Константин Точилин: Это программа "Де-факто". Смотрите, что произошло сегодня. Сегодня вице-премьер России Аркадий Дворкович, возглавляющий оперативный штаб по вопросам временной приостановки авиасообщения с Египтом, провел встречу с туроператорами. А вот какие вопросы там обсуждались, нам, я надеюсь, расскажет участник совещания, генеральный директор Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Здравствуйте. Юрий Барзыкин: Здравствуйте. К.Т.: Я думаю, что вопросы и проблемы можно разделить условно на три достаточно большие группы. Первая – что делать с теми нашими туристами, которые сейчас находятся в Египте? Второе – как эта вся ситуация отразится на российском турбизнесе? И третье – что будет с теми туристами, которые уже купили туры на ноябрь, декабрь, январь и так далее. Скоро новогодние каникулы, между прочим. И вообще Египет был же, наверное, одним из самых популярных и доступных направлений на нашем туристическом рынке. Куда теперь летать? Давайте начнем по порядку – с наших сограждан, зависших там. Сколько их? Как их будут вывозить? Что с ними будет? Ю.Б.: Нельзя сказать, что они зависели, в отличие от 2011 года, когда зачастую досрочно вывозили туристов. Сегодня нет эвакуации, есть плановый вывоз по завершению тура. Во всяком случае, абсолютное большинство из 79000 туристов за период с 7-го по сегодняшний день вывезено чуть менее 40000, то есть половина. Еще столько же в течение 10, может, 12 дней будет вывезено. Причем, плановыми рейсами все туристы, абсолютное большинство, завершают полностью свои туры и возвращаются на Родину. Те, кто хочет выехать досрочно, они эту возможность имеют, но таковых крайне и крайне мало. Конечно, есть неудобства, есть проблемы. Багаж следует отдельно. К.Т.: А их МЧСовскими самолетами вывозят? Ю.Б.: Нет. Туристы летят своими плановыми рейсами, самолетами. Девять туроператоров обслуживают это направление. У них, соответственно, авиакомпании, весь спектр наших – "Аэрофлот", Red Wings и так далее – все те, которые имеют допуски. И, естественно, прошли соответствующие проверки, и так далее, и тому подобное. Багаж – да, вывозится бортами МЧС. И здесь уже в Москве он либо выдается, соответственно, если удается состыковать. Сегодня было объявлено, что в течение двух суток даже его можно получать. Либо почтой России доставляется уже по месту жительства. Да, это неудобно. Но, наверное, это не самая высокая цена. К.Т.: Да, особенно зная Почту России, можно расстаться с вещами надолго. Ю.Б.: Но надеяться, верить. Тем не менее, даже вот эта проблема была самым узким местом, потому что впервые реализовывалась в таком формате. Но она уже сегодня меньше нареканий вызывает. И сегодня от основных вопросов по вывозу туристов, которые были и остаются, конечно, в приоритете вопросы как раз те, которые касаются тех, кто не успел улететь. А таковых у нас практически в два раза больше. Те, кто оплатили тур. К.Т.: То есть по 200 тысяч. Ю.Б.: Ну, 150. Причем, часть из них, кто ближе 2 недели, практически полностью оплатил туры. И чем больше глубина продаж, Рождество, Новый Год, там меньше оплата. А значит меньше проблем, легче заменить направление. И основная работа сейчас, и сегодня об этом на совещании говорилось, там был и Минфин, и Роспотребнадзор у нас не только на встрече в правительстве. Практически ежедневно идут встречи и в Ростуризме, вырабатываются корпоративные решения, которые бы касались и выполнялись всеми участниками рынка. В основном направлении замена туров. И от 30% до 50%, в некоторых компаниях даже ухитряются больше, действительно люди меняют просто тур. К.Т.: На что? Что сопоставимо по цене. Ю.Б.: По цене впрямую навряд ли что сопоставимо. К.Т.: Или по природным погодным условиям. Ю.Б.: Еще пару недель можно сопоставлять Средиземноморье, потому что еще тепло и в Турции, и на Кипре. Дальше уже только с бассейнами. Сопоставимы Арабские Эмираты по природным условиям, но не сопоставимы по ценам. Сопоставимы и пользуются востребовано Таиланд, Вьетнам, Гоа, но в большей степени программы из Сибири, потому что им даже ближе сюда. Из центральной части перелет дороже, требуется доплата. Разные подходы, и, видимо, там, где больше замен, даже повышение качества зачастую происходит без доплат. Но есть и доплаты, которые касаются в основном типа питания. Потому что Египет - all inclusive, как правило. Юго-Восточная Азия – это завтраки, за питание надо доплачивать. Некоторые идут по пути понижения категорийности, потому что отели в Юго-Восточной Азии достаточно комфортные. Если говорить про Кипр, это на 30% все-таки дороже. Турция сопоставима, как правильно вы сказали – это, конечно, природные условия. Поэтому стараются найти компромисс, и его находят - во всяком случае, большая часть из этой 1/3 выбирают все-таки это направление. Еще примерно до 30% в зависимости от сложившегося информационного поля готовы ожидать. Тем более, у кого на Новый год. У нас ожидания, что все-таки… К.Т.: То есть, надеясь, что как-то рассосется все. Ю.Б.: Да, рассосется. Но все-таки это основано на чем? Что проблемными и небезопасными признаны перелеты. А собственно нахождение в этой зоне не вызывает опасений. К.Т.: Но там же нельзя оказаться просто по щелчку или приехать поездом. Ю.Б.: Поэтому решением вопросов безопасной перевозки сейчас занимаются. Я думаю, что в течение недели-двух мы увидим, перспектива есть или их нет. Но, во всяком случае, это та отсрочка, которая не решает принципиально для тех, кто сориентирован на Рождество, на Новый год, он и позже может востребовать либо средства (это третий блок, то есть возврат средств). Для этого есть период до месяца, объем этих средств. Сейчас действует статья закона о том, что за вычетом фактически понесенных затрат. Но это не устраивает ни потребителя… К.Т.: Что значит за вычетом фактически понесенных затрат? Ю.Б.: Это значит, что если оператор не получит обратно средства, которые он перечислил в отель, то он не сможет… К.Т.: То он не отдаст туристу. Ю.Б.: Да, он не сможет их вернуть. И тогда, скорее всего, это не устроит туриста. К.Т.: Естественно. Потому что он здесь причем? Ю.Б.: Конечно. И оператор здесь тоже… никто не причем. А если никто не причем, действует Гражданский кодекс, который говорит о том, существенные изменения условий (выпадает перевозка), и действует правило – возврат средств за вычетом фактически понесенных затрат. Сегодняшнее совещание, основной блок, был посвящен как удовлетворению требований туриста, ну и самое главное – возмещение этих затрат оператору, которые он, получив у потребителя, передал своим партнерам в Египте. По этому блоку более-менее понятно: они либо депонируются, не пропадают, и в случае возобновления они могут быть использованы. Более того, они могут быть использованы и в пользу третьих стран. Ведь у нас операторы могут их реализовать для других рынков. Хотя в полном объеме навряд ли. И получат эти средства. Второй блок, самый важный – это авиаперевозка. Здесь часть – это тот ущерб, который, как государство говорит, может быть возмещен. То есть, напрямую за прогон полупустых рейсов, которые оплачивают операторы, а выполняют авиаперевозчики. Ну и третий блок – это те депозиты, которые перечислены авиаперевозчиком на программу Египет до марта-апреля месяца следующего года. Если по ним будет принято решение, во-первых, использовать их на других направлениях либо на внутреннем рынке. Сегодня все чаще звучало. А из 9 операторов большинство имеют программы по внутренней перевозке. Важно, чтобы они были пущены в оборот. То, конечно, уже история по возврату средств становится более оптимистичной. Поэтому тот месяц, который отводится, и сегодня об этом говорилось, дает больше возможностей по возврату средств. И я хочу подчеркнуть, что таковых где-то около 30%. Нет искушения заработать или… оператор несет огромные затраты на сегодня. Он практически передал эти средства соответствующим партнерам. Важно их вернуть, чтобы выполнить обязательства. Часть операторов, есть и таковые, как правило, это те, у кого 3-4 тысячи, то есть небольшой сегмент – они в полном объеме досудебным решением возвращают эти средства, имея в виду, что клиенты останутся и сторицей вернут эти… К.Т.: Скажите, если прогнозы какие-то строить, потому что в прессе самые разные данные сейчас фигурируют, включая даже, что эта ситуация может затянуться на несколько лет. У вас прогноз какой, и что говорили в правительстве? Решение вопроса – понятно, что не дни уже. Но вопрос месяца или года? Ю.Б.: Я не думаю, что годы. Опираемся на практику весны египетской 2011 года, лето. К.Т.: Это немножко другая история. Ю.Б.: Другая история, но меры по обеспечению были впрямую приняты. Было постановление МИДа. К.Т.: Тогда не было такой угрозы перелетам. Тогда была угроза нахождению на месте, что проще обеспечить, согласитесь. Ю.Б.: Не готов вести полемику. И то, и другое крайне сложно. И то, и другое легло бременем на авиаперевозчиков и операторов прежде всего по вывозу туриста. И тогда государство никакой пользы и поддержки не оказало. Сегодня мы видим, что действительно и регулирование этой части, распределение этой функции, МЧС вывозит багаж, мы работаем по обеспечению вывоза туристов и по возмещению ущерба, то есть более организованно. Думаю, что от полутора до трех месяцев это может быть разрешено. И оптимистично, что Рождество и Новый год. Но думаю, что ближайшая неделя покажет. К.Т.: А говорили вообще, от чего зависит разрешение этой ситуации? Ю.Б.: Это сказано об обеспечении безопасности перевозки. То есть прежде всего порты отправления, аэропорты. К.Т.: То есть это, в общем, не наша служба безопасности? Ю.Б.: Наши службы туда выехали. К.Т.: Когда мы начнем доверять египетским службам безопасности, правильно? Ю.Б.: Есть практика, когда выезжают службы, авиакомпании, безопасность и осуществляют и прием, и отправку. Они действуют, кстати, и у нас так же. Поэтому возможен и такой вариант. Какой будет выбран? Думаю, что это уже дело специалистов иного профиля. Но смысл всех действий: как только будет безусловно обеспечена безопасность авиаперевозок, будут возобновлены перевозки. К.Т.: Давайте перейдем к туркомпаниям. Насколько это вообще серьезный удар по бизнесу, в котором довольно много наших сограждан заняты, именно которые работают здесь по продаже. Ю.Б.: Если это не нокаут, то очень серьезный удар. Тем более, их целая серия. С "Трансаэро" у нас была серьезная проблема только что. К.Т.: И она еще до конца не разрешилась. Ю.Б.: В целом падающий рынок выездного. Если по итогам прошлого года минус 7%, по организованному туризму это минус 50%. То есть снижение потребительского спроса. Плюс, так уж случилось, многие переложились в корзинку египетскую, потому что массовый поток, Турция заканчивается. К.Т.: Самое дешевое и самое теплое. Ю.Б.: Самое массовое. Но есть и ложка меда в этой бочке дегтя. Компании многопрофильные. Это не средние и не малые. К.Т.: Я хотел как раз у вас спросить, как устроен этот бизнес. Насколько я понимаю, есть какие-то суперкомпании, которые занимаются этими перевозками. Ю.Б.: Здесь в основном прежде всего крупные компании. К.Т.: И ими уже торгуют маленькие агентства, да? Ю.Б.: Они перераспределяют это агентствам. Под каждым оператором может быть 10000 и более. К.Т.: Операторы, то есть большие компании. Ю.Б.: Конечно. Они несут полную ответственность. К.Т.: Они заточены, что называется, только на одно направление, или у них есть диверсификация? Ю.Б.: Я сказал – многопрофильные. Да, диверсификационный продукт. И подушка безопасности. Сегодня для потребителя в том числе прежде всего. Сегодня они могут предложить. Да, Турция – не равнозначная замена, но она есть. Есть Гоа, есть Таиланд, есть Кипр. И они это предлагают. У них эти направления в меньшем объеме. Они просто перекладывают в другие корзиночки, этот потребительский сегмент. Через те же сетевые агентства. И это происходит, во-первых, потому что есть эти предложения, и переведены депозиты в средства размещения. То есть этот продукт есть. Это самое главное. Но, конечно, это происходит зачастую в аэропорту. То есть могут предложить вместо Шарм-аль-Шейха Анталию. И в первые дни больше 30% прямо этим и пользовались, не желая или рассчитывая, что назад дороже будет возвращаться. К.Т.: Ну да, или потому что все равно уже планы какие-то построены, отпуск взят. Ю.Б.: Поэтому в этом, конечно, плюс. Это во-первых. Во-вторых, организовать перевозку чартерную, заказать такие объемы могут только крупные компании. И таковые здесь являются. Разные объемы: даже если считать по тому, кто за рубежом, где-то от 5000 до 16000 оказались тех или иных клиентов, которых, конечно, они в состоянии вывести. И даже решить вопросы с теми, кто остался здесь. К.Т.: Уже заплатил, да. Ю.Б.: Конечно. Тем более, заплатил не полностью зачастую. И если вернуть сейчас депозиты авиаперевозчикам либо их реструктурируют по другим, то это не будет критично, и о банкротствах я бы не говорил. Хотя в первые дни это подогревалось. Если это пойдет по сценарию "верните все сегодня и сиюминутно", это даже банки рушились. Я не думаю, что сегодня законодательство не позволяет это сделать. И сегодня лояльность к клиенту – это ключ к решению проблемы. Сегодня тоже об этом говорилось. И все к этому приходят. Есть, конечно… В первые дни звучали штрафы при аннулировании тура. Сегодня это исключено вообще. И есть разъяснения и на портале Ростуризма, и у нас на Российском союзе туриндустрии. Но и сами операторы понимают, что все творцы своего счастья и несчастья тоже. К.Т.: Хорошо. Операторы более или менее в состоянии это выдержать. А маленькие турагентства. Мы все знаем, что проблема, например, моногородов, где если единственное градообразующее предприятие накрывается, то жизнь останавливается. У маленьких агентств, которые расположены в небольших и не очень благополучных городах – как у них быть? Потому что я думаю, что в крупных населенных пунктах, в областных центрах – там есть возможность тоже диверсифицироваться, потому что просто больше народу, и среди них больше состоятельного народу, которые в состоянии чуть побольше переплатить, взять другое направление. А много ли агентств, таких как моногорода, для которых главным направлением и чуть ли не единственным был Египет. Потому что просто их население окружающее ничего себе другого позволить не могло. Ю.Б.: На самом деле Египет – это привлекательное массовое экономичное направление, но высокорискованное. Мы вспомним 2011, 2013 год. И ряд крупных операторов не отказался на этом. То есть на самом деле многие ушли с этого направления, а некоторые еще очень осторожно шли. Поэтому агентства сегодня, конечно, теряют тоже, во-первых, клиентов, во-вторых, формально по закону о защите прав потребителя и к ним могут быть обращены требования. К.Т.: Конечно. Ю.Б.: Но по закону отвечает оператор. Он полностью отвечает за свой продукт. Поэтому потребитель, прежде всего, будет обращаться к тому, кто имеет возможность возместить. И такая установка дана и агентствам. Для них задача сегодня – нормально, корректно, лояльно общаться с потребителем. И в этом проблема сегодня. Потому что либо говорят "разбирайтесь с оператором", либо не в состоянии предложить замену. Много других "либо". Думаю, что зрелость турбизнеса в этом тоже проявляется в проблемной ситуации. Кто-то уйдет. Но, должен вам сказать, из-за падающего рынка последние 2 года практически около 30% и так уже ушло, как раз мелких, средних агентств, потому что не выдерживают именно сужения ассортимента, низкую маржинальность. Практически невозможно отработать на узком потребительском сегменте. А предложение "давайте внутренний рынок обслуживать" – оно жизнеспособно, но оно только начинает развиваться. К.Т.: Нам для внутреннего рынка еще очень много внутри страны нужно сделать, чтобы… Ю.Б.: И логистика, и качество, и стоимость перелетов, и размещение. И, наконец, просто продвижение этого продукта, формирование этого продукта. К.Т.: Сейчас некоторые губернаторы, которые у нас в студии бывают, рассказывают о том, что они что-то делают для этого, и достаточно интересные бывают идеи. Ю.Б.: Неинтересных регионов нет. Но мало иметь, надо уметь сформировать продукт, представить его на рынок, реализовать и дать возможность попасть, долететь. А у нас же во многие регионы только самолетом можно долететь, и стоит это гораздо дороже, чем попасть в тот же Египет, куда туда-обратно средняя цена 250 долларов. К.Т.: Кстати, раз уж мы о внутреннем туризме заговорили, представители регионов к вам не обращались за советом, как им обустроить свой внутренний туризм? Были какие-то? Ю.Б.: Постоянно обращаются. Я возглавляю комитет торгово-промышленной палаты. Еженедельно регионы представляют свой продукт в торгово-промышленную палату. В тройке приоритетов туризм. Сегодня нет неперспективных регионов. Есть или нет профессиональное отношение к этому. Безусловно, внутренний туризм развивается. Он имеет для этого стимулы, востребованность. Но нужно сформировать ликвидный продукт, чтобы люди могли и приехать, и получить, и вообще заинтересованы в этом были. Пока в основном 37% - это пляжный туризм. Это юг России. Поэтому так хорошо удалось продвинуть Крым, при достаточно убитой инфраструктуре, но выстроенной логистике, транспортном сообщении и поддержке на всех уровнях. И это себя оправдало. Нам нужно, конечно, по всей России тот диверсифицированный продукт, и культурно-познавательный, и экологический, и спортивный, и экстремальный, какой угодно – у нас все это на самом деле есть. К.Т.: Есть ощущение, что у нас весь внутренний туризм может попасть аккуратненько под определение "экстремальный". Ю.Б.: Но на самом деле из тех, кто работает по Египту, большая часть уже имеет хорошие программы - по Сочи, прежде всего, и по Крыму. К.Т.: Все равно с климатом ничего не поделаешь. Ю.Б.: Ничего не поделаешь. Но, тем не менее, зачастую у нас была такая ситуация, когда Краснодарский край как раз выступил инициатором, даже бесплатно принимал в ряде отелей, чтоб компенсировать потери. К.Т.: И заодно показать себя и приманить… Ю.Б.: Поэтому разные формы возможны. Это такой тренд, набирающий силу. К.Т.: Вроде бы государство обещало компенсировать какую-то часть расходов турбизнесу. Во-первых, какую часть? Во-вторых, кому? Большим агентствам, или вот этим маленьким, про которые мы говорили. И какой механизм поддержки, и насколько она реально компенсирует понесенные убытки? Ю.Б.: Мы сегодня обсуждали основные принципы этого. Потому что, во-первых, надо понять источник. Во-вторых, надо понять в целом политику оказания компенсаций, когда в целом экономическая ситуация сложная. "Мы вас в Египет не посылали" – можно так трактовать. Поэтому если говорить о туроператорах, они формулируют так: это те средства, которые могут и должны быть переданы потребителям. То есть не операторам, они не считают прибыль, а только тот ущерб прямой… К.Т.: Который нанесен гражданам? Ю.Б.: Да, конечно. Это либо те пустые рейсы, которые за счет, конечно, потребителя слетали туда. И суммы до четверга этой недели будут полностью определены. На сегодня там много цифр мелькает в СМИ. Они зачастую спекулятивного характера. К.Т.: Это постоянно. Ю.Б.: Проси больше – дадут меньше. Но порядка 1.5 млрд в целом эта перевозка может быть. Нас даже больше интересуют механизмы использования депозитов авиаперевозчиков. Они будут использованы для тех же потребителей на благо и перевозчиков, и операторов. В целом речь даже, я думаю, больше сегодня, это было подчеркнуто, идет о регулировании, о разрешении вот этих взаимоотношений, которые сегодня не всегда в пользу операторов. К.Т.: То есть сегодня решали, как, а потом уже – сколько. Ю.Б.: Конечно. Сколько, какие механизмы. Мы можем действовать только в рамках действующего законодательства. Это тоже непросто. К.Т.: Скажите. Наверное, всем интересно, и, может, сегодня об этом что-то говорилось. Потому что ситуация в мире неспокойна. Есть ли риск, что какие-то еще направления окажутся совершенно неожиданно или ожидаемо под угрозой закрытия? Ю.Б.: Об этом сегодня не говорили ничего. Но выездной туризм, конечно, с повышенными рисками всегда. Он низкомаржинальный и высокорискованный. К.Т.: Просто дайте совет. Буквально 30 секунд у нас осталось. С чем не рисковать? Ю.Б.: Если вы отправляетесь в путешествие, надо выйти на портал… К.Т.: Для тех, у кого еще остались деньги, конечно. Ю.Б.: МИДа. И увидите нерекомендуемые страны, там перечислены. И Роспотребнадзора, где особые эпидемиологические условия. Поэтому, может, разрешено, но не рекомендуется. И тогда вы снизите свои риски, которые, безусловно, всегда присутствуют. К.Т.: Но в правительстве сегодня не говорили о том, что собираются… Ю.Б.: Нет, об этом не говорилось. И, более того, говорилось о том, что не собираются в ближайшее время это вводить. К.Т.: И дай бог. Спасибо. Генеральный директор Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин был гостем студии программы "Де-факто". Увидимся. И будем надеяться, что все эти проблемы с отдыхом будут решены. Это была программа "Де-факто". Увидимся.