Виталий Млечин: Должников могут лишить водительских прав. По крайней мере, такой законопроект сейчас рассматривается в Госдуме. Если его примут, то у тех, у кого накопится долгов более чем на 10 тысяч рублей, оставят без водительского удостоверения по решению судебного пристава. Здравствуйте, я Виталий Млечин, и сегодня мы поговорим о должниках и о тех, кто с этими должниками борется. В студии программы "Де-факто" - Татьяна Игнатьева, заместитель директора Федеральной службы судебных приставов. Татьяна Павловна, здравствуйте. Спасибо, что нашли время и зашли к нам сегодня. Татьяна Павловна, как вам эта инициатива, как вы считаете, поможет бороться с неплательщиками? Татьяна Игнатьева: Давайте сначала немножечко уточним. Во-первых, не лишать водительских прав, это первая такая общая ошибка. Во-вторых, да, мы действительно на протяжении ряда лет эту инициативу различных депутатов поддерживаем. На сегодняшний день, 25 ноября внесен в Государственную думу группой депутатов законопроект, предусматривающий ограничение водительских прав по решению пристава по исполнительному производству, где мы исполняем первоочередные вещи – такие, как возмещение вреда, алименты и т.д. Вот по этим категориям исполнительных производств предлагается судебному приставу выносить ограничение водительских прав. Если мы говорим о лишении водительских прав как наказании на столько-то лет, предположим, то ограничения - до исполнения обязанностей по судебному решению. Если ты исполнил, то, естественно, это твое право будет восстановлено незамедлительно. Конечно, никто не говорит о том, что, если автомобиль и, соответственно, наличие у должника водительского удостоверения является его местом работы, и он зарабатывает таким образом денежные средства легально, то эти ограничения на него распространятся не будут. Точно так же это относится и к инвалидам, исключение – инвалиды или водители, имеющие в составе своей семьи инвалидов. Автомобиль, соответственно, используется, в том числе, и для перевозки инвалидов. Определенные ограничения для изъятия водительских прав в результате ограничения должников в этом законопроекте предусмотрены. Мы считаем, что законопроект поможет очень эффективно воздействовать на должников, когда все имущество уже уведено, когда все автотранспортные средства, машина, квартиры переписаны на третьих лиц, а лицо пользуется этим самым транспортом, жильем и т.д. Поэтому думаю, что путем понуждения таким образом должников мы должны получить примерно такой же эффект, который получила Белоруссия, когда она ввела такие же законодательные меры в отношении должников. У них увеличился только за счет этой меры ограничения, понуждения должников, до 41 процент исполнения судебных актов. Такая мера действует и в западных странах - и в США, Канаде, Израиле, Польше, Великобритании, Финляндии, Казахстане, в Молдавии, в ряде других стран. Поэтому ничего нового или какого-то необычного нет. Я надеюсь, что это инициатива, которая на сегодняшний день обличена в форму законопроекта, будет поддержана и большинством депутатов, и руководством страны при подписании законопроекта. В.М.: А как вы оцениваете, у большого количества должников есть водительские удостоверения? То есть я к тому, насколько большое количество людей удалось принудить заплатить таким образом? Т.И.: Мы анализировали ситуацию и понимаем, что это примерно 37% наших должников реальных. Но если взять, например, такую значимую категорию исполнительного производства, как алименты, их у нас на сегодняшний день на остатке 954 тысячи, то это где-то порядка 200 тысяч алиментных обязательств. В.М.: Как вы считаете, такие ограничительные меры помогают? Насколько я понимаю, первая и самая обсуждаемая тема была ограничение выезда за границу должников. Насколько я понимаю, вы успешно оцениваете эту практику? Т.И.: Но не только мы оцениваем успешно, и взыскатели ее оценивают как успешную практику. На сегодняшний день только за счет этой меры - у нас больше 300 тысяч ограничений было - мы получили более 9 миллиардов взысканий. А если взять алименты, то это фактическим окончанием исполнения, то есть полным погашением задолженности алиментных  обязательств и взысканным по данным исполнительным документам в пользу детей, - более 2 миллиардов рублей только за 10 месяцев работы. Это конкретная эта мера дала такие результаты. В.М.: Тогда вы прогнозируете, что, собственно говоря, если законопроект об ограничении водительских прав будет принят, то это тоже стимулирует людей? Т.И.: Конечно. Это понуждает должников быстрее исполнить свои  обязательства. В этом контексте необходимо понимать, что меры понуждающие более гуманны, чем меры, как арест имущества, изъятие, реализация. Они довольно тяжелые не только для исполнения, а тяжелы и для самого должника. В то же время меры, понуждающие исполнить, направлены на то, чтобы должник сам ускорился, собрал все возможные свои финансовые денежные накопления и рассчитался с долгами. В.М.: А как это будет происходить? То есть, судебный пристав должен будет прийти к должнику, определить, что у него есть водительское удостоверение, и, соответственно какое-то предписание выписать? Т.И.: На сегодняшний день в рамках электронного правительства очень активно используется такая форма взаимодействия между органами, как электронное взаимодействие. Пристав имеет право в соответствии с законом получать информацию об имуществе должника, о наличии у него водительского удостоверения, лицензии и т.д. с других уполномоченных органов. Поэтому обладать такой информацией пристав сможет очень быстро. Далее, по крайней мере из того законопроекта, который на сегодняшний день внесен в Думу, - это предложение должнику сдать водительское удостоверение приставу. Если он этого не делает, наступает административная ответственность - примерно точно так же, как за управление транспортом лицами, лишенными водительских прав. Устанавливается административная ответственность, и далее - по КоАП. В.М.: То есть, должник должен сам отследить, что у него такое постановление против него имеется? Т.И.: Нет, его в обязательном порядке лично уведомляют, разъясняют все последствия, которые влекут за собой вынесения этого постановления, что он должен делать и что будет, если он этого не сделает. В.М.: Лично - письмом или по телефону? Т.И.: Вообще, когда говорят лично, то это значит, что он в вынесенном постановлении должен лично расписаться о том, что ему все известно, все понятно, и он понимает, какие последствия за этим последуют. В.М.: Я просто, знаете, почему спрашиваю, - я лично сам не сталкивался, но я читал, что сейчас практика по поводу штрафов ГИБДД, что должно прийти уведомление должнику, потом что имеется исполнительное производство, и он должен расписаться за получение. Но, если человек по какой-то причине этого не сделал, письмо возвращается обратно на почту и считается полученным. Т.И.: Абсолютно правильно. В.М.: А тут вот не будет такого, что человек, может быть, даже по какой-то не зависящей от него причине не смог получить это письмо, а против него уже наказание? Т.И.: Мы разделим ваш вопрос на два части, первый – уведомление. В соответствии с законом, уведомленным - точно так же, как и в судах, кстати - является лицо, которому в установленном порядке по его постоянному месту жительства, которое указано в паспорте, направлен соответствующий документ. Если он не пожелал его получить, то он считается уведомленным, поэтому бремя ответственности лежит на том, кто не пожелал получить на почте почтовое уведомление - судебное либо от судебных приставов. Если он проживает в каком-то другом месте, не по месту регистрации, то встает, естественно вопрос, а как же государство будет с тобой связываться? Именно поэтому такие нормы сформулированы и в Гражданском процессуальном кодексе, и в законе "Об исполнительном производстве". Точно так же поступают и уполномоченные органы, когда направляют постановление по адресу регистрации гражданина, когда он привлечен к административной ответственности, так называемые "письма счастья", когда правонарушение фиксируется видео, фото средствами. Если человек не желает получать, но при этом при всем отправлено уполномоченными органами в соответствии с установленными порядком, он считается извещенным. На сегодняшний день практикуется смс-уведомление должников, это тоже надлежащее уведомление, любыми электронными средствами связи. У нас прямо прописано в законе "Об исполнительном производстве", что, если должник считает, что с ним нужно связываться лучше иным способом - например, оставляет своей электронный адрес, свой номер мобильного телефона официально, то тогда пристав связывается вот таким образом с ним, такое право должнику в законе предусмотрено. Если, вот вы говорите, как он считается уведомленным по данному постановлению? Насколько я знаю из законопроекта, могу говорить только о законодательной инициативе, то должника  лично в письменной форме надлежит уведомить о вынесенном постановлении. Ну, посмотрим, как будет первое чтение и далее пойдет. В.М.: Вы еще о такой интересной вещи сказали, что, как только человек рассчитается со своими долгами, ему водительское удостоверение сразу вернут. А действительно вот прямо сразу? Т.И.: Там написано" незамедлительно", насколько я помню законопроект, не позднее следующего дня, днем окончания исполнительного производства. В.М.: По существующей практике, когда накладываются ограничения на выезд за границу, человек прямо в аэропорту уже не может расплатиться и улететь сразу. Это связано с тем, что это определенная процедура, деньги должны на счет поступить, потом надо из базы человека исключить – все это растягивается примерно на неделю. Обещают, что где-то это можно будет за час в скором времени, погасить свои долги и улететь. Эта система когда заработает? Т.И.: Естественно, я понимаю всех тех, кто не удосужился своевременно, предположим, ознакомиться с банком данных, кто живет не по адресу, указанному в месте постоянной регистрации, но получилось так, что он имеет возможность и хочет рассчитаться с долгами прямо в аэропорту. Со всеми взаимодействующими структурами - это и пограничные органы, и банковское сообщество, и Федеральное казначейство - мы прорабатываем схемы, они уже прописаны. Начинаем потихоньку тестирование взаимодействия, чтобы все в этой цепочке в этих случаях действовали максимально быстро и поставили в своих информационных системах вот эти мероприятия в приоритет. Максимально такой вид процессуальных действий мы на сегодняшний день запланировали где-то не более двух часов. Я думаю, в следующем году мы не просто оттестируем эту схему со всеми взаимодействующими структурами, но и введем в нашу практику. Организационно наша служба готова реализовать прямо сейчас. Мы готовы, в том числе, работать в круглосуточном режиме. Но для этого нужно, во-первых, внести изменения в закон - для того, чтобы предоставить такое право для конкретных экстренных случаев. И второе - это не только наше желание и возможности, а это возможности взаимодействия с другими органами. Поэтому я думаю, что на следующий год мы эту систему отладим и сможем ввести в практику быстрейшее снятие ограничений при оплате задолженности в аэропорту. В.М.: Это, на мой взгляд, очень хорошая новость. Думаю, что многие люди сейчас с интересом слушают и ждут, когда же это будет реализовано. Я хотел еще спросить о такой, может быть, не самой приятной вещи, как очереди и занятые телефоны у судебных приставов. Существует такая проблема? Т.И.: К сожалению, да, есть такие проблемы. Мы с ними организационно боремся. В этом случае, если не могут дозвониться, а личное участие стороны исполнительного производства и пристава необходимо, я сейчас продиктую телефон. Телефон у нас на сайте размещен, это телефон доверия +7 (495) 620-6597. По этому телефону центрального аппарата всегда будет поднята трубка, и доведена до соответствующих органов вся необходимая информация. Но я бы хотела сказать, что можно на некоторые вопросы получить ответы не лично, а в онлайн режиме с нашего сайта, на сегодняшний день. Во-первых, так действует банк данных исполнительных производств. Он сегодня прямо модернизирован и называется "Узнай о своих долгах". Затем вы можете по основным вопросам, которые хотят узнать и должники, и взыскатели в нашей базе данных, в базе знаний, наверно, найти все ответы на интересующие вас вопросы. Затем мы смоделировали ситуацию должник-взыскатель, что нужно знать должнику и что нужно знать взыскателю. Поэтому, если это вопрос общего характера, - пожалуйста, на сайте всю необходимую информацию получите. Если это вопрос оплаты – ее можно оплатить прямо с сайта, из нашего банка данных исполнительных производств. Если это срочно прямо, вот нужно платежку принести и увидеть, что пристав окончил исполнительное производство, а телефоны не отвечают - те, которые указаны на сайте. Тогда - телефон доверия центрального аппарата, и все будет незамедлительно принято и сделано. В.М.: Это тоже очень хорошая информация, мне кажется, очень позитивная. Татьяна Павловна, судебные приставы взыскивают не только штрафы ГИБДД или алименты, но также, если обычный человек с кем-то судится, и присуждается денежная компенсация, то этой работой тоже должны заниматься судебные приставы? Т.И.: Конечно. В.М.: Насколько успешной вы считаете эту работу? Т.И.: Я вам должна сказать, что на сегодняшний день у нас находилось за 10 месяцев на исполнении 47,5 миллионов исполнительных документов. Сказать, сколько процентов мы окончили от этих, это бы было не правильно говорить - успешно или не успешно. Мы должны понимать, что должно быть исполнено максимально каждое судебное решение. Срок давности привлечения по штрафам, например, к административной ответственности - 2 года. Общий срок предъявления к исполнению судебный решений обычных - три года. Вот если мы возьмем большой промежуток времени, потому что можно отследить длительные процедуры исполнения. С 2009 по 2014 год у нас на исполнении находилось 96 с лишним миллионов исполнительных документов, их них 52 миллиона окончены фактическим исполнением. То есть, исполнены в полном объеме, это почти 54%. Это хороший процент, потому что средняя исполняемость в странах Европы - 35-40%. Но при этом нужно иметь в виду, что, к сожалению, быстрых коротких сроков исполнения мы можем добиться по таким простым для исполнения вещам, как, например, штрафы ГИБДД. Мы сейчас не арестовываем имущество по мелким сумам, запрет в законе такой установлен. Мы решаем вопросы принудительного исполнения, используя денежные средства должника, место его работы, постоянный доход. Вот эта скорость для мелких сумм увеличилась. Некоторые другие судебные акты - в первую очередь, если с человеком судились - не требуют определенного времени. Поэтому говорить, сколько нам поступило в этом году, и мы в этом году столько же, 52%, взыщем, думаю, нет смысла. А вот если отслеживать конкретные судебные решения, вынесенные, например, в прошлом, позапрошлом году - вот мы взяли кусок за 5 лет, получилось у нас исполненными практически 54% судебных актов и актов иных уполномоченных органов. В.М.: У человека, который, может быть, имел дело с судебными приставами, могло бы сложиться впечатление, что в приоритете дела государственной важности, то есть штрафы, алименты, а с простыми людьми как-то не очень охотно общаются и занимаются их проблемами. Это так или это ошибка? Т.И.: В службе в приоритете находятся несколько категорий исполнительных документов и в первую очередь это алиментные обязательства. Они на ежемесячном контроле руководства и лично директора. На сегодняшний день мы констатируем, что у нас сокращается остаток по алиментам, связан и с активной работой приставов и с тем, что люди, кстати, стали меньше обращаться в суды и меньше получать исполнительные листы для предъявления в службу, потому что очень жесткие гайки закручены в отношении должников. Это один из самых главных наших приоритетов. Мы на сегодняшний день взыскали в пользу детей по алиментным обязательствам 12 с лишним миллиардов рублей за 10 месяцев текущего года. Поэтому сказать, что это дела государственные - ну да, в целом, наверное, тоже дела государственные – это наши дети. А вот если говорить о характере судебного решения, то это физическое лицо и физическое лицо. Конечно, у нас в приоритете исполнение уголовных штрафов, особенно за коррупционные преступления. Это вопрос очень принципиальный, потому что, только обеспечивая неотвратимости наказания, мы можем укрепить правопорядок в стране. Ну а коррупционеры, как бы сами понимаете, это святая святых, с этим надо бороться всеми способами, в том числе и органами принудительного исполнения. У нас на контроле заработная плата – это тоже не доходы государства. Заработная плата отслеживается по каждому региону, по предприятиям, вплоть до некоторых предприятий, которые у нас на контроле. У нас на особом контроле, вместе с уполномоченным по правам ребенка, - такая социальная категория, кроме алиментов, как предоставление жилья детям-сиротам. И вот тут государство в лице либо органов местного самоуправления, либо органов государственной власти субъектов выступает должником. Но это совсем приоритет, это очень важная вещь из категории исполнительных  документов в целом. Мы отдельно отслеживаем платежи энергетическим организациям и платежи в сфере ЖКХ. Задолженности очень большие, и поэтому принятие таких комплексных мер вместе и с взыскателями в том числе, и с органами местного самоуправления, мы принимаем эти вопросы тоже на контроль. Поэтому говорить о том, что в первую очередь налоги и штрафы, наверное, было бы не правильно. Хотя штрафы в виду массовости предъявления, в виду определенного недовольства граждан, которые заплатили - а исполнительный документ оказался в службе, и мы принимаем меры принудительного исполнения этого штрафа - они, конечно, тоже не остаются без внимания. Я должна сразу пояснить, раз уж мы коснулись штрафов, что, если лицо заплатило штраф, но при этом обнаружило себя в банке данных исполнительных производств, либо пришел документ от пристава, - в обязательном порядке свой чек, свое подтверждение платежа по этому штрафу нужно предоставить приставу. Если он оплачен до возбуждения исполнительного производства, мы незамедлительно отменяем постановление о возбуждении исполнительного производства, и человек, естественно, из банка данных незамедлительно исключается, вот это нужно иметь в виду. Это тот случай, когда нужно идти к приставу и показывать платежный документ. В.М.: Татьяна Павловна, скажите, пожалуйста, судебные приставы – это карательная организация? Или они как-то могут способствовать, войти в положение, если человек не может заплатить по каким-то причинам? Вообще как относятся к человеку судебные приставы? Т.И.: Можно встречный вопрос: вы за должников или за взыскателей? В.М.: Я непредвзято отношусь и к тем, и к другим. Т.И.: Тогда называть Федеральную службу судебных приставов карательным органом было бы неправильно. Потому что в первую очередь пристав обеспечивает исполнение судебного акта и акта нового уполномоченного органа, реальность судебной защиты. И потерпевшей стороной, если так можно сказать, в исполнительном производстве является как раз взыскатель – это ему чего-то не заплатили, ему чего-то не предоставили и т.д. Если мы стоим на стороне взыскателя, на стороне потерпевшей стороны и выигравшей спор, - наверное, было бы неразумно называть нас карательным органом. В то же время должник нарушает чьи-то права. Он же нарушает законодательство, если мы берем штрафы ГИБДД как самые массовые. Сразу встает вопрос, что не только мы, но и все остальные должны с ним бороться. Поэтому я не думаю, что карательным органом можно назвать службу судебных приставов. Если мы привлекаем к уголовной ответственности алиментщика для пользы дела, чтобы заставить платить алименты, - наверное, это скорее правозащитная функция, а не карательная. В.М.: Татьяна Павловна, спасибо вам большое. Я надеюсь, что работа вашей службы стала немного понятнее нашим зрителям.