Дмитрий Кириллов: Татьяна Покровская – это имя уже почти два десятка лет является символом всех олимпийских побед нашей сборной по синхронному плаванию. Ее громкий голос на тренировках слышен не только на суше, но даже под водой. О ее властном характере ходят легенды. Она не позволяет халтурить ни себе, ни другим, выжигает на корню любые проявления бесхребетности и слабости, знает главный секрет для каждого спортсмена – как стать победителем. Да ее саму давно уже называют непобедимой, поскольку Покровской нет равных. Она в своем виде спорта лучший тренер на планете. Знакомьтесь – жизнерадостная, обаятельная, женственная, неунывающая Татьяна Покровская, герой труда России, главный тренер олимпийской сборной страны по синхронному плаванию. Вы знаете секрет, как выбрать из 146 млн россиян 8 олимпийских чемпионов? Т.П.: Да. Д.К.: Фирменные покровские штучки – предмет зависти зарубежных тренеров. Т.П.: Без комментариев. Д.К.: Добренький тренер – это про вас? Т.П.: Нет. Д.К.: Вы сами обожаете после работы прийти поплавать в бассейне? Т.П.: Нет. Д.К.: Тренерами не становятся, тренерами все-таки рождаются. Т.П.: Да. Д.К.: Президент Путин любит синхронное плавание? Т.П.: Думаю, да. Д.К.: Вам абсолютно легко быть законодательницей моды в синхронном плавании вот уже 20 лет? Т.П.: Нет. Д.К.: В театре есть известная система Станиславского. А в мировом синхронном плавании есть система Покровской? Т.П.: Без комментариев. Д.К.: Самое прекрасное – после долгого трудового дня прийти домой, хорошенько поесть и лечь перед телевизором? Т.П.: Да. Д.К.: Ваша программа "Мольба", которую вы показали в Рио, признана самой лучшей программой за всю историю синхронного плавания. Т.П.: Очень приятно, конечно, когда твои программы получают такое признание. Это всегда приятно. Д.К.: Когда я смотрю на выступление девчонок, полное ощущение, что такого не может быть. Это просто фантастика. А потом смотришь – это живые девочки из плоти и крови. Это нормально. Это не роботы. Т.П.: Такой процесс селекции в сборную команду – он же не просто "она хороша по технике", и все. Бывает, что девочка хорошая по технике, но не может она выражать все то, что в композиции. У нас композиции всегда образные. И мы, можно сказать, ввели эту моду в синхронное плавание. Потому что раньше были композиции, которые кусочек этой мелодии, этой мелодии. Смотришь – классика идет, потом хоп – перекинулись на эстраду. Бывает иногда, что классика с эстрадой совпадает, что-то похожее. Но нет такого, что звучит Чайковский – потом какой-то рок-н-ролл пошел. Уже такое очень редко встречается, такая, как я называю, просто капуста. Д.К.: Нарезали? Т.П.: Да. Люди уже знают, что если выходят синхронницы, значит, они нам что-то такое покажут образное, как в балете. Д.К.: Как театр? Т.П.: Это мода наша. И мы стараемся купальником отобразить это. Потому что это немаловажно. Д.К.: Купальники, наверное, можно называть театральными костюмами? Т.П.: Да. Д.К.: Это не просто купальник. Т.П.: Шьет нам художник, дизайн выдумывает. Действительно, такой купальник, как для спектакля. Нам предлагают несколько сюжетов, мы что-то отвергаем, что-то предлагаем сами уже. Д.К.: Вы участвуете? Т.П.: Обязательно. Д.К.: Девчонок спрашиваете? Т.П.: А как же? Д.К.: Нравится – не нравится. Т.П.: Если я сама решила перстом - "это", а потом девчонки скажут "нет"… Им же выходить, не мне. Я сижу в своих майках. И один сюжет – розовая и зеленая. Д.К.: О двух счастливых футболках Покровской в спортивном мире знают все. Купленные много лет назад, они надеваются теперь исключительно во время соревнований и всегда приносят удачу. Хотите – верьте, хотите – нет. Т.П.: После нашей первой победы на чемпионате мира в 1998 году, просто проезжая в Гонконге, я купила эти майки, посвященные нашей победе. Д.К.: Победные майки? Т.П.: Победные. Я купила, просто купила. Надела на следующие соревнования – все, с этого началось. Я не могу их не надевать. Я бы, может быть, и не надевала. Но я не могу. Девчонки уже настолько вросли в них, что они просто расстроятся так… Д.К.: Они уже видят эту майку. Т.П.: Они расстроятся. Уже был случай, что я сижу, просто еще не переоделась. "Татьяна Николаевна, что вы сидите?". Я говорю: "А в чем дело?". - "Где майки?". Я то расту. А майки почему-то не очень тянутся. Они остаются прежними. Д.К.: Нет, Татьяна Николаевна, это просто садятся при стирке. Я вас уверяю. Т.П.: Конечно. Уже почти 20 лет. Конечно, они садятся. Я только не сажусь. Д.К.: И бросить любимого тренера в бассейн – обязательная программа. Это веселая традиция, которую девочки поддерживают свято. Окунуть Покровскую в воду на счастье. За 20 лет много воды утекло. Развалилась страна. Но сидеть на руинах Госкомспорта и посыпать голову пеплом главный тренер СССР не стала. Не найдя поддержки на родине, она уехала работать в Испанию. Благо, талант Покровской иностранцы всегда очень высоко ценили. А дальше судьбоносный поворот на 180 градусов – в южное полушарие, в Бразилию, разделившую жизнь Татьяны Николаевны на 2 половины. В 1995 году Покровская возвращается домой в Россию. А в Бразилии остаются любимая дочь Катя и маленькая внучка Лиза. Спустя годы судьба приготовила Татьяне Николаевне серьезное испытание: не так давно ушли из жизни любимый муж, а затем и 15-летняя внучка. Т.П.: Мой печальный момент. Я не думала, что я вообще что-то составлю. Глядя в одну точку, ничего не видя. Состояние было очень депрессивное. Д.К.: Это как раз вы приехали после похорон? Т.П.: Да. И девчонки переживали вместе со мной. Д.К.: Готовить нашу олимпийскую сборную для выступления в Рио-де-Жанейро, где похоронена любимая внучка, было выше человеческих сил. Но Покровская выдержала с достоинством это испытание. Она не только осталась в спорте, но подготовила к олимпиаде такую программу, которая потрясла весь мир. Т.П.: Девчонки сказали: "Татьяна Николаевна, мы найдем музыку, послушаете. Нет – значит нет". И когда я послушала эту музыку, у меня уже какой-то возник образ: "Боже мой, мы и небо". И составление шло очень быстро. Обычно я там много меняю, сижу и все. А это так шло как-то само. Д.К.: И помогли ей в этом ее девочки, настроившиеся, как верные воины армии Покровской, снова на победы. И только на победу. Помогало и небо. Словно Лиза невидимо поддерживала всю команду. И они победили. У вас фабрика звезд такая. Представляете, своя. Т.П.: В общем, где-то да. Таких деловых звезд, которые, для того чтобы стать звездой, очень много этому отдают. И тут уже чувствуешь, насколько у девчонок сила воля действительно сильная. Я их в глубине души очень уважаю. Это кажется на тренировке, что железный меч. Но я их в глубине души уважаю. Так задумаешься – боже мой, это же сколько нужно отдавать этому делу. Д.К.: Бриллиантовые брызги, парящие над водой женские фигурки – за видимой невесомостью и легкостью стоит изнуряющий труд. На чашу весов с олимпийским золотом кладется в буквальном смысле слова вся жизнь. Безусловно, это искусство. Но прежде всего реальный спорт, причем, очень жесткий, требующий максимальной физической и эмоциональной концентрации. Выдерживают такой сумасшедший ритм немногие. Но те, кто остаются, становятся олимпийскими чемпионами, которых знает весь мир. Т.П.: Это же элита спорта, элита синхронного плавания. Собираются уже такие девочки, которые, да, как вы высказали, на плаху спорту уже. Но они же знают, во имя чего они это делают. Я даже не говорю – материально. Хотя это тоже спасибо правительству. Последние олимпиады, конечно, хорошо, я приветствую это. Что должны быть вознаграждения. А как же? Это началось с Владимира Владимировича. Он любит и уважает спорт. И мы это чувствует. Особенно в Кремле те победители, которые принимаются, с 1 по 3 место. И, конечно, элита спорта. И все такие красивые. Я понять не могу. Я вижу все время… откуда что берется. Красавицы! Д.К.: Если говорим о президенте Путине, я так понимаю, что он и помогает, чем может. Я знаю, что олимпийская база теперь в синхронном плавании… Т.П.: Да вот, где вы сидите – это благодаря Владимиру Владимировичу был просто за короткий срок. Он был долгострой, этот бассейн. И вдруг нас приглашают уже на открытие. Какое открытие? На Круглом озере. Откуда бассейн взялся? Приезжает здесь вот такое чудо. Д.К.: В Раменском были, по-моему, да? Т.П.: Да. Три олимпиады мы готовили в Раменском. Спасибо большое директору этого бассейна. Потому что он делал невозможное. Бассейн еще 1960-х годов. И там мясорубка. Кто там только ни плавал, кто там только ни ползал по дну (дайвинг же), ни ползал по стене (скалолазание). Там железо, отгорожено все. Д.К.: А тут еще синхронистки. Т.П.: Да. Д.К.: Которым вода теплая нужна. Т.П.: Писали письма: "Закройте эту орущую женщину, которая то и дело музыку включает по многу раз. Мы пришли поплавать, отдохнуть". Д.К.: В каком-то из интервью девчонки сказали, что орущая Покровская – это "наш адреналин". Есть в этом действительно какая-то… Т.П.: Конечно. А как же? Мобилизует. Мой родной голос, далеко не ласковый, очень мобилизует. А я уже поняла, что это тоже система. Это система. Потому что это можно в индивидуальных видах спокойно все говорить. А когда их 8 или 10 даже… Одна внимательная, другая невнимательная. Вот они приходят в сборную команду – они даже учатся видео смотреть. Не просто смотреть… Я говорю – вы не смотрите, как индийский сериал. Вы анализируйте. Для чего мы тогда смотрим? Каждая должна проанализировать свою позицию, свое выполнение. Не умеют. Учатся. И это не такой простой процесс. Д.К.: У вас в детстве вообще мечта, что вы будете королева, главная в мире по синхронному плаванию? Т.П.: Я жила в нашей глубинке на Урале, в Магнитогорске, я даже не знала, что такое бывает. Меня тянуло в балет. Д.К.: В искусство. Т.П.: Но, не найдя балетной студии, мне пришлось заняться художественной гимнастикой. Я думала, что сейчас мы что-то выполним гимнастическое, потом сядем, порисуем. Д.К.: А, ну художественная же гимнастика. Такое представление было. Вам помогла художественная гимнастика, когда вы пришли в синхронное плавание? Т.П.: Очень. Пусть некоторые считают, что я не специалист. И на Украине главный тренер тоже художница, тоже не специалист. Пусть на таких неспециалистах держится синхронное плавание. Д.К.: Уже не первый год многие зарубежные спортсмены пытаются разгадать секрет успеха Татьяны Покровской. Но все тщетно. Честным путем идти не всегда получается. А вот заслать разведчика – обычная практика. Так случилось и перед олимпиадой, когда во время закрытого прогона для своих были пойманы китайские операторы, снимавшие рабочее выступление наших девушек на скрытую камеру. Т.П.: Мы, особенно перед олимпиадой, всегда проводим так называемые курсовки. Д.К.: Генеральный прогон такой, как в театре? Т.П.: Да. Специально оставляем небольшой карман, чтоб потом еще немножечко подправить, потому что видно, что где-то что-то как-то не сошлось. И обнаружили у нас сидящие зрители, что снимают. Но их заставили вернуть пленку, потому что надо спросить разрешения. Потому что вот так вот тихо. Это в Раменском. Приехали, не поленились, в Раменское и тихонько стали снимать. Д.К.: Вы всегда придумываете какие-то новые истории, многие элементы. Вы потом видите через много лет в командах других стран? "Здрасте, приехали, это же я сделала 10 лет назад". Было такое? Т.П.: Да, конечно. Уже другие команды исполнили – и уже вроде бы как… Д.К.: И уже не объяснишь, что это наше. Т.П.: Да. А зритель, который на соревнованиях сидит, и некоторые судьи воспринимают, что это именно этой команды. И нравится эта штучка. И обидно. Как-то думаешь: "Ничего себе, это наше…". Д.К.: Вы как-то в каком-то интервью сказали – и понеслось, что мотивация, замешанная на ненависти к тренеру, дает потрясающий результат. Было? Т.П.: Я как-то так сказала. Но я не то имела в виду. И теперь вообще… Д.К.: Это цитата уже. Ведь есть же какая-то в этом доля… Т.П.: Доля правды есть. Д.К.: Рассказывайте. Т.П.: Потому что а как же? Если я заставляю, вынуждаю, причем, куда денешься, жизнь есть жизнь, человеческий фактор, порой даже грубо. Д.К.: Есть ли какие-то крепкие слова? Т.П.: А как же? Это секрет Покровской. Вы говорите – секретные штучки. Это как раз секретные штучки. Это же выматывает силы. Я думаю, что в это время есть чувство ненависти. Д.К.: "Сколько же можно?". Т.П.: Да. Это невозможно. Д.К.: А по-другому нельзя. А если бы расслабиться и сказать: "Ой, вы мои кисочки, ну давайте еще разучим". Т.П.: Пробовала. Д.К.: Ну как? Т.П.: Да никак. Д.К.: Не работает? Т.П.: Когда меня нет, тренеры работают. У меня помощницы, хорошие помощницы, работают в полную силу. Уже много лет со мной. Но у девочек, как они говорят, немножко все равно такой момент расслабления есть. Я говорю: "Я что, полицейский? Главного полицейского нет?". Понимаете, это человеческий фактор. Если есть золотой фонд тренеров, золотой запас, то все будет ок. И даже из не очень талантливого спортсмена можно сделать, довести его до победы. У нас в синхронном плавании такое случалось. Когда скептически относились. "Ой, куда ее в сборную? Это же смех. У нас же должны быть ноги, все". Нет. Я уже давно говорю, что в синхронном плавании нужна голова и очень тонкая, хорошая координация. А это голова. Д.К.: Сколько вы раз в году видите дочку? Как вообще происходит? Т.П.: У меня история вообще нетипичная. Потому что дочка очень далеко. И сейчас два внука у меня. Д.К.: А, уже два внука. Ну, расскажите. Они в Рио живут? Т.П.: Да, в Рио. И внук, которому два года. Ванечка. И Анечка, которой 3 месяца. То есть, слава богу, господи, спасибо тебе, что после этой трагедии еще боженька дал двух детей. Д.К.: Что жизнь продолжается. Т.П.: Да, и это все далеко. Это не значит, что я их забыла. Тем более современная жизнь позволяет… Я их вижу. Это не как раньше. Д.К.: Это бабушка теперь по скайпу воспитывает… Т.П.: Да, и смотрю там – а что-то ухо не то, а нос не тот, а это это. То есть уже контроль. Конечно, хочется такой контакт. Я сама выбрала этот путь. И я не представляю. Вот, например, я приезжаю на 20 дней – дочка своими делами занимается, внуки тоже как-то… А уже чувствуешь себя не в своей тарелке. То есть необходимо что-то свое. Д.К.: Пора в бассейн. Т.П.: Да. Д.К.: Как вообще вы выдерживаете, чтобы не показать девчонкам, что, например, какие-то проблемы и сложности. Даже во время этой сумасшедшей истории с ВАДА, до последнего не могли понять, поедете – не поедете. Как вы все это внутри себя переживали? Т.П.: Ну как? Когда эти не очень хорошие события проходили, это внутри себя. И, конечно, сказывается на здоровье. А как же? Ты же не будешь истерики устраивать - "ай, мы не поедем, девочки". Я девчонкам сказала так: "Девочки, подождите, сейчас Владимир Владимирович подключится – и все будет нормально, и мы поедем однозначно". Вот и все. И поэтому не снижали темп, ничего. Но это сказалось, знаете… Не было бы счастья – да несчастье помогло. Очень большой был интерес наших зрителей, повышенный такой. У меня, например, пятая олимпиада. Но такого ажиотажа после нашей победы не было никогда, чтоб узнавали даже на улице. И, вы знаете, "мы кланяемся вам", понимаете? Аж слезу, конечно… Женщины говорят: "Низкий поклон, потому что мы, когда смотрели, мы болели и все…". И мы прямо стали героями. Д.К.: Потому что это был действительно бой, было настоящее сражение. Т.П.: И весь народ как-то сплотился. Русских сплачивают, наверное, отрицательные события. Д.К.: Когда нас бьют, мы тогда поднимаем голову. Т.П.: Да, и прям вместе… Это наш менталитет. И сразу такой в кулак – идут, как в последний бой, что уже сдаваться нельзя, и за нами Россия. Д.К.: Татьяна Николаевна, у вас множество наград, званий. Все-таки за столько лет накопилось. Есть ли какая-то награда или какое-то звание, что-то такое, что действительно вам очень дорого. Т.П.: Конечно, звезда. Д.К.: Это очень ответственная теперь…   Т.П.: Особенная, конечно, награда. Но что такое ответственная? Уже очень много ответственности, знаете, на плечах. Поэтому я набираю вес, чтобы как-то эту ответственность нести с честью и все. Но все-таки ведь все награды не как аванс будущему, а за то, что уже свершилось, заслужила. Я тоже говорила: "Ой, ну как же теперь после звезды?". Но мне объясняют, что это за труд, который уже свершился, признание того, что свершилось. Ну, свой груз ответственности, конечно. Я никогда не работаю, говорю: "Надо. Мы работаем, а там как получится". Почему-то эту мою фразу не запоминают, а запоминают другую. "А там как получится". Да поможет нам Господь.