Вера Васильева: Мне кажется, театр еще способен в нас сохранять человека
https://otr-online.ru/programmy/bolshoe-intervyu/vera-vasil-eva-mne-kazhetsya-teatr-esche-sposoben-v-nas-sohranyat-cheloveka-32540.html
Ее
игра проста, естественна. Ее лиричность искренна, а юмор так мягок. Все это и
есть вечные постулаты русской актерской школы. И актриса Вера Васильева не
изменяет им.
Вера
Васильева – это имя известно всем. Есть актеры, которые уже при жизни
становятся мифом. Так вот, миф XX
века – это, конечно, Вера Васильева. В ее годы возраст не скрывают. Им
гордятся. Потому что в свои 90 лет актриса Вера Васильева имеет тот же
моложаво-звонкий голос, прямую спину, каблучки и ямочки на щеках. Глядя на эту
невероятно жизнерадостную, лучезарную женщину, трудно говорить о ее возрасте.
Она феномен творческой активности: кинороли, работа в театре, издание мемуаров.
Остается только удивляться, как она все успевает и откуда столько энергии.
Родным
домом для нее стал Московский театр сатиры, где сыграно более 60 ролей, в
котором и по сей день актриса продолжает работать, играя с удовольствием и
невероятным мастерством, вкладывая всю душу в любимые персонажи.
В
кинематографе судьбоносными фильмами стали для нее "Сказание о земле
сибирской" и "Свадьба с приданым", определившими дальнейший
творческий и жизненный путь актрисы.
Вера
Васильева за свою творческую карьеру играла как комедийные роли, так и
драматические. Но никакой душевный слом или надрыв не могут погасить живущее в
ней счастье. Ее игра проста, естественна. Ее лиричность так искренна, а юмор
так мягок. Все это и есть вечные постулаты русской актерской школы. И актриса
не изменяет им. Она любит своего зрителя, и зритель отвечает ей взаимностью.
Вера
Васильева: Вообще я безумно благодарна людям. Я удивляюсь на то,
как они хотят любить, хотят делать добро. Сколько я встречаю на улице людей,
которые подходят и говорят: "будьте здоровы", "я вас помню"
или "я вас люблю". Вы подумайте, ведь все-таки это значит какой-то
порыв души, это же чудесно.
Вера
Кузьминична Васильева, советская и российская актриса театра и кино, народная
артистка СССР, лауреат сталинских премий и Государственной премии СССР,
театральной премии "Хрустальная Турандот" и Премии имени Яблочкиной.
Кавалер ордена "Трудового красного знамени" и "За заслуги перед
отечеством" IV и III степени. Награждена призом "За
честь и достоинство" национальной театральной премии "Золотая
маска" и другими наградами. Вера Кузьминична – председатель
социально-бытовой комиссии. В меру сил она помогает нуждающимся, больным,
обиженным. В 2000 году вышла ее книга мемуаров "Продолжение души. Монолог
актрисы".
Вера
Васильева: Меньше всего я думаю, думала и чувствую – это награды.
Но я, естественно, благодарна за любую награду. Но сказать, что что-то для меня
было бы самым главным, к сожалению, не могу. Не знаю. Потому что, наверное, все-таки
в молодости, потому что я же была все-таки студенткой, когда мне дали
Сталинскую премию по картине. Она повернула, конечно, жизнь. Понимаете? Значит,
я должна сказать самое большое спасибо тому, что повернуло мою судьбу.
Я как раз была даже немножечко напугана тем, что меня
узнают, что есть премия. То есть, значит, вроде как я что-то умею. А мне
казалось, что я как студентка. Кто знает – могу или не могу? Поэтому какая-то
ответственность немножко меня пугала, я бы даже так сказала, потому что я для
самой себя не соответствовала тому потоку хорошего, что на меня вылилось в
начале.
Наверное, если бы я просто окончила театральное училище,
может быть, меня послали бы куда-нибудь, как это бывает, в какой-то театр. И
кто знает, как сложилось бы. А так я стала заметной. И меня пригласили, ведь не
я пришла, а меня пригласили в Театр Сатиры, и сразу на главную роль. Поэтому,
наверное, то, что повернуло судьбу, я этому благодарна, потому что сама бы я не
сумела что-то сделать.
Это дело нервное, вообще наша работа нервная. Она же не
только успех. Это вот-вот что-то такое чувствуешь – получается, радуешься, а
потом вдруг исчезло, и говорят – нет, как-то это меня не трогает. У меня были
роли, которые у меня не получились. И я как-то очень для себя старалась
сказать: не надо мечтать о том, что ты не имеешь права делать. Я репетировала
такую пьесу "Безумная из Шайо". И в процессе репетиций мне казалось,
что я что-то такое нащупала. А потом в театре все стали говорить: Верочка, как
жалко, что ты взяла эту роль, она совсем тебе не подходит. И, кроме того,
художественный руководитель Валентин Николаевич Плучек тоже говорил о том, что
это неудача. И мы пытались сделать по-другому, но я почувствовала, что все
равно плохо.
И наступил такой момент, что я испугалась, что от того,
как я плохо играю эту роль, я не смогу играть другие. Я перестала верить в
себя, и я отказалась от роли. Так что это для меня такой, в общем, случай,
когда я поняла, что если я это делаю плохо, то это дает отпечаток на все
остальное, и очень трудно жить.
Вообще я не могу сказать, что я как-то бываю счастлива.
Я бываю благодарна – да. А радоваться… Я благодарна, и какое-то чувство "а
могу ли?". А то ведь написано "народная, СССР". А могу ли я сыграть
вот такую роль, кто знает? Это ведь дело темное в нашей профессии. А если все-таки
каким-то путем приближаешься, то думаешь: "а на сцене, когда я что-то еще
успокоюсь, так оно и совсем вроде получится".
Я не могу сказать, что, допустим, кто-то единственным
был бы моим режиссером по всей жизни. Те удачные роли были связаны с теми
прекрасными режиссерами, в жизни которых я, может быть, и случайно появлялась.
Но они отдали свой талант на тот спектакль до конца, мне и тому спектаклю. И
эти встречи навсегда остаются как любовь. Потому что если даже я буду
перечислять то, что было сделано с Валентином Николаевичем Плучеком,
"Женитьба Фигаро", "Ревизор" и "Китайская
принцесса" – это прелестно, я все это люблю. И это те мгновения, когда,
наверное, и он любил меня на сцене. Или "Свадьба с приданым", которая
тоже рождалась в абсолютной любви. Это тоже вспоминается всегда как счастье.
Последние годы я неожиданно сыграла у Андрея Житинкина
"Пиковую даму" в Малом театре. Это вообще свалилось на меня необычайно,
прекрасно. И последняя премьера настолько тронула мое сердце, она как-то,
понимаете, меня всю взбудоражила, потому что пока длительная жизнь идет, очень
много было примеров актрис, которые потом, после победного какого-то своего
существования, живут долго, мучительно, одиноко. Это все очень страшные
переживания, которые вдруг оказались невозможными на сцене. И потом связь
возраста тоже очень интересна. Ведь, в общем-то, человек, который много прожил
– это не значит, что у него угасли чувства. Он же все равно еще живет своими
чувствами. Они, может быть, даже более интенсивны. Но от того, что они не
вовремя, они мучительны. Мало ли что бывает.
Я же не очень сатирическая актриса. Поэтому я не могла
выражать по-настоящему, как Оля Аросева, она была воплощением нашего театра. А
я где-то дорожечка поменьше, подальше от главной дороги. И я не была любимицей
Валентина Николаевича Плучека. Поэтому какие-то годы его интересы были связаны
с совершенно другими актерами. И не было такого пестования именно меня. Это
никто и не обязан делать, но ведь сама актриса хочет, чтобы о ней думали. И
когда я понимала, что обо мне не думают, а просто иногда достается что-то,
Тверь помогла мне снова поверить в себя, потому что какие-то мои качества,
которые не очень были нужны в театре, и обвинять я не могу театр в этом, но они
пригодились в другом театре. И тогда я поняла, что я не зря об этом мечтаю.
Раневская, Кручинина в Орле, "Странная миссис Сэвидж" в Детском
кукольном театре – это роли, о которых любая драматическая актриса может только
мечтать. И они мне достались как риск, как возможность: "рискну,
попробую". Не выйдет – ну что делать? А вдруг выйдет? Вот вышло. И,
конечно, это меня очень обогатило. И я поняла, что выполнила свою мечту.
Я могу просто по своей жизни сказать: не надо бросать
свои мечты. Если они есть, надо пытаться. Потому что если бы я не поехала и не
играла бы ни Раневскую, ни Кручинину, ни "Странную миссис Сэвидж", то
наполовину моя жизнь была бы скована рамками. А так это раздвинулось. Я никому
не мешала.
Это были прекрасные спектакли. И поэтому у меня не было
"я отсюда или оттуда". Спасибо, что вы мне дали возможность коснуться
Чехова. В прекрасном спектакле, с прекрасными ролями. Но то, что они не в
Москве – это ничего страшного. Наоборот даже. Я очень уважала своих партнеров.
То, что в театре взяли тогда "Радамеса"
("Реквием по Радамесу") – это был подарок Оле Аросевой и мне. И,
конечно, появление Елены Образцовой. Это чудо-человек. Конечно, актриса,
певица, личность потрясающая. И у нас атмосфера была такая. Мы все обожали друг
друга. И я с Олей Аросевой вместе училась, вместе мы прожили всю жизнь в нашем
театре. Но такой нежности, такого желания успеха каждому из нас я не помню. Это
было счастье, любовь, восторг.
Те люди, которых я встречала, любила и уважала – они в
моей душе живут. И все то, что хорошее есть у них, я хочу быть достойна этих
людей, которые мне повстречались. Они меня как-то формировали, если я хочу быть
достойна их внимания. Мне хотелось бы, чтобы они не жалели, что они отдали
часть души или таланта своего. Это большое счастье – видеть людей, на которых
хотелось бы равняться.
Александр Анатольевич как партнер удивительно чуткий.
Это большое счастье иметь хорошего партнера. Чувствуешь, что можно открывать
сердце бесконечно, и при этом не будет страшно или стыдно. Понимаете? А хочется
в роли иногда раскрыться очень сильно.
Театр – это то, что мне судьбой предназначено. А кино –
если чуть-чуть что-то подходило, я с удовольствием на это шла.
Я люблю театр, понимаете? Если бы у меня не было театра,
наверное, я бы переживала. А так, как я работала и творчески все клокотало во
мне, в общем, жалко, конечно, что в кино чего-то я не сделала. Значит, не
судьба.
Все-таки я, во-первых, в таком возрасте, когда на
будущее смотришь с надеждой, что кто-то об этом подумает, уже не я, понимаете?
Поэтому я бы хотела, чтобы дети имели бы возможность, и люди бы помнили, чтобы
они были воспитаны в тех вечных понятиях о добре и зле. Хотя я понимаю, что
время очень изменилось. В общем, жизнь такая неожиданная, и ее тоже нельзя
делать скучной ни в чем. Так что я не берусь рассуждать. Но очень хочу, чтобы
люди были более духовны.
Мне бывает жалко, когда техника, техника… Она прекрасна,
это все замечательно. Но мы так мчимся и так много технических замен, что, мне
кажется, театр еще способен в нас сохранять человека. Потому что когда в зале
находятся и вдруг кто-то плачет – это же тоже замечательно: значит, он
сочувствует. В нем вспыхивает то, что он сам забывает в самом себе. В общем, я
верю в искусство.
Все-таки, конечно, тоже унываю, как все люди. Но,
во-первых, я люблю тех, кто рядом со мной. Поэтому я их не хочу огорчать. Я
знаю, что есть люди, которые меня очень любят, и я не хочу их пугать своим
каким-то самочувствием плохим, если оно есть. В общем, как-то хотя бы для
близких людей стараться держаться прилично.
Идешь на спектакль, всегда так думаешь: Господи, хоть бы
мне все сделать так, как я это чувствую. И если вдруг зритель… иногда бывает
трудный. Как будто пришел и так, мол, какую-то ерунду вы показываете. Вот так.
И как это сделать, чтобы он все-таки стал бы моим? Это момент такой, в
общем-то, отдачи. Потому что все-таки люди живые в зрительном зале. Если они
чувствуют, что человек живет не то, что заученно, а именно искренне, то
откликаются сердца. И тогда уже несешься и вообще живешь счастливо.
Вера Васильева: Мне кажется, театр еще способен в нас сохранять человека