Николай Александров: Продолжая этот разговор о странных героях, о произведениях, которые ведутся из другого сознания, иногда довольно необычного, мне хочется, во-первых, назвать одну книгу. Она уже достаточно популярная. Это Уолтер Тевис «Ход королевы». Так она называется. Я думаю, что эта книга знакома, как ни странно, аудитории в первую очередь по сериалу «Ферзевый гамбит», или «Ход королевы», который многие с удовольствием посмотрели. Но Уолтер Тевис, конечно же, в романе представляет несколько иного героя, потому что главная героиня, гениальная шахматистка, которая становится чемпионом мира или собирается по крайней мере стать чемпионом мира, но это такой, если угодно, Фишер. Так много можно искать прототипов для этой героини Во всяком случае она вырастает в этом шахматном мире. А, кроме того, это еще и женщина, что вообще удивительно для шахмат. Так вот, ее характер и ее судьба полны разного рода причудливых обстоятельств, и самое главное, что сама главная героиня производит впечатление несколько странного подростка. Мы постепенно видим, как развивается ее сознание, как ее странности ей помогают, а иногда и мешают в жизни, приводят к некоторым трагическим обстоятельствам. Но, конечно же, здесь, во всяком случае в русском переводе, гораздо в меньшей степени заметна эта игра языка. И самое главное, что и сама героиня гораздо более адаптирована к современному миру и гораздо более коммуникабельна, нежели прекрасная Фаина из романа Аллы Хемлин «Интересная Фаина». И еще одна книга, которая на сей раз связана уже с масками, которые может надевать на себя писатель и выступать, говоря от лица этих масочных персонажей. Это книга Игоря Меламеда «Литературные маски: Друзья и родственники Семы Штатского». Это не просто псевдоним, а это гипероним, если говорить о фамилии Семен Штатский. Псевдоним, как правило, прирастает к писателю. Андрей Белый вытесняет как будто из реальной жизни Бориса Пугаева. То же самое можно сказать о целом ряде писателей. Можно вспомнить и Сашу Черного. Можно вспомнить и Анну Ахматову наконец. Гипероним – это не псевдоним. Гипероним – это выдуманный писатель, придуманный персонаж, который оказывается автором, который пишет свои произведения. И он существует рядом с автором, не замещая его. Он другой. Совсем недавно скончался замечательный писатель и критик Роман Арбитман, который, в частности, писал романы под псевдонимом Лев Бурский. Так вот, Лев Бурский – это не просто псевдоним. Это гипероним, это человек со своей собственной биографией. То же самое можно сказать и о Семене Штатском, который у Игоря Меламеда выступает как автор мемуаров, воспоминаний, как автор эссе и критических статей. Кстати говоря, некоторые журналы даже не увидели в этом литературной игры. Статьи Семена Штатского публиковались, например, в журнале «Новый мир». Правда, под другим именем. Но неважно. Здесь, в этой книге эта статья, посвященная Набокову, напечатана от лица Семена Штатского. Помимо статей, критических высказываний, мемуаров, в эту же небольшую книгу вошли и пародийные стихи Игоря Меламеда, который на самом деле известен как достаточно серьезный, а порой и трагический лирик. Во всяком случае я думаю, что очень многим эта книга, вышедшая в издательстве ОГИ, доставит удовольствие. Всего доброго. До свидания.