Александр Асмолов: Скороспелые учебники - это всегда опасность. Это риск и для учителя, и для ученика
https://otr-online.ru/programmy/de-fakto/professor-aleksandr-asmolov-12492.html
"Единого учебника по истории не будет", – так сказал
министр образования Дмитрий Ливанов. Он считает, что сама концепция единого
учебника противоречит принципу вариативности образования. А вот депутаты
Госдумы против этой самой вариативности и они считают, что учебники для всех
школьников должны быть одинаковыми.
В студии программы "Де-факто" Александр Асмолов –
академик Российской академии образования, директор Федерального института
развития образования.
Александр Асмолов: Здравствуйте.
Виталий Млечин:
Александр Григорьевич, вот скажите, пожалуйста, раньше, в советские времена
учебники существовали десятилетиями и, кажется, всех устраивали. А теперь чуть
ли не каждый год новые появляются. Это с чем связано?
А.А.: Во-первых,
даже в советское время учебники менялись. Да, они менялись реже, но они были
разные. Даже в советские времена была конкуренция учебников и зарождение
вариативности. Все помнят замечательный учебник физики Перышкина, который
прошел испытание временем.
Cкороспелые учебники – это всегда опасность. Это риск и для учителя, и для ученика
Но одновременно в гимназиях, в лицеях, которые
постепенно появлялись в советской системе образования, возникала необходимость в
других учебниках. Их начинали разрабатывать мастера науки. По физике это был
учебник Коэна, который стал в хорошем смысле конкурировать с учебником Перышкина.
По математике великий математик Андрей Колмогоров начал разрабатывать свою
программу. Иными словами, вариативность учебников и вариативность образования,
которая официально была введена нами в 1993 году, стала принципом развития
образования. Вместе с тем скороспелые учебники – это всегда опасность.
Скороспелые учебники – это риск для учителя. Конечно, скороспелые учебники –
это риск и для ученика. Учебники, как было в свое время сказано Булгаковым об
осетрине, могут быть только первой свежести – она и последняя.
Cкороспелые учебники – это всегда опасность. Это риск и для учителя, и для ученика
В.М.: Но тут сразу
возникает вопрос. Скороспелые учебники, понятно, чем плохи. Наука там быстро
шагает вперед, что учебники устаревают или это не так?
А.А.: Абсолютно
точно. Сегодня очень быстрый поток изменения знаний, изменения сознания. Сегодня
главное, что меняются сами изменения, они другие. Сегодня происходит чудо:
ребенок 3-4 лет уже становится человеком, который усваивает информационные
потоки, он живет в другой реальности, в другом мире. Я всегда привожу пример. Я
показал трехлетке книжку "Сказка о рыбаке и рыбке", там были
великолепные картинки. Он взял книжку в руки, посмотрел на картинку и стал вот
так двигать руками – он хотел ее раздвинуть, думал, что перед ним iPad. И отбросил, подумав,
что это сломанный iPad.
Наступает время быстрого "догоняния", простите за термин, и тогда
появляются электронные образовательные ресурсы, которые даже учебниками нельзя
назвать в привычном смысле слова. Иными словами, учебники и программы пытаются
догнать убегающее время. Но ученики, начиная с наглых 4-5 леток, сами быстро
осваивают такие реальности, что воспитателям иногда становиться не по себе.
В.М.: А как быть с
тем, условно говоря, ученик учится в школе 10 лет, за эти 10 лет произошел
какой-то прорыв, все изменилось в мире, и то, чего его учили в начальной школе,
уже вообще устарело?
Ключевой вопрос - как родить мотивацию к обучению, как научить учиться
А.А.: Вы правы,
многие знания устаревают. Какой выход? Выход в новом поколении стандартов
образования. Выход в том, что новое поколение стандартов – это поколение,
ключевой вопрос которого - как родить мотивацию к обучению, как научить
учиться. Поэтому начиная с дошкольного возраста, где сегодня мы помогаем
ребенку развитию его как личности, уже в первом классе появляется особая линия
– называется универсальные познавательные
действия или универсальные учебные
действия, когда человек обучается работать с большими массивами информации
и главное, хочет с ними работать. Если я человека сделаю влюбленным в поиск
информации, если я сделаю так, что он мотивирован ее искать и, главное, как
инструмент дам ему культурное орудие его способности учиться, тогда он будет
вооружен по отношению к любым скоротечным изменениям.
В.М.: То есть
получается, главное заинтересовать ученика в самом начале обучения и научить
его учиться?
А.А.: Абсолютно
точно и то, и другое. Первое правило современного школьного вариативного
образования – это правило мотивации. Когда-то великий психолог сказал о нашем
ребенке: "Наш ребенок бы и умел, и мог, но его главная беда в том, что он,
прежде всего, не хочет". Второе правило. Школа – это школа мышления, это
школа развития, а не школа дрессуры. Школа – это школа, которая учитывает, что
мы живем в мире неопределенности. Ключевая черта нашего времени – это вызовы
неопределенности к школе. Поэтому и типология задач, и содержание учебников
меняются. Поэтому невероятным риском для школы является странная сумасбродная
идея единого учебника.
Если мы
вводим единый учебник, то тем самым мы говорим, что наша страна идет по
тоталитарному пути: один учебник, одна форма, одна мысль
Я вам приведу следующий пример. Было это давно 1939-1940
год. К известному человеку по имени Черчилль пришел министр образования
Великобритании и сказал, что у них имеется предложение, чтобы было все проще,
давайте введем во всех школах Великобритании единый учебник для всех: единый по
математике, единый по истории. Черчилль посмотрел на него внимательно и
ответил: "Никогда". "Почему же никогда? – удивился министр
образования. – Я никогда не введу в моей стране единый учебник для всех уже
хотя бы только потому, что так до меня сделали Гитлер и Муссолини". За
этим огромная правда: если мы вводим единый учебник, то тем самым мы говорим,
что наша страна шла по тоталитарному пути: один учебник, одна форма, одна
мысль. В позапрошлом веке Козьма Прутков придумал проект о введении единомыслия
в России. Если мы, как полагают наши коллеги, которые вдруг одержимы идеей
единого великого учебника – такой учебник у нас был "Краткий курс истории
партии", написанный отцом все народов Иосифом Виссарионовичем Сталиным.
Тогда опять - к временам культа
личности, к временам, когда у людей нет свободы, к временам, когда мы начинаем
жить либо в мире диктатуры, либо в мире тоталитарной системы.
В.М.: Смотрите,
депутат Яровая говорит: "У нас одна история? Одна, – с этим сложно спорить
– значит, нужен и один учебник".
Есть
формула великого физиолога Ухтомского: факт дурак – кто хочет, тот и воспользуется.
Поэтому не бывает одной истории
А.А.: Это у
депутата Яровой, и то боюсь поверить, одна истории. Я хочу вам напомнить одну
замечательную психологическую вещь. Вы слышали поговорку: врет ка очевидец. По сути дела есть различные
видения истории, различные интерпретации. Есть формула великого физиолога
Ухтомского: факт дурак – кто хочет, тот и воспользуется. Поэтому не бывает одной
истории. Как говорил наш замечательный историк Лямкин, "возможны
варианты". Поэтому если мы посмотрим взгляд на историю с разных позиций –
ребенок, ученик, учитель должен четко выбирать, имея константы в истории, имея
историографию – науку о фактах. Да, такие факты были, 22 июня в 4 часа ночи
фашистская Германия осуществила вероломное нападение на Советский Союз. Но
вокруг этого факта, знали об этом, не знали, вспомните историю Рихарда Зорге –
одна интерпретация. История – это всегда, говоря в жанре "Семнадцать
мгновений весны" информация к размышлению.
В.М.: А кто выбирает
сейчас учебники? Это директор школы или сам учитель по истории или по другому
предмету может влияние оказать?
А.А.: Прежде
всего любой учебник, чтобы попасть в школу, должен пройти тройную экспертизу.
Это экспертиза, которая проводится по содержанию, как правило, Российская
академия наук. Это экспертиза, которая проводится по форме и технологиям
образования, как учебник может быть подан, поднят. Российская академия
образования и общественная экспертиза по поводу того, насколько учебник
соответствует картине мира, существующей сегодня. Только после того, как этот
учебник прошел три шага экспертизы, он попадает в Министерство образования и
науки. Там тоже идет проверка по многим формальным вещам. После этого учебники
попадают в Федеральный перечень учебников. На сегодняшний день практически от
первого класса до одиннадцатого примерно 1 400 учебников имеют наши ученики. Тут то и начинается. Некоторые
школы работают по системе развивающего обучения и там одни учебники, некоторые
школы работают по системе другой и там другие учебники. Много инновационных
систем и учителя подготовлены к этим инновационным системам и выбирают те
учебники, которые с их точки зрения наиболее полно отражают картину мира. Чтобы
преподавать по учебнику, не только ученик, но и учитель должен верить в этот
учебник и выбирать под себя.
В.М.: То, что должны
быть разные точки зрения, - несомненно.
Если ученик прочитает разные учебники, он узнает эти разные точки зрения, но
мне сложно себе представить, чтобы большинство школьников, кроме того, что им
задают собственно в школе по одному учебнику, брали какие-то другие и начинали
отдельно их читать. А внутри одно учебника, даже при вариативности образования как
сейчас, я не очень давно учился в школе, но не помню, чтобы у нас были разные
трактовки одного и того же события, если мы об истории заговорили. Как с этим
быть?
А.А.: Учебники –
это разные проекции, стоящих за ними стандартов образования. Стандарты
образования – ключевой элемент, который обеспечивает единство российского
образовательного пространства. Если я учился сегодня в школе в Уфе, а переехал
в школу Владивостока, какие бы не были учебники, они все отвечают стандартам
образования – это первое правило. Поэтому здесь соблюдается единство
образования для всех учащихся. Второй момент. Вы полностью правы. Представить
себе ученика, который разложил перед собой все учебники и говорит, как это
вопрос дается, как этот, это можно в великом воображении, я думаю, что это
будет изыск. На самом деле происходит другое. Сегодня к очень многим учебникам
есть электронные приложения самые разные. Очень многие учебники сами становятся
электронными учебниками, есть гипертекстовая основа. Ученик может нырнуть в
информационное пространство и там сопоставить. Главное, чтобы, по сути, он имел
возможность выбора и мотивацию. А когда ему навязывается только одно, когда ему
говориться, что шаг в сторону рассматривается как побег, а прыжок на одном
месте как попытка улететь, тогда он невольно превращается в солдата Урфин Джюса.
В.М.: Что для
учебника самое главное? Он должен быть увлекательным, мотивировать,
интересовать ученика или он должен содержать максимальное количество фактов,
давать максимальное количество информации для ребенка?
Настоящий
учитель сегодня – это навигатор в мире знаний, а он не должен быть прикован
только к одной точке зрения
А.А.: Мы с вами
начали беседу с того, что факты вещь капризная и быстро меняются. Поэтому
учебник отвечает тому, что мы называем фундаментальное ядро образования, но
невероятно важно, чтобы он мотивировал ученика, был не занудным, а интересным
для ученика. Вот эти моменты выходят сегодня в образовании на первый план.
Конечно, учебник и ученик – одна ситуация, учебник должен быть островом доверия
в обществе и тогда учебник, ученик, учитель – это постоянное пространство
общения. Настоящий учитель смотрит разные учебники и дает свои версии ученику.
Настоящий учитель сегодня – это навигатор в мире знаний, а он не должен быть
прикован только к одной точке зрения.
В.М.: Про учителя я
вас тоже хотел спросить. Что, по-вашему, важнее, учебное пособие или человек,
который непосредственно доносит знания до школьника?
Чтобы стать
талантливым человеком, надо влюбиться в своего учителя
А.А.: Для меня
самым главным является общение между учеником и учителем. Чтобы стать
талантливым человеком, надо влюбиться в своего учителя. Когда меня родители
спрашивают, какую школу выбрать, я говорю, выбирайте ту, особенно начальную
школу, где ученик сможет влюбиться в учителя начальных классов и увидеть в
буквальном смысле слова в нем того человека, который ведет его по жизни и
помогает найти целостную картину мира.
В.М.: Насколько
глубоким должно быть погружение в предмет? То есть, как много информации надо
доносить до школьника? Условно говоря, в биологии инфузорий 7 тыс. видов, вот
надо каждую учить?
Учебник
должен дать смысловую картину мира и научить ребенка, ученика, юношу, девушку
вести себя в ситуации неопределенности
А.А.: Нельзя
обнять необъятное. По сути дела, надо доносить такую информацию, чтоб она
давала целостный образ мира. Если же мы будем мучить его всеми инфузориями
туфельки, то это начнется тяжелейшая разноголосица в его сознании и сработает
принцип за деревьями не видно леса. По сути дела, каждый учебник должен
показать ребенку лес, и, я назойливо повторяюсь, смысловую картину мира. Чтобы
вы почувствовали подход, который есть в стандартах, приведу следующий пример.
Учебники сегодня – это учебники развития должны быть, а не учебники
памяти.Кратковременно показывали фигуры, стоящие на доске шахматистов и
спрашивали, сколько фигур – вспыхивает экран и он должен это запомнить. Один
отвечает : "не помню", второй, пятый, десятый – тот же ответ, но один
гроссмейстер не выдерживает и кричит: я не помню, сколько фигур стояло на
доске, я не помню, как они стояли, но если белые начинают, они дают мат в два
хода. Вот этот пример показывает, что учебник должен дать смысловую картину
мира и научить ребенка, ученика, юношу, девушку вести себя в ситуации
неопределенности. Сегодня учебники должны строиться по формуле: пойди туда не
знаю куда, найди то, не знаю что, чтобы в мире неопределенности человек было
готов этому миру. А если мы будем ему давать только заученные шаблоны, то он
проиграет в нашей изменяющейся реальности.
В.М.: А как в
действительности дело обстоит?
А.А.: В
действительности дело обстоит так, что есть разные ученики, разные учителя,
разные директора школ и разные авторы учебников. В действительности мы имеем
дело со сложной картиной и главное нам сегодня четко разработать механизмы,
которые были бы оберегом от того, чтобы в школу попадали только качественные
учебники, а не учебники, которые лоббируют те или иные политические силы.
В.М.: В какую школу
лучше отдать ребенка? А то существует большое количество платных с какими-то
методам инновационными, но за это придется отдать немалую сумму. Но я не один
раз слышал о том, что люди после того как отдавали своих детей в такие дорогие
элитные школы были не очень довольны и приводили их в обычные, говорят еще,
советские школы, районные, бесплатные, и были очень довольны.
А.А.: Прежде
всего инновационность – это характеристика любой развивающейся школы, и платная
она, государственная или негосударственная десятый вопрос. Поэтому надо
отдавать в ту школу, где работают талантливые учителя по талантливым программам,
и в данном случае не обращая внимания на форму платности. Но если родители
хотят сверх индивидуального темпа для ученика, если хотят, чтобы в классе было
5-7 учеников, и занимались только их ребенком, которые бы давал индивидуальный
прогресс каждому ребенку, для этого иногда приходится идти в негосударственные
школы. Есть нормы, по которым не менее 25 детей, как правило, наполняемость
класса, есть возможности учителя, который как бы ни хотел индивидуализировать
процесс обучения, должен думать обо всех, кто сидит, и смотрит, и общается с
ним.
В.М.: Мы с вами уже
немножко говорили об электронных учебниках. Что вообще меняется с приходом
высоких технологий в процесс школьного образования?
А.А.: Высокие
технологии, интернет, когда они пришли в мир образования бесконечно раздвинули
этот мир. Школа перестала быть закрытым пространством – она стала открытым
пространством. Поэтому сегодня мы имеем дело с другой реальностью, чем имели
раньше. Но здесь есть свои риски, потому что под гипнозом тех или иных
гаджетов, мы начинаем верить в своего рода магию гаджетов, возникает почти
мистика, на чем учить на том или ином планшете и т.д. – дело не в этом, а в
том, какое будет влито в эти все гаджеты содержание. Если они повторяют
содержание учебника, то это скучно и неправильно, а если они раскрывают эти
возможности, интерактивная доска, возможность лаборатории, где ты можешь в
виртуальном плане ставить эксперименты, то это просто великолепно.
В.М.: Когда это у нас
появится все?
А.А.: У нас это
появилось в очень многих школах – у нас уже это реальность не фантастическая, а
которая сегодня вошла в образование, причем в совершенно разных регионах
России. Но вопрос, который задают, иногда другой: а когда завершиться жизнь
бумажного учебника и будет жить только виртуальный электронный учебник?
Надеюсь, что этого не будет никогда, учебники всякие важны и нужны.
В.М.: Расскажите,
пожалуйста, поподробнее, а то вроде бы идея благая, я неоднократно видел
первоклашки с огромными рюкзаками бегают
в школу, а таку них один планшет и не надо тяжестей таскать.
А.А.: Идея
благая, но когда вы все время вращаетесь с виртуальным миром, помните
замечательную вещь "Хоббит, дорога туда и обратно": так вы можете
уйти только туда, и довольно трудно будет возвращаться обратно. Поэтому общение
с реальной действительностью и виртуальной должны иметь свой разумный баланс.
При всей заманчивости залить весь контент только в одну форму и в руках иметь
маленькийiPhone, маленькийiPad, маленький мобильный,
где ты все сможешь прочесть, это ситуация важная, мы по этому пути идем, но
здесь есть риски и поэтому нужна серьезнейшая психолого-педагогическая
экспертиза последствий виртуальных учебников для наших детей.
В.М.: А кто пишет
учебники, кто эти люди и кем надо быть, чтобы составить пособие для школьника?
А.А.: Учебники
пишутся в наше время лучше всего командами, а не только замечательными
одиночками, хотя бывает и то, и другое. Среди таких команд можно назвать
команды, в которых присутствует замечательный профессионал в своей области и
специалист в области обучения, в области дидактики, мало знать информацию, надо
и подать ее, чтобы она отвечала психолого-возрастным особенностям ученика. Вот
такие команды существуют. А еще если в этой команде появляется гениальный
художник, тогда это учебник вообще как сказка как он сделан, как он подан.
Поэтому команды делают эти учебники, но эти учебники делают также талантливые
ученые, которые решаются пойти на это – есть такие ситуации, их немало. И
талантливые сами учителя, которые не ждут, когда великая наука придет,
посмотрит на них и скажет, сейчас я вас осчастливлю новый трудом по математике
– нет, на самом деле это совместный процесс. И исследователи, и учителя в
симбиозе сегодня делают новые поколения учебников. Чем более популярными будут
эти учебники, не надо бояться слова популярность, тем точнее они передадут
картину мира, тем больше шансов, что ученики в них влюбятся.
В.М.: Александр
Григорьевич, спасибо вам большое за ваши ответы. Очень интересная тема и
крупная, надеюсь, мы получим с вами возможность еще ее обсудить, поговорить о
каких-то других ее аспектах.