Андрей Карпов: Выходя в новый регион, сетевые магазины обрушивают рынок, и цены в регионе падают процентов на 15
https://otr-online.ru/programmy/de-fakto/andrei-karpov-14995.html
Марина
Калинина: Здравствуйте, это программа "Де-факто". В этой студии мы говорим
о важных темах. Сегодня будем говорить о ценах на продукты в розничных сетях. У
меня сегодня в гостях Андрей Карпов, исполнительный директор ассоциации
компаний "Розничная торговля". Андрей, здравствуйте.
Андрей
Карпов: Здравствуйте.
М.К.: Был
такой информационный повод, что представители крупнейших торговых сетей нашей
страны договорились заморозить цены на еще какой-то период. Первый раз это было
в феврале, потом еще. Сейчас что происходит в этой связи?
А.К.: Действительно,
было принято такое решение. С учетом достаточного, нельзя сказать, что резкого
роста, потому что резкий рост мы наблюдали с вами в конце прошлого года, но
определенный рост на продукцию наблюдался. Поэтому было принято такое решение:
на социально значимую продукцию заморозить цены. Не менее, чем на 20 товаров
каждая компания обязалась сдерживать, заморозить цены. Заморозить не в сторону
понижения, а именно в сторону повышения. То есть если, например, закупочная
цена в это время снижалась, то, соответственно, и розничная цена должна была
снижаться. Эта акция завершает свое действие. И участники рынка, обсудив
возможность пролонгации данной акции на следующее время, приняли следующее
решение, что продолжать ее в таком же виде,
наверное, не совсем правильно, потому что мы уже сейчас с вами наблюдаем
некоторое снижение цен. Поэтому было принято решение, что каждая компания
самостоятельно будет продолжать сдерживать цены на разные группы товаров,
сделав упор на проведение различных акций, таким образом сделав товар также
доступным. В любом случае все работают с поставщиками, ищут тех поставщиков, которые
могут предлагать продукцию по более низкой цене, с тем чтобы она была доступна
потребителю. И, соответственно, эта работа каждодневная и продолжается
постоянно в текущем режиме.
М.К.: А
сами производители продукции как к этому относятся?
А.К.: Зачастую с
ними это даже и согласовано. То есть, есть группы товаров, которые согласованы
с поставщиками, соответственно, абсолютно одинаково идет сдерживание. Где-то на
социальную продукцию это решается, в том числе, за счет самой сети. То есть,
сама сеть считает возможным сделать доступную цену по определенной категории
товаров.
М.К.: Это
еще, наверное, с сезонностью связано. Ведь сейчас же начинается лето-осень.
А.К.: Сезонность
мы можем только сейчас начинать. Какие-то поставки уже начинают идти. Поэтому
находят отражение на некоторой группе товаров, те же овощи-фрукты. Наверное,
больший сезонный фактор мы с вами увидим немножко позднее. И вплоть до осени он
будет сопутствовать сдерживанию цен и снижению цен на овощи-фрукты. Прежде
всего, те, которые производятся внутри страны и стран Средней Азии.
М.К.:
Смотрите, какая ситуация. В прошлом году в конце года, естественно, вырос курс
доллара и евро. И все наблюдали, как резко выросли цены в магазинах. Сейчас и
доллар, и евро снижаются, причем, значительно, уже снизились. Но значительного
снижения цен в магазинах я, честно говоря, не заметила. Как это объясняется?
Почему доллар падает, а цены остаются такими же?
А.К.: Вы
забываете главное промежуточное звено, это как раз поставщиков. Потому что цены
в рознице – это отражение цен в опте. Как цены в опте начинают снижаться, цены
мгновенно снижаются и у розницы. Здесь это закономерный фактор, и любая сеть
заинтересована в том, чтобы предложить товар по более низкой цене, чем
конкуренты, потому что это как раз формирует покупательский поток, покупатели
идут именно в те магазины, где более дешевые товары, соответственно, эту
конкуренцию очень важно создавать в случае наличия конкурентной борьбы. Поэтому
здесь…
М.К.: А у
нас разве есть такая конкуренция? У нас, по-моему, очень все сильно разделено
на ниши. То есть, есть какие-то более дорогие магазины типа "Азбуки
вкуса" или есть "Пятерочка", есть еще что-то. И между ними
конкуренции как раз нет.
А.К.: В этом
сегменте достаточно много существует разных игроков. И даже из числа ведущих
сетей порядка десятка - это уже конкуренция. Не считая магазинов "no name", не считая рынков и так далее. То есть,
конкуренция в рознице достаточно высока. И вы как потребитель всегда имеете возможность
выбора, в какой вам магазин пойти.
М.К.:
Скажите, а как складывается цена на продукцию в крупных сетях розничной
торговли. Из чего она складывается?
А.К.: Складывается
исходя из рыночной конъюнктуры.
М.К.: То
есть, магазины сами определяют эту маржу, которую они будут иметь с момента
покупки товара у производителя до выставления ее… Или это как-то регулируется?
А.К.: Маржа
регулируется самими компаниями, и в первую очередь зависит от покупательской
способности. То есть, компания, которая установит максимально высокую цену,
она, соответственно, теряет своего потребителя. Поэтому все заинтересованы в том, чтобы цена продукцию
была абсолютно доступная. Поэтому, опять же, если сравнивать крупные
сетевые форматы с иными форматами, то именно в сетях цены на продукцию, как
правило, ниже.
М.К.: А
за счет чего они ниже?
А.К.: За счет
того, что у них есть возможность брать большие объемы, они работают напрямую с
поставщиками, и, соответственно, это позволяет ликвидировать различные
посреднические цепочки, которые существуют, например, у более мелких игроков.
Соответственно, это находит отражение в цене.
М.К.: А
почему тогда плачут фермеры? Даже ставший всем известным российский фермер
Джон, после того как он поговорил с Владимиром Путиным и решил продать свое
хозяйство, и говорит, что за 15 лет он не получил вообще никакой прибыли. Если
вы говорите, что цена формируется так справедливо и все так хорошо, то как…
А.К.: Насколько
я помню, он жаловался как раз не на торговые сети, а на работу с теми закупщиками,
которые у него закупают это молоко. Потому что прежде, чем молоко должно
попасть на полку, оно проходит стадии обработки, переработки, упаковки и вообще
создания некоторого продукта. Поэтому там есть целый ряд посредников, который
существует между… Но естественных посредников, потому что торговая сеть не
занимается сама сбором живого молока, его переработкой, стерилизацией и так
далее. Поэтому на этом уровне, насколько я помню, его непосредственные высказывания…
М.К.: То
есть, переработчики продукции зажимают, получается, фермеров? То есть, это не
торговые сети, а именно звено между ними?
А.К.: Мне
сложно говорить, зажимают или не зажимают. Я просто пытаюсь объяснить ситуацию,
что непосредственно у фермера, как правило, взаимоотношения с сетями нету. И их
нет еще по причине того, что, если не брать производителя молока, а брать,
например, производителей сельхозпродукции, то, как правило, у данных
производителей достаточно небольшой объем, чтобы они непосредственно сами
работали с сетями. У них тоже появляется некое посредническое звено, которое
занимается аккумулированием этой продукции, его хранением, переработкой,
упаковкой. То есть, это звено тоже несет достаточно серьезные затраты на те
функции, о которых я сказал. Соответственно, это тоже влияет на формирование
цены.
М.К.:
Если говорить о Европе, например, и о других странах, есть мнение некоторых
экономистов, что там, в общем, когда магазины завышают слишком наценку на
продукцию, которую они закупают, их, в общем, за это как-то наказывают. Другие
говорят, что нет, там действует рыночный механизм. И, в общем, если
предприниматель считает, что именно такую цену нужно назначить, то его никто за
это ругать не будет. Какие у вас по этому поводу мысли и факты? Что там?
А.К.: Конечно,
все определяет рынок. Возможно, в каких-то отдельных европейских странах и
существуют какие-либо ограничения, но, как правило, в целом в мире вопросов к
наценке не существует. Тем более, когда существует достаточно развитая
конкуренция, а за конкуренцией, в том числе, наблюдает соответствующая
антимонопольная служба, то здесь и сговора никакого не может быть, потому что
это априори невыгодно игрокам на рынке. Именно потребитель голосует кошельком.
И те, кто задирает цены, они просто действительно теряют своего потребителя. Гораздо выгоднее цену поставить
более низкую, иметь, наверное, более низкую маржинальность, но иметь более
высокую оборачиваемость продукции. То есть, тот момент, когда один
продал единицу товара, другой продал 10 единиц товара. Он заработал на единице
меньше, но на объеме продаж он заработал в разы больше. Поэтому выгоднее как
раз обеспечивать оборачиваемость продукции.
М.К.: Но
все равно, я не могу понять, все равно же сети между собой как-то
договариваются. Я имею в виду те сети, которые в одной нише.
А.К.: Нет
смысла.
М.К.: То
есть, это вообще прерогатива любой компании – задрать цены, опустить цены. То есть,
нет никакого…
А.К.: А зачем
им нужно задирать цены? Мы как потребители: абсолютно я уверен, что у вас как
потребителя есть возможность выбора магазина. И вы примерно знаете ценовые
параметры в окружающих вас магазинах. Соответственно, если один магазин
задирает цены, зачем вы в него пойдете? Как правило, магазины "no name", да, там цены выше. Но я лично, когда
в него захожу, например, это просто мне, может быть, лень как раз идти до
сетевого магазина, мне удобно, например, зайти в магазин у дома. Но я, как
правило, куплю там ограниченный объем продукции, потому что у меня всегда есть
вопросы к качеству этой продукции, к ее хранению, как оно осуществляется. Я
могу купить, например, хлеб, какие-то товары, которые мне прямо сейчас нужно.
Но, как правило, я всегда лично сделаю выбор в пользу как раз сетевого
магазина.
М.К.: Вы
человек мобильный и молодой. Есть люди, у которых нет возможности ездить за
продуктами.
А.К.: Мы не
говорим про гипермаркеты.
М.К.: За
продуктами в крупные розничные сети. У них есть возле дома два магазина, и там
такие цены. И ты вынужден туда идти и покупать именно по этим ценам. Если даже
цены будут расти, им все равно нужно туда ходить, потому что им надо что-то
кушать.
А.К.: В
зависимости от того, о каких регионах мы с вами будем говорить.
М.К.:
Говорим по России.
А.К.: Если мы
берем столичные города, то, как правило, есть огромный выбор у потребителя. Это
не два магазина, а значительно больше. Да, в небольших населенных пунктах
выбор, как правило, значительно меньше. Но, как правило, в отношении сетевых
магазинов жалоб у них, как правило, меньше. Потому что, если есть с чем
сравнивать, если есть, как раз, сетевой магазин и несетевой магазин, то в
сетевом цены как раз ниже. И, как правило, выходя в новый регион, сетевые магазины обрушивают рынок,
и цены в регионе падают процентов на 15.
М.К.: И еще
хотела спросить: а кто определяет, и как определяется этот список продукции?
Понятно, что это делают сами сети. Но он может быть совершенно разным?
А.К.: Это вы
сейчас про сдерживание цен?
М.К.: Про
сдерживание.
А.К.: На том
этапе, когда была эта единая акция, распространялась на все компании, список
брался из того перечня, который утвержден по соответствующему постановлению
правительства, по социально значимой продукции. И из этого перечня на не менее
чем 20 товаров сеть обязана была цену заморозить. Кто-то увеличил вплоть до 40
видов товаров, это в зависимости от сети, как к этому подходили. То есть,
брался оттуда. Как правило, и разные акции, в том числе, тоже распространяются
на продукцию именно из этого перечня.
М.К.: Вы
имеете в виду, на продукцию из этого перечня, - только на нее, или магазин
может еще что-то…
А.К.: Я ж
говорю – они, как правило, расширяют. Там в перечне на самом деле 25 видов
продукции. Соответственно, доводя до 40, - естественно, это уже другие виды
товаров, соответственно, те, где сеть готова гарантировать сдерживание цен на
этот товар.
М.К.:
Опять же, некоторые эксперты считают, что вообще замораживание цен и
сдерживание цен – это такая очень нехорошая тенденция. После этого периода
начинается резкий рост цен.
А.К.: Я
согласен с экспертами в этом отношении, но обратил бы внимание на разность
подходов, взглядов на этот вопрос. Когда это делает государство, оно просто
своим каким-то решением определило бы вот этот перечень товаров, то это,
конечно, не совсем разумный был бы подход, потому что, не понимая ситуацию,
нельзя регулировать цену в конечном звене. Когда это делают сами сети, - и
поэтому мы исходили на том этапе из того, что мы не навязываем перечень
товаров, сеть сама определяет и публикует этот перечень товаров.
Соответственно, каждая сеть достаточно ответственно к этому подходит. Они понимают
ситуацию, складывающуюся в этой отрасли, которая представлена для продукции. Соответственно,
они, определив его, понимают, за счет чего они будут каким-то образом
обеспечивать замораживание цены.
М.К.: А
за счет чего это происходит? За счет сокращения маржи, за счет увеличения цен
на другие товары?
А.К.: За счет
разных товаров, в том числе и работы с поставщиками.
М.К.: Вы
их давите? Что вы с ними делаете, чтобы они продавали вам ниже?
А.К.: Контрагентам
это тоже бывает выгодно. Потому что они имеют возможность увеличить долю рынка.
Как мы уже с вами затронули, момент оборачиваемости продукции. То есть, просто
за единицу времени будет продано гораздо больше, и компания в принципе
заработает больше на том, что и продукции реализовалось больше. Соответственно,
они крайне в этом заинтересованы. Как раз очень много поставщиков выросло
вместе с торговыми сетями. И их продукция представлена в целом ряде других
регионов. То есть, есть такое понятие у торговых сетей, как федеральный
поставщик, например. Это поставщик, который поставляется торговой сетью в
другие свои магазины на территории России, где они представлены. Поэтому это
только идет на пользу как непосредственно самим поставщикам.
М.К.: А
вообще розничные торговые компании теряют на этом?
А.К.: Теряют на
чем?
М.К.: На
том, что они сдерживают цены, или нет? Если в общем и целом говорить.
А.К.: Компании
вполне осознанно подходят к данным акциям и понимают, зачем они это делают и
для чего.
М.К.: И
как долго, на какой период вообще планируется это сдерживание цен? Пока сезон?
А.К.: Сейчас идет
все-таки через акции. И компании
делают все, чтобы продукция была доступна для социально незащищенных слоев
населения.
М.К.: В
некоторых городах - у нас даже несколько сюжетов было - есть некоторые
розничные сети, они делают такие талоны для социально незащищенных слоев
населения.
А.К.: Это,
наверное, не сети делают. Есть региональные такие предложения. Это же
прорабатывается…
М.К.: Вообще
это распространено, это какое-то дальнейшее развитие будет?
А.К.: Кировская
область, например.
М.К.: И
как там все это происходит?
А.К.: Я, может
быть, не досконально погрузился в эту тематику, но, в общем, регион выпускает
соответствующую продуктовую карту, это банковская карта. На нее начисляется
определенная сумма, которую можно потратить только на ту продукцию, которая
реализовывается в данном случае кировскими производителями в кировском регионе.
Нельзя купить алкоголь, табак и так далее. Таким образом, осуществляется
поддержка социально незащищенной группы населения. Я знаю, что сейчас изучается
этот вопрос…
М.К.: Эти
деньги кто перечисляет?
А.К.: Субъект
федерации, из бюджета. То же самое сейчас разрабатывается на федеральном
уровне, с тем чтобы тоже иметь такую возможность поддержки. В Штатах эта
программа называется foodsteps. Что-то
подобное у нас предполагается реализовать. Обсуждения сейчас идут. И знаю, что
вроде из Минсельхоза этот вопрос был передан, закреплен за Минпромторгом. Я
думаю, что ближайшее время Минпромторг даст информацию по этому поводу.
М.К.: А в
США это как работает?
А.К.: Точно так
же. Идет поддержка населения через выделение определенной суммы для покупок.
М.К.: А
какая там сумма выделяется, не знаете?
А.К.: Сумму не
знаю.
М.К.: Понятно.
А.К.: Возможно,
она даже отличается в зависимости от штата, в зависимости от потребительской
корзины в конкретном штате.
М.К.: И
какой набор продуктов планируется у нас сделать социальным… Хлеб, молоко?
А.К.: Прежде
всего, это тот перечень, который как раз закреплен в соответствующем
постановлении – хлеб, молоко, тушка курицы, мясо какое-то, яйцо и так далее. То
есть, основная группа товаров, которая у нас у всех на слуху находится.
М.К.:
Скажите, а на какие товары в ближайшее время планируется достаточно сильное
снижение цены?
А.К.: Мы
ожидаем снижения цен, прежде всего, все-таки на овощи-фрукты. Наверное, это
основная группа товаров, которая просто будет заменена отечественной продукцией
и стран ближнего нашего зарубежья.
М.К.: А
хватает розничным сетям отечественной продукции? Сейчас же у нас такая
тенденция импортозамещения. И фермеры там, конечно, плачут, и налоги, и ставки…
А.К.: Про
импортозамещение серьезно разговаривать, на мой взгляд, еще очень рано, потому
что принятые решения в августе месяце не позволили, естественно, заложить
какой-то объем урожая дополнительно, потому что у нас все-таки сезон начинается
весной. И мы сейчас только с вами подошли к весне. То есть, если сейчас государство
даст посыл, что оно не собирается в августе отменять принятые ранее решения, то
я думаю, что осенью мы получим значительно больший урожай, чем было дано
фермерами в прошлом году. Это просто по естественным причинам, потому что ушли
определенные конкуренты в ряде категорий товаров. Соответственно, в каких-то
категориях можно нарастить. Это те же самые овощи.
Гораздо сложнее с тем же самым мясным производством, потому что там
срок воспроизводства достаточно высок. Если не брать курятину, потому что у нас
своей курятины… Государство планомерно эту отрасль развивало, и процентов 90 у
нас собственной продукции. По свинине, по говядине ситуация похуже. То есть, в
каждое направление сельского хозяйства нужно смотреть и предпринимать
конкретные шаги, в чем можно было бы нарастить вот этот объем и предложить
нашему потребителю. Все, что производится внутри страны, находит своего
потребителя и доходит до прилавков магазинов. Поэтому можно сказать, что в
целом ряде товаров, конечно, дефицит наблюдается. И мы ждем этого предложения.
Есть, конечно, категории товаров, в которых очень высоко предложение. И
там производители зачастую обижаются, что сети их всю продукцию не берут. Но
это, наверное, по естественным причинам. Потому что те же макароны у нас
производят все, кому не лень. И как потребителю нам не нужен такой объем
предложения. То же самое касается хлебной продукции. Ее переизбыток. А хлеба мы
стали меньше гораздо потреблять, чем, например, это было в Советском Союзе. Те
же самые полуфабрикаты.
М.К.: А
почему, кстати? Это интересно.
А.К.: Это такая
тенденция. Потребители переходят больше, например, на продукцию свежую, охлажденную,
категорию "фрэш", то есть, меньше начинают потреблять мучной
продукции. Все, наверное, зависит от того…
М.К.: У
нас же всегда хлеб – всему голова, без хлеба нельзя.
А.К.: Знаете, я
не знаю, по себе можете ответить, вы больше хлеба стали…
М.К.: Я -
столько же. Ни больше, ни меньше.
А.К.: Я лично
гораздо меньше сейчас употребляю. И, в общем-то, сами по себе продажи
показывают, что потребители хлеба гораздо меньше потребляют. Наверное, чем
лучше ситуация в экономике, тем потребитель больше питается здоровой пищей. Чем
ситуация ухудшается и у потребителя становится меньше денег, соответственно, уже
начинает питаться такой продукцией.
М.К.:
Кстати, вы затронули интересную тему. Изменение спросов заметно?
А.К.: Заметно.
Например, те же лет 15 назад, я думаю, что мы все помним, как питались теми же
самыми замороженными окорочками американскими. Сейчас это, как правило, охлажденная
продукция, которая имеет широкую доступность. То есть потребитель как раз перешел
к потреблению продукции с более низким сроком хранения. Такая тенденция просто
налицо. Она практически во всей группе товаров…
М.К.: Она
дешевле?
А.К.: Она не
всегда дешевле. Она, может быть, и дороже. Но потребитель вполне осознанно… То
есть, он может меньше приобретать продукции, то есть нет такого потребления, то
есть не совершают такие покупки. Как правило, покупки носят более короткий
характер, то есть, потребитель берет буквально на какой-то короткий промежуток
времени продукцию более короткого срока хранения. Долгоиграющую продукцию
потребители как раз приобретают в крупных сетевых форматах – гипермаркетах, и,
соответственно, какой-то более длительный период. Но продукцию более короткого
срока хранения они приобретают фактически в магазинах у дома.
М.К.: Если
говорить по продуктам, например, стали покупать больше мяса или стали покупать
больше рыбы, или стали покупать больше картошки, макарон, крупы?
А.К.: В общем и
целом тенденция есть, опять же, охлажденное мясо относится к категории как раз коротких
сроков хранения. То есть, по мясу сейчас потребление больше, чем оно было в
Советском Союзе. То есть, это уже тоже некий показатель. То есть, у нас объем
производства мяса растет, но в то же время растет его потребление. По макаронам
не могу сказать, что как-то очень значительно выросло потребление. Оно даже имеет
тенденцию к некоторому снижению.
М.К.:
Давайте о перспективах поговорим. Скоро осень, лето пролетит быстро. Все опять
подорожает, или как?
А.К.: Все
зависит от того, какая ситуация будет развиваться на рынках. В прошлом году мы
с вами наблюдали подорожание, потому что была высокая волатильность рынка,
рубль достаточно резко терял в цене. Если ситуация будет стабильная и колебание
рубля будет в рамках каких-то инфляционных, вполне понятных процессах, то цены
будут достаточно стабильны. То есть мы понимаем, что некоторые снижения и
некоторые подъемы – это естественный фактор, связанный с той же самой
сезонностью, о которой вы сказали. Но если будут играть какие-то иные
экономические факторы, в том числе обесценивание рубля, то, соответственно, к
сожалению, это найдет свое отражение в ценах, потому что производитель в первую
очередь начнет достаточно быстро эти цены менять. Потому что доля импорта все-таки
в составе нашей продукции достаточно высока.
М.К.:
Высокая доля. Это сколько примерно процентов?
А.К.: Оценивается
не менее, чем 50%.
М.К.: До
сих пор все равно?
А.К.: До сих
пор.
М.К.: Еще
фермеры говорят, что то, что они сейчас посадят весной, то, что начали сажать,
что семена импортные. То есть тоже…
А.К.: Семенофонд,
как правило, у нас во всем импортный.
М.К.:
Цена не сильно, видимо, тоже упадет.
А.К.: Семена
семенами, но выращивается все равно продукция с иными составляющими нашими. И
там нет иных затрат каких-то…
М.К.:
Упаковка.
А.К.: Упаковка
– это уже как конечная составляющая. У нас достаточно большая проблема в
хранении продукции. У нас не созданы эти условия. Поэтому, почему мы тот же
картофель зимой с вами получаем дорогой? Потому что, как правило, отечественный
заканчивается, и даже тот отечественный, который есть у тех людей, которые
смогли его каким-то образом сохранить, то есть ,имеют соответствующие мощности,
- естественно, они цену стараются поднять до тех цен, которые существуют на рынке.
И, создав соответствующие мощности по хранению, по переработке этой продукции,
мы с вами получим более низкую цену, потому что эту продукцию будет возможность
закупать как раз осенью, формировать этот самый объем.
М.К.: Все
равно не хватит наших?
А.К.: Не
хватит, потому что невозможно в течение года, двух лет, трех лет…
М.К.: А
вообще, если на перспективу говорить, есть у нас возможность полностью
заменить?
А.К.: Вы
знаете, полностью, наверное, нет смысла заменять. Те же бананы вы как можете
заменить? Те же ананасы, лимоны и прочее. Есть определенная продукция, которую
и не нужно заменять.
М.К.:
Извините, перебиваю, нашла интересный факт в Интернете, что цены упали на
бананы и картошку почему-то. Бананы стали меньше покупать?
А.К.: Там
поставки из разных стран, которые тоже влияют на цену, так же как и с лимонами.
Если лимоны везутся из Турции, то цена на них дешевле, чем на лимоны, привезенные
из Аргентины. Поэтому, когда в Турции урожай закончился, они везутся из
Аргентины. С учетом того, что та же Европа закрыта. Получается, что это влияет
на цену. То же самое и с бананами, и с другими категориями товаров - в
зависимости от того, откуда они поступают. Та же картошка у нас сейчас
присутствует что на рынках, что и в крупных форматах, египетская, марокканская.
То есть, ее сейчас пошел достаточно большой объем, поэтому цена начала
снижаться. И, чем ближе к осени, мы так же будем получать большой объем, уже
дополняя его отечественным. Соответственно, так же будет находить свое
отражение в цене.
М.К.: Ну
что ж, будем есть овощи и фрукты летом и осенью, а дальше посмотрим.
А.К.: Добираться
витаминами.
М.К.:
Витаминами, вести здоровый образ жизни. Спасибо, у нас в гостях был
исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов.
Увидимся.