелями надо? В
стрелялки поиграть надо? В кассу сходить за зарплатой надо? Пообедать надо? Машину
запарковать надо?
У одного человека спросили: а почему у тебя рядом с кроватью стул?
– Ну как, проснёшься – отдохнуть-то надо. Почему человек уделяет этому большое
внимание? Потому что он не знает, к чему стремиться на Земле, он не знает об
этой дороге, он не верит в эту дорогу. Ему Христос через церковь говорит:
пойдём с нами. Он говорит: я не пойду. – Почему? – Я не верю, что эта дорога туда
приведёт. – Видишь табличка, написано "Царствие небесное". – Я, -
говорит, - всё равно не верю. Ну и что ж тут сделаешь? Без веры невозможно
угодить Богу.
Я осознал себя верующим в детском саду ещё года в три. Я даже знаю
это место в Москве, где я молился Богу. Я даже его посещал, уже будучи
взрослым. Отчётливо помню. И о чём я молился, и о том, как мне быстро Господь
помог. Я даже помню имена людей, о которых я молился. Но это была молитва такая
к Богу. Я ещё не знал ничего о Христе. У нас дома была одна иконочка всего
лишь. А как Пасху праздновали? Мама всегда пекла куличи, Пасху. А наша соседка
Марфа брала вместе со своими и несла в Донскую церковь (прекрасный храм начала XVIII века) в Москве на Донской улице, и там
освящала. А когда мне было не то 15, не то 16, бабушка Марфа заболела. И мама
меня попросила как самого старшего в семье отнести, посвятить. И я туда пришёл
и ощутил себя просто дома. И с этого года стал сам приходить. Я был сразу
окружён всеми прихожанками, потому что там были одни только пожилые женщины,
все в белых платочках, иногда этот платочек был в какой-то маленький синенький
цветочек, и они меня сразу всем снабдили: и молитвословами (каждый свой
отдавал), и церковным календарём, и другими. И я стал учиться по этим книгам.
Им было это удивительно. Потому что у них дети не ходили. А тут пришёл такой
довольно здорового роста, каждый из них был мне ниже плеча. Это было
удивительно. А на следующий год я уже с братом пришёл. И я стал регулярно
ходить в храм. А потом воцерковилась уже вся моя семья: и папа, и мама, и
братья, потом и жёны, и дети. И всё это такой процесс. Потом я узнал,
оказывается, что с начала XVIII века в
моём роду по отцовской линии все были священниками, я этого ничего не знал. Есть
в роду и святые, и убитые за веры. Моя дочка нашла массу родственников. В нашем
роду около 20 человек было уничтожено большевиками только за то, что они
веровали в Бога. А вот семечко проросло всё-таки. Никто меня никогда не
агитировал. А я ещё в институте студентов стал водить в церковь. У нас целая
группа. Мы ездили в храм, научились и исповедоваться, и причащаться, и читать
священное писание.
Каждый раз на Пасху, сейчас-то свободно, а тогда нужно было
приходить к настоятелю, договариваться, что как он будет нас причащать. Может
быть, тайно в алтаре. Потому что молодёжь, особенно целая группка – это был
скандал, могло не поздоровиться. Мы приходили на службу заранее, ещё когда наш
комсомол не пришёл. И у меня был разный опыт: перелезание через забор, подныривание
под врата, или прорыв через группу комсомольцев, которые держались за руки и
так далее. Я весь этот опыт использовали, уже когда сам стал священником. Я
тогда прямо выходил к кордону милиционеров, которые не пускали молодёжь,
говорю: это наши, это певчие. И всех, кого успевал, несколько десятков людей проводил.
Потому что я помню, как совсем недавно, десять лет назад, я сам был в числе
этой молодёжи, которая приходила в храм.
Каждая литургия – это Пасха. На каждой литургии мы читаем
пасхальные песнопения, "Воскресение Христово видевше". Перед нами
разворачивается и жизнь Христа, и его Пасха. Вообще вся подготовка к Пасхе –
это было поводом, для того чтобы вновь пришедших христиан научить христианству.
Люди, прежде чем принять святое крещение, готовились к этому целый
год. А кульминацией был Великий Пост. А крестный ход – это было шествие
новокрещённых, которые крестились в Великую субботу, впервые в храм со свечами
в белых одеждах, как полноценных христиан. Поэтому такая большая Пасха – это есть
праздник церкви, праздник проповеди, праздник катехизации, праздник просвещения
людей. И до сих пор многие люди с Пасхи, сначала просто от любопытства, потому
что я люблю смотреть на людей, которые идут через двор нашего храма, удобно,
они идут по двору храма, но зайти в храм им в голову не приходит. А потом, я
думаю, придёт время, когда в его жизни что-то такое произойдёт, как-то
подтолкнёт, и он сделает небольшой крюк в пять метров, зайдёт в храм,
столкнётся с иконами, а, может быть, попадёт как раз во время богослужения, и,
может быть, два слова, "Господи, помилуй", дойдёт до его слуха, ума,
души, и произойдёт Пасха.
Дорогие братья и сестры, на Пасху, кроме "Христос воскресе"
ничего вроде и неуместно говорить. Потому что в этих двух словах, как и в словах
"Господи, помилуй", содержится самое главное, что есть в нашей вере. "Христос
воскресе" и наша вера не тщетна, она не напрасна. Мы живём этим
переживанием всю нашу христианскую жизнь. Поэтому к воскресшему Христу надо
всегда обращать нам свои взоры. И в радости, и в печали, и в здоровье, и в
болезни, и в испытаниях. "Христос воскресе", для того чтобы и нам,
как и ему, победить смерть и воскреснуть со Христом. Прости всех, Господи.
Христос воскресе.