Как тратить разумно, не теряя в качестве жизни?

Гости
Ян Марчинский
финансовый эксперт, инвестиционный советник
Андрей Писарев
директор дивизиона «Лояльность» Сбера
Алексей Герасимов
финансовый советник, писатель

Ксения Падерина: Здравствуйте! Это «Финансовая грамотность» – программа о том, как зарабатывать, копить и тратить деньги с умом. С вами я, Ксения Падерина.

Как часто вы покупаете ненужные вещи, выбрасываете лишние продукты, не замечаете мелкие траты? Как вернуть деньги в свой кошелек? Об этом мы сегодня и поговорим.

Голос за кадром: При желании «черные дыры» в своем бюджете может отыскать практически каждая российская семья. У более половины граждан они затягивают практически треть их доходов. И на вопрос «Куда опять делись деньги?» мало кто может четко себе ответить.

80% россиян периодически приобретают вещи, которые совершенно им не нужны. В списке бесполезных покупок: лишняя еда, одежда, обувь, гаджеты и так далее. Подсчитав одежду, которые вы не носите, а также обувь, сумки, украшения и другие аксессуары, которые лежат или висят мертвым грузом, вы легко можете ответить себе на вопрос: какую сумму выбросили на ветер?

Часто бессмысленным приобретением становится и кухонная техника: фритюрницы, йогуртницы, хлебопечки и другие узкоспециальные приборы используются несколько раз, после чего отправляются на заслуженный отдых подальше в шкаф.

Но, кроме больших покупок, есть еще и незаметные ежедневные траты. Например, четверть россиян не могут удержать от покупки, проходя мимо прилавков со сладостями.

Давайте подсчитаем, во что обходится привычка ежедневно радовать себя кофе с булочкой. При средней цене за то и за другое сумма в 200 рублей не кажется такой уж значительной. Между тем к концу недели она растет и складывается уже в ощутимую сумму, а в гораздо более весомую – к концу года.

Поэтому стоит прикинуть, сколько денег можно сохранять ежемесячно, убрав или уменьшив некоторые траты. А если умножить полученный результат на 12, то сумма годовой экономии может сильно впечатлить.

Ксения Падерина: И сегодня у меня в студии: Ян Марчинский, Андрей Писарев и Алексей Герасимов. Здравствуйте.

Мы сегодня говорим про разумное потребление. Мне кажется, что очень многим людям кажется, что вот если надо начать экономить, то – все, сразу ходим в обносках, покупаем самые дешевые продукты. А этого, конечно же, никому не хочется. И поэтому есть какое-то отторжение этой темы.

Ян Марчинский: Я согласен. Но здесь все происходит от чего? От незнания, наверное, каких-то самых примитивных правил финансовой грамотности населением, к сожалению, потому что, даже по статистике, у нас примерно 30% населения вообще не понимает, условно, сколько оно тратит в месяц.

Поэтому населению просто надо начать с того, надо вести четкий учет доходов, четкий учет расходов. Причем расходы с точки зрения того, что у них обязательные расходы, такие как, не знаю, квартплата, такие как детский садик, такие как, не знаю, медицина, и то, что необязательно. И вот когда у нас уже четкие какие-то цифры, на которые мы можем опираться, то вот от этого уже можно делать какую-то аналитику. Но это шаг номер один.

Ксения Падерина: А что можно отнести к необязательным расходам?

Ян Марчинский: Например, посещение ресторана. Например, дорогая одежда, новая косметика, возможно, путешествия, покупка, возможно, более дорогого автомобиля. Вот это необязательные расходы, например.

Андрей Писарев: Я бы здесь вообще разделил понятие «экономия» на две вещи. Это разумная экономия и жесткие ограничения. Необязательно расходы, спонтанные расходы… Зачастую это погоня за модой. Новый телефон выходит, у меня есть практически такой же телефон, одна-две функции отличаются, а я бегу и покупаю его. Выходит новая коллекция – хочу следовать моде, покупаю на пике, когда цена на самом верху.

Ну и про жесткие ограничения. Они тоже крайне опасные. Не знаю, можно дойти до паранойи и начать экономить на всем, на масле. Поэтому нужно искать баланс. Как сказал коллега, оценить, действительно ли эти траты для меня обязательные, могу ли я прожить без них. Ну и крайне важно, наверное, себя не ограничивать. Если я начинаю ограничивать – ну, мне становится дискомфортно.

Ксения Падерина: То есть это мы сейчас говорим про жесткие ограничения?

Андрей Писарев: Конечно, конечно.

Ксения Падерина: А есть ли моменты, когда уместны жесткие ограничения? Бывают ли такие ситуации?

Андрей Писарев: Однозначно бывают. И это, наверное, связано с разницей между моими доходами и моими тратами. Ну, допустим, если в какой-то момент я нахожусь в глубоких кредитах и понимаю, что мой привычный образ жизни не позволяет мне продолжать совершать те же самые траты – ну, конечно же, я должен загонять себя в более жесткие рамки. Но, чтобы этого не случалось, наверное, нужен какой-то финансовый план, который бы мне позволял более или менее комфортно чувствовать себя и оставаться в привычном способе потребления, в образе жизни.

Ксения Падерина: А вы как считаете, Алексей?

Алексей Герасимов: Ну, я считаю, если брать именно русский народ, то он впадает всегда в крайности: либо жестко экономит, либо, наоборот…

Ксения Падерина: Гуляет?

Алексей Герасимов: Да. То есть на все тратит. Целый год экономит, а потом выезжает в отпуск и хочет показать, какие мы все успешные и так далее. Но правда всегда находите посередине. И невозможно достичь какого-то финансового благополучия, не соблюдая баланс между текущими «хотелками» и долгосрочными целями. Но когда, знаете, очередной кризис случается, люди все чаще стали задумываться.

Потому что одно дело, когда денег не хватает до зарплаты, люди где-то занимают, ну, пытаются ужаться, а другое дело, когда людей сокращают с работы либо говорят: «Мы вас не сокращаем, но будем платить только «белую» зарплату». А все-таки…

Ксения Падерина: 30%.

Алексей Герасимов: Да. И поэтому человек начинает именно выкручиваться. Учет – это важно. Но важен не просто учет, а учет, планирование и анализ. Потому что когда человек просто учитывает…

Ксения Падерина: Просто записывать – это бессмысленно.

Алексей Герасимов: Да. Его хватает на два-три месяца максимум.

Ксения Падерина: Ну, потому что он просто записывает и думает: «О’кей, я записал. А дальше что?»

Андрей Писарев: Да. А дальше что? То есть нужно какой-то вывод сделать и проанализировать: «Что я буду дальше делать?»

Ян Марчинский: С этими знаниями.

Алексей Герасимов: Потому что какие-то категории не нужны. Но самая соль… Я веду учет больше десяти лет, это занимает несколько минут в день. Знаете, как люди чистят зубы каждый день, и у них не возникает вопроса: «Чистить сегодня зубы или нет?» Так же и учет – он занимает несколько минут. Но когда человек просто учитывает свои расходы в приложении или где-то на бумаге, то он более осознанно начинает подходить. И некоторые вещи он просто априори не начинает покупать. То есть он просто видит: «Действительно, а зачем мне это?» То есть не то что он даже где-то себя сдерживает, а он просто более осознанно подходит к самой покупке».

Ксения Падерина: Ведем учет. Потом мы делаем анализ. А следующим этапом у нас ведь должно быть еще и планирование, правильное? Планирование расходов.

Алексей Герасимов: Конечно. Смотрите, первый раз будет самым сложным, потому что некоторые люди просто стесняются записывать. Ну знаете, если кто-то хочет похудеть, он в зеркало редко смотрит.

Ксения Падерина: И на весы не встает.

Алексей Герасимов: Или специально красится, чтобы заштриховать свои недостатки. Так же и здесь – вот очень сложно посмотреть в лицо своим финансам.

Ксения Падерина: Правде в глаза.

Алексей Герасимов: Да. И вот он запланировал одно, и он понимает, что он вышел из бюджета, и ему не хочется анализировать. Ну, в первые два-три месяца это реально сложно.

Ксения Падерина: Это больно.

Алексей Герасимов: Но затем, понимаете, уже хорошая привычка нарабатывается и уже подход к финансам совсем по-другому идет. И знаете, я всегда делаю акцент на том, чтобы не просто именно только расходы свои считать, но и доходы. Нужно постоянно думать, как я могу чуть больше заработать: где-то прибавочка, где-то зарплату поднять и так далее. Потому что у нас фокус внимания во всей статистике на то, как прожить деньги. Вот раньше было столько, а сейчас столько. И все меньше, меньше и меньше… Вот нас всех меряют по прожиточному минимуму, знаете. А прожиточный максимум? То есть надо чуть-чуть и об этом тоже задумываться.

Ян Марчинский: Есть множество путей, как выйти на более высокий уровень дохода – как в своем городе, так можно и сменить город. Можно много чего поменять. Сейчас можно работать в Интернете. И если люди возьмут за фокус все-таки возможности и новый доход – я думаю, здесь у них будет гораздо больше… Скажем так, изменения в лучшую сторону будут значительно больше, нежели если будет фокус на экономии.

Ксения Падерина: Большинство россиян очень много денег тратит просто хотя бы на продукты. Вот мы можем дать какие-то советы, как оптимизировать эти траты без ущерба качеству?

Андрей Писарев: Очень простой принцип: не ходить в супермаркет на голодный желудок.

Ксения Падерина: Ну, это классика, да?

Андрей Писарев: Это классика.

Ксения Падерина: Но все об этом забывают. Все равно, так или иначе, в какой-то момент попадаешь в магазин голодный – и хочется купить все!

Андрей Писарев: Согласен, да. И самое главное… Даже когда в онлайне заказывают продукты, ощущение у людей, что они планируют: выбрал один товар, второй, третий. А на самом деле он не планирует свои затраты. То есть он планирует конкретную покупку в конкретный период времени. Он ни в коем случае не задумывается и не планирует, а как же он будет расходовать эти продукты питания, какой у них срок годности, насколько их хватит. Поэтому в ведро уходит довольно-таки большая часть продуктов.

Ксения Падерина: Можно составлять меню на неделю и уже заказывать или покупать только те продукты, которые действительно необходимы.

Когда люди переходят на онлайн-покупки, меньше ли у них становится чек средний?

Андрей Писарев: Здесь, наверное, есть три фактора. Первый фактор: в онлайне всегда можно найти альтернативный магазин и сравнить цены. Если ты приходишь в офлайн-точку…

Ксения Падерина: …ты уже не пойдешь через дорогу сравнивать.

Андрей Писарев: …ты покупаешь там. И более спонтанная покупка.

Вторая история. Как правило, онлайн-магазины не несут расходов на аренду, поэтому могут позволить продавать тот же самый товар дешевле.

И третья история. Когда я делаю покупку онлайн, она не спонтанная, она более осознанная. Я могу поискать какие-то специальные скидки, акции, много различных промокодов на первую покупку в Интернете лежат.

Ксения Падерина: Да, этого просто валом.

Андрей Писарев: Почему именно на первую покупку? Там тоже логика работает. Самый дорогой для любого бизнеса клиента – это тот, который к ним приходит первый раз. И экономя на его привлечении… А у каждого бизнеса есть своя стоимость привлечения клиента – от тысячи до трех тысяч рублей. Поэтому лучше идти даже не к известному магазину, а поискать какой-то новый для себя. Наверняка как для нового клиента у вас будет там хорошая скидка.

Алексей Герасимов: Важен какой момент? Есть такой постулат: чем легче деньги доступны, тем быстрее они тратятся, в том числе и в онлайн-магазинах. То есть, с одной стороны, действительно, до магазина надо дойти, там нападают маркетологи, а в Интернете – там контекстная реклама догоняет. То есть куда-то случайно нажал – и все, теперь месяц ты «дружишь» с разными магазинами и так далее.

Поэтому если брать онлайн-магазины, то я вообще какие советы дам? С одной стороны, люди всегда переплачивают за свою лень. То есть можно купить, не знаю… Вот сейчас майские праздники. Можно сейчас купить поездку, а можно купить за полгода – совсем другие будут цены. Забронировать отель. Поэтому заранее покупать, пользоваться разными скидками, типа «Черная пятница» и подобные вещи, не в сезон покупать вещи. Потому что сейчас начинается летнее время, и какие-то зимние вещи можно купить, автоматизировать рассрочки и так далее.

И все-таки, если мы говорим про магазины, там тоже самые лучшие и дорогие товары все-таки на уровне глаз. Как ходить в магазины, у кого действительно мало денег либо ограниченный бюджет? Нужно составлять список. И покупаем только то, что есть в списке. Если вам что-то понравилось, чего нет в списке, то нужно хотя бы выйти из магазина, знаете, паузу сделать, чтобы не было эмоционально. Либо – другой поход в магазин. То есть человек начинает осознанно…

Андрей Писарев: Либо вычеркнуть из списка.

Ксения Падерина: Да, что-нибудь взамен.

Алексей Герасимов: Нет-нет-нет. То есть это уже идет манипуляция. Один раз так поддался – и тогда уже система не будет работать. Это именно что касается таких жестких вещей, они должны быть.

Если бюджет сократился, люди любят тратить, всякие кофточки… Вот не больше четырех кофточек в месяц. Соблюдаем баланс по каждой категории, потому что, как я уже говорил, крайности: либо экономлю, оптимизирую, либо гуляю на все.

Мне нравится фраза «заплати себе», но многие ее неправильно понимают. То есть некоторые считают: заплатить себе – это купить какую-то вещь красивую. Но при этом человек не платит себе, а он платит все равно какому-то предприятию.

Ксения Падерина: Магазину.

Алексей Герасимов: Да. А заплатить себе – это значит выделить определенные средства на какие-то долгосрочные вещи или реализацию своих настоящих именно целей. Не какую-то безделушку купил…

Ксения Падерина: То есть в копилку сложить?

Алексей Герасимов: В копилку. Цель – инвестиции, то есть создать какой-то пассивный доход. Но себе заплатить, чтобы это осталось у меня по итогу. Но важно именно понимать, ради чего это вы все делаете – ради определенной цели. Если у человека нет цели, то это значит… Либо вы планируете ваши деньги, либо за вас их планирует кто-то другой – то есть те же маркетологи. Задача – потихонечку увеличивать именно свое влияние на это, то есть на ваши финансы, на вашу жизнь.

Ксения Падерина: На эти процессы.

Алексей Герасимов: Иначе вы будете плыть по течению.

Андрей Писарев: Алексей говорил про цели. Цель на мечту. Есть лайфхак: нужно ставить две цели с четкими сроками.

Ксения Падерина: Так?

Андрей Писарев: Если поставить одну… Вот у меня есть мечта – купить машину. Вот я коплю, коплю, у меня получается. Сегодня решил поехать в отпуск, думаю: «Ну ладно, куплю машину на два месяца позже или на три месяца позже». А когда у этой цели есть четкий срок, на который я поставил, а за ней стоит еще следующая, то тогда в этом случае всегда начинаешь более сдержанно вести себя, с точки зрения потребления. Достигаешь эту цель, ощущаешь некие эмоции, кайф – и идешь сразу же к следующей. Как только пошел к следующей, нужно ставить еще одну.

Ксения Падерина: Мне помогает устанавливать границы трат. То есть у меня есть в голове некий лимит – ну, например, 5 тысяч рублей. И я стараюсь просто за этот лимит не заходить. А вот что внутри этого лимита – ну, как мне захотелось. Может быть, в этот раз захотелось вот так, а в этот раз захотелось вот так. У вас есть какие-то внутренние лимиты?

Ян Марчинский: Ну, я честно скажу, что последние годы я не обращаю на это внимания, но я веду, наверное, лет восемь очень четкий учет всех моих доходов и всех расходов с последующим анализов – про что говорил непосредственно Алексей. А в студенчестве у меня, конечно же, была, мягко говоря, жизнь не сахар, то есть мы тратили примерно 5 тысяч рублей в месяц в 2010-е годы уже в России.

Алексей Герасимов: Где-то примерно 30–40% из дохода у меня идет на расходы. Большая часть из остатка идет на инвестиции. То есть я думаю о будущем, куда вложить, разные источники дохода. Есть большие покупки. И есть еще небольшая часть – благотворительность. То есть четыре категории.

Ксения Падерина: У нас есть сюжет, давайте его посмотрим.

СЮЖЕТ

– Алло. Вы уже приехали? Да, набирайте код и поднимайтесь на тринадцатый этаж, я вас жду.

Я живу по принципу разумного потребления. Я не хожу в продуктовые магазины. Чаще всего я заказываю онлайн – так получается гораздо выгоднее. Не покупаю напрямую обычно препараты в аптеке, а чаще всего я использую онлайн-заказы. В среднем это позволяет сэкономить до 30–40%. Есть очень много приложений, в которых отмечено, что, допустим, в ближайшей аптеке можно забрать уже через час.

К вещам у меня тоже максимально рациональный подход. Я считаю, что они должны выполнять определенные функции. Я очень люблю деловой стиль. Многих вещей у меня по несколько штук, разных цветов, но одинакового фасона. Например, как вот эти юбки, которые я очень люблю, их даже не нужно гладить, и с ними можно создавать большое количество образов. Также у меня есть пиджаки различных цветов, которые также можно сочетать с разными вещами – и это будет очень красиво и разнообразно.

На косметику я также не трачусь, в основном покупаю только духи или какие-то кремы для рук, ног и тела. Да и, наверное, на этом все.

Я работаю личным помощником в одной из крупных корпораций. Я получила высшее образование в Московском государственном университете имени Ломоносова, заканчивала я геологический факультет, кафедру минералогии. Так как я находилась одна в Москве, вся моя семья во Владивостоке, после четвертого курса я осознала, что через два года мне нужно куда-то съезжать, поэтому я поставила себе цель: за два года накопить на первый взнос и купить квартиру сразу после окончания университета – ту, на которую хватит.

Я работала параллельно с учебой в Министерстве обороны, при этом выходила на различные подработки моделью, на разные форумы и выставки, иногда даже в ночную. По большей части работала абсолютно без выходных.

Моя первая квартира обошлась мне в 3,9 миллиона рублей. Это было пять лет назад. Я гасила ипотеку досрочно, чтобы не переплачивать большие проценты банку. После этого я поняла, что жить там не смогу, потому что добираться до работы было минимум час. Я была не готова к таким квестам, тем более если они происходили ежедневно. Соответственно, я эту квартиру очень быстро сдала и стала снимать квартиру около работы.

Свою квартиру мне получилось сдать за 20 тысяч рублей, а квартиру на съем я нашла за 35 тысяч рублей, но при этом я полностью снимала с себя любые расходы на транспорт, потому что в среднем до этого у меня выходило практически 10 тысяч. Переплата в месяц получалась всего 5 тысяч, а экономии по времени – около 20 часов в неделю. Мне до работы идти в среднем 5 минут.

К выбору второй квартиры я подходила с точки зрения расположения в первую очередь, а также какой-то ее инвестиционной привлекательности. Я выбрала себе квартиру на берегу реки, недалеко от Москвы-Сити на стадии предпродаж по самой минимальной цене. Квартира вышла 12 миллионов, но в первый взнос пошла квартира, которая была у меня за городом. Она за это время подорожала до 6 миллионов. Ипотеку я брала на 30 лет, так как мне был важен маленький платеж. Этот платеж – примерно 50 тысяч рублей.

Я разделяю понятия «экономить» и «потреблять разумно», потому что экономия – это, наверное, не совсем моя история. Я очень люблю высокий уровень комфорта в жизни. Я могу позволить практически все, что мне необходимо на данном этапе жизни. Я могу путешествовать. Я посетила практически все интересные места России. То есть всегда можно посчитать и понять, что ты хочешь, чтобы не ухудшать свое качество жизни, при этом потреблять разумно и тратить меньше.

Ксения Падерина: Андрей, расскажите нам, что такое кешбэк и как им грамотно пользоваться, как все это применять. Как лично вы применяете эту систему?

Андрей Писарев: Это, по большому счету, скидка чистой воды, только скидка, которую не в моменте получает клиент, а отложенная скидка, которая возвращается либо деньгами, либо все чаще бонусами. Это так называемый бонусный кешбэк.

Ксения Падерина: Или баллами.

Андрей Писарев: Да, баллы, бонусы, мили, которые можно потратить либо в этом магазине, либо у партнера этого магазина.

Что такое кешбэк для бизнеса? Это инструмент. Если сравнивать два этих инструмента – а мы говорим о рублевом кешбэке либо о бонусном кешбэке, – то всегда встает спор: а что лучше? Рубли – красота, сразу получил…

Ксения Падерина: Ну да, вот они, живые, пойду и сейчас потрачу.

Андрей Писарев: Но если чуть глубже копнуть и понять логику происхождения, почему все больше и больше бизнесов уходят в какие-то бонусы, баллы, мили и так далее, то здесь у бизнеса гораздо больше возможностей, чтобы более щедро вознаграждать клиента.

Ксения Падерина: Привлечение клиента, чтобы он пошел, купил, пока баллы не сгорели? Получается так?

Андрей Писарев: Да, его сподвигнуть на более быстрый возврат. А если он не вернулся, то это экономия для бизнеса. А если бизнес сэкономил – значит, в следующий раз он может отдать еще больше клиенту. Все эти механики с бонусами чуть сложнее, чем обычный кешбэк, но, как правило, гораздо выгоднее. Если у клиента есть время изучить и понять, как это все работает, то на круг, на какой-то длительной перспективе, конечно же, бонусы становятся гораздо выгоднее.

Ксения Падерина: Есть бонусы «спасибо». А их можно как-то в рубли конвертировать?

Андрей Писарев: Выгоднее, конечно же, тратить у партнеров – купить новый дорогостоящий телефон за эти бонусы и получить эмоциональное ощущение: «Вот прямо на халяву мне достался!» В этом случае все больше и больше у всех программ лояльности. Становится такой важной задачей эмоциональная составляющая.

Ксения Падерина: А вы сами пользуетесь этой программой, у вас есть? Копятся баллы?

Андрей Писарев: Я пользуюсь, конечно, да. Я из категории копителей. Ну, я, наверное, раз в год где-то, когда накопил… Мне все-таки нравится ощущение, когда я что-то дорогостоящее получил, скажем так, на халяву.

Ксения Падерина: А вы пользуетесь кешбэком?

Алексей Герасимов: Я больше милями пользуюсь.

Ксения Падерина: Для полетов?

Алексей Герасимов: Да, для полетов. Причем там тоже ведь, когда трачу по карте, тоже мили накапливаются. На самом деле перед нами очень много возможностей. Но некоторые, когда они говорят слово «экономия», они говорят: «Как же я скажу друзьям или где-то в соцсетях, что я буду экономить?» То есть это не очень популярно.

Ксения Падерина: И вообще раздражает.

Алексей Герасимов: Да. А возможностей очень много: где-то мили, где-то именно кешбэк, где-то еще какая-то скидочка. То есть если человеку нужно что-то купить, именно стоящее, что у него есть в плане, то лучше, конечно, где-то месяц-два подождать – и можно дисконт получить, 30%, чем именно показать, какой он крутой, модный, ну и переплатить. Сейчас не то время, чтобы так просто-напросто деньгами разбрасываться.

Андрей Писарев: Скажу больше – можно моделировать. Ну, был вопрос о том, как я пользуюсь. Ну понятно, я грамотный пользователь кешбэков, коль имею отношение к этому.

Ксения Падерина: Давайте какой-нибудь лайфхак личный.

Андрей Писарев: Ну смотрите. Он даже не личный… Ну, можно и личный лайфхак. Здесь вопрос: продукт какого банка вы имеете? Практически у всех банков есть определенные категории, на которые есть повышенный кешбэк: рестораны, такси, продукты питания…

Ксения Падерина: Заправки, может быть.

Андрей Писарев: Да. Есть продукты кобрендинговые, с точки зрения как раз накопления тех же самых миль. И там, как правило, нет каких-то ограничений. И если это все детально изучить… А, ну и самое главное – практически у всех есть партнеры, которые дают эти дополнительные кешбэки от себя. И если каждый раз как минимум хотя бы к крупной покупке подходить осознанно…

Ксения Падерина: То есть не просто пошел и купил, а как-то подготовился.

Андрей Писарев: Да. Например, я смотрю: здесь у меня есть партнеры, хороший кешбэк; здесь есть от банка, и у меня конкретно есть такая категория. И я делаю покупку, допустим, используя карту конкретного банка. А завтра я делаю крупную покупку и понимаю, что… Например, на путешествие. Достаю мильную карту, делаю большую покупку – получаю большое количество миль.

Ксения Падерина: Ян, а вы пользуетесь какими-то такими программами? Или вы вообще не задумываетесь?

Ян Марчинский: Раньше пользовался, но сейчас я на это время вообще не трачу. Зачем? То есть это абсолютно не та статья, не знаю, расходов или каких-то бонусов, на которые стоит вообще обращать внимание, потому что есть гораздо более важные вещи в жизни.

Андрей Писарев: А можно я вопрос Яну задам?

Ксения Падерина: Да.

Андрей Писарев: Не было такого ни разу у вас? В компании успешных предпринимателей, сидите в ресторане. Приносят финальный счет. И все тянут: «Я рассчитаюсь!» – не говоря причину. А чаще всего у него, скорее всего, карта с хорошим кешбэком за рестораны.

Ян Марчинский: Сто процентов!

Андрей Писарев: И начинается фактически драка. А потом он снимает этот кешбэк, делит чек на всех. То есть, по крайней мере, по нашей статистике, более вовлеченными клиентами являются как раз те, кто получает более ощутимую сумму в абсолюте и больше тратит. Тогда они уже начинают следить за этими категориями. И какие-то 5–10% в ресторане – это мегаощутимая выгода для них становится, а особенно когда никто об этом не знает, а человек все равно потом пилит напополам.

Ксения Падерина: А он для себя немножечко заработал.

Спасибо большое. Было очень интересно! Давайте подведем итоги.

Мы говорили о том, что обязательно нужно контролировать и планировать свой бюджет, не ходить в магазин голодным, желательно ходить со списком, пользоваться всякими преимуществами в виде кешбэков и прочего, чтобы дополнительно еще какую-то выгоду получить от покупок. И задумываться о дисциплине, и задумываться об увеличении дохода, но при этом все-таки помнить о том, что просто увеличение дохода не спасет, это не является финансовой грамотностью, скажем так. Финансовая грамотность заключается все-таки немножко в другом.

Если вы что-то не запомнили – это не страшно. Смотрите и пересматривайте «Финансовую грамотность». Увидимся через неделю.