Алексей Гривач: Все здравые силы и компании понимают - газовый рынок Европы без российского газа невозможен
https://otr-online.ru/programmy/de-fakto/aleksei-grivach-18101.html
К.Т.: Это
программа "Де-факто". Сегодня наш гость – Алексей Гривач, заместитель
генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической
безопасности. Естественно, о газе и будем говорить. Здравствуйте.
А.Г.:
Здравствуйте.
К.Т.: Начнем
с магистрального газопровода "Северный поток-2". Газпром сообщает,
что он может заработать уже в IV квартале
2019 года. Тем временем, ряд европейских стран, точнее, 9, среди них Польша,
Словакия, Венгрия, Греция, Чехия, которым этот газ мог бы принести живые деньги
как стране-транзитеру, выступают против этого уже начатого проекта, в который
уже, наверное, вбухано довольно много денег. Прежде чем разобраться, почему,
давайте напомним нашим зрителям, кто не пристально за этим следил, что это за
проект - "Северный поток-2".
А.Г.: Я бы
поправил, что еще не вбухано. Проект только начали. Буквально в сентябре
подписали соглашение акционеров по морскому участку. То, что называется
"Северный поток-2". И после этого в октябре был дан старт расширению
газотранспортной сухопутной системы на территории России. Потому что, чтобы
подать газ от месторождения в новый экспортный газопровод, нужны
соответствующие вложения в строительство инфраструктуры и в России, и еще и в
Европе, чтобы там его распределить.
Что касается, почему выступают против…
К.Т.:
Давайте сначала про сам проект. Что он предполагает? Откуда пойдет газ? Через
какие страны он должен проходить? Какие страны просто транзитеры, какие будут
еще параллельные… и так далее.
А.Г.: Пойдет
он с наших основных месторождений. Вообще 90% российского газа добывается в Ямало-Ненецком
автономном округе.
К.Т.: То
есть все тот же Ямал.
А.Г.: Да,
Западная Сибирь. Полуостров Ямал – это новая провинция. Надым-Пур-Тазовский
район – это старая провинция, где тоже добываются значительные объемы газа.
Ямал – это наше будущее. Там только началась добыча в 2012 году. К 2030 баланс
сместится в сторону ямальской добычи. Тем не менее, примерно один регион, хотя
и разные коридоры там формируются для транспортировки от этих месторождений.
Газ будет подаваться к берегу Балтийского моря. Если "Северный
поток-1" стартовал из-под Выборга, КС "Портовая", то
"Северный поток-2" планируется из порта Усть-Луги, где и так
формируется мощная инфраструктура, там нефтяной терминал и всякие кластеры
промышленного экспорт-ориентированного производства.
После того, как он примерно в той же трассе, что и "Северный
поток-1", пройдет 1200 км по дну Балтийского моря, должен выйти из…
К.Т.: Из
пучин, из воды морских.
А.Г.: Да, из
пучины мимо острова Буяна, который, как вы знаете, это остров Рюген, ныне
принадлежащий Германии. Выйдет в прибрежном городке Грайфсвальд в Германии и
далее уйдет в европейскую газотранспортную систему.
К.Т.: То
есть он к ней должен быть как-то присобачен?
А.Г.: Он не
просто присобачен. Там будут создаваться соответствующие дополнительные
мощности. Для первого "Потока" построили газопроводы OPAL… По идее должны быть построены
дополнительные мощности.
К.Т.:
Построили кто?
А.Г.: Тогда еще
европейское законодательство не запрещало компаниям, которые торгуют газом,
заниматься инвестициями в строительство трубы, и "Газпром" вместе с
партнерами (немецкие компании Wintershall и E.ON)
построили… После этого вступили новые правила на европейском рынке. И никто –
ни "Газпром", ни эти компании, которые торгуют газом, добывают или
просто реализуют на рынке – они не имеют права инвестировать в строительство
новых мощностей без специального на то разрешения Европейской комиссии.
К.Т.: А
почему?
А.Г.: Такие
правила.
К.Т.: Чем
руководствовались их принимающие?
А.Г.: Брюссель
и местные чиновники считают, что это создает препоны для развития свободного
рынка. Если компания, которая торгует, еще и распоряжается мощностями… А кто
будет вкладывать, не имея возможности распоряжаться ими? Поэтому здесь произошла
такая коллизия. Предполагается, что теперь некие независимые транспортные
операторы…
К.Т.:
Появятся.
А.Г.: Они есть
сейчас. Которые не занимаются бизнесом по продаже газа. Они будут смотреть на
рынок широко открытыми глазами и, видя потребности рынка в дополнительных
мощностях, будут их строить и продавать страждущим ими воспользоваться.
К.Т.: То
есть, получается, можно одним только добывать, а другим распределять и торговать?
Или как?
А.Г.: Добыча и
торговля никак не разделены. Разделена именно транспортировка. Нельзя при этом
заниматься транспортировкой.
К.Т.:
Странная история, конечно.
А.Г.:
Почему-то в либеральной традиции считается… есть такая англо-саксонская модель,
где компания, которая добывает или продает, не должна участвовать в
транспортировке, чтобы не дискриминировать других участников, которые,
допустим, добывают мало и не могут себе позволить самим построить газопровод. Поэтому
нужен независимый оператор. Другое дело, что здесь можно было каким-то
администрированием этот вопрос решить. И в целом это привело только к одному на
европейском рынке: к тому, что прекратились инвестиции в транспортировку.
Строятся маленькие газопроводики. На которые у этих операторов хватает денег. А
масштабный проект фактически реализуется только методом исключения из правила.
То есть когда Еврокомиссия предоставляет инвесторам, а это, как правило,
консорциумы крупных добывающих, продающих компаний разрешают им не следовать
правилам этого антимонопольного законодательства и эксклюзивно пользоваться
мощностями, которые они построят в течение определенного срока. Там, как
правило, 20 лет…
К.Т.: Я
правильно понимаю, что сейчас затык именно в этом? Мы готовы довести газ до границы, а что с ним делать дальше –
непонятно.
А.Г.: Это
будущий затык. Сейчас вообще основная история – это в том, как к этому
относиться политически Европе. То есть, с одной стороны, все здравые силы и компании на
рынке понимают: газовый рынок Европы без российского газа невозможен. И
поэтому любые инвестиции в расширение и в гарантии будущих поставок – это благо
для европейского рынка. Потому что опций не так много, собственные ресурсы
истощаются, и даже истощаются гораздо более высокими темпами, чем это
ожидалось. Из последних историй – это то, что летом Нидерланды, последний
крупный производитель газа внутри Евросоюза, который к тому же являлся крупным
экспортером газа, то есть они поставляли газ в соседние страны, добывали значительно
больше, чем сами потребляли.
И эти многоуважаемые Нидерланды в силу технических, геологических
причин летом были нетто-импортерами газа. Третий квартал они закончили как
нетто-импортеры впервые в истории.
К.Т.: То
есть это означает, что они стали обеспечивать газом только себя?
А.Г.: Что им
даже понадобилось импортировать газ больше, чем они подали за пределы. Сейчас, IV квартал, они, конечно, дадут чуть больше
газа коллегам, но гораздо меньше, чем зимой прошлого года.
К.Т.: Но
это связано с тем, что у них просто иссякают месторождения?
А.Г.: Да. У
них есть такое крупнейшее в политической Европе месторождение Гронинген, потому
что Западную Сибирь тоже можно отнести к Европе. Тем не менее, внутри ЕС
крупнейшее месторождение, и оно разрабатывается уже 40 лет. И поставки с этого
месторождения в свое время сделали основу современного газового рынка. По нему
заключались первые долгосрочные контракты, они создали эту модель нефтяной
привязки, которая сейчас оспаривается. И этот Гронинген – фактически праотец
всей европейской газовой системы, в том числе системы, которая получает газ из
России. Потому что и российские, тогда еще советские, газовые контракты были
построены по этой гронингенской модели. И вот этот Гронинген нещадно
эксплуатировали последние годы. Причем, даже вразрез со своими же собственными
установками. То есть Нидерланды до последних лет очень рачительно относились к
этим ресурсам.
К.Т.:
Берегли для себя.
А.Г.:
Устанавливали специальные ограничители по добыче. То есть, понимаете, если
резервуар, можно чуть быстрее разработать, можно чуть медленнее, можно как-то
сделать больше мероприятий, чтобы повысить отдачу пласта и так далее. Так вот,
последние годы они несколько раз сильно нарушили технологию и свои же
установки. Это было направлено в том числе на то, чтобы не допустить роста доли
поставок российского газа. Это было сделано чисто в политических причинах.
Закончилось это плачевно. В Нидерландах вдруг эти самые процессы
интенсификации (гидроразрыв пласта), которые использовались, привели к тому,
что в Нидерландах начались землетрясения. К счастью, насколько я знаю, без
человеческих жертв, но с разрушениями домов. Потому что этот Гронинген
находится под густонаселенным…
К.Т.: Вся
Европа достаточно густо населена, если сравнивать с нашей страной.
А.Г.: Да. Это
привело и к фобиям, и к социальным последствиям, и к коммерческим последствиям,
потому что компании-разработчики теперь должны компенсировать ущерб. И уже
непонятно, покрывают ли коммерческие выгоды от добычи газа тот ущерб, который причиняют.
И плюс еще вообще опасности, которые связаны… потому что сейчас это
землетрясение 2-3 балла, а завтра это будет 5-6. И последствия могут быть
непредсказуемыми.
К.Т.:
Вообще газ, особенно в представлении обывателя – штука не самая безопасная.
Одно дело, когда это где-то в бескрайней тундре, где живет один человек на 100 кв.км.
Другое дело – в густонаселенном районе Европы.
А.Г.: Добыча –
дело непростое. И вообще природная стихия, попытки человека обуздать ее – они,
конечно, связаны с определенными рисками. В то же время правила безопасности и
следование им позволяют минимизировать эти риски.
К сожалению, в данном случае Нидерланды вынуждены были нарушить технику
безопасности.
К.Т.:
Короче говоря, с голландским газом возникли проблемы.
А.Г.: Возникли
проблемы. И мы ожидали этих проблем. Но ожидали их где-то в начале 2020-х
годов.
К.Т.: А
они наступили раньше.
А.Г.: То есть
мы ожидали не землетрясений, а естественного истощения добычи и,
соответственно, падения добычи. Поскольку новых ресурсов там в целом нет, там
все изучили вдоль и поперек, есть какие-то, может быть, надежды на эти
сланцевые ресурсы. Пока они в Европе совершенно не оправдались, и в Голландии в
том числе. Но, тем не менее, на несколько лет раньше начались проблемы с
добычей. И Голландия, которая вроде как подхватила пальму от Великобритании,
которая падала предыдущие 10-15 лет, и они были крупнейшим производителем и
тоже нетто-экспортером газа, Нидерланды перестали ими быть с середины 2000-х
годов. Сейчас пришла очень Нидерландов. Дальше очередь Норвегии. У них та же
ситуация: истощаются запасы, которые не замещаются должным образом новыми
ресурсами. Либо есть какие-то перспективы, но они находятся за пределами
действующей системы и требуют больших инвестиций. Даже в то, чтобы подтвердить
эти запасы.
К.Т.: То
есть, неподтвержденные запасы?
А.Г.:
Неподтвержденные. Это то же Баренцево море. И плюс ко всему это далеко от
действующей инфраструктуры. Нужны большие инвестиции в то, чтобы найти, в то,
чтобы разработать и в то, чтобы дотащить это до действующего рынка.
К.Т.: И
продать, в конце концов.
А.Г.: Да. А
при этом в Европе сейчас сформировалось в последние годы такое антигазовое не
лобби, а такой политический флер, что борьба с российским газом, как мне
кажется, привела к тому, что газ пытаются вытеснить в целом.
К.Т.: Уже
не Россию, а сам по себе газ.
А.Г.: Да.
Потому что вся эта борьба с российским газом последние 5 лет закончилась тем,
что доля российского газа выросла с 23% до 30%.
К.Т.:
Тогда пусть дальше борются. Нам это выгодно.
А.Г.: Проблема
в том, что за этот же период само потребление газа в Европе уменьшилось на 100 миллиардов
кубометров. Это примерно 22%.
К.Т.: А
чем они замещают?
А.Г.: Где-то
это энергоэффективность, где-то это связано, в том числе, с ограничением темпов
экономического роста. Хотя когда растет экономика, все равно требуется больше
энергоресурсов. Где-то это произошло за счет использования угля, произошел
ренессанс угля, или прекращение темпов замещения угля более чистыми энергоносителями,
в том числе газом. И тоже важный фактор – это развитие возобновляемых
источников энергии, которые активно субсидировались, и за счет государственной
поддержки они, конечно, заняли более весомую роль.
К.Т.:
Солнечные батареи, ветряные станции, или что это?
А.Г.: В первую
очередь. Там есть и более экзотичные, вроде биогаза.
К.Т.: А,
есть. Слышал, да. Вернемся к "Северному потоку-2". Итак, почему 9
стран Евросоюза сейчас выступают против?
А.Г.: Если
взять этот "Северный поток-2", он направлен на две вещи. Первая – это
поддержать некий портфель, источники поставок газа на европейский рынок в
условиях ускоренного снижения ресурсов собственной добычи в Северной Европе. Я
имею в виду и Евросоюз в лице Нидерландов, Великобритании, и Норвегию. Ведь
этот газопровод не на завтра строится. Он строится на ближайшие 50 лет. И как
минимум на 30 лет, за которые он должен окупиться. Поэтому это первая часть.
Вторая часть – у нас есть наша головная боль. Называется она украинский
транзит, который…
К.Т.: Да,
скажешь газ – эхо отзовется "Украина".
А.Г.: Да. Этот
украинский транзит сейчас уже не столь опасен, как раз благодаря вводу
"Северного потока-1", который позволил фактически убрать зависимость
северной и большей части центральной Европы от транзита газа. То есть если в
2009 году, когда был самый серьезный транзитный кризис, около 75% газа шло
через территорию Украины в ЕС, и прекращение транзита на 3 недели – это была
драма не только для Южной Европы, но и Чехия, Словакия и даже Германия
чувствовали себя не очень комфортно. Там было оказано серьезное политическое
давление на Киев, в результате чего стало возможно подписание нынешних
действующих контрактов между "Газпромом" и "Нафтогазом". Система
подошла к своей точке. Потому что дальнейшее промедление на тот момент
означало, что замерзать начнет Западная Европа. Сейчас такого риска нет.
К.Т.: То
есть "Северный поток-1" частично минимизировал.
А.Г.: Он закрыл
эту проблему.
К.Т.: А
тут что вообще первично во всей этой истории с "Северным потоком-1" и
"Северным потоком-2"? Убрать просто Украину из этой цепочки, потому
что постоянная зона нестабильности, или еще какие-то чисто экономические есть
вещи?
А.Г.: Это
комбинация. Потому что энергетическая безопасность – это не просто политическая
вещь. Это деньги. Потому что в ходе этих трех недель кризиса
"Газпром" потерял 2 миллиарда долларов. Потому что он обязан
выполнять свои контракты. Если газ не приходит, даже если это форс-мажор в лице
транзитера, то ты должен заплатить штраф. Это раз. Плюс потери репутационные,
которые вообще довольно сложно измерить в деньгах, но они того стоят, потому
что, естественно, когда есть недружественная среда, и любой твой просчет, любое
твое…
К.Т.:
Естественно, используется.
А.Г.:
Используется. И неважно, что это Украина. Многие на Западе и не разбираются:
Украина, Россия – все понятно. Российский газ не пришел.
Вторая тема – это украинские трубы были построены 30 и более лет назад.
К.Т.: То
есть они уже не совсем надежные?
А.Г.: И с тех
пор они не модернизировались, не реконструировались, не ремонтировались.
Система требует тотальной замены. Сейчас за счет снижения транзита ее
надежность более-менее. То есть, понимаете, если бы ее использовали сейчас на
полную мощность... Вот, нет "Северного потока" – и украинскую систему
надо использовать по полной. У нас бы аварии были бы каждые 2 недели зимой.
К.Т.:
Просто из-за того, что давление выше?
А.Г.: И из-за
того, что давление выше. Сейчас используются только те трубы, которые более-менее
молодые. То есть им не 40 лет, а 25-28. Но через 5 лет им тоже будет 30. А
паспортный срок службы газопровода – это около 30 лет. А если его еще и плохо
поддерживать, то гораздо меньше.
К.Т.: Тем
не менее, против "Северного потока-2" те же европейцы выступают.
А.Г.: На
протяжении всего прошлого десятилетия с Украиной велись партнерские переговоры:
коллеги, давайте разделим риски. Давайте создадим консорциум, мы гарантируем
транзит и привлечение инвестиций. Европейцы, которые тоже приглашались в этот
консорциум, гарантируют спрос на газ, и, соответственно, продление контрактов.
Вы гарантируете транзит. Но для этого нужно создать структуру, которая будет
всем этим управлять совместно. Не мы вам дадим деньги и гарантии, а вы их
будете использовать по своему усмотрению, а мы все-таки этим совместно будем
управлять. Эта история называлась Международный газотранспортный консорциум по
управлению и развитию газотранспортной системы Украины. То есть планировалось,
что будут вложены дополнительные деньги. Тогда еще было представление, что
Европа будет наращивать потребление газа. У нее не только будет истощаться
добыча, но еще у нее будет расти спрос.
По политическим причинам Киев не пошел на это. Они отказались
обсуждать. То есть они в какой-то момент обсуждали, потом не обсуждали, потом
опять обсуждали.
К.Т.: В
общем, не склалось.
А.Г.: Не
склалось. Была первая оранжевая революция, Ющенко, все дела. Потом транзитные
кризисы пошли один за одним. И так далее. Стало понятно, что договориться
невозможно. А время уходит.
К.Т.:
Нужно обходить.
А.Г.: И
газопровод строится… тот же "Северный поток" - от момента принятия
финального инвестиционного решения до момента ввода прошло 5 лет. Поэтому это
не быстро, это нельзя сделать сразу: ты понимаешь, что все, у тебя
заканчивается контракт завтра, и ты быстренько построил газопровод. Так не
бывает. Поэтому работа велась системная. Сначала "Северный поток-1".
Это было решение, потому что не удалось договориться по условиям работы на долгосрочную
перспективу с Украиной.
К.Т.: Ну,
вот теперь второе.
А.Г.: А дальше,
как я уже сказал, первый "Северный поток" позволил обезопасить наши
поставки газа в Западную Европу и в Центральную. Но сейчас около 40% нашего
газового экспорта идет через территорию Украины. Но при этом, если брать Южную
Европу, это Италия, Австрия и все, что южнее, включая запад Турции – это
закрывается через территорию Украины транзитом. И если будут проблемы с
транзитом, то часть стран там будет испытывать колоссальный дефицит, а часть
просто замерзнет, вроде Болгарии. Поэтому были попытки урегулировать этот
вопрос.
И второй важный юридический момент: у нас заканчивается контракт на
транзит газа через территорию Украины. 31 декабря 2019 года в 23 часа 59 минут…
К.Т.: Все
превратится в тыкву.
А.Г.: Да,
карета превратится в тыкву, и у нас будет новый транзитный кризис, если не
будет нового контракта с Украиной. А мы не верим в то, что его можно заключить
на разумных условиях и что его будут выполнять.
К.Т.:
Почему мы так и не подойдем к главному вопросу? Почему сейчас европейские
страны протестуют против второго "Потока"?
А.Г.: Мы к этому
вопросу плавно подплываем даже водами Черного и Балтийского морей.
К.Т.:
Только времени у нас остается 3 мин.
А.Г.: Чтобы
завершить, сначала был "Южный поток", чтобы решить эту проблему,
напрямую к рынку, в Болгарию и дальше распределить. Когда болгары не выдали
разрешение, мы пошли в Турцию. С Турцией даже до всех этих событий европейцы
были не в восторге от того, что Турция становится транзитером. И это как раз
реанимировало историю с "Северным потоком-2". Его просчитали 3 года
назад еще, в тот момент, когда была полностью запущена первая и вторая нитка.
Но отложили в сторону в той же политической логике. Почему страны выступают?
Выступает кто? Это, во-первых, не 10 стран, а все-таки 7. Потому что Чехия,
Греция и Болгария не подписали. Выступают страны Прибалтики, наши давние друзья
и коллеги.
К.Т.:
Которых это, в общем, не особо касается.
А.Г.: Их это
напрямую не касается, но они считают своим долгом выступать против всего, что
связывает Россию с Европой и Европу с Россией. И газ, который нас очень сильно
связывает – в общем-то, бельмо на глазу не только у них, но и у их патронов.
Что касается Словакии, Словакия, к сожалению для словаков, перестает
быть транзитером, потому что большая часть газа через территорию Украины идет в
Словакию и дальше…
Они теряют 400 миллионов евро в год, которые они сейчас получают. Это
может быть не сразу, не быстро, но в долгосрочной перспективе для Словакии это
большая утрата. Есть варианты, когда они останутся транзитерами даже с учетом
"Северного потока", но в реверс.
Наконец, у нас остались Венгрия и Румыния. Румыния теряет транзит в
направлении Болгарии и Турции. Венгрия просто боится остаться без газа и вообще
на обочине всего этого процесса. Им это не очень нравится.
К.Т.:
Разобрали.
А.Г.: Простая
логика.
К.Т.:
Какие тогда перспективы? Буквально за минуту, если успеем уложиться.
А.Г.:
Перспективы такие. Сейчас будет дискуссия внутри ЕС. Фундаментально позиции
хорошие: газ нужен, есть трансевропейский консорциум с участием всех самых
главных энергетических концернов Западной Европы – австрийские, две немецких,
французские, англо-голландская Shell, кстати,
важно наличие такого участника, который свидетельствует о том, что с добычей не
все в порядке. Именно Shell является
основным добывающим концерном в Голландии. И есть политическая воля Германии,
которая таким образом расширяет свои функции как распределительного хаба. Кроме
того, это укладывается в логику развития европейского рынка. Когда они говорят:
газ приходит на ликвидный хаб (это Германия) и потом распределяется по странам.
Нет манипуляциям, нет разным ценам, в которых она в том числе подозревает
"Газпром". Хотя это предмет отдельной дискуссии. Там, я думаю, нет
особой манипуляции. Просто это связано с исторически формируемыми
энергобалансами в отдельных странах.
К.Т.:
Спасибо. Картинка перед переговорами более-менее ясна. Насколько я понимаю,
17-18 декабря должен быть этот вопрос рассмотрен. Тогда мы к нему и вернемся,
чтобы рассказать вам о результатах. Это была программа "Де-факто".
Счастливо.