Вячеслав Фетисов: Спорт сегодня - единственная альтернатива алкоголю, табаку, наркотикам, Интернету
https://otr-online.ru/programmy/de-fakto/vyacheslav-fetisov-sport-15677.html Оксана
Галькевич: Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире Общественного
телевидения программа "Де-факто", и в гостях у нас сегодня Вячеслав
Фетисов. Вячеслав Александрович, здравствуйте. Вы знаете, с вами очень просто.
Назвала я ваше имя – и сразу понятно, о чем пойдет речь. Говорить мы с вами
будем о спорте, о массовом спорте, о спорте высоких достижений, ну и о хоккее,
понятно, тоже.
Вы
знаете, я могу перечислять ваши многочисленные титулы. Могу сказать, что вы
обладатель вообще всех высших титулов мирового хоккея. Вы и олимпийский
чемпион, и чемпион мира, и чемпион Европы, и чемпион СССР. Все это многократно.
Вячеслав
Тихонов: Есть 72 титула у командного игрока.
О.Г.: Все
перечислять – не перечислить, да. Знаете, я, когда вашу биографию смотрела, там
есть один такой очень трогательный момент, и звучит он следующим образом:
"Вячеслав Фетисов начал играть в хоккей в дворовой команде дома №4 по
Коровинскому шоссе. В составе дворовой команды ЖЭКа №19 пробился в финал городского
турнира "Золотая шайба". Сколько лет вам тогда было?
В.Ф.: 9 или 10
лет. И как раз это тот самый факт, после которого я попал в детскую спортивную
школу ЦСКА - между прочим, с третьего раза. То есть, мы говорим, что была
создана система, которая давала мальчишке шанс - не разовый, а многоразовый - попасть
туда, куда он мечтал попасть. И как раз так получилось, что мы играли с
соседним районом (я еще в Тимирязевском районе рос) на площадке детской
спортивной школы ЦСКА. И как раз мой тренер Юрий Александрович Чабарин тренировал
в 1958 году перед игрой и остался посмотреть: может, кто-то там ему приглянется.
И досмотрел игру, после игры подошел и нашему тренеру-общественнику, который
занимался детьми в ЖЭКе, предложил меня привести на следующую тренировку. Вот
так я попал в ЦСКА.
О.Г.: А
почему с третьего раза, вы говорите?
В.Ф.: Это
описано в моей книге "Овертайм". В первый раз я пришел в Динамо
записываться. Мне сказали: "Мы таких маленьких не берем". То есть,
мне было 10 лет. Потом я сел на трамвай, поехал в ЦСКА, пришел, прибавил себе
годок. Они говорят: "Таких пожилых уже не берем". Я так расстроился,
конечно, немного слукавил, чтоб попасть в школу ЦСКА. И на выходе я посмотрел
объявление, которое приглашало детей в первое воскресенье сентября на
дополнительный набор детско-спортивных школ при участии великого Тарасова и
хоккеистов Фирсова, Рагулина, Харламова и Полупанова. И, конечно, меня это
привлекло. Я могу рассказать уникальнейший случай, когда я вышел в метро
"Аэропорт" с коньками, с клюшкой, чтобы пройти этот отбор, я уткнулся
в очередь. То есть, очередь была многокилометровая, для того чтобы мальчишки
смогли получить шанс попасть в детско-спортивную школу.
Представляете, я простоял 6 или 8 часов один. И, конечно, когда я вышел
и увидел Тарасова и легендарный лед ЦСКА, конечно, ни сил уже, ни какого-то
драйва не было, и, конечно, я не попал. То есть, это вторая попытка. А третья –
это как раз через "Золотую шайбу".
Могу сказать, что "Золотая шайба" в то время была как
система. Конечно, был инструктор, который получал зарплату, жилье, обычно
приезжали люди из регионов. У нее было в наличии 20 комплектов формы, у нее
были клюшки, у нее были деньги на поездки ребят. То есть, была система.
Сегодня, мне кажется, "Золотая шайба" не настолько актуальна, как в
то время, еще связано с тем, что в то время брали в детскую спортивную школу в
10-11-летнем возрасте, а сегодня с 5-6 лет. То есть, "Золотая шайба"
сегодня работать на хоккей в плане результата не может. Поэтому мне кажется,
что "Золотую шайбу" надо передать в систему образования.
О.Г.: В
каком-то другом виде.
В.Ф.: Ее надо
переформатировать именно на школьный спорт, на школьный хоккей, тем самым дать
шанс тем неимущим семьям, закупая инвентарь, оборудование для школ, в общем,
научиться кататься, держать клюшку, а потом уже тренеры, которые занимаются
профессионально детьми, должны ходить по школам, отбирая этих мальчишек. То
есть мы должны создать систему отбора, которая должна дать шанс каждому ребенку,
не важно, в какой части страны он живет, возможность стать великим хоккеистом,
футболистом, баскетболистом.
О.Г.: А
это правда на самом деле очень здорово – заниматься спортом на достойном
уровне. Скажите, вы говорите – с третьего раза вы попали в спортивную школу, то
есть вы целенаправленно выбрали себе хоккей. Почему хоккей? Вы уже знали, что
вы хотите стать хоккеистом?
В.Ф.: В наше
время любой мальчишка должен был уметь играть во все. Я до сих пор могу играть
в любую игру, еще и в домино, и все, что связано с настольными играми. Потому
что девчонки иначе бы не обращали на тебя внимание. То есть, это была обязательная
форма участия…
О.Г.:
Стиль жизни.
В.Ф.: Стиль
жизни, как угодно. И, конечно, мы играли во все виды спорта. Я до 15 лет
прилично играл еще и в футбол, и в баскетбол и в волейбол. Вообще я не
сторонник ранней специализации, хотя этот процесс сложно остановить. И в один
прекрасный момент мы попали за океан в Канаду 15-летними пацанами, играли при
14000-ых битком набитых стадионах, нас показывали по центральному телевидению.
И после этого, конечно, я понял, что хочу играть, хочу выигрывать, хочу
добиваться успеха, играть за сборную страны. После этого я принял решение
полностью сфокусировать свое желание стать хоккеистом. Ну и такой момент был тоже
немаловажный для родителей, это тоже очень важно, что где-то в 13 лет, хотя
папа мне сказал: чтобы выбраться из бараков, нужно хорошо учиться, стать
человеком, - так он считал. Потому что во время войны у него не было такой
возможности получить образование. И для меня школа была определяющим, то есть я
хорошо учился.
Но в один прекрасный момент они на день рождения подарили мне клюшку,
коньки, которые купили на черном рынке, и стоило это две зарплаты папы и мамы,
вместе взятые. Тем самым они дали мне понять, что они меня поддерживают именно
в моем стремлении стать хоккеистом. Но никто не снимал с меня обязанности
хорошо учиться. То есть, иногда родители должны понимать, когда и в какой
момент поддержать своего ребенка.
О.Г.: В
какой момент это показать, да. А вот по современному состоянию нашего хоккея
много ведь изменилось с тех пор? Давайте начнем с недавних событий. Впечатление
ваше от последнего Чемпионата мира по хоккею. Как вы считаете, серебро – это
успех, это нормально, или мы вообще такая хоккейная держава, и нам только
золото надо?
В.Ф.: Вообще
сегодня уровень хоккея определяет турниры, где участвуют сильнейшие хоккеисты.
На сегодняшний день это Олимпийские игры. Можно констатировать, что все
последние олимпиады мы выиграть не можем.
О.Г.:
Давно уже.
В.Ф.: В
последний раз это была бронзовая медаль, когда я тренировал команду в 2002
году. И с тех пор мы медалей никаких не имеем, даже на домашней олимпиаде. То
есть, мы должны
констатировать, что на уровне сильнейших хоккеистов мира мы сегодня не можем говорить
об успехе.
О.Г.: А
почему? Объясните. У нас что, очередь из мальчишек, в которую вы однажды
встали? Мы не выращиваем таланты? У нас проблемы с отбором, с чем?
В.Ф.: В том
числе. Это системный сбой, который требует профессионального решения. Я уже не
раз об этом говорил. Мы должны много что поменять в нашем хоккее. Не только
отчитываться и готовиться к Чемпионату мира, который, кстати, сегодня не
является самым престижным соревнованием, как в свое время, а именно готовить
хоккеистов, начиная с детского возраста, готовить тренеров, которые будут
мальчишек тренировать, создать систему поощрения за каждый результат, систему
отбора, которая в стране существует. То есть, можно сказать, что в советское
время было порядка 8 или 10 центров, где готовили хоккеистов, не так много.
Сегодня мы построили за счет государственных денег в 10 раз больше катков. Мы
по-прежнему стараемся сфокусироваться на тех 8-10 центрах, которые в советское
время еще работали. А как остальные мальчишки, которые сегодня катаются в
Краснодарском крае, во Владивостоке, в Хабаровске? Как им воплотить свою мечту,
чтобы стать хоккеистами? Об этом никто не думает. Сегодня я думаю, что это
самая большая проблема. У нас спортивный принцип отошел на второй план.
И здесь, опять же, требуется понимание того, что на самом деле
происходит. Конечно, мы все будем болеть за свою команду на Чемпионате мира в
Москве. Но мне, особенно когда ты разговариваешь с людьми, которые понимают, в
чем проблема, хочется говорить о другом: что системы нет. Поэтому мы отстаем.
Поэтому приезжает третья или четвертая по силе команда Канады, если говорить о Чемпионате
мира, и разрывает нас просто по всем показателям. Это самое-самое страшное, что
я видел в этом финале, что мы по всем показателям вчистую проиграли финал. И
это, конечно, серьезный сигнал еще один, очередной, для того чтобы сесть
специалистам, которые имеют разное мнение, для того чтобы оценить ситуацию,
построить какой-то план, сделать какую-то стратегическую программу, которая
даст нам уверенность, что через 10 или 20 лет мы будем котироваться на самом
высоком уровне. К сожалению, сегодня у меня такой уверенности нет.
О.Г.: Вячеслав
Александрович, смотрите, такого ощущения, что спорт у нас сейчас в загоне, его
нет. Есть определенное понимание, что действительно государство, власти имеют
понимание о том, что это важно, что спортом надо заниматься, что нужно
вкладывать в него деньги, и деньги вкладываются в последнее время. И, в общем,
суммы там немаленькие. Неэффективно расходуются, не туда направляются, или все-таки,
как вы говорите, систему надо перестраивать, что-то в ней менять, как-то
кирпичики, элементы?
В.Ф.: На
примере хоккея могу сказать, это по всем видам спорта, что за последние 10 лет
Российская Федерация вложила в развитие хоккея больше, чем любая страна в мире.
О.Г.:
Видите?
В.Ф.: Здесь,
конечно, позиция президента является определяющей. Мы сегодня вывели спорт на уровень
государственной политики. Мы понимаем, что сегодня это не только голы, очки,
секунды и золотые и бронзовые медали, это социальный феномен, это единственная возможность противостоять
вызовам улицы, это единственная альтернатива алкоголю, табаку, наркотикам.
Это сегодня единственная альтернатива интернету, в котором дети у нас живут и
становятся чемпионами мира по виртуальным играм.
О.Г.:
Точно.
В.Ф.: И самое
интересное – это то, что воспитывает навыки успешности, вселяет уверенность в
себе физическую.
О.Г.:
Развивает какие-то лидерские качества.
В.Ф.: Как
родителям нам это понятно, что ребенок где-то должен эти качества, не просто
прочитав в книжке, а на каком-то конкретном деле их апробировать, постараться
стать лучше. Конечно, спорт здесь самый действенный инструмент.
И мы можем понимать, что любой специалист может систему довести до
какого-то уровня. А добиться успеха должны быть только люди, которые
профессионально разбираются в тонкостях, как это все должно работать. Здесь, к
сожалению, у нас много что произошло за последнее время. Пришли
непрофессионалы. И, конечно, это колоссальный ресурс, который мы не
использовали в полной мере. И это касается прежде всего массового детского спорта.
Мы не можем отчитываться, как государство, только золотыми медалями. Мы должны
говорить о том, что мы сделали. Это то, чтобы каждый мальчишка в любой части
нашей страны или девчонка имели возможность после успеха олимпиады в Сочи
прийти и научиться кататься на коньках, не знаю, иметь возможность погонять на
лыжах, поиграть в хоккей и так далее, и так далее. Поэтому это то, что сегодня
требует государственного подхода. И, конечно, мы понимаем, что бюджет не
резиновый. Но могу сказать, что, занимаясь социальной политикой, изучая
ситуацию в мире, могу сказать, что любой вложенный у.е. в спорт и здоровый
образ жизни экономят государству троекратно деньги на здравоохранение. То есть
здесь тоже профилактика. У нас страна, которая имеет самый большой процент
смертей от сердечно-сосудистых заболеваний. Помимо лечения, конечно, это
профилактика. Без профилактики мы эту беду не поборем. А профилактика для
сердечно-сосудистых заболеваний – это двигательная активность, то есть, спорт,
физкультура и все, что с этим связано. Поэтому это сегодня должно быть всем
понятно: и бабушкам, и дедушкам, что траты на формирование здорового образа
жизни для наших детей – это залог на будущее здоровье нации, ее перспективы. Я
всем говорю, что не могут больные люди построить здоровую экономику. Не могут
больные люди создать здоровую армию. То есть это цепляет одно за другое.
О.Г.: Вот
у нас ГТО вернули в нашу жизнь. Видите, пытаются как-то массовый спорт развивать,
внедрять в нашу жизнь, возвращать какие-то нормативы. Как вы думаете, это
поможет нам?
В.Ф.: Конечно,
развалить систему любую просто, воссоздать ее сложно. А о ГТО говорят с 2002
года. Я еще помню, на первом президентском совете по спорту проблему подняли.
Но самое главное, чтобы не забюрократизировали. Я сейчас эту тему изучаю
хорошо. Мы создаем в стране 40 000 центров по принятию нормативов ГТО.
О.Г.: Да,
есть такое.
В.Ф.: Но это
некая коррупционная составляющая в этом есть. Потому что если мы сдавали в
школе, попробуй не пробеги и не прыгни, и получи значок. Это нереально. А
сейчас ты должен куда-то пойти, что-то сдать, неважно, пробежал, не пробежал,
тем более это дает некий стимул для поступления в высшие учебные заведения. То
есть налицо какая-то перевернутая система. Мне кажется, это то, что должно
происходить в школах, институтах и там, где люди могут друг с другом
соревноваться, не просто куда-то прийти и где-то сдать якобы нормативы и
получить за это значок. Я надеюсь, что это не будет главной проблемой. Хотя она
прослеживается именно таким образом. И отобрали право принятия нормативов ГТО
от физруков, хотя для них это мог быть дополнительный заработок. Создавая
сейчас эти центры, предопределяют финансирование из бюджета.
О.Г.: Наверняка
какое-то лицензирование…
В.Ф.: Конечно. Человек,
принимающий нормативы ГТО, должен по крайней мере обладать какими-то навыками,
то есть иметь какую-то корочку, для того чтобы этим заниматься. У нас сегодня наши
физруки могли получать дополнительные деньги за то, что они принимают
нормативы. То есть, мне кажется, мы не туда пошли. На социальном комитете
Совета Федерации эту тему поднимали, и многие сенаторы возмутились именно вот
этим фактом, что нормативы ГТО – это хорошо. Кстати, по рекомендациям там нужно
от 6 до 12 часов в неделю заниматься, чтобы эти нормативы сдать. То есть это
тоже такая вещь очень непростая, там есть и нормативы, которые требуют и
бассейна, и хорошей физической формы, для того чтобы сдать. Посмотрим, как это
будет работать. Но посыл правильный: это ведет к переформатированию всего
понимания. Для чего президент сегодня это озвучивает и для чего нам все это
нужно. Нам нужно строить здоровую и сильную нацию.
О.Г.:
Вячеслав Александрович, а вот в связи с этим, знаете, такой вопрос. Как вы
вообще считаете, у нас государство в принципе занимается всем, да? Может быть,
на примере хоккея вы это как-то объясните. Как вы считаете, чем у нас должно и
может заниматься только государство в спортивной политике, а куда может
приходить, например, бизнес? Где можно развивать какой-то вид спорта, как
бизнес, это же и зрелище, и продажа трансляций, все прочее, какие-то
спонсорские моменты. Как вы считаете, как здесь должно участие распределяться?
В.Ф.: Государство
должно заниматься созданием условий для всех. То есть, есть несколько типов
спортивных сооружений тех же. Есть муниципальные, куда каждый может прийти
позаниматься. Обязательно мы должны создать инфраструктуру общеобразовательных
школ. То есть там, где будет закладываться будущее здоровье нации. Сегодня в
убитые залы и на картофельные поля молодежь не выгонишь.
О.Г.: С
другой стороны, вы начинали, когда не было специальных полей. Вы сами говорите
– пробились как-то.
В.Ф.: Вы
знаете, мы восстанавливали страну после войны. Там совсем другое было состояние
общества. Я помню, что герои войны, освоение космоса так вдохновляли людей, что
даже не смотрели на то, что мы ставили колышки на поляне в парке и гоняли там убитым
мячом и получали удовольствие от этого. Мы знали, для чего мы это делаем.
Сегодня информационная ситуация, наверное, не позволяет этого. И дети сегодня
немного избалованы именно тем, что они знают, что происходит в мире. Поэтому
инфраструктура должна быть современная. Урок физкультуры должен быть
интересным. А спортивные клубы при школах должны быть частью нового формирования
здорового образа жизни. То есть школьные соревнования должны быть в субботу, в
воскресенье, и другой формой общения в семье, и позиционирование спорта как
очень важной составляющей.
Студенческий спорт: инфраструктура не соответствует ни одной мировой
высшей школе в любой части света, где есть бассейн, где есть зал для фитнеса,
где есть стадион, где все это есть. То есть мы должны сегодня создать условия,
для того чтобы ребенок мог вырасти здоровым и заниматься тем, что ему нравится.
А бизнес должен создавать профессиональные лиги, платить из кармана зарплату
игрокам. Телевидение, понимая, что оно получило продукт, которым можно заработать,
придут спонсоры, должно платить. То есть здесь мы все гипертрофировали и начали
все наоборот: создали лиги, создав условия для наших детей, платим колоссальные
деньги иностранным футболистам, не построив достаточного количества футбольных
полей, не научив наших детских тренеров современным методикам, то есть мы все
сделали наоборот. И, конечно, это то, что сегодня требует серьезного понимания
и, опять же, участия профессионалов именно в формировании стратегия развития
именно спорта высших достижений как профессионального спорта. Это как раз ответственность,
в том числе, и федераций по этому спорту.
Кстати, у нас федерации по закону отвечают за развитие спорта. Но я
знаю, что практически ни одна федерация ничего не вкладывает в регионы нашей
страны. То есть регионы остаются сами по себе. А у нас страна огромная. Я могу
сказать, что я работаю на Дальнем Востоке. И талантливым мальчишкам и девочкам
с Дальнего Востока и Восточной Сибири пробиться очень сложно. Потому что чтобы
поехать на соревнования, это колоссальных денег стоит. И это все тратится из
бюджета. Местным властям невыгодно, чтобы спортсмены участвовали во
всероссийских соревнованиях, потому что они за это…
О.Г.: Это
дополнительная нагрузка для бюджета.
В.Ф.: Конечно.
Поэтому федеральный бюджет должен все эти вещи брать на себя, или федерации по
видам спорта, которые должны понимать, что талантливые ребята в стране должны
каким-то образом компенсироваться на расходы за их развитие откуда-то из
другого места, для того чтобы стимулировать дальше работу регионов. Это целая
система, которая требует не разговоров и оправданий, а требует решения в
ближайшее время, иначе мы очень много что потеряем.
О.Г.: Тем
более такой момент, когда государство, в общем, декларирует и показывает, что
готово вкладывать в развитие спорта.
В.Ф.: Вкладываем
очень много. У нас статей и в здравоохранении, и в образовании, здорового
образа жизни, и в спортивных структурах страны всех уровней деньги есть. Но они
не работают как единая система. Здесь тоже мы пытаемся который раз уже собрать все
эти ведомства на площадке Совета Федерации попробовать разобраться, каким
образом мы сегодня можем те же медицинские показатели, которые еще со времен
царя Гороха запрещают детям заниматься физкультурой и спортом. На самом деле в
мире существует уже другое понятие, что именно спорт может в раннем возрасте
скорректировать все эти проблемы со здоровьем. Но для этого нужно общее понимание.
Не запрещать, а наоборот разрешать. И под это нужно готовить специалистов,
которые должны понимать, как с этими детьми работать. То есть это целая вещь,
та же профилактика, те же современные методики оздоровления молодежи и детей –
они должны внедряться. Это как раз колоссальный ресурс государства в плане дальнейшего
благополучия нации в целом.
О.Г.:
Вячеслав Александрович, скажите, мы с вами обсудили так вкратце тему того, что
у нас есть сложности с пополнением нашего основного… когда говорили о хоккее,
есть проблема с отбором талантливых ребят. А вот по поводу людей, которые
занимаются управлением спорта, у нас достаточно профессионалов, которые, как вы
говорите, готовы и понимают, что необходима перестройка и что мы сейчас
действуем не совсем с той стороны?
В.Ф.: Мне
кажется, что недостаточно профессионалов, это очевидно, на всех уровнях. И
здесь наш один из самых основных ресурсов. Я знаю, что и в регионах сегодня
приходят люди на руководящие должности, даже не имея физкультурного
образования. Это все-таки специфика, то, что требует понимания, как это должно
работать. Но самое главное – это создание региональной системы развития спорта.
То есть она должна быть модульной. То есть мы должны понимать: любой вид спорта
в любом регионе должен работать по этой схеме. То есть это тоже сегодня не
работает. Мы в свое время создавали, возрождая спартакиаду школьников, модель.
То есть ты не можешь стать чемпионом олимпийских игр, не став чемпионом двора,
не став чемпионом города, потом чемпионом области, потом чемпионом федерального
округа. Потом ты едешь на спартакиаду школьников, где собрались, пройдя этот
колоссальный отбор, самые лучшие. И там как раз должны принимать участие уже на
ранних стадиях представители федераций по видам спорта. Они должны уже
понимать, какой ресурс, какой резерв они могут получить в ближайшее время, не
обращать внимания на тех, которые нуждаются в поддержке: из малоимущих семей,
из тех регионов, где нет достаточно средств, для того чтобы поддержать. Именно
через систему отбора должны прийти в регионы деньги от федеральной власти –
поддержать тренера, юного спортсмена, школу, в которой он вырос, родителей,
которые занимаются воспитанием. То есть мы не искусственным путем, давая
какие-то деньги в регионы, а именно за результаты должны поощрить тех, кто этот
результат получил. Тогда будет работать система.
О.Г.: Вячеслав
Александрович, вы знаете, еще в завершение у меня такой к вам вопрос, который
эмоционально меня несколько задевает. Опять же, отсылка к последним событиям, к
чемпионату мира. Это наша культура боления. Смотрите, если наши победили, то мы
молодцы, выше нас только горы и так далее, а если проиграли, то все, зрители
могут встать, уйти с трибун, не дождавшись награждения. И скажите, не обидно
вам. Получается так, что болеют у нас не за сборную, не за наших, а болеют за
результат?
В.Ф.: За себя.
Я больше могу сказать: у нас так сложилось, что люди ходят только на успешных
спортсменов, на успешные команды. Я не понимаю. Если даже мы посмотрим кучу
футбольных современных стадионов, но если команды будут плохо играть, значит,
народ не пойдет. На западе есть другая культура. Даже можно это видеть по
телевизору. На команду, которая занимает последнее место, на последнюю игру
приходит полный стадион, 50-100 тысяч зрителей, для того чтобы поддержать
команду, сказать ей спасибо и сказать, что мы тебя будем дальше поддерживать, чтобы
мог вернуться в элитный дивизион. То есть, у нас такой культуры нет. Это,
наверное, связано со многими историческими фактами. Но на самом деле это
присутствует. И это нужно воспитывать. Опять же, это нужно воспитывать через
школьный спорт. Я уверен, что, создав систему школьного спорта, куда будут болельщиками
приходить родители, старшие поддерживать младших, младшие – старших… Соревнования
с соседней школой – это, наверное, самый главный стимул, обыграть соседа. То
есть, мы можем очень многие вещи сдвинуть. К сожалению, по крайней мере, в
министерстве образования этого понимания нет. Я думаю, что в этом заложен
колоссальный ресурс по воспитанию многих вещей, которые у нас каким-то образом
диссонируют с тем, что происходит в мире.
То есть мы должны сделать спорт частью культуры нации, ее благополучия.
И только таким образом мы можем избегать этих вопросов в любых беседах на любом
уровне. Поэтому требуется понимание, требуется системный подход, требуется
стратегия развития. Все-таки мы можем сказать, что в этом году заканчивается
федеральная целевая программа, которую я в свое время со специалистами
разрабатывал, она была десятилетняя, с 2006 по 2015 год. Все результаты,
которые мы сегодня имеем, они там прописаны. Не только на Олимпиаде в Сочи, где
мы подписали 14 золотых медалей, но и успехи сурдолимпийцев, университетского
спорта и так далее.
То есть была создана система, которая дала нам возможность иметь
результат. То есть не на год, даже не на пятилетку, а на 10 лет. Я надеюсь, что
это будет таким хорошим пособием, для того чтобы иметь возможность разработать
стратегию на ближайшие 20 лет, чтобы понимать, где мы окажемся. Ну, и
конкретные виды спорта должны развивать профессиональные люди, которые знают,
чего стоит результат, как уметь сказать спасибо тем, кто работает с малышами.
Думаю, это самые главные люди в нашем обществе – те, кто воспитывает в них
какие-то качества, которые потребуются ему в дальнейшем. Это как раз поменять
социальный статус детского тренера, учителя физкультуры, тут же
перераспределить бюджеты. Все-таки ж мы где-то конфликтуем сегодня со
здравоохранением. Здравоохранению увеличивают бюджет, потому что должны лечить
нацию. А мы говорим: мы готовы через формирование здорового образа жизни и профилактику
всех этих будущих заболеваний экономит бюджет. Но дайте нам деньги. То есть
здесь нужно готовить программы на всех уровнях, в том числе и на региональном,
чтобы каким-то образом балансировать эту диспропорцию сегодня на благо наших
детей.
О.Г.:
Ясно. Спасибо большое, Вячеслав Александрович. У нас в гостях сегодня был
Вячеслав Фетисов. Я, наверное, все-таки не преувеличу, если скажу, что вы у нас
легенда российского и мирового спорта. Мы будем болеть за наших, а вам успехов
в ваших делах. Спасибо.
В.Ф.: Спасибо
большое. Очень приятно.