Марина Калинина: Здравствуйте, это программа "Де-факто". В этой студии мы обсуждаем интересные актуальные темы для нашей страны. И сегодня поговорим о приятном – о туризме, тем более, сейчас лето. А в гостях у меня сегодня Алексей Крылов, генеральный директор туроператорской компании "UTC Group". Алексей, здравствуйте. Алексей Крылов: Добрый день. М.К.: Лето началось. Началась пора отпусков. Дело в том, что в этом году как-то санкции очень сильно повлияли на выбор направлений путешествий для людей. Какие сейчас направления интересны? Наверное, внутренние, скорее всего, по России. Какая у вас информация по этому поводу? А.К.: Если говорить о влиянии санкций, то, конечно, все это началось еще в прошлом году со всем известными событиями. И у большинства наших жителей, конечно, к сожалению, памятны такие печальные события с банкротством туроператорских компаний, ухода с рынка многочисленных турагентств. И надо признать, что это очень сильно повлияло вообще на структуру туризма как бизнеса. Я просто скажу, что на сегодняшний день по сравнению с прошлым годом количество туркомпаний сократилось примерно в 2-3 раза. М.К.: А это хорошо или плохо? Может быть, это как раз хорошо, что ушли какие-то не очень надежные компании, или конкуренции стало меньше? А.К.: Всегда взгляд такой относительный. Потому что, с одной стороны, это хорошо для тех, кто остался. Рынок сократился. Это вызвало, конечно, большие трудности. Туризм – бизнес такой социальный. В нем задействовано много людей, женщин среднего возраста с высшим образованием. Уход с рынка любой компании – это, конечно, еще и какие-то личные, чисто человеческие проблемы. Но рынок сжался. Но я бы не сказал, что он резко сократился. Потому что люди, которые привыкли ездить отдыхать, ездить смотреть другие города, страны, эту привычку просто так не отнимешь. Возможно, сокращаются бюджеты, возможно, сокращаются сроки или количества поездок. Но если люди хоть один раз вкусили это, они продолжают путешествовать. М.К.: Портрет такого человека каков? Он среднего достатка, он просто интересующийся? Как этот человек выглядит? Такой средний турист. А.К.: Да, есть средства. Несмотря на то что с изучением и социологией в этой области немножко сложновато, все-таки это коммерческая часть, картинка примерно такая: у нас есть такой средний средний класс, это примерно 10% населения, которые выезжают за рубеж. Около 15 миллионов человек. И эта цифра держится примерно последние 10-15 лет. К ней какие-то пласты добавляются, кто-то уходит. Но примерно 15 миллионов человек выезжают за рубеж. Это статистика, которая подтверждена, в том числе, с границы пересечения и количества проданных путевок, а также выданных виз и приема иностранных туристов зарубежными странами. Теперь если говорить о путешествиях внутри России, то это примерно 30-40 миллионов человек. И здесь есть большая группа, которая путешествует, - санаторно-курортная. Это в любой области есть пансионат, санаторий. Ну, и, конечно, наши основные здравницы – Кавказские Минеральные Воды, район Сочи. Вы сказали – что это за слой? Это люди, которые имеют стабильную работу. Сюда попадают, конечно, все бизнесмены, владеющие собственным бизнесом. Существенная доля – это чиновники. И высокооплачиваемые, как правило, с высшим образованием. И тут не только вопрос финансовый, но и вопрос социальный. Люди, которые думают о себе, о своем личном развитии, о своем здоровье, о своих детях, о поколении, которым интересно познание окружающей среды, путешествовать, смотреть новые города, исторические места. Это часть их образа жизни. Они без этого не мыслят. Даже если временные трудности встречаются на пути, значит сокращается доля, сокращаются, может быть, бюджеты. Но люди продолжают… М.К.: То есть, какая-то более дешевая гостиница? А.К.: Абсолютно верно. Не полетели самолетом – сели в свой автомобиль и поехали. Не получается далеко – значит доехали в соседнюю область. У нас страна огромная, везде есть монастыри, объекты исторического наследия. Есть что посмотреть и есть где отдохнуть. И люди, которые стремятся просто к личному человеческому развитию, они обязательно получат то, к чему они стремятся. М.К.: А возраст этих людей примерно каков? Средний возраст или молодежь, или ближе к пенсии? А.К.: Могу сказать, что очень интересно: очень активной долей является старшее поколение. Старшее поколение, которое родилось и выросло в советские времена. Кому за 50 и больше. Наверное, я могу это объяснить тем, что заложен такой ген, видно, долгое пребывание взаперти, когда мы знали о вообще мире только через Клуб кинопутешествий. И вдруг занавес открылся, у людей появилась возможность путешествовать, смотреть страны – ближние, дальние. И действительно есть возможность это делать не так дорого. Экскурсионные автобусные поездки по Европе. Основной пласт – это пенсионеры, учителя, медицинские работники. Подчеркну – в основном люди с высшим образованием. Возможно, они хотят восполнить то, что упустили в более раннем возрасте. И второй пласт на втором месте – это молодежь. Это студенты. Это возраст до 30 лет, который, конечно, о том, что было до 1990 года, помнят из рассказа родителей и бабушек. Но сейчас живут совершенно в другом мире. Для них мир – это больше, чем просто своя деревня, свой город и наша страна. Это весь мир. И вопрос только в возможностях. Есть финансовые возможности – объединяются в студенческие группы, выезжают на море, выезжают в далекие города. И, конечно, как только есть возможность, выезжают за рубеж. Тоже доступно путешествовать. Вот такое раздвижение границ внутри людей – это есть основа для нашего бизнеса. Потому что всегда всем нужен советник, нужен консультант. Нужен тот, кто подсказывает и с точки зрения бюджета, и с точки зрения организации, и с точки зрения интереса, и распределения времени и усилий, когда и как лучше это организовать. Это не только основа этого бизнеса. Это, в общем-то, наверное, главная человеческая потребность, на которой компании и зарабатывают деньги. Но все-таки приносят пользу жителям нашей страны. М.К.: В последнее время очень многие люди перешли на такое самообеспечение, то есть, они сами в Интернете ищут билеты, сами ищут отели и едут, не обращаясь в турагентства. Вот это заметно увеличение таких людей? А.К.: Заметно. Да, Марина. Это такой один из самых часто встречающихся вопросов, но он так жестко ставится. Это значит, что новые технологии онлайн и стремление потребителей и возможности все бронировать самостоятельно напрямую убивают туристический бизнес. То, что это заметно, это есть, это неоспоримо. И сегодня большинство людей могут найти любую информацию в Интернет, касаемую путешествий, поездок, покупки авиабилетов, ж/д-билетов, страхования, гостиниц и так далее. Но надо сказать, что это изменение технологического подхода, но сути своей все равно не меняет. Вообще людей можно разделить на две категории. Одна категория – которые хотят и стремятся попробовать все сами. И поиск информации, анализ, сравнение, размышления – это уже часть путешествия, это его подготовка. М.К.: То есть это такое ожидание чего-то, когда ты ковыряешься на этих сайтах. А.К.: Мы с вами знаем, что иногда ожидание гораздо интереснее, чем когда ты получаешь чего-то. Есть другая категория людей, как правило, более обеспеченных, которые не могут тратить свое время просто на все и на поиск, которые заняты какими-то делами, и они с удовольствием это поручают или делегируют либо членам семьи, либо профессиональным турагентам, туроператорам, которые подберут для них то, что их интересует. И это может быть как такое экскурсионное, длинное путешествие, длинный вояж, так и какая-то короткая поездка. Нередко люди распределяют свои поездки в течение всего года. Я знаю людей, которые составляют план на 10 лет, где помечены места, которые они хотят посетить. М.К.: Такое долгое планирование. А.К.: Абсолютно верно. Это нормально. Потому что… М.К.: Вообще обычно это иностранцам свойственно. Они планируют себе на 20 лет вперед какие-то поездки, все бронируют. То есть наши российские туристы тоже к этому стремятся? А.К.: Это говорит, что мы не так сильно отличаемся, или наоборот стремимся и вливаемся в ту самую общую человеческую семью. Естественно, просто раньше у нас был другой образ жизни. Раньше мы могли не многое себе позволить. Посмотрите, насколько сегодня все стремительно меняется. Более 200 стран в мире. Сколько интересных мест, достопримечательностей. Хочется впитать в себя и многообразие культур. Я сейчас говорю о мире. А если мы возьмем только нашу страну, то, наверное, не хватит и жизни, чтобы посмотреть все достопримечательности. Сколько мест внесено в ЮНЕСКО, сколько отремонтировано, отреставрировано. В каждом городе есть какой-то кусочек, связанный с жизнью интересных людей. Иными словами, столько возможностей. Я думаю, что это вообще одна из главных возможностей и ценностей в жизни любого человека – стремиться зарабатывать деньги, для того чтобы потратить их на новые увлечения, новые знания, новые ощущения, впечатления. Это наполняет жизнь. Но еще важно, тогда это можно передать своим близким, своим детям. Это то, где может объединиться семья – братья, сестры, мать, отец. Когда семья, все же живут в разных местах, объединить и куда-то поехать, собраться по какому-то поводу. Вот эта часть путешествий, то есть не дома, а где-то, это создает эмоции, вообще важная часть жизни любого человека. М.К.: Вы совершенно правильно говорите, что мест у нас прекрасных много. У нас и в программе мы часто показываем, у нас есть цикл и "Малые города России", и люди нам присылают, у нас есть такая рубрика "Народный путеводитель". Люди сами снимают, какие достопримечательности в своих городах, селах, деревнях. И присылают нам. Мы это все просто выдаем в эфир. Но насколько развито у нас вот эта отрасль – туризм именно по нашей стране, внутрироссийский туризм? Насколько развита инфраструктура? То есть, что предлагают компании людям, которые хотят поехать, посмотреть нашу страну? А.К.: Сейчас за эти 20 лет развития туристического бизнеса сложилась, к сожалению, такая ситуация, что профессиональные туристические компании, туроператоры и турагентства в значительно большей степени умеют профессионально продавать зарубежные страны. Связано это с разными факторами: здесь есть и бизнес-составляющая коммерческая, здесь есть и сложившиеся системы и технологии. Но кризис, который произошел в последние 2 года, он подтолкнул профессионалов к тому, чтобы повернуться в значительной степени к продаже достопримечательностей и отдыха в России. Это действительно факт. И на сегодняшний день, если взять среднего турагента, он лучше знает курорты и гостиницы Турции, Болгарии и Египта, чем Крыма, Сочи, Краснодарского края или Северного Кавказа. Как правило, были некоторые специализированные компании, которые это знали. Сейчас стремительно это развивается. Большой интерес к Крыму. Он, прежде всего, политически связан. И Сочи. Сочи после Олимпиады стал другим: огромное количество размещений, причем, на разные вкусы и кошелек. И можно туда приехать как на автомобиле, традиционно поездом. Сейчас есть самолеты, чартерные рейсы. Практически из любого крупного и среднего города. Поэтому это все возможно. М.К.: Давайте начнем с Сочи. Какая вилка цен, то есть от и до, за сколько можно отдохнуть, например, неделю или сутки, как вы считаете? А.К.: Смотрите, можно по-прежнему снять то, что называется в частном секторе койко-место где-то за 1000-1500 рублей. Если вы умножите на неделю плюс перелет, это получается 25-30 тысяч рублей. Это отдых… Я сейчас взял перелет. Можно, конечно, приехать поездом. То есть в принципе бюджет может уложиться, наверное, в месячную зарплату среднего жителя по стране. Это недельный отдых. Учитывая, что люди… М.К.: Как по старинке у бабушки, кроватка, умывальник… А.К.: Нет, не совсем. То, что раньше было у бабушки кроватка, умывальник, рукомойник, сейчас это называется частный сектор. Люди на месте старых бабушкиных сараев построили вполне комфортные, можно сказать, дома и коттеджи. И это называется частным сектором, потому что в этом коттедже одновременно может находиться 8-15 номеров. Хозяин и хозяйка за всем этим следят. Это не как в фильме "Отпуск за свой счет", а сейчас это вполне современные образованные люди. Значит, они любят своих гостей: они готовят завтраки, они им рассказывают, подсказывают, где лучшие места для пляжей, куда сходить вечером поужинать. Заботятся о них. М.К.: Такие мини-гостиницы. А.К.: Абсолютно верно. Мини частные гостиницы. Многие предпочитают. Едут не один раз. Потому что происходит такой элемент личного участия и человеческого контакта. В отличие от гостиницы, где, например, 500-600 номеров, где персонал. Персонал – это такая машина. Но там есть свои преимущества, потому что отработанный сервис, технологии, место расположения гостиницы. Я сейчас взял нижний пласт. Ну и верхний – все, что касается района, где проходили Олимпийские игры. Там очень много и апартаментов, и таких удобных квартир, в которых жили раньше олимпийцы. Сейчас они сдаются. Ну, и, конечно, гостиницы 4-5 звезд – это полный стандарт, набор и ассортимент того, к чему люди привыкли, если они выезжали за рубеж, международные стандарты гостиничного сервиса не только в удобстве номеров, но и в обслуживании. Стандартные завтраки, которые входят. Выход на пляж, шезлонги, полотенца, даже анимации. У нас сейчас отели, что называется, с полным пансионом, all inclusive, включением спиртных напитков. Иными словами, у нас сейчас есть все на любой вкус и кошелек. Единственное, я обращу внимание, к таким поездкам лучше готовиться заранее. Так уж получается, у нас страна сезонная, детские каникулы, отпуска, все планируют на июль-август. И вот тут я просто хочу предупредить: это было всегда, но в этом сезоне это особенно. Все, кто оставляют на последний момент решение об отпуске, будьте готовы, что либо вы очень переплатите, либо ваш отдых, покупка будут сопряжены с трудностями. Просто то, что вы хотите, уже не будет в наличии, в ассортименте. М.К.: Но вот цены, например, равнозначны, если брать уровень 4 звезды в Сочи и 4 звезды в той же Турции, где все включено? Они как, сопоставимы? А.К.: Вполне сопоставимы. И я бы не сказал, что очень сильно разнятся. М.К.: У меня такое впечатление, что я смотрела предложения просто в интернете. Мне кажется, что в Сочи вот эти дорогие гостиницы гораздо дороже, чем в Турции. А.К.: Да. Но просто в Турции сотни отелей с огромнейшим выбором. Есть вторая линия, третья линия. Там просто отработанная технология. Хорошая гостиница в Сочи – это, как правило, уникальный объект. И на него есть свой потребитель. Это чиновники, которые не могут поехать за границу, очень многие силовики. Это люди, которым неприятно отсутствие русскоязычной среды. Им хочется, чтобы все вокруг говорили по-русски, они стесняются или боятся. Или им просто не хочется находиться в стране, связанной с востоком. Очень много факторов. Просто объекты в России становятся уникальными. Как только они становятся уникальными, то вопрос ценообразования может меняться. Еще меняет на цену местоположение жительства нашего гражданина. Наверное, в более выгодных условиях находятся жители крупных городов – Москвы, Санкт-Петербурга, откуда есть большое количество прямых регулярных рейсов, чартерных. Это создает определенную конкуренцию. И нередко стоимость авиабилета в Анталию, Варну или Барселону вполне соизмерима со стоимостью авиабилета в Симферополь или Сочи. Но, например, для жителя средней полосы или даже глубинки, которому надо еще добраться до Москвы, и стоимость этой дороги, да еще в Москве надо как-то остановиться. Вот это все складывается. И оказывается, что это составляет дополнительные затраты, которые могут лечь дополнительным временем. М.К.: Если говорить о Крыме, сейчас там инфраструктура какова? Есть там хорошие гостиницы, приемлемые по ценам и по обслуживанию? А.К.: Мы решили, что хорошие – это относительно. М.К.: Мы сейчас говорим о более-менее среднем уровне. А.К.: И в шалаше рай. М.К.: Понятно. А.К.: Очень интересно. Это зависит от возраста. Чем моложе люди, тем менее они требовательны к сервису, тем больше им нужна компания, обстановка, море, солнце, драйв, приключения. Чем старше люди, тем более они требовательны к сервису. Я бы так сказал. Это часто встречающийся вопрос. Если люди очень требовательны к сервису, но хотят отдыхать в России, то, скорее всего, я бы им порекомендовал выбрать район Сочи, Большого Адлера, и там они найдут больше отвечающих их требованию по качеству. Все-таки Крым десятилетия находился в составе Украины, и сервис… это объяснимо, там не было денежных вливаний. Соответственно, владельцы небольших отелей и санаториев больше ориентировались на украинского потребителя. Поэтому очень многим это напоминает еще старые советские времена. Мы сейчас говорим об общем среднем. Но большой ассортимент. И если для людей важна природа, места, достопримечательности, путешествия, то, конечно, Крым – это кладезь, это история. И люди, наверное, вспомнят свою молодость и увидят что-то, и увидят, возможно, другой образ жизни, такой более старый. Мы немножко убежали вперед. Но быстро все меняется. Просто за 1-2 года невозможно ничего изменить. Я знаю, идет реконструкция аэропорта Симферополя, дороги. Но на все нужно время. Соответственно, те, кто помоложе, кто хочет путешествовать на своих автомобилях, готовы, что называется, к приключениям, иногда внезапным и вызванным внешними обстоятельствами. М.К.: Порывам. А.К.: На пароме постоять, где-то переночевать. Это тоже часть приключений, о которых они будут вспоминать. Ничего страшного. М.К.: В России есть не только Крым и Сочи. Есть и много других прекрасных мест, например, Байкал, Кисловодск и так далее, и так далее, которые богаты и природными ресурсами, и природа там сумасшедшая. Но добраться туда и как-то оформить эту поездку иногда бывает очень сложно. В этом направлении есть какие-то подвижки, и вообще как… А.К.: Я вам честно признаюсь, что самые яркие, ценные с природной точки зрения достопримечательности России пользуются огромным спросом у иностранных туристов. М.К.: А наши не едут? А.К.: Получается дорого. Едут, но, в общем-то, обеспеченные люди. Стоимость интересной поездки, подготовленной на тот же Байкал, Алтай, на Камчатку, Сахалин и связанной с перелетом, и связанной с обеспечением, сервисом. Туда невозможно организовать поток. Раз невозможно организовать поток, это значит, что все такие поездки довольно эксклюзивные. Хотите, просто поделюсь примером. То, что я запланировал себе на зиму. Я совершенно недавно узнал, что просто изумительные поездки на зимний Байкал, где небольшая команда, семейная туроператорская компания организовала регулярные недельные туры на джипах по льду Байкала. Ну, такая красота. Я даже этого представить не мог. Я вам честно скажу, что я запланировал на следующий год и уже дал распоряжением нашим сотрудникам проработать, мы выслали фотографии нашим зарубежным партнерам. Они настолько заинтересовались. Для них те уникальные впечатления, которые можно получить, они значительно больше той цены, за которую можно продать. Следовательно, это очень ценный продукт. Но мы начали смотреть. Стоимость такой поездки получается где-то в районе 60-70 тысяч рублей. Это для российского гражданина. Это на одну неделю. Это без перелета. И еще надо в Иркутске остановиться. М.К.: А где там жить? А.К.: Там есть специальные базы, где люди на берегу живут. А на целый день выезжают прямо вглубь Байкала, и лед зимой делает просто уникальные пещеры, фигуры, наросты. Фотографии получаются просто уникальные. И люди, которые это организуют, умеют это все соединить с единой командой. Плюс это небольшая группа, 6-7 автомобилей. В каждом автомобиле по 4 человека. Получается такое сплочение. Но за весь сезон можно сделать порядка 5-6 таких заездов. И получается, что максимальная емкость – несколько сот человек на всю страну. Поэтому тур становится уникальным. Я говорю – к сожалению… М.К.: Это очень жалко, потому что ведь и Сахалин прекрасен, и много всего у нас… То есть в ближайшее время эти направления будут развиваться, или только в плане частного туризма? А.К.: Самостоятельного туризма. Я был молодым курсантом, мы ходили в походы в горы, на озера. Рюкзак, палатки с собой. Я не буду призывать, что так все должны идти. М.К.: А Карелия развивается? А.К.: Сказочные места. И я вам скажу, что те, кто бывал в Карелии, бывал в Финляндии, сравнивают и говорят: практически один в один, может быть, разница только в инфраструктуре. М.К.: Это направление развивается? А.К.: Это очень пользуется спросом. Особенно, вы знаете, у старшего мужского населения это, конечно, рыбалка. М.К.: Я тоже, например, люблю рыбу ловить. А.К.: Да? М.К.: Да, очень. А.К.: Посиделки у костра, поймать рыбу, сварить уху вечером, петь песню под гитары компанией старых друзей, одноклассников, студентов, которые жили вместе. Мы получаем такие запросы. И вот это уникальное направление, потому что там даже есть места, старые дома, бабушки принимают к себе. М.К.: Ой, Алексей, вы так рассказываете, я не могу, я сейчас просто покупаю билет, еду в Карелию. А.К.: У нас вообще огромное количество мест. И многие думают, что путешествовать – надо уехать куда-то далеко. Я вам скажу, что даже если бюджет не столь велик, даже люди и семьи, испытывающие трудности, могут найти возможности для отдыха недалеко от своего дома. Я скажу как отец. Вы можете это не столько для себя, сколько для своих детей: организуйте даже небольшой поход, не так трудно взять напрокат палатку, спальные мешки. Не надо такие сложные маршруты где-то высоко в горах или далеко в лесах. Здесь есть и вопросы безопасности. Дальше небольшой поход выходного дня доставит колоссальное удовольствие. И это будет такой маленький кирпичик в построение огромного дома, успеха, счастья семейного. Это много составляющих, конечно. Но путешествия, здоровый образ жизни, новые познания. А в этот момент это общение с самыми близкими людьми – семья, друзья, это прекрасно. М.К.: Спасибо вам большое. Так что путешествуйте. В гостях у нас был Алексей Крылов, генеральный директор туристической компании "UTC Group". Увидимся.