Владимир Спиваков: Равнодушие – это самый большой грех
https://otr-online.ru/programmy/bolshoe-intervyu/vladimir-spivakov-ravnodushie-17638.html
Владимир
Спиваков – это человек, сумевший стать настоящей легендой в своей профессии. Талантливый
скрипач, виртуозный дирижер, основатель выдающихся оркестров. Интерес к этому
музыканту неизменно высок вот уже на протяжении 50 лет. Свою концертную деятельность
Владимир Теодорович начал в 1965 году, а через 5 лет стал солистом Московской
филармонии. Он сразу же вошел в скрипичную элиту, заняв третье место на
Международном конкурсе скрипачей в Париже, а через 2 года – второе место на
Международном конкурсе имени Паганини в Генуе. В 1969 году он получил первую
премию на конкурсе в Монреале, выступив с оркестром под управлением Гидона
Кремера. С этого времени Владимир Спиваков постоянно выступает с концертами.
Его начали приглашать в лучшие оркестры мира. И подобным шансом скрипач
воспользовался сполна.
В
1979 году Владимир Теодорович создает собственный камерный оркестр
"Виртуозы Москвы". И можно сказать без преувеличения, что название
коллектива, которым он руководит, как нельзя лучше характеризует его артистические
возможности.
Спиваков
– действительный виртуоз, который обладает собственной исполнительской манерой.
Спектр его музыкальных стилей варьируется от мелодий европейского барокко до
классических авторских партий Канчели, Прокофьева, Пярта, Шнитке, Шостаковича и
многих других композиторов. Выступления нередко проводятся на благотворительной
основе.
В
1994 году был создан международный благотворительный фонд имени Владимира
Спивакова, деятельность которого направлена на поиск и всемирную поддержку юных
талантов. За два десятилетия работы фонд организовал около 7000 концертов в
России и за рубежом, провел более тысячи художественных выставок. Стипендиатами
фонда стали более 3000 человек. Было подарено более 700 музыкальных
инструментов, и более 12000 детей получили материальную помощь. Сотням детей
были выделены средства на медицинское обследование и хирургические операции.
Человеческие
и творческие возможности Владимира Теодоровича не поддаются измерению. Он щедро
реализует все задуманное: от сольного исполнения лучших произведений
скрипичного репертуара до благотворительной деятельности по поддержке молодых
дарований. Его называют "гением музыки". И действительно, Владимир
Спиваков является одним из тех современных российских исполнителей, благодаря
которым отечественное музыкальное искусство остается на высочайшем мировом
уровне.
Владимир
Спиваков: Музыка – это вообще моя жизнь, просто мое дыхание, мои
мысли, мое сердцебиение, это для меня все. Знаете, я когда-то прочел в книжке о
Леониде Утесове такую вещь. Он сказал, что если я умру, буду лежать в гробу,
услышу музыку и не встану – значит, я действительно умер.
Владимир
Спиваков, советский и российский дирижер, скрипач, педагог, народный артист
СССР, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии
России, художественный руководитель и главный дирижер Национального
филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра
"Виртуозы Москвы", президент Московского международного дома музыки. Кавалер
ордена "За заслуги перед Отечеством" II, III и IV степени.
Владимир
Спиваков: Сама по себе музыка, которая не требует перевода – она
общечеловеческая речь, понятная для всех людей. Ноты, которые на нотном стане,
эти черные точечки – это закодированные человеческие эмоции. И без музыки
просто мира не существует.
Те люди, которые смогли в истории создать свой стиль,
необыкновенное что-то такое создать, те люди остаются в истории. И им
принадлежит будущее, несмотря на то, что их уже и нет. Скажем, Петр Ильич
Чайковский, Рахманинов – это все люди, которые свой стиль создали, не
оглядываясь ни на что практически, и они дороги всем, и будут до конца дней.
Пока Земля существует, они будут дороги всем. И Шостакович, и Прокофьев.
Особенно это касается русской музыки.
Не обязательно знать, где побочная партия, а где
связующая, или какой аккорд звучит с расщепленной квинтой, как у Скрябина, или
еще что-нибудь в этом духе. Просто нужно воспитывать с детства людей. И вот
этим как раз занимается Дом музыки в полном объеме. Потому что у нас такие
воспитательные абонементы, которые воспитывают у детей вкус, и у родителей в
том числе, потому что они приходят на концерты с родителями. Эти абонементы
раскупаются в первую очередь. И самые разные – здесь и Любимцев, и Катя Гусева,
и солистка нашего Национального филармонического оркестра России Светлана
Степченко, которая придумала себе псевдоним такой – Виолетта Модестовна. Дети выходят
на сцену, являются участниками этого вечера. И, в общем, на эти концерты не
попасть совершенно.
Это была изначально моя идея, потому что я вспоминаю – в
дни своей молодости, когда я первый раз приехал в Вену в Музикферайн, я приехал
туда играть на празднества такие, Wiener Festwochen называется, с Клаудио Аббадо, с такими
великими людьми я играл. И принимала меня одна женщина, потомственная графиня,
госпожа Мошуа. Ее, к сожалению, сейчас нет уже. Она меня привела в этот золотой
зал. Я еще был студентом консерватории. И завела в ложу и сказала: на этих
местах я сидела вместе со своей бабушкой всю жизнь. Понимаете, вот эта такая
преемственность. Мне хотелось, чтобы такая история случилась в Доме музыки, что
те детишки, которые сегодня пришли, привели своих детей и сказали: а я со своей
мамой был на концерте, когда выступал такой-то оркестр или такой-то певец, или
пианист, вот, слушал. И тогда возникает потребность. Дмитрий Дмитриевич
Шостакович сказал замечательную формулу, что ему бы мечталось о том, чтобы в
школе изучали не только букву, цифру, но и ноту.
Русская школа всегда была великой школой. Просто границы
размылись. И если вспомнить Леопольда Ауэра, который преподавал в
Санкт-Петербургской консерватории и потом эмигрировал, все равно это русская
школа. И Яша Хейфиц, гениальный скрипач, и другие его ученики – они потом
продолжали эти традиции, и до сих пор это существует. То же самое, что в
Германии: учатся пианисты по школе Николаева. Так что школа никуда не исчезает.
Просто сейчас мир другой немножко. Вот и все. А у нас прекрасная школа, и
традиции великолепные.
Фонд, который носит мое имя, за 20 лет своей
деятельности действительно помог очень многим талантам развиться. Но дело даже
не в этом. Он просто создает здоровую ячейку общества. Потому что дети приходят
– не обязательно для меня, чтобы все они стали гениальными музыкантами. А они
приходят в фонд, допустим, способные, из некоторых детей получатся потрясающие
музыканты, а некоторые могут и бросить музыку или живопись, или скульптуру, или
танец. Но все равно они вовлечены в этот процесс. А самое главное, что они
чувствуют, что их любят совершенно чужие люди. Не папа с мамой, а просто
совершенно чужие люди. И вот это тепло, которое они получают от фонда, от тех,
кто служит в фонде, от совместных выступлений, от других детей, они несут
дальше в мир. Вот, в чем дело.
Таких детей очень много просто. Они потрясают иногда
совершенно. Я не знаю, где сейчас этот мальчик Болдырев, такой был. Его папа
даже говорил, что он любит вас больше, чем меня. Мы поехали в Израиль. И я
организовал экскурсию по местам, по которым шел Иисус Христос. И вот эти все
остановки, все как было. Пришли в храм к телу Господню. Он потом мне написал
эссе, 9-летний мальчик, такое, что я просто не мог себе представить, что это
может писать девятилетний ребенок, понимаете? Мы просто вообще заблуждаемся,
думая, что дети – это дети. У них такое предчувствие, предзнание. И они
совершенно поразительные. Просто нужно к ним относиться вот так вот.
Заинтересованность должна быть. Это зависит от взрослых.
Мотивация. С детьми нужно, с одной стороны, разговаривать, как со взрослыми.
Главное, чтобы они чувствовали, что их уважают, что им доверяют, что они
личности.
И мы стараемся детям давать хорошие инструменты в руки.
Потому что если инструмент звучит, как табуретка, то ребенок и реагирует
соответственно. А если он слышит, что в инструменте есть душа, что-то такое
есть, что заставляет его вибрировать.
Я вообще считаю, что каждый ребенок рождается
талантливым человеком. Просто беда в том, что вовремя не разглядели, не создали
условий, не протянули руки, не помогли, не рассмотрели, равнодушно отнеслись,
не обратили внимания на то, что человек не здоров. Бывают какие-то со здоровьем
сложности.
Например, фонд провел больше, чем 116 или 117
всевозможных операций, помог детям. Хотя это не есть наша основная линия.
Просто равнодушие – это самый большой грех, какой есть.
Мы просто не отдаем себе отчета, кто является нашими учителями.
Потому что любой человек, которого вы встретили, который что-то вам сказал
новое или рассказал о себе, или посоветовал какую-то книгу, картину, или прочел
какие-то стихи – это все на нас воздействует. Человек же очень тонкий организм.
Конечно, мне повезло, потому что я живу в Ленинграде.
Соответственно, с детства знал Ленинградскую филармонию, ходил с мамой, потому
что это был храм не только музыки, какой-то великой духовности. Дирижировал
Мравинский Евгений Александрович. Сами понимаете. Потом был Георгий
Александрович Товстоногов с театром. И мы очень дружили. Потом у меня были
замечательные учителя. Кстати, одна из первых моих учителей, Любовь Марковна Сигал
– она была ученицей знаменитого Леопольда Ауэра. Поэтому такая маленькая
генетическая частичка во мне есть от этого великого педагога. Ну и вообще мне
повезло: я встречал очень много людей, которые оказали на меня колоссальное
воздействие, до сих пор оказывают.
Я помню все свои ошибки, которые иногда бывают, к
сожалению. 20-летней давности. Скажем, в Гранаде что-то случилось, я не попал
на какую-то ноту. Это я помню. А так вообще каждый концерт – это рождение
чего-то нового. У меня нет такого ощущения, что это обычная вещь. Для меня это
не работа. Каждый раз музыка рождается заново. Нужна подготовка. Для этого
нужно воспитывать душу, знаете, как древнегреческие философы говорили: для чего
мы образовываем своих сыновей, обучая их свободным искусствам? Дело не в том,
что они будут давать добродетель, а дело в том, что они подготавливают душу для
ее восприятия.
Конкурс – очень сложная субстанция. Это всегда дело
вкуса. И, потом, существует еще один такой момент сиюминутности, что
называется. Даже талантливый человек – как он сейчас сыграл, в данный момент, в
этот час. Он может быть в плохом настроении, он может плохо себя чувствовать,
что-то может случиться, и выступить хуже. И побеждает тогда не он, хотя талант,
как известно, как сказал Пастернак – единственная новость, которая всегда нова.
Но жюри трудно идет на то, чтобы сказать – да, это талантливый человек, мы
чувствуем, что у него такая перспектива будет потрясающая. А у многих
по-разному судьба складывается. Скажем, иностранцам значительно труднее, чем
нашим музыкантам. Почему?
Несмотря на то, что я не участвую в конкурсе Чайковского
как председатель жюри или член жюри, это просто мое личное желание, я не хочу судить,
тем не менее, я помогаю всем нашим участникам. Они выступают с Национальным
филармоническим оркестром, они выступают с "Виртуозами Москвы" до
конкурса Чайковского, или участвуют в других конкурсах, как, скажем, конкурс
имени Крайнева – это тоже такая ступенька. Почему? Потому что они все это имеют
бесплатно. Просто мы их приглашаем, и они обыгрывают, имеют эту возможность.
Я сам вспоминаю: когда я первый раз в жизни перед
каким-то конкурсом еще с Вероникой Борисовной Дударовой, с ее оркестром, мой
профессор устроил мне выступление с оркестром, даже репетицию, и я вдруг попал
в этот океан звуков, я просто не знал, где я нахожусь. Это другая планета.
Потому что играешь с фортепиано – это одно. Когда сто музыкантов сидит –
кларнеты, гобои, труба, и все это слышу, первый раз, и как это, что, человек
теряется. На Западе, для того чтобы снять зал, это тысяч 40-50 долларов нужно
заплатить. Оркестру нужно заплатить еще 100. Дирижеру и всему обслуживающему
персоналу, который включает свет, микрофоны ставит, стулья расставляет и так
далее, это выливается в такую сумму, что просто не знаю, кто это может такое
себе позволить.
Поэтому, скажем, выдающийся талант, французский пианист,
которого очень полюбили в Москве, Дебарг, не смог выпустить так, как он мог бы
выступить, если бы у него был опыт на финале. Потому что он потряс всех своей
игрой. Но на финале немножко сдал. И это произошло именно из-за этого.
Но есть, конечно, такие уникальные случаи, как Евгений
Кисин, который уже в 10-11 лет был звездой и играл совершенно невероятным
образом. Ему конкурсы не нужны были никакие. Но для других людей это, может
быть, сейчас единственная возможность показать себя и получить ангажемент,
получить какого-то импресарио, который будет заниматься концертной
деятельностью и так далее. Это вообще такая непростая машина.
Самое главное, я думаю, есть такие хорошие французские
слова île du bonheur – "остров счастья". Я хотел сделать из Дома
музыки остров счастья. И, в общем, примерно так и получилось. Потому что это многофункциональный
зал, и их не один, а три: и театральный, и камерный зал, и большой зал, который
носит имя Евгения Федоровича Светланова. Здесь самые разные концерты. Идут
навстречу нам в связи с тем, что непростая экономическая ситуация, и часто мне
приходится просто самому договариваться с артистами и просить их о финансовом
смягчении, чтобы они не получали того, что они получают на Западе, а понимали
нашу тяжелую ситуацию. И многие приезжают, а некоторые боятся. А некоторым
просто говорят. Вот, на мой юбилей Джесси Норман, великая певица, она как раз
была в Америке, ей позвонили и сказали, что мы слышали, что вы хотите приехать
в Москву, это как бы нежелательно. Она говорит: нет, нет, я в Лондон. А из
Лондона она уже прилетела в Москву. Потому что дружба превыше всего.
Конечно, в первую очередь люди идут на имена. На
артистов, которым доверяют. К сожалению, наши масс-медиа делают все, для того
чтобы, скажем, песни Сердючки все знали, а симфонические танцы Рахманинова
знали только избранные, что, конечно, неправильно, нечестно и некрасиво. Но мы
по этому пути не идем. И сейчас очень трудно попасть в Дом музыки, потому что у
нас расписаны концерты на 2 года вперед практически. И уже зал, можно сказать,
стал намоленным. Этот дом, куда люди хотят приезжать, выступать и понимают, что
это очень престижно. И потом это как бы такая визитная карточка Москвы стала. И
на своих плечах, честно говоря, я тоже очень много вынес всего. Здесь было и
разное, и приятное. Об этом я забываю легко. Но в основном здесь великолепная
атмосфера, прекрасный коллектив, и все служат общему делу.
Я очень надеюсь, что люди будут приходить в залы, очень
надеюсь на то, что музыка станет необходимостью человеческого бытия. Это так и
есть. Просто нужно этому поддаться, спокойно прийти в зал, послушать, отключиться
от жизненных проблем, утешиться. Потому что у музыки очень много самых разных
функций - от наслаждения до утешения, здесь есть все спектры, которые нужны
человеку.