Юрий Энтин: Я не зря живу, если хотя бы жизнь одного ребенка спас
https://otr-online.ru/programmy/bolshoe-intervyu/yurii-entin-ya-18225.html
Любимые
песни детства. Такое ощущение, что они были с нами всегда, стали родными, почти
что народными. Хотя у них, конечно же, есть автор – Юрий Энтин, подаривший нам
массу кино- и мультипликационных героев. Потому что именно его словами они
заговорили и запели с экранов телевизоров. Он всегда любил работу с детьми. Ему
нравится сочинять для них что-то новое и необычное.
Кроме
этого, Энтин славится и своей способностью мастерски импровизировать. Он один
из немногих поэтов, которому удавалось и удается сделать за 10 мин шедевр. Юрий
Сергеевич стал любимцем взрослых и детей. А многие его фразы, которые
впоследствии стали крылатыми, мы употребляем в повседневной жизни, порой даже
не задумываясь о происхождении: "Такая-сякая сбежала из дворца",
"Кто на новенького?", "Лучший мой подарочек – это ты",
"Тили-тили, трали-вали, это мы не проходили" и множество других.
Юрию
Сергеевичу Энтину 80 лет. И творческих планов у него еще на десятилетие вперед.
Он колесит по миру, встречается с детьми, распевая с ними свои старые и новые
песни, организует песенные конкурсы, пишет книги, и самое главное: Юрий Энтин –
народный поэт, который всегда всю свою жизнь идет дорогою добра.
Юрий
Энтин: Никогда не забуду статью, которая называлась "Сила
слова". И автор написал о ребенке, у которого погибли родители в
автокатастрофе. И этот ребенок попал в детский дом, и он никогда не улыбался,
он перестал улыбаться. И как ни пытались психологи с ним работать – ничего не
помогало. И однажды у них было музыкальное занятие, и спели песню "Чунга-Чанга",
и ребенок ожил, впервые заулыбался и стал подпевать. И я даже, когда читал эту
статью, прослезился, потому что я подумал, что я не зря живу, если хотя бы я
жизнь одного ребенка спас. Значит, я тружусь не зря и не зря придумываю песни.
Юрий
Сергеевич Энтин, советский и российский поэт, драматург, поэт-песенник. Широко
известен в России и СНГ благодаря прославенным песням, кино- и
мультипликационным фильмам. В 1998 году поэту была присуждена профессиональная
премия "Золотой Остап" в номинации "Юмор для детей". Юрий
Сергеевич – член Союза писателей, член Союза кинематографистов России, автор
более 600 песен. Написал несколько книг для детей. В последние годы поэт
активно включился в детское фестивальное движение, являясь президентом двух конкурсов-фестивалей
– международного "Крылатые качели" и всероссийского
"Чунга-Чанга". Несколько лет назад был создан творческий центр Юрия
Энтина, задача которого – возрождение детской песни в России.
Юрий
Энтин: Мне почему-то хочется начать с вопроса, который я хочу
сам себе задать. Мне никогда его не задавали. "Была ли какая-нибудь книга
в вашей жизни, которая повлияла на вас и, может быть, даже перевернула ваше
сознание?". Такая книга была, и даже не одна, а две книги. Я специально
сейчас пригласил вас в Дом культ-Юры. Юра – это я, если уж не знаете. И принес
две книги, которые действительно, когда я учился в 10 классе, перевернули мое
мировоззрение. Первая книга – Лион Фейхтвангер "Москва 1937". В 1937
году вышла книга Лиона Фейхтвангера, который приехал посмотреть, что делается в
Советском Союзе. Его принял Сталин, ему разрешили присутствовать на всех
заседаниях, открытых и даже закрытых, процессов, которые шли в 1937 году, и он
это описал. И я это все читал с невероятным интересом, потому что ее же в 1937
году и запретили. И она меня потрясла, во-первых, тем, что одна глава
называется "культ личности Сталина". Тогда такого понятия не было.
Вдруг я читаю, представляете, я школьник, мне 16 лет, и я читаю слова
"культ личности Сталина". И я был настолько этим потрясен, что я
решил стать историком и стал преподавать историю в школе. Вот, насколько эта
книга повлияла на меня. Но я не только прочитал эту книгу, а прочитал еще
другую книгу, тоже в 10 классе. Эта книга меня просто потрясла настолько, что я
захотел стать поэтом. Кстати, эти книжки похожи. А книжка вот такая: Александр
Архангельский "Избранное. Рисунки Кукрыниксы". Это пародии на всех
писателей, поэтов того времени, пародии на детских поэтов 1930-х годов.
"Дорогие деточки, тише, не кричать! Планчик пятилеточки
будем изучать". И так далее. Так что пятилетка, товарищ Сталин разработал
постановление. И, знаете, с этого момента я стал другим человеком. И уже стал писать
пародии. Я настолько влюбился в это, что я начал писать пародии, причем, я стал
писать пародии на нашу школьную программу. Например, мы когда-то проходили
стихотворение Плещеева:"Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с
весною В сени к нам летит". Я написал "Птичий базар":
Травка пожелтела,
Солнышко зашло,
Оттого пернатым
Хочется в тепло.
Осенью у птичек
Волчий аппетит:
Вот кулик болотный
В сени к нам летит.
А за ним – гагара,
А за ней – глухарь,
Розовый фламинго,
Птица-секретарь.
Старый Чижик-пыжик
Водку пьет в сенях,
Топчется у входа
Неизвестный птах.
Птичкам, как и людям,
Хочется тепла.
Им бросает Тютчев
Крохи со стола.
Фет и Баратынский
Рябчиков жуют,
Денег у поэтов
Куры не клюют.
Так что моя карьера началась с пародии. И дальше это
привело к тому, что я, работая в некоем учебном издательстве, был приглашен в
качестве статиста на съемки фильма "Застава Ильича". Марлен Хуциев
вышел и сказал, что будут съемки 6 дней подряд в Политехническом музее. Будут
выступать все знаменитые советские поэты. И мы приглашаем любого из зала в
конце выступить и что-то о них сказать. Я к этому дню написал пародии на всех
присутствующих и вышел. Все эти авторы сидели за столом. И стал читать подряд Евгения
Евтушенко, Вознесенского. Допустим, Вознесенский, "Обалделая
баллада".
"Хватаю перо, работа чертовская,
Я – новый Перов, нет, Софья Перовская,
Роба с раба, С тобою не знаюсь,
Как акробат, я выгибаюсь.
Ору в неволе, словами звеня,
И школьня, и штольня читают меня.
Читают в Чите и в палатках на плато,
Черпают идеи мулы и мулаты.
Но что я такое? – ответьте скорей.
Я Гейне, я Гойя? Нет – просто Андрей".
Андрей Вознесенский встал, подарил мне ценнейшую книгу и
написал: "Юрию за его героическое нападение на меня". То же самое я
расправился и с Евтушенко:
"Иду на свидание к девушке, к Поленьке.
Хочу, чтоб она меня обняла.
Но соседка в квартире подленькая
До белой горячки меня довела".
И так далее. Я написал про всех. И один человек из
зрителей подошел ко мне и говорит, что вы не хотели бы познакомиться с молодым
композитором, который учится в консерватории и мечтает найти соавтора. Этим
человеком, студентом Московской консерватории был Геннадий Гладков. И с
Геннадием Гладковым мы стали сочинять. Мы сочинили несколько сюит. И я на одной
из этих сюит написал:
"Мы пока не знамениты,
Общей связаны судьбой.
Пишем детские сюиты,
Сюетимся мы с тобой".
Однажды настал такой момент, когда я в это время
работал, сидел в офисе, раздался звонок. Кто звонит? Геннадий Гладков. Я взял.
Он говорит: я сочинил первую песню из тех, которые ты мне дал. Я говорю: пой. И
он запел. "Ничего на свете лучше нету, Чем бродить друзьям по белу
свету". Когда он допел эту песню до конца, особенно мне понравилось
"Е, е-е, е-е". Это он сам придумал.
Я взял бумагу и написал заявление об уходе с работы. И
понял, что моя работа – это стихи, тексты песен. И с этого момента стал
сочинять. Уже всерьез. И я почему-то, когда уходил с работы, верил в
"Бременские музыканты", что это станет известный мультфильм,
пластинка. Причем, мы записали сначала пластинку, кстати говоря. Началось все с
пластинки. Но, в конце концов, все-таки я оказался прав, потому что эта
пластинка через 1,5-2 года достигла 28 млн. Таким образом, это моя такая
большая визитная карточка.
Таким образом, Гладков стал моим соавтором. Но самое
главное – он стал самым близким для меня другом. И мы сейчас сочиняем новый
мюзикл, продолжаем работать.
Дальше я слушал однажды радио. И вдруг услышал две песни
молодого неизвестного композитора, как нам объявили. Об этом композиторе я не
слышал ничего и позвонил Геннадию Гладкову: ты знаешь такого человека, как
Алексей Рыбников? Я познакомился с Рыбниковым. И мы стали вместе сочинять,
написали несколько спектаклей. Но главное – мы все-таки с ним сочинили
"Приключения Буратино".
Я вам уже рассказал о моих любимых соавторах. Но среди
них есть еще соавтор мой – это Владимир Шаинский. Как ни странно, Владимир
Шаинский был начинающим автором, а я был уже солидным автором, который написал
"Бременских музыкантов". И в то время я работал на студии грамзаписи.
Появился человек явно старше меня и сказал, что он молодой композитор и что он
сочиняет симфоническую музыку. И хотел показать. Я говорю: а вы детские песни
не писали? Он говорит: я писал и детские песни. В общем, в результате я ему
показал стихотворение "Антошка". Я говорю: только, к сожалению, рояль
заперт, все ушли уже с работы. Он говорит: а рояль мне не нужен. Достаточно,
чтобы был стол. И стал стучать по столу, что-то напевать про себя. Потом
говорит: все, я написал и спел: "Антошка, Антошка, пошли копать
картошку". Мы пошли на Союзмультфильм, показали эту песню, и она вошла в
первый сборник "Веселая карусель".
А потом уже через некоторое время сочинили песню
"Чунга-Чанга". Я задумал во что бы то ни стало написать песню про
остров, а нужно было написать про остров, и придумать ему какое-то название,
которое станет потом знаменитым. Думал, думал, ничего у меня не получалось. И
уже решили взять другого даже автора – Инессу Ковалевскую. И я вышел очень
грустный из Союзмультфильма, потому что она сказала, что дает мне два дня. И
увидел огромную афишу: "Балет на льду. Режиссер и балетмейстер – Евгения
Чанга". Евгения я отбросил, а "Чанга" мне очень понравился. Я
вернулся назад на студию, попросил ручку и бумагу и написал песню
"Чунга-Чанга".
И вот однажды, это было перед Новым Годом в 1972 году, раздался
звонок с Киностудии Горького. И мне говорят: мы вас очень просим написать
срочно одну песню для кинофильма "Достояние республики". И эту песню
должен исполнять Андрей Миронов, это песня о шпаге. Я говорю: я ничего не
понимаю. Как это можно за два дня? Я не согласен. Тем более, я знаю, ведь
всегда собирается худсовет и десять человек решает, парторганизация смотрит,
главный редактор. Я знаю, все говорят, что Киностудия Горького – это страшное
дело. А он говорит: нет, это не страшное дело. Будет один редактор и один
человек примет – это Андрей Миронов. И, действительно, я написал стихи, прямо
видя Андрея Миронова, прочитал быстро сценарий, позвонил Крылатову, Крылатов
написал мелодию. И 31 числа приехал Андрей Миронов, очень строгий, какой-то
необычный даже для меня. И он говорит: разрешите ваши стихи. Прочитал глазами,
не улыбнулся. Говорит: скажите, а вы дочитали сценарий до конца? Я говорю: а
почему вы спрашиваете? – Мне кажется, что вы не знаете судьбу этого человека и
до конца не дочитали. Я обиделся, хотел даже что-то сказать в ответ. Но я
почему-то понял, что он хочет, вышел на кухню, где жена Крылатова готовила
оливье к новогоднему столу, и написал "На опасных поворотах трудно нам,
как на войне, И, быть может, скоро кто-то пропоет и обо мне. Вжик, вжик, вжик –
уноси готовенького". И когда я это прочитал, он совершенно изменился,
обнял меня и расцеловал.
А вторая песня с тем же Крылатовым была песня
"Вернись, лесной олень, по моему хотенью". А третья песня была
"Крылатые качели летят, летят, летят". Там еще 12 песен было в
кинофильме "Приключения Электроника". Но эта песня, конечно, стала
гимном.
Особенно удачны лирические песни. Потому что он не
иронист. Он как читатель это понимает хорошо, но как композитору ему сложнее.
Зато когда попадаешь ему в душу, то получается потрясающе. А теперь я расскажу о
своем соавторе, с которым я проработал последние 10-15 лет и написал 128 песен.
А сейчас мы написали взрослую пьесу. И это, по-моему, очень смешная пьеса
Эрдмана "Мандат". И эту пьесу мы назвали "Раньше было
лучше". О менталитете нашего народа, что мы всегда вспоминаем прошлое и
говорим, что раньше было лучше. Или вспоминали про царя. Вот это, по-моему,
получилось очень забавно. Но пока она нигде не шла. С Тухмановым мы написали семь
разных циклов, специально написали для малышей, для самых маленьких и назвали это
наше произведение "Золотая горка". 12 песен написали.
И совсем недавно я выступил впервые в жизни как
продюсер. Я заказал художнику сделать мультфильм и даже решился послать этот мультфильм
на международный фестиваль. Художник всех моих книг и по совместительству еще
мой сын Леонид Воронцов сделал этот мультфильм и получил гран-при. Мой сын
увлекался, когда был маленьким, насекомыми, и поэтому я писал ему маленькие
стишки. Тухманову эти стихи понравились, я их дописал. Получилось 12 песенок. И
исполнили их выдающиеся артисты нашей страны. Как ни странно, я был и режиссером
в данном случае и сам всех до одного исполнителей пригласил сам.
Хочу закончить нашу встречу таким стихотворением,
которое называется "Душа поэта". Посвящается поэту-песеннику Юрию
Сергеевичу Энтину.
Тексты для песен писал по заказу,
А вот сонета не создал ни разу.
Юрий, - сказал я себе, -
Напиши в жизни хоть раз
По заказу души.
Долго терзал я несчастную душу,
Тряс ее, тряс, как по осени грушу
И наконец-то услышал наказ:
Песню давай, чтобы полный атас.
Юрий Энтин: Я не зря живу, если хотя бы жизнь одного ребенка спас