Константин Точилин: Сегодня в нашей студии необычный гость. К нам обычно приходят политики, эксперты, журналисты, чиновники, а сегодня вот какая история. 10 декабря мы в наших новостях показали сюжет о том, что водитель-дальнобойщик собрал подарки для детей из детского дома и привез их за 2,5 тысячи километров из Питера в Челябинскую область в Верхний Уфалей. И как то мы всей редакцией подумали, что, наверное, именно так выглядит настоящий современный Дед  Мороз. Вот не на красном грузовике, не с бородой, а вот такой вот. Наши продюсеры его нашли и позвали в нашу студию. Сергей Сапронов, настоящий Дед Мороз по нашей версии. Сергей Сапронов: Здравствуйте. К.Т.: Угадали или нет, как вы себя ощущаете в этом качестве? С.С.: Ну, да, ощущал, когда приехал к детям. Я не ожидал такой реакции: сначала они были немного зажаты, а потом вели себя расковано. Мы с ними проведи два дня, ходили на каток. Привезли им кое-какое оборудование для выжигания, они мне сделали подарки за эти два дня. К.Т.: Я так понял, что вы принесли с собой. С.С.: Да, я  принес кое-что с собой. Тут написано: "Сергею Валерьевичу в благодарность за помощь детскому дому в Верхнем Уфалее". Я был очень тронут. К.Т.: Сергей, скажите, дальнобойщик, наверное, не самая высокодоходная профессия. Наверное, просто как-то понять, когда человек получает Нобелевскую премию, скажем, и какую-то ее часть жертвует на благотворительность. Или когда вы олигарх и какую-то часть своих сверхдоходов пускаете на это дело. При этом имеем в виду, что не просто нужно дать денег, а нужна какая-то организация. У того же олигарха есть штат помощников на сей счет. А вот вы, такой же человек, как и люди по ту сторону экрана, как все наши зрители, с понятными доходами, с понятными расходами, с понятными проблемами. Как вы на это решились? Насколько это сложно? Что помогало? Кто помогал? Что мешало? Из-за чего все эта идея возникла? С.С.: Получилось очень просто. Дети увидели мой ролик на Youtube "Дневник дальнобойщика", посмотрели, написали мне. Завязалась переписка. Честно, я на тот момент не понимал, как я вообще представляю эту поездку к ним. Но потом накопил денег, рассказал в интернете, у себя на странице выложил, что собираюсь ехать в детский дом. Некоторые люди откликнулись. По пути следования проложил маршрут, как я буду ехать, собрал подарки. Ребята, которые дарили детям подарки, я записывал все на видео, их поздравления. Обязательно включил свой фильм новогодний, как это все дело происходило на самом деле. К.Т.: А что удалось собрать? Механизм, как это все делалось детально? С.С.: Сначала с ребятами разговаривал. Потом позвонил директору детского дома, пообщался с замом, потом с директором, спросил, что им необходимо. Она сказала, что нужен станок деревообрабатывающий в связи с тем, чтобы как-то привлечь детей. Сами знаете, детский дом есть детский дом, занятия вечером надо детям как-то организовать. Выслушал все, взял размеры коньков у детей. Там есть каток, но всего две пары на весь детский дом. Поговорил с ребятами, обратился к своим партнерам по перевозке, с кем я работаю. Много компаний было, которые разное покупали. В мою задачу вошло заправить машину, приехать в детский дом и устроить небольшой новогодний праздник. К.Т.: Это же у вас был незапланированный маршрут? С.С.: Нет. К.Т.: Вы, наверное, потеряли какие-то деньги, которые могли бы заработать на коммерческом проезде? С.С.: Я взял рейс туда, чтобы хотя бы окупилось топливо, потому что были очень сроки сжаты. Я сказал, что буду 10  числа. Доставка привезла последний подарок 6-го в двенадцать ночи, и 7-го в четыре утра я выехал из Москвы, потому что пропуска на машину нет, и надо пораньше выезжать. За три дня я практически доехал до Верхних Уфалей. К.Т.: А сколько народу поучаствовало таким образом в этой акции? С.С.: Шесть человек, которые поздравляли ребят из детского дома, а остальные спонсоры, которые говорят: не хотим, чтобы о нас говорили, говори, что спонсоры, это будет намного лучше и более справедливо. К.Т.: А почему люди стесняются того, что они совершили, безусловно, хороший поступок? С.С.: Я не знаю. Просто сказали не вопрос, нужно – мы сделаем. Я, может быть, упомяну в своем фильме, но предварительно, конечно, буду с ними разговаривать. К.Т.: Скажите, может, вы со мной согласитесь, что у нас люди в стране в массе своей добрые и отзывчивые. Но для того, чтобы совершать хорошие поступки, нужны некоторые механизмы. Очень просто быть приличным, хорошим, отзывчивым человеком, когда тебе это ничего не стоит, когда ты понимаешь, куда отдать деньги, куда что-то привезти. Как вы думаете, у нас созданы механизмы для того, чтобы помощь тем, кто в этом реально нуждается, была бы очень простой для тех, кто хочет помочь? С.С.: Желающих, может быть, есть очень много. Но ты когда приходишь в детский дом, просто так: нате  возьмите – они не могут взять. Они должны составить кучу бумажек, я с ними подписал, что это в дар детскому дому, мы все переписали, оформили. Директор детского дома говорит, что они должны это обосновать, откуда у нас это появилось, и не каждый человек хочет этой волокитой заниматься. К.Т.: Вот, я про это и спрашиваю. Наверно это государство или кто должен что-то сделать, чтобы любой человек мог это сделать. Вот вы завелись, вы довели это до конца, но, наверное, не у каждого хватит сил, времени и желания именно так вот с этим возиться. Наверное, было бы правильно, чтобы совершать хорошие поступки было бы еще и очень просто к  тому же. Каких механизмов не хватает, как вам кажется? Вы через это прошли. Что нужно было бы сделать? С.С.: Кое-что упростить. К.Т.: Например? С.С.: Оформление всех этих документов. Пришел, дал, они там составили. Некоторые детские дома занимаются закупками. Давайте купим детям одни и те же вещи – я считаю это не правильно. Если ребенок не хочет эту вещь, потому что у его у друга точно такая же – значит, он должен что-то другое, он должен выделиться. К.Т.: Наверное, потому что в детском доме это особенно важно. С.С.: Да, я с вами согласен. Если он купил куртку одну, а у его друга куртка точно такая же. Я заметил в этом детском доме, конечно, может это и некрасивая фраза, но у них как бы свой сплоченный коллектив, это маленький городок. Они радовались, когда у них были коньки. Они радовались и кричали такое слово: "Дурка рулит!" Я пытался с ними поговорить, ребята, расскажите, о чем это идет речь? Ну, детский дом, мы молодцы, вообще вот так классно.  Спрашиваю их, почему они именно так говоря, на что получают ответ, что это наш коллектив и так тут привыкли. Они живут в семьях, я заметил, у них три семьи в этом детском доме. Всего 25 человек и три семьи. Мальчики и девочки в группе и у каждого свои комнаты отдельные, общая столовая. Так же учатся, есть компьютеры и так же ходят в утренние и вечерние смены в школе. К.Т.: Ваша семья и ваши друзья как отреагировали на эту историю? С.С.: Жена мне собрала в дорогу. Знала, что я поеду больной, дала мне кучу лекарств, чтобы я доехал здоровый. Молодец! Семья – это самое главное. Друзья тоже поддержали. У меня очень хороший чеченец друг, как только он узнал, что я еду туда, собрал три большие коробки: обувь, носки, трусики, все новенькое, все чистенькое. Я ему дал размеры, и он все четко по размерам сделал. Я прямо был в шоке. Я к нему лично заехал, погрузил, он поздравил ребятишек с Новым годом, пожелал им всего самого хорошего, чтобы у них мечты все сбылись. К.Т.: Вот вы так сейчас рассказываете про своего друга. А вот что было более приятным, если можно, конечно, сравнивать: реакция детей на те подарки, которые им привезли, или реакция взрослых людей, которые эти подарки собирали и вам передавали? С.С.: Было позитивно и в одном, и в другом случае. Дети очень сильно обрадовались, реально обрадовались. Когда я доставал коньки, они говорят: о, они еще наточены, вообще класс, их не надо точить, а можно сразу кататься! Некоторые стеснялись, но я говорю, не стесняйтесь, говорите, это же ваши искренние желания, вы хотите, чтобы детям была радость. Молодцы! Все позитивно к этому отнеслись, и очень много людей откликнулось и писали мне в личку. Говорят, давай Серега, мы тебе денег пошлем. Я сказал что нет, что можно сделать проще: купить подарок, мы все дальнобойщики, до Москвы всегда груз доедет, и я заберу. Вот некоторые так и сделали. К.Т.: Здорово. Тем не менее, я посмотрел вашу страницу в соцсетях, были какие-то слова, что люди считают, что вы пиаритесь на этом. Что на это ответить и стоит ли на это отвечать? С.С.: Думаю, не стоит. Я не вижу в этом никакого пиара. Некоторые люди не знали, от чего это все происходит, грубо говоря, и думал, что я выбрал просто точку, ага, есть детский дом, давайте поедем туда. А если бы они знали, что было на самом деле, и другие дети написали и отнеслись к этому совсем по-другому. Всем же не расскажешь, что мне дети написали. К.Т.: Нужно ли всем рассказывать, с другой стороны... С.С.: Да, зачем. К.Т.: Давайте поговорим о вашей работе. У вас то, что называется малый бизнес, насколько я понимаю. Когда наступает очередной кризис, уже за который год, власти начинают про малый бизнес вспоминать, говорить, что  малый бизнес нужно поддерживать или хотя бы не "кошмарить". У вас есть какие-то вопросы к государству как у малого бизнесмена? Вам что-то нужно, нужна какая-то поддержка, какие-то изменения в законах, в налогах, в чем-то еще? Вот сейчас как вообще живется или выживается? С.С.: Пока еще меня кризис не коснулся, только слышу, что доллар скакнул – мы не за доллары, а за рубли работаем. Если топливо опустится в цене, будет рентабельно работать, а если будет возрастать – значит, и мы будем свои ставки подымать на грузоперевозках. На сегодняшний момент грузоперевозка равно 35 рублей за 1 км, некоторые работают дешевле, некоторые работают дороже. Все зависит от того, кому как выгодно. К.Т.: То есть вас кризис не коснулся? С.С.: Меня кризис не коснулся, посмотрим, что будет после Нового года. К.Т.: У вас уже есть какие-то заказы, контракты после Нового года или у вас так далеко не планируется? С.С.: Грузоперевозка вообще нужна всегда. При грузоперевозках выживают те компании, которые работают – я маленькая компания и на сегодняшний момент мне пока хватает, грубо говоря. Но если компании ставки обрушат по перевозкам, то будем ездить намного меньше, чем они. К.Т.: Смотрите, Серёжа, у вас вся жизнь в дороге, и наверняка вы видите нашу страну так, как ее не видят политики, так, как ее не видят чиновники, так, как ее не видит даже большинство журналистов. За годы работы впечатление от страны: что вызывает ужас, что восхищение, что сочувствие, что зависть, может быть? Такие вот дорожные зарисовки. С.С.: За 20 лет есть изменения: некоторые города вообще просто выросли, раньше через них мы ездили, а сейчас в объезд идем, не заезжаем к ним. Иногда заезжаешь в город, смотришь и видишь изменения: много красивых зданий построено, когда старые ломают, а новые строят. К.Т.: Я вот в 90-е снимал такой проект документальный, мы сделали "Путешествие из Петербурга в Москву" по трассе Е-95. Было такое крайне депрессивное ощущение, что вся жизнь вокруг трассы сводилась только к придорожной торговле и люди, которые торговали, говорили: а вот у нас завод раньше был, а вот у нас колхоз раньше был, а теперь все это разрушилось. Сейчас есть ощущение вот этой депрессии или все-таки нет, что-то изменилось с тех пор? С.С.: Те, кто живет на трассе, грубо говоря, этим и живут на продаже. К.Т.: Нет, одно дело сознательно заниматься торговлей, потому что у тебя радом трасса, а другое дело говорить, что жрать нечего. С.С.: Нет, уже давно такого нет. Раньше было, сколько репортажей показывали, колеса, трубы продают… К.Т.: Все, что угодно. С.С.: Да. А сейчас я не вижу такого, могу честно сказать. К.Т.: Вы еще и блогер, при этом достаточно популярный. А о чем люди в соцсетях говорят, что наиболее важными темами для них является? И насколько имеет право на жизнь такое противопоставление: вот что говорят в соцсетях, а вот что говорят в реальном мире? С вашей точки зрения, это один мир или два разных? С.С.: Я рассказывают то, что есть на самом деле, что случилось со мной, вот об этом я и рассказывают. К.Т.: А что другие люди пишут? Проблематика какая, что людей интересует? С.С.: У меня идет моя профессия, которая я руковожу и работаю. Только рассказываю о себе, не рассказываю о других. Если, допустим, в 7-й серии моего видеоблога "Дневник дальнобойщика" я помог инвалиду завести машину... Мне пишут, что это подстава – ну какая это подстава? Мужчина-инвалид подошел, говорит, что заглохла машина, не можете мне помочь завести. Открыл капот, подкачал насос, понял, что он не качает – полил холодной водой, он остыл и появилось топливо, и машина поехала. Все оказалось очень легко и просто. К.Т.: А из-за чего решили видео блог завести? Вам чего в жизни не хватало, что нужно было еще и этим заняться? С.С.: Хотел раскрыть свою профессию как бы с другой стороны, все как-то показывают, что дальнобойщики пьяницы. На самом деле мы перевозим грузы, не только ЖД, но и мы, дальнобойщики, от железной станции груз дальше идет – практически 50% перевозки лежит на наших плечах.   К.Т.: У вас рация есть в машине? С.С.: Да, у меня есть рация. К.Т.: На 15-м канале сейчас о чем говорит народ? С.С.: О кризисе пока не говорят. Раньше помню до Крыма, а после Крыма стало намного лучше – мы молодцы! К.Т.: Вы проехали страной из конца в конец. У меня ощущение, что у разных слоев населения, у разных групп по регионах, по доходах проблемы в жизни настолько разные, они разные цивилизационно. Условно говоря, у кого проблема  - face book медленно грузится, а у кого -минус 50 за окном и, извините, сортир во дворе. Но при всем при том, как вам кажется, у нас одна страна или нет, когда проезжаешь насквозь или разные миры, которые каким-то образом граничат между собой? Какие ощущения у вас? С.С.: У нас страна одна, потому что люди одни и те же и если у тебя случилась беда, то все тебе придут и помогут. К.Т.: А помощь на дорогах как вот? С.С.: Зимой все помогают. На любой трассе тормозни, если ты остановился и включил на аварийку, тебе все остановятся и спросят, что у тебя случилось. Редкий случай, когда едешь и за бортом минус 20 и чтобы никто не остановился – да все остановятся. Тебе помогут либо завести машину, либо предложат, чем тебе помочь, либо ты оставляешь и едешь до стоянки и ждешь, когда будет потепление, либо тебе помогут. К.Т.: Я помню, одно время не останавливались, особенно когда и преступность такая была придорожная опять же это начало 90-х. Я просто по своим ощущениям, поскольку я с автомобилизмом связан, останавливаются помогают и я останавливаюсь и помогаю. Это, конечно, очень приятно. Насколько это массовое явление? С.С.: Сейчас очень распространено: есть сети и ты состоишь в какой-то группе. Бросил клич, что сломался, ребята, нужна помощь, не заводится машина либо какая-то запчасть  и пишешь об этом. К.Т.: Для этого нужно, чтобы интернет работал. Я как-то в минус 30 сломался в таком месте, где телефон и ноутбук не брал вообще ничего. Это было очень печально. С.С.: Любой подъедет, тебя снимет, выложит и дальше. К.Т.: То есть эта солидарность и чувство какого-то товарищества присутствуют на дорогах? Это может быть то, чего в другой жизни не хватает, какого-то в хорошем смысле чувства локтя, не тот, который тебе суют под ребро, а тот, когда тебя поддержат и помогут. На этом позитивном моменте в эти дни половина христианского мира уже готовится отмечать Рождество. У нас это до января откладывается, но все-таки это рождественское настроение уже в головах, в воздухе присутствует. С чем бы вы поздравили людей, который вас сейчас смотрят, что бы вы пожелали? Чего вы ждете от 2015 года? С.С.: Я, конечно же, поздравил бы всех своих друзей и коллег. В старый год у нас были сложности, трудности, а в Новом году, чтобы мы их все преодолели. Чтобы в наступающем году были какие-то лучшие изменения, могли бы денег заработать, самое главное. Конечно, счастья, любви всем и благополучия. К.Т.: Спасибо. Сергей Сапронов, дальнобойщик и, по версии нашей, редакции настоящий Дед Мороз! Во всяком случае, 2014 года.