Константин Точилин: Добрый день, сегодня гость программы "Де-факто" – губернатор Магаданской области Владимир Печёный. Владимир Петрович, здравствуйте. Владимир Печёный: Здравствуйте. К.Т.: И давайте начнём с события, которое, я думаю, очень многих удивило в хорошем смысле – то, что вас застали за нехарактерным для губернатора делом вчера: в одном из крупнейших и лучших книжных Москвы вы представляли путеводитель по Колыме, современный путеводитель по Магаданской области. Занятие для губернатора необычное. Вообще расскажите о впечатлениях, как это – представлять книгу. Что вас спрашивали? В.П.: Наверное, прежде всего, это для нас тоже очень важное событие, потому что уже очень давно такого издания о Магаданской области и Колыме просто не было. Не было ни по содержанию, ни по качеству. И для нас это очень важно, потому что одно из наших новых приоритетных направлений – это привлечение туристов, прежде всего российских туристов, в Магаданскую область, которая на самом деле очень богата всевозможными очень привлекательными местами, природой, климатом, фауной. И всё это мы очень хотели бы, чтобы это стало достоянием. К.Т.: У нас всегда говорят: Колыма – это ГУЛАГ и золото, больше ничего, наверное… В.П.: Знаете, вы абсолютно правы. Потому что очень часто, чаще всего… я точно знаю, что Магадан и Колыма – это хорошо известные названия в России для многих россиян. Но ассоциации прежде всего, конечно, связаны с этой тяжёлой страницей в истории Магаданской области, в истории России вообще. Гулаговский период, безусловно, для Магадана и Колымы был, есть и останется этой страницей. И, собственно говоря, можно сегодня сказать, что, может быть, с этого и начиналась тяжёлая история освоения Колымы, и, в общем-то, появление города Магадана тоже связано с этой историей. Поэтому нам очень сегодня хочется сделать так, чтобы эти ассоциации, может быть, не уходили, потому что мы абсолютно точно… К.Т.: От своей истории никуда не денешься. В.П.: Да. Мы абсолютно точно понимаем, что мы не должны и забывать этих страниц, прежде всего для того, чтобы это никогда не повторилось. И это всегда присутствует для тех, кто приезжает, мы знакомим с этой историей. У нас прекрасная экспозиция гулаговская в нашем областном краеведческом музее. У нас единственный в России монумент, памятник "Маска скорби", сделанный Эрнстом Неизвестным в память об этих событиях. И это важно, что это место есть. И, безусловно, сегодня живут ещё и люди, которые пережили эти тяжкие времена. Но изменить отношение и понимание того, что Магаданская область, Колыма – это и место для увлекательных путешествий… К.Т.: Да, я как раз хочу вас спросить: куда вы хотите изменить ассоциации наших сограждан, чтобы с чем ваш край ассоциировался? В.П.: Мы уже давно говорим. Спасибо. Мы давно работаем над тем, чтобы бренд Магадана менялся. Прежде всего, он, безусловно, не изменится ещё на долгое-долгое время, как Магадан, золотое сердце России, золотая Колыма, потому что основные наши предприятия связаны прежде всего с этой отраслью. И Магаданская область и сегодня является одним из лидеров золотодобычи в Российской Федерации. В минувшем году мы добыли более 24 тонн золота и более 900 тонн серебра. В этом году, я думаю, что это будет рекорд. Такие прогнозы уже абсолютно точно нам известны: около 1000 тонн серебра. Это действительно колоссальный природный ресурсный потенциал. И для того чтобы этот бренд, ощущение золотой Колымы, появилось у тех, кто приезжает как туристы, не для того чтобы добывать, а для того чтобы понять, что это такое, мы в этом году… К.Т.: Конечно, интересно посмотреть, как это делается. В.П.: Да. На это очень интересно посмотреть. И, кстати, на самом деле последнее время таких возможностей становится всё больше и больше. Мы в этом году провели новое для нас событие. И оно направлено на то, чтобы ощущение и брендирование Колымы менялось, провели "Золотой фестиваль". Он был приурочен к нашей инвестиционной ярмарке, уже второй, которую мы проводили в этом году, для того чтобы привлечь инвесторов. И, кстати, путеводитель, который мы вчера презентовали, он тоже два в одном. Это туристические возможности… К.Т.: И для туристов, и для инвесторов. В.П.: Да, и для инвесторов в том числе. А вот "Золотой фестиваль" был как раз отмечен таким событием, я не могу об этом не сказать, потому что, как нам кажется, это получилось, и это теперь будет всегда. Это всероссийское соревнование по промывке россыпного золота. К.Т.: Ничего себе. В.П.: Да. И это было сделано именно так, как это всё начиналось, когда приходили первые старатели с лотком, с киркой, мыли, намывали, и с этого всё начиналось. Собственно говоря, на этом соревновании можно было сделать практически то же самое. Может быть, это было сделано в более комфортных условиях, но всё равно на берегу реки Дукча, на побережье Охотского моря, прекрасный антураж, всё было подготовлено – лотки, кирка. И нужно было видеть, как старатели, теперь уже старатели, которые решили попробовать себя, на самом деле это были туристы, где любители… Кстати, были и профессионалы. Кстати, мы сегодня думаем над тем, что на следующий конкурс всё-таки придётся разделить… К.Т.: Для профессионалов и для любителей. В.П.: Для профессионалов, да, и для любителей, чтобы, понятно… К.Т.: Условия были равные. В.П.: Да, абсолютно точно. Это получилось очень здорово. И надо было видеть эти эмоции… К.Т.: Намытое золото куда делось? В.П.: Его пришлось вернуть. Кстати, вот эта ситуация, наверное, тоже может сегодня измениться. Потому что мы сегодня очень близки к принятию закона, и такое поручение сделано председателем правительства, так называемый закон о вольноприносительстве. Это в сокращённом варианте. Это возможности добычи россыпного золота индивидуальными предпринимателями. Мы очень долго работали над тем, чтобы это состоялось, потому что есть спрос, есть желающие в Магаданской области, и очень хочется, чтобы это было легально, это было правильно. И я думаю, что в этот закон, это будет пилотный проект, и он будет распространяться только на Магаданскую область пока, для того чтобы увидеть, посмотреть, что из этого получится. Но это какие-то две составляющие, то, что, наверное, поможет нам, с одной стороны, почувствовать, что такое золотая Колыма, попробовать себя в этом старательском фарте, как сегодня это принято говорить. И, кроме этого, это событие было наполнено и насыщено и другими на самом деле очень интересными вещами, как мне кажется, которые помогут привлечь к нам в Магадан многих россиян. Это был ещё фестиваль колымского шансона. Это тоже мы сделали впервые. Очень много самых разных песен, и из прошлого о Магадане. К.Т.: Столица колымского края. В.П.: Да, "столица колымского края". И недаром у нас одно из памятных мест посвящено Владимиру Высоцкому на берегу Бухты Нагаева, он был всего лишь несколько дней. К.Т.: "Улетел я туда не с бухты-барахты". В.П.: Так что фестиваль колымского шансона может стать ещё одним событием, который привлечёт любителей этого шансона в Магадан. Таким образом движение к изменению бренда. К.Т.: Чтобы с туризмом закончить и перейти к инвестициям, смотрите, не так давно в этой студии у нас в программе "Отражение" сидел один из специалистов, крупных экспертов по именно туристическому бизнесу. Как раз мы говорили о внутреннем туризме, как и где он у нас развивается. И он говорил, что, например, в той же Европе регионы, которые желают привлечь туристов, делают максимально доступным первый шаг, то есть попадание туриста к вам. Я так понимаю, что это вопрос больной, потому что лететь дорого. И он говорит, что там даже местная власть дотирует вот эти перелёты, переезды, хотя­, конечно, расстояния сравнивать нельзя, но тем не менее, да? Рассчитывая, что в конечном итоге эти деньги вернутся, и вернутся с прибылью за счёт тех денег, которые там туристы оставят. Вы какие-то шаги делаете в том направлении, чтобы Колыма стала доступней? Просто тупо по деньгам, извините. В.П.: Вы знаете, вы затронули абсолютно точно одну из самых важных составляющих – транспортную доступность. Конечно, если от Москвы по воздуху около 7000 км, по земле ещё дольше и сложнее, потому что железной дороги нет, в основном это только авиация. Есть ещё варианты морем, но они тоже сегодня не очень просты. Поэтому транспортная доступность – это важнейшая болевая точка и для жителей, и для туристов в том числе. Особенно сегодня, на фоне тех проблем, которые возникли с компанией "Трансаэро", а, кстати, "Трансаэро" для нас, для Магаданской области была единственным перевозчиком, соединяющим Магадан с Москвой. Сегодня, слава Богу… кстати, я этим как раз и занимался сегодня в Федеральном агентстве воздушного транспорта и с компанией "Аэрофлот", с тем чтобы смягчить вот эту текущую ситуацию. Я надеюсь, что всё будет нормально, потому что все договорённости по этому поводу достигнуты. Что же касается цены, на самом деле это очень важно. Сегодня, может быть, в связи с этой ситуацией мы, во-первых, понимаем, что очень важно создать конкуренцию на этом рынке. К.Т.: Хотят ли компании… В.П.: Будут летать теперь три компании: "Аэрофлот", "Вим-авиа", компания "Ikar", и мы уже видим такую изменяющуюся ситуацию с ценообразованием. Цены становятся более лояльными, более доступными. Что касается субсидирования, субсидированные перевозки есть и сегодня. Они сегодня для молодых людей до 23 лет в течение летнего периода, и для более взрослых, кстати, иностранные туристы обычно достаточно взрослые уже приезжают, и этими льготами могут воспользоваться. Они действуют с апреля по 31 октября. Это достаточно лояльные цены, значительно сниженные, абсолютно доступные, которые делают для этой категории людей Магаданскую область доступной. К.Т.: То есть шаги какие-то в этом направлении идут, да? Потому что… В.П.: Внутри региона мы тоже дотируем внутренние региональные перевозки, потому что для того чтобы туристам, которые хотят, допустим, поохотиться на медведя, на снежного барана, это труднодоступные места Магаданской области, здесь внутрирегиональные перевозки тоже у нас дотируются. К.Т.: Это вертолётные. В.П.: Малая авиация, вертолётная авиация. Они тоже для нас являются важной составляющей транспортной доступности. Всё это у нас есть, мы это развиваем и поддерживаем, будем поддерживать и дальше. К.Т.: Давайте к инвестициям теперь перейдём, потому что это не менее важно, чем привлечение туристов. Очень много сейчас говорят, что надо развивать Дальний Восток. Но у нас часто бывает, что поговорят-поговорят, потом забудут, и на этом всё заканчивается. Как у вас с этим дело обстоит? Кого вы хотите привлекать, на какие страны ориентируетесь, какие отрасли вы считаете потенциально привлекательными для инвесторов? В.П.: Прежде всего, может быть, повторюсь: основная отрасль – это всё-таки добыча золота, серебра. Мы сегодня стремимся к тому, чтобы и здесь произошла диверсификация, потому что очень много крупных месторождений железа, меди, и сегодня как раз, проводя инвестиционные ярмарки в самом Магадане, участвуем в других событиях и представляем Магаданскую область прежде всего в странах ПТР, мы это делаем постоянно в Южной Корее, в Японии, презентуя наши инвестиционные возможности. И, конечно, те возможности, которые сегодня на уровне государства сформулированы в уже принятых законах о территориях опережающего развития, которые дают очень серьёзные… К.Т.: Вы под них попадаете как раз, да? В.П.: Мы тоже обладаем аналогичными инструментами в рамках действующей особой экономической зоны в Магадане, которая на самом деле имеет те же инструменты, что и территория опережающего развития. Ну, и кроме этого мы сегодня активно участвуем в продвижении новых инвестиционных проектов, рассчитывая на субсидии, которые положены таким проектам из федерального бюджета тем компаниям, которые эти инвестиции вкладывают. Такие примеры есть у нас и сегодня. У нас активно развивается Яно-Колымская золоторудная провинция. Сейчас запущено абсолютно новое предприятие – горно-обогатительный комбинат. Это на месторождении Павлик крупное предприятие, которое даст уже в этом году прибавку +1,5 тонны золота, а с выходом на полную мощность, наверное, это будет +6 тонн золота. И мы ещё на одну ступеньку поднимемся. То есть те инструменты, которые предоставлены правительством в рамках территории опережающего развития, мы готовы оказывать всяческое содействие потенциальным инвесторам, формируя и формулируя своё желание вкладывать свои инвестиции и получать под это достаточно большой перечень государственных преференций – налоговых, земельных и так далее, в том числе и упрощённые процедуры. Кроме этого, как я уже говорил, в рамках уже действующего режима особой экономической зоны мы располагаем таможенные освобождения на ввоз импортной техники и другой продукции, предназначенной для собственных нужд предприятий, которые вкладывают свои инвестиции. Сегодня большой интерес проявляют китайские инвесторы, которые, собственно говоря, уже работают на территории, причём, на не совсем обычных наших месторождениях, в том числе на месторождении сурьмы, скажем. Большой интерес проявляет Япония. Один из проектов, который прорабатывается – это строительство на территории Магаданской области завода по производству сжиженного водорода. Почему наш регион является привлекательным? Достаточно много сегодня избыточной электроэнергии, которая производится нашими гидроэлектростанциями. Это, кстати, одна из внутренних проблем. Потому что вот эта свободная энергия – это дополнительные издержки и высокие тарифы пока. Нам нужны крупные потребители электрической энергии, создающие новые мощности и потребляющие на территории Магаданской области. Мы прорабатываем сегодня проект объединения двух энергосистем – Магаданской области и Чукотки, которая в этом нуждается, работаем в этом направлении вместе с губернатором Чукотки. Такие возможности на территории есть. Они, к сожалению, пока не очень хорошо используются. Но мы предлагаем комфортные условия. К.Т.: На эту тему кто-то думает и какие-то шаги идут. Но инвестиции же ещё предполагают какую-то развитую инфраструктуру – дороги, города. Как с этим? В.П.: Вы с самого начала об этом сказали. Магадан далеко. И Магадан – это огромная территория. Около 500 тысяч квадратных километров. Не буду сравнивать ни с какими странами. К.Т.: Не мерить во Франциях, да. В.П.: Да. Это достаточно огромная территория, на которой живёт не очень много людей. Поэтому инфраструктура – это те составляющие, которые, собственно говоря, должны помочь привлечь инвестора, поэтому именно инструменты, которые предлагает и особая экономическая зона, и территория опережающего развития, и инвестпроекты позволяют рассчитывать на субсидии по созданию этой инфраструктуры. Сегодня мы получаем достаточно серьёзную поддержку из федерального бюджета по строительству дорог, в частности, федеральной дороги Колыма, которая связывает Магаданскую область с Якутией, так называемая дорога жизни. И над ней ещё много придётся потрудиться, чтоб она действительно соответствовала названию федеральной автодороги. У неё, собственно говоря, сегодня и есть статус строящейся. Но это уже достаточно большие отрезки, которые приведены в нормативное состояние. Это нужно продолжать. Строятся линии электропередач за счёт средств государства. Одна построена, вторая в стадии завершения, а третья как раз для развития и привлечения инвесторов в районы освоения новых месторождений – это строительство ещё одной линии электропередач, проектирование которой ведётся - "Усть-Омчуг - Омчак". Название неизвестное, наверное, не самое главное. Но достаточно важная составляющая, для того чтобы инвестор понимал, что создаются условия для освоения – то, что и было препятствием в предыдущие годы: отсутствие развитой энергетической инфраструктуры, дорожной инфраструктуры. Сегодня эта ситуация меняется. К.Т.: Сейчас двигается в лучшую сторону. В.П.: Да. К.Т.: Знаете, всегда интересно нашим зрителям из других регионов примерить на себя, каково живётся соседям. Какая зарплата в регионе считается хорошей? Какие профессии престижные? Сколько стоит квартира? Насколько это подъёмные деньги для среднего гражданина? В.П.: Вы абсолютно правы, потому что сегодня много можно говорить об инвестпроектах, которые реализуются, и о достаточно внушительных цифрах по добыче золота, но всегда люди меряют это по себе: что у него в кармане, что я могу купить в магазине, на что могу рассчитывать, для того чтобы сделать свою жизнь более комфортной? Безусловно, это является для нас приоритетом. Создание более комфортных условий для тех, кто живёт. Мы можем сказать, что мы из года в год, последовательно создавая более комфортную среду, строим, допустим, достаточно много спортивных сооружений, не только в городе Магадане, потому что Магадан действительно этой инфраструктурой обеспечен достаточно хорошо. Я имею в виду и образовательные учреждения, и университет, и театр, и стадион, и ледовый дворец – всё это есть. Очень хотим, чтобы это было на всей нашей территории, в наших муниципальных образованиях. И движение в этом направлении за счёт средств бюджета продолжается. Я всегда с осторожностью называю цифры статистики. К.Т.: Потому что не очень средние. В.П.: Потому что когда люди меня слышат, они говорят: так у меня нет этого в кармане. Но я всё-таки цифру назову. Средняя заработная плата в Магаданской области по последним статистическим данным, которые мы мониторим системно – 61000 рублей, средняя заработная плата в экономике. Безусловно, не все её получают. Не хочу называть сегодня заработную плату врачей и учителей. Она несколько средняя заработная плата, повторюсь, потому что каждый может сказать: я столько не получаю. Но это достаточно приличная заработная плата. Безусловно, на предприятиях добывающей отрасли значительно превышает среднюю заработную плату в экономике. Даже труд простого механизатора, работающего на современном комбайне или на современном самосвале, или на буровой технике – это высокооплачиваемые рабочие места, которые на территории Магаданской области есть практически на всех наших предприятиях добывающей отрасли. Конечно же, жизнь в Магадане и на Колыме дорогая. И об этом нужно говорить откровенно, потому что, что бы мы ни говорили и как бы ни стремились эту ситуацию менять, мы это делаем, развиваем свой собственный агропромышленный комплекс. К.Т.: Погодные условия есть погодные условия. В.П.: Лето очень короткое. Тем не менее, у нас растёт хорошо своя картошка. Мы практически на 100% своим картофелем можем обеспечить себя. Это и личные подсобные хозяйства, и наши фермерские, которые развивают. Это своя капуста, которая вырастает очень хорошая, вкусная. Я не так давно был на капустных полях. Прямо кочан возьмёшь – он такой твёрдый, хороший. И мы обеспечиваем себя этим. Мы построили и развиваем сегодня бройлерное производство, для того чтобы постепенно обеспечить себя собственным мясом птицы. Но всё равно значительную часть, конечно, приходится завозить. Это как раз та составляющая, которая в цене очень и очень сказывается. Допустим, можно увидеть, и это тоже предмет критики жителей, правда, рядом можно увидеть и подешевле, допустим, помидоры могут доходить до 500 рублей за кг. И это, конечно, очень сказывается на уровне, на возможностях. Сегодня очень важно для нас эту составляющую, которая… Это достаточно высокие тарифы, к сожалению. И то, о чём я говорю, развитие энергетической инфраструктуры должно привести. Причём, не когда-нибудь, а в ближайшие годы, я надеюсь, мы почувствуем возможность снижения тарифов на коммунальные услуги. Вот это две составляющие, которые для нас являются очень важными, очень непростыми. И я надеюсь, что те шаги, которые сегодня предпринимаются и на уровне государства, в частности, по выравниванию тарифов, допустим, со средней полосой России, безусловно, Магадан – не Рязань. Конечно, всё здесь стоит гораздо дороже, потому что достаётся очень тяжело. Но, тем не менее, стремление и приоритеты здесь расставлены: создавая необходимые комфортные условия для жителей Колымы, в том числе и жилищные условия, мы много строим для расселения аварийного жилья, и очень близки к решению этой проблемы, мы сегодня запускаем пилотные проекты по развитию системы арендного жилья, которое будет строиться за счёт средств бюджета, и по лояльной цене можно будет это жильё тем, кто в нём нуждается, работает. Программа "Дом для молодой семьи". Мы субсидируем 30% первого взноса и работаем с банками, с тем чтобы молодые семьи, и это большой спрос… К.Т.: У нас люди как бы знают, голосуют ногами. От вас люди уезжают, или наоборот приток населения? В.П.: Сегодня ситуация, которую мы констатируем – это всё-таки продолжающийся отток населения. Миграционный процесс и демографическая ситуация сегодня для нас является одной из острых проблем. Поэтому, с одной стороны, создание комфортных условий на территории области… К.Т.: То есть вы заинтересованы в притоке населения? В.П.: Мы заинтересованы. И та программа, и те проекты, о которых я говорил, вольноприносительство, это программа переселения для тех, кому мы оказываем поддержку. Это привлечение специалистов разных отраслей на фоне наших льгот, которые мы предоставляем, это и подъёмные, это предоставление жилья для врачей, для учителей, для представителей других профессий. Это, наверное, является той составляющей, которая позволит нам со временем остановить отток населения. К.Т.: Переломить. В.П.: Дело в том, что сегодня в самом Магадане отток практически приостановился. Мы ощущаем переток из сложных проблемных посёлков Магаданской области в сам Магадан, и для этого создали специальную программу внутренней миграции, с тем чтобы люди переселялись в более комфортные условия на территории Магаданской области, могли работать на высокооплачиваемых рабочих местах там, где у нас есть вахтовые посёлки достаточно комфортные. И таким образом остановить этот отток. Внутренняя вахтовая работа, безусловно, является для нас более приоритетной, потому что люди живут в Магаданской области, семьи живут в более комфортных условиях, и я думаю, что эта схема для нас на последующие годы будет оставаться одной из приоритетных. К.Т.: Спасибо, что нашли время зайти в нашу студию. Я знаю, вы прямо отсюда в аэропорт на самолёт. Так что наш эфир вы увидите у себя дома в Магадане. Владимир Печёный, губернатор Магаданской области, был сегодня гостем программы "Де-факто". Увидимся.