Михаил Старшинов: Наше общество все-таки зреет, и все больше готово участвовать в общественно-политической жизни страны
https://otr-online.ru/programmy/de-fakto/mihail-starshinov-o-14481.html
Константин
Точилин: Это программа "Де-факто". Сегодня гость нашей студии – Михаил
Старшинов, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта и депутат Государственной
думы. Давно мы вас звали. Наконец у вас нашлось время к нам заехать.
Давайте
начнем, наверное, с одной из последних новостей: ваши активисты выявили ряд регионов,
где депутаты и чиновники обеспечили себя "золотыми парашютами". Насколько
я понимаю, вы – как раз автор законопроекта, который призван этому противодействовать.
Что за история?
Михаил
Старшинов: Здравствуйте. Действительно, такая история имеет место
быть. Она связана с тем, что в разных регионах (кстати говоря, в соответствии с
ныне действующим законодательством) депутаты назначили сами себе, назовем корректно,
компенсационные выплаты в случае неизбрания на должность.
К.Т.:
Непереизбрания.
М.С.:
Совершенно верно. На самом деле, там есть везде какие-то нюансы, оговорки, при каких
это обстоятельствах происходит. Вообще, я на эту историю в большей степени смотрел
бы не как на экономическую. Формула "богатей малыми расходами", по-моему,
вообще не актуальна для сегодняшнего нашего положения. Нужно заниматься совершенно
другими вопросами и денег больше зарабатывать, а не меньше тратить. Но эта тема
важна, повторюсь, не только и не столько деньгами, сколько важна своей морально-этической
стороной, на мой взгляд. Конечно, она у абсолютного большинства наших граждан вызывает
совершеннейшее непонимание. Если
тракторист в колхозе или инженер на заводе, или врач в больнице будет уволен, то
крайне мала вероятность того, что он получит себе какое-то выходное пособие в приличном
размере. А, например, депутаты Дагестана – у них четыре месячных оклада.
К.Т.:
На случай непереизбрания.
М.С.:
На случай. А случаи, конечно, разные бывают. Кстати говоря, надо отметить, что они
очень быстро отреагировали.
К.Т.:
Оперативно отменили.
М.С.:
Отменили, да. В Московской области тоже было четыре оклада. Например, Еврейская
автономная область – шесть. Республика Коми – десять. Я не хочу из себя тут пытаться
представить какого-то суперморалиста, но действительно это как-то странно выглядит.
А учитывая, что это еще, что называется, на земле – вот они вокруг, эти люди, которые
тебя выбрали… Да, предложили мы с коллегами, внесли на рассмотрение в Государственную
думу закон, который ограничил бы вообще какие-то компенсационные выплаты. Выплаты
только в том случае, если после добросовестного исполнения своих обязанностей человек
уходит на пенсию либо теряет трудоспособность.
К.Т.:
Это другой разговор.
М.С.:
В общем, как-то в соответствии со здравым смыслом.
К.Т.:
Если набрать, например, в "Яндексе" буквы "ОНФ" и задать поиск
по новостям (что я сделал перед эфиром), то выпадает примерно 90 тысяч сообщений:
от "реконструкции центрального рынка в Кирове" до "критики Мурманского
фонда капремонта"; от "спасения Свердловской киностудии" до "судьбы
заведующего медпунктом в Югре". Надо сказать, масштабы поражают. Расскажите,
как это все работает.
М.С.:
Общероссийский народный фронт является в полной мере общероссийским, наши отделения
существуют во всех субъектах Российской Федерации. Пока мы идем по такому пути.
В административном центре находится офис Общероссийского народного фронта. Работает
исполком, как ядро, движущая сила всего этого процесса. Есть различные площадки,
на которых можно обсуждать самые разные проблемы. Мы постарались их разбить на несколько
тематических, они постоянно дополняются, чуть видоизменяются: "Общество и власть",
"Проблемы ЖКХ", "Медицина", "Образование".
Если мы понимаем, что о какой-то специфической тематике
идет вопрос, чтобы это был разговор все-таки не просто на уровне досужих размышлений,
а чтобы это была более-менее профессиональная дискуссия. Потому что мы хотели бы
не только поговорить, но и постараться почерпнуть необходимые знания для исправления
той или иной ситуации, которой недовольны наши граждане. Может быть, какие-то механизмы
для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему, могут быть предложены нашими гражданами.
Для этого Общероссийский народный фронт открыт, и открыт для всех.
Кое-какие результаты есть. Не хочу ими хвастаться. Они
самые разные, начиная от изменения законодательства и заканчивая принятием кадровых
решений президентом Российской Федерации – лидером Общероссийского народного фронта.
Неравнодушные граждане, представители организаций (да кто угодно) могут прийти в
наши отделения в регионах. Либо они могут направить туда свои жалобы, обращения,
советы, рекомендации и пожелания по электронной почте, позвонить. Либо обратиться
в Москву. Мы находимся на улице Мосфильмовской, дом 40. Я на всякий случай говорю
адрес для того, чтобы отправить корреспонденцию, если кто-то захочет, или прийти
туда лично.
Либо обратиться к своим депутатам. В Государственной
думе почти 90 депутатов представляют именно Общероссийский народный фронт, все они
находятся во фракции "Единая Россия". Тем не менее, в свое время это была,
если угодно, такая квота, которая сформировалась естественным образом и представляет
Общероссийский народный фронт. Тоже довольно большое представительство. Дальше это
попадет на рассмотрение тому, кто является специалистом в той или иной тематике
– и делу будет дан ход. Я ответил на ваш вопрос?
К.Т.:
Да, вы ответили. Но понимаете, в чем дело? Ведь "стратегию маленьких добрых
дел" придумали не сегодня, не вчера и даже не позавчера. По-моему, все политические
партии, в том числе и существующие в современной России, что-то пытались на эту
тему сделать, но что-то осмысленное и результативное получилось только у вас. В
чем тут дело?
М.С.:
Учли негативный опыт.
К.Т.:
Умные учатся на чужих ошибках, вы хотите сказать?
М.С.:
Да. На самом деле, конечно, это стыковка самых разных причин, которые привели к
этому. Я не скажу, что мы довольны своим результатом. Мы считаем, что нам есть к
чему стремиться, расти, повышать уровень своей компетенции, возможности влиять на
ситуацию. Тут все сразу.
На мой взгляд, первое – это, конечно, то, что наше общество все-таки зреет и готово
в большей степени, нежели еще совсем недавно, участвовать в общественно-политической
жизни страны. Есть расхожее высказывание (оно стало расхожим), что у нас
развитие государственных институтов намного опережает развитие институтов гражданского
общества, – и поэтому часто получается такой разрыв и отсутствие коммуникаций. Это
первое.
Второе – то, что в Общероссийском народном фронте представлены
очень уважаемые и влиятельные люди, которые являются безусловными авторитетами для
большого числа наших граждан.
Третье, и без этого вряд ли бы работало это так эффективно
– то, что лидером Общероссийского народного фронта является Владимир Владимирович
Путин, президент Российской Федерации. Это последняя инстанция, до которой мы, может
быть, стараемся не так часто доходить. Но его решения на основании той информации,
которую предоставляет Общероссийский народный фронт, докладов ОНФ, встреч, которые
проходят на регулярной основе – это и какие-то профильные…
К.Т.:
А какой формат общения?
М.С.:
Самый разный формат. Это зависит от того, чему это посвящено. Например, в прошлом
году был проведен Форум средств массовой информации, он проходил три дня. Сначала
были площадки тематические…
К.Т.:
А закрытая для прессы встреча была, наверное?
М.С.:
Закрытая от кого?
К.Т.:
Я имею в виду – закрытая для прессы. Ну, рабочий момент.
М.С.:
Нет, у нас не было. Мы встречались с журналистами, нам сложно было от вас отгородиться.
К.Т.:
Не знаю, может, президент вам какие-то рекомендации дает, задания ставит.
М.С.:
Я бы что хотел сказать? Есть формат каких-то рабочих совещаний – это одно.
К.Т.:
Да, я про это говорю.
М.С.:
Я сейчас говорю о тех форматах, в которых огромное количество простых людей, представители
всех сословий могут принять участие и напрямую сказать лидеру Общероссийского народного
фронта то, что они думают по той или иной ситуации, или предложить свои варианты
решения той или иной проблемы. Это очень эффективно, и это работает. Конечно, это
не подменяет ни в коем случае текущую работу ОНФ.
Вы знаете, мы стараемся работать. Я хочу вам сказать, что одной из
основных директив, которой руководствуются все, кто работает в Общероссийском народном
фронте, является то, чтобы ни одно обращение, ни один сигнал не остался без какой-то
адекватной реакции, которая устроит (извините, я такое чиновничье слово скажу) заявителя.
Человек, который обращается, все-таки должен понимать, что он получил не отписку,
а что реально что-то произошло. Пока получается.
Хотя иногда это идет со скрипом, и приходится преодолевать
очень большое давление и со стороны чиновников, и со стороны каких-то коммерческих
структур – везде по-разному, смотря чего касается тот или иной вопрос. Потихонечку
все начинают привыкать, что стоит прислушаться. Мы совершенно не жаждем крови. И
мы не хотим ни в коем случае подменять органы исполнительной власти, судебные или
правоохранительные органы. Мы хотели бы, чтобы это работало так, чтобы это, с одной
стороны, было в соответствии с законом, а с другой стороны, чтобы это соответствовало
представлениям наших граждан о справедливости, о том, как это должно работать.
К.Т.:
Справедливости остро не хватает, это правда. Последняя громкая история с арестом
сахалинского губернатора. В прессе очень многие связывают это именно с критикой,
которая прозвучала от ОНФ. Пресса преувеличивает, или вы действительно настолько
могущественная организация?
М.С.:
Его арестовали сотрудники Следственного комитета, освободил его от исполнения обязанностей
президент Российской Федерации, поэтому это не наших рук дело. А вот информация,
которая неоднократно поступала в Общероссийский народный фронт, как минимум стала
основанием для того, чтобы присмотреться повнимательнее (я так деликатно скажу,
если позволите) к тем проблемам, которые объективно были на Сахалине. В данном случае
скажу вам честно, что вместо того, чтобы как-то адекватно реагировать, например,
на ту же критику со стороны Общероссийского народного фронта, сахалинский губернатор,
на мой взгляд, совершенно деструктивную позицию занял: "Попробуйте это как-то
задавить, заткнуть рот на месте, позвонить в Москву каким-то чиновникам, чтобы дали
команду "хватит". Но этого ничего не получилось и не могло получиться.
Он, что называется, такими дедовскими методами действовал.
Хочу отметить, что сахалинский губернатор – это, конечно,
резонансно. Но Общероссийский народный фронт на протяжении последних полутора лет
все-таки корректно высказывался по поводу, мягко говоря, не совсем удовлетворительной
работы и брянского губернатора, и челябинского губернатора, и волгоградского губернатора,
и сахалинского губернатора. И, в общем, кадровые решения были приняты президентом
Российской Федерации по всем этим кандидатурам – ни один из них не остался исполнять
обязанности главы субъекта. Это не всегда было связано с тем, что они, условно говоря,
воруют бюджет или занимаются какими-то общеуголовными преступлениями. Но представления
о том, каким должен быть глава субъекта, как он должен себя вести, в том числе с
точки зрения какой-то деловой этики и общепризнанных норм и правил поведения – это
тоже сыграло свою роль. И, конечно, реальная оценка проблем.
К.Т.:
Как вы думаете, вас боятся?
М.С.:
Вы знаете, я бы не хотел, чтобы нас боялись. Это же зависит больше не от нас, а
от конкретного человека, от его мироощущения и мировосприятия. Но еще раз хочу особенно
акцентировать внимание: Общероссийский народный фронт – не карающая организация.
Кого-то покарать – это не цель и не самоцель участников ОНФ. В этом плане мне очень
близка по своему духу фраза Путина: "Проще всего сейчас шашку достать и рубить
головы направо и налево. А моя задача, – он говорил о себе, – заставить механизм
работать, а это гораздо сложнее".
Все-таки основная задача Общероссийского народного фронта
– не покарать кого-то. Нет у нас жажди крови. Мы хотим, чтобы государственные механизмы, институты государственной
власти работали так (повторюсь, я уже говорил об этом несколько минут назад), чтобы
это, с одной стороны, соответствовало букве и духу закона, что очень важно; а с
другой стороны, чтобы это удовлетворяло, кстати говоря, те не очень уж и большие,
далеко не заоблачные пожелания наших граждан к тому, как они хотели бы, чтобы работала
исполнительная власть.
К.Т.:
Если отойти от конкретных дел, скажите, какие общефедеральные проблемы вы сейчас
считаете первоочередными и нерешенными? Например, нам в прямой эфир постоянно приходят
тысячи обращений (буквально в последние дни) в связи с тем, что повышаются тарифы
ОСАГО, люди очень недовольны. Вы будете что-то на эту тему говорить или делать?
М.С.:
Я так простым языком скажу: тема повышения цен, конечно, является одной из ключевых.
И в этой связи в ряду приоритетных направлений работы Общероссийского народного
фронта является контроль за выполнением "майских указов" президента Российской
Федерации, которые, собственно говоря, определили формат, вектор развития государства.
Там самые разные темы затронуты: темы экономики, темы индексации зарплат, темы,
которые должны препятствовать росту цен, будь то тарифы или цены на продовольствие,
на товары ежедневного спроса – все это прописано в указах президента.
Я повторюсь, контроль за их исполнением и влияние на
процесс являются одним из приоритетных направлений деятельности Общероссийского
народного фронта. Мы работаем в достаточно тесном взаимодействии со структурами
администрации президента: с экономическим блоком во главе с Белоусовым, с контрольным
управлением во главе с Чуйченко и многими другими.
Я не могу сказать, что мы полностью удовлетворены этой
работой. У нас есть серьезные претензии к деятельности правительства, его министерств
и ведомств. Есть вопросы к тому, как выполняются те или иные пункты, обозначенные
в указах, на местах – в субъектах Российской Федерации. Есть и положительные сдвиги.
Может быть, их должно было быть больше. Но, учитывая ту экономическую действительность,
экономические реалии, в которых мы оказались сейчас, с одной стороны, это усложняет
процесс, с другой стороны – открывает новые возможности и заставляет нас еще пристальнее
к этому присматриваться.
Повторюсь, это постоянный процесс, в котором участвуют
наши эксперты, наши коллеги, кто хорошо разбирается в экономических процессах. Если
у нас есть какие-то предложения (я имею в виду, "у нас" – например, у
вас или у наших замечательных телезрителей), то мы были бы рады их увидеть в оформленном
виде.
К.Т.:
У нас есть практика: когда люди жалуются, мы тоже пересылаем в соответствующие органы.
Будем вам пересылать тоже.
М.С.:
Если бы это были не только жалобы, но еще и были бы сформулированы идеи, как можно
было бы решить тот или иной вопрос – это было бы втройне лучше.
К.Т.:
Все, что к нам будет приходить, тогда будем пересылать вам на Мосфильмовскую, 40.
Скажите, а может любой человек вступить в Общероссийский народный фронт или нет?
М.С.:
Общероссийский народный фронт открыт для всех. Я не очень большой сторонник формализации
этих всех процессов. Знаете, наличие партбилета…
К.Т.:
А есть партбилет, кстати?
М.С.:
Партбилета нет.
К.Т.:
Значок, может быть?
М.С.:
Да, значок есть – наша традиционная галочка в цветах российского триколора. От участия в Общероссийском народном
фронте никто не огражден. Пожалуйста, если человек считает себя полезным – и еще
лучше, если он является специалистом в той или иной области, – то милости просим,
двери открыты для всех.
К.Т.:
Вы знаете, что к каждому успешному проекту (а ваш проект, безусловно, успешный)
неизбежно пытаются "примазываться" люди, которые используют благое дело
– такие прилипалы.
М.С.:
Законы жанра.
К.Т.:
Да, законы жанра. Есть такая проблема у вас?
М.С.:
Я не скажу, что она стоит остро. Мы стараемся достаточно внимательно смотреть на
тех людей, которые с нами хотят работать или, тем более, занять какие-то заметные
позиции. Откровенно скажу, есть в некоторых регионах попытки некоторых людей натянуть
на себя одеяло, такие самопровозглашенные отделения, но их не так много. Не надо
думать, что народ такой глупый. Народ все прекрасно понимает, и люди довольно быстро
разбираются в том, кто кем является на самом деле. Но это, я повторюсь, неизбежный
процесс, издержки роста и того, о чем вы сказали. "У победы много отцов, а
поражение всегда сирота".
К.Т.:
Да, это правда. Буквально две минуты у нас с вами осталось. Из решенных с помощью
ОНФ проблем что запомнилось больше всего? И наоборот – с чем справиться пока не
удалось?
М.С.:
Вы знаете, не хочу хвастаться. Я бы сказал в общем. Я больше всего внимания уделяю
проблематике общества и власти. У нас есть и тематическая такая площадка. Мне видится,
что это один из самых острых и нерешенных вопросов – взаимоотношения общества и
власти. Я совершенно ответственно хочу сказать, что за истекший год, когда Общероссийский
народный фронт стал гораздо заметнее, чем раньше, качественно изменились две вещи.
Первая – люди стали больше верить, что можно изменить что-то, что реально можно
что-то поменять.
К.Т.:
Это главное, на самом деле.
М.С.:
Это очень важно. Уверенность
в том, что достучаться никуда нельзя и ничего нельзя изменить, в представлении людей
приводит к тому, что они занимаются созерцательную позицию: "Пусть кто-то это
сделает".
К.Т.:
Наплевательская позиция.
М.С.:
Совершенно верно. Это отбивает всякое желание людей улучшать нашу страну. На мой
взгляд, нам не до конца удалось это сделать, но все-таки этот вектор мы развиваем.
Люди стали верить. И я хочу вам сказать, что, с другой стороны, исполнительная власть
на всех уровнях изменила свое отношение к Общероссийскому народному фронту.
К.Т.:
И, наверное, к проблемам людей, которые ОНФ пытается решать. Хотелось бы надеяться
на это.
М.С.:
Во всяком случае, в очень большом проценте тех обращений, с которыми мы идем к органам
исполнительной власти, мы находим понимание, и все-таки эти проблемы не остаются
нерешенными. На мой взгляд, это очень важные и качественные сдвиги, которых нам
удалось добиться за довольно короткий промежуток времени. Это такое общее направление.
Но есть огромное количество каких-то частных случаев,
начиная от отмены "золотых парашютов" для топ-менеджеров госкомпаний и
заканчивая кадровыми решениями президента, о которых мы говорили в том числе сегодня.
Люди все это видят. И я уверен, что это долгожданные шаги, которых они давно ждали
от власти на всех ее уровнях.
К.Т.:
Спасибо, что нашли время заехать в нашу студию.
М.С.:
Спасибо и вам.
К.Т.:
С нами сегодня был Михаил Старшинов, член Центрального штаба Общероссийского народного
фронта. Это была программа "Де-факто". Увидимся.