Владимир Жарихин о Нагорном Карабахе: Политические элиты обеих стран не готовы идти на компромисс, т.к. это сразу обнуление рейтинга
https://otr-online.ru/programmy/de-fakto/vladimir-zharihin-konflikt-19805.html
Константин
Точилин: Это программа "Де-факто". И сегодня наш гость – Владимир
Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ. Здравствуйте.
Владимир
Жарихин: Здравствуйте.
К.Т.:
Говорить будем о вновь вспыхнувшем карабахском конфликте, о том, в каком
положении оказались, собственно, все участники этого конфликта – и формальные,
и неформальные. Потому что Россия вроде как и неформальный участник, формальных
отношений не имеет, а проблему нам подкинули с этим.
В.Ж.:
Безусловно.
К.Т.: Но
давайте начнем все-таки с истории вопроса. Карабах – вообще чья это земля, кому
принадлежала, как переходила из рук в руки?
В.Ж.: Ну,
совсем углубляться…
К.Т.: Ну,
не от царя Гороха.
В.Ж.: В
общем-то, Карабах всегда был населен армянами. Но там же какая-то
самостоятельная государственность была недолго в том районе, переходили из рук
в руки. Итог такой, что когда образовывалась Азербайджанская советская
республика, Нагорный Карабах вошел в состав Азербайджана, кроме всего прочего,
потому, что он был как бы окружен азербайджанскими селениями.
К.Т.: То
есть такой анклав?
В.Ж.: Анклав
был такой, да. И поэтому все время было такое смутное недовольство со стороны
армян, что они находятся в составе Азербайджанской ССР, так как это было…
К.Т.: То
есть с 1920-х годов так недовольство и было, да?
В.Ж.: Ну, оно
подспудно было, особенно тогда публично его выражать не давали. Но было. Но
когда началась перестройка, началось то, что началось.
К.Т.: А
что началось в перестройку, и что было спусковым крючком, если можно так
выразиться?
В.Ж.: В перестройку,
мне кажется, довольно активную роль сыграли представители армянской диаспоры в
России, которые этот вопрос подняли как одну из чуть ли не главных проблем перестройки
– возвращение Нагорного Карабаха в лоно Армении. И все это довели до того, что
между уже тогда (после распада Советского Союза) независимыми государствами
Арменией и Азербайджаном начались военные действия.
К.Т.: И
до чего они довоевались и на чем и почему остановились?
В.Ж.: До чего
они довоевались? В тот момент, безусловно, Армения, которая имела и больше
традиций государственности исторических, и, собственно говоря, Азербайджан,
который в тот момент был в очень разобранном состоянии, в том числе и благодаря
высокообразованному, но низкоорганизованному президенту (в тот момент Эльчибей)
одержал военную победу.
В итоге не только Нагорный Карабах был отбит у Азербайджана, но и
прилегающие к нему вокруг области Азербайджана, населенные азербайджанцами,
были захвачены. Азербайджанцы бежали, освободили эти места. Сейчас там
практически никто не живет.
К.Т.: И
сейчас Карабах продолжает оставаться анклавом, или им удалось воссоединиться с
большой Арменией?
В.Ж.: Я
сказал, что это по кругу. А значит и по направлению к Армении так называемый
Лачинский коридор был освобожден, и с Арменией есть прямая связь.
К.Т.: Но
в какой-то момент они остановились. Остановились почему?
В.Ж.: Да, в
1994 году остановились, в том числе под давлением… С одной стороны, потому что
тогда наконец в руки ситуацию взял Алиев старший.
К.Т.:
Который был совершенно другой человек.
В.Ж.: Да. Был
совершенно другой человек. Он понял, что в данный момент необходимо достичь
перемирия, иначе дело кончится взятием Баку. Потому что надо навести порядок в
стране. Порядка в стране не было совсем. И поэтому было заключено перемирие,
была сформирована так называемая Минская группа. Не путать с Минским
соглашением по Украине. Сопредседателями стали Россия, Соединенные Штаты и
Франция.
К.Т.:
Такой странный набор. Нет?
В.Ж.: Странный
набор, если не смотреть на карте распределение армянской диаспоры по странам
мира. А вот если посмотреть, то окажется, что это как раз те страны, в которых
в наибольшей степени армянская диаспора представлена: Россия, Соединенные
Штаты, Франция. То есть этим странам было дело до того, чтобы все-таки добиться
мира и добиться урегулирования вокруг этого конфликта.
И поэтому, кстати, есть некоторые особенности в этом конфликте, которые
отличаются их от, к сожалению, многих других такого рода конфликтов в мире.
Во-первых, там нет сил, разделяющих противостояние стороны. Обычно вводятся
миротворцы.
К.Т.:
Миротворческие войска.
В.Ж.: Под тем
или иным знаменем. Под знаменем ООН, под знаменем…
К.Т.:
Какой-нибудь коалиции.
В.Ж.:
Коалиции. В Абхазии, например, под знаменем СНГ они были.
К.Т.:
Голубые каски, то, что называется.
В.Ж.: Голубые
каски, как бы они ни назывались. Нет, там режим сохранения перемирия
поддерживался противостоящими сторонами. Это, конечно, довольно сложная вещь.
К.Т.: А
были попытки ввести какую-то промежуточную военную нейтральную силу?
В.Ж.: Да обе
стороны не хотели.
К.Т.: Или
не хотели ни те, ни другие?
В.Ж.:
Во-первых, этого не хотели ни те, ни другие. Во-вторых, режим прекращения огня,
как мы видим, сохраняется больше 20 лет. Все за счет чего? За счет того, что в
отличие от, опять же, многих других конфликтов, особенно на постсоветском
пространстве, позиции сопредседателей, России, США и Франции, по механизмам
выхода из конфликта достаточно близки, а в чем-то даже и идентичны.
К.Т.: И в
чем они заключаются?
В.Ж.: Я могу
рассказать последние предложения (к сожалению, они были от 2009 года, позже не
было) Минской группы, как бы последовательность достижения компромиссов. Первое
– это освобождение захваченных азербайджанских территорий… самого Нагорного
Карабаха. Второе – это предоставление очень широкой автономии и самоуправления
внутри Азербайджана Нагорному Карабаху. Третье – возврат всех беженцев в места
постоянного проживания. Четвертое - проведение через какое-то время референдума
о принадлежности Нагорного Карабаха. И пятое, наконец – определение статуса
Нагорного Карабаха.
К.Т.: Уже
окончательно?
В.Ж.: Да. Мы
видим, что это действительно предложение компромиссное. В полной мере не
устраивает и азербайджанскую сторону, потому что однозначно статус определяется
только на последнем этапе, и не обязательно в сторону сохранения Нагорного
Карабаха в составе. А еще, безусловно, важный для армянской стороны пункт – это
сохранение коридора между Арменией и Нагорным Карабахом. Это как бы вопрос
подвешенный. Что мы видим по заявлениям азербайджанской стороны и недавним
заявлениям президента Азербайджана? Однозначно это восстановление целостности
Азербайджана без всяких предварительных условий.
К.Т.: То
есть это предложение принято так и не было?
В.Ж.: Самое
главное – и та, и другая сторона заявили, что они согласны с тем механизмом,
который предложила Минская группа. Но за эти годы…
К.Т.:
Ничего сделано не было.
В.Ж.: Ничего
сделано не было. И в политических заявлениях, что называется, на широкую
публику и та, и другая сторона по сути выступает против. Вообще-то говоря,
слово "Минск" как бы нам начинает напоминать в чем-то развитие
ситуации и соглашений по Украине.
К.Т.: Да.
Вроде бы договорились, но никто ничего не делает, да?
В.Ж.: Да. При
этом официальные заявления, что мы согласны с предложениями, а политические
заявления с точностью до наоборот.
К.Т.:
Можно ли сказать, что ни один политик в Армении не согласится с тем, что
Карабах нужно отдать Азербайджану, а ни один политик в Азербайджане не
согласится с тем, что Карабах нужно отдать Армении?
В.Ж.: Вы
понимаете, в этом как раз проблема. Когда иногда наши уважаемые либералы из
самых лучших побуждений начинают говорить, что решить проблему можно, если в
каждой из стран наступят развитые демократии, тогда они смогут договориться. С
моей точки зрения, для решения этой проблемы и в той, и в другой стране, как
это ни парадоксально, слишком много демократии. Вот если бы там были два
тирана…
К.Т.: В
хорошем смысле слова.
В.Ж.: Да. В
хорошем смысле слова.
К.Т.: Или
в любом смысле слова?
В.Ж.: Они бы
пошли на это, прекрасно зная, что если не будет…
К.Т.: То
есть люди, давайте не будем называть тиранами. Наверное, точнее будет сказать
"люди, которые не боятся непопулярных мер".
В.Ж.:
Совершенно верно. Они бы, может быть, пошли на компромисс. А сейчас ситуация
такова, что…
К.Т.: Чем
больше демократия…
В.Ж.: Будем говорить – политические
элиты (дело не в конкретных президентах во главе) обоих стран не готовы идти на
компромисс, который безусловно компромисс, тем компромисс и отличается
от полной и безоговорочной победы, что это ситуация, не удовлетворяющая никого.
К.Т.:
Ситуация, не удовлетворяющая никого, но по-другому нельзя.
В.Ж.: Они не
готовы на это пойти, потому что и в той, и в другой стране это…
К.Т.:
Политическая смерть политика.
В.Ж.: Совершенно верно. То есть
компромисс за счет обнуления своего рейтинга. Они на это не идут.
К.Т.: То
есть мы с вами приходим к удивительному выводу, что даже не избыток (потому что
вряд ли можно говорить об избытке), а просто наличие демократической формы
правления не приближает, а удаляет возможность мирного разрешения ситуации.
В.Ж.: В чем-то
– да.
К.Т.:
Удивительно.
В.Ж.: Вы
понимаете, я согласен, что демократии практически не воюют. Но уж если
демократии, даже такие незаконченные, как в этих странах, начинают воевать,
очень сложно выйти из этой ситуации. А возьмем Украину. В конце концов, на
Украине есть в том числе и силы, которые действительно стремятся к выполнению
Минских соглашений. Но при этом прекрасно понятно, что нынешний состав
Верховной Рады тот компромисс, который прописан в Минских соглашениях, а там
тоже…
К.Т.:
Других Минских соглашениях.
В.Ж.: Да. Он
не примет. В этом, безусловно, проблема решения такого рода проблем у мирового
сообщества. Потому что я, к сожалению, кроме очень редких единичных случаев, не
помню механизма возврата мятежных территорий в материнские государства.
Раньше, позже, через 10 лет, через 50 лет. Но дело все равно, к
сожалению, пока что кончается появлением еще одного стула в зал заседаний
Ассамблеи ООН.
К.Т.:
Скажите. Но вот нулевая ситуация 2000-х годов была возможна почему? Ведь там
было относительно спокойно.
В.Ж.: А
почему, собственно говоря, она была достаточно стабильной, даже несмотря на то,
что не было разделяющих миротворцев? Потому что за спиной стояли разделяющие
миротворцы в лице великих держав. Председатели Минской группы, которые говорили
– воевать не надо, мы вас не поддержим, вы должны вести переговоры.
К.Т.: Но
великие державы вроде никуда не делись.
В.Ж.: Великие
державы никуда не делись, но они несколько поссорились. По другим проблемам. Но
при этом, может быть, у кого-то возникло такое представление, что коль скоро
они поссорились, может, они нам пострелять тут дадут.
К.Т.: И
именно с этим вы связываете то, что началось сейчас?
В.Ж.: Я думаю, что это все-таки не
попытка решить вопрос так однозначно военной победой. Все-таки соотношение сил
там достаточно близкое. Понятно, что у той же Армении в итоге за спиной Россия.
А скорее улучшить свои позиции на переговорах. То есть, может быть,
несколько передвинуть в свою сторону вот этот компромисс, который прописан в
предложениях Минской группы.
К.Т.: То
есть это послужило причиной, что вроде как великие державы отвернулись на
Сирию, на Украину, на другие проблемы. И вроде как про нас забыли.
В.Ж.: Да, это
первое. Второе – зато появился симпатизант, который раньше сидел относительно
тихо.
К.Т.: Вы
имеете в виду светлый образ товарища Эрдогана?
В.Ж.: Да.
Раньше они в рамках НАТО как бы сохраняли лояльность главному в НАТО. А сейчас
затеяли свою игру не только на юге от себя, но, видимо, пытаются и на севере.
К.Т.: То
есть вы разделяете конспирологическую теорию о происках Эрдогана, который
науськал, собственно, Алиева на Карабах, с тем чтобы нагадить в России в
конечном итоге?
В.Ж.: Я скажу,
что, безусловно, есть объективные и есть субъективные факторы. Только сумма
этих факторов приводит к определенным событиям, в том числе и этому
прискорбному событию. В основном играют все-таки объективные факторы. Потому
что перемирие в 1994 году было заключено не для того, чтобы оно было в
замороженном состоянии в течение 20 с лишним лет, а для того, чтобы достичь
политического соглашения. И когда постоянно это соглашение не достигается,
когда нет и особого прогресса, будем говорить прямо, в продвижении, хотя бы по
этапам, этого соглашения, то ведь войска-то стоят.
К.Т.: И
рано или поздно…
В.Ж.: Как все
вспоминают.
К.Т.:
Ружье из пьесы.
В.Ж.: Вот оно
на стене висит и с той, и с другой стороны. Это надо понимать.
К.Т.: А
реакция какая была в мире, в СНГ прежде всего? Потом с российской позицией
будем разбираться.
В.Ж.: В мире
все-таки председатели Минской группы явно показали, что они остались едины по
этому вопросу. Призвали прекратить военные действия и ту, и другую сторону. И
Россия, и Соединенные Штаты, и Франция.
К.Т.: То
есть великие державы оглянулись обратно, поняли, что за их спиной что-то там
ребята расшалились как-то…
В.Ж.: И
попросили их.
К.Т.:
Подействует?
В.Ж.: Но ведь
инерция то есть. Сразу все не прекращается. Но, по крайней мере, я не являюсь
военным стратегом или военным аналитиком, но в то же время я вижу, что такой
резкой эскалации развития конфликта все-таки не идет, и будем надеяться, что все-таки
его удастся остановить.
К.Т.: А
теперь о позиции России, во-первых, на протяжении всего этого конфликта, и
сейчас.
В.Ж.: Очень
часто и довольно заслуженно любят говорить у нас про провалы российской
дипломатии, особенно в 1990-ые годы, вот тогда. Но в данном случае я бы сказал,
что это было довольно ювелирное действие российской дипломатии, которой,
во-первых, удалось стороны принудить к заключению мирного соглашения,
во-вторых, в условиях, даже когда одна из сторон является членом
военно-политического объединения совместно с Россией, когда Россия имеет на
территории одной из противостоящих сторон…
К.Т.:
Армению вы имеете в виду?
В.Ж.: Армению,
конечно. Военную базу.
К.Т.:
Гюмри, да.
В.Ж.: Гюмри.
Тем не менее, России удалось сохранить свой статус посредника. Посредничество
признают обе стороны. Потому что все за эти годы прошедшие встречи между
президентами Армении и Азербайджана проходили только при участии и посредничестве
российского президента.
Две недели назад перед саммитом по ядерной безопасности в Штатах мне
звонили журналисты оттуда и спрашивали: а как вам кажется, встретятся
президенты Армении и Азербайджана на полях этого саммита? Я им сказал: там
российского президента не будет, они вообще-то привыкли встречаться только в
его присутствия. Так и оказалось: они там не встретились.
К.Т.: А
если начистоту, что называется: Россия более интегрирована с кем – с Арменией
или с Азербайджаном? Или нельзя так сказать?
В.Ж.: Смотря в
чем. Если говорить об интеграции военно-политической, в рамках ОДКБ, то,
безусловно, с Арменией значительно больше интегрированы. Хотя сказать, что
здесь 100%, там 0 – нет. Россия, и это не секрет, поставляет вооружение
Азербайджану. Если говорить об экономических связях и общих интересах в самой
трепетной с точки зрения экономики (особенно экономики постсоветского
пространства) энергетической сфере.
К.Т.:
Нефтяной сфере – скажем прямо.
В.Ж.:
Нефтегазовой сфере. То там значительно больше сотрудничества, взаимодействия с
Азербайджаном.
К.Т.: В
таком случае возникает вопрос, опять же, конспирологический, безусловно: не
было ли это такой попыткой, чтобы поставить Россию в раскоряку, что называется
– и с теми дружим, и с теми дружим, а такая неприятность случилась, и нужно
занять какую-то позицию.
В.Ж.:
Понимаете, в чем дело? С одной стороны, вроде бы легко принять эту версию. Оно
как бы так складывается. Но, с другой стороны, судя по действиям, по шагам не
один год и со стороны Ильхама Алиева, и со стороны президента Армении мы видим,
что это осторожные и опытные политики. Готовы ли они, и в первую очередь речь
идет об Азербайджане, подставлять свою страну в качестве инструмента реализации
чужих планов? Особенно перед глазами пример той же самой Украины.
К.Т.: Или
той же самой Турции, например.
В.Ж.: Той же
самой Турции.
К.Т.:
Накрывается туристско-помидорный бизнес.
В.Ж.: Да,
совершенно верно. То есть я все-таки не уверен, что тот же Алиев пошел на это,
что называется, по наущению, будем прямо говорить, в качестве президента более
молодого и значительно менее образованного, в том числе в международной сфере
(Алиев младший кончал МГИМО – это хорошее образование), господа Эрдогана. Не
думаю.
К.Т.: То есть,
скорее всего, что называется, несчастный случай – выстрелило ружье на стенке. И
в ближайшее время будет замирение? Такой ваш прогноз, или нет?
В.Ж.: Это
говорит о том, что даже в случае когда нет противостояния между великими
державами вокруг конфликта, как в данном случае, то просто огромные и
авторитетнейшие армянские диаспоры не дают это сделать и в Соединенных Штатах,
и в России. Даже в этом случае затягивание политического решения вопроса все
равно чревато обострением ситуации, чревато войной. И сейчас мы видим, что
аналогичный процесс, к сожалению, развивается на Украине вокруг Донбасса.
К.Т.: А
насколько России хватит, как вы считаете, выдержки все-таки оставаться над
схваткой в качестве арбитра и посредника?
В.Ж.: Ну пока
остается. Визит, между прочим, для тройственных переговоров на следующей неделе
Лаврова в Баку не отменен. Там будут переговоры
российско-азербайджанско-иранские. Тема, правда, несколько другая.
К.Т.: Но
явно поговорят.
В.Ж.: Явно
поговорят, в том числе и по этому вопросу. И я думаю, что все-таки будем
надеяться, что этот конфликт будет урегулирован. Потому что, конечно, он не
нужен (просто будут гибнуть люди) Армении, он не нужен Азербайджану. Но он не
нужен и России.
К.Т.: И
уж точно он не нужен России. Спасибо. Владимир Жарихин, заместитель директора
Института стран СНГ, был гостем на нашей студии. Говорили о вновь вспыхнувшем
карабахском конфликте. Но надеемся, что, может быть, он в ближайшее время как-то
и погаснет. Это была программа "Де-факто". Увидимся, счастливо.