Роман Силантьев, исламовед: Уровень радикализации мусульман в Европе значительно выше, чем в самих мусульманских странах
https://otr-online.ru/programmy/de-fakto/roman-silantev-o-13314.html
Константин Точилин:
Добрый день, это программа "Де-факто" Общественного телевидения
России. Сегодня будем обсуждать
проблему, наверное, не только нашей страны, а проблему всего мира в целом,
которая, пока еще эхом, коснулась нас. Наш гость сегодня Роман Силантьев,
исламовед. Здравствуйте.
Роман Силантьев:
Добрый день.
К.Т.: Говорить будем
о последних террористических актах в Европе. Речь идет о карикатуре на пророка,
которая была опубликована не в самом известном, наверное, французском журнале, скажем
прямо. Даже не уверен, что террористы-исполнители когда-то хоть раз в своей
жизни его в руках держали. Если вспомнить чуть раньше на несколько лет, были
карикатуры в датской прессе. Тогда был скандал настолько далеко от Дании, на
таких континентах, жители которых, наверное, и о Дании большого представления
не имели. Опять же заметим при этом, что если говорить о Скандинавии, то там,
наверное, наиболее комфортные условия для существования всех эмигрантов, всех
пришельцев с Ближнего Востока. Если говорить о Франции, то тоже не самая худшая
ситуация. Потому что если кто бывал в парижском квартале Сан-Дени, где усыпальница
французских королей, кто рискнул туда доехать на метро и вышел, то, конечно
поражаешься ощущению опасности, ощущению грязи, но ничего, жили. Были арабские
кварталы – они сейчас есть, были арабские улицы, арабские в широком смысле,
есть даже арабские городки, как говорят. И вдруг такая вот история! Это что,
провал мультикультурализма, как к этому относиться, с вашей точки зрения?
Р.С.: Провал мультикультурализма уже
давно признан, причем на уровне глав государств, и это не есть какой-то секрет. Но вообще на
самом деле случай то не уникальный. Вы правильно напомнили про датские
карикатуры, которые убили людей, большинство из которых о Дании даже не слышали.
В Нигерии многие погибли, в Северной Африке, в Пакистане, то есть, в общем,
карикатуристы стали причиной смерти множества людей. До этого была история с "Сатанинскими
стихами" Салмана Рушди, где погибло более десяти человек, но тем не менее.
Причем из этих людей тоже далеко не все напрямую были причастны к изданию или
переводу этой книги. Мы видим третий случай. Он ничуть не уникален на самом
деле. Каждый раз мы наблюдаем одно и тоже: некая провокация. Бывает, такие
провокации остаются незамеченными, бывает, их специально усиливают, как в
случае с датскими карикатурами, когда самые мерзкие карикатуры дорисовал один
исламист и именно в таком комплекте их показывали, что вызвало волнение в
мусульманском мире. Но здесь такое ощущение, что люди сами на такой вариант
напрашивались подобными действиями. То есть они оскорбляли, вот по уровню оскорбительности "Charlie"
всех товарищей превзошли.
К.Т.: Надо сказать,
что это стиль редакции, я специально посмотрел немного историю этого журнала. У
них был очень серьезный конфликт, например, с сыном прошлого президента Франции
Саркози. И тоже там и на коррупцию намекали, и на национальные аспекты, потому
что он собирался жениться на девушке-наследнице крупного еврейского состояния.
Они очень зло шутили о том, что он будет переходить в иудаизм. Но там, правда,
ничем не кончилось: уволили главного карикатуриста, который сказал, что он ни
за что эти карикатуры снимать не будет. Вот то, что произошло, с вашей точки
зрения, это провокация французских художников? Или они считают, что они в своей
стране в своем журнале имеют право на многое?
Р.С.: Они,
безусловно, так считают. И по закону они это право имеют, судя по тому, что
никакого судебного преследования в их отношении не велось. Но делать эти вещи,
как мы видим, опасно для жизни. Эти люди погибли сами и погубили еще людей.
К.Т.: Те вообще ни
при чем.
Р.С.: Да, тех же
евреев в супермаркете, тех же полицейских. Но мало того, что они это сделали, они террористам оказали огромную
услугу. Террористы благодаря этому теракту мощнейший моральный урон
нанесли западному миру, и вот эта "Аль-Каида" сейчас опять на первых
страницах в газетах. Исламское государство ее отодвинуло на задний план. Я, кстати, не исключаю, что это
нападение под собой имело необходимость как-то о себе опять заявить именно
"Аль-Каиде", ранее монополисту по сути, самой известной
террористической организации и у них это блестяще получилось. То есть они
достигли всех желаемых целей, да еще и перевыполнили.
К.Т.: То есть у вас
конспирологическая в каком-то смысле теория, что вот этих французских
художников каким-то образом подвигли к выполнению некоторых действий, из
которых другие структуры извлекают, как это не цинично звучит, некоторую
выгоду?
Р.С.: Я, кстати,
не сторонник конспирологии, я особой конспирологии в произошедшем не вижу.
Теракт простейший по организации, это не захват самолета, не попытка газовой
атаки в Токио – это три человека с легким стрелковым оружием, особого
профессионализма я в них не заметил. К сожалению, это одна из самых простейших
форм: не стоит бешеных денег автомат Калашникова, не так сложно научиться им
пользоваться, не так сложно атаковать слабозащищенную редакцию и вообще
незащищенный супермаркет, для этого не надо быть гением спецназа, не надо быть
каким-то преступным лидером. Это, в общем, могут сделать обычные боевики, даже
начинающие. Но вот тот
эффект, который этот теракт вызвал, он по многим параметрам превосходит эффект
от нью-йоркского теракта. И вот этот вот марш многомиллионный террористам
прекрасно показал самое слабое место той же самой Франции и куда надо бить.
К.Т.: Куда?
Р.С.: Бить по
журналистам, например, либерального толка. То есть любой теракт, можно убить в
Йемене 50 человек, 200 человек – никто не заметит. А можно убить одного
журналиста во Франции, причем меньше сил на это затратив и эффект тот же будет.
К.Т.: Причем издания
не первого ряда.
Р.С.: Да, не
обязательно.
К.Т.: Не "Le Monde",
скажем.
Р.С.: Да, не
обязательно убивать главных редакторов ведущих газет. Можно действительно найти
любой журнал, который перепечатал эти карикатуры, хоть какой-то провинциальный
журнал в Германии, хоть в той же Дании – все же редакции защитить невозможно.
К.Т.: Мы можем
представить себе зеркальную ситуацию? Где-нибудь в Арабских Эмиратах
публикуется некая карикатура, после чего какие-либо европейские фанатики
устраивают взрывы и теракты?
Р.С.: Нет, не
принято это делать. Просто есть понятие разных культур. Вот нам сейчас много
рассказывали, что эти карикатуры – это смеховая культура, что это многовековое
достижение французской цивилизации, это Франсуа Рабле, кто такая карнавальная,
это у них стеб такой, такая особенность. Но правда, с другой стороны забывают,
что у французов другая
была культурная особенность, когда дворяне за косой взгляд кишки выпускали
оппонентам, а не то, что за карикатуры.
К.Т.: Тоже в шутку.
Р.С.: За такие
карикатуры и на дуэль бы не вызвали – просто прирезали и были бы в полном
праве, это ведь тоже культура
французская.
К.Т.: К вопросу о
культуре не французов, а скажем так в Европе. Смотрите, иcлам же лет на 600 моложе христианства, получается?
Р.С.: Многие
мусульмане с этим бы не согласились: есть мнение, что ислам самая древняя
религия, Адам и Ева были мусульманами. Это религиоведческая, скажем так, точка
зрения.
К.Т.: Если иметь в
виду учение пророка Мухаммеда, которое появилось в шестисотые годы. Давайте
посмотрим, что происходило в Европе 600 лет назад, у нас, когда христианство
было в этом возрасте. Сожгли на костре Яна Гуса и совершенно не поморщились из
религиозных соображений. Англичане перебили французов при Азенкуре, потому что
не по тому обычаю выбирали короля. Грюнвальдская битва – изгнание крестоносцев
Тевтонского ордена. Я не говорю про гугенотские войны во Франции. Я не говорю про Варфоломеевскую ночь ту же
самую. Куда далеко ходить, вспомним Тараса Бульбу, всеми нами любимого. Из-за
чего там начинается война? Потому что ляхи ставят свои значки на нашей святой
пасхе. Как же тут, действительно, не воевать после этого? Может быть, дело в
том, что в наших цивилизации какие-то разные скорости и разные сейчас точки
развития, и они поэтому не могут ужиться между собой? Или это упрощенная точка
зрения?
Р.С.:
Действительно, упрощенная. Вот как теория была у Гумилева этногенеза, что
каждый народ вот он столько-то живет, примерно 2 тысячи лет, и есть молодость,
зрелость и есть деградация. Правда, китайцы это как-то опровергают своим
существованием.
К.Т.: Да, они как-то
не читали и им повезло.
Р.С.: Например,
буддизм и индуизм. Они старше и христианства и ислама, но это ничуть на их боеспособности
не сказывается, что у нас радикальные индуисты есть, что радикальные буддисты.
То есть буддизм старше христианства и по идее они должны чуть ли не в
коммунизме жить и в полном гуманизме – ничего подобного. Есть масса буддистских террористов, та же секта
"Аум Синрике", например. То, что мы наблюдаем и на Шри-Ланке, и в
Индии, и во многих других местах – никакого миролюбия нет и близко.
Евреи, в общем-то, религия древнее христианства и ислама. Они что, в гуманизм
ударились? Нет, боеспособность вполне сохраняют. Что, есть какие-то
принципиальные различия?! Нет, на самом деле эти все сравнения, что ислам через
600 лет будет таким же, как западное
христианство, очень сильно в этом сомневаюсь.
К.Т.: То есть в это
вы не верите, в такое объяснение непонимания, я бы сказал?
Р.С.: Эта
гипотеза никаких доказательств под собой не имеет.
К.Т.: Мне кажется,
тогда становится понятным, что людям,
которые живут в пресловутой толерантности XXI века,
договариваться с людьми, которые живут по понятиям века XIII?
Р.С.: Даже не в
веке дело. У нас вполне может хай-тек с традиционной семьей соседствовать, а
пользование продуктами высоких технологий с приверженность к шариату. Тут
просто вопрос культуры. То,
что мы наблюдаем в Западной Европе, это, на мой взгляд, закат цивилизации со
всеми его очень печальными последствиями.
К.Т.: Почему?
Р.С.: В общем? Видим,
как римская цивилизация закатывалась и многие другие цивилизации. Вот в
последние десятилетия их истории наблюдалось то же самое: люди предавались
разврату, люди не служили в армии, резко сокращалась рождаемость, привлекали
варваров, поскольку никто в армии не служил, для защиты своих территорий.
К.Т.: Привлекали
мигрантов.
Р.С.: Да. Потом
варвары захватывали власть и вот этих всех сибаритов вырезали. Тут, к
сожалению, есть аналогии. Так что Европа не лучший период своей истории
демонстрирует. Может это, конечно, имеет обратимый характер, я не знаю, но
сейчас, прямо скажем, деградация продолжается. История с этими карикатурами
тому наглядный пример деградации.
К.Т.: Это разговор
пока у нас все-таки теоретический. Вот последняя история, связанная собственно
с событиями во Франции. Ходорковский заявил, что все газеты должны перепечатать
карикатуры. Рамзан Кадыров сказал, что Ходорковский - враг всех мусульман.
Наверное, не самое умное, мягко говоря, заявление Михаила Борисовича. Но, тем
не менее, вступились же не за террористов, а вступились за мусульман. Вот как с
этим быть? И чем это может нам аукнуться в России, вот в чем вопрос?
Р.С.: Это попытка
перенести этот конфликт на нашу почву.
К.Т.: Извините, я вас
перебью. Новость сегодняшнего дня: в московской Соборной мечети группа
радикалов призывала идти к французскому посольству.
Р.С.: Место такое
у нас известное - московская Соборная мечеть. Ну что ж, да, и такое у нас
бывает. Но дело в том, что
призывы перенести этот французский конфликт на нашу территорию действительно
выглядят провокационно. Странный выбор: мы или за террористов или за
извращенцев. Мне такой выбор не нравится: мы или "Шарли" или
мы за "Аль-Каиду". Нам,
русским православным людям, этот выбор не понять. Я вот такой на грани
могу привести пример, к вопросу о том, что давайте перепечатаем карикатуру в
знак солидарности. Вот есть у нас деятель, который себе органы прибивает к
брусчатке на Красной площади. Смоделируем ситуацию, что во время такого
прибивания его кто-нибудь убил. И нам предложат в знак солидарности с ним выйти
на Красную площадь и сделать то же самое. Именно такое предложили сделать.
К.Т.: Вы будете
смеяться, но такое предложение звучало на одной из радиостанций, причем со
звериной серьезностью.
Р.С.: Все-таки,
по-видимому, мы в разных цивилизациях.
К.Т.: Я прямо услышал
– не поверил.
Р.С.: Мне,
например, не понятно. Я не усматриваю логической связи в осуждении терроризма и
оскорблении всех остальных. Почему за то, что террористы из
"Аль-Каиды" постреляли карикатуристов, адвокат этого издания обещает
оскорблять и христиан, и евреев, например. В чем здесь логическая связь, в чем
причинно-следственная связь? Почему за действие террористов
"Аль-Каиды" должны страдать христиане, которые тоже понесли потери,
погибли их единоверцы? Погибли иудеи в этом теракте. Но, исходя из логики вот
этих людей, надо и евреев оскорбить, потому что из "Аль-Каиды"
фанатики были верующими, а значит надо отомстить всем верующим. Знаете, если
это цивилизация, то, что тогда у нас варварство?
К.Т.: Еще к вопросу о
цивилизационности. Смотрите, я может быть упрощаю, но ощущение такое, что нет
терроризма в Европе, во всяком случае терроризма христианского. Есть ребята из
Ирландской республиканской армии, которые совершенно не белые и пушистые. Но
когда они совершают теракт, никто не говорит, что у терроризма нет веры и
национальности, потому что они не за веру, а за свою Ирландию. Есть баски, есть
еще разнообразные группировки. Но я не прав или только исламские террористы
декларируют, что они именно террористы исламские? Это какой-то неправильный
ислам у них? Каждый раз возникают исламские религиозные деятели, которые
говорят, что терроризм не имеет веры, терроризм не имеет национальности – это
они какие-то неправильные. Так они или неправильные или что-то не так? Внесите
ясность, пожалуйста.
Р.С.: Есть у меня
одна гипотеза: террористы могут быть и христианами, естественно. Есть
изуверские секты, они были и раньше, и во времена Реформации, и в новейший
период можно услышать, что какая-то там секта "Народный храм",
массово потравила людей в Гайане, что какая-то там "Ветвь Давидова"
устроит бойню на ранчо, есть такое. Но характер это имеет небольшой и главное
понимать, что это секты. Не будет никогда Папа Римский извиняться за
деятельность вот этой "Ветви Давидовой". Не будет Патриарх Московский
и всея Руси говорить, что те люди, которые потравили в Гайяне своих верующих
это не наши, не православные – это и так понятно. В христианстве четко можно
отделить, вот есть канонические традиционные церкви, а есть секты. Понятно, вот
есть "Свидетели Иеговы", а есть православные.
В
исламе террористам, к сожалению, очень удается мимикрировать под мусульман
нормальных. При этом масштаб совершенно другой, этих людей десятки
миллионов, сочувствующих террористам, это не десятки людей. Те же
"Братья-мусульмане" в Египте к власти пришли: десятки миллионов
братьев-мусульман. Это целое мусульманское государство, это целые ваххабитские
страны, которые поддерживают террористов. Значительная часть, не большинство,
но очень многие богословы, именующие
себя мусульманами, поддерживают террористов. В том числе весьма известный такой
Юсуф Кардави, например, из Катара, идеолог террористической организации
"Братья-мусульмане". Это самый распиаренный мусульманский богослов в
мире. Это и создает проблему, поскольку зачастую сейчас сложно разделить
мусульман добропорядочных и террористов.
К.Т.: Смотрите, когда
особенно в 90-х годах были волны преступности, в том числе и преступности
этнической. Все твердили, что нет национальной преступности, нет религиозной
преступности, вроде бы у нас мы как-то в голову вбили, уже понятно, что террорист
и террорист. Но тут не получается сказать просто, что он террорист, потому что
террорист. Он террорист, потому что у него есть некие идеи и они абсолютно
религиозного свойства.
Р.С.: Да, к
сожалению, в исламе вот эти секты, которые есть в любой религии, приобрели
невероятный вес и успех, они захватили целые страны. Вот что бы было с нами,
если бы Италию контролировали мармоны, или какая-то "Ветвь Давидова".
Если бы в Троице-Сергиевой лавре засели какие-то товарищи из секты
"суздальских педофилов" и от имени церкви делали бы какие-то заявления
и преступления совершали, нам очень бы тяжело было бы жить как православным
людям. В исламе, к
сожалению, такое произошло. Там сектанты действительно захватили власть в
серьезных богатых странах и активно распространяют свое влияние на страны
другие. Эта "арабская весна" очень сильно подорвала позиции
мусульман нормальных, в том числе и с американской помощью. Та же Сирия,
например, в очень сейчас незавидном положении находится. И не так много
государств осталось.
К.Т.: Нормальных, с чьей точки зрения?
Р.С.: Которые
традиционного ислама придерживаются, потому что все-таки есть мусульманские
секты, а есть мусульмане традиционные. Очень просто отличаются сектанты с нашей
точки зрения и для нас от мусульман традиционных: с мусульманами традиционными мы можем жить в мире и
жили, а с сектантами нет. Вот с ваххабитами в мире жить нельзя. Только
тактически это возможно, но они сами будут решать, когда этот мир нарушит, пока
слабые, они делать этого не будут.
К.Т.: Почему нельзя?
Р.С.: Для них сам
факт существования людей инакомыслящих и инаковерующих является вызовом.
К.Т.: Даже если они
не рисуют карикатуры?
Р.С.: Даже если
они не рисуют карикатуры. Тот факт, что в мире есть где-то места, где их законы
не имеют значения, для них оскорбление. Они действительно мечтают о мировом
господстве. Они уверены, что вся земля "обетованна" Богом.
К.Т.: Вся?
Р.С: Да, не
только Кавказ, не только Ближний Восток, не только Сибирь нефтеносная, а все до
последнего острова принадлежит им, как они считают. Все, кто с этим не
согласен, имеют вариантов немного: или согласится или умереть, поскольку с
Земли у нас бежать нельзя, то третьего варианта нет.
К.Т.: Процентное
соотношение тех, кого вы называете нормальными и те, кто считают, что кроме них
на свете не должно быть никого?
Р.С.: В России
около 5% мусульман разделяют радикальные взгляды, что огромная цифра. По миру
сложно мне сказать, но я думаю, что примерно такой уровень, но даже 1% это
очень много.
К.Т.: То есть этот 1%
будоражит весь земной шар?
Р.С.: Да, 1% от 1
миллиарда 300 миллионов – это много, а 5% это еще больше.
К.Т.: Само
мусульманское сообщество в состоянии что-нибудь сделать или нет? И хочет ли оно
этого?
Р.С.: Оно в
состоянии что-то с этим сделать, но проблема в том, что не всегда у него это
удается. Если бы Асад был бы один и нормальным, вот Рамзан Кадыров в целом с
этой проблемой в Чечне справился. В принципе, справился с ней бы и Асад, и
Каддафи, но вмешались внешние силы. И Сирия не просто со своими радикалами
воюет, еще со всего мира к ней радикалы съезжаются.
К.Т.: "Понаехали".
Р.С.: Тут еще
бомбить постоянно обещают, а в случае того же Ирака и Ливия еще и отбомбились.
То есть реально вмешались на стороне террористов те же американцы, как мы видим
в Ливии и теперь это страна погибшая, то есть, там уже страны как таковой нет.
Конечно, можно Каддафи критиковать, но при нем гражданской войны не было.
К.Т.: Как тогда
получается, что Европа, понимаю всю неправильность того, что вы называете
неправильным исламом, поддерживает почему-то тех, кого поддерживать и не
следовало бы. Ведь все уже обожглись, и Россия, и Европа, и Штаты?!
Р.С.: Постоянно
парадокс, вот я как правозащитник могу сказать, что многие мои знакомые правозащитники сначала
поддерживают ваххабитов, потом их ваххабиты убивают, потому что там и журналистов
касается и много кого еще. И каждый раз это повторяется. Я не знаю, как это
объяснить. Но люди - ревнители демократии, ревнители прав человека - поддерживают
тех, кто в принципе отрицает понятие прав человека, демократию, а потом удивляются,
как так получилось, если успевают удивиться, конечно.
К.Т.: А вообще мы
должны в такой ситуации оперировать демократиями, правами человека и всем
остальным, или мы должны воевать по тем правилам, по которым воюет противник,
если это война? И война ли это, кстати?
Р.С.: К
сожалению, это война. Это война носит глобальный характер, в нее вовлечены
сотни миллионов людей. Действительно, многие потом напишут, например, что
третья мировая война началась год назад или два года назад или вот-вот
начнется, потому что география боев все шире и шире.
К.Т.: Тогда по каким
мы правилам играем: мы играем по правилам XXI века с
гуманностью, с тремя полами и черт знает, с чем еще, или мы играем в жесткие
средние века?
Р.С.: Мы сейчас
склоняемся ко второму варианту, поскольку террористы по хорошему не понимают. В
этом смысле позиция Кадырова абсолютно правильная.
К.Т.: Но какой тут
возник вождь, вы уж извините, что мы в XXI веке и так нельзя? А кто
сказал, что в XXI веке можно срывать с другой стороны?
Р.С.: То, что нам
предлагают делать, как выйти на ринг с боксером, у которого кастет и нож, и
выйти против него в перчатках обычных боксерских, а потом удивляться, что он
тебя постоянно будет побеждать.
К.Т.: В XXI веке мы отказались от кастетов.
Р.С.: Как-то с
террористами договариваться не получается, урон они огромный наносят. Те
зверства, которые они творят, честно говоря, новую планку они уже подняли. Раньше у нас Пол Пот в этом
смысле был рекордсменом, но то, что делают в том же Исламском государстве,
как-то знаете, какое там средневековья, в средневековье так и близко не было,
чтобы так люди упивались как сердца на камеру ели, девочек насиловали
демонстративно, над трупами так издевались. Многие там пределов зла новых
достигли.
К.Т.: Думаю, что
многие скажут, что пусть они там у себя в Исламском государстве хоть друг друга
поедом едят. Французам, например, что делать?
Р.С.: А ничего
уже не делать.
К.Т.: Потому что я
думаю, что если завтра будут выборы, то вполне может выиграть человек, который
скажет, что мы всех "не-французов" сейчас берем и - "до свидания с пляжа"? Думаю, что очень
многие его поймут, и тут же забудут и про XXI век и
толерантность или нет?
Р.С.: Может такое
случится. Мне кажется, что в соревновании толерантности и инстинкта
самосохранения победит все-таки инстинкт самосохранения.
К.Т.: Вопрос, что
наступит раньше.
Р.С.: Да, успеет
ли он победить, но, в общем, от терроризма никто не защищен. Проблема в том,
что террористы – это граждане тех стран, а не эмигранты.
К.Т.: В том то и
дело.
Р.С.: И их много.
У нас ведь террористов из Западной Европы тысячи воюет только в Исламском
государстве. А сколько их осталось на месте?! Уровень радикализации мусульман в Европе значительно
выше, чем в тех же странах мусульманских. Многих просто радикальных
проповедников выдавили в ту же Данию, в ту же Францию.
К.Т.: Чтобы они у
себя дома воду мутили.
Р.С.: Именно. При
чем даже радикальных по меркам радикалов, из той же ваххабитской Саудовской
Аравии туда людей сгоняли, то есть это просто в квадрате радикалы, как
говорится и они прекрасно себя чувствуют.
К.Т.: Уроки для
России. Как все эти события, которые в такие спокойные рождественские праздники
случились, к счастью, не у нас, к несчастью, у наших соседей, какие Россия
должна сделать выводы, какие нас ждут угрозы и как нам бороться?
Р.С.: Знаете, у
нас опыт позитивный. Мы
можем порадоваться своей правовой системе: у нас есть законодательство, которое
делает невозможным публикацию таких карикатур, даже запрещать не надо
дополнительно, просто уже продумано на самом деле.
К.Т. Дело же не в
карикатурах.
Р.С.: У нас
уровень цивилизованности значительно выше. Мы сейчас можем реально чувствовать моральное превосходство
над теми же французами, поскольку многие с удивлением, ну, там и двойные
стандарты, отсутствие причинно-следственных связей и логики у людей, и вот этот
вот сортирный юмор, который, как высшее достижение у нас позиционируется – для
нас это, слава Богу, немыслимо. Мы сейчас стоим на более высокой ступени
развития цивилизационного.
К.Т.: За счет того,
что мы живем вместе несколько различных религий, несколько различных этносов
практически не одну сотню лет и умеем, научились. У нас как-то притирка прошла
эта.
Р.С.: Да, причем
у нас есть положительная тенденция: у нас улучшаются межрелигиозные, межнациональные отношения сейчас, они
не ухудшаются, как в той же Франции, в том числе и благодаря законодательным
мерам.
К.Т.: Нам сейчас как
нужно, поддержать Францию, не поддержать Францию, занять нейтральную позицию,
сунуть руки в карманы и смотреть, ну, вот, ребята, мы вас предупреждали. Что
делать?
Р.С.: А мы всегда
поддерживали войну с терроризмом, зачем нам это дополнительно делать. Но мы
настаиваем на том, что эта война должна быть честной: надо бороться со всеми террористами, а не только с
вредными конкретно для тебя. Потому что все страны Западной Европы и США одних
террористов поддерживают, а против других борются. Мы против такого.
К.Т.: Последние
события какую-то конкретную непосредственную угрозу сейчас несут или нет?
Р.С.: Нам нет, а
Европе несут.
К.Т.: Спасибо. Роман
Силантьев, исламовед, был гостем студии программы "Де-факто".
Надеюсь, ничьи религиозные и национальные чувства мы за эти 26 минут не
оскорбили, во всяком случае, не пытались. Это "Де-факто", увидимся.