Депутат ГД Руслан Бальбек: Сегодня крымско-татарский народ, как и все крымчане, живут совместно на одной благословенной земле Крыма
https://otr-online.ru/programmy/de-fakto/novie-litsa-gosudarstvennoi-22831.html Константин Точилин: Добрый
день! Добрый вечер! Доброй ночи или доброго утра! Кому уж как повезло с часовым
поясом. Я напоминаю, что Общественное Телевидение России вещает одновременно на
все регионы и часовые пояса нашей огромной страны. Это программа "Де-факто" и
мы уже третью неделю подряд продолжаем знакомить вас и знакомиться сами с
новыми лицами Российского Парламента. И ещё традиционно напомню, что
практически наполовину нижняя палата сменилась, и, вот, новые лица, новые
депутаты приходят к нам в гости знакомиться с нами и с вами. И сегодня у нас в
гостях Руслан Бальбек. Здравствуйте!
Руслан Бальбек: Добрый
день!
Константин Точилин:
Депутат от Республики Крым. Т.е. двойная такая премьера: и первый раз Руслан
стал депутатом, и первый раз у нас вообще есть, в принципе, депутаты от Крыма.
Давайте, рассказывайте о себе. Родился, учился, женился… Я так понимаю, что
родились Вы вообще в Узбекистане.
Руслан Бальбек: Да,
действительно родился в Узбекистане. Для крымчан это больше, наверно, возвращение
депутатов в Государственную Думу, т.е. представителей народных избранников.
Потому что 110 лет назад в Российской Империи представители Крыма были и
заседали в ГД Российской Империи. И были представители разных национальностей.
И, вот, сегодня целесообразнее говорить, наверно, о возвращении Крыма в РФ и
возвращении представителей, т.е. народных избранников, в высший законодательный
орган страны – в ГД Российской Федерации. Естественно, для нас это было важным,
историческим событием. Я зачастую характеризую, как больше цивилизационное решение
в пользу того, чтобы быть снова вместе в Россией, потому что Россия – это целая
цивилизация, которая сумела объединить вокруг себя людей разных этносов, разных
конфессий. И создать вот тот алгоритм взаимодействия на основе братских
взаимоотношений, который позволяет нам двигаться вперёд.
Константин Точилин:
Ну, давайте мы об этом всё-таки чуть позже. Пока всё-таки о Вас, да. Как
получилось, что Вы родились в Узбекистане, потом оказались в Крыму. Это что за семейная история?
Руслан Бальбек:
Ну, я являюсь представителем крымских татар. В 1944 году крымские татары были
высланы в Среднюю Азию, т.е. это Республики Казахстан, Узбекистан…
Константин Точилин:
Т.е. Ваши предки были депортированы.
Руслан Бальбек:
Да. В 90-х годах произошло массовое возвращение на историческую Родину. И я,
как и многие другие представители крымских татар, вернулся в Крым.
Константин Точилин:
Вернулись вместе с родителями? Вы в каком возрасте были, когда вернулись?
Руслан Бальбек:
11 лет.
Константин Точилин:
Т.е. это было решение родителей.
Руслан Бальбек:
Да. Решение родителей, но постоянно слышали от представителей старшего
поколения о том, что надо вернуться в Крым, историческое место…
Константин Точилин:
Т.е. это была такая мечта семейная, да?
Руслан Бальбек:
Да-да, семейная, народная.
Константин Точилин:
А вы вернулись, и как, что? Ну пустое место или вы знали, в какой дом, в какой
город нужно вернуться?
Руслан Бальбек:
Естественно, было желание вернуться в места исконного проживания, но, к
сожалению, те нормативно-правовые акты, которые были приняты ещё в Советском
Союзе, которые обеспечивали реализацию прав реабилитируемых народов вернуться в
места исконного проживания дабы сохранить социальные институты, которые
нарабатывались, в украинский период, к сожалению, национальный фактор
использовался для дестабилизации, для противопоставления народов Крыма по
отношению к друг другу. И поэтому люди уже расселялись в зависимости от
возможности, от того, есть ли какие-то личные контакты уже на территории Крыма.
И я, естественно, оказался, несмотря на то, что у меня корни из Ялты, и по отцовской
линии, и по материнской, в районе Судака, т.к. у родителей проживали близкие
друзья семьи, которые обеспечили возможность обустроиться…
Константин Точилин:
Ну, помогли вернуться, да.
Руслан Бальбек: И
тогда, исходя из личных контактов, возможностей принимающей стороны, мы
поселились в Судакском районе, в селе Грушевка.
Константин Точилин:
Получается, что в школу Вы пошли в Узбекистане, потом заканчивали её уже на
Украине, да?
Руслан Бальбек: В
Крыму. Село Грушевка, Судакский район. Закончил школу с отличием. После Судака
учёба в Симферополе. Долгий жизненный путь – до сих пор учусь, в принципе.
Потому что считаю, что, как и в спорте, чтобы быть в форме, нужно постоянно
тренироваться и знания не имеют точки насыщения, поэтому для того, чтобы быть в
форме, нужно постоянно находиться в процессе приобретения, получения знаний.
Константин Точилин:
Учились чему?
Руслан Бальбек: В
основном, это специальности, связанные с управлением, с экономикой. Сейчас это
Академия при Президенте, специализация "Государственная безопасность и
противодействие коррупции". Собираюсь выйти на защиту. И, естественно, хочу
всерьез заняться также наукой, потому что вопросы, которые сегодня складываются
даже в сфере межнациональных отношений, межконфессиональных, говорят о том, что
очень много внешних вызовов и без каких-то прикладных знаний, без науки
противодействовать тем вызовам, с которыми сталкивается государство, наше
общество российское, невозможно.
Константин Точилин:
Я насколько посмотрел Вашу биографию, Вы сначала работали в туризме, да? Начало
трудовой деятельности.
Руслан Бальбек:
Да, потому что и в студенческий период совмещал работу…
Константин Точилин:
Что для Крыма, наверно, так же очевидно, как, я не знаю, для Кузбасса быть
шахтёром.
Руслан Бальбек:
Крым – это всё-таки жемчужина Российской Империи, потом Советского Союза.
Сейчас, я уверен, что будет и жемчужиной Российской Федерации. Международной
здравницей. Потому что все эти ипостаси туризма Крым собрал вокруг себя. И
семья моя занимается туризмом. И, так получилось, что я и в Правительстве
курировал сферу туризма. И мы сумели в первый же год российской жизни,
российского Крыма, реализовать такое направление для туризма и для Крыма новое,
а для российского туризма это было действительно были новые возможности – это
направление массового туризма, когда мы уже в первый год реализовали пакетные
туры. Т.е. в Крым уже по пакетным турам прибыло в первый год 300 тысяч, во
второй год – 600 тыс. И мы видим эту динамику.
Константин Точилин:
Страшно подумать, что будет дальше.
Руслан Бальбек:
Да, и мы видим динамику, которая всё-таки обеспечит туристу, конечному
потребителю туристических услуг, открытость, ясность и понимание того, что
агентство, с которым сталкивается, и реализует турпакет, и принимающая сторона
– это один сложный и единый организм, который обеспечивает всё юридическое и
информационное сопровождение и весь отдых туриста в Крыму. Т.е. наша задача –
это сделать Крым более открытым, более доступным.
Константин Точилин:
Насколько Ваш опыт работы поможет решать эти задачи?
Руслан Бальбек:
Первое, что мы реализовали – я с этого и начал, потому что, в принципе, этот
опыт был в целом новым для РФ – мы показали такой хороший, позитивный пример и
уверен, что это такой существенный шаг по развитию внутреннего туризма, и
который позволит нам увеличить объёмы, сделать нашу огромную уникальную страну
более близкой. Потому что всё-таки страна необъятная и хотелось бы, чтобы Крым
знали не только по каким-то историческим материалам или по путеводителям, по
открыткам, по передачам на телевидении. Хотелось бы, чтобы каждый россиянин
сумел посетить Крым, познакомиться с его красотами, с особенными климатическими
условиями – всё-таки это музей под открытым небом, где произошло столкновение
цивилизаций, разных эпох, и действительно есть, чему поучиться, чем хотелось бы
обогатить всё наше российское общество.
Константин Точилин:
Ну, Вы так говорите всё время уже "наше российское общество", что совершенно
правильно, да, хотя, давайте вспомним, что мы, собственно, объединились-то 2
года назад. Всего-навсего. Я всё хотел у Вас спросить, вот то, что называется
"крымской весной", лично для Вас как это было? Впечатления человеческие.
Руслан Бальбек:
Дело в том, что, будучи крымским татарином, крымчанином, я понимал, что
национальный фактор, именно крымско-татарский, используется внешними силами для
дестабилизации общественно-политической обстановки в регионе. И действительно
крымско-татарский народ стал заложником внешних вот этих институций
международных, которые выдавали свою внешнеполитическую повестку за мнение целого
народа. И в этих событиях, конечно же, вот те институты, которые выдавались
международной общественности, как самобытные, как национальные, по сути дела
они были трансформированы во все международные организации и, естественно,
финансировались со стороны международных фондов. Это фонд Сороса, это
Международный Республиканский Институт Маккейна. Т.е. это самые больше, не
только русофобы и исламофобы в мире, но тем не менее им не мешало финансировать
деятельность организации, которая…
Константин Точилин:
Нет, Руслан, я лично, вот, про Ваши впечатления. Вы внукам что будете
рассказывать? Вы были в самом эпицентре
исторического события. Вот для Вас как это происходило? Вот утром Вы проснулись
и что? Или не так? Или Вы что-то знали заранее?
Руслан Бальбек: С
2006 года я занимал активную позицию. Особенно с того периода, когда, с 2004
года, началась прививаться на Украине майданная культура, т.е. для нас уже
понятны были все эти внешние признаки культурной экспансии. И почему я начал и
общение с того, что для нас воссоединение Крыма с Россией было цивилизационным решением. Мы выбирали наши
традиционные ценности, то, что размывается сейчас на Западе, то, что охраняется
и на законодательном уровне, и общественными институтами в самой России. И та
активная фаза госпереворота в Украине – я поддерживал, естественно, антимайдан
и всячески противодействовал. Я тогда возглавлял общественное объединение
"Поколение Крым", которое было одно из первых наднациональных таких вот
проектов…
Константин Точилин:
Т.е., я так понимаю, то, что для всей России, в общем, было всё-таки какой-то
неожиданностью, вот, как взяло и случилось, для Вас это было просто результатом
деятельности последние несколько лет. Правильно?
Руслан Бальбек:
Ну, это в целом для всего крымского сообщества. Дело в том, что, знаете,
западная цивилизация часто выдаёт за попытки, и успешные в том числе, госпереворотов,
как некую самоорганизацию общества. Вот считайте, что это и была
самоорганизация общества, когда крымчане, вне зависимости от национальности,
понимали, что их будущее возможно только в составе России, в составе великой
страны, где охраняются и поддерживаются традиционные ценности, где семья
является ячейкой общества, где народы живут в мире и согласии. Крым 23 года
украинского периода переживал разные периоды, когда межнациональные отношения,
межконфессиональные становились действительно вот таким "яблоком раздора",
когда нечистоплотные политики пытались столкнуть людей по национальному и религиозному признаку.
Константин Точилин:
Вы понимаете, мне кажется, что сейчас все руководители России, начиная от
депутата сельсовета в Крыму и кончая Президентом страны, находятся в очень
сложном положении по отношению к своим новым избирателям, по отношению к
жителям Крыма. Потому что, понятно, в начале какая-то эйфория от объединения,
всё радостно, всё замечательно, массово. А потом мы вместе стали переживать
кризис, появились российские цены, появились российские зарплаты, пенсии. Вот у
Вас избиратели не спрашивают, а не зря ли всё это и что делать в таком случае?
Потому что, вроде как, очень красиво всё
это присоединение было. Но дальше мы должны чувствовать свою ответственность перед
теми людьми, которых мы приняли, как бы, по их воле. И вот эта, мне кажется, ответственность
- она очень тяжёлая. Чтобы они не сказали, что мы это зря, что раньше было
лучше.
Руслан Бальбек:
Это персональная ответственность, я считаю, оправдать, в первую очередь, те
чаяния, те потребности, интересы наших избирателей, крымчан, выстроить те
каналы коммуникации, которые позволят нам опираться на мнения крымчан, мнения
наших избирателей. И после 23-летнего застоя, украинского периода, когда в
инфраструктуру Крыма, целого региона не вкладывалось ничего. И то, чем мы
пользуемся – это, в основном, советское наследие. То сейчас видят, как строят
дороги, как строят детские сады, новые места в детских садах. Чтоб Вы понимали,
в качестве примера я приведу, что за весь украинский период, если мы говорим о
самой важной, одной из важных бытовых проблем, как новые места в детских садах,
за 23 года было построено всего 266 мест. За 2,5 года уже в российском Крыму
было построено уже 12,5 тысяч новых мест в детских садах. Строятся дороги,
обновляется инфраструктура. Т.е. те изменения позитивные, которые крымчане
ощущают на себе, естественно…
Константин Точилин:
Т.е. это действительно видно и заметно.
Руслан Бальбек:
Совершенно верно.
Константин Точилин:
На уровне простого человека.
Руслан Бальбек:
Идёт массовая газификация для тех районов и городов, которые были до этого
заброшены, забыты. Идёт паспортизация дорог, т.е. у меня есть и чёткое
поручение главы государства, и на контроле эти вопросы у главы республики, о
том, чтобы мы чётко понимали весь объём бедствий и действительно дороги,
особенно дороги в сельской местности, были построены.
Константин Точилин:
А что ещё удалось решить, вот так Вы могли бы в актив записать? Хорошо -
дороги, детские сады, газификация. Есть что-то ещё, что вот прям весомо, грубо,
зримо сдвинулось с мёртвой точки?
Руслан Бальбек:
Наверно, то, что мне ближе, является профилем моей деятельности, как будучи
членом правительства, так и уже в думском комитете. Это вопрос межнационального
согласия, конфессионального. Долгое время, весь украинский период та
политическая надстройка, которая именовала себя меджлисом татарского народа, по
сути дела являлась тем проводником западной идеологии, западных целей и задач,
которая постоянно привносила дестабилизационный фактор в регионе. Настраивала
крымчан по национальному, по религиозному признаку и реализовывала внешнеполитическую
повестку Запада в регионе, что в украинский период – это постоянные
межнациональные конфликты, это постоянное противопоставление этой
незарегистрированной организации органам власти. По сути дела, ставя крымских
татар, в заложники перед амбициями отдельных политиков из числа крымских татар
и той повестки, которую они реализовали в обмен на гранты.
Константин Точилин:
Мне кажется, что на уровне простого человека, наверно, интересуют вопросы
возвращения земель каких-то и прочего, а не происки мировой закулисы. Вот с
этим что-то происходит?
Руслан Бальбек:
На самом деле, я бы не стал упрощать. Я думаю, крымчанам это особенно знакомо,
кода за 2,5 года прекратились вдруг национальные митинги по этническому окрасу,
закончились процедуры по захвату земель, перекрытия дорог, штурм
административных зданий. Сегодня крымско-татарский народ, так же, как и все
крымчане, живут совместно на одной благословенной земле Крыма. Помогают друг другу,
строят храмы, мечети, церкви, кенассы. И, естественно, живут рука об руку. И
действительно крымчане чувствуют, как взамен на те старые формы отношений
украинского периода реализуются совершенно новые подходы, когда все крымчане,
вне зависимости от национальности и вероисповедания живут в мире, согласии,
имеют одни цели и задачи. По поводу земельных вопросов. Действительно я
упомянул ранее по самозахватам – это была социальная мина под органы власти,
когда политики, из числа крымских татар и некрымских татар, путём провокаций и
пререкательств проводили такое явление, как самозахваты земель. И, если Вы
помните, ещё 2,5 года назад весь Крым был покрыт вот этими временными
сооружениями 3Х4. И, естественно, эти процессы сопровождались
злоупотреблениями, когда без правоустанавливающих документов продавали
земельные участки, когда людей обкладывали финансовыми поборами. Это
использование вот этой протестной массы в политических целях, когда их выводили
на перекрытие дорог, на всевозможные митинги. И органам власти, именно
правительству, земельной комиссии, благодаря поддержке главы республики удалось
показать всему миру это явление, как добровольный демонтаж вот этих временных
сооружений. Мы нашли правовые механизмы, которые позволили наделить всех этих
обманутых людей, предварительно очистив от политических и экономических
спекулянтов - привлечены были к ответственности руководители полян протестов, в
том числе и к уголовной. И сейчас процесс наделения земли в рамках правового
поля продолжается.
Константин Точилин:
Вы хотите сказать, что митинги национальные прекратились, потому что стали
решаться проблемы или потому что их запретили?
Руслан Бальбек:
Здесь, наверно, нужно подходить комплексно. Во-первых, запретами… Это, может
быть, страшилки, которые пытается навязать общественности западные СМИ,
ангажированные СМИ. Здесь комплексный подход, когда на фоне реализации основных
потребностей в сфере земельных отношений, наделения земельными участками той
обозлённой части населения, которая была обманута и выведена на поляны протеста,
был предложен прозрачный правовой механизм наделения земельными участками. Это
ликвидация посреднических институтов, которые злоупотребляли проблемами
крымско-татарского населения, в том числе, и так называемые лидеры
самозахватов, которые представляли некие ваххабитские, представители
радикального экстремистского толка, религиозного, такие, как Хизб ут-Тахрир. И,
естественно, под вот этими религиозными рясами,
имея в своей религиозной доктрине запрещённые в РФ экстремистские
организации и движения, естественно, в комплекте мы получили тот результат.
Освободили людей от лжепророков и предоставили правовой механизм для наделения
земельными участками в рамках закона.
Константин Точилин:
Вопрос, связанный с депортацией, который по-прежнему обсуждается и волнует. Вот
у Вас как всё укладывается в голове? Вы
говорите с гордостью, что 110 лет назад в ГД Российской Империи были депутаты
от Крыма, потом была депортация, потом воссоединения с Россией. Вот Россия –
это и 110 лет назад ГД, и депортация, и объединение сейчас или это всё какие-то
разные вещи? Т.е. депортировал кто, Россия, Советский Союз? Как это всё
уместить и правильно разложить по полкам внутри одной головы?
Руслан Бальбек:
Идут попытки, когда мы говорим о культурной экспансии, переписывания истории.
Константин Точилин:
Нет, у Вас как это укладывается?
Руслан Бальбек: Сейчас
я Вам объясню – от общего к частному, чтобы всё-таки было понимание, с каких
мировозренческих позиций я подхожу к оценке. Дело в том, что действительно
попытки переписывания истории, когда нас пытаются лишить либо прошлого, которое
связано в Российской Империей, с Советским Союзом, либо, пытаясь, выдергивая какие-то
исторические обиды, строить на этом политику. Весь этот период, когда мы жили в
Украине, к сожалению, действительно обиды прошлого привносились в нашу
современную жизнь и, тем самым, отравляя её, получали всевозможные
противоречия. А крымско-татарский народ после указа Президента, исторического
указа о мерах реабилитации репрессированных народов, он получил вопрос - самое
важное, помимо социальных мер, экономических мер поддержки - это вопрос
сатисфакции, вопрос восстановления честного имени. И считаю, что любая
национальная общность не может постоянно находиться в состоянии некоем,
социальной горячки – после каждой болезни должно быть выздоровление. И то
государство сильное, которое может, ну, не отказываться от своего прошлого, как
сейчас некоторые популисты рассказывают, как в Советском Союзе всё было плохо.
Были и ошибки, были и достижения…
Константин Точилин:
Ну, у нас две крайности. Одни говорят, что всё было плохо, другие, что всё было
хорошо.
Руслан Бальбек:
Поэтому убеждение, что сила России нынешней в том, чтобы те нормативно-правовые
акты, которые обеспечивают реализацию вопросов реабилитационных. Т.е. мы не
отрицаем на государственном уровне, что были ошибки и предпринимаем меры для
того, чтобы реабилитированные чувствовали себя комфортно, чтобы мерами
социальной поддержки, компенсации, духовной, культурной реабилитации, чтобы
чувствовали заботу государства. И всё-таки каждая эпоха, которую мы прожили,
это часть нашей истории, и путём подмены понятий часто пытаются
персонифицировать с некоторыми личностями, либо вместо истории государства
давать оценку на основе истории какого-то отдельного народа. И, естественно,
дают возможности для манипуляции, для разрушения устоев государственной безопасности и
общественной безопасности. Надо понимать, что мы живём в одном общем доме под
названием Россия. И вне зависимости от национальности и вероисповедания мы
должны сообща заботиться, чтобы этот дом был комфортным для всех, чтобы ни в
коем случае не было приоткрыто окошко или не заперта дверь. Только мы внутри
себя можем обеспечить уют и процветание нашего общего дома. Поэтому убеждён,
что все эти происки внешних сил, которые направлены, как раз-таки, чтобы
использовать и национальный и религиозный фактор, они не увенчаются успехом,
потому что у РФ колоссальный опыт межнационального и межконфессионального
общежития, когда мы получаем тот синергетический эффект за счёт многообразия
культур и двигаемся вперёд. А у Крыма после вот этой майданной экспансии, мы
получили иммунитет, который позволит нам наш опыт распространить в целом на всю
страну.
Константин Точилин:
Спасибо. Ну что ж, время наше, к сожалению, закончилось. Гостем нашей студии
был Руслан Бальбек, депутат ГД от Крыма и заместитель председателя комитета по
национальной политике. Продолжим и завтра и послезавтра представлять вам новые
лица Российского Парламента. Это была программа "Де-факто". Счастливо!
Увидимся!