Владимир Березин: Здравствуйте! Добрый вечер, дорогие друзья! - Владимир Березин. В конце 1980-х его появление на экране центрального телевидения СССР вызвало огромный резонанс. Бархатный баритон, лучезарная улыбка, лучшие костюмы. Обаятельный провинциальный парень из Свердловска в одночасье стал любимым ведущим первого человека в государстве, чем вызвал зависть многих коллег по телевизионному цеху. А он все эти годы продолжал оттачивать мастерство в программах "Время", "Утро", "Спокойно ночи, малыши", "Песня года", не обращая внимания на злопыхателей и имея поддержку многомиллионной телеаудитории. Березина и сегодня любят за доверительную интонацию и высочайший профессионализм. В свои 60 он совершенно не похож на пенсионера. Дикторов и конферансье уже давно нет, а Березин есть, и его работа – это уже классика, которая никогда не стареет. Дмитрий Кириллов: Вашим крестным оцтом на телевидении был первый президент России Борис Ельцин, правда? Владимир Березин: Да. Дмитрий Кириллов: А Людмила Зыкина ближайшим другом? Владимир Березин: Люсенька, конечно. Дмитрий Кириллов: Москву вы полюбили не сразу, но ваш друг Юрий Михайлович Лужков научил вас любить Москву? Владимир Березин: Да, Юрий Михайлович научил меня по-настоящему и искренне любить Москву. Дмитрий Кириллов: Вы жалеете, что профессия диктора исчезла? Владимир Березин: Нет. Дмитрий Кириллов: Ваша жизнь похожа на американские горки: из колхоза им. Жданова Орловской области в Георгиевский зал Кремля – это круто. Владимир Березин: Это аномально. Дмитрий Кириллов: Вы первый ведущий государственных приемов первого президента России. Вам обидно, что вас называют "кремлевский ведущий"? Владимир Березин: Нет, я этим горжусь. Дмитрий Кириллов: Вы впервые представили широкой публике Максима Галкина, Николая Баскова, вообще очень многих артистов, которые сейчас топовые мега-звезды. Говорят: "Если Березин представляет впервые кого-то, тот становится звездой". Вам это известно? Владимир Березин: Нет. Дмитрий Кириллов: Должность главного диктора телевидения России вам дала много преимуществ? Владимир Березин: Нет. Дмитрий Кириллов: Вы считаете Иосифа Кобзона своим учителем? Владимир Березин: Да. Дмитрий Кириллов: А правда, что вы с ним пели в дуэте? Владимир Березин: Да, совсем недавно. Дмитрий Кириллов: Вас назвали самым ценным приобретением центрального телевидения Советского Союза вначале 1990-х? Владимир Березин: Да, это было. Мне это очень приятно до сих пор. Дмитрий Кириллов: Я много лет наблюдал за вами, как вы работаете в кадре, начиная еще со времен телеканала Россия. Главный диктор телеканала Россия – это был, знаете, как вызов. У нас были дикторы, мы их знали прекрасно. Это не раздражало коллег: "Почему главный диктор?"? Владимир Березин: Я на этот вопрос пытался ответить. Как я с любовью называю любимицу миллионов великого диктора Валентину Михайловну Леонтьеву, которая меня однажды поймала в коридоре Останкино, на мое "Здравствуйте, Валентина Михайловна", а Валентина Михайловна посмотрела и сказала: "А, это вы главный, что ли, диктор российского телевидения?". Я говорю: "Да". Она говорит: "Что это за должность "главный диктор"?". – "Валентина Михайловна, я не понимаю, а в чем проблема?" – "Вот у нас Кириллов был художественным руководителем, другие люди были завотделом. Что такое "главный диктор телевидения"? Это безобразие! Это безо…". Я говорю: "Валентина Михайловна, я могу вам дать номер телефона управления кадров ВГТРК. Вы можете позвонить и выразить свое отношение негативное к этому. Вот вы за отдел дикторов центрального телевидения не отвечаете, вы отвечаете только за себя, а я отвечаю за всех, а нас 15 человек, из них трое мастеров, за них не надо, наверное, отвечать, а остальные молодежь, вот за них мне надо отвечать". Главный диктор – это человек, который от имени телевидения в те времена выполнял самые важные и ответственные задания. К примеру, нужно было провести государственный прием короля Испании. Бывали и крупные скандалы по этому поводу, но я об этом не хочу говорить. Почему? Потому что на память о том времени, о том нелегком революционном, путчевом, я бы сказал, времени, у меня осталось удостоверение, где написано "Главный диктор телевидения России", и подпись председателя ВГТРК. Дмитрий Кириллов: Как получилось, что именно Ельцин в вашей судьбе сыграл такую важную роль? Владимир Березин: Это было вначале 1980-х, Борис Николаевич был первым секретарем Обкома, и, как все в своей жизни, он равнял высшей меркой. Он сказал, что "У нас есть первые дикторы, вторые (12 человек в штате было), телевидение и радио, большая и интересная объединенная группа (в стране практически такой не было). Нам нужен еще молодой парень, нам нужно развиваться". То есть я до сих пор никак не мог понять – Ельцин и его команда так к этому относились. Помню, человек 18 на место было. Конечно же, я решил, что я приехал и уехал, и забыл об этом. А потом в самый ответственный очень сложный момент в моей творческой жизни вдруг пришла телеграмма: "Вы приняты по конкурсу на должность диктора свердловского телевидения и радио". Это было по настоянию Бориса Николаевича. Как это звучало? "Ищите в стране, если не можете у себя найти" – "А как же? А жить?". – "Квартиру дадим". Я не знаю, как мне повезло. Меня там приняли. Там меня просто полюбили. Я был там своим, что в нашей профессии дикторской, профессии ведущего это и есть самое главное, потому что профессия диктора и ведущего – это ты, какой ты есть, в предлагаемых обстоятельствах, здесь и сейчас. Дмитрий Кириллов: Трудно было быть любимым диктором Ельцина? Ведь, знаете, как коллеги: "Что такого в этом Березине?". Когда Ельцин приехал в Свердловск, он перевез помимо своей команды еще людей, которые рядом были в его окружении. И автоматически Березин приехал в Москву. Владимир Березин: Это так совпало. Борис Николаевич меня сюда не звал, ему было не до этого. Меня в коридоре Останкино по случаю того, что делалось с Ельциным в те времена, когда его низвергли с высоты члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря Московского городского комитета партии, когда он стал изгоем и каким-то заместителем какого-то строительного комитета, мои коллеги – дай им Бог здоровья, я им так благодарен – за грудки хватали, сказали: "Вы сюда понаехали! И Ельцин твой такой-сякой! И ты! Мы здесь уже по 8-10 лет, а вы приехали, и сразу в эфир, сразу вести, сразу программу "Утро", сразу "Новости"!". Но недолго радовались коллеги, потому что он стал вдруг героем страны в те времена. Он стал героем страны. Борис Ельцин (фрагмент архивного видео): Я зачитываю гражданам России. Мы имеем дело с правым реакционным антиконституционным переворотом. Я всегда мог позвонить к окружению Бориса Николаевича, мог пожаловаться Наине Иосифовне, но этого никогда не было. Меня этому не учили. Меня учили там же в городе Свердловске на Урале, стиснув зубы, ждать. Если ты чувствуешь, что ты прав – не суетись, не спеши, сохрани в себе эту уверенность. Но если тебе в спину говорят что-нибудь плохое, значит, ты идешь впереди. Владимир Березин (фрагмент архивного видео): Мы приветствуем наших постоянных зрителей. Мы приветствуем тех, кто только что начал смотреть наш телеканал и в России, и далеко за ее пределами. Спасибо вам. Мы работали и всегда будем работать для вас. Дмитрий Кириллов: Вы появились на экране телеканал "Россия". Как говорили: "Этот диктор выделяется. Он стоя читает. Все сидят. Что это за выскочка? Почему он стоя читает? Почему он меняет все время костюмы?". Одни говорили: "Классно! Это какой-то новый, какой-то американский стиль, свежий". Владимир Березин: Тогда это звучало гордо "американский стиль". Дмитрий Кириллов: А другие говорили: "Да он делает все, что угодно, потому что у него Ельцин крыша, и поэтому он позволяет себе то, что не позволяют другие дикторы, и вызывает раздражение, и, может быть, даже зависть". Владимир Березин: Хорошо, что я не слышал, что Ельцин моя крыша, потому что я начал бы доказывать, что это не так, и многое бы потерял. Я вернулся, пришёл на канал "Россия" ("РТР" тогда) с должности комментатора редакции информации центрального телевидения. Это сейчас сказал, и все. Ты ведущий, и ведущий. Но по школе ценности, иерархической шкале тогда, комментатор, а дальше политобозреватель. И я вновь вернулся в дикторы. А встал я почему там? Чтобы хоть как-то профессия, в какую я снова вернулся, чтобы она хоть выглядела по-другому. Дмитрий Кириллов: Вам просто было тесно в этих дикторских рамках, получается, где есть четкий текст? Владимир Березин: Совершенно верно, потому что прежде мне все говорили: "Чтобы профессия жила и звучала гордо, расширяйте рамки профессии" (Игорь Кириллов). Я и расширял. Но время революционное, движение пластов, масс, тектонических пород. Дмитрий Кириллов: Да, вы попали в революционное время. Кстати, вы кавалер Ордена "За личное мужество". Как так получилось? Владимир Березин: А это случилось, опять же, связанное с моей профессией, и с штатной должностью главного диктора. Когда это случилось, когда пошли танки, то позвонили домой и сказали: "Как главный специалист, положено, когда что-то случается, все главные специалисты должны быть рядом". Меня привели в кабинет к директору канала, сказали: "Давай сейчас по очереди будете меняться. Люди будут подходить. Кто прорвется по-пластунски в темноте, придет, чтобы высказать свое мнение". Я был первым. Я до сих пор помню, Мариэтта Чудакова, блистательный литературовед, профессор, мы с ней первые поговорили о том, что происходит в стране и как к этому относиться. Небольшая студия метров, наверное, 25, два стола, два стула, стол, камера, и разговор: "Ваше отношение к…". И я как вошел (это около 9 вечера было), и вышел только после того, как увидел картинку, что подъехали танки, начали палить по Белому дому, по Дому правительства. Мне сказали: "Иди поспи. К вечеру обратно. Это такой прямой эфир, и подходили люди. Я помню и Хазанова, я помню Дмитрия Захарова, я помню людей из правительства. Я уже вошел туда безымянным, вышел героем. И мне вручили Орден "За личное мужество", за исполнение служебных, профессиональных обязанностей, связанных с риском для жизни. А когда вручали, сказали: "Борис Николаевич, как спокойно ты говорил, с людьми общался, в стране вдали от Москвы и многие в мире думали: "Не-не, у нас все в порядке"". Дмитрий Кириллов: Вас многие звали "кремлёвский ведущий". Как раз о степени ответственности, наверное, хочется поговорить. В чем заключалась сложность этой работы? Вы как главный диктор телевидения России бывали постоянно в Кремле. Владимир Березин: Это государственные приемы президента Ельцина, они были большие, торжественные, имперские. Вход в Георгиевский зал. И там поднимались человек 300, и я их представлял: Борис Николаевич, Наина Иосифовна, и дальше гости. Подходил человек, сотрудник протокола президента брал карточку. Я, не успев прочитать, он шел, а я озвучивал, к примеру, "Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков с супругой", шел перевод. Следующий. В чем сложность была? В том, что за все это время я никогда не ошибся ни разу ни одной буквой. Почему? А потому что нельзя было ошибиться. А если ошибиться? Нет. А если все-таки?.. Нет! Это и есть протокол президента, где высшего уровня, высшего качества, высшей квалификации. Дмитрий Кириллов: Что дает такая близость к власти, что вы находитесь рядом с президентом? Какие-то дивиденды вы получаете за это? Владимир Березин: Да. Я до сих пор благодаря этому на протяжении нескольких лет стал еще более дисциплинирован. Я никогда не опаздываю. Если это происходит не по моей вине, я в это время несколько раз умираю. Я не могу. Я органически не могу. Дмитрий Кириллов: Но это внутреннее состояние? Владимир Березин: Это внутреннее состояние. Дмитрий Кириллов: Обычно, когда находишься близко к власти, можно ведь что-то попросить что-то сделать. Владимир Березин: Я никогда ничего не просил. Почему? Потому что мой принцип: все, что у меня есть, у меня есть, мне больше и не нужно. Что-нибудь хотелось – мне надо для этого придумать, себя загрузить, а я в этом смысле ленивый. Я научился в том числе благодаря этому состоянию главному и очень важному для человека вообще и представителя нашей профессии – я самодостаточен. Я умею ценить и наслаждаться тем, что у меня есть. Мы сейчас с вами говорим – у меня уже это есть. Вы меня слушаете, вам интересно, кому-то из тех, кто нас смотрит, это интересно – вы знаете, как для меня это уже? Вот так! Дмитрий Кириллов: А знаете, как было людям интересно, когда вы постоянно меняли костюмы? Владимир Березин: Да. Дмитрий Кириллов: Каждый эфир у вас новый костюм. Владимир Березин: Это легенда. Дмитрий Кириллов: Вы приезжаете все время на каких-то дорогих машинах. Ощущение такое, что либо за вас просили, либо вы просили, потому что вы были полностью упакованы. Никто не был. Я вам говорю Кириллов младший. Владимир Березин: Это говорил Отар Кушанашвили. Дмитрий Кириллов: Никто не был упакован, как сейчас говорят. Владимир Александрович, я не верю, что вам какие-то не перепадали оттуда сверху из Кремля гостинцы. Знаете, когда вы заходили на телевидение, то ощущение, что вы заходили, просто несколько минут поприветствовать коллег, что-то прочитать, сесть в машину, уехать вести "Овацию", какой-то концерт очередной, а люди работали целый день. У вас какой-то свой график был? Владимир Березин: Мне так нравится эта легенда, потому что у меня был жесточайший график, не меш четырех дней в неделю я должен быть в эфире, как все остальные вести программу канале. Я со всеми говорил: "Добрый день! Телеканал Россия продолжает свою работу. Мы очень рады, что мы вместе снова, что вы смотрите нашу передачу. У нас сегодня, кстати, вы увидите это, это, это. 458-ю серию многосерийного художественного фильма "Санта-Барбара"". Все остальное – нет. В моем отношении, в моей профессии изначально, как только я из деревни вырвался, то я уже точно знал, что ты можешь не покушать, но у тебя должна быть рубашка, потому что ты не поел и не попил – это там не видно. А если ты плохо одет, то в те времена, повторяю, когда хороших гардеробов всем недоставало, я должен был сохранять флер этого волшебства. Вот это я обязан, этому меня учила моя жена, которая говорила: "Мы должны купить новый костюм, раз в год хотя бы!". Дмитрий Кириллов: Как показывают цифры, молодые смотрят интернет, телевидение как раз для людей, которые уже после 40, после 50 лет. Это аудитория". Владимир Березин: Это те, кто садится на диван с пультом и подключается к пространству. Оп, и он уже там. За МКАД это телевидение нужно вот так, потому что чем дальше от Москвы, тем меньше возможностей. А у нашего поколения, которое я представляю, мало того, что интереса нет, потому что он интерес настоящий – жизнь здесь, сейчас, а не придуманная, и какие-то контенты, какие-то интернет-порталы. Мы читаем энциклопедию, а не "Википедию". Точнее читаем и ее, но верим энциклопедии, потому что то, что там написано, уже 100% верно, а в "Википедии" какая-то девочка написала, так это и осталось. Дмитрий Кириллов: Есть же общемировая тенденция: взрослые ведущие на всех мировых каналах – это топовые люди, это люди, которым верят, которых ждут. У нас в России нет взрослых ведущих, то есть возрастных. Владимир Березин: Нет. Слава богу. Дмитрий Кириллов: Ну, Познер, но он один. Владимир Березин: Но он же не за всех, он же Познер, и один раз в понедельник. Дмитрий Кириллов: А если каналы щелкаешь, то люди просто могут не найти знакомого лица. Владимир Березин: Мне интересно, чем же все это закончится в нашей стране. Закончится тем, что скажут: "Ой, пока не поздно, давайте поработаем для тех, кто верит". А это аудитория, которая ходила и ходит, в консерваторию ходила и ходит, в театр ходила и ходит, и постепенно добавляется молодежь по чуть-чуть, и она растет вместе с ними. Но это основные, которые в музеи ходят, которые читают, это те, на ком вообще будущее. Самая верная навсегда аудитория – это аудитория среднестаршего возраста. Почему BBC? CNN не трогаем. BBC. Вы посмотрите, седовласые дядьки. И попробуй оттуда дядьку убери и посади молодого красивого парня денди. Половина Англии – а Англия, на минуточку, в ней консервативное ощущение жизни, – это эволюционно развивающееся общество, там не было революции, там до сих пор королева, как всем известно. Они перестанут верить в то, что человек говорит с экрана. Почему? Потому что люди старшего поколения, для которых это важно, важно доверие себе равного, себе подобного. Или человек старел, взрослел, рос, а все остальные, кому что интернет, что ящик, простите – это поклонницы и почитательницы поп-исполнителей. Дмитрий Кириллов: Кто был крестным отцом у вас в шоу-бизнесе? Про телевидение я понял, но вы параллельно стали вести концерты, участвовать во всех топовых мероприятиях. Владимир Березин: Вы говорите "топовые мероприятия", то есть это те, которые имеют классический образ? Владимир Березин (фрагмент архивного видео): Добрый вечер, дорогие друзья! Вас приветствует национальный музыкальный фестиваль "Площадь звезд 99!". Начинаем юбилейную церемонию вручения призов Национальной российской музыкальной премии "Овация". Говорит и показывает Витебск, столица 25-го международного фестиваля искусств "Славянский базар".  Владимир Березин: Это, наверное, имидж, наверное, амплуа, которое я в себе сохранил, нащупал, потому что меня никто этому не учил. В то время, когда я набирал какую-то высоту, никто никого не учил, уже было не до того. Учителя, вы говорите, учили. Учителя – это не те, которые нас учат, а это люди, у которых мы учимся, а их много. От великого Эсамбаева до для меня кого Кобзона, когда человек в профессии, если об Иосифе Давыдовиче говорить, почему я его ученик, да хотя бы потому что (только не смейтесь) я до сих пор, когда узнал, что Кобзон перед выходом на сцену, когда надевает сценический костюм, никогда не садится, я за все время, сколько бы я ни работал до девяти часов, я не могу сесть на стул, потому что мне потом выходить на сцену, и у меня стрелки. Это отношение к делу и к профессии, и к зрителю, оно на подсознательном уровне. Поэтому Кобзон не только хороший певец, он выдающийся бизнесмен, он политик, он человек, сохранивший в себе величие, и сохранивший в себе роскошь, которую может позволить не каждый из нас – быть самим собой. Мне его завещал великий Эсамбаев. Он сказал: "Меня не будет, Володя – есть Иосиф, мой младший брат. Смотри, спрашивай – он тебе подскажет, потому что у меня только из великого папаха, – говорил великий Эсамбаев, – поэтому я все равно на голову выше всех. И звезда Героя социалистического труда. Все остальное, наверное, я делал неправильно", – шутя говорил он, хотя он-то делал все правильно. И в профессии он был единственный и лучший, и подобных только были попытки. И в отношениях человеческих. Когда в день моего юбилея позвонил Иосиф Даудович Кобзон, поздравил меня с юбилеем: "Что тебе подарить? Какая любимая песня?". Я говорю: "Моя любимая песня сегодня: "Я люблю тебя, жизнь"". Он говорит: "Исполняю для тебя. Подпевай". И он по телефону, и я по телефону, и мы спели несколько куплетов песни "Я люблю тебя, жизнь" на два голоса. Кто, где и когда встречал у нас в стране свой юбилей таким образом? Никто, нигде и никогда, почему-то уверен я. (Фрагмент концерта Иосифа  Кобзона.) Иосиф Кобзон: (Поет.) Так ликуй и вершись в трубных звуках весеннего гимна. Я люблю тебя, жизнь, и надеюсь, что это взаимно. Владимир Березин: Народный артист Советского Союза Иосиф Кобзон, народный артист России Алексей Евсюков. Иосиф Кобзон: Владимир Березин.   Дмитрий Кириллов: Но не к каждому на юбилей и Пугачева приезжает. Владимир Березин: Она приехала и сказала: "Вот он меня не звал, я сама приехала". Я сказал: "Аллочка, вы знаете, вас звать не надо, вы имеете право приходить всегда к кому захотите в любое время по любому поводу". Я позвал на юбилей Максима Галкина, а с Максимом меня связывают добрые отношения. Я делал как сопродюсер концерт, посвященный Дню внутренних войск. Я увидел Максима где-то, увидел, как он делает образ Владимира Владимировича, тогда еще совсем молодого президента. И я говорю: "Давайте возьмем в концерт Максима Галкина" – "Кто это?". – "Молодой, начинающий исполнитель". Мне говорят: "Молодой, начинающий?.." – "Но он так делает Путина!". И человек, один из первых руководителей внутренних войск, сказал: "Владимир Александрович, только под вашу ответственность". Я сказал: "Вот моя рука, вот моя голова. Это будет успех". Успех был оглушительный. Владимир Владимирович так хохотал, потому что никто никогда его так точно не показывал. Я бы мог в этом месте сказать: "Вы знаете, и так началась стремительная карьера Максима Галкина". Нет, Максим очень талантливый человек был, есть и остается. Дмитрий Кириллов: Владимир Александрович, может быть, рано на пенсию уходить? Какие планы? Знаете, такой банальный вопрос советской сливки: "Ваши творческие планы?". Пенсионер Березин, выглядите потрясающе. Владимир Березин: Сохраните в себе детское, Сохраните в себе настоящее. Никогда ни о чем не жалейте вдогонку, Если то, что случилось, нельзя изменить. Как записку из прошлого, грусть свою скомкав, С этим прошлым порвите непрочную нить.   Не жалейте своей доброты и участья.  Даже если за всё вам — усмешка в ответ. Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство… Не жалейте, ведь вам не досталось их бед.   Это фрагмент моего любимого стихотворения моего любимого друга и выдающегося поэта Андрея Дементьева. Вот этим и живу, этим желаю жить тем, кому жизнь интересна, для кого жизнь – это не два клика в интернете и информация из "Википедии", а это то, что из жизни, то, что здесь и здесь, и когда то, что здесь и здесь не противоречит друг другу. Тогда возникает ощущение гармонии жизни, интереса, радости жизни. Это не зависит от возраста, это не зависит от места жительства, это не зависит от зарплаты, это зависит от тебя – не потерять этот алгоритм жизни, эти колебания, потому что они все оттуда, их надо только услышать, почувствовать и сберечь.