Юрий Антонов: Я работал в соавторстве со всеми великими поэтами-песенниками нашей страны
https://otr-online.ru/programmy/bolshoe-intervyu/yurii-mihailovich-antonov-13752.html Юрий Антонов! Стоит произнести это
имя и тот час в памяти миллионов людей, живущих на 1/6 части планеты Земля в
такт биению их сердец возникает музыка.
Любимые песни вошли в нашу жизнь так
естественно и незаметно, словно мы написали эти песни сами. Мы любим, верим,
грустим, ошибаемся, а с нами песни Юрия Антонова – и это жизнь, наша жизнь.
Юрий Антонов – народный артист России, популярный певец
и композитор, поэт и аранжировщик, автор всенародно любимых песен, вошедших в "Золотой фонд" отечественной эстрады. Головокружительный успех Юрия
Антонова подтвержден невероятным тиражом выпущенных пластинок: более 47
миллионов экземпляров. И уникальным рекордом, никем не превзойденным из
российских артистов до сих пор: 28 концертов подряд или почти 400 тысяч
зрителей за 15 дней гастролей в Ленинграде. Юрий Антонов награжден
многочисленными государственными наградами, в том числе орденами почета и
"За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Юрий Антонов: Несколько лет назад в Белоруссии президент
наградил меня орденом "Франциска Скорины". Это один из высших орденов
Белорусской Республики. Такой симпатичный орден. Так что считайте, что я как
боевой генерал ими увешан. Еще медалей у меня там штук пять. Таких нормальных.
Если все это надеть, это будет так звенеть, хрустеть вообще на груди. Я буду
себя так чувствовать: о, ветеран советской эстрады! А, уже российской!
Я был музыкальным руководителем у Виктора Вуячича.
Я делал аранжировки какие-то. И в какой-то момент один из членов нашего
коллектива, бас-гитарист, предложил мне стихи. Сказал: "Вот я написал
несколько стихов, может быть, напишем песни какие-нибудь?" Я взял стихи и
написал пару песен. Вот началась вся история с этого. Я написал песню
"Стой, не стреляй, солдат", "Песня о добрых молодцах и красных
девицах", и все это пошло, поехало. Может быть, оно и застряло бы на этом
уровне, если бы не случай. А случай был такой. Где-то в городе Донецке к нам на
концерт пришли ребята из ВИА "Поющие гитары". У них был выходной
день, и они пришли на концерт Вуячича, послушали. А после концерта подошли ко
мне и сказали просто: "Юра, мы вас приглашаем к себе в коллектив".
Вот и все! Понятно, что "Поющие гитары" – это было все,
"Битлз" того времени в России и в Советском Союзе. Конечно, мы знали,
что это лучший коллектив страны. Я, естественно, согласился, забрал гитариста
из коллектива Вуячича. И мы переехали в Ленинград. И уже там пошло-поехало.
Ощущение от Советской эстрады начала 70-х годов, словно от воздуха,
в котором нет кислорода: одни и те же темы, одни и те же артисты. И словно гром
среди ясного неба, прорывается песня, взорвавшая чувства и эмоции миллионов
людей – "Нет тебя прекрасней". Так группа "Поющие гитары"
открыла всей стране молодого композитора и певца Юрия Антонова.
Так группа "Поющие гитары" открыла всей стране молодого композитора и
певца Юрия Антонова.
Юрий Антонов: Конечно, эта песня сразу так ударила по мозгам всей стране, что
тут уже было понятно, чем надо заниматься. В ту пору я не был на телевидении,
меня никто не знал в лицо, никто ничего не требовал. Я был
инкогнито. Был такой автор Юрий Антонов, который написал песню такую-то. Как он
выглядит, никто не знал. И вот когда я уже впервые попал на телевидение, а это
была "Песня года", вот тогда… Вот когда увидели, кто такой, что поет:
"Крыша дома твоего" – после этого, конечно же, зритель стал узнавать
на улице, как это обычно бывает.
В моей семье никто не писал музыку, никто не
занимался музыкальной деятельностью. Отец был военнослужащим. Он прошел войну и
вошел в Берлин. И еще после войны остались там на три года. Он был зам
коменданта района Потсдам. У меня есть фотография его в окопах Сталинграда. Это
потрясающая фотография. Надо видеть вообще. Они сидят втроем с автоматами в
каком-то блиндаже, а у моего отца на руке часы вот такого размера! Такой
тоненький ремешок и вот такие часы. И он гордо их так держит. С ППШ, в черных
пилотках, кубики всякие… Я говорю: "Пап, это где?" Он говорит:
"Сталинград".
Мать была домохозяйкой, в одно время работала в бухгалтерии. Она
украинка, всегда пела на украинском языке песни. И вообще разговаривала на
каком-то таком языке русско-украинском. Там вообще некоторые слова люди не
могли понять, что она хочет сказать. Ее называли всегда Наталка-полтавка. Она
из Полтавской области, из Кременчуга. Она такая энергичная всегда, любила
потанцевать. А отец был из Вологодской губернии, спокойный, уравновешенный
человек. Он где-то внутри себя это перемалывал. Не видно было, он не показывал,
что сильно радуется моим успехам. Но когда я принес первую зарплату, знаете,
она была такой приличной вообще. Они были так поражены и удивлены. Я, конечно,
пришел и отдал всю зарплату. Это был шок для них. Они поняли, что это серьезно.
И надолго.
Я сейчас вспоминаю эти годы прошедшие. Тяжелые были эти годы для
молодого человека, потому что воспринимали нас не совсем всерьез. Все было под
влиянием Союза композиторов СССР. А в Союзе композиторов средний возраст 65
лет, а нам там было по тридцатнику. То есть, это был совершенный конфликт
интересов. Мы уже стремились вперед, рвались просто. Время заставляло нас
бежать вперед, потому что молодежь начала слушать западное радио. Мы должны
были быть где-то близко от этого. И нам старались помешать. Но мы все равно
вырвались вперед. Тот, кто хотел, тот прорвался.
Я лично был знаком с Леонидом
Осиповичем Утесовым. Я с ним общался. Это даже больше, чем какие-то западные
герои. Потому что когда встречаешь его в коридоре "Росконцерта",
когда он идет такой старческой походкой, поднимается на второй этаж, там, где
звучал его оркестр, там репетиция шла, а ты идешь навстречу, а он говорит:
"Юрочка, как дела? Как у вас гастроли?" А ты немеешь просто, стоишь и
думаешь: "Господи, Утесов стоит перед тобой. Кто? Утесов!" Марк
Бернес. Я был с ними знаком. Я был очень хорошо знаком с Николаем Афанасьевичем
Крючковым. Я был в ту пору молодой и любил немножко коньячка 50 грамм выпить, и
он тоже. Хотя он был уже старенький. В театре киноактера был буфет, и мы там с
ним встречались иногда. Так как я был при деньгах, я с большим удовольствием
угощал его коньячком, сидели, разговаривали. Это человек-глыба. Это, понимаете,
сидишь и сразу вспоминаешь все фильмы, в которых он играл. Существует ли сейчас
такой момент? Происходит ли трепетание сердца от встречи с человеком, которого
ты боготворишь? Есть за что. Да нет этого, нет этого сейчас! Вот разница того
времени и этого времени. Потерялось вот то доброе человеческое общение, которое
я помню и которое я всегда приветствовал, потому что было гораздо легче жить в
этом смысле. Не в материальном, а как раз в этом теплом человеческом общении,
которого нам сейчас так не хватает.
Фонограмма - это просто безответственно, и оскорбительно для зрителя.
Я дружил с Махмудом Эсамбаевым. Мы ушли из
"Росконцерта", коллектив, я остался на таких композиторских хлебах, и
Махмуд говорит мне: "Юра, а почему тебе не поработать от нашей филармонии?"
Почему я ушел из "Росконцерта"? Мне отказали в звании заслуженного
артиста Российской Федерации. Предлога, видимо, найти не могли. Потому что мы в
ту пору работали стадионы и собирали десятки тысяч людей. И предлог найти было
очень трудно. Я ушел из "Росконцерта", и вот как раз Махмуд говорит: "Давай
к нам, в Грозный". А там были администраторы, которые быстро взяли в
оборот мой коллектив, и мы гастролировали по всему Советскому Союзу и очень
много на Северном Кавказе. Вы знаете, я проработал там три года от Грозного. Я
очень хорошо знаю республику. Это была мирная республика, было просто
замечательно там, народ принимал нас. Мы работали в основном в Грозном на
стадионе ручных игр. Там огромные плакаты висели "Пламенный кавказский
привет Юрию Антонову", и битком аншлаги.
Весь Грозный съезжался на
концерты. Одним словом, после того как я получил это звание, заслуженного
артиста Чечено-Ингушской ССР, наступил момент, когда меня пригласили в
"Москонцерт". Дали возможность создать коллектив, обеспечили очень
хорошей аппаратурой "Peavey",
американская аппаратура, мощная, где-то 30-40 киловатт было у нас. Мы все
возили в двух трайлерах: в одном трайлере аппаратура, а в другом трайлере свет.
Вы представляете, вот выезжали на гастроли с двумя трайлерами, 1987 год. У нас
было все очень серьезно, мы играли все вживую, никаких фонограмм. И до сих пор
я игнорирую такой метод исполнения как фонограмма. Я считаю, что это просто
безответственно, и это оскорбительно для зрителя, который заплатил деньги и
слушает фонограмму, пластинку практически.
Каждая
песня Юрия Антонова – это законченное произведение. Вот почему не только к
музыке, но и к каждому произнесенному слову Антонов всегда относится очень
требовательно. Ведь если мелодия бриллиант, то она должна иметь как минимум
золотую стихотворную огранку.
Юрий
Антонов: Я как вокалист воспринимал стихи
как нечто неотделимое от музыки, поэтому если они немножко не совмещались с
музыкой даже в чем-то небольшом, я всегда говорил им об этом: "Ребята,
измените, пожалуйста, слово, одно слово". Они неделями не могли найти
замену, но все-таки находили. Михаил Рябинин песню "Не говорите мне,
прощай" писал пять вариантов текста. Они были все разные: "кто-то шел
мимо по улице", кто-то там еще что-то делал – я все это заворачивал – не
подходит, не годится. И как-то он мне звонит в 12 часов ночи и говорит: "Я
написал шлягер". Говорю: "Миш, ну давай, читай". Он начал читать,
и я понял, что это действительно шлягер. Говорю: "Миша, завтра напечатай и
ко мне". И он приехал, и родилась песня "Не говорите мне прощай".
На
творческом пути Юрия Михайловича в разные годы возникали выдающиеся
поэты-песенники: Леонид Фадеев, Михаил Пляцковский, Леонид Дербенев, Игорь
Шаферан, Леонид Ашанин, Михаил Танич, Игорь Кохановский.
Юрий
Антонов: Я писал со всеми великими
поэтами-песенниками нашей страны, почти всех их нет уже в живых. Фадеев жив, с
ним я написал самое большое количество "боевиков". Он сам ко мне
подошел, это было много лет назад. Я сидел в Доме композиторов в ресторане. Он
подошел ко мне скромно, сказал:
– Можно сесть?
– Садитесь, а что вы хотели?
– Я поэт, - говорит. На самом деле он еще
ученый – химик. Достаточно известный ученый с большими трудами. Говорит, - у
меня есть текст, я хотел бы предложить вам этот текст.
Написал мне на бумажной салфетке, знаете, как
бывает в ресторанах, ручкой – это была песня "Анастасия". С этой
песни мы начали с ним сотрудничество.
Непостижимую тайну нестареющих песен Антонова давно пытаются
разгадать музыковеды и критики, разбирая их по музыкальным фразам и буквам. Но
попытки все тщетны. Ведь музыка Антонова – это не конструктор, который легко
можно разобрать. Таким способом складываются песни у многочисленных, так
называемых, современных авторов, творящих тысячи мертворожденных песен, которые
забываются, не успев толком появиться на свет. А многим песням Антонова по 30 и
40 лет. Некоторым вообще скоро будет полвека, а они живы и любимы сразу у
нескольких поколений слушателей. И этот феномен единственный в своем роде на
отечественной эстраде. Эта загадка по имени Юрий Антонов.
Юрий Антонов: Этот процесс нескончаемый написания песен, его
надо в определенный момент останавливать, потому что надо подумать, что делать
с теми песнями, которые уже написаны. То есть не записаны. Некоторые путают
понятие записи с написанием. Они написаны на нотной бумаге, скажем так, или на
магнитофоне на кассетном там где-то, или на диске записаны непрофессионально.
То есть они существуют, но они не имеют никакой жизни, они просто лежат в
архиве. И песни, над которыми я работаю в студии, так сказать, уже для
конечного результата – это разные вещи. У меня много песен, которые просто лежат,
ждут своей очереди.
Процесс написания песен - нескончаемый, его надо в определенный момент останавливать, потому что надо подумать, что делать с теми песнями, которые уже написаны.
Но это очень сложно, потому что идут новые. Сейчас я
приостановил свою композиторскую работу, потому что накопилось много материала,
и надо с ним разобраться. Если ты будешь писать все время новые песни, то ты
никогда не вернешься назад и не вытащишь из сундука те песни, которые написаны
15-20 лет назад. Они бывают очень хорошими. Поэтому я и хочу покопаться в
сундуках, встряхнуть пыль с нот и попробовать записать эти песни. Вот этим я
сейчас занимаюсь.
Проходят годы, меняются мелодии
и ритмы, приходят новые звезды, вот только кумиры остаются все те же. Сегодня,
как и десятки лет назад в воздухе российского шоу-бизнеса все та же нехватка
кислорода. Мелодии стали саундтреками, а песни -синглами. Вот только новых
любимых песен почти и нет.
Юрий Антонов: Нужен спасательный круг, а спасательный круг для
исполнителя – это песни. Песни написанные, а не составленные из кусков,
собранные по примерам западных клипмейкеров, или как там они называются,
музыкальных мейкеров. Там целые улицы, допустим, в Стокгольме, где клепают
хиты. Но знаете, как они клепают, как все равно, что на потоке, конвейер. Это
профессиональный конвейер, конечно же, но все равно это конвейер. И где же эти
песни? Они "ку-ку, ку-ку" – и нет.
И снова на помощь приходит
кислородный коктейль из блестящих песен Юрия Антонова, способных еще на
несколько поколений вперед наполнять опустошенные души современных слушателей
настоящей музыкой, настоящей песней, простой и понятной, как все гениальное.
Юрий Антонов: У меня просьба к композиторам: пишите больше
песен, у нас мало песен. У нас нет сейчас просто новых имен, у нас нет звезд,
живой крови нет. В Советском
Союзе было написано массу текстов, просто стихов, стихотворений. Вы можете
поискать -не ленитесь, поищите. Если вы не можете найти текст у современных
авторов, вам не подходит по какой-то причине, то есть библиотека, писатели,
поэты. Вот времена, вроде бы, с одной стороны меняются, но в этом смысле они не
меняются: все равно есть поэзия, которая печатается, которую надо смотреть,
искать. Писали же люди хорошие песни в те времена, когда никакого интернета не
было, мобильных телефонов не было. Это, конечно, шутка. Сейчас без интернета
никуда, но, тем не менее, если человек хочет, он найдет хорошие слова. Если у него
есть музыкальный материал внутри, душа поет.
Вот я призываю: давайте, ребята, пишите песни за
роялем, сочиняйте с гитаркой. Душевные, хорошие. Русский народ любит душевную
музыку. И он вам будет очень благодарен. И очень благодарны будут исполнители,
у которых будет материал музыкальный, песенный. Поднимайтесь с кроваток!
Уходите из туалетов, где у вас компьютеры стоят, или на кухнях. Уходите оттуда.
Записывайте в хороших студиях. А они уже появляются в Москве, уже есть хорошие,
приличные студии. Пишите
нормально, профессионально свою музыку.
Юрий Антонов: Я работал в соавторстве со всеми великими поэтами-песенниками нашей страны