Ксения Падерина: Здравствуйте! Это «Финансовая грамотность» – программа о том, как зарабатывать, копить и тратить деньги с умом. С вами я, Ксения Падерина. По статистике, около 60% россиян сталкивались с мошенниками, причем многие из них даже несколько раз. Как защитить себя от преступников и как сохранить свои деньги? Об этом мы сегодня и поговорим. Голос за кадром: Не жалея себя, мошенники трудятся без выходных. Сумма, которая в прошлом году осела в их карманах, составила не менее 13,5 миллиарда рублей. Больше всего от преступников страдают простые граждане, в значительно меньшей степени – компании. Эта астрономическая цифра превышает годовые доходы большей части стран мира. Например, в Польше в казну поступает 90 миллионов долларов, а в Чехии – 83. Пока войну с мошенниками мы проигрываем. Число преступных операций за последние годы только растет. Аферисты продолжают атаковать доверчивых граждан, оттачивая навыки социальной инженерии. Виртуозно манипулируя сознанием своих жертв, они заставляют тех сообщать данные банковских карт и переводить деньги в неизвестном направлении. На фоне снижения успехов преступников в телефонном бизнесе они увеличили его в Интернете. Чаще всего люди прощаются с деньгами при оплате товаров и услуг. Возраст жертв мошенников – от 33 до 54 лет. Из их кошельков преступники ежегодно крадут в среднем 12 тысяч рублей. Кстати, чаще на уловки аферистов попадаются мужчины. За прошлый год только 7% россиян удалось вернуть украденные деньги. Это самый низкий показатель за последние два года. Ксения Падерина: Сегодня в студии «Финансовой грамотности» Галина Цех, Дарья Савенкова и Леонид Чуриков. Мы сегодня говорим про мошенников. Мошенники, к сожалению, постоянно придумывают какие-то новые схемы развода. Что вот сейчас в ходу, самое актуальное? Дарья Савенкова: Вы знаете, я бы не сказала, что они придумывают новые схемы. На самом деле схемы остаются классические. Они придумывают новые предлоги, которые очень хорошо ложатся в актуальную повестку дня. То есть это могут быть какие-то выплаты, связанные с сезонными какими-то мероприятиями. Леонид Чуриков: «Выплаты будут от государства», – и так далее. Или: «Ставки поднялись до небес, но мы начали их снижать. Обращайтесь. Вот наш сайт, вот наш телефон». Галина Цех: Мошенники очень хорошо знают все лазейки, которые сегодня, например, еще не закрыты, и они сегодня это используют. Завтра эту лазейку закроют – и завтра они придумают другой вариант текста. Дарья Савенкова: Что в ходу сейчас? Схемы звонков от имени государственных служащих, когда вас вовлекают в участие в какой-то спецоперации и просят перевести деньги на безопасный счет. Или когда вам звонят от имени сотрудника банка и говорят, что на вас оформлен кредит, и нужно оформить зеркальный кредит, для того чтобы перевести деньги опять же на защищенный счет. Ксения Падерина: О боже… Дарья Савенкова: Или когда вам могут звонить, например, по поводу каких-то компенсаций. Но вот что касается мошенничества в сети Интернет, то сейчас поддельные товары очень пользуются популярностью. Ксения Падерина: Людей заманивают так, что вы можете еще купить товары этих брендов, через какой-то склад заказать. Кто-то мне буквально писал, что таким образом попался, перечислил деньги куда – естественно, «на деревню дедушке». Галина Цех: Конечно. Леонид Чуриков: Мошенники давят на две «кнопки» – чувство страха и чувство надежды. Чувство страха: «Вы хотели купить кресло? Не купите». И тут же давится на чувство надежды: «Но у нас последние два кресла – красное и зеленое. Вы какое хотели? Синее? Еще одно синее осталось». И, умело надавливая на две такие «кнопки», они и добиваются результата. При этом чувство страха притупляется. То есть люди не могут все время быть в состоянии стресса. Вас пугают, пугают… А когда видят, что вы перестали пугаться, то говорят: «Видите, ситуация стабилизировалась». Дарья Савенкова: В продолжение известных брендов, которые ушли с российского рынка. Одна из крупных фирм, производящая смартфоны, сейчас крайне востребованные у наших граждан. И, находя объявления на бесплатных интернет-площадках, они видят, что продается… Ксения Падерина: Телефон. Дарья Савенкова: Да, телефон, пусть и не самой последней модели. Но цена настолько привлекательная, что человек отключает голову просто, не понимая, что не может стоить телефон так дешево. Но при этом ощущение, что этого больше никогда в жизни не будет, что все это ушло с рынка, видимо, срабатывает так, что, не задумываясь, переводят деньги – ну, мошенники, конечно же. Ксения Падерина: Какие-то еще мы можем описать схемы, может быть, самые распространенные, как обманывают доверчивых граждан? Галина Цех: Из недавних случаев. Моя знакомая решила купить билет онлайн на «РЖД». Она говорит: «Захожу на сайт, покупаю билет. Мне система говорит: платеж не прошел, повторите». Она говорит: «Провожу еще раз. Потом смотрю на телефон – у меня два раза счет списан. И опять пишет: платеж не прошел. И только в этот момент я понимаю, что что-то не то». И она смотрит на сайт, на название сайта, а оно одной буквой отличается. Леонид Чуриков: А представьте, сколько зарабатывают, например, сайты по мошеннической продаже пиццы. Миллион рублей в день, по статистике. А там транзакции маленькие. То есть вы, казалось бы, купили пиццу… Ксения Падерина: Ну, 500 рублей. Леонид Чуриков: Вам приходит сообщение: «Слушайте, платеж не прошел, заплатите еще раз». Вы – вторую маленькую сумму. А потом вам говорят: «Ой, два платежа. Мы сейчас вам один вернем». Вы – еще одну эсэмэсочку. С вас еще списывается. И вот по таким зернышкам собирается огромная сумма. Галина Цех: Сейчас очень модно стало использование чат-ботов, когда вам дают надежду. Вы заходите, например, в какую-нибудь соцсеть, которая с помощью мессенджера общается с людьми. И чат-бот очень быстро отвечает. И вот эта скоростная реакция подводит к цепочке, когда ты должен принять решение – да или нет. Ксения Падерина: То есть тоже можно таким образом «попасть», да? Галина Цех: Можно попасть. Потому что они говорят спокойно, уверенно (если говорить о психологической составляющей), потому что человека в колл-центре можно «развести» на эмоцию, а бот – он спокойный, уверенный, у него программа. Если человек сказал – действует так. Если человек сказал так, то так. Ксения Падерина: Слушайте, да, это, наверное, выглядит даже более достоверно, чем если бы позвонил человек, потому что тебе кажется, что раз это что-то такое уже автоматизированное, компьютеризированное, то, наверное, это действительно от банка, а не просто кто-то звонит. Служба безопасности банка вообще кому-нибудь звонит? Дарья Савенкова: Служба безопасности может позвонить, когда она зафиксировала какие-то подозрительные операции по вашим картам или счетам. Мы всегда звоним только с одного номера, который технически подменить никак нельзя. Если речь идет о других банках, то вы можете взять трубку… И вот если вам что-то смущает, то лучше сразу положить трубку и перезвонить по номеру, который указан на оборотной стороне карты. Все. Потому что если вступать в схватку с мошенником, ну, очень мало шансов, что вы все-таки выиграете. Галина Цех: Я слышала, что частенько в мошеннические уловки попадают даже сотрудники банка. Ксения Падерина: Да, кстати. Дарья Савенкова: Сотрудники банков и сотрудники силовых структур, к сожалению. Леонид Чуриков: Рекомендация – завершать разговор сразу. Почему? Потому что все, что вы скажете, со стопроцентной вероятностью будет использовано против вас. Ксения Падерина: А каким образом? Леонид Чуриков: Соберут информацию, все, что вы скажете, случайно произнесете: какие-то свои активы, есть ли у вас машина, где вы живете, чем вы обладаете. Чтобы человек знал, чего от вас можно в принципе получить. Какие-то ваши фразы, «да» или «нет» и так далее – для нарезки голосового сообщения, которое можно потом использовать для шантажа или для попытки обмана голосовой системы идентификации и так далее. Дарья Савенкова: Поддержу Леонида. Все, что вы говорите, это потом используется в еще одной популярной схеме мошенничества – так называемый «родственник в беде» или «друг в беде», когда вам поступает звонок с неизвестного номера. «Это мой новый номер, – вам сразу кто-то говорит. – Я Петя/Вася, Ваня. Запиши мой номер». А потом он вам перезванивает, и он у вас уже отображается как «Ваня, новый номер». И он вам говорит: «Слушай, я попал тут в беду. Срочно нужны деньги! Переведи». Леонид Чуриков: И плюс еще есть такая опасность. Люди очень самонадеянные. То есть человек с двумя образованиями считает, что если ему позвонил кто-то из колл-центра – значит, человек со средним или с неполным средним образованием. «Я просто сейчас поглумлюсь над ним». Имейте в виду, что этот человек уже доказал свою профпригодность просто потому, что он вам позвонил. Значит, он умеет на этом зарабатывать деньги. И то, что у него косноязычие и так далее, может быть, поможет ему прикинуться сотрудником правоохранительных органов. Ксения Падерина: Дурачком, да? Леонид Чуриков: Нет. Может быть, вы поверите как раз в то, что это какой-то сержант или ваш участковый. Или у него вкрадчивый голос, или еще какой-то. И в какой-то момент разговора он найдет, может быть, этот самый триггер. Вы поначалу ему не верили, а потом он… Кто-то верит все-таки тому, что его назвали по имени и отчеству. Это на кого-то уже влияет, располагает к себе. А кому-то, может быть, сумма на счете или последняя покупка, которую ему озвучат, и скажут: «Ну, вы же покупали вот на днях такую-то вещь в таком-то магазине». И человек скажет: «Да, точно». Дарья Савенкова: «Значит, точно из банка звонят». Леонид Чуриков: «Это точно из банка». Или еще какую-то маленькую вещь вам скажут – и вы поверите. То есть исключать этого не стоит. Галина Цех: Я вот по себе заметила, что сейчас очень хорошо работают паузы. Вот вам проходит звонок, вы берете трубку и молчите. И вы сразу определяете (там начинают говорить), кто это: чат-бот или конкретный человек. Конкретный человек на тишину как-то немножечко заикается. Как совет – не бояться отвечать не сразу, молчать и ждать реакцию. Второе, что очень хорошо срабатывает, – прикинуться дурачком. Задать какой-то глупый вопрос, который может быть не в тему и не идет в контекст с тем текстом, который сейчас вы услышали. Ксения Падерина: Например? Галина Цех: Ну, например, у вас спрашивают имя, а вы говорите: «А вы в каком городе сейчас?» или «Из какого города вы звоните?». То есть вообще задать абсолютно другой вопрос. Или, например: «Ой, извините, я вас не расслышала. Вы можете повторить еще раз?» И вот эти невпопад вопросы или фразы немножко сбивают и искусственный интеллект, и тем более человека, который по скрипту работает. Ксения Падерина: По какой-то методичке звонит. Галина Цех: Да, да. И они начинают обычно выдавать ту информацию, которая… Ты понимаешь, что они банк не тот скажут. И начинают уточнять: «А, это не ваш банк? А какой ваш банк?» Ну, тут уже понятно. Еще очень хорошо работает… Я прямо всем рекомендую! Вот если вам прошел такой звонок, то сразу ставьте на громкую связь, если дома кто-то есть или если вы на работе. Вот прямо подключать к общению еще чьи-то уши. Дарья Савенкова: Не оставаться один на один с мошенником. Галина Цех: Да. Дарья Савенкова: Потому что, как правило, их задача – вовлечь вас в этот единоличный такой разговор. Они очень часто говорят жертвам: «Никому не рассказывайте, что вы участвуете в спецоперации»; «Вот идете к банкомату деньги снимать – никому не говорите, что вы туда идете. Вообще по сторонам не смотрите, вообще никому не отвечайте. Подойдет к вам сотрудник вдруг в офисе и спросит: «Зачем вы деньги снимаете?» – ничего ему не отвечайте! Вообще ничего никому не говорите». Леонид Чуриков: Если вам звонит кто-то по поводу, о котором вы ничего не подозреваете, то, скорее всего, это мошенник. И когда мошенник звонит, суть его просьбы и звонка сводится к чему? К тому, что он без вас не может вас ограбить. По сути, все, что он вам говорит, какими бы фразами он ни пользовался, означает следующее: «Мы тут выносим мешки ваших денег из вашей ячейки в машину. Вы не могли бы спуститься нам помочь? А то уже спина болит». И вы говорите: «Сейчас, минуточку! Я кофе допью». А вам говорят: «Какой кофе? Ты видишь, тут бабушки носят. Давай бегом!» То есть второй момент: они вас подталкивают действовать побыстрее. Поэтому вы имейте в виду, что все, что делает мошенник – пользуется вашими руками, вашими руками вас грабит. Ксения Падерина: У нас есть реальная история человека, который неоднократно сталкивался с мошенниками. Давайте ее посмотрим. СЮЖЕТ Нариман Бакаев: Алло! Да, я вас слушаю. – Вы оплату почему не произвели еще? Пять дней назад надо было оплатить. Вы вчера, например, заходили в личный кабинет, а оплату не произвели. Почему? – Слушайте, что-то я не в курсе. Может, что-то перепутали? Нариман Бакаев: Со мной такая история приключилась – на меня оформили кредиты, о которых я даже не знал. Ну, примерно около 100 тысяч, короче. Я работаю врачом в поликлинике, то есть обычный человек. Это ударило бы, конечно, по карману. С учетом того, что у меня есть мои настоящие кредиты, лишние кредиты я точно не хочу платить. Ну, я обратился в полицию сразу практически. В процессе расследования я узнал то, что основной такой фактор – это взлом Госуслуг. И через Госуслуги подтверждается личность. Там есть еще другие методы, но это такой самый действенный. То есть указать просто чужие паспортные данные, подтвердить личность якобы – и, пожалуйста, деньги ваши. Это все сделано было дистанционно. В полиции посоветовали (я об этом не знал), что можно запросить открытые счета на свое имя в налоговой. И когда я получил этот документ, то там были как бы счета, которые мне не известны. Я вообще узнал, что есть такой открытый счет в определенном банке. Я, соответственно, в этот банк подал запрос, что это вообще за счет. Они сначала вообще найти не могли, типа: «Нет у вас такого счета». – «Ну как нет?» Они говорят: «А, он на другую, короче, SIM-карту оформлен». Найти какие-то концы, каких-то людей, которые это делали, тоже не представлялось возможности. – Мы изучили всю информацию. Ранее, действительно, данный номер был зарегистрирован на вас. На данный момент номер полностью закрыт. Нариман Бакаев: Лично я что сейчас делаю? Если мне позвонили с телефона, я его просто сразу кидаю в банк, что это мошеннический телефон, чтобы его хоть как-то заблокировали, в какую-то базу внесли, чтобы, по крайней мере, не могли они уже просто с этого телефона. Да, у них много телефонов, много SIM-карт, но это осложняет им задачу. Ксения Падерина: И как часто происходят такие истории? Дарья Савенкова: Ну, общеизвестная схема мошенничества – замена SIM-карты. Я бы посоветовала: если вы перестаете пользоваться какой-то SIM-картой, и у вас при этом к этому номеру была привязана карта в каком-то банке, то прийти в этот банк и сообщить о том, что вы больше не пользуетесь этим номером телефона, чтобы этот телефона отвязали от вашей карты. Допустим, наш банк обменивается данными с операторами сотовой связи, и мы факт замены SIM-видим. И поэтому дальше мы очень внимательно следим, какие действия происходят в профиле клиента. Ксения Падерина: А если, например, на тебя оформили кредит, то алгоритм действий какой? Что нужно делать, чтобы, в общем-то, его не платить? Дарья Савенкова: Ну, в первую очередь нужно идти с заявлением в правоохранительные органы, потому что вы должны заявить о том, что с вами случилось. Леонид Чуриков: Сейчас правоохранительные органы более или менее продвинутые. То есть если когда-то они могли еще такие дела не принимать, такие заявления… Ксения Падерина: Ну, посмеяться, да? Леонид Чуриков: Да. То сейчас на моих глазах не просто эти заявки принимались, а просто выезжала на дом оперативная группа, и помогали еще составить это. Человеку надо иметь в виду, что ему потребуется чем-то подтвердить те или иные действия. То есть он должен понять, что он потерял, сделать какие-то скрины переписки, посещения сайтов и так далее. То есть понять, какая информация может помочь следователям и так далее для доказательства его невиновности, потому что его тоже будут подозревать как участника преступной схемы, и для поиска тех, кто его обманул. Надо иметь в виду, что эта самая информация про вас собирается и агрегируется: номер телефона, номер паспорта, аккаунт к Госуслугам. А откуда он может быть? Ну, у вас пароль к Госуслугам может быть тот же самый, который был к почте, которой вы больше не пользуетесь. Почта утекла, пароль утек – и его сразу начинают пытаться применить к тем аккаунтам, к которым можно. Вот так вот взламываются полезные какие-то аккаунты. Ксения Падерина: А мне рассказывала знакомая, у нее ребенку лет, наверное, десять тогда было. Написал какой-то ребенок в какой-то игре компьютерной, в чате или где. «А давай вместе сыграем. А давай я тебе подарю…» В итоге он получил доступ к его телефону, взломал этот телефон. А проблема в том, что у этого ребенка стояли от родителей какие-то тоже установленные то ли приложения, то ли что. И вот он получил доступ сразу ко всему. Ну и поэтому, да, там была большая потеря денег. Естественно, он потерял свой аккаунт в игре. В общем, угнали все, что можно угнать. То есть, к сожалению, даже дети становятся жертвами мошенников. Леонид Чуриков: Потому что инструменты, с помощью которых получают удаленный доступ и так далее, общедоступные. Так же, как и средства для подделки телефонного номера. Это тоже может делать бот в известном мессенджере. Дарья Савенкова: Заведите себе за правило – менять постоянно пароли. Это у нас люди очень не любят, они прямо привыкают пользоваться исторически. Ксения Падерина: Да. Дарья Савенкова: И желательно, чтобы один пароль ко всем… Ксения Падерина: Да, во всех магазинах, во всех почтах… Леонид Чуриков: Во всех личных кабинетах, почтах. Ксения Падерина: Прямо страшно стало! Я сразу вспомнила все свои пароли от всех магазинов, почт и прочего. И я подумала, что… Дарья Савенкова: …вы не поменяете. Леонид Чуриков: Ну, если они вспоминаются – уже хорошо. Ксения Падерина: Да, надо заняться. Леонид Чуриков: Банки пытаются ставить дополнительные средства защиты – та же биоидентификация и так далее. Ксения Падерина: А это правда, что нельзя говорить «да» и «нет», потому что это записывается и будет использовано? Дарья Савенкова: Это может быть использовано. Другой момент, что, допустим, у нас в банке мы можем определить – настоящий клиент звонит или нет. У нас есть такие инструменты. Ксения Падерина: Почему банк не может отыграть обратно быстренько эти деньги, вернуть? Дарья Савенкова: Ну смотрите. Перед тем как начать пользоваться картой, клиент ознакомляется с договором банковского обслуживания, в котором четко прописано о том, что нельзя разглашать, какую критичную информацию клиент должен никому не разглашать. Но, к сожалению, к сожалению, клиент разглашает эту критичную информацию. Соответственно, банк здесь не может ничего сделать. Либо он приходит уже слишком поздно в банк, когда уже деньги ушли, потому что… Ну, представьте, деньги сейчас переводятся за секунды, а там уже человек в другом регионе стоит возле банкомата и ждет, когда они «упадут» на карту. Ксения Падерина: А если они еще не упали на карту, а вот они лежат у кого-то на счете? Условно, я иду по городу, я нашла сумку с деньгами, например. Я эту сумку возьму – меня потом обвинять в том, что я ее украла, например. Условному Васе Петрову прислали на счет деньги, он даже обманным путем эти деньги достал. Почему этого Васю Петрова… У него какой-то особенный счет? Дарья Савенкова: Нет. Смотрите. Если, допустим, это в контуре одного банка, то здесь проще на самом деле. То есть здесь можно, допустим, обратиться к этому Васе Петрову, но опять же по закону, и, соответственно, «отыграть» эту сумму, как вы говорите, если опять же не прошло больше двух дней. Если Вася Петров скажет, что эти деньги можно вернуть. Нужно согласие этого лица, по закону. А если эти деньги ушли с одного банка на другой банк, то, соответственно, там уже немножко сложнее. Нужно связываться с этим банком, с этим получателем. В этом банке уже нужно уточнять у получателя, что это за деньги, и не возражает ли он, что эти деньги вернутся обратно. То есть это по закону такая процедура. Ксения Падерина: А если… Например, представим гипотетическую ситуацию. Вот я, например, не дай бог, конечно, но, например, попала в такую ситуацию. Я быстро положила трубку, отправила деньги. И тут я: «Господи! Что же я наделала?» Побежала в полицию, например. Два дня еще не прошло. И я уже знаю, что отправила туда-то. Ну почему за вот этот короткий срок, даже с содействием полиции, если у меня есть заявление, почему? У этих людей какие-то особенные счета? Почему с этого счета нельзя эти деньги забрать обратно? Дарья Савенкова: Нет, если вы, как вы говорите, прямо сразу же опомнились, что вы перевели мошеннику, то вы можете позвонить в банк. По крайней мере, в нашем банке деньги вернутся сразу. Ксения Падерина: Отменить операцию, да? Дарья Савенкова: Ну конечно. Вы заявляете о том, что приостанавливаете эту операцию. Леонид Чуриков: Я бы на первое место поставил обращение в банк, потому что… Дарья Савенкова: Обращение в банк, конечно. Тут же надо позвонить в банк. Тут же нужно в банк позвонить. Ксения Падерина: А сколько, я не знаю, минут есть на то, чтобы в банке меня услышали и сказали: «Да, о’кей. Нажимаем кнопку «обратно»? Дарья Савенкова: Ну смотрите. В последние годы были приняты важные поправки в 161-й федеральный закон «О национальной платежной системе», и там говорится о том, что у банка есть двое суток, чтобы приостановить подозрительную операцию без получения согласия клиента на эту операцию. Ксения Падерина: То есть того, который получает, да? Дарья Савенкова: Нет, который отправляет. Ксения Падерина: А, который отправляет? Дарья Савенкова: Да. Допустим, вы отправляете деньги, а нам кажется, что вы отправляете подозрительному лицу деньги. И мы имеем право в течение двух суток эту операцию приостановить и связаться с вами, уточнить: «А действительно ли вы отправляете этому клиенту деньги?» И когда вы говорите: «Нет, не отправляю я эти деньги. Верните мне их обратно», – мы их вернем. Галина Цех: Кстати, очень удобная штука! Дарья Савенкова: Да. Галина Цех: Я сама два раза попадалась, когда якобы мои «знакомые» попадали в катастрофу, им срочно нужны были деньги. Вот я ее вижу. Я с ней вчера встречалась. Вот ее карта. Я перечисляю. И мне тут же от банка приходит информация: «А вы уверены?» И такой: «Оп-па! А это что такое необычное?» И эти два счета приостанавливала и не подтверждала. Ксения Падерина: А если, например, не было этой отбивки, но я сама поняла, быстро поняла, что я «накосячила». Я могу обратиться в банк, чтобы эти деньги мне вернули? Дарья Савенкова: Можете. Обязательно обратиться нужно в банк! И чем быстрее, тем лучше. Леонид Чуриков: Можете. Если вы заплатили на маркетплейсе за какой-то товар, со скидкой хотели купить ноутбук… Вот при мне была ситуация именно такая. Человеку не пришел чек. Все! Это свидетельство о том, что что-то не так. Ксения Падерина: Так? Леонид Чуриков: Тут же следует звонок в банк, и банк говорит: «Вы не волнуйтесь, средства заморожены». То есть антифрод-системы реально работают. Но дальше сам банк говорит: «А теперь вы пишите заявление в полицию, потому что нам нужно подтверждение, что вы не в сговоре, что вы действительно против этой операции. А дальше будет постепенный возврат». Ну, в течение какого-то времени деньги переходят назад. Дарья Савенкова: Так положено по закону. Леонид Чуриков: Проблема же вот в чем. Мошенники – это не Вася Пупкин, который в одиночестве решил вас обмануть и так далее. Это целая, реально серьезная структура… Дарья Савенкова: Сеть. Леонид Чуриков: …с юристами… Дарья Савенкова: …с психологами. Леонид Чуриков: …с психологами. Они продумывают схему в режиме реального времени. Если они видят, что запущена эта операция, они понимают, как выводить деньги, но не просто так, чтобы их вывести наличными и так далее, а чтобы еще и нельзя было юридически под это подкопаться. Ксения Падерина: Что банк делает для того, чтобы как-то противостоять всей этой системе? Дарья Савенкова: Банк в первую очередь совершенствует свою систему фрод-мониторинга, которая у нас основана на искусственном интеллекте, то есть о чем мы сегодня говорили. Когда вы совершаете какую-то операцию, система ее анализирует и в моменте принимает решение: принять или отклонить. Другой момент, что, понимаете, систему настроить можно, но вот голову клиента настроить банк, к сожалению, может в меньшей степени. И все, что нам остается – это проводить вот такие замечательные мероприятия по повышению финансовой грамотности. И чем больше, тем лучше, я считаю. Ксения Падерина: В итоге к чему мы приходим? Получается, ответственность на нас в первую очередь, на тех, у кого украли? То есть нам нужно в первую очередь думать о себе и не поддаваться? Выходит, что это все замыкается на человеке. Леонид Чуриков: Каждый человек должен сделать то, что в его силах. Если ты просто не пойдешь на поводу у мошенников… То есть принцип очень простой: не помогайте им. Вот это основная штука. Они написали вам или позвонили, потому что без вас сейчас они не могут обойтись. Не делайте лучше ничего! И тогда вы как бы… Ксения Падерина: …сохраните свои деньги. Леонид Чуриков: …сохраните свои деньги, да. Дарья Савенкова: Внесете свой маленький вклад. Ксения Падерина: А если все-таки украли, то что делать? Полиция. Дальше что? Что еще можно сделать? Дарья Савенкова: Обязательно уведомить банк все-таки, остановить заявление в банк. И обязательно подать заявление в правоохранительные органы, потому что без вашего заявления, во-первых, правоохранительные органы не узнают о том, что вас обманули, а во-вторых, наверняка таких, как вы, будут сотни и тысячи. И для того чтобы как раз саккумулировать эту доказательную базу, для того чтобы подкрепить и потом задержать этих злоумышленников… Чем больше уголовных дел будет возбуждено правоохранителями – ну, тем лучше. Ксения Падерина: Спасибо большое. Было сегодня очень интересно! Давайте кратко подведем итоги. На самом деле банки очень редко звонят клиентам, службы безопасности. Большинство звонков – это все-таки от мошенников. И лучше не вступать с ними ни в какие диалоги и, конечно же, не сообщать никому никакие данные карт, счетов и так далее, и так далее. Если вы что-то не запомнили – ничего страшного. Смотрите и пересматривайте «Финансовую грамотность». Встретимся через неделю.